Не так давно, обкатывая дорожную версию Каркассона, пришел к выводу, что только базы для интересной игры мало. И задумался: "А что из дополнений стоит взять? А главное, откуда и каким составом?" Вот на этот вопрос и попытается ответить данная заметка. Не ждите от нее высокого литературного стиля - статья носит чисто утилитарный характер. Надеюсь, кому-нибудь тоже пригодится.
На Тесере есть хороший путеводитель по Каркассонам, но он уже немного устарел, не описывает состав Больших Коробок Каркассона, и, как было справедливо замечено, не очень хорошо описывает дополнения. Тем не менее, я крайне рекомендую его к прочтению тем, кто его не видел.
В данной статье речь пойдет только о классическом "Каркассоне" и его дополнениях. Здесь не упоминаются ни "Охотники и Собиратели", ни "Зимний подарок", ни другие альтернативные варианты игры. И даже "Carcassonne Travel", увы, выпадает из этого списка. Не смотря на то, что он является копией классического Каркассона, к нему не подходит ни одно из дополнений, т.к. размеры тайлов у него примерно в полтора раза меньше. А специальных дополнений к компактной версии не существует.
Сводная таблица состава Больших Коробок Каркассона
Дополнения | Локализованные наборы | Оригинальные наборы | |||||||
Королевский подарок | Предместья и обитатели | Колесо Фортуны | Дворяне и Башни | Big Box | Big Box 2 | Big Box 3 | Big Box 4 | Wheel of Fortune | |
База(Base) | + | - | + | - | + | + | + | + | + |
Таверны и Соборы (Inns&Cathedrals) | + | + | - | - | + | + | + | + | + |
Купцы и Строители (Traders&Builders) | + | + | - | - | + |
+ |
+ |
+ | + |
Аббат и Мэр (Abbey&Mayor) |
+ | + | - | - | - |
+ |
+ |
- |
- |
Король (King) | + | + | - | - | - |
+ |
- | - |
+ |
Башня (The Tower) |
- | - | - |
+ | + | - |
- |
- |
- |
Принцесса и Дракон (Princess&Dragon) |
- | - | - |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Граф (Count) |
- | - | - | + | - |
+ |
- |
- |
- |
Река (River II)* |
- | - |
- | + | - |
+ |
- |
- |
- |
Круги на полях (Corn Circles) |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
Культ (Cult) |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
Колесо Фортуны (Wheel of Fortune) |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
Мосты, Замки и Базары (Briges, Castles&Bazaars) |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Mini 1: The Flier (Самолеты) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
Mini 2: The Messages (Сообщения) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
Mini 3: The Ferries (Паромы) |
- | - | - | - | - | - |
- |
+ |
- |
Mini 4: The Goldmines (Золотые шахты) |
- | - | - | - | - |
- |
- |
+ |
- |
Mini 5: Mage&Witch (Маг и Ведьма) |
- | - | - | - | - |
- |
- |
+ |
- |
Mini 6: The Robber (Разбойник) |
- | - | - | - | - |
- |
- |
+ |
- |
Plague (Чума)** |
- | - | - | - | - | - | - |
- |
- |
Siege (Осада)*** |
- | - | - | - | - |
- |
- |
- |
- |
Tunnels (Туннели)** |
- | - | - | - | - | - | - |
- |
- |
Catapult (Катапульта) |
- | - | - | - | - | - | - |
- |
- |
Phantom (Фантом) |
- | - | - | - | - | - | - |
- |
- |
Die Schule (Школа) |
- | - | - | - | - | - | - |
- |
- |
The Festival (Фестиваль) |
- | - | - | - | - | - | - |
- |
- |
*Существуют два дополнения: "River" и "River 2". "Big Box 2" и "Дворяне и Башни"содержит дополнение "River 2". Однако в "Дворянах и Башнях" оно названо просто "Река".
**Планировалось к выпуску в дополнении "Corn Circles, Plague & Tunnels", но в издание не пошло.
***Входит в состав дополнения "Cult, Siege & Creativity", где Creativity - просто два пустых тайла-заготовки.
Для тех, кто любит иностранное качество, вывод будет неутешителен: наиболее полный и интересный комплект - Big Box 2 - в продаже не найти. И любой из Big Box'ов плохо стыкуется с любым другим набором (как локализованным так и нет). Слишком большая избыточность итогового набора. Зато тем, кто только собирается обзавестись мегакомплектом Каркассона и не гнушается локализации - хорошо. Предместья и Обитатели + Дворяне и Башни + Колесо фортуны и, вуаля, готов наиболее полный набор. И его еще можно добить минидополнениями 1-6, заказав их "оттуда" поштучно.
Любопытен тот факт, что локализованное Колесо Фортуны и оригинальное Wheel of Fortune - это два совершенно разных набора дополнений. Также несмотря на то, что и в классическом Каркассоне и в Колесе фортуны по 72 тайла, набор тайлов в Колесе фортуны разнообразнее, чем в классике.
Очень краткое описание дополнений
Внимание! Описания дополнений явно изобилуют ошибками и неточностями, поскольку сам я все эти дополнения в глаза не видел, а в качестве источников информации в основном использовал карточки игр на Тесере и упоминания в блогах. Так что, буду рад любым поправкам.
Таверны и Соборы - Inns&Cathedrals
(18 тайлов, 6 жетонов подсчёта очков "50/100", 8 миплов для шестого игрока, 6 больших разноцветных миплов)
Таверны на дорогах и соборы в городах прибавляют по 1 очку за тайл. Однако, незавершённая дорога с таверной, как и незавершённый город с собором, в конце игры очков не приносят.
Большой мипл выставляется согласно обычным правилам, но при подсчёте очков за город, дорогу или поле, считается за два обычных мипла, что влияет на определение принадлежности спорных объектов.
Купцы и умельцы - Traders & Builders
(24 тайла, 20 жетонов товаров, 6 фишек свиньи, 6 фишек строителей)
На новых тайлах городов изображены товары трёх видов. Замыкающий город игрок получает жетоны товара в этом городе (даже если не имеет там своих миплов). В конце игры наторгованные товары приносят дополнительные очки, если товара данного вида у игрока больше, чем у соперников.
Строителя можно выставить на строящуюся дорогу или город. Когда объект достроен, строитель дает владельцу 1 дополнительный ход.
Свинью можно выставить на поле, и в конце игры она добавит по очку за каждый завершенный город на этом поле, причитающиеся за это поле, если поле принадлежит владельцу свиньи.
Свинья и строитель не участвуют в подсчете превосходства.
Аббат и мэр - Abbey & Mayor
(18 тайлов, по 6 разноцветных мэров, сараев и фургонов)
Тайлы аббатства представляют собой этакий джокер. Его можно вставить только в окружонную со всех сторон дырку (то есть 8 или 9 тайлами). При этом аббатство завершает все стыкующиеся с ним объекты (города и дороги). Само аббатство не входит в состав завершенного объекта. Очки за аббатства начисляются также как и за монастыри.
Мэр играется на город как обычный мипл. Каждый мэр приравнивается к числу миплов, равному числу щитов в городе. Если в городе нет щитов, то сила мэра равна 0 миплов.
Сараи выставляются на стык четырех тайлов поля. Как только сарай выставлен, хозяин поля (это не обязательно хозяин телеги) получает по 2 очка за каждый завершеный город граничащий с полем. При объединении чьего-то поля с полем с сараем, поле также рассчитывается по 1 очку за город. Все миплы снимаются. Зато в конце игры владелец сарая получает по 4 очка за город.
Фургон можно выставлять на дороги/города/монастыри обычным образом - он приносит очки подобно обычному миплу. Разница же в том, что после завершения элемента фургон можно передвинуть на соединённый с ним незавершенный незанятый объект (город или дорогу, не в поле). Если таких объектов нет - фургон снимается.
Король - King
(7 тайлов)
В игру, добавляется постоянное сравнение построенных дорог и городов. В конце партии «король» (хозяин самого большого завершённого города) и «разбойничий барон» (хозяин самой длинной завершённой дороги) получают дополнительные очки.
Башня - The Tower
(18 тайлов, 30 деревянных этажей башен, сборная картонная башня-органайзер)
Если два игрока имеют в заложниках миплов друг друга, то немедленно происходит автоматический обмен пленными. Также, во время своего хода, игрок может забрать одного из своих заключенных заплатив за это 3 победных очка, которые отнимаются у него и переходят к оппоненту.
Принцесса и Дракон - The Princess & the Dragon
(30 тайлов, фигурки дракона и феи)
18 тайлов управляют драконом, который, двигаясь по уже составленному полю, «пугает» стоя́щих на нём миплов, заставляя их вернуться к владельцам.
6 тайлов-порталов позволяют выставить своего мипла на ранее выложенные тайлы
6 тайлов с принцессами позволяют убирать миплов из городов.
Фея защищает свой тайл от дракона.
Граф - The Count
(12 тайлов)
Партия начинается с города, построенного из тайлов этого дополнения по специальной схеме. Внутри города есть элементы всех игровых типов, по которым движется фигурка графа. Каждый раз, когда игрок своими действиями приносит очки кому-то из оппонентов, не получая их сам, он может поставить в город своего мипла и передвинуть фигурку графа. Впоследствии своих миплов можно перемещать из города на соответствующие элементы поля, влияя на определение их хозяина. Граф же запрещает такое перемещение со своего тайла.
Река - The River
(12 тайлов)
Дополнение меняет начало партии: игроки начинают формирование поля с «речных» тайлов, и только когда они заканчиваются, продолжают обычным образом. Некоторые тайлы содержат фрагменты игровых элементов (дороги, монастыри, города), на которые сразу можно выставлять миплов. Можно также рискнуть выставить мипла на поле, граничащее с рекой.
The River II может стыковаться с The River и также состоит из 12 тайлов
Круги на полях - Corn Circles
(6 тайлов)
Тайлы трех видов: каждый из видов влияет только на один вид мипла (стоящего в городе, на дороге или в поле). Как только вышел тайл дополнения, каждый из игроков может либо снять одного своего мипла с соответствующей области, либо поставить мипла на объект соответствующего типа, где мипл игрока уже присутствует.
Культ - Cult
(6 тайлов)
Тайлы сект играются как монастыри. Но если разместить такой тайл рядом с настоящим монастырём, то там начнётся борьба за паству, по результатам которой очки получит только кто-то один — тот, кто первым завершит свой объект. Мипл, выставленный на тайл секты, называется еретиком.
Колесо Фортуны - Wheel of Fortune
(большой тайл Колеса Фортуны [4х4 тайла], фигурка свиньи, базовый Каркассон с изменениями)
В Колесе Фортуны используется базовый набор Каркассона без стартового тайла (вместо него колесо фортуны) и с числами 1, 2 или 3 на отдельных тайлах. Числа на тайлах - это число секторов колеса фортуны на которое нужно переместить поросенка. В свой ход можно выставить мипла либо на выложенный тайл, либо на один из секторов колеса фортуны. При приходе поросенка происходит событие, описанное в секторе колеса и начисляются очки миплам стоящим в данном секторе.
Мосты, замки и базары - Bridges, Castles & Bazaars
( 12 тайлов, жетоны крепостей и деревянные мосты)
Мосты позволяют объединять несколько несвязных дорожных сегментов в большие дороги.
По завершении городка из двух тайлов, вместо начисления очков, можно выставить на него жетон замка. Замок принесет столько очков, сколько стоит первый завершенный после строительства замка объект (город, дорога, монастырь) в окрестностях замка. Также Замки защищают мипла, стоящего в нем, от Дракона или Башни.
Базары позволяют открыть несколько тайлов (по числу игроков) и устроить за них аукцион. Делать ставки и платить придётся победными очками.
Мини-дополнения 2012
Mini 1: The Flier - Воздухоплаватель
(8 тайлов + d6 + бонусный тайл из кругов на полях)
Тайл дополнения выкладывается как обычно, затем игрок может либо поставить своего последователя на этот тайл, либо попытаться перелететь им на один из окружающих тайлов в направлении, куда указывают крылья, и на столько клеток, сколько выпадет на кубике. Он может разместить последователя на любой незавершенный обект на этом тайле (кроме поля), независимо, есть ли там другие последователи. Если же тайла на этом месте нет, или все объекты завершены, то игрок не ставит своего последователя в этот ход.
Mini 2: The Message - Послания
(8 неигровых тайлов + 6 разноцветных миплов)
Игроки размещают дополнительную фигурку на счетчике очков, и, какждый раз получая очки, выбирают, какую из двух своих фигурок передвигать. Если одна из фигурок останавливается на темном поле на счетчике очков (0, 5, 10, и т.д.), то игрок берт один из 8 тайлов сообщений. Он может либо получить 2 очка за него, либо выполнить действие, указанное на тайле. Тайл сообщения после этого убирается под низ стопки этих тайлов.
Mini 3: The Ferries - Паромы
(8 тайлов + 8 фишек переправы)
На тайлах этого дополнения дороги подходят к озеру. После выставления мипла на этот тайл игрок соединяет два любых сегмента дороги фишкой переправы. Если игрок продлевает дорогу с озером, он может соединить два любых других сегмента дороги.
Mini 4: The Goldmines - Золотые шахты
(8 тайлов + 16 фишек золота)
Выкладывая тайл дополнения, игрок помещает по золотому слитку на все объекты тайла. Как только объект будет завершен все слитки с него забираются игроками, получающими за него очки (поштучно по часовой стрелке). Слитки приносят очки в конце игры.
Mini 5: Mage & Witch - Маг и Ведьма
(8 тайлов + фигурка мага + фигурка ведьмы)
Выложив тайл этого дополнения, игрок либо размещает, либо передвигает Мага/Ведьму на поле игры. Обе фигурки могут быть выставлены на незавершенную дорогу или город, но не могут разделять один город/дорогу друг с другом. При полученни очков за объект, на котором находится Маг, игрок получает на одно очко больше за каждый тайл этого города/дороги. Ведьма уменьшает, получаемое количество очков наполовину (с округлением в большую сторону). После этого фигурка Мага/Ведьмы убирается с поля до открытия следующего тайла с магическим символом.
Mini 6: The Robbers - Грабители
(8 тайлов + 6 фигурок грабителя)
Выложив тайл дополнения, игрок кладет фигуру разбойника на трек рядом с маркером очков любого другого игрока. Следующий игрок по очереди, чей грабитель находится не на треке, также помещает грабителя рядом с маркером очков любого противника. Всякий раз, когда маркер очков, рядом с которым находится грабитель, перемещается, владелец грабителя перемещает свой маркер на число очков, равное половине пройденного маркером соперника (округляя вверх). Исключение: если маркер игрока передвигается из-за того, что его грабитель ограбил другого игрока, то все грабители, стоящие с ним, тоже передвигаются, а не приносят очки. Если рядом с грабителем стоят маркеры разных игроков, и оба передвигаются, то владелец грабителя может выбирать, какой из них будет ограблен.
Plague - Чума BGG
(6 тайлов, 12 жетонов блох, 6 номерных жетонов 1-6)
Дополнение приносит с собой чуму на земли Каркассона. Болезнь, распространяясь, убирает с поля выставленных последователей.
The Siege - Осада BGG
(4 тайла)
Хозяин осаждённого города получит за него меньше очков, а если осаждённый город останется незавершённым, то не получит ничего.
Tunnels - Туннели BGG
(4 тайла, 12 жетонов туннелей [по 2 каждого цвета])
Туннели позволяют соединять удалённые участки дороги, вне зависимости от того, где эти участки располагаются.
Catapult - Катапульта BGG
(12 тайлов, 24 жетона снарядов 4-х различных типов, деревянная катапульта, линейка)
В начале партии каждый игрок получает по одному жетону каждого типа. Если игрок выкладывает тайл с изображением шатра, то по завершении хода начинается стрельба из катапульты. Походивший только что игрок выбирает один из 4-х жетонов и выстреливает им при помощи катапульты. Затем все остальные участники по очереди проделывают то же действие. В зависимости от типа жетона возможны следующие ярмарочные соревнования:
1. Выбивалы. Цель - выбить с поля подданных оппонентов. Для этого катапульта разворачивается в сторону игрового поля, производится залп, и все подданные, которых хотя-бы коснется жетон стрелка, немедленно возвращаются их владельцам.
2. Соблазнение. Цель - обменять подданного оппонента на своего. Так же как и в предыдущем случае, происходит залп в сторону игрового поля. Затем подданный, находящийся ближе всего к месту падения жетона, заменяется на подданного стрелявшего игрока.
3. Точность. Цель - попасть в только что выложенную плитку земли. Игрок, чей жетон приземлится ближе всего к только что выложенной плите с символом ярмарки, получает 5 призовых очков.
4. Ловкость. Цель - поймать жетон оппонента. В этом случае залп производится не в сторону поля, а по направлению соседа слева. Посередине устанавливается линейка. Если жетон не долетел до нее или оппонент его поймал, то он получает 5 очков, иначе их получает стрелявший игрок.
The Phantom - Фантом BGG
(6 разноцветных прозрачных миплов)
Фантомом можно занять дорогу, город или поле, как обычно, а можно поместить его на тайл в качестве второго мипла. Например, на одном тайле игрок может одновременно поставить обычного последователя на дороге и фантома в городе.
The Festival - Фестиваль BGG
(10 тайлов с фейерверками)
Данное дополнение является частью юбилейного издания Carcassonne: 10 Year Special Edition
После выкладывания тайла дополнения можно поставить мипла как обычно, а можно снять любого своего мипла уже стоящего на поле.
Промо-дополнения
The School - Школа BGG
(2 тайла)
Чем больше игроки вкладываются в строительство школы, тем больше они получат очков. Другой информации не нашел.
Die Windrosen - Роза ветров BGG
(6 тайлов)
Тайл с целой оранжевой розой ветров является новым стартовым тайлом и делит игровое поле на четыре квадранта: северо-западный, северо-восточный, юго-западный и юго-восточный. Четвертинка розы ветров выложенная в свой квадрант сразу приносит 3 очка и другого влияния на игру не оказывает. Синяя целая роза ветров переопределяет стороны света (квадранты).
La Porxada BGG
(1 тайл)
Тайл представляет собой историческое здание, построенное в середине XVI века как сельскохозяйственный рынок. Никаких особых свойств, кроме щита тайл не имеет.
Carcassonne: Little Buildings BGG
(18 жетонов строений: по 6 сараев, домов и башен)
В начале игры игрокам раздается равное количество строений, чтобы помещать их на место мипла. Когда рассчитывается дорога, город, монастырь или поле каждое строение приносит по 1 дополнительному очку, В другом варианте сарай/дом/башня/ приносят 1/2/3 очка соответственно.
"The Mini Expansion" BGG
(12 тайлов)
2 из этих тайлов - река, остальные 10 просто "до этого никогда не издавались". Что, впрочем, не означает, что похожих тайлов не было в более поздних дополнениях. Один из тайлов представляет собой пустое поле.
Интересно почитать, вот мои 5 копеек. Могу тоже ошибаться, но вроде вот так было:
-соборы не удваивают стоимость города - они приносят три очка за тайл/щит вместо двух. Про таверны верно.
-Строителя или свинью можно выставить, только если есть свои миплы на объекте
-абатство, вроде не так играет. Им можно заткнуть любую дырку и считать все примыкающие объекты завершенными с этой стороны. Как монастырь оно очков не приносит.
-фургон нельзя перемещать на завершенный объект
В остальные не играл. Спасибо за статью. :)
спасибо, за поправки.
да, аббатство именно затыкает дырки, но очки все-таки приносит как монастырь.
Очень краткое описание дополнений...очень кстати:)
Спасибо!
Спасибо, хороший материал.
Однако допы только во вред идут оригиналу
Мне при игре только базой просто не хватает количества тайлов - не успеваешь развернуться :)
А в допах, даже если не использовать новые правила, тайлы разнообразнее. ИМХО, коробка допов всяк будет интереснее, чем вторая база.
Хорошая статья для желающих разобраться. Есть небольшое уточнение по "**Выпускается в дополнении "Corn Circles, Plague & Tunnels"". Не выпускается, это дополнение не было выпущено, оно было отменено из-за разрыва RGG c HiG, и не факт вообще, что выйдет (см. страницу BGG).
>"*Существуют два дополнения: "River" и "River 2". "Big Box 2" содержит дополнение "River 2". Которое из дополнений находится в "Дворянах и Башнях" - неизвестно"
Судя по фотографии, прикреплённой к карточке игры (http://tesera.ru/game/photo/239053/), внутри The River II.
она самая и её смысл при игре в большой набор, как показала практика, всегда слегка неясен)
Спасибо. Поправлю.
Хрум-хрум-хрум! Отличная статья. Мне ее не хватало =)