Не все случайные раскладки одинаково полезны. В комментариях к игре Стамбул часто встречаются описания выигрышных связок планшетов города, а вот описания сбалансированных (с точки зрения выигрышных путей) раскладок встречаются значительно реже. Ниже приводятся некоторые правила, позволяющие, по мнению авторов правил, получить набор таких раскладок для базовой версии игры. Возможно, все это уже встречалось в комментариях и было благополучно похоронено под массами хайпа и сами знаете чего, поэтому решил собрать найденное в одном дневнике.
Взято с бгг без разрешения автора/-ов креатива.
Утверждается, что данные ограничения применялись при проведении некого конвента German Board Game Championship для игр на 4 игрока. Авторы также ссылаются на консультации с неким Ральфом Бруном (Ralph Bruhn), которого в правилах локализации называют продюсером. Соответственно, воспринимать это как полуофициальные правила или махровый хоумрул - решать Вам.
Внимание! В переводе с бусурманского могут встречаться ошибки и разночтения. Если Вы собираетесь использовать предложенный текст, Вы делаете это на свой страх и риск! Автор перевода не несет ответственность за финансовые издержки, испорченные нервы, семейные ссоры и другие глобальные катастрофы, вызванные прочтением и использованием предложенного текста.
Предварительные замечания:
- Вся нумерация планшетов города соответствует цифрам в красных рамках.
- Правила касаются только базы (раскладка 4х4 планшета).
- Выражение "на расстоянии N планшетов", судя по контексту употребления, обозначает "N перемещений фишки торговца на соседний планшет согласно правилам". Таким образом, например, соседний планшет "по диагонали" находится "на расстоянии 2х планшетов", а выражение "на расстоянии 3х планшетов" означает, что указанный планшет не может быть достигнут за одну фазу передвижения. Но, поскольку профессиональные переводчики хранят молчание (видимо, не интересно им это), далее оставлен буквальный перевод "на расстоянии N планшетов". Какой вариант объяснения принимать - решать снова Вам.
Ограничения для случайной раскладки:
1) Караван-сарай (№ 6) и Фонтан (№ 7) должны быть размещены в качестве двух из четырех центральных планшетов.
2) Чайхана (№ 9) должна быть одним из угловых планшетов.
3) Черный рынок (№ 8) и Торговец самоцветами (№ 16) должны находиться на расстоянии как минимум трех планшетов от Чайханы (№ 9).
4) От планшета Фонтана (№ 7) на расстоянии двух планшетов (доступны за один ход) должны быть расположены как минимум 5 планшетов города из следующих перечисленных: планшеты Складов (№ 2-4), Почтамт (№ 5), Караван-Сарай (№ 6), Черный ранок (№ 8), Чайхана (№ 9), Полицейский участок (№ 12).
5) при начальной раскладке поля нельзя размещать фишки управляющего и контрабандиста на планшетах Почтамта (№ 5) и Черного ранка (№ 8).
Объяснения по каждому пункту:
1) увеличивает привлекательность планшета Караван-сарая, эффективность которого считается низкой.
2) + 3) ослабляют эффективность Чайханы и позволяют избежать некоторых раскладок, позволяющих быстро получить прибыль первому игроку.
4) позволяет четвертому игроку выбирать из нескольких выгодных действий.
5) позволяет убрать некоторые слишком эффективные возможности хода для первого игрока.
PS. Существует генератор случайных раскладок (если не работает, попробуйте http://mihaeu.github.io/istanbul-generator/), кроме базовой версии умеет генерировать раскладку с использованием дополнения Istanbul: Mocha & Baksheesh. Однако, для генерируемых раскладок применяются ограничения только из официальных правил:
1) Фонтан (№ 7) должен находиться в середине поля;
2) Чёрный рынок (№ 8) и Чайхана (№ 9)должны находиться на расстоянии как минимум трех планшетов друг от друга.
PPS. Ограничения для раскладки "Гранд Базар" (Grand Bazaar) есть в комментариях карточки игры. Переводил тоже я, потому дисклаймер в начале текста применим и в этом случае. Первоисточник любезнейше предоставлен sputnik1818. В первоисточнике тот же Ральф Брун пишет, что эти ограничения не совсем ограничения, что они просто дают "длинные пути" и т.д, но мы-то знаем, что исправить косяки движка для уже вышедших игр хочет даже Фельд.
Еще вроде из официального - склад должен быть расположен на расстоянии не менее трех шагов от мечети и тайлом товара соответствующего цвета
*с тайлом
Если поделитесь ссылкой на пруф, попробую добавить в основной текст. Я тоже где-то видел ограничения по мечетям, но ссылок не нашел. А без ссылок - скажут, что сами придумали, и будут тгавить, как Port'a
Наврал насчет официального - нет такого, да и в раскладке базы "короткие пути" мечети рядом со складами.
Видимо, сам где-то прочитал, и теперь при рандомной раскладке стараюсь использовать и эту рекомендацию тоже.
Да вроде если склады и мечети располагать на расстоянии 3 тайлов друг от друга, то на поле 4х4 это почти нереально...
Судя по контексту, надо было бы перевести не три тайла, а три шага фишки. Тогда все складывается. Но эту мою догадку могут подтвердить только практикующие переводчики.
Все равно нельзя расположить 5 тайлов на поле 4х4 так, чтобы все они были на расстоянии трех шагов.
Попробуйте внимательно перечитать требования к мечетям и складам, и Вы все поймете. Каждая мечеть ограничивает расположение одного или двух тайлов.
Только что увидел, что про тайлы мечетей сказано в ограничениях раскладки для Гранд-базара (ссылка в конце статьи). Оригинал с бгг выложил sputnik1818, сам я такого не находил, поэтому ссылаюсь на него. Не разработчик, поэтому не могу сказать, применимы ли правила Гранд-базара для базы.
Чисто технически препятствий разложить с использованием данного правила проблем нет, я обычно так и делаю.
К вопросу выше по поводу перевода: да, в данном случае "3 spaces" — это именно "три шага".
В тему Стамбула. Оказывается вышел ещё один тайл дополнительный, Pegasus Depot. Я фотошопить не умею, но как смог, адаптировал его под ПнП http://www.boardgamer.ru/forum/index.php/topic,8751.msg119096.html#msg119096
Спасибо за статью, рандомайзер для Стамблула особенно порадовал. Да, конечно, раскладка вслепую порой усложняет игру, но также делает её интереснее, так как сразу перестают работать уже привычные схемы, каждый раз надо приспосабливаться к новому расположению тайлов. Вообще при должной фантазии можно представить, что купцы каждое утро вынуждены проживать день сурка, но в альтернативной реальности :)