Введение
Количество научно-фантастических сериалов в наши дни не блещет многообразием, их основной «бум!» пришёлся на конец двадцатого века. Я не могу назвать себя ярым фанатом данного жанра, но когда-то давным-давно, в далёкой-далёкой га в детстве каждая новая серия «Вавилон 5» накрепко приковывала моё внимание к экрану телевизора. О существовании франшизы под названием «Battlestar Galactica» ни тогда, ни сейчас я толком и не знал. Подозрения были, но не более. Я довольно скептически отношусь к продуктам, выходящим под знаменитыми торговыми марками, и ориентированные, по большей части, на фанатов серии, поэтому, когда мне предложили сыграть в одноимённую настольную игру, единственным весомым аргументом, склонившим чашу весов, было предложенная мне краткое описание игрового процесса. Ну как можно отказаться от социально-полукооперативной игры являющейся необычным сочетанием игры рука об руку, но без малейшего намёка на доверие, потому что среди игроков предатель?
Знакомство с правилами
Суть игры совсем незамысловатая: игроки, сформировав сплочённую команду, должны долететь на космическом крейсере «Галактика», по совместительству являющемся последним пристанищем человечества, отражая бесчисленные атаки военного флота враждебно настроенных сайлонов и разрешая последствия тех или иных событий, случившихся на корабле (и, по всей видимости, имеющих связь с событиями телевизионного сериала). Казалось бы, всё довольно стандартно, только игра преподносит ещё один пункт правил – каждый игрок имеет как минимум 1 карточку роли в начале игры и 2 – к её концу. Разнообразие их не столь велико: человек, сайлон (предатель), сочувствующий (человек или предатель, в зависимости от обстоятельств). В этой части игры как раз-таки и кроется социальная составляющая подопытного. Ну, по крайней мере, должна крыться, но об этом позже. Книга правил не может чем-либо похвастаться, но и обвинить её не в чем. Механика игры описана доступно, первое прочтение не обязывает иметь на руках какие-либо иные компоненты из коробки с игрой. Последовательность хода, базовые игровые ситуации – всё подробно расписано и проиллюстрировано. Достойный rule book, чтобы научиться двигать фишки.
Комплект игры. Визуальное оформление
Игра включает в себя большое число различных компонентов: разного типа карты, фишки игроков, маркеры космических кораблей, игровое поле, игральная кость и пару десятков эпизодических маркеров и каунтеров. К комплектации претензий нет, но вот оформление заставляет задаться парочкой вопросов. Во-первых, маркеры космических кораблей людей и сайлонов. Нет, вопрос не в качестве – оно тут достойное и фигурки, при желании, можно раскрасить самостоятельно. Вся беда в логике исполнения: самые эффектные и мощные боевые единицы сайлонского флота именуемые «Звёздами», которые в процессе игры появляется и исчезает с космической карты игрового поля, выполнена из картона. Однако аппараты-разведчики людей, всю игру располагаемые на отшибе игрового поля и постепенно просто выбывающие из игры, выполнены из пластика. Причём, насколько мне известно, пластиковые миниатюры Звёзд присутствуют в дополнении.
Следующий субъективный, но всё-таки недостаток оформления - иллюстрации большего количества карт используют кадры из телевизионной новеллы. Мне как человеку, совершенно не знакомому с сериалом, абсолютно безразличны эти лица, но это лица живых людей, поэтому с долей абстракции к ним относиться так же не получается. И дело даже не в том, что я в принципе не знаком с сериалом (новая редакция A Game of Thrones вызывает чуть более снисходительные, но всё-таки аналогичные чувства). Мне подавай яркие или даже тёмные иллюстрации, но я фанат качественной рисовки.
Игровой процесс
Игровой процесс заключается в цикличном повторении одних и тех же действий каждым игроком: набор карт умений на руку, перемещение персонажа, применение действия, розыгрыш карты кризиса (читай «события»). За редким исключением порядок этот остаётся постоянным для каждого игрока вне зависимости от игровых событий.
Каждый игрок примеряет на себя шкуру одного из ключевых(?) персонажей сериала, наделённого одной неограниченной по применению способностью, одним одноразовым умением и некоторым штрафом. Также персонажи обладают определённым набором карт умений, базирующихся на своей специализации (умение пилотирования. лидерства, инженерных навыков и т.д.).
Одним из основных элементов игры являются карты умений. На них возложена большая часть игровых функций, в доказательство чему можно отметить, что они могут применяться в каждой фазе. Но, несмотря на столь важную роль и количество карт умений, разнообразием они не блещут – каждая из 5 колод наполняется картами всего двух видов (итого 10 различных умений), различающихся лишь силой (о которой ниже). С другой стороны стоит признать, что данное решение позволяет не перегружать игровой процесс, который и так требует времени для освоения.
А теперь о наболевшем – о социальной составляющей игрового процесса. Услышав о присутствии в игре которой, невольно вспоминаются семейные узы где-то на юге Италии, ощущение интриги и трепетное ожидание предательства. И всё это, безусловно, присутствует в Battlestar Galactica, но если Вы считаете себя ярым фанатом популярной «Мафии», основанной на логике психологии человека, первые пару партий однозначно разочарует Вас. Связано это с механикой игрового процесса, которая подразумевает, что игроки-персонажи возлагают на себя колоссальную ответственность за судьбу всего человечества и просто обязаны уметь анализировать каждую новую ситуацию с целью решения, чем можно пожертвовать, сдавшись без боя, а за что необходимо сражаться до последнего вздоха. И вся социальная составляющая игры сводится к умению правильно оценивать ситуацию, предполагать дальнейшее развитие оперировать фактами, подводя их к результату, выгодному для Вас и только для Вас, и, в конце концов, просто хорошо разбираться в механике игры, а не в соседях справа или слева.
И тут со всего маха мы врезаемся в главный подводный камень игрового процесса – бездонную пропасть между новичками и игроками опытными. Первые всю игру делают наиглупейшие ошибки, они, в принципе, не знают эффективных тактик игры, тактик, которые позволяют медленно, но верно подводить игроков-людей к их великому спасению или, максимально долго выдерживая интригу, сокрушительному поражению. А опытным игрокам просто скучно играть с новичками. Скучно, даже не по причине лёгкой манипуляции игровой ситуацией, а потому что для них пропадает атмосферность игры. Опытным игрокам игровой процесс с новичками может быть интересен лишь по двум причинам: 1. чтобы познакомить или обучить игроков; 2. чтобы «потроллить» новичков и расслабиться за любимой игрой. Но каждый пункт подразумевает отсечение от игрового процесса главной, как мне кажется, задумки создателей – атмосферу интриги и накала страстей. Стоит также отметить, что помимо ролей и лояльной принадлежности в игре присутствуют титулы президента и адмирала. Эти титулы не являются возможным дополнением к игровому процессу с целью добавления разнообразия, они обязательны. И их наличие только усугубляет ситуацию несоответствия уровня игроков за игровым столом.
Заключение
В заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что Battlestar Galactica – это действительно игра с кооперативной механикой и элементами социального взаимодействия. Нельзя не отметить ещё раз, что игра обладает своей особенной атмосферой, пропитанной, как утверждают очевидцы, духом сериала. И после первой партии даже вероятно возникновение желания познакомится с первоисточником. Но этот продукт всё-таки чересчур ориентирован на фанатскую аудиторию. Аудиторию, которые поимённо помнят всех персонажей, у которых перехватывает дыхание при виде знакомых декораций именитого космического крейсера и которые имеют в своём окружении людей с приличным количеством сыгранных партий. В противном случае, игра теряет свой основной шарм и становится просто хорошей игрой.
Пф. Я сериал не смотрел, но считаю игру просто офигительной.
Я не называл её плохой. Я просто акцентировал внимание на посредственное, хоть и качественно выполненное, оформлении игры и сложную механику, которую невозможно распробовать и уяснить с первого, со второго и даже с третьего раза. И это не я не называю плохим качеством игры,это даёт хорошие возможности для реиграбельности, но обратная сторона монеты - необходимость в опытных игроках за столом.
Я вас понял, не беспокойтесь. Просто говорю, что не будучи знакомым с сетингом, всё равно получаю колоссальное удовольствие от каждой партии.
"Посредственное" и "качественное" оформление как-то взаимоисключается.
Нельзя ставить в минус, даже субъективный то, что вам не нравятся фотографии из игры по киносериалу. Тем более что они привязаны к названию кризисов (карт).
P.S. Игру невозможно распробовать одной-двумя партиями, правила таки довольно объёмны. К сожалению после таких тестовых и скучных партий с разбором правил людей, не зацепивших, тяжело усадить ещё раз и игра начинает собирать пыль.
Resistance спасает ситуацию, тут тебе и интрига и предатели и скорость и факты для анализа и обсуждения.
>"Посредственное" и "качественное" оформление как-то взаимоисключается.
Почему - посредственное художественное решение и качественное исполнение.
>Нельзя ставить в минус, даже субъективный то, что вам не нравятся фотографии из игры по киносериалу. Тем более что они привязаны к названию кризисов (карт).
Почему нельзя? Многим оформление игр Flying Frog не нравится из-за использования фотографий - мол, в настолке им качественный арт нужен, а "когда мы над старинной дворянской одеждой видим лицо и всю голову буфетчицы современного зенитного училища, что-то мешает нам поверить в ее латынь" (С).
Давайте не будем вырывать из контекста слова, потому что "посредственное оформление", но "качественное выполнение". Оформление и исполнение всё-таки вещи различные.
И почему в своём личном мнении я не могу выделить субъективный (в тексте так и написано - "субъективный") минус игры?
P.S. На момент публикации мной было сыграно 4 партии в Battlestar Galactica. Минусы игры до сих пор никуда не делись, плюсы (на которые, почему-то, никто не обращает внимание, но я их выделял ничуть не меньше) тоже остались на месте.
+100500
Спасибо за статью! Вы отлично описали причину, по которой я перестал играть в BSG: 4 часа попыток объяснить новым игрокам, как нужно действовать, убивают всё удовольствие. Мне, вероятно, повезло познакомиться с этой игрой в хорошей компании - одной партии хватило, чтобы понять и полюбить её. А сериал я так и не посмотрел - чего я там, собственно, не видел? (-:
А как, не объясняя игру новичкам, увеличивать количество игроков? Как вариант, садить за стол только новичков, параллельно играя во что-то свое. Но есть шанс , что они что-то упустят или недопоймут.
Я не говорю, что этого не нужно делать. Но когда компания непостоянная и в ней мало опытных игроков, вся атмосфера и интрига игры теряется за разбором правил и объяснением технических нюансов.
А особенно злит, когда новичок начинает делать вид, что ничего не понимает, и под этим предлогом пакостит. Непонятно - то ли учить его, то ли сразу в шлюз.
Так может он сайлон?
В том-то и вопрос (-:
Интрига)))
))))
Мне кажется проблема игры совсем не в этом. Даже средней сообразительности человек к 3 своему ходу способен разобраться как "работает" игра.Но для этого у него должно быть желание играть, а когда кто-то играет за тебя - желания куда-то испаряется. Поэтому у нас негласное табу - молчать во время хода новичков, пусть разбирается сам.
Проблема игры в рандомности расклада. Бывают партии когда игра прямо провисает - кризисы не опасные, космос чист. Если новичок попадает на такую партию, шанс что он согласится играть еще раз минимален.
Кстати, в нашей компании большая часть игроков сериал посмотрели под впечатлением от игры. Так что я бы поспорил с автором о "фанатской аудитории".
Тут я не согласен совершенно. Это кооперативная игра. Нельзя просто молча играть. Весь смысл именно в обсуждениях в советах. В том числе в НЕПРАВИЛЬНЫХ советах.
Самое главное объяснить новичку, что он должен сам выбрать кого слушать.
Нельзя мешать мясным мешкам делать ошибки...
=)
У игры нет проблем. Что до советов и обсуждений, то я обычно просто перечисляю сомневающимся все доступные варианты действий вплоть до возможности раскрыться прямо сейчас
" Но этот продукт всё-таки чересчур ориентирован на фанатскую аудиторию."
чрезвычайно живучий миф. Только я присоединил в живую к экипажу "Галактики" человек 15, не меньше(естественно учитываются только те, кто с удовольствием раскидывал далеко не одну две партейки. Из них сериал смотрели 3-4)
Проблема новичков, как я уже не раз говорил, решается только последующими играми. Порог вхождения, т.е. когда игрок новичок начинает принимать грамотные и осознанные решения около 4-5 игр.
Прошу понять меня правильно, про ориентированность на фанатскую аудиторию я говорю исключительно по вопросу оформления. Ну не люблю я на игровых аксессуарах использование заимствованных из сериала кадров. И дело даже не в том, что я не смотрел сам первоисточник - аналогичную проблему я могу определить и к переизданию LCG A Game of Thrones с подобным подходом к иллюстрациям. Хотя сериал отнял (и ещё отнимет) приличную часть моей жизни.
Не надо оправдываться. Вы написали отличный обзор, прекрасно сформулировали своё мнение. Мне, как человеку видевшему одну серию фильма и ни разу не игравшему в в игру было очень интересно прочитать . Спасибо огромное.
ну здесь на каждого не угодишь. Меня вполне устраивают кадры из фильма, с кем играл - никого не напрягали. Согласен, это вопрос сугубо личного отношения.
Я так понял, что попал новичком в группу? И при этом не разочаровался в игре? Хороший знак, игра то стоящая, если в ней разобраться.
Я понял что вам милее когда нарисованы непонятные крестики, нолики, звездочки и точки в настолках.. По мне так иногда рисованные настолки довольнотоки сильно портят впечатления особенно это хорошо видно в евроиграх. Положительный пример: Киклады, отрицательный Агрикола.
Я посмотрел весь сериал после нескольких партий в игру...
Я посмотрел весь сериал после одной партии со всеми допами, в которой я ничего не понял :))
та же фигня
Почему впечатления описаны в разделе игровой процесс?