Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... | |
Голосуем кошельком [14.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... |
Ниже представлен обзор игры, в которой игроки примеряют на себя шкуру орков, сублимирующих свою агрессию и жажду войны в баталиях за долю на рынке и уничтожение конкуренции.
Что внутри? Для вас ли эта игра? Отличается ли она от «Экономикуса»? Читайте ниже…
Уже есть мнения игроков, называющих «Оркономику» еврогеймом. Но вроде бы очевидно (как минимум из комплектации — мы видим в составе кубики), в игре немалую роль играет случайность. Так ли это, и что это за игра? Попробуем разобраться.
Основа игры и ее механики — оригинальное игровое поле с 10 секторами орочьей экономики (и значениями от 2 до 12) , которые будут активироваться по броску двух кубиков.
Как мы знаем из Settlers of Catan, это означает разную вероятность выпадения игровых локаций — секторов оркономических отраслей. Это нужно учитывать при решении, в какой сектор предпочтительнее инвестировать свои кровные.
Важно, что в «Оркономике» одновременно задействуются также и соседние сектора — поэтому эффект случайности здесь несколько смягчается: каждый ход 3 сектора из 10 находятся «в игре», и правильным будет учитывать вероятность выпадения и соседних секторов. Например, если рядом на поле окажутся сектора 10, 11 и сдвоенный сектор 2/12 — вероятность получить доход в 11-й отрасли равна 6 из 36, а при соседстве секторов 6, 7, 8 — вероятность дохода в 7-й отрасли 16 из 36. Здесь становится важно расположение отраслей: перед каждой игрой поле собирается заново — случайно. И разное соседство секторов потребует переосмысления игровой тактики.
Игроки поочерёдно берут на себя роль оракула — игрока, начинающего раунд и кидающего кубики, которые активируют одну из отраслей на поле. Все компании игроков в активной и двух соседних с ней отраслях приносят игрокам доход (а в некоторых отраслях — убыток).
После фазы прибыли, уже только в активной отрасли, все игроки торгуются между собой за покупку очередной компании. Аукцион меняет стоимость сектора (для этого в игре предусмотрены специальные стираемые маркеры для записи прямо на игровом поле). Задранная цена в отрасли позволит при необходимости позже выгодно продать там свои компании и косвенно защищает сектор от новых торгов.
Игра идёт на победные очки, которые даются игрокам за присутствие их компаний в отраслях и за лидерство в отраслях. То есть очередная ваша компания может вам принести и 2 ПО сразу, если вы оказались владельцем единственной компании в новой отрасли, и не принести ничего, если вы купили очередную компанию там, где у вас уже было и присутствие, и лидерство.
Теряя лидерство и присутствие, игроки теряют свои ПО — что приводит к очень конкурентной борьбе.
Эта базовая механика взята от своего прародителя — игры «Экономикус», придуманной Фёдором Корженковым и изданной в 2016 году.
Но дальше игра претерпела значительные изменения, чтобы стать интересной для продвинутых настольщиков; эти изменения мы и рассмотрим поподробнее.
В «Оркономике» ваши компании в разных отраслях не только дают вам пассивный доход, но и особые возможности, поддерживающие ту или иную выбранную вами игровую тактику:
Иконки способностей в отраслях бывают двух видов — серебряные и золотые. Первые не зависят от случая и работают для вас всегда, вторые — обычно более сильные, но срабатывают только при получении вами дохода в этой отрасли, то есть при активации этой отрасли или соседних с ней.
В значительной степени, когда идёт торг за очередную компанию, важнее не доход, который будет приносить компания при её активации (что хоть и описывается вероятностью, но всё же является делом случая), а получаемая способность (большинство из которых постоянные и не связаны с активацией отрасли). Но ещё важнее влияние покупки компании кем-либо на победные очки игроков — трофеи: игрок, купивший компанию, может получить от 0 до 2 трофеев, а другой игрок в этот же момент может потерять свой трофей, если теряет лидерство в отрасли.
Таким образом, во-первых, покупка компании — это очень даже осознанное и просчитанное решение игрока. Во-вторых, интересно, что ценность компании в одной и той же отрасли для всех игроков разная: кто-то может получить присутствие или лидерство, кто-то рискует его потерять, кому-то данная способность особенно нужна с учётом имеющихся у него карт влияния. В-третьих, цена покупки определяется на аукционе и в итоге зависит от того, насколько здесь пересекаются интересы разных игроков, и тут появляется пространство для договорённостей, блефа, уступок и риска — ведь иногда стоит позволить кому-то купить компанию и получить временное преимущество, но потратиться при этом так, что стать на некоторое время «безопасным» игроком.
Карты влияния позволяют вмешиваться практически в любую составляющую игрового процесса, что делает ставку на них достаточно популярной стратегией в игре. Карты можно продавать и покупать, а такие сектора, как «Скотоводство» и «Оружейное дело», помогают в этом.
Всего в игре 12 видов карт влияния, по 4 экземпляра каждой, что вносит некоторую предсказуемость и понятность колоды. У части наиболее сильных карт есть уровень сложности — риска, — что они не сработают, либо вам потребуется сбросить дополнительные карты для их успеха. Таким образом, для любой карты есть несколько вариантов её применения: сыграть по прямому назначению, сбросить для игры более сильной карты или для превращения стартапа в компанию, или попросту продать при удачной возможности. Всё это компенсирует случайный характер получения одних или других карт, при этом разные карты провоцируют вас на разные игровые тактики и раскрывают разные аспекты игры.
Черепа врагов — аналог денег в мире орков. Орки умеют считать лишь до 7, поэтому один золотой череп равен 7 серебряным. Именно за 7 черепов в игре покупаются карты влияния, суммой в 7 черепов выдаются кредиты за ваши компании, а на старте вы получаете сумму, кратную 7.
Как тратятся и получаются черепа?
Кризис: жетон кризиса тёмным облаком неспешно кочует по игровому полю, лишая зелёных дельцов прибыли, и лишь шаманы-тотемоведы могут поставить злой рок себе на службу и попытаться уморить конкурентов.
Кредиты: можно заложить свою компанию и получить аж целый золотой, но будьте осторожны: зима близко! Каждой зимой (она случается при выпадении дублей или повторе сектора) придётся платить проценты по кредиту. Чем теснее в отрасли, где вы взяли кредит, тем больше надо будет платить! Впрочем, и здесь есть возможность избегать разорительных выплат с помощью карт и способностей отраслей, поэтому, конечно же, лезть в рискованные кредиты стоит с умом, понимая свои возможности.
Стартапы: каждый ход вы можете не только торговаться за покупку компании на аукционе, но и без всякого аукциона создавать за бесценок новые компании — стартапы. Сперва эти стартапы вообще не несут никакой ценности, не приносят прибыли, не дают способностей отрасли, и даже кредит под них взять нельзя. Со временем же появляется шанс превратить стартап в полноценную компанию — для этого нужно всего лишь сбросить одну карту. Проблема как обычно в том, что желающих это сделать бывает больше одного, а каждый ход лишь один стартап во всех трёх активных отраслях может стать компанией, и тогда игроки меряются числом ценных карт влияния, которые они готовы сжечь ради своего стартапа.
В игре много, очень много взаимодействия между игроками — его обеспечивают и ожесточённые аукционы (число свободных компаний постоянно уменьшается!), и конкуренция за стартапы, и игра карт влияния и способностей отраслей против соперников.
Победа достаётся тому, кто сможет первым набрать необходимое число трофеев — маркеров вашего влияния: игроки получают трофеи за присутствие и лидерство в отраслях.
Атмосферу кажущейся несовместимости понятий «Орки» и «Экономика» создатели попытались пронести во всех игровых компонентах, начиная от иллюстраций на игровом поле — до жетонов:
«Боевой туризм»: посетил живописную деревеньку, не забудь сжечь её за собой.
«Жетон ущербного орка»: дотация в 3 черепка самому жалкому орку, у которого наименьшее число трофеев.
Сегодня стартовал короткий 14-дневный краудфандинг, где можно сделать предзаказ коробки игры по специальной цене (а для ранних пташек — по ещё более специальной цене ;) и получить коробку раньше всех.
Планируемая готовность тиражных коробок — конец октября. А значит, в ноябре коробки появятся во всех розничных сетях настольных игр.
Также всегда можно будет купить «Оркономику» с бесплатной доставкой напрямую на сайте издательства: http://economicusgame.com/shop.