Оценка пользователей
9.6841
Оценить:
-
-AdRiver-

Читать или играть? Часть 3

 

Магия умирает. Я слышу это каждый день, тусуясь на форумах игроков в Magic: The Gathering. Но сегодня мы поговорим о другой, настоящей магии. Превратиться в птицу там, или кого-нибудь заколдовать. В эфире моя вялотекущая серия "читать или играть", в которой я рассказываю об играх и книгах-первоисточниках.

 

Если вы пропустили начало, то вот небольшое оглавление. Мы уже ознакомились с поделками по мирам Mistborn и Dresden Files:

 

Часть 1. Mistborn

Часть 2. Dresden Files

 

 

Итак, начнём. Я уже говорил, что магия умирает? В давние времена люди общались с эльфами, превращались во что попало и ковали великие кольца ... (кажется, меня несёт не в ту сторону). Но факт остаётся фактом: раньше было лучше. Современные маги подобны героям известной присказки: на словах они Львы Толстые, а на деле больше напоминают шарлатанов с воскресной ярмарки. На сегодняшний день (а сегодня у нас начало 19-ого века), можно смело утверждать, что в Англии не осталось ни одного мага.

 

Почти. Гильберт Норрел, вредный и несговорчивый старикан, утверждает, что умеет творить колдовство. Не ворожбу по фотографии и не заряд воды через телевизионный сигнал. Особую, уличную магию. В рот мне ноги, мистер Норрел, сегодня мы рассматриваем дебютную книгу английской писательницы Сюзанны Кларк "Jonathan Strange and Mr Norrel".

 

 

 

 

Как выясняется, мистер Норрел не шутит: ему действительно подвластна настоящая магия. Проблема лишь в том, что старик решил монополизировать знания о древнем искусстве. Выкупив все известные рукописи и манускрипты, он лишил начинающих магов возможности обучаться. Разумеется, из самых лучших побуждений: магия, знаете ли, штука опасная, а молодёжь нынче безответственная.

 

Однако, в отличие от некоторых горцев, мистер Норрел не бессмертен. У них "в конце останется только один", а у нас такими темпами "в конце не останется никого". Разумно заключив, что вместе с ним магия умрёт окончательно, мистер Норрел приходит к идее завести себе ученика. Судьба сводит его с Джонатаном Стрейнджем - взбалмошным, но невероятно способным малым. Стрейндж быстро перенимает магические умения и довольно скоро превосходит самого Норрела, к неудовольствию последнего.

 

 

 

 

Дальнейшие перепетии сюжета: конфликт ученика и учителя, расставание и воссоединение, приключения в Европе на фоне бушующих Наполеоновских войн - за рамками нашего обзора. Почитайте сами. Должен предупредить, что роман весьма специфический. С одной стороны, это фентези в реалистичных декорациях Европы 19-ого века. Колдовство и магия переплетаются с судьбами вполне исторических персонажей, будь то король Георг III или герцог Веллингтон. С другой стороны, Сюзанна Кларк решила стилизовать роман под произведения Чарльза Диккенса. Не стоит ожидать безбашенного экшена, действие романа течёт вяло и неповоротливо, персонажи общаются, переживают и занимаются чем угодно, кроме продвижения сюжета. У меня остались самые приятные впечатления от прочтения JS&MN, но даже я не отказался бы сократить его страниц этак на 200.

 


И я не одинок. Большинство критиков отметили оригинальность идеи и несколько перегруженную реализацию, что, впрочем, не помешало Сюзанне Кларк отхватить премии "Хьюго", "Локус", "Всемирную премию фэнтези" и "British Book Awards" за 2005 год. Неплохое комбо. Произведением заинтересовались на канале BBC One, выпустив в 2015 году годный мини-сериал. Для полного успеха не хватало лишь настольной игры. Сгодилась бы и брендированная "Монополия", но издательство Osprey Games (специалисты по играм на "лондонскую" тематику) решило поступить по-взрослому. На разработку оригинальной игры подбили Франческо Непителло (Francesco Nepitello) и Марко Магги (Marco Maggi ), известных по своим настольным стратегиям Age of Conan и War of the Ring. Кому ещё поручить настольное воплощение классического английского романа, как не итальянцу с уругвайцем?

 

 

 

 

Ну да ладно. Отбросим в сторону геополитические предрассудки и посмотрим на саму игру. Игроки выбирают себе персонажа по вкусу и погружаются в атмосферу светской жизни, которая представлена двумя колодами карт: события и знакомства. "Карта события" звучит как аттавизм из "Талисмана", но это всего лишь способ завести новые знакомства. Пример: "Бал в Венеции". Находясь в Венеции, игрок сбрасывает "Бал" и тянет пару карт знакомств. Такой вот симулятор клубной жизни в Европе на рубеже веков.

 

Зачем нужны знакомства? Во-первых, друзья продвигают вас по треку известности, определяющему порядок хода. Во-вторых, вы можете перерабатывать друзей на компоненты для магических экспериментов. Опустим рассуждения об этической стороне этой механики и поговорим о магии. Та самая магия, которую вы будете творить, представлена отдельной колодой. На каждом магическом эксперименте указан набор компонентов, которые нужно собрать для его завершения. Зачем? Магические деяния продвигают вас на треке победных очков. К сожалению, это их единственное предназначение. Весьма обидно, учитывая, что игра заявляется как "A Board Game of English Magic".

 

 

 

 

В сухом остатке мы имеем конвейер вечеринка -> друзья -> ингредиенты -> победные очки. Однако, наравне с игроками в гонке за ПО участвует ещё одна сторона - джентльмен с волосами как пух. За таким дурацким названием скрывается главный антагонист романа, эгоистичный эльф, способный творить магию не хуже заглавных персонажей. Каждый ход сила джентельмена растёт. В игре существует четыре момента времени, когда игроки сравнивают свои победные очки с силой джентельмена. Если игрокам удаётся превзойти - игра немедленно завершается. В случае провала ничего не происходит, едем дальше. Четвёртый провал приведёт к коллективному проигрышу, однако, не подумайте, что игра кооперативная. В отличие от поражения, победа достаётся только одному игроку.

 

 

 


Откровенно говоря, никаких настольных откровений в JS&MN мы не увидим. Собираем карты, скидываем определённые комбинации ради победных очков. Оптимизируем свои перемещения по карте, чтобы посетить как можно больше вечеринок. Все это мы видели сто раз и увидим ещё тысячу. В играх по книгам важно не это. Важно, передаётся ли та самая атмосфера первоисточника? В случае с JS&MN мой ответ: нет. И дело не в иллюстрациях, они-то как раз великолепны. Дело в сути. Книга рассказывает нам о двух волшебниках, творящих невероятные вещи, и их борьбе с "пуховым" джентльменом. Игра рассказывает нам о тусовщиках, бороздящих Европу в поисках дополнительных карт. Магия и противостояние эльфу, центральные мотивы книги, являются самой слабой частью игры. Магия напоминает маршруты из Ticket to Ride: собрал сет паровозиков - получи победные очки. Джентельмен - это просто таймер, отсчитывающий время до конца игры. Нет ни борьбы, ни победы, ни поражения. Битва, достойная абстрактов Райнера Книции.

 

Больше всего меня тянет сравнить JS&MN с Анк-Морпорком. По большому счёту, обе они имеют к первоисточникам весьма посредственное отношение. Нарисовали на сотне карт персонажей из книги и дело в шляпе. Одна лишь разница - каким-то неуловимым образом, Анк-Морпорку удаётся передать дух произведений Прачетта. Мистеру Норрелу - скорее нет. JS&MN не блещет новаторским геймплеем и проседает в ключевых для сеттинга моментах. Игра не то, чтобы провальная, скорее посредственная. И это обидно. Роман Сюзанны Кларк заслуживает большего.

 

 

 


На этой оптимистичной ноте мы заканчиваем знакомство с Джонатаном Стрейнджем и мистером Норрелом. Ещё пара игр, и я переименую серию из "читать или играть" в "лучше читать, чем играть". А пока этого не произошло, желаю вам хороших настольных и литературных открытий. Спасибо за внимание!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
MakVlad написал полгода назад: # скрыть ответы

Спасибо за интересный обзор. Сериал начинал смотреть, но не пошёл как-то. А вот сборник рассказов поищу.

Undef написал полгода назад: #

Сборник рассказов доболняет достаточно обьемный роман! Без понимания контекста основных событий!читать сборник не имеет смыла ибо это несколько иторий « по мотивам” для тех, кому основного действа показалось мало.

Suzume написала год назад: # скрыть ответы

>>>>действие романа течёт вяло и неповоротливо, персонажи общаются, переживают и занимаются чем угодно, кроме продвижения сюжета.

Ровно мои впечатления от книжки :))) А вы читали её сборник рассказов в том же мире? Вот он очень крутой и динамичный.

sintenced написал год назад: # скрыть ответы

Так это же по сути классический роман 19-го века со всеми вытекающими, только написанный недавно и с добавлением необычных обстоятельств (магии) и щепотки юмора.

Suzume написала год назад: # скрыть ответы

Я ещё и в оригинале читала, но добила-таки :))

Pirx написал год назад: # скрыть ответы

А он вообще нормально переведён?
Забавно, я его читал подряд после Blindsight Уоттса и на контрасте ЧУТЬ НЕ СДОХ. Всё же для викторианской прозы нужен какой-то особый настрой.

Desert_witch написал год назад: # скрыть ответы

Ну-у-у.
Там "викторианской" ощущается скорее первая половина. Скорее всего, это я просто привык к занудному чтиву (что кому не посоветую - все воют, на полном серьезе :|), но мне показалось что вторая половина прям местами бежит на полной скорости и все чаще возникает мысль "заметно, что книгу долго писали".
Но SadSido прав, страниц 100-200 немного лишние.

Pirx написал год назад: #

Ну тут вопрос, во-первых, в контрасте, а во-вторых в том, что, собственно, книга не особенно «о чём», и кроме стилизации ей похвастаться нечем. Особенно опять же на контрасте.
С половинами не скажу, было уже довольно давно ::)

SadSido написал год назад: # скрыть ответы

"заметно, что книгу долго писали"
Лет десять, если я не ошибаюсь. С 1994 по 2004.

Desert_witch написал год назад: #

Йеп.
Причем, насколько мне помнится, первой была придумана часть с Венецией. :|

SadSido написал год назад: # скрыть ответы

Про сборник возьму на заметку, спасибо. Я слышал, но решил, что он в том же стиле, что и Норрел, а две книги подряд в таком темпе я не выдержу =)

Suzume написала год назад: #

Размазать сюжет по рассказу куда сложнее, чем по 800-страничному роману :) Поэтому рассказы мне понравились куда больше.

WildHornet написал год назад: # скрыть ответы

Короче - книга лучше! :)))

sintenced написал год назад: #

Как и в 99% случаев.

sintenced написал год назад: #

Спасибо. Очень понравилась книга, присматривался к игре, но что-то отзывы прям совсем не очень.

vanek13991 написал год назад: # скрыть ответы

Из трёх статей понял,что эти игры не по книгам,а по мотивам книг. Как фильмы,есть прям один в один, типа Марсианин, голодные игры, а есть по мотивам- фильм Изгой и книга Робинзон Крузо

sintenced написал год назад: # скрыть ответы

"Марсианин" довольно далек от первоисточника.

vanek13991 написал год назад: #

Ну только концовку изменили. А так,по сути все так же. Ну шутку про " (.)(.) " не показали