Оценка пользователей
8.7288
Оценить:
-

Сквозь века: Новая история цивилизации

 

Английская версия Through the Ages: A New Story of Civilization появилась в нашей компании сразу после выхода в 2015-ом году. Но за 1.5 года в эту версию я сыграл всего 3 партии. Причина банальна: как правило, мы собираемся 4+ человек. А на 4-х играть Сквозь Века повторно отважится далеко не каждый человек.

 

Упоминание времени партии - 7 часов-8 часов почему то вызывает удивление у некоторых людей. Нет, Сквозь Века можно разложить и быстрее и даже играть не думая, но многие ли от такой гонки получат удовольствие? После пары дуэльных партий в русскую версию я вывел нормальное время партии для себя: 3 часа (или 1.5 часа на человека). Можно, конечно, куда-то спешить и пытаться сократить до 2-2.5 часов, но зачем? От игры нужно получать удовольствие и я получаю удовольствие от оптимального использования своих 8-10 действий, от хороших продуманных ходов соперника, а не от скоростного "абы как!" 

 

 

Почему я не рекомендую играть в Сквозь Века вчетвером? В таком составе игра сильно утомляет. Проблема по большей части кроется в механике: ход игроков это одна большая транзакция по использованию всех кубиков. В этот момент другим игрокам заняться фактически нечем. Можно, конечно, что-то планировать и рассчитывать, но ситуация в игре каждый ход меняется (пополнение ряда перед началом хода), военные действия, политические карты - всё это может изменить все ваши продуманные действия. Если бы ход проходил как несколько мини-транзакций (потратил кубик - сделал действие - передал ход), то провисания во времени были бы менее заметны. Игра на четверых сама по себе хуже не становится, но затянется при любых самых быстрых игроках и ожидание своего хода может показаться вечностью.

 

Идеальный вариант: 2-3 человека. Поначалу мне казалось, что дуэльная версия будет хуже, но сыграв две партии я был приятно удивлён. Дуэли протекали очень ровно и оба раза всё решилось буквально на волоске.

 

У игры одни из самых хорошо написанных правил. Их много (30 страниц), они написаны мелким шрифтом, но пересказывать и объяснять их новичку несложно. Дело в том, что Сквозь Века - очень логичная карточная игра: здесь ушло - там пришло, здесь добавил параметр - тут его отразил… Все нюансы тоже очень логичные: лимит военных карт? да вот же он идёт по количеству красных кубиков.  Лимит гражданских зданий? Вот он нарисован и зависит формы правления. и т.п. Да много всего накручено с первого взгляда, но после пары партий ориентироваться несложно. 

 

Я считаю Сквозь Века одной из лучших настольных игр! С моим мнением солидарно сообщество пользователей BGG, которое отвело ей 2 место. На мой взгляд в ней сошлось несколько факторов:

 

  • Тематика цивилизации - не знаю почему, но уверен, что такая тема обречена на успех. Каждому хочется почувствовать себя этаким божком-предводителем, который привёл свою нацию к успеху. Я не видел настолок «а-ля цивилизаций», в которые играть было бы не интересно. Mare Nostrum, Цива Сида, да даже какие-нибудь Эпоха Империй и Deus играются бодро за счёт заглавной темы…
  • Кризисность - очень важный фактор (возможно, главный), который заставляет садится в Сквозь Века снова и снова. Здесь не получится развиться по всем направлениям. Будешь развивать войну, тебя могут нагнуть по науке. Будешь заниматься наукой - отхватишь по войне. А развиваться во всех направлениях не поможет кризис ресурсов. Будешь развивать ресурсы, отстанешь в науке и войне или коррупция съест всё твоё развитие. После каждой партии есть моменты, которые хочется переиграть, оптимизировать, докрутить... Это прекрасно!
  • В Сквозь Века приходится постоянно выбирать. Здесь нет плохих или слабых карт - есть карты сыгранные к месту, есть неудачные ходы… Всё зависит исключительно от игрока. Это чувствуется и именно это меня подкупает.

 

Самый главный нюанс «Сквозь Века», который я для себя усвоил. Если хочешь выиграть - не отставай сильно по войне. На моих глазах за пару ходов отыгрывались более 50 очков у научно раскачанного игрока. Я не исключаю, что можно выиграть, посвятив себя целиком науке или чудесам и забив на войну, но пока таких примеров лично не видел как в настольной версии, так и в цифровой на BGA. Причём, чем больше игроков, тем больше фактор войны. Слабого игрока будут бить все. Возможно, это недостаток, возможно, особенность…

 

Ещё одна особенность "Сквозь Века" - отсутствие каких либо рас или наций... Каждый начинает игру в одинаковых условиях и сам модернизирует и делает уникальным развитие. В этом плане мне летом на Настолкэмпе будет интересно попробовать Nations, в которых ассиметричное начало.

 

Мне кажется странным, что в момент выхода локализации Серпа Тесеру завалили дневниками по этой игре. А сейчас про "Сквозь Века" никто не пишет… Распаковки не в счёт. Соотношение дневников 35 к 5 (с этой записью)! На мой взгляд при всей красоте Серпа «Сквозь Века» не уступает ему, а как стратегия даже превосходит! 

 

Ну и похвастаюсь от имени всего краснодарского сообщества кружкой, которую дарили первым десяти покупателям в магазине HobbyGames при покупке игры:

 

 

Отличный пиар-ход со стороны магазина и лично Арсения.

 

Это были мысли вслух о лучшей настольной цивилизации! Игру рекомендую. Она очень и очень крута! А Гаге бесконечный респект за то, что сделали эту игру доступной на нашем языке! 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
UncleL написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Отлично. Очень полезно. Откровенно говоря несколько смущает 6-8 часов для полного состава. Все таки не варгейм. А чувствуется ли динамика в процессе? Помимо войны взаимодействие между игроками? Хотя я так понял в собственный огород уставившись не сидят всю партию. А отсутствие отзывов, вполне объяснимо - ни одной миниатюры на такую недешевую коробку. Что тут обозревать то.

Leks написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Дядь Лёш, чувствуется. Честно говоря, чуть не сели за вторую партию сразу:)Взаимодействия как такового, кроме как по карточкам, нет, но следишь за ходом соперников с интересом - а что они там придумают? А что, так можно было?:)

Pacificateur написал 8 лет назад: # скрыть ответы

то есть взаимодействия нет?
объявил агрессию атакующий - обороняющий возможно скинет карты которые могут быть применены к колонизации через ход-два.
сосед раскачал военный трек? изволь сделать не то что хотел, а вложиться в военное дело, чтоб хотя бы при агрессии хотя бы карточками отбиться, а при случае войны не мобилизовать женщин и детей или сдаваться, а нанять пару юнитов.

надеюсь не такое взаимодействие вы имели ввиду как в Спартаке или в Манчкине (я не осуждаю эти игры)?

тут в своём огороде не покопаешься.

Jimbo написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Боюсь вы плохо понимаете понятие взаимодействие игроков.
Тут это чуть более агрессивная Агрикола. Большую часть игры все сидят в своем огороде, пока остальные залипают в смартфоне. Так что лучшей игрой тут не пахнет. Неплохой середнячок чисто для фана

MacTire написал 5 лет назад: #

Скорее вы плохо понимаете что взаимодействие бывает разно-уровневым. Pacificateur специально отметил, что да, это не игра с Прямым взаимодействием, но и не абсолютный пасьянс в духе тех же поселенцев. Тут элементарно рушить планы игроков, или заставлять их выполнять не те действия, что они планировали. Поэтому опыт решает просто на порядки, выигрывать игрока с 5-10 партиями в 2-3 раза по ПО - тут дело обычное

Kamishe написала 8 лет назад: #

Мы вдвоем когда играли, друг за другом ох как наблюдали! Еще и постоянное военное соперничество вели, хотя это была обучающая партия без реальной войны :)

KittenLS написал 8 лет назад: #

В четвёрок играть сомнительное удовольствие просто из за того что может у кого-то ап быть. А так по часу на человека где то. Игра проходит на одном дыхании нет чувства что повторяешь одни и те же действия. Каждый ход это россыпь принимаемых решений эффект от которых скажется в будущем. И что не маловажно игра заканчивается вовремя. Про закладываемые события не буду рассказывать это действительно механика которую жалко что редко используют.

sputnik1818 написал 8 лет назад: #

Честно скажу игра может утомить лишь временем партии и ожиданием хода. А так динамика есть. Ситуация может меняться каждый ход. У нас недавняя дуэль вышла просто шикарной: каждый ход последнюю эпоху менялся лидер по войне. Ни одной агрессии, ни одной войны... Но угроза витала в воздухе.
Жалоб на взаимодействие не будет - гарантирую. От перехвата нужных карт в ряду и до фазы политики с войнами.

VDmitry написал 8 лет назад: #

Кроме войны есть куча других событий где приходится конкурировать. Ну например кому достанется новая карта земли (дает бонусы). Ну и конечно карты из центрального ряда - общие.

UncleL написал 8 лет назад: # скрыть ответы

спасибо всем ответившим. Игра закрепилась в категории -"я б сыграл"

MakGrou написал 8 лет назад: # скрыть ответы

...но не купил? Я бы тоже сыграл, но покупать пока нет желания, в частности из-за чрезмерной длительности, а также из-за карты шаттла, олицетворяющего "первый пролёт в космос". В основном, конечно, из-за длительности, но шаттл - это последний гвоздь в крышку гроба игры (точнее, решения о её покупке). Разве что попадётся подешёвке или на очередном маттрейде.
Кстати, общим антуражем она мне напомнила "Древний Мир", но конечно, гораздо сложнее, да и механики в ней понадёрганы из разных игр.

MakGrou написал 8 лет назад: #

* вот именно, что на шаттле разве что "первый пролёт")

sputnik1818 написал 8 лет назад: # скрыть ответы

С каких игр механики понадёрганы?

MakGrou написал 8 лет назад: # скрыть ответы

С "Copycat", к примеру.

MakGrou написал 8 лет назад: #

Хотя тут наоборот)

MakGrou написал 8 лет назад: #

Caylus - получение ресурсов за рабочих и продвижение по трекам.

MakGrou написал 8 лет назад: #

7 Ages - карты прогресса, временные рамки развития цивилизации, исторические лидеры.

tolya21 написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Сравнивать эту игру с Серпом как-то неловко. Сквозь века на порядок комплекснее, сложнее и интересней.

Allein написал 5 лет назад: #

Серп в сравнении с TTA вообще не игра, а жалкое подобие стратегии.

Slider написал 5 лет назад: #

Сквозь века фидлевая, затянутая и с плохим гейм-дизайном.
Но да, сравнивать с Серпом не стоит.

Pacificateur написал 8 лет назад: #

"Если бы ход проходил как несколько мини-транзакций (потратил кубик - сделал действие - передал ход), то провисания во времени были бы менее заметны."

да, хотелось бы такое. а если действий меньше, то можешь пропускать ходы до тех пор, пока не сравняешься по действиям со всеми (как в Mage Wars).

SOU написал 8 лет назад: # скрыть ответы
Да - особенность с войной всегда не радовала. Победитель ниего не теряет, проигравший теряет много. Не знаю как в новой версии с этим вопросом.

pr0FF написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Да вроде ничего не поменялось, разве что тактику можно скопировать себе, так что не зависишь от прихода военных карт

Stadtherz написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Да ну? Теперь войска не теряешь, от агрессии можно защищаться, скидывая любые военные карты. Так что война теперь так не ослабляет и от агрессий проще отбиваться.

pr0FF написал 8 лет назад: #

Я видимо просто не помню, как война шла в старой, не очень воевали со мной )

KittenLS написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Зрите в корень война лишь последствие принятых вами решений игра не про огород а про взаимодействие.

SOU написал 8 лет назад: #

О войне,рейдах и налетах: в дуэльной партии она работает нормально. А вот в играх на большее количество людей игра заставляет идти в боевую часть. И заставляет атаковать не лидера на победу, а слабейшего. И атакующий ничего не теряет. Хотя я игру не ругаю, игра хороша. Просто как-то не то по ощущениям именно эта часть игровых механик для меня.

magnitt написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Вопрос насчет войны - насколько мне вспоминается (очень давно играл), в старой версии было на выбор несколько режимов игры, в некоторых из которых прямые военные столкновения между игроками были ограничены. В новой такое есть? Или без настоящей войны игра далеко не так хороша?

sputnik1818 написал 8 лет назад: #

В правилах разработчики пишут, что есть много вариантов игры, но они оставили самые лучшие:
а) Полная игра
б) Сокращённая с тайными целями
в) Мирная игра.
Цитирую правила Мирной игры, если интересно:
Если вы хотите сыграть без войн и агрессий, попробуй- те этот вариант.
Для мирной игры просто уберите из военных колод все агрессии, войны и пакты. (Если вы не против пактов, то можете оставить 4 пакта, в которых не упоминаются нападения.)
Военное развитие по-прежнему важно для колониза- ций и событий, связанных с силой цивилизаций. Если хотите, чтобы сила играла еще более значимую роль, можете применять правило мировых войн.
миРовые войны
В конце эпох I, II и III происходят мировые войны. Каж- дая цивилизация получает столько очков культуры, сколько составляет разница между ее силой и силой са- мой слабой цивилизации. (Таким образом, слабейшая цивилизация ничего не получает.)

serfalinskiy написал 8 лет назад: # скрыть ответы

спасибо за обзор!

хочу эту игру) но вот смущает время партии, и как-то Наполеон на обложке не похож на Наполеона)

Alebrihes написал 8 лет назад: #

наоборот, взял игру, потому что на обложке наполеона "сыграл" великолепный мадс миккельсен))

sputnik1818 написал 8 лет назад: #

Зато Максимилиан Робеспьер похож на себя самого на карте в игре :)
Что ж всё минусы-то для себя ищите да отговорки))