С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
[Прим. ред. — Эта статья посвящена краткой истории проекта студии Punga Miniatures — Savage Orcs Team For Fantasy Football.]
Скажу сразу, что хоть мы и заработали 10 000 долларов за три дня, готовили кампанию мы почти полгода, но обо всём по порядку. Эта история началась с того, что я уволился с работы. У меня были сбережения и желание открыть своё дело, но я не знал куда вложиться.
Мой родной брат подрабатывал в местной мастерской. Мастерская представляла собой объединение единомышленников (скульпторов и художников). У них был большой опыт выполнения частных заказов, но это не приносило много денег, зато позволило им сильно поднять свой профессиональный уровень. Я увидел в них потенциал и любовь к своему делу. Поговорив, мы решили создать свой бренд миниатюр.
Рабочий стол скульптора
Я сам не увлекался миниатюрами, поэтому первым вопросом был: «Кто эти люди, что покупают миниатюры?» Я начал изучать этот рынок и пришёл к выводу, что можно всех разделить на две большие группы:
Миниатюры орков охотников на варгах
Игроки — люди, которые покупают миниатюры для использования в различных варгеймах, скирмишах, ролевых и настольных играх.
Бюст римского офицера покрас Кирилла Канаева
Коллекционеры, люди, которые покупают миниатюры, чтобы пополнить свою коллекцию. Сюда я также отношу любителей красить миниатюры (это отдельный популярный вид творчества), коллекционеров бюстов, создателей диорам.
Деление весьма условное: обычно игроки тоже становятся коллекционерами, только они собирают, например, различные армии и команды. Мне как любителю настольных игры ближе были игровые миниатюры. Из множества варгеймов и настолок мы выбрали игру Blood Bowl по вселенной Warhammer Fantasy, так как нам самим нравилась эта игра, к тому же альтернативные команды от различных студий были весьма выгодными, судя по сборам на Kickstarter и IndieGoGo.
Если вы, как и я, не являетесь заядлым игроком в Blood Bowl и в варгеймы вообще, то я своими словами попробую объяснить суть игры. Blood Bowl — это игра, смесь американского футбола и регби, только намного более жёсткая, в фэнтезийной средневековой вселенной Warhammer Fantasy, в ней играют различные расы (орки, люди, эльфы, скавены и т.д.), и часто происходят травмы и даже убийства.
Набор для игры в Blood Bowl, издание 2016 года
Несмотря на то, что права на варгейм принадлежат компании Games Workshop, вполне легально можно выпустить команду для Blood Bowl без упоминания собственно названия игры и персонажей. Этим воспользовались многие студии из Италии, Испании и США и создали «фанатские» команды на уровне оригинальных команд, самой успешной из них является итальянская кампания Greebo Games — за 2017 год только на «Кикстартере» собрала почти 192 тысяч евро с двумя своими проектами.
Команда тёмных эльфов от студии Greebo Games
Определившись с варгеймом, надо было выбрать концепцию (идею) для команды. Изучив множество проектов, связанных с Blood Bowl, стало понятно, что выбор правильной концепции очень важен, от этого напрямую зависит успех кампании.
Портрет воина маори
Мы рассмотрели множество вариантов. Здесь нам помогло то, что мы не являлись давними фанатами игры. Полёт фантазии не ограничивался готовыми расами и фракциями. Нужная концепция появилась благодаря моему увлечению историей.
В то время я интересовался историей маори, коренного народа Новой Зеландии. Эти воинственные свободолюбивые мореходы впечатлили меня; их история борьбы с английскими колонизаторами вдохновляла. Мы объединили культуру маори с расой диких орков — и получилась новая концепция команды, которую можно было бы описать как Маори-орки.
Такая идея была оригинальной и интересной, она почти сразу нашла фанатов среди игроков. Правильным подходом в создании концепции мы считаем сочетание свободы творчества, опоры на сеттинг и обратной связи от игроков.
Процесс создания миниатюр такой:
Художник рисует арт персонажа, иногда достаточно концепт-арта или скетча.
Скульптор на основе арта лепит мастер-модель миниатюры. Если в 3D, то рисует в Zbrash, а мастер-модель отпечатывается на 3D-принтере.
Литейщик из мастер-модели делает форму для отливки и отливает миниатюру.
Готовая миниатюра снимается с литника и упаковывается.
Мы решили сделать всю команду полностью (12 фигурок), а если получится получить поддержку сообщества — то выйти на «Кикстартер».
После того как мы сделали первых 3 орков, у нас появились первые фанаты, которые стали покупать наши миниатюры, росло и количество подписчиков в соц.сетях, это очень воодушевило. Мы часто устраивали опросы и советовались с сообществом игроков, чтобы понимать, какую команду хотят игроки. Во время опроса, кого хотели бы видеть в качестве здоровяка в нашей команде, победил вариант Кит-тролль — и мы его создали. Миниатюра кита вышла очень удачной, и мы сильно увеличили свою аудиторию благодаря ему.
Гифка кита
Но были и не очень приятные моменты. На популярном среди игроков форуме Fumbbl разгорелась нешуточная дискуссия по поводу наших орков.
Некто под ником pythrr сообщил нам, что он на 1/16 является маори, и обвинил в культурном воровстве, расизме. Честно говоря, мы такого не ожидали, и нам пришлось объяснять, что мы ничего плохого не хотели, создавая эту команду. Я даже в шутку предложил ему сделать команду татаров-орков, было бы круто на такое посмотреть.
Нашу сторону заняло большинство пользователей форума — и эту ветку закрыли. После этого мы с подобными обвинениями не сталкивались, но стали более осторожны и сменили название на более нейтральное.
Выйти на «Кикстартер» из России не просто, но не так уж и сложно, как кажется.
Проблема в том, что вам нужен представитель — резидент из стран Западной Европы или Северной Америки, полный список можно найти тут.
В нашем случае нам повезло, один из членов команды подходил по всем параметрам.
Но если у вас нет такого варианта, вам придётся либо прибегать к услугам посредников, либо искать доверенное лицо в подходящей стране.
Те, кто давно следит за развитием «Кикстартера» и краудфандинга в целом, знает, что сейчас просто хорошей идеи или продукта недостаточно для успеха, необходима поддержка собственной аудитории, отличное оформление кампании, и продуманный маркетинг — только в этом случае возможен успех. Для многих проектов сейчас «Кикстартер» — это больше реклама, чем деньги.
К концу осени мы собрали около 500 подписчиков на Facebook. Людям явно нравилось качество исполнения и идея команды. Изучив другие студии, выпускающие альтернативные команды, было видно, что их поддерживало около 5–10 % от собственной аудитории, а значит, мы могли рассчитывать на сборы в 2,5–5 тысяч евро.
Работы предстояло много, и до января у нас не было возможности начать кампанию — мы стали готовиться выпускать нашу команду в конце января.
Но вдруг обнаружилось, что упомянутая выше крупная студия Greebo Games собирается выпустить свою команду хаоситов тоже в январе, но нам повезло — они отложили старт на начало февраля, и нам пришлось ускориться и назначить дату релиза на середину января. Большой удачей было то, что один из скульпторов был опытным дизайнером, который привык ещё с учёбы в архитектурном университете работать в авральном режиме. Мы взяли кальян (без него дизайнер отказывался работать), ноутбуки, лампы и закрылись почти на 5 дней у меня дома, делая проект. В таком режиме мы подошли к релизу, я очень переживал, что наши труды будут напрасны, но всё окупилось!
Нужную сумму 2 500 евро мы набрали за первый час и за первые три дня сумма сборов превысила 10 000 евро, это хороший результат для новой студии со своей первой командой.
Мои советы не оригинальны, это истины, известные многим, связанным с краудфандингом:
Соберите свою аудиторию, тех людей, которые поддержат вас — особенно в самом начале. Обычно «Кикстартер» даёт +30 % к вашей аудитории, в нашем случае этот процент больше 51 %; это связано, скорее всего, с тем, что у нас была не очень большая аудитория.
Правильно подберите дату релиза, посмотрите другие проекты, которые выходят в это же время, учитывайте праздники.
Создайте интересную концепцию/продукт.
Хорошо оформите кампанию, не забывайте про маркетинг. Мы не использовали платную рекламу, но активно занимались бесплатными источниками трафика (reddit, форумы игроков, группы в Facebook, тематические СМИ) — и судя по метрикам это принесло нам как минимум 2 000 евро.
Это ещё не конец, впереди много работы, и мы готовы учиться, развиваться, чтобы стать лучше.