| Идут сборы на Journeys Afar: The Ketsueki | |
| Ввдохновленная работами Миядзаки красочная приключенческая игра-песочница с безг... | |
| С миру по нитке [23.09.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Когда приедут,... | |
| Идут сборы на Hellbringer: Bestiary & Forbidden Spells | |
| Карточный данжен кроулер в духе "Дьябло". | |
| Идут сборы на игру Interstellar Adventures | |
| Кооперативная головоломка про исследование космоса. | |
| Идут сборы на B.E.L.O.W.: Asylum | |
| Элитные агенты сражаются с потусторонними ужасами в психушке. | |
Не являясь опытным игроком в играх такой тематики, постараюсь передать мои первые впечатления от процесса.
Во-первых, что повлияло на выбор? В своей семейной коллекции у нас всегда превалировали игры для нескольких игроков и, по возможности, с более-менее быстро объясняемыми правилами (по-моему, их называют «activity»). К примеру: Ticket to Ride, Carcassonne, Stone Age, Isla Dorada и т.д. Одна игра давно «зацепила» всех своей атмосферностью — «Князья» (А. Калинина). А тут у сына в школе тема: Бородино. Вижу — заинтересовался историей. Случайно на YouTube увидел обзор Austerlitz20. Всё к одному: стал искать информацию по теме «Бородино» и настольные игры. И сразу обнаружил, что всё уже есть! Так я «вышел» на сайт команды Status Belli и сразу был приятно удивлён. Оказывается, такие игры уже почти 2 года разрабатывает компания! На сайте скачал правила (жаль, не нашёл раздела FAQ по игре). В Украине достать игру оказалось несколько проблематично: большинство магазинов вообще ни о чём подобном не слышали. И только в одном месте мне дали положительный ответ, и через пару дней папка с игрой уже была в Запорожье. Кстати, цена нас тоже приятно удивила — всего 125 грн (примерно 16$).
С замиранием сердца сын распаковал содержимое (он ждал этого момента почти две недели). Папка, в которой были сложены все компоненты, прекрасно иллюстрирована и упакована в полиэтиленовую плёнку. Внутри содержалось красиво оформленное игровое поле (карта со шкалами и пояснениями), пакетик с 3 фишками разных цветов и 10-гранный «кубик», правила на 6 листах (А4) с красивыми иллюстрациями и пояснениями, лист с фишками частей. Отдельно хочу сказать о фишках: вся информация на них легко читается, ярко выделена, да и рисунки достойны похвалы. Минут 15 рассматривали фишки, распределяя их по корпусам. Сразу было решено: я буду представлять в предстоящем сражении Наполеоновскую армию, сын — Русскую армию.

Потом последовали пару часов изучения правил. Это нам давалось с трудом, из-за отсутствия опыта игры в варгеймы. Некоторые ответы на вопросы мы так и не получили из правил, поэтому решили всё познавать на практике и «назначили время и место» для разыгрывания первого сценария «Бой за Шевардинский редут».

И вот долгожданная суббота, 31 марта 2012 (а ведь прошло уже почти 200 лет со дня этого кровопролитного сражения). Игровое поле в течение 5 минут было полностью заполнено русскими войсками, а французские боевые части с противоположной стороны готовились выполнить свою первую задачу: взять Беззубово, Шевардино и высоту рядом. И вот тут первая проблема: в правилах для развёртывания французских войск указано, что они «выходят с западной части поля согласно сделанной со стороны французского игрока диаграммы входа корпусов». Диаграмму обнаружили, но вот что смутило: по левому флангу IV АК (лёгкая кавалерия Орано Прейсинга, 13 див. Дельзона, 14 див. Брусье и итальянская гвардия Лекки) могли свободно появиться на отмеченных 5 гексах, а вот что делать с центром, где всего 4 гекса, а выйти надо I, III, VIII АК; Гвардии; I, II, III,IV КК. А это 22 фишки частей! Про 2 обоза и 3 фишки артиллерии я вообще молчу. Да и на правом фланге засада: по Старой Смоленской дороге через лес можно войти на один гекс V АК (лёгкая кавалерия Себастьяни, 16 див. Красинского и 18. див Княжевича). Совместно с русской стороной приняли решение: выходить в фазу движения будем корпусами по диаграмме (т.е. I АК, IIIАК, VIII АК, Гвардия и т.д.), причём на один гекс будут выходить по очереди авангард (лёгкая кавалерия), потом по номерам дивизий (1, 2, 3 и. т.д.), каждая под командованием своего командира. В случае со 2-й дивизией Фриана и 5-й Компана на один гекс выставлялись по две фишки пехотных частей. На правом фланге на Старую дорогу вышла только кавалерийская дивизия Себастьяни. Возможно, мы несколько неправильно истолковали правила игры, но нам это показалось логичным: один гекс — 1 реальный километр, одно очко боевой силы — 1000 реальных солдат, организованно подойти к полю боя возможно, только удерживая правильные порядки войск под предводительством своего командира и территориально быть разделёнными. Это уж потом, в бою, несколько дивизий одного корпуса могли оказаться на одном злосчастном квадратном километре («…Смешались в кучу кони, люди…», М.Ю. Лермонтов, «Бородино»). И атака началась!
NB! Автор игры, Алексей Разыграев уточнил, что выход французов может осуществлятся согласно диаграмме в неограниченном количестве, по принципу: вывод части (частей) начиная с доступного на диаграмме гекса, а далее согласно очкам движения (ОД) и с учётом лимита частей. Однако в нашем случае, принципиально это ничего не меняло, т.к. мы опробировали механизм боя и тем количеством военной силы, которая участвовала в сражении, это удалось.

1-й ход. Французы первыми проявили активность. На левом фланге лёгкая кавалерия графа Орнано быстро достигла моста через р. Война, где её поджидал казачий корпус Платова. Тем временем 13 и 14 див. заняли высоту за авангардом. Итальянская гвардия оценивающе наблюдала за происходящим. На центральном направлении кавалерия графа Жирардена заняла высоту возле Валуево, рассчитывая на кавалерийский удар по пехотной дивизии Коновницина. Одновременно по Новой Смоленской дороге подошли 1-я и 2-я дивизии Морана и Фриана, рассчитывая выбить из Валуево Коновницына. 3-я дивизия Жерара перешла р. Колочу и засела в кустарнике между Доронино и Рогачево. На правом фланге кавалерия Орнано по Старой Смоленской дороге подошла впритык к казачьему корпусу Платова. Фаза боя прошла достаточно успешно для русской стороны: боевые части без потерь отошли после боя на один гекс. Теперь ответ русских.
С учётом того, что по условию сценария русские не могли двигать Гвардейский V корпус, VI пехотный корпус, I кав. корпус, I кирасирскую дивизию, плюс «бонус» Плохое маневрирование, после броска кубика было определено количество двигающихся частей — 5, фактически те же, что только что отступали и пару двигающихся им на подмогу. Фаза боя в целом прошла без потерь, только на центральном направлении II кав. корпус Корфа и пехота IАК французов в результате упорных боёв принесли первые победные очки. Первые 2 часа сражения завершились — именно столько длится один ход игры. Маркер хода был передвинут.
2-й ход. На левом фланге казаки Платова всё так же стояли перед целью французов — Беззубово. Было решено пустить в атаку Итальянскую гвардию Лекки, которая усилила кавалерию Орнано. Ход был несколько опрометчивым, т.к. русские в результате этого столкновения были только отброшены на 1 гекс (прямо на Беззубово) и получили за сражение с Гвардией 1 победное очко! Появившиеся на центральном направлении 4 и 5 див. I АК маршем достигли Валуево. Кавалерию и пехоту III корпуса решено было перебросить через р. Колочу и именно ими занять высоту. Русские на центральном направлении были отброшены точно на гекс с Шевардино. На правом фланге кавалерия Себастьяни, усиленная только что подошедшей пехотной дивизией Красинского, вновь атаковала казаков Карпова, усиленных IV кав. корпусом Сиверса. И всё бы ничего, только результат боя был неожиданным: атакующий был разбит (мы договорились, что это был Красинский), а кавалерия Себастьяни, по условиям боя, должна была отступить на 3 гекса, а это было уже за картой. Таким образом, кавалерия сбежала с поля боя, что приравнивается к уничтожению! Планы французов были полностью расстроены!
Русские в свой ход проявили немалую выдержку: на своём правом фланге было решено удерживать платовцами Беззубово, к которым подошёл III кав. корпус Крейца, да и 4-я дивизия Евгения Вюртембергского, затратив все свои очки движения, переправилась через обрывистый берег Москвы-реки. На центральном направлении в Шевардино выдвинулась 2-я кирасирская дивизия и резервная артиллерия. В Шевардино теперь находились 3 рода войск, а это уже группировка. С комбинированной атакой и обороной! По Старой Смоленской дороге медленно, но уверенно приближались гренадёры Строганова и Ополчение. Кавалерия Сиверса вернулась в Ельню, а казаки Карпова прошли 1 гекс вдоль ручья. Фаза боя оказалась малорезультативной для русской стороны. Прошло ещё 2 часа, а французам так и не удалось достичь своих целей!
3-й ход. Французы перешли в яростную атаку на сводную кавалерию Платова и Крейца. Успешно выбив их из Беззубово в фазу боя двумя пехотными дивизиями и кавалерией Орнано, которые тут же заняли освободившиеся позиции. Беззубово под контролем французов! Левый фланг достиг цели! Итальянская гвардия осталась в Романцево. На центральном направлении пехотные дивизии срочно выдвинулись на Шевардино и через р. Колачу к высоте. Фактически все силы были сконцентрированы перед Шевардино, высотой и в кустарнике. В фазу боя французам удалось выбить врага и занять их позиции. Все цели достигнуты! Победа не за горами! На правом фланге появившаяся дивизия Княжевича, пройдя по дороге 2 км., резко свернула вдоль ручья в кустарник и приготовилась атаковать казаков через ручей. Казаки Платова не стали отступать (русские настолько были подавлены потерей всех ключевых позиций, что совершенно забыли о том, что кавалерия не может атаковать пехоту в кустарнике). Пехотинцы Княжевича полностью уничтожили казаков! Какая беспечность!
В то время, когда французские генералы рапортовали Его Императорскому Величеству о достигнутых победах, русские на своём правом фланге усилили кавалерию Платова и Крейца пехотой Евгения Вюртембергского и ударили по врагу, обосновавшемуся в Беззубово. Не выдержав натиска, французы отступили. Русские снова заняли победную точку! Остаток хода ознаменовался упорными боями и потерями с двух сторон, однако Шевардино и прилежащая высота остались в руках французов. Но этого было недостаточно по условиям победы! Французская сторона потерпела неудачу!

После проведения такой увлекательной партии нам с сыном действительно показалось, что на этот час мы были великими полководцами, и мы ещё долго обсуждали каждый этап произошедшего сражения, с сожалением констатировали свои ошибки, радостно заявляли о достигнутых победах. Это стало возможным благодаря Status Belli, с их амбициями и неиссякаемым источником правильных решений, которые они реализуют в своих играх! Так держать!
P.S. На протяжении всей партии мы слушали марши времён Отечественной Войны 1812 года. А вам слабо?
Всем, кто интересуется темой Наполеоновских войн, в особенности событиями 1812 года, будет полезно посетить следующий ресурс (www.1812.ru)