Опубликовал этот текст вчера под впечатлением от первой партии в Mage Knight у себя в телеграм канале, но что-то там всего 14 просмотров, поэтому публикую ещё и здесь.
Mage Knight - это игра Влади Хватила 2011 года. Издал он её не в своём издательстве CGE, а в американском издательстве WizKids. Игра занимает 20 место в рейтинге лучших настолок всех времён по версии BGG и является второй по популярности игрой Влади. Первое место уже много лет удерживает Through the Ages (3 место в рейтинге BGG). Лично я к TtA отношусь прохладно. Считаю её затянутой, слишком абстрактной с высоким порогом вхождения. И из-за того, что уровень комплексности Mage Knight близок к Сквозь Века, а время партии, вероятно, даже больше, надежд относительно неё я не питал. И тут я должен был бы сказать, что сильно ошибался, но следует оговориться.
С течением времени, всё глубже и глубже погружаясь в настольное хобби, я выработал вкус, не обязательно хороший, но какой уж есть. Я люблю элегантные дизайны. Мне нравится Duke, за то, как просто он прикрутил к шахматам суперсилы, мне нравятся Raiders of the North Sea за то как просто автору удалось превратить механику выставления рабочих из кризисной в, наоборот, расширяющую возможности, мне нравятся Alchemists за невероятно сложную, но при этом крайне логичную и понятную систему смешивания зелий. Я могу забыть правила своих любимых игр, но они там настолько красивые, что мне требуется прочитать лишь пару абзацев из их рулбуков, и весь игровой процесс выстраивается у меня в голове без каких-либо проблем. A Mage Knight - это бардак, творческий беспорядок, творящийся в голове фаната пошаговых стратегий 90-х.
Каждый игрок выступает в роли рыцаря-мага, отправившегося покорять незнакомые земли. На их пути встречаются различные монстры, поселения, монастыри, замки, крепости, подземелья и другие фэнтезийные локации. Каждый из героев оснащён своей колодой, которую он прокачивает по ходу игры, с помощью неё он путешествует по карте, открывает новые территории, сражается, защищается, копит силу, читает заклинания, нанимает отряды поддержки... Живёт жизнью героя. Я не хочу описывать весь игровой процесс, поверьте мне на слово, он не из простых. Приведу небольшой пример, как проходит бой. Мы встречаемся с монстром, пытаемся его покалечить дальней атакой, конечно если он не фортифицирован. Далее враг наносит урон нам, которого мы можем избежать, заблокировав его атаку. Блокируем мы ее по силе атаки монстра, если эта атака разделена, мы должны заблокировать каждую из частей отдельно, и мы обязаны заблокировать её полностью, или не блокировать совсем. Атаки могут иметь элементальную силу, тогда их необходимо блокировать дважды, или соответствующим элементом. Атаки могут быть быстрыми или медленными, что также добавляет определённые нюансы. Если мы не смогли заблокировать атаку, мы получаем урон, получаемый путём деления силы атаки на нашу защиту, с округлением вверх, если атака не отравлена (это удваивает урон, половина которого становится отложенной) или не брутальна (эта атака игнорирует защиту), урон можно распределять между отрядами поддержки, но у них свои показатели защиты. После этого, мы атакуем врагов в ближнем бою. Тут важно, имеет ли монстр сопротивление к различным элементальным атакам, что удваивает необходимый урон, так же враги могут защищать друг друга... Бардак, натуральный бардак. Я вспомнил далеко не всё, но думаю, основную мысль я донёс.
Это сложная игра. BGG оценивает её сложность в 4.24 из 5. Но её сложность вытекает из обилия нюансов и возможностей. И если первое может с лёгкостью привести к головной боли, то второе вызывает неподдельное восхищение. Вот какая ситуация произошла со мной. Ближе к концу игры на поле выползают драконы, они имеют элементальные атаки, они имунны к разным типам урона и они крайне сильны. Я искренне не понимал как такого можно убить. Сначала необходимо накидать много карт чтоб отбиться, потом нужно накидать столько же карт чтоб по-атаковать. Сколько на это уйдёт маны, сколько времени придётся ждать чтоб в руку пришли нужные карты... Страшно подумать. Я смотрел на него и громко возмущался, что это невозможно, пока что-то не кликнуло. Я увидел как его убить используя комбо из нескольких карт, отрядов и артефактов. Была игровая ночь, и заклинания становились сильнее, при помощи своего я призвал самого сильного героя из представленных наёмников, с элеметальной атакой, для которой нужно потратить кристалл маны, использовал другого наёмника, чтоб понизить защиту врага, и артефакт, чтоб увеличить славу от битвы. Дракон пал от одного удара, нанеся мне прорву урона, который я полностью вылечил на следующий ход, частично скинув его другому игроку, используя прокачанные способности своего героя.
Mage Knight заставляет тебя комбинировать простые действия. Каждая карта, каждый отряд, каждый артефакт по отдельности не стоят ничего. Ты, скорее всего, не сможешь даже сдвинуться с места, использовав только одну карту передвижения, но отсутствие ограничения на количество сыгранных карт позволяет строить комбинации, из которых ты сможешь горы свернуть, причём секунду назад ты об этом даже не догадывался. И вот это осознание - оно бесценно. Когда ты приходишь в подземелье с атакующей рукой, понимаешь, что тебе не хватает совсем немного, и ты начинаешь судорожно складывать пазл, как хотя бы не получить урон. И самое классное, что он складывается. И за счёт этого, особенно классным кажется решение с уроном, ограничивающим тебе руку. Чем меньше карт у тебя на руках, тем меньше комбинаций ты можешь составить. Раны ударяют тебя по самому ценному и больному в игре, и ты их ощущаешь больнее, чем потерю пары очков.
Магорыцарь - это евро игра. Игра, где механика преобладает над тематикой. И механизмы, хоть и расположены здесь довольно хаотично, работают как часы. И мне, как евро-игроку это наиболее важно. Мне приятно, когда то, могу ли я победить в битве решается не броском кубика или случайно вытянутой картой, а построенным мной движком, и моей способностью собрать нужную комбинацию. Удивительно видеть именно такую игру про приключения, не чувствующуюся математической задачкой, какой, например, является Андор. При этом, это не означает, что в игре нет случайности. Есть и броски кубиков, и рандом вышедшей карты или жетона, но у меня ни разу за игру не было чувства, что я не смог сделать что-то из-за случайности. У тебя всегда есть альтернативы, не разграбить храм, так убить орков, не нанять героя так найти артефакт. Это хороший геймдизайн. Крайне хаотичный, но хороший.
Меня удивляет, что вокруг игры так мало шума. Не поймите меня неправильно, 20 место из 100000 - это очень круто, но на игру нет видеообзоров, например. Есть Dice Tower и Rhado, но они снимают видео про вообще все игры, есть небольшой сегмент у SUSD, который легко пропустить и есть вереница обзоров и летсплеев бородатых мужиков, с плохим звуком, картинкой и невнятной риторикой. Про дополнения информации, почти, нет. К тому же, везде мелькают упоминания о том, какая это хорошая соло игра. А она, между прочим, включает в себя ПвП, ПвЕ и кооперативные сценарии, при том что даже одного сценария будет достаточно на большое количество партий. Возможность играть соло, конечно, преимущество, но, далеко, не главное достоинство Mage Knight.
Удивительно, но несмотря на свою несобранность, игра мне понравилась, даже очень. И я, пожалуй, скажу, что она, всё же, элегантная. Элегантная, как сумасшедший гений, постоянно бормочущий себе под нос различные формулы, которого все окружающие считают немного не в себе, но если с ним пообщаться побольше, узнаёшь, что он довольно приятный собеседник, да и тоже любит бельгийское пиво. Игра определённо не для всех (как и бельгийское пиво, лол), наша первая "укороченная" партия длилась в районе 4-5 часов, и не все до конца поняли правила и вникли в нюансы. Я больше скажу, я понял, только потому что я всё же поглядел видео тех бородатых мужиков. Это очень особый настольный деликатес, попробовав который ты либо захочешь ещё, либо выплюнешь, и долго будешь пытаться вымыть изо рта послевкусие.
P.S. Я хотел описать впечатления от механик, поэтому ни слова не сказал про внешний вид. Надеюсь, фоточки говорят сами за себя. Игра выглядит офигительно.
Не спешите, вот Лавка откроет предзаказы, тогда шум и начнется.
А сейчас чего шуметь зазря? По какой-то древней игре для бородатых дядек.
Шум, поражденный желанием продать игру, не несёт в себе информативной ценности ;)
пишем в вк переодически, да и на тесере видим, что нет нет да появляются различные обзоры, думаю вполне достаточно, чтобы принять решение.
Если бомбить каждый день, то эффект будет имхо противоположным.
У нас есть издательство, у которого все игры (с их слов) бомбические. Вот пусть они и бомбят обзорами. А Лавка для сохранения стиля должна обзорами жечь!
когда это было, нас Архисерг зашутил на тесере и мы давно уже перестали так "загораться".
А МК не нужно бомбить обзорами, в него надо играть, что последние две пятницы лично я и делаю:) Какой-либо похожей игры, дающей столько же эмоций для меня лично нет, детализация мира и указанная автором комбинаторика зашкаливает.
Конечно это моё личное мнение, не судите строго.
когда будут известны срока начала сборов на игру и цена?
ориентировочно 15 сентября. по цене позже
Приятная новость, спасибо.
Деньги отложил ещё в прошлом месяце. Ждёмс)
Блин, я надеялся к днюхе (ноябрь) себе взять. Если сентябрь -- сбор, то получение уже в 19-м, да?
Бедный Иа, что с ним делают на диване?
Он стал лучшим другом кота.. лучше не задавать вопросов)
мы и не будет, чем занимаются два взрослых животных (пусть один из них и плюшечный) за закрытыми дверями это их дело. Главное, чтобы не мешали автору играть в МК :)
Хорошие прохождения, правда соло и с допами вроде есть у I play solo. нереклама :)
Я, кстати, видел. Многочасовое видео из нескольких частей про соло составляющую игры. Качество звука и видео неплохие, но вот формат совсем не мой. Я за более сжатые рецензии :)
Написано сочно :)
Такие отзывы вызывают гораздо большее желание приобрести коробку, чем большинство рекламных усилий издателей.
Ну, скажу, фотки не вызывают особого желания купить прям сейчас. Чисто внешне игра выглядит устаревше по сравнению с каким-нибудь MD. Но в отличие от последнего, судя по отчёту, сюда завезли геймплей, а это важнее. Захотелось сыграть.