Очень давно хотел написать что-нибудь про Покорение Марса - игру, которая действительно очень мне полюбилась. Да, я знаю о ее недостатках, да она не идеальна, и, возможно, четвертое место на БГГ для нее это многовато.. С другой стороны, я сыграл в Марс более полутора сотен партий, и игра до сих пор любима и регулярно появляется на столе. Пожалуй, это любовь.. я просто принял ее такой, какая она есть, и мы счастливы до сих пор.
Однако, если вы думаете, что все так просто, то скажу вам "нет!". Мы постоянно трудимся над нашими отношениями, чтобы они не превратились в рутину, и страсть не угасла. Из того, что действительно нам помогло - мы стали играть в Марс с драфтом начальных карт по вот такой вот нехитрой схеме (4-3-3): каждому раздаются корпорации (2 или 3 в зависимости от предварительной договоренности) и 10 карт. Из них выбираются 4, которые вы оставляете себе, остальные передаются игроку справа. Потом из тех шести карт что пришли вам от соседа вы оставляете три себе, а три передаете дальше. Наконец, ваш сосед передает вам 3 своих карты. Ура, у вас снова 10 карт! Теперь можете купить любое количество. Мы убеждены, что это немного нивелирует рандом при стартовой раздаче и вносит в игру дополнительный интересный выбор. Именно этот стартовый драфт является одной из самых увлекательных частей игры лично для меня, потому что именно на этом этапе вы можете проявить свой стратегический гений, испытать удачу, помешать соперникам и заложить фундамент будущей победы!
И знаете, я никогда никому (кроме своей жены, конечно) не показывал раньше то, что покажу вам сейчас. Как я делаю это.. провожу драфт стартовых карт в игре "Покорение Марса" с дополнением "Венера". Да, играем с фазой солнечной системы, т.е. первый игрок повышает любой параметр в конце поколения.
На правах рекламы: если вы до сих пор одиноки, если у вас нет друзей, любимых, семьи, или просто настольщиков под рукой, которые хотят играть в ваши любимые игры.. покупайте Tabletop Simulator! Все скриншоты сделанны именно оттуда!!
Мелким шрифтом: надеюсь, все узнают карты по изображениям на них, если вдруг у кого-то проблемы с английским - вы все равно не сможете разобрать текст на картах.. извините)
Итак, как же я буду проводить драфт.. конечно, я бы мог просто брать 10 карт из колоды, потом шесть, потом еще три.. но это было бы не совсем правильно, так как не было бы достаточно достоверно проведена симуляция наличия соперников и принятия ими решений. Поэтому я буду проводить драфт за трех воображаемых друзей, которые собрались поиграть в Покорение Марса. Первый игрок - Леша, ненавидит Марс (любит Брасс и ВЗП), но его заставляет играть в него его девушка, которая является вторым игроком - Вика. Вика любит разводить живность на Марсе, в частности пингвинов и рыбу.Также обожает тихоходок и червей. Будьте как Вика, добрыми, отзывчивыми и созидательными! Третий игрок - Леонид. Ему было скучно дома, он пришел посмотреть.. но заставили играть. Бедненький..
1-1)Итак, Леша начинает и видит перед собой следующий набор карт:
И что делать? Две довольно посредственные нпо его мнению корпорации.. да еще и не комбятся ни с чем в руке на первый взгляд.. плохо дело.. Но надо выбрать четыре карты. С одной стороны есть Ганимед, и еще одна карта с меткой юпитера.. С другой, для это карты необходимы три метки науки. При Лешином везении ему кажется довольно сомнительным рассчитывать добрать эти метки позже, да и его корпорации совсем не об этом: ЮНМИ хотят повышать как можно скорее рейтинг терраформирования, а манутех рассчитывают иметь побольше производства на своих картах. Леша решает оставить себе четыре карты, которые обведены в рамочки. Гигантское зеркало может обеспечивать энергией Генераторы магнитного поля или Город под куполом + что-то еще. Если попадется еще один город - можно рассчитывать взять мэра, а Генераторы поля могут помочь с достижением Колонизатор (иметь 35РТ) для ЮНМИ. Карту с аэростатами берем, опять же, поглядывая на ЮНМИ (она позволит поднять РТ, и следовательно, сможем использовать свойство корпорации) да и с достижением Авиатор (7 аэростатов на своих картах) может быть поможет в будущем. Конечно, немного страшно передавать Ганимед соперникам, ведь там могут быть какие-нибудь Сатурн-Системс.. но что поделать. Тем более слева сидит Вика, а ее обижать не хочется. Да и Леша не верит, что девушка сможет выиграть, даже имея такое большое преимущество со старта.. Вот такими быть не надо!)
2-1)Тем временем, у Вики в руках оказывается вот что:
Да, очень и очень непростой выбор! Точно понятно лишь то, что нужно брать арктические водоросли - ну уж слишком хороша эта карта, если заходи в первые пару-тройку поколений. но какие три карты взять еще? Есть две идеи. Первая, играть через кредикор: взять метан с титана + верфь на весте (обе с меткой юпитера), и комету или гавань на фобосе.. Но нам придется надеяться, что мы сможем позже набрать карты, которые дают ПО за юпитер в будущем.. Второй же вариант выглядит более надежным, и не менее привлекательным: играть через Морнинг Стар, взять экспорт серы (о да, это действительно прекрасно, +1 кредит за каждую метку венеры), биокуполы Фрейя + что-то еще. Так же первым действием мы будем тянуть 3 карты венеры.. Вероятность, что все это прекрасно закомбинируется очень высока.. Да и награда Венерианец(ка!) лишней не будет. Да, именно так и решает действовать Вика.. четвертой картой она берет тихоходок, потому что игра через морнинг стар предпологает, что карт поначалу будет больше, чем обычно, а дорогие космические карты точно помешают их все быстро и эффективно разыграть. Конечно, можно было бы просто забрать что-то из юпитера с расчетом на будущее.. Но Вика решила этого не делать. Выбрала выделенные карты.
3-1) Леонид сидел в телефоне, когда ему раздали карты.. Посмотрите, у него все написано на лице! Зачем вы его отвлекаете? Ладно, чай пил, печенье ел.. Придется играть:
Леонид ролевик в душе. Он действительно начинает представлять свою корпорацию на Марсе, как бы он там все обустроил.. В превую очередь, он считает, что нужно выражать свою индивидуальность.. Что лучше всего охарактеризовало бы его душевное состояние?? Чего бы он хотел, будучи главой большой корпорации? Скорее всего, показать презрение к своим оппонентам.. Но как? как?! О, он придумал! Можно выпустить инертные газы прямо им в лицо!! Прямо в их наглые рожи!! Леонид улыбается.. Ему начинает нравится эта игра.. Конечно же, его корпорация должна быть самой высокотехнологичной и элитарной.. Решено, надо брать метки науки. Заодно можно будет организовать заповедник в каком-нибудь прекрасном местечке, и никто не посмеет туда ступить без его разрешения. Ну и можно будет забрать бонусные ресурсы. Конечно, можно было бы взять интерпланетари синематикс, и попытаться получить достижение Строитель, выбрав оба здания, которые вырабатывают энергию.. Но куда потом эту энергию девать? Может быть взять квантовый экстрактор, в надежде, что зайдет еще наука? А если не зайдет? Нужно быть более гибким.. Возможно заимпортировать еще газов для гелиона? (Хм, возможно, в прошлой жизни Леонид был Адольфом..) Все таки очень хочется набрать восемь производства тепла, чтобы каждый ход повышать температуру. Да и это почти гарантированная награда Теплотехник.. А он ведь имеет слабость к наградам. Да, Леонид выбирает четыре выделенные карты.
Наступает второй акт пьесы.
1-2)Возвращаемся к Леше и тому, о чем размышляет, получив карты от Леонида. 4 карты повыше - те, что он оставил себе ранее, 6 пониже - только что полученные:
Да уж, как-то все не очень хорошо.. По прежнему не особенно понятно через что здесь можно играть. продвинутые экосистемы, растения на венере, шахты на калипсо.. Все это как-то очень далеко и сомнительно. Можно попробовать получить Строителя с манутехом.. Взять оба здания на энергию.. Пожалуй, лучше тут ничего и не придумать.. Но обязательно надо забрать шахты себе, а то я же передал ганимед на том ходу, нельзя все же так сильно рисковать. Вика Викой, но если она меня обыграет.. Как я буду с этим потом жить?!
2-2) А в этот момент Вика обливается слезами..
Она уже пожалела, что выбрала первый вариант развития с картами Юпитера.. А ведь могла. Ганимед-Ганимед.. Если бы я только знала! А что теперь? Конечно, Ганимед придется забрать, чтобы не отдавать сопернику.. Нужно брать экстремофилов, с расчетом, что где-нибудь найдется наука еще, и, возможно, вторую карту с меткой юпитера и требованиями по науке тоже можно взять.
3-2) Следующий у нас Леонид..
Становится очевидным, что нужно выбирать именно Гелион. Видим тепло - берем тепло. Возможно, пероксидная энергия тоже зайдет - если не найдется куда ее девать - превратиться в то же самое тепло, а следовательно, и в РТ. Очень жаль что нет научных символов больше, и нет карт, куда они нужны, ведь именно на это и была ставка.. Брать комету? Обычно комические события не очень эффективны в начале игры. Они скорее для середины. Пожалуй, стоит взять юпитер, а там посмотрим, что из этого выйдет.
И наконец, третья часть, и последняя:
1-3) У Алексея выбор невелик:
Видимо, все же придется играть через ЮНМИ, и очень здорово, что зашла комета.. И пусть пока все выглядит довольно сомнительно, но ЮНМИ могут играть вообще практически без карт - ведь если они повышают РТ, даже при помощи стандартных проектов - это экономически выгодно. План на ближающие три-четыре поколения: комета - свойство корпорации, стандартный проект океана(если на драфте не найдем ничего, что повышает РТ) - свойство корпорации, еще океан - свойство корпорации. Если выложить три океана на экватор, получим 6 растений и 4 монетки. А за счет двух от кометы хватит еще и на озеленение. А где-то на четвертый ход скорее всего уже и магнитный генератор поставим. Потенциально это 2+1+1+1+1+1+3+1 = 11 повышений РТ за четыре поколения. Можно и терраформера достижение успеть ухватить! Да и вообще надежда ЮНМИ - быстрая игра, вот и будем повышать параметры как можно скорее.
Оставляем вот эти четыре карты, чтобы на первом ходу хватило на комету + свойство корпорации.. А на венеру все же распыляться не будем.. Конечно, можно было бы оставить город, но потеряли бы в темпе.. Поэтому Леша не уверен, что это того стоит.
2-3) Вику порадовала последняя фаза:
Пришла потенциально полезная в будущем карта венеры. Есть довольно существенная проблема с тем, что, возможно придется пару раз использовать стандартные проекты, для повышения рейтинга терраформирования Венеры, чтобы разыграть свои карты.. Но, во-первых, возможно Вике придут нужные карты среди тех трех, что она доберет своим первым действием, а может быть, кто-то из соперников сделает это за нее.. Еще, и Растения на венере, и Биокуполы Фрейя размещают животных-микробов на картах венеры.. А пока есть только Экстремофилы, для которых нужны метки науки.. Пожалуй, стоит от них избавиться, и, опять же, рассчитавать на что-то более доступное.. В конце-концов ведь хочется разыграть все карты венеры как можно скорее, чтобы получать много прибыли от импорта серы.. А если для этого нужно будет ждать появление меток науки - действо грозит затянуться.. Поэтому оставляем минимум карт:
2-бонус) А вот какие карты Вика открыла своим первым действием:
Не так уж плохо, но и нет как уж хорошо. По прежнему скорее всего придется использовать стандартные проекты на Венеру, и вопрос с животными-микробами не решен. Однако, Венерианская Станция определенно прекрасно будет работать в данной игре, да и фабрика тут не лишняя. А лаборатория - некий задел на будущее.
3-3) Леонид продолжает свой ролеплей:
Он уверен, что хочет работать с генами (привет евгенике!), благо у его корпорации есть потенциал.. И чтобы этот потенциал усилить, он хочет заручиться связями в высшем обществе. Да, выходит дороговато.. Но Леонид верит, что в долгосрочной перспективе его начинания окупятся, и что не стоит гнаться только лишь за сиюминутной выгодой. Оставляет вот эти карты.
3-бонус) Я не уверен, что правильно было бы сыграть деловые контакты именно на первом ходу, вместо импорта газов, но, мы ведь очень любопытные и хотим посмотреть, что же выйдет из этой затеи..
Вот что мы имеем:
Очевидно, что выбор Леонида это Медиа группа и Рейдеры! Мне самому сейчас очень смешно, как все идеально сложилось в плане историчности) Но и в игровом плане все тоже отлично получается: да, мы не нашли ту науку, которую искали, зато Медиа группа идеально заходит под те три события, которые мы сыграем после нее буквально на первом ходу. Возможно, при помощи рейдеров испортим чей-то первый ход (хотя вряд ли, ведь это будет уже на втором круге только). В общем вот как надо ролеплеить в евро играх)извините-извините, Марс ведь не евро, постоянно забываю..
Я хотел бы услышать, кто по вашему мнению из игроков провел драфт хорошо, кто плохо, что бы вы им посоветовали, или наоборот, чему у них научились.. Как вы думаете, кто фаворит, а кто аутсайдер? Как будет складываться эта игра, сколько поколений продлится? И вообще, кому-нибудь было интересно?!
Забавно. А у нас играют ККИшники со стажем и мы драфтим стартовые чуть ли не с первой партии (и нас мало волнует мнение автора игры по данному вопросу). Потому что стартовая рука, из которой можно сыграть 2 карты - это бред.
раз вы со стажем, прокомментируйте пожалуйста побольше происходящее.. может быть какие-то ошибки, может что-то сделали бы иначе?)
Мы по одной драфтим, весь интерес в первых пиках, а брать сразу по 4, имхо, мало смысла. Пики тоже были бы где-то другие - например, не вижу смысла брать рано покорение Ганимеда - очень лейтгеймовая карта, да и брать кучу энергии, чтобы потратить её на генератор магнитного поля - так себе решение. Я, скорее, всего в принципе, ЮНМИ не брал - очень слабая корпорация, собирался бы под Манутех.
ну, так-то смысл пикать именно ЮНМИ, и брать именно генераторы в том, чтобы получить очки за достижение 35 РТ.. без получения этих 5 ПО - да, это невыгодная сделка. а вообще я не понимаю, почему ЮНМИ считают слабой корпой.. особенно на 4-5 игроков она сильна по-моему. просто нужно понимать, что ты хочешь каждый ход использовать способность корпорации, и я бы рекомендовал не брезговать и стандартными проектами, если нет карт подходящих. в общем устраивать своеобразный раш)
Чтобы разыграть 3 карты для магнитного поля вам понадобятся неподъёмные в начале 40 МЕ. Реально лучше рассчитывать во втором или через стандарт разыграться или потратить раунд на постройку города/шахт на Калисто, чтобы увеличить доход на старте.
Мы играем без первоначального драфта, но корпорации получаем три. Одну из допа колонии вторую из пролога и ещё одну любую. Обычно это практически всегда даёт возможность что то построить из движка начального. Ну и карты пролога тоже играют свою роль. Наверно Марс со всеми домами уже не требует драфта начального.
А ну ещё всегда играем без фазы помощи земли т е просто так не поднимаем параметры
Пример отличной статьи, например.
Автор - молодец: сам подготовил примеры (и очевидно протестировал) и сам отфотографировал!
1 балл отниму в педагогических целях - за написание названий планет и астероидов с маленькой буквы.
спасибо. вообще все очень спонтанно вышло, раздал себе карты в ттс рандомно и стал писать.. честно говоря не самая интересная вышла раздача - но я пытался как мог найти что-то интересное..
А вообще это жена редактировала, иначе это бы было вообще не читабельно, за что ей большое спасибо))
Очень занимательно, но обрывается на самом интересном месте!
Фаворит Вика. Она любит и умеет играть, судя по всему.
А от начальных карт, кмк, не зависит по большому счету вообще ничего. Из 10 карт остается 3-4. И даже на них денег жалко на самом-то деле. И как эти карты получены - надрафтованы или сразу розданы - разницы никакой. Поэтому смысл драфта, особенно начальных карт, от меня ускользает. Но я драфт в целом не перевариваю, даже в МТГ предпочитаю силед, когда тебе дают пачку карт и ты с ней делаешь что хочешь, а не сидишь и гадаешь, что взять а что отдать, и гадание даже не на кофейной гуще, а в лучшем случае на осадке из Бела-Колы... Так что мое мнение неавторитетно.
Я как Леша. Я Брасс люблю и ВЗП. Там хоть и есть карты, но, слава богу, никаких драфтов, даже в хоумрулах.
1) От начальных карт зависят как минимум первые пару ходов и общий вектор развития во многом предопределяется ими же..
2) Есть карты которые эффективны в начале игры, то же самое про середину, конец, или комбинации карт с другими картами или корпорациями. Марс как раз игра про этот самый выбор: какие карты оставить, и сколько именно. Оставишь много - не хватит денег, чтобы их разыграть. Оставишь мало - есть вероятность, что просто закончатся хорошие карты для розыгрыша. Нужно думать не только о максимальной эффективности здесь и сейчас, но и планах на будущее.
3) Есть большая разница между надрафтованы и розданы сразу. Допустим, что есть некие сильные карты, есть середнячки, а есть отстойные(это очень упрощенно, но все же). Допустим мы играем без драфта: одному игроку раздали 6 сильных и 4 средних карты, а другому 1 сильную, 3 средних и 6 отстойных. Первый игрок в большом плюсе. Если же ввести драфт(4-3-3) с условием, что карты розданы точно так же, и игроки берут лучшие, то у первого в конце драфта будет 4 сильные, 2 средние и 4 отстойные карты. У второго 3 сильные, 5 средние и 2 отстойные. По-моему, разница очевидна.
4) ВЗП и Брасс хороши, спору нет. Не думаю, что драфт бы их испортил)
3) А почему драфтите именно 4-3-3 ? Почему не по одной карте ?
больше планирования, больше осмысленности, можно брать именно комбинации карт - это важно.
Может тогда соломон, если хочется брать комплектами?
я думаю, что это вариант посложнее, на него уйдет больше времени. то, что я описал в статье занимает в реальном времени от силы минуту обычно.. соломон точно займет больше времени. хотя попробовать можно, почему нет.. но я не в курсе, как это сделать на пять игроков, например.
Но меньше взаимодействия и больше зависит от удачи.
очевидно, истина где-то посередине.. мы делаем так - нам это больше нравится, нежели игра по оригинальным правилам. зависит лишь от ваших вкусов как вы хоумрулите игру..
Допустим, в Марсе 200 карт, из них по 20% (по 40 шт) отстойных и крутых, остальные ни рыба ни мясо. Я тут набросал программку, она проводит миллионы симуляций раздач на 3 игроков. Так вот случаев, чтобы хотя бы у одного игрока было <2х хороших карт, а у хотя бы одного больше 4х - их менее 6%. То есть примерно в 1 партии из 20 будет такая ситуация. Про случай что у одного 1 хорошая а у другого 6 - таких вообще мизер. Ну и смысл огород городить ради этой 1 партии из 20? Гораздо быстрее и эффективнее, раз уж вы заботитесь о комбах, раздать по 20 начальных карт вместо 10 например, чтобы расширить пул хороших карт. Если будет хотя бы два круга прохождения пачки карт, тогда драфт имеет смысл, так как появляется хоть какая-то инфа для анализа, кто что собирает. А так только зряшное совканье карт налево-направо. ИМХО )
а ценность средних карт не определяется наличием у игрока уже сыгранных карт? И там контр-драфт всякий, чтобы хоть как-то влиять на пул разыгрываемых карт оппонентов (это еще одно слабое место ПМ, ибо повлиять на чужие сыгранные карты никак нельзя)?
конечно, необходимо учитывать слишком много факторов, и, собственно, в том, насколько правильно ты оцениваешь ситуацию и какой делаешь выбор, и заключается игра.. да, контр-драфт всегда используется в следующих поколениях, когда знаешь уже, что у соперника.. да, напрямую удалить карту в этой игре нельзя, хотя иногда и очень хочется.. но в подавляющем большинстве евро ситуация ровно такая же)
Какова вероятность, что сосед передаст вам "средние" карты лучше, чем те, что есть уже у вас изначально, которые вам приходится передавать другому соседу?
помимо неконтролируемого первого пика есть еще 2/3/4 etc и я вряд ли буду передавать оппу полезные карты
ну, я же образно про сильные-слабые карты, все гораздо сложнее.. между ними множество связей, для каждой корпы свой набор, многое зависит от карты, на которой играете.. если уж мы хотим сравнить игру с драфтом и без, то я готов обсудить стартовые руки игроков из этой заметки и сравнить с тем, что они в итоге надрафтили.. и разница будет довольно существенной, как мне кажется.
Как я понял, весь смысл в выборе из 19 карт против выбора из стандартных 10, что дает возможность стартовой руке "более лучше" закомбиться.
Плюс, товарищи играют с Венерой, и драфт помогает увидеть больше венериных карт, если вдруг попалась корпорация из допа.
К автору: что, кстати, про допчик-то скажете? Мне как-то не очень - колоду разбавляет только.
да, допчик средненький - ничего принципиально нового. но теперь уже привыкли играть с ним, и как-то даже не думаю, что когда-нибудь это уже изменится.. нам в какой-то момент база стала надоедать, а доп как раз оживил интерес.
Фоточки все... Кеш почистил, и их не стало.((
ааа!!что с этим делать?!? у меня тоже.
загрузил по-новой, вроде пока все на месте..