Моё вам приветствие! В этом тексте о том, что в последнее время игралось и о чём есть сказать.
Ведьмак. Наконец, и до меня, бедного писателя из Ростова, докатилась это барское альфасамцовое великолепие. К моей радости, не мне Ведьмака пришлось покупать, от чего, думаю, впечатления только улучшились. Тыща статей написано, много маленьких и больших половых копий сломано в попытках раз и навсегда решить, Ведьмак – это лучшая на свете игра, неважно сколько она стоит, или это лажа полная за нереальные бабки. Время вонзить свои пять копеек.
Не стану подробно рассказывать, что это за игра, и что мы там делаем, ведь вы и сами уже знаете, даже того не желая. Внешне – очень приятно смотрится. Рынок с картами и толстенькая колода этих карт – сие плюс и рождает исследовательский, а также комбинаторский аппетит. Впрочем, товарищ Возняк ведь просто сдернул механику из Грааля и ничего, не покраснел, не чихнул. Только в Граале мы соединяли символы, а здесь соединяем цветные хлястики. Кстати, не знаю, как в эту игру будут рубить те, у кого есть нюансы с восприятием цветов. То есть, наиболее бодрая механика игры – не какая-то там новация, а просто немножко позаимствована. Не даю этому оценку, просто подмечаю.
Так вот, карточное сражение, покупка карт – это добротно. События – вроде бы с ними все нормально, они есть, они иногда даже ведут к другим событиям, если вы выполните определенные условия. Но вот сами сюжеты, текстики, какие-то, лично в нашей партии, попадались куцые. И иногда выбираешь ты один вариант развития событий, а он почему-то ведет ну вот явно не к тому, к чему должен был, или вовсе сюжет обрывается на получении плюшек. Что случилось, чем всё кончилось – неизвестно. Чаще попадалось что-то в духе – сидите вы в кафе, подходит к вам здоровенный чел, оскорбляет, и понеслась. Как-то не интригует.
Играли вчетвером. Да, Карл, вчетвером. И, на самом деле, почти успели доиграть, но клуб закрывается в 23:00, а ссаными тряпками начинают гнать уже в 22:40. Короче говоря, за четыре часа мы почти успели закатить на четверых. Что не так и плохо, судя по отзывам о длительности. Даунтаймить здесь можно от души, особенно когда два ведьмака встречаются на тесной тропинке. Но вот решение – можно не даунтаймить!
Впечатления в целом – приятные. Не могу сказать, что непременно хочу еще. Но и отказываться может не стану, через время. Если бы я сам выкатил за игру те самые денежки, я бы, наверное, жалел. Отнес бы на барахолку. Но я не фанат вселенной, я в целом не очень люблю песочницы. К слову о песочности – особенно никак вы здесь приключаться и не будете, гор активностей здесь не представлено. Ходить в новые локации нужно за прокачкой навыков. То есть, по сути, будете переставлять своего рабочего из одной ячейки в другую, чтобы получить улучшение. А для чего – для подготовки к битве с монстром. И всё.
Мой вердикт будет нейтральным – игра неплохая, не вижу в ней ничего прорывного, а работает всё ладно и складно. Компоненты – на хорошем уровне, в этом никто и не сомневался. Мы играли без минек монстров. Нужны ли они? Монстры стоят в одном и том же месте и ждут вас с люлями. Конечно, минька вместо жетона будет смотреться круче. Но, если миньки нет, да и ладно.
Возняк в своем стиле – делает ровные игры с хорошим визуалом, прилежно утаскивая удачные идеи из других настолок. Если бы это была игра не про ведьмаков – уверен, ее бы просто не случилось. Но она про них, она есть, цены на нее уже отгремели, поэтому, если прикалывает тема, можно и поиграть.
Следите за руками – скоро будет еще один Ведьмак, уже вот про того самого Ведьмака, и снова потекут денежки в сторону польского дизайнера, а позже, через несколько лет, на Барахолках, рядом с объявлениями о продаже автомобиля, будут коробочки с новым Ведьмаком, и будут обсуждаться моральные принципы продавцов этих коробок...
Майнд MGMT – умная игра, где не думать, особенно если вы играете за агентов, просто не получится. Нужно включаться, сопоставлять, принимать решения. К этому нужно быть готовым. Есть игры, в которые можно настолить на расслабоне, но это другие игры. Поэтому, рано утром или после мозгодробительного рабочего дня Майнд, с моей точки зрения, может быть не лучшим увеселением. Но, если хочется похрустеть мозгами, поупражнять внимательность, поиграть в детективов – вот тогда нам сюда. И здесь MGMT просто прекрасная вещь, что по механикам, что по визуальной составе. Играя за вербовщика долго придется просто сидеть и выслушивать рассуждения агентов, такое нужно любить. Будет слегка напряжно вводить в игру новых игроков – вам хочется новых модулей, а им бы в базу въехать. Игра достойнейшая, в очередной раз в этом убедился.
Войны Ктулху – эта игра, как знают те, кто читает мои пасквили, входит в тройку лидеров моего топа. Однако, решили мы с Сергеем, таким же любителем Ктулхвуоза, засесть за это дело дуэльно… И что-то пошло не так. Игра, со всеми ее асимметриями, делает еще один кувырок, и всё, что вы знали о ней из классического режима (3-5) – теперь неправда. Теперь все острые углы каждой фракции работают или не работают иначе. И там, где раньше была сила, теперь какая-то жесть. В общем, дуэльно Ктулху, на мой взгляд, идет, если вы просто хотите устроить тестдрайв фракции. Иначе вам придется учиться играть буквально заново, очень внимательно читая не только свои свойства, но и свойства противника, принимая во внимание их новые возможности. То есть, дуэльно это уже что-то совсем другое, и я бы не стал рекомендовать коробку именно для дуэли. Самое оно – втроем, а лучше вчетвером или впятером.
Особняки безумия – замечательное развлечение для широкого круга. Интерактивный сериал на столе. Если нравится мистика и лавкрафтовщина, и хочется сыграть без лишних замутов с правилами – вариант просто замечательный. Однако, при всей интерактивности и развесёлости, игра не любит, когда вы не попадаете в ее темп и не проявляете экстрасенсорные способности, чтобы понять, как видели прохождение конкретной миссии дизайнеры. Иногда, свернув не там и задержавшись в другом месте, вы просто проигрываете по внутреннему отсчету игры, о котором вы и не знали. Иногда это обидно и оставляет ощущение какой-то неудовлетворенности (после, скажем, двух часов игрового процесса). Или напротив, некоторые миссии вы проходите со свистом и, опять же, недоумеваете, а была ли игра. Но это края, а в серединке – отличные забеги, с колдовством, маленькими решениями и расследованиями. В общем, хочется играть еще и даже переигрывать некоторые сценарии, чтобы узнать, а что там еще могло случиться. Казуальная лавкрафтовщина высшей пробы.
Юкатан – перевалил за десяток партий. Нового ничего не скажу – игра настоящая, со своей придумкой. Не знаю, будет ли она давать новые эмоции, спустя еще партий пять-десять, будем смотреть.
Благодаря Владимиру мой постапок-настольный кругозор расширился следующими коробочками (кстати, Ведьмак тоже его):
Badlands. Старинная отечественная разработка. Постслоуапок с машинками. Веселый кубомет, где вы можете готовиться ко всему, но вы никогда полностью не подготовитесь к слишком уж удачному броску кубов или к слишком неудачному. Педантичных игроков к этому и близко подпускать нельзя, ибо сгореть от происходящего можно быстро. А вот если все за столом понимают, что это полная жесть, но им нравится тема – тогда велкам. В игре есть возможность прокачаться и по крайней мере повысить свои шансы на удачную атаку. Но, например, если два игрока целенаправленно по очереди ударятся о ваш лагерь, вы уже, скорее всего, не встанете. И вообще, восстанавливаться после неудачного забега здесь долго и грустно. Но в остальном всё, чего хочется от постапок-приключения есть – катаемся и попадаем в небольшие приключения, торгуем, стараемся безопасно доставить груз в город, отбиваемся от картонных врагов и других игроков. Здесь каждый выполняет сразу все действия всеми своими машинами, и только потом передает ход, что иногда может привести к ощущению остановившегося времени, но это скорее болезнь первой партии, ведь на самом деле думать здесь не особенно есть над чем. Главное, слушать мотор и сердце. Есть косяки с правилами, косяки с оформлением.
Короче говоря, рекомендовать всерьез Бэдлендс, как бесспорно хорошую игру, нельзя, но как амери для понимающих кубометчиков и любителей постапока, безумного Макса – можно. Замечу, кстати, что отпечатана игра на очень даже высоком уровне.
Wastland express delivery service – песочница с машинками, перевозом грузов, перестрелками и ракетами. Визуально – шикарно. Пластиковые машинки, пластиковые грузовики с кузовами, куда закладываются пластиковые ресурсики, арты, органайзеры… Всё, что закладывают в приличный кикстартер. Что же по игре. Берем себе уникального чела с уникальной машинкой и погнали по полупустынному миру, где есть дружественные города, недружественные и есть еще бандиты с большой дороги. Ну, мы и сами, по существу, не ангелы, а в процессе игры начинает казаться, что именно мы и есть зло этого мира. У каждого игрока будет планшетка с начальным кузовом, который можно будет наращивать и видоизменять. К машине докупаем специальные резервуары для грузов, ракетные установки, пулеметы, нанимаем товарищей и гоняем по городам – где доставить чего, где забрать. Есть колоды с индивидуальными заданиями, есть основные задания на игру. Например, одно из них – украсть ядерную бомбу и доставить ее в определенный лагерь. Чтобы ее украсть, нужно для начала поставить в кузове специальный резервуар для такой бомбы, а потом еще и мчать по пустыне, отстреливаясь от тех, кто не согласен с вашим маршрутом.
Смущает, что, если вы потратили денежки – заработать их непросто. А починиться можно только в одно месте и за денежки. И товары для перевозки вы не просто получаете, а закупаете или крадете у рейдеров. То есть, не рассчитав экономику, вы можете потерять время, восстанавливая кошелек.
Можно нападать на базы, на грузовики рейдеров, даже на других игроков (опционально). Для любителей тематики, мне кажется, игра предлагает максимум того, что можно предложить. Я, опять же, не любитель песочниц, как-то у меня с ними не складывается. В этой, кстати, вам не приходится слишком уж долго ждать своего хода. Но все равно, игра вчетвером – это часа три точно. Вердикт – любопытная и очень красивая настолочка.
Рыцари пустоши – бродилка с кубиками, где все, что происходит, написано в книге сценариев. И там написано всё прилично. А без книжки – ну, ничего нет. Пустая гигантская карта, на которой ничего, вне сценария, не происходит. Приключений, хотя бы на уровне контактов Аркхэма – не завезли. Столкновения с врагами – накидывание кубиков. В общем, своим кругом любителей жанра посидеть и почитать друг другу книжку и слегка побросать кубы – пойдет. А так, на мой взгляд, ничего примечательного, вторичненько.
Керо – дикий кубомет для двух игроков. У каждого свой тягач, который, на самом деле, песочные часы. Песок – ваше топливо. В свой ход вы переворачиваете часы, топливо начинает уходить, а вы неистово накидываете кубы, стремясь получить нужные вам значения – определенные ресурсы для покупки карт с рынка. Если вы увлеклись и песочек весь ушел – кубы сгорают. Если остановились вовремя – совершаете манипуляции с ресурсами. Когда заправляетесь (переворачиваем часы в другую сторону), соперник накидывает кубы и, как только на всех выпадает огонь, вы заканчиваете заправку. Первая партия показалась ну уж больно рандомной, но потом я стал подмечать, что инструменты для контроля есть, всегда можно где-то что-то добрать. Ограничение по игрокам, как мне кажется, связано со стоимостью комплекта. Такую коробку на четверых можно было бы и не продать. Забавный пример бесстрашного игродизайна. В целом продукт достойный, можно и поигрывать, когда ждете компанию на основное блюдо, но с подписью «сыграл и забыл».
Ruination – внешне не уступает играм тех же CMON. Шикарные миниатюрки, яркие арты, поле. Сама игра странная. Например, у вас есть три действия – собрать ресурсы и купить карту улучшения; пойти/атаковать; или пополнить армии, нанять героя. Эти действия представлены тремя колодами карт с открытой верхней. Помимо стандартного действия на каждой карте есть плюшки. И вот, вы выбираете из трех действий/карт, но вы не знаете, какие плюшки будут на следующей карте из той же колоды. А плюшки там все как на подбор с механикой – лови в лицо. И вот это превращает игру в фестиваль непредсказуемых событий. Вы собрали армию для атаки, а игроку выпадает карта, которая дает ему, условно говоря, возможность тут же накинуть кубов и пробить вашу армию, что ломает вам весь следующий ход. И вы не могли знать, что такое произойдет. Или соперник бам, и нанял себе еще войска, и вы уже в меньшинстве. И вот, игроков, например, четверо. И на ход каждого выпадают свои плюшки и возможности, которые могут запросто сломать другим всю жизнь. И защититься не получится. Кроме того, победив в битве вы получаете тем больше очков, чем больше на вас напало типов вражеских подразделений. Если вышло так, что вы удачно защитились от сильной вражеской атаки, вы получаете сразу гору ПО. Бой на кубах, но полученные значения можно использовать по-разному и даже менять эти значения. Здесь тоже никто не застрахован от очень хорошего и очень плохого бросков. Вернее, вы можете себя к этому получше подготовить, но элемент случайности все равно может возобладать.
Кого-то всё это устраивает, кому просто кайф покидаться кубиками, а кто-то, конечно, за такое второй раз не сядет никогда. Кикстартерный проект во всей совей красе. Играть, с одной стороны, хочется, потому что атмосфера, переданная художественной часть, хороша. Механики тоже не сказать, что неинтересные. Но прилететь из ниоткуда может подчас очень неприятно, а такое не каждый стерпит. Думаю, мы еще в это сыграем.
Рубрика постапоков на этом и на этот раз завершается. С вами были Трехрукий Джим и Облучённый Том.
Владыка ледяного сада – две партии за плечами. Играли первую с предустановленным порядком выполнения действий, а вторую с назначаемым. В игре враждуют четыре фракции, у каждой свои особенные победные условия и своя механика их достижения. Свои монстры и способности. Проект весьма интересный, чем-то может напомнить «Хаос в старом мире», но здесь, внимание, нет кубиков. Бои все просчитываются заранее, вообще всё в этой игре просчитывается, и всё на поле, перед глазами. То есть, даже военной колоды аля-Анх у вас нет, чтобы была хоть какая-то интрига. С другой стороны, некая интрига есть в фазе программирования действий, а потом, в фазе военных столкновений. Кто и что будет делать, на кого нападет. Короче говоря, игра явно душноватая и не для тех, кто любит чтобы чуток повезло, как-то внезапно накинуть шестерок, разыграть неудобную карту. Действия простые – нанять войска/жетоны влияния, передвинуть войска, нанять своих особенных существ. Еще по полю скачет рыцарь Вуко, он больно бьет того игрока, который является на данный момент самым злым. Счетчик зла прокачивается тем сильнее, чем больше вы пользуетесь магией. А она нужна для призыва существ и их прокачки. Кроме того, используя магию, мы приближаем конец игры по отсчету, некий Рагнарек, который стирает память мира. И по этому отсчету побеждает самый незлой волшебник, исходя из трека зла. Еще можно победить, набрав 50 очков.
Владыка ледяного сада должен увезти пять вражеских каунтеров к себе на остров. Красная барышня, жрица культа, должна, используя своих культистов, возвести пять таинственных башен. Черный колдун ВанДейкен собирает источники магии и ведет их к своей неприступной башне. Ну и некая женщина-древо вообще погружает целые территории в ужас. И это всё дико тематично и цепляет. Говорят, что в игру нужно поиграть раза два-три, чтобы в голове всё устоялось и пошла тёпленькая. И действительно, нужно понять и тайминг, и все нюансы, и каждую фракцию прощупать. То есть, нужно товарищество хардкорщиков, иначе можно даже не смотреть в сторону этого монстра. Без наигрыша ничего не будет. И первая партия может быть очень долгой. Изысканная вещь, мне кажется, не потерявшая актуальность – ощутимая асимметрия четырех сторон, возможность играть вчетвером, втроем, дуэльно и соло, красивые фигурки – всё вполне современно и при этом по-своему уникально. Проблема только вот в том, найдете ли вы игроков, готовых осваивать и наигрывать. Хардкорщикам рекомендуется.
Доминирующие виды. Мировой океан. А вот и первое открытие 24 года. Говорят мне Влад и Александр – приходи поиграть в ДВ. Я такой, зная любовь Влада к сухому евро, думаю – ну, ок, посидим приятной компанией, посушим. Даже и не смотрел, что там за игра. Готовился к чему-то такому, посчитать ресурсики и узнать что-то о допотопных тварях. Но, начиная с раскладки, вижу, что здесь что-то совсем другое. И понеслась... Правила – интересно даже послушать. Арты на картах – блеск. Тайлы, на них еще накладки, красота. Таинственное дно морское, гады земноводные, борьба за пропитание. Вот рассказали бы – не поверил. Сразу веет скукой, да? А на деле – зло, подставы, жестокие случайные события и всё это так шикарно укладывается в тему. Ты реально стараешься обучить свой вид, распространить, накидать ему еды, все время подсекаешь других игроков и вступаешь с ними в прямые конфликты. И простор для действий – открывай новые локации, селись, учись питаться, старайся не сдохнуть, ешь других, следи за выходом полезных карт, забегай на определенные типы местности. И правила несложные, Карл! Главное – тема ощущается, ты чувствуешь себя в каком-то смысле экспериментатором, наблюдаешь за жизнью своих чудиков, изучаешь ее. В общем, я как прозрел, так и сижу с воблою в руке. Хочется сыграть еще, чтобы понять, хорошо это будет во второй раз. Но пока резюме – неожиданный полный восторг! Стоит предупредить, что, как и многие другие игры GMT, ДВ предполагает случайности и даже несправедливости. Неудачно вышедшая карта может ощутимо по вам ударить. Хотя в игре нет кубов, прилететь – может. В том числе и астероид. Первый претендент на игру года! Никогда бы не подумал. Эта игра про подводный мир, в которой нет никакой сухости, здесь освежающие океаны атмосферы и соленые слезы соперников.
Теотиуакан – долго, годами я шел к этой великой пирамиде. И я понял, что путь стоило продлить еще, ведь предвкушение было явно приятнее самой встречи. Передо мной простерлось очень красивое и ладное евро, но это было… Просто евро. Игра хорошая, но, ничто во мне не отозвалось, даже при всем интересе к теме. Вот Юкатан – правильный Теотиуакан для меня, а это – просто хорошая евруха, коих миллиард. Техену понравилась куда больше. Но я, как знают те, кто меня знает или, кто читает мои статейки, не евро-игрок вообще.
DEI – сыграл со всеми своими настольщиками, которые хотели в нее сыграть. Партий шесть получилось. Оценка не меняется – восторга не было нигде, все говорят приблизительно одно – хорошая игра, нормальная игра. Не знаю даже, чего здесь не хватает для того, чтобы сказать, что игра отличная и уникальная… Наверное, в ней просто нет какого-то еще компонента, какого-то уровня что ли. А то, что есть, складывается в очень даже приятную и несложную евруху с некоторой долей ареаконтроля. Не думаю, что допы как-то зарешают этот вопрос и сделают игру легендарной. Но я, как и большая часть тех, с кем я играл, готов сыграть снова. Опять же, на мой взгляд, Людусы излишне вложились в продакшен, сделав хорошую среднюю игру слишком дорогой для того, чтобы она пришла в широкую аудиторию.
Кемет – вторая партия в свежую редакцию классики. Кемет прекрасен, и в этот раз мне показалось, что да, новая редакция, все же, дает больше, чем старая с допчиком Та-сети. Больше интересных тайлов, больше маневров. Может не слишком, но есть. Поэтому, при выборе коробки, я бы ставил на новую редакцию. А у самого у меня старая, но с ней я расставаться пока не хочу, ибо она тоже работает.
На этом завершаю. Всем ресурсов и кубов!
Один из моих друзей, с которым я наиболее часто играю (и с которым как раз когда-то в первый раз играл в Ведьмака) как раз имеет проблемы с различением цветов. Как сейчас помню свои объяснения про Borderlands о том, что самые крутые жетоны (и соответственно кубы) зеленые, желтые послабее и самые ватные красные. И его вопрос "а у зеленых жетонов сколько углов?". Сначала подумал, что шутит, потом вспомнил о его проблеме. И таки да, зеленые там - пятиугольники, желтые - треугольники, а красные - четырехугольники. То есть нормальные разработчики о этой возможной проблеме знают.
И вернемся к Ведьмаку - у него проблем не было. Сейчас далеко от игры, но, если правильно помню, у каждого цвета свой символ, плюс разные цвета стыкуются на разных уровнях.
По поводу уровней стыковки - да, такое там есть. А вот символы не помню. Если есть и символы, тогда да, попроще)
Да, символов действительно нет. Сказал, что ориентировался по уровням стыковки и интенсивности цвета. Причем, когда играли в следующий раз, успевал не только свое отыграть, но и еще и помочь другому игроку, да так, что она в итоге выиграла.
С удивлением узнал, что есть такая игра. Дело в том, что также есть трилогия Ярослава Гжендовича с таким же названием. Даже купить в можно в бумаге :). То, что прочитал в вашем описании игры, есть в книгах. Книги достаточно атмосферные. Первый том так вообще по первости воспринимается необычно. В целом, написана трилогия добротно, при интересе к игре и миру игры вполне могу рекомендовать почитать.
Да, я в курсе по поводу книг об этой вселенной. Пробовал одну открыть... Думаю, это нужно было в юности начинать, чтобы проникнуться, сейчас не заходит уже. А вот настолка очень даже бодрая)