Меня зовут Виктор и я не фанат Forbidden stars. Мне не нравится, за редким исключением, фэнтези и космическая фантастика. А тут у нас орки в космосе? Что? Какие-то эльдары, демоны… Пока, Виктор! Прощай, Виктор!
…Вы еще здесь? Хорошо. Для всех тех, кто продолжает читать, отмечу, что, хотя тематически Форбс мне не откликается, трудно не согласиться с тем, что механически он крепок, а боёвка там – интересная и оригинальная. Кубы с картами.
Через это вступление я подхожу к игре, которая в каком-то смысле, является для меня более привлекательным воплощением FS. Хотя нужно заметить, что это вовсе не FS и не убийца FS.
Мы переносимся в альтернативную историю, где-то в 16-17 век. Русские, поляки, османы и шведы сражаются за Европу. Свистят пули, летят ядра, крылатые уланы несутся в бой. Это была бы просто историческая стратегия, если бы не они – титаны, духи наций. Лор поверхностный, рассказать особо не о чем. За всё отлично говорят арты и миниатюры – остальное додумываем сами.
Перед нами типичная игра на выставление рабочих. Выставляем рабочего на местность, контролируем ее и получаем по одному победному очку за каждую. Уходим с местности – оставляем жетон присутствия и тоже получаем победные очки. Также можно попытаться выставить рабочих на соседнюю территорию, занятую рабочими оппонента. Тогда проводится битва, а после нее становится понятно, чьи рабочие остаются на местности и ее контролируют. Победные очки мы еще получаем за выполнение секретных заданий. Задания обычно в стиле – выставите столько-то рабочих туда-то, победите столько-то рабочих оппонента там-то или так-то.
У нас есть четыре типа рабочих – титан, артиллерия, кавалерия и пешие воины. И по поводу рабочих – это, как вы поняли, шутка. Это военная игра на контроль территории. Победные очки собираются в финале каждого раунда, а раунда – три.
Автор игры, товарищ Возняк, который продал всем еще не вышедшую коробку с ведьмаками, а ранее – вышедшую и уже забытую коробку с викингами, в Титанах попал ровно в десятку. Ему удалось изготовить игру, в которой нет ничего лишнего, а есть только то, что приносит удовольствие. Идеальная игра в солдатики для почти взрослых людей.
Что будете делать в свой ход? Так вот же, рынок приказов. Выбирайте карточку и разыгрывайте с нее действия. Что можно делать? Двигать различные войска, строить крепости (три штуки на игру), нанимать войска, качать способности нации. И больше ничего. Простая инфографика, простые действия.
Сражения – они здесь как раз чутка напоминают Форбидден. У каждого вида войск свои кубы и на каждого игрока предусмотрен свой пул кубов. Вначале каждая сторона конфликта накидывает столько кубов, сколько положено по составу сил. А потом начинается самое интересное.
В игре есть две колоды карт:
1) Поддержка – это обще карты, получаемые с рынка – из открытых или сверху колоды.
Фишка игры в том, что карты действуют при определенном составе войск – ваших и/или врага. Например, карта сработает, если у вас есть артиллерия, а у врага – конница. У вас – титан, а у врага пехота.
Карты либо усиливают урон, либо дают дополнительные кубы. И чем лучше вы составили комбо из карт, тем круче будет вау-эффект.
2) Вторая колода – это уникальная колода нации. Каждая карта дает свой эффект – постоянный или срабатывающий один раз в раунд. Там тоже есть условия по войскам. Одну такую карту можно будет купить в начале игры, остальные – выбрав действие или в финале раунда. Мы перемешиваем колоду, берем три сверху, выбираем одну и оплачиваем ее картами поддержки. Остальные две распределяем – одну вниз колоды, другу – наверх.
И вот, накинули мы кубы, и, начиная с защищающегося, крутим карты. Докладываем поддержку, разыгрываем карты нации. Потом это же делает атакующий, посмотрев на всё, что уже сделал защищающийся. И считаем, кто и кого превзошел по сумме урона. Уровень перевеса определяет, сколько юнитов потерял проигравший и сколько победных очков получил победитель. Если перевес совсем небольшой, тогда проигравший не теряет войска и просто отступает.
Нередко, сцепившись двумя могучими армиями, можно так и разойтись, не получив никаких травм. Зато очень выгодно нападать скопом на одного юнита – вы запросто делаете очень большой перевес, получаете максимум победных очков и территорию. Золотое правило, таким образом – не оставляйте своих воинов в одиночестве. Второе правило – атакующий получает преимущество.
Картами, если набирать их грамотно, и, если вам везет, можно творить чудеса, ведь нужные их комбинации могут дать вам ощутимый перевес или хотя бы уберечь от тяжелых потерь.
Да, в игре бой на кубах, но результаты бросков можно и нужно модифицировать. Это самое сердечко игры, самая интригующая часть.
Экономики в Титанах нет, войска мы получаем, выбрав карту действия с такой опцией и в конце раунда. Да, расплачиваться за улучшения мы будем картами поддержки – они наша экономика, если хотите.
Есть соло-режим, но мной не опробован.
Есть различные базовые расстановки наций, и двустороннее поле (более тесное и менее).
Игра масштабируется от двух до четырех игроков с незначительными изменениями в колоде действий. Вдвоем играть хорошо, втроем – тоже, но с известной проблемой «двое закусились, и выиграл третий», вчетвером – замечательно.
Каждая нация играет немного по-своему, отталкиваясь не только из колоды и уникального свойства Титанов, но и от позиции на карте.
Титаны – их присутствие ощущается, они сильные. У них есть уникальные способности. Их можно вывести из игры, но ненадолго.
Есть у нас и столицы – их можно уничтожить или, используя опциональное правило, оккупировать.
Честно говоря, я не очень уверен в том, что этот боевик будет длиться вечно. Где-то неподалеку, уже после партии третьей-четвертой, угадывается предел коробки, когда все мы скажем – да, игра неплохая, но уже поднадоело. Что в таких случаях помогает? Допы!
Они в природе имеются. И первая плохая новость – в кикстартерной коробке, в отличие от магазинной, уже зашито три дополнительных модуля. Или больше? Подзабыл. Это новая колода поддержки, это колода для прокачки титанов, возможность включить в игру еще один пул кубов. В моей коробке этого нет, и это, на мой взгляд, не очень хороший ход от производителей.
Кикстартерный эксклюзив? Ок, я понимаю, например, когда базовый Грааль идет без Ниам, которая чисто жир, о ней можно вообще не вспоминать. Но тут вы срезали важные модули, которые должны были быть у всех.
Есть дополнения, доступные для покупки. Священная римская империя – это модуль для пятого игрока или просто еще одна нация, на смену одной из базовых. Говорят, что впятером игра идет плохо. Могу в это поверить. Несмотря на то, что в Титанах не так много простора для маневров, к финалу партия может и затянуться. Хотя в начале кажется, что все происходит слишком быстро.
Есть доп с падшим Титаном, с воскресшими воинами-мертвецами, с уникальными строениями (просто жетоны на поле и их свойства), с казаками и пулеметами Гатлинга. Все это, конечно, хочется пощупать. Но, замечу, что это именно модули, нежели полнокровные дополнения. Маленькие. Они углубляют процесс, но не расширяют его. То есть, все будет так же, с некоторыми изменениями. Возможно, чередуя их и играя в Титанов не каждый день, вы не рискуете устать от процесса.
Есть мнение, что русская нация здесь самая слабая, что обидно. Также есть мнение, что османы особенно сильны. Но явных поломов, на которые сразу можно указать пальцем, мы не увидели. Победитель в наших партиях не улетал внезапно и в финальном подсчете мы шли достаточно ровно, без невероятных разрывов в очках.
Субъективно – победа в сражении не всегда дает то самое удовлетворение что ли. Особенно, если вы победили с минимальным отрывом. Ну получил одно победное очко, а враг просто ушел в сторону (где-то засмеялся один Серп). Даже и не позлорадствуешь особо. Но иногда – как выкатишь на стол каре из эффектов, как вдаришь одним пехотинцем по двум подлым кавалеристам и пушке! И сразу тепло на сердце.
В остальном игра кажется идеальной, и это настораживает. Вернее, так – она одновременно вызывает восторг и такое ощущение – ну да, вроде ничего такого, чего мы не могли ожидать. Она не обескураживает инновациями, она обескураживает своей простой лаконичностью. Крепкий середнячек? Да, как-то так, но пусть это не звучит отрицательно. Это крепкая игра, в которую приятно сыграть.
В какой-то момент я поймал себя на мысли, что мне, все же, не хватает в ней объема, большего количества задач и маневров. Очень весело побить друг друга и отжать себе большую часть Европы, но сколько раз это принесет тот самый градус удовольствия и после какой партии он начнет падать?
Такая вот дилемма. Поэтому, прежде чем покупать свою коробку за миллион денег – зайдите в гости к другу или подруге (святой женщине), у которых это чудо уже имеется. Сыграйте пару-тройку партий. Вернитесь домой, подкиньте трусы к потолку... А, это не тот совет, нет! В общем, игра хороша, но может быть она в какой-то момент надоест напрочь. А может быть фанаты или даже авторы, придумают, как обогатить ее новыми фишками и сделать бессмертной. Попробовать сыграть точно стоит, особенно если вам нравятся военные игры, контроль территории и интересные боевые механики. Пли!
В статье заслуженно отмечено хорошее исполнение и сделан акцент на вроде бы интересных боях. Ну да, если вам нравятся бои, которые могут разыгрываться минут по 10, с кучей модификаторов, то да, игра об этом...Мне лично даунтайм от таких боев кажется слишком негативным фактором. Причём, дожидаясь по полчаса своего хода, сложно что-то планировать. И да на 5ых это ад.
При этом вскользь упомянуты действия, которые мы совершаем между боями. А тут самый большой минус игры как раз в ограничении рынка действий. По сути предлагается делать ни то, что хочешь, а что уж останется/получиться. Причём для последнего на круге игрока может вообще не остаться полезного для него выбора. При этом секретные задания в свою очередь требуют совершать какие-то определённые шаги, которые могут совсем не коррелровать с выбором действий на рынке.
Подводя итог: в игре мало чем можно управлять, планировать. А больше наблюдать за приходом и комбинорованием разных карт и уже что-то там тактически придумывать по раскладу, дождавшись своего хода в течении получаса.
Как то так, имхо.
Так вы же можете, с помощь энергии, покупать карты из верхнего ряда действий. Да и действий, как правило, хватает на всех. Да, может быть, что не находится именно того, которое будет наиболее выгодно. Но это часть игры. Я такого рода ограничения тоже не очень люблю, но здесь они не показались совсем уж душными.
Из-за особенностей механик и начисления ПО сражаться выгодно не там где хочется а там куда зашли карты, и всегда выгодно бить слабого игрока. Турки слишком сильны и имеют дополнительные пространство для территорий, и с учетом особеностей боевки им помешать сложно, как следствие уходят в отрыв.
На троих в принципе не играбельно: Если не допускать сильных ошибок то турки всегда побеждают а игрок по центру становится грушей для битья с двух сторон
Есть два решения - играть лучше или играть без турок)
я вышел за рамки и выбрал не играть. Тут еще бонусом идет мертвое комьюнити -- ни тут ни на бгг никто в неё не играет и никаких советов дать не могут.
добавлю что у меня не негативное отношение к игре, скорее 6-7 из 10
>Негативное отношение
>7/10
Вы слишком добры :)
"не негативное"
Я сыграл и мне не понравилось. Но я фанат Fobidden stars
А что не понравилось? Слишком просто? Каким числом играли? Где ключ от квартиры? )
Играли впятером. Не понравилось, что экспансия в основном происходит хаотично. Мало карт целей, скучная прокачка.
Впятером явно не надо играть, ибо даунтайм и Польша зажата между 4 другими странами, так что у игрока за Польшу нет шансов, ну и обязательно для разнообразия механик нужно подключать ряд допов, часть из которых эксклюзивы кикстартера к сожалению.
Пять - много и долго. Вчетвером, вдвоем или втроем стоит играть. По поводу прокачки - да как сказать, она есть, она дает свои эффекты. Даже такую прокачку еще поискать в играх.
я думал она мне заменит форбидден старс, т.к. ФС очень уж долгая, но к сожалению минусы слишком существенны чтобы выбрать её
Тут, даже не являясь фанатом FS, соглашусь - Титаны не заменят Форбс вообще никак. Они чем-то похожи, но у них разные весовые категории.
Про Титанов говорят, что киковская коробка/допы делают игру более модульной и позволяет настраивать глубину игры. Если база это казуальный Серп, то вот с допами можно получить что-то более тяжелое. Ну а так же особенность игры в том, что компоненты языконезависимы. Возможно какую-то справку при необходимости можно будет перевести.
Что-то много новостей и публикаций об этой игре в последнее время, хотя она уже давно вышла.
Нагнетание хайпа перед локализацией?
Маловероятно в ближайшей перспективе: игра нишевая, языконезависимая, в топы не входит. Печатать ее надо только вместе с мировым тиражом, так как достаточно много миниатюр. А новый тираж не предвидится - Лукаш сейчас "Ведьмаком" занят.
Я бы рад, но, как уже написал - вряд ли такое будет в обозримом будущем. И, на мой взгляд, хотя игра и приличная, она не топовая. Чего-то ей не хватает, чтобы бежать за ней на край света. Она берет с одной стороны дорогим добротным качеством исполнения, а с другой - доступным и увлекательным процессом.