linxyki написал 19 минут назад к игре Авиалинии Юкона: # Т.е, вот сыграли рубашкой вверх 3 карты в качестве билета, и под эти т...
csdbatman написал час назад к статье Обзор Frostpunk: # Навороченый-перенавороченый кризис-менеджмент. Дофига всего нужно конт...
fullmetal_envy написал час назад к игре Авиалинии Юкона: # Три карты играются в качестве билета рубашкой вверх, и под этот билет ...
Hemoz написал час назад к игре Путь к Победе. Ржев: # Так вы бы издали его через нормальное издательство. О нём бы узнало бо...
_laz написал час назад к статье Обзор Frostpunk: # очень сложная сбалансированная соло игра, которая хорошо передает тему...
Обзорная башня [04.06.2024]
В этом выпуске: обзоры игр Frostpunk и Masmorra: Dungeons of Arcadia, превью игр...
С миру по нитке [04.06.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» изда...
С миру по нитке [03.06.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки издатель...
С миру по нитке [01.06.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпу...
С миру по нитке [31.05.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World прин...

Journeyman

1000 дней на «Тесере»: jet800

13 марта 2019

Информация

добавить
проекты 1000 дней на «Тесере»
Дата: 13 марта 2019
Оценка пользователей
8.2577
-

Сегодня у нас в гостях jet800, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1 000 дней на сайте! 

 

 

— Привет! Вкратце расскажи о себе для тех, кто с тобой не знаком.

 

— Меня зовут Фролкин Владимир, в 2018-м перешёл в клуб тех, кому «за 30» :) В настоящее время работаю системным архитектором в «Спортмастере». В настольные игры играю уже лет 12–13, если не считать время, когда ещё в детстве играл в «Монополию» и её клоны.

  

— Расскажи историю происхождения твоего ника.

 

— Когда у меня появился интернет, это где-то в 6 классе было, сразу же встал вопрос об электронной почте. В то время я очень много играл в «Fallout 2», и там был наркотик такой «Джет», вот его-то и было решено использовать в качестве ника. Однако [email protected] был занят и мне на выбор предложили докидать в хвост рандомных цифр или придумать что-то другое. Я выбрал нечто среднее — добавив свои цифры, хотя в самом числе никакого смысла нет и за всё время пользования ником так и не появилось ;)

  

— Зачем ты играешь в настольные игры?

 

— Размять мозг, пообщаться с людьми, получить удовольствие. Зависит от настроения и от игры.

  

— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?

 

— Дома, однозначно. Ну, или у друзей, кто рядом живёт. Пару раз ходил на игротеки — не мой формат: шумно, в нормальные игры не поиграть (ну, или надо в очереди торчать), а свои нести нет смысла, проще дома. Плюс, лезут посторонние личности, отвлекая от игры. Одно время ходил в клуб на турниры по «мотыге», когда было с кем на 2HG ходить, потом перестал.

 

— О, так ты играл в МТГ. Разве за время посещения турниров у тебя не выработался иммунитет к шуму, посторонним личностям? Ведь, по-моему, это неотъемлемая составляющая таких мероприятий.

 

— Не замечал именно во время турниров большого шума, и уж точно не было такого, чтобы во время партии кто-то лез, кроме «ДЖААААААЖДа». Да, есть небольшой гул, но не более того. Ходил я на пререлизы, народу было много, но именно во время матчей обстановка была вполне нормальной. А вот на игротеках хаос, крики, движуха, а если ещё и кто-то с детьми пришёл — то тут уж совсем полный привет.

 

 

— Опиши, пожалуйста, самую комфортную обстановку для настольных игр. Что там точно должно быть и чего быть не должно?

 

— Для меня в первую очередь это отсутствие посторонних шумов и запахов, по этой причине клубы/игротеки/кафешки я обычно миную, вот приятная музыка фоном — это желательно, сам дома часто ставлю что-нибудь с melodice.org подходящее. Особенно важно звуковое сопровождение к ролевым играм и америтрешу для создания атмосферы. Если сессия долгая — то у людей должна быть возможность нормально поесть, ещё один плюс к играм дома. Считаю, что за столом следует сосредоточиться на игре, поэтому не стоит торчать в телефоне (исключение — когда кто-то жёстко даунтаймит, кстати, чаще всего как раз из-за телефона, и делать совсем нечего). Большой устойчивый ровный стол (не менее 80 см в ширину и 1,5 м в длину), в более общем смысле игра, в которую собираетесь играть, должна с запасом помещаться на столе. И никаких напитков на столе — игры тонут на раз-два. :)

 

—  Как часто удаётся играть в настолки? Насколько тебе достаточно времени для игр или хотелось бы, чтобы его было больше? Считаешь ли ты настолки в некотором роде зависимостью (игрозависимостью)? Были ли попытки/мысли бросить это дело? (И если да, то почему? И почему не получилось?)

 

— Сейчас по-разному, бывает, что пару недель совсем ни во что. Стараюсь раз в неделю находить время. Настольные игры, равно как и любое другое хобби по определению не зависимость — просто у некоторых людей бывают перекосы. Никогда не думал о том, что надо бросать.

  

— Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?

 

— В принципе я всеяден, предпочитаю игры с контролируемым рандомом. Нравится и космос, и стимпанк, и фэнтези. Есть, скорее, стойкая нелюбовь к зомби-сеттингу и 1–2 мировым войнам.

 

— Есть ли жанры, в которых ты ощущаешь сейчас нехватку хороших игр, или во всех жанрах обратная картина — хороших игр так много, что не хватает времени все попробовать?

 

— Я бы сказал, ни того, ни другого не наблюдаю. Есть много игр, которые хочется попробовать, но об их хорошести судить можно будет только после того самого пробования. Ну а нехватки не ощущаю по причине того, что всегда есть, во что поиграть, и для меня не очень важно, новинка это или старая игра в плане оценки её «хорошести», в ту же «Galaxy Trucker» (игре лет 12, кажется) я готов играть регулярно.

 

— При выборе между старой любимой игрой и новой, очень интересующей, что скорее ты предпочтёшь и что повлияет на выбор?

 

— Предпочту, скорее всего, новую, т. к. для меня главный интерес в играх — это новизна. Впрочем, будет также зависеть от конкретики и от мнения других игроков, с кем планирую играть (да и вообще от самих игроков — с некоторыми новые игры пробовать та ещё пытка).

 

 

— Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия, чтобы победить в партии?

 

— Зависит от игры, участников и настроения. Если партия вышла интенсивной и богатой на события, то победа или нет — неважно. В целом считаю, что садиться играть стоит с прицелом на победу изначально. По факту я редко выкладываюсь по полной в настолках, но бывает, что математизирую до упора :))

  

— В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?

 

— Да, думаю, нет сейчас таких.

 

— То есть у тебя нет любимой игры, в которой ты бы хотел посоревноваться на спортивном уровне? Или это турниры по «мотыге» так отвратили тебя от подобных мероприятий? 

 

— Мне не очень интересна сама концепция «посоревноваться на спортивном уровне», я в игру играю ради удовольствия и отдыха, не хочу превращать хобби во вторую работу. Во многом в «мотыгу» я играл потому, что уровень, на котором надо было вкладываться, меня устраивал (я играл драфты и силеды и предпочитаю последние первым, полностью минуя констрактед), для нормального результата на турнире по той же, скажем, «Терра Мистике» надо неплохо так матчасть подкачать. :) Не по мне. По той же причине я плохо перевариваю шахматы на более чем любительском уровне.

 

— Самый запомнившийся эпизод за время увлечения настольными играми (ситуация на игре/турнире)?

 

— Ммм… мы играли в «Pathfinder ACG: Rise of Runelords», её как раз «Мир хобби» локализовал (вполне сносно, но, как обычно, не без фатальных косяков), ну и вот, значит, стол, куча карт на нём (там около 1,5 тысячи карт) и я проливаю большую чашку чая на стол. А игра не моя. Ух! В итоге пришлось 2 карты из своей копии отдавать. Остальные спасли протекторы.

 

 

— Разве может игра быть локализована сносно, но при этом обладать фатальными косяками?

 

— В целом от перевода не тошнило, термины и хорошо известные понятия/имена были переведены адекватно, но в двух артефактах была откровенная дичь, которых не было ни в англ. оригинале, ни в эррате, ни в FAQ. Они превращали эти артефакты в полный полом. Один из них — свеча, второй уже не помню. Свечка в своём здоровом варианте одноразовая, а у «Хоббей» она вышла многократно используемой, что позволило внутриигровой таймер продлевать весьма значительно (а в «P:ACG» это важная компонента сложности как одной игры, так и прогрессии в кампании).

 

— Что должно произойти, чтобы ты сел играть в варгейм?

 

— Смотря что называть варгеймом. Так-то я играю и в «Баттлор», и в «Mythic Battles: Pantheon», и в «Sails of Glory», и в «X-Wing». Вот в «Мемуары» я никогда не сяду играть, но это из-за сеттинга. В «Баттлтех» очень хочу сыграть.

 

— Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?

 

— Да фиг его знает, моя по числу коробок на «Тесере» уже за 400 перевалила, хотя там часть — это допы. Мне кажется — это многовато, всё время хочу её уменьшить, но нет времени заниматься анализом рынка, встречами с покупателями и т. д.

 

— На каком числе настолок в коллекции ты поймёшь, что продажей всё-таки придётся заняться?

 

— Скорее я просто начну раздавать игры бесплатно по друзьям, возможно, в детские дома или ещё на какую благотворительность. И проще, и пользы больше. Иногда думаю об этом, но пока чётких мыслей не оформилось.

  

— Как ты относишься к статистике сыгранных партий? Ведёшь ли её?

 

— Не веду. Никак не отношусь — ну, кто хочет, пусть ведёт. Иногда любопытно. Людей, упарывающихся этим, не понимаю.

 

— Где проходит грань между человеком, просто ведущим статистику и упарывающимся?

 

— Когда статистика начинает иметь большее значение, чем удовольствие от проведённой игры. Иначе говоря, когда люди играют ради самой статистики.

 

 

— В связи с вышесказанным дай, пожалуйста, своё определение гика-настольщика. Каким багажом он должен обладать, чтобы носить это звание?

 

— В моей голове слово гик всё ещё хранит исходное значение — это человек интеллектуально развитый, но не очень социально адаптировавшийся. Позже гиками стали называть всех компьютерщиков практически поголовно просто потому, что большинство айтишников как раз были такими — умными, но несколько социально отстранёнными. Сейчас в это слово каждый пихает, что хочет. Когда смешиваем это с понятием «настольщик», лично у меня в голове возникает некоторый диссонанс, так как, по-моему, настолки в современном их понимании — изначально социальное явление. Это потом уже появились варгеймы (с которых исторически всё и началось — круг замкнулся) и всякий хардкор-не-для-всех, и тут-то мы и приходим к тому, что, на мой взгляд, независимо от сферы увлечений, будь то настолки, компьютеры, автомобили или птицы, человек может быть, а может и не быть социально активен. Как следствие, для меня «гик-настольщик» — это скорее не «звание», а характеристика, применимая к человеку, который увлекается настольными играми настолько, что его социальный облик страдает.

 

— Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?

 

— С разочарованием всё однозначно — «Banner Saga: Warbands». Это полное фиаско. Отличные компоненты, красочные, сочные, отличный первоисточник (всем советую поиграть в компьютерную версию), детальные миньки. Одно плохо — игру не завезли, от слова совсем. Правила настолько плохи, что мы не смогли сыграть даже одну игру.

 

А наоборот — не знаю таких. Я обычно готов хотя бы один раз сыграть во что угодно, и чаще всего результат от ожиданий если и отличается, то только в худшую сторону.

 

— В какую игру из тех, в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего, а с какой обратная ситуация — очень хочется, но получается совсем редко или не получается?

 

— Я стараюсь не играть часто в одно и то же, чтобы как раз не было этого ощущения «что, опять Х, ну сколько можно?». А обратная ситуация — это «Fallen Land» (малоизвестная у нас, но очень крутая постапокалиптическая игра, таким вот должен быть настольный «Fallout»!) и «Sails of Glory».

  

— Самая недооценённая и переоценённая игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?

 

— Ну, самая переоцённая — это «Gloomhaven». Да, он очень хорош. ОЧЕНЬ. Я в него наиграл не меньше 150 часов, но он одноразовый, и дело не в «легаси». Это как ММО-шка с бесконечным однообразным гриндом, где поначалу тебя держит левелинг, а потом прогресса нет, задачи всё те же. В ММО у тебя появляется потом какой-то эндгейм-контент, рейды там, контроль территорий в пвп и т. д. А в «Глуме» — всё, потолок.

 

Насчёт недооценённой не знаю, не приходит в голову ничего.

 

— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?

 

— Очень жду, когда приедет «Xia», большие надежды на «Chronicle X».

 

— Назови лучшую для тебя игру 2018 года и почему она заняла это место.

 

— «Gloomhaven». Несмотря на его полную и абсолютную конечность, это было свежо и интересно.

 

— Как же всё-таки получается, что лучшая игра года при этом оказывается самой переоценённой? На мой взгляд, это парадокс. 

 

— Не вижу парадокса. Для меня эта игра лучшая среди тех, что в 2018 году вышли — т. к. от неё я получил больше всего позитивных эмоций и часов игры. Однако в целом ажиотаж вокруг «Глума» мне кажется преувеличенным. Переигрывать его, например, нет никакого желания, а для настолки я считаю это важным критерием, чтобы иметь такой высокий рейтинг. Да, игра хороша. Лучшая ли она в 2018-м? Да, весьма вероятно, лично я так думаю. Достойна ли она быть лучшей глобально? Определённо нет, большинство, похоже, оценивало её исходя из первых 20–30 часов игры. После 40 часов «Глум» уже уныл и скучен. А, например, в «Galaxy Trucker» даже после 200 часов играть всё ещё интересно.

 

— И какие игры ещё войдут в топ-3 этого года для тебя? А также назови свой топ-3 всех времен на данный момент.

 

— В топ-2018 я бы добавил «Charterstone». Отличное, очень милое евро-легаси. А также «Имаджинариум. Добро» — за идею, да и карточки вышли отличные. Жаль, что на качестве печати сэкономили (карточки слоятся).

 

На все времена в топ войдут «Lords of Waterdeep», «Galaxy Trucker» и «Blokus/Gemblo».

 

— Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?

 

— Kickstarter. От цены количество покупок изменилось не сильно, просто это совпало с некоей критической массой коллекции — и поэтому я игры в целом отбираю более тщательно.

 

— Но ведь «Кикстартер» — это основной источник игр, в которых проблемы с игровой составляющей. Как ты отбираешь интересное тебе и что изучаешь, чтобы не купить красивую пустышку?

 

— Смотрю летсплеи и ревью, читаю правила, думаю, тут я ничего нового не изобрёл. :) В принципе, глаз уже намётанный — и большинство проектов сразу удаётся с 2–3 взглядов определить в категорию «стоящих» или нет. Иногда умышленно рискую, как, например, недавно вот с «Solomon Kane», есть очень большой риск, что геймплей будет уныл чуть более чем полностью, кроме как для соло-плея (который я лично не понимаю как явление), но вот решил всё равно попробовать.

 

— Расскажи историю своей самой удачной и/или неудачной покупки настолки.

 

— Ну, уж не знаю насчёт покупки, есть история удачной продажи «BSG». Я её со всеми допами за 35 000 продал в минувшем году :)))

 

 

— То есть всё-таки ты как-то мониторил рынок для установления цены и время на встречу с покупателем тоже нашлось? ;)

 

— Неа, просто написал парень: «Хочу купить «BSG» у вас». А так получилось, что я как раз недавно привозил из-за бугра её для друга и представлял себе рынок очень хорошо. Просто удачно совпало.

 

Кстати, вот вспомнилась история интересной покупки «Старкрафта». Я тогда ещё только начинал собирать коллекцию. И вышел у меня с одной подругой спор, что, дескать, не смогу я его купить за 3 дня, а призом в том споре было свидание с её подругой :D Ну, что сказать, я смог! На форуме «Игроведа» нашёл продавца из Питера и одним днём всё оформили. Свидание своё я получил, правда, без продолжения истории, а в «Старкрафт» сыграл, наверно, раза 2 всего. Причём первую попытку прочтения правил мы завалили полностью (читали 3 часа и в итоге разошлись после прочтения).

 

— Сейчас, когда игры стали дороже, возникла система обмена играми — «Маттрейд». Как ты к этому мероприятию относишься и участвовал ли сам? Какие видишь способы улучшить «Маттрейд» и избежать ситуаций с участниками, которые не выполняют свои обязательства?

 

— «Mathtrade» был и раньше, просто популярность приобрёл большую не так давно. Я им не пользуюсь, потому что возиться со всеми этими обменами лень и муторно.

  

— Что для тебя процесс продажи старых игр и покупки новых? Всегда ли расстаёшься только с тем, что не понравилось, или иногда приходится избавляться от того, что нравится, но играть не с кем? Какие эмоции вызывает покупка новых игр? Насколько тщательно ты подходишь к этому вопросу?

 

— Если продаю, то стараюсь продать максимально дорого исходя из рыночной ситуации. Ни о чём проданном не жалею, никогда не приходилось избавляться от игры, потому что не с кем играть. Всегда найдётся с кем.

 

Сейчас от новых игр уже не такой большой восторг. Раньше прямо не мог удержаться, иногда начинал вскрывать ещё в пути. :) В целом я визуал и игры, в первую очередь, выбираю по принципу, нравится ли мне её внешний вид или нет. Включая арт, иконографику, шрифты, миниатюры, токены, если меня заинтересовало, могу посмотреть несколько обзоров, чтобы понять детали механик, которые не очевидны с фотографий.

 

— Насколько, на твой взгляд, неотъемлемая часть настоящего гика — это стремление постоянно пробовать что-то новое? Нет ощущения, что сейчас, с выходом большого количества новых игр, у многих появляется «гонка за новинками», когда люди, не успев распробовать одну игру, уже покупают следующую?

 

— У меня раньше вот была эта гонка, сейчас — нет, новинка или нет, если не нравится — не возьму, хоть пусть 100 500 рейтинг у неё будет.

 

— Если бы была возможность заново прожить настольную жизнь, были бы знакомые тебе игры, в которые ты ни в коем случае не стал бы играть, или моменты, которых бы обязательно избежал?

 

— Ничего бы не стал менять. Опыт — он на то и опыт.

 

 

— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?

 

— Покупаю и в целом оцениваю положительно, но желание сверхприбылей у некоторых издателей поражает. Потратились бы на профессиональную вычитку игроками, которые имеют дело каждый день с этими терминами. А то переводят люди, которые путают «ход» и «раунд» внутри одних правил, или и вовсе переводят всё одинаково, или же устоявшиеся термины переведут так, что и вслух-то сказать стыдно.

 

— Какую из уже выпущенных локализаций ты бы назвал самой значимой для нашего сообщества?

 

— MTG. Однозначно. Для многих, когда «мотыга» стала выходить на русском, это прям открыло целый новый мир.

 

— Как тебе кажется, смогло бы издание дополнений/паков существенно повлиять на популярность у нас ЖКИ?

 

— «Магия» же живёт, хоть она и не ЖКИ. А тут-то вообще для нашего народа, который не любит переплачивать, было бы здорово. Только дело не столько в издании допов-паков, а в событийной поддержке. Турниры нужны, освещение в медиа. Это отличное поле для бизнеса, просто изначальные вложения весьма велики, а оценить рынок сложно, вот и не берётся никто по-настоящему.

 

— Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.

 

— Ммм, «Бастион» лезет в голову, «Master of Orion» и упомянутый ранее «Имаджинариум. Добро». Бонусом ещё «Terminator: Salvation» от «Звезды».

  

— Какую игру ты бы издал первой, если бы стал руководителем одного из отечественных настольных издательств?

 

— Я бы попробовал что-то необычное, из японских игр, например. Без конкретных названий. Чтобы издатель выделился и запомнился людям.

 

— Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования? 

 

— Да всё равно. Я преимущественно играю на английском и стараюсь своих партнёров по играм так же пересаживать на англоязычные игры. Локализации я беру, когда игра или языконезависимая и ощутимо дешевле (и если нет потери качества), или когда текста уж слишком много для некоторых игроков, которым английский даётся трудно.

  

— Мне кажется, что в прошлом году несомненно самое значимое событие в нашем настольном сообществе — локализация «Глумхевена». Насколько ты согласен с этой точкой зрения? Что эта локализация значит для тебя лично? Принял ли ты участие в кампании по сбору средств на игру? Да/нет и что повлияло на это решение?

 

— «Мир хобби», как обычно, сделал всё через одно место. Над качеством перевода только ленивый не стебался. Но молодцы за идею. За неё 5, за реализацию — кол. Особенно за коробку другого размера, что оригинальные органайзеры не подходят.

 

У меня «Глум» со 2-й волны «Кика» и тут я его, естественно, не брал.

 

— Но ты видел локализацию вживую или ставишь кол лишь по отзывам общественности?

 

— Видел вживую. Кол ставлю не только за перевод, но и за организацию и неудачную логистику.

 

— Насколько ты согласен с мыслью, что нынешний момент можно назвать «золотым веком» настольных игр у нас, когда локализуется большинство современных мировых хитов и игр, прошедших проверку временем, да и отечественные разработки сделали качественный шаг вперёд?

 

— Когда у нас игры будут выходить одновременно с мировым релизом, с качественным переводом и без потери качества компонентов — вот тогда будет золотой век. Сейчас же он от силы «серебряный» — и то с натяжкой.

 

— Но ты же должен понимать, что на перевод материалов нужно время? И для того чтобы зарубежные издатели были заинтересованы в таких оперативных локализациях, объёмы продаж игр у нас должны быть ощутимо больше. 

 

— Ох-хо, Глеб, а ты не в «Мире хобби», случаем, работаешь? Очень похоже на тамошние речи. Что ж, разберём по шагам:

  1. В исходном вопросе было про моё согласие с озвученной мыслью. Ну, я с ней не согласен, независимо от того, понимаю я второй вопрос или нет. :)
  2. Отвечая же на второй вопрос: да понимаю, отлично. Цикл выхода игры с того же «Кика» на прилавки занимает около года — и в этот год, пока идёт финальная вёрстка, рисование артов, балансировка механик, отливка минек, более чем достаточно времени на то, чтобы перевести и сверстать на другой язык. Бумагу и картон-то печатают последними. Кстати, кому интересно вообще про это почитать — у Стегмайера отлично рассказано на примере «Серпа» всё. От начала кампании до фулфилмента, крайне рекомендую.

Со временем разобрались. Теперь про объёмы продаж. Я сначала думал долго распинаться, но, пожалуй, за меня лучше ответят специалисты.

 

Всё у нас отлично с продажами. А если обеспечить своевременный и качественный выход новинок — будет ещё лучше. Ведь многие из нас покупают на «Кике» просто потому, что фиг его знает — а будет ли у нас и если будет, то когда и с каким качеством?

 

— Ты описал ситуацию с кикстартерными проектами, которые зачастую в момент выхода на площадку даже не обрели ещё окончательный вид. Выход подобных локализаций я даже пока представить не могу. Пока наши издательства точно не готовы к подобным рискам, ведь даже с обычными издательскими проектами выход одновременно с общемировым тиражом часто связан с большими трудностями. Неужели ты не видел интервью с Михаилом Акуловым, где он достаточно подробно рассказывал про путь локализаций? 

 

— Ох-ох. Это интервью. Позор. Смотри пример «Лавки» и «Crowd Games». Игры можно издавать оперативно. И можно попадать в мировой тираж и издаваться с минимальной задержкой. Доказано на практике. Да ещё и ценник вменяемый иметь! Не иначе у Романа и Алексея какой-то магический артефакт, что Акулову с Пегасовым не поспеть за ними.

 

На «Кике» сейчас в разделе настольных игр есть как сырые проекты, так и по сути предзаказы. Страшно брать сырые проекты? Это понятно. Ну, так есть вторая категория. Вон «ГаГа» потихоньку догоняет серию «Tiny Epic», думаю через пару игр серии, при стабильном спросе, игры будут выходить почти одновременно.

 

Что касается трудностей — на то и издатели, профессионалы своего дела, чтобы с этими трудностями бороться, и вместо нытья «как на Руси жить тяжело» надо просто делать своё дело максимально качественно, лицом к людям.

 

— Как бы ты оценил текущее состояние нашего настольного сообщества и какие шаги стоит предпринять, чтобы оно становилось более массовым и зрелым, или пусть всё идёт своим чередом?

 

— Я бы сказал, что в России весьма зрелое настольное сообщество, и по большому счёту кардинально ничего менять не надо. А если поворчать, то не хватает нормальной поддержки молодых разработчиков, более низких цен (шутка ли, в магазинах игра частенько стоит в 2,5 раза дороже, чем стоит привезти её самому через mail forwarder’а). Из утопичного — повысить медийность, делать стримы по турнирам (и проводить их), больше фестивалей (сам я на них вряд ли пойду, но развитию сообщества это поможет, а то у нас по пальцам одной руки события крупные пересчитать можно).

 

— Хотелось бы тебе как-то улучшить коммуникацию между игроками и издателями, или этого не требуется, и пусть каждый занимается своим делом?

 

— Смотря о каком издателе речь. Те же «Крауд геймс» или «Лавка» — у них с коммуникацией всё отлично. «Магеллан» идёт своим путём, жалко, конечно, что этот путь лишь частично связан с настолками нынче, но что поделать. С коммуникацией у них тоже всё хорошо, хоть лично с Абдульмановым общайся. Вот «Мир хобби» — это урки, да, хотя и стали лучше в последние пару лет, но как поддержки допами изданных игр не имели на должном уровне, так и не имеют. Сообщество уже многократно излагало мысль: «Не можете издавать с допами — не беритесь лучше, пусть кто-то другой издаст». В плане крупных издателей вот «ГаГа» молодцы — за 1,5 года повернулись лицом к клиентам и слушают их.

  

— В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?

 

— В своём собственном. Геймдизайнером и редактором.

 

— А у тебя есть какие-то собственные наработки в этом направлении или это только фантазии?

 

— Есть опыт в тестировании прототипов для «Космодрома», для свободных дизайнеров. Есть собственные наработки по игровым проектам. Но пока в зачаточном состоянии, когда дочка родилась — не до того стало.

 

   

— С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чём поговорить?

 

— С Джейми Стегмайером, читал его цикл про издание игр на «Кикстартере», очень хотелось бы пообщаться и на тему геймдизайна, и на тему издательства. Владя Хватил — такие разные и такие СЛОЖНЫЕ игры, хочу знать, КАК он это делает. Кори Коничка — хочу узнать секрет «БСГ», какого рожна её так любят.

 

— А разве автор может ответить, за что любят его произведение? Мне кажется, тут успех лучше оценят люди с независимым взглядом.

 

— Кто знает? :) Было бы интересно именно с автором обсудить этот успех и что он считает удачным или, наоборот, насколько полюбившиеся игрокам механики отличаются от оригинальной задумки (частенько вееееесьма значительно).

 

А людей с независимым взглядом не бывает. Все мы в той или иной степени пристрастны.

  

— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?

 

— «BGG», «The Dice Tower», «Тесера» (в основном «С миру по нитке»). Иногда читаю «Настольные игры в Латвии», Зордока читаю, когда он пишет.

 

— Смотришь ли какие-нибудь видеоматериалы по настольным играм? Твоё к ним отношение?

 

— Смотрю Тома Вэсела из «The Dice Tower», он рассказывает впечатления, а не делает абстрактный обзор, и его мнение часто совпадает с моим.

 

— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?

 

— Смотри выше :)

 

— Это прямо совсем-совсем единственные поводы? То есть ни по одной игре ты не задавал в карточке вопросов? И просто чем живет «Тесера», тоже не любопытно?

 

— Специально полез, почитал свои комментарии на «Тесере». Нашёл один вопрос — про локализацию допа к «Терра Митике». (Я её так и не дождался, сыграл в доп, продал доп, локализации так и не было, кстати.)

 

Я пару раз пробовал поучаствовать в беседах. Не пошло. Неудобно и непродуктивно, то ли люди такие попались, то ли темы не самые удачные. В общем, как социальная площадка «Тесера» ужасна. А вот как дайджест новостей — очень даже. Много удобнее, чем в ВК читать ленты издательств.

 

Игры новые в базе данных появляются медленно, сам регулярно добавляю (кстати, это делать тоже очень неудобно, пока перетащишь базовую инфу с «БГГ», помереть можно. Честь и хвала тем, кто делает насыщенные карточки на «Тесере»!)

  

— Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?

 

— Нормальной вёрстки. Современные поползновения ужасны. Куча места расходуется впустую, что в ленте, что на барахолке. Раньше было компактнее. Рейтинг игр дурацкий, т. к. для меня оценка игры в целом и среднее оценки её компонентов — не одно и то же. Часто вот бывает игра так себе, но вроде бы всё при ней, и получается что у неё оценка 7–8. А бывает, что какая-то часть в игре очень плохо сделана (например, компоненты плохого качества), и в итоге 5-ка, хотя игра сама-то отличные впечатления оставила. В общем, хотелось бы видеть рейтинг а-ля «имхо», с возможностью его детализировать.

 

— Каких материалов тебе больше всего не хватает на «Тесере», которые заставили бы тебя заходить сюда чаще, читать и писать здесь больше?

 

— Думаю, и так всё хорошо по контенту, вряд ли что-то заставит меня проводить здесь больше времени с этой точки зрения. Более удобный способ коммуникации и оценки игр, а также ведения журнала партий пригодился бы.

 

— Как ты считаешь, с чем связано ощутимое уменьшение количества интересных статей и дневников на «Тесере»? Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?

 

— Не заметил.

  

— Это означает «не читал, не читаю и не буду читать»?

 

— У интересных материалов на «Тесере» очень низкая видимость. Открываем главную страницу. У меня 1080p. 50 % экрана по вертикали — это шапка, новые/популярные/обсуждаемые игры. Всё. Далее ЧЕТЫРЕ анонса новостей. ЧЕТЫРЕ, Карл! Ниже баннеры. Страница кончилась. Ах да, бесполезный сайдбар с рандомными последними комментами и невнятной статистикой. Это вот главная страница. Если мотнуть ниже, то где-то справа под комментами, в точно таком же оформлении идут дневники. Их не видно. У них нет видимого рейтинга или хотя бы числа просмотров или краткого содержания. Понять, что имеет смысл открывать, а что нет — нереально. В основной части на втором скроле нас ждёт по-прежнему ЧЕТЫРЕ статьи. Их я иногда читаю. Но опять же одной строчки описания мало чтобы понять — стоит тратить своё время или нет. Так что смотрится в основном только то, что уже из известных рубрик/серий. Ну и заканчивает картину блок последних фото и видео — он тоже ни туда, ни сюда.

 

Это была главная. Нажмём «статьи». ТРИ статьи на странице и всё с теми же однострочными описаниями, ну хоть рейтинг видно и число комментов (которое на «Тесере», впрочем, говорит только о наличии там срача в 90 % случаев, а не конструктивной беседы по сабжу). Опять же таки — неудобно.

 

В дневниках ситуация получше, но там не хватает фильтрации и подписок по тегам. Поток сознания там силён, и легко сдует.

 

Вот и выходит, что читать на «Тесере» эти материалы неудобно. Судя по отзывам знакомых, и писать тоже. Поэтому я и не вижу особо разницы. Её прячет убогая верстка.

 

А так, конечно, интересно читать аналитику всякую и некоторые отчёты об играх, был бы формат более удобный :)

 

 — На «Тесере» токсичное комьюнити или вполне нормальное в духе современных реалий?

 

— Мало участвую в общении на «Тесере» — уж больно оно убого сделано.

  

— На твой взгляд, тролли на «Тесере» — это обуза, от которой надо стараться избавиться, или фишка, придающая определённый шарм? Кто, на твой взгляд, за время пребывания на «Тесере» заслуживает звание «Тролль №1»?

 

— Тролли есть везде, не нужно на них акцентировать внимание — они и исчезнут, ведь они ради внимания к своей персоне-то это и делают.

  

— Раньше на «Тесере» можно было минусовать комментарии. Насколько тебе не хватает этой функции сейчас?

 

— Раз можно нажать «плюс», должно быть можно нажать «минус». Хотя сам я этими функциями пользуюсь крайне редко на любых ресурсах.

 

— Если всё же пользуешься, то какой посыл вкладываешь, минусуя чей-то комментарий?

 

— Зависит от ситуации. Я бы хотел на самом деле разные опции здесь видеть:

 

А) Возможность игнорировать пользователя целиком. Вот не нравится кто-то и всё — нет его. Нигде.

 

Б) Осудить за хамское, неуважительное поведение — а-ля инструмент самомодерации сообщества. Смотри реализацию, например, на каком-нибудь «Пикабу».

 

В) «Я не согласен» и наоборот. Когда хочется выразить свою поддержку (или наоборот) какому-то высказыванию, но писать что-то пространное нет желания или возможности.

 

— Есть ли пользователь «Тесеры», с кем бы тебе хотелось прочитать интервью в этой рубрике? И какой вопрос ты бы ему задал?

 

— Есть один человек. Обитает на «Тесере» под ником Kblade. Я бы его спросил: «Женя, простишь нас когда-нибудь?»

 

— Надеешься хоть немного, что если он это прочитает, то ответит что-нибудь?

 

— Ну, а вдруг? Всякое бывает.

 

 

— Есть ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби, помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?

 

— Люблю компьютерные игры — пошаговые стратегии, RPG, сейчас вот вернулся в EVE, сканю помаленьку. Из книжных авторов — Роберт Сальваторе, Брендон Сандерсон, Роберт Джордан, Мария Семёнова. Названий не будет, чтобы не обижать то, что не вспомню :)

 

— Владимир, спасибо за интервью! До новых встреч на просторах «Тесеры».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
gekowo написал 5 лет назад: #

Правильный ответ: "лучше настольные нежели азартные"

ldmonster написал 5 лет назад: #

Спасибо! Было очень интересно читать!

Pirx написал 5 лет назад: # скрыть ответы

BattleTech лучшая игра ever, конечно. Обязательно надо поиграть.

jet800 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Порекомендуете с какого набора лучше начать? А то сейчас всяких изданий много, я никак не могу понять что брать в итоге, благо на гикмаркете предложений полно, можно и старые и новые издания найти.

Desert_witch написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Не люблю когда на вопрос одному человеку отвечает другой, но встряну. Заранее извиняюсь, если кому-либо это не понравится, я нечаянно. :|

С Battletech есть занятный момент: в правилах прям официально написано, что можно играть чуть ли не пробками.
В принципе, для пробы достаточно взять либо Alpha Strike, напечатать немного карточек на равное количество очков, и сыграть. Это даст не совсем "правильное" впечатление, но зато с меньшей вероятностью кого-нибудь отпугнет (я завидую тем, кто умудряется полноценным БТ никого не отпугивать и даже подсаживать новых людей =_=).
Если не хочется альфу и хочется "настоящего" баттлтеха - можно смело качать Total Warfare.
В Beginner Box'ах достаточно внятно и кратко все должно быть, можно оттуда правила стянуть/самими коробками озадачиться.
Уже который месяц все обещают какие-то обновленные стартеры один на один мех с обновленным дизайном, но с ними резина что-то подзатянулась. =_=

БТ очень классный, на мой взгляд, именно тем насколько легко его попробовать, и что в принципе можно спокойно брать почти любую редакцию и версию правил - прям принципиально как-то отличается только Alpha Strike.

jet800 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Про пробу на самодельных компонентах всё понятно - это не мой путь. Я хотеть краааасииивааа. Миньки там, террейн, вот это всё :) Плюс правила качественно напечатаные на хорошей бумаге тоже добавляют :)
Однако за мнение всё равно спасибо.

Pirx написал 5 лет назад: # скрыть ответы

С «красиива» могут быть траблы, потому что качество пластиковых минек, которые идут в коробки, оно очень сильно не ФФГ ::(
Но в целом любой коробочный пак в ознакомительных целях подойдёт. Альфа страйк я, как олдскульный пурист, вообще не пробовал ::)
Но в любом случае правильный боттлтех - это гексовая карта. Террейн и дюймы возможны, но это выходит уже немного другая игра. Лучше всего сбалансирована система именно для традиционного варианта.

jet800 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Гексы - это хорошо, гексы я люблю ;) Под террейном имелось ввиду взять не просто гексогональную сетку, а что-то подобное - https://bg.battletech.com/forums/index.php?topic=12806.0

Pirx написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Круто, но сначала лучше попробовать по простому, вдруг не пойдёт.
Там ещё фокус в том, что немалая доля обаяния - в сеттинге. Если он пропёр, то это позволяет мириться с некоторой архаичностью отдельных моментов в правилах.
Но с другой стороны, эта архаичность компенсируется и тотальной свободой в конструировании любых юнитов и тщательно выверенным рандомом. Я шибко полюбил 2д6 как идеально ложащийся на гауссову кривую инструмент.

jet800 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Сеттинг я и так люблю, с дества :)

Pirx написал 5 лет назад: #

Тогда должно пропереть. Там механика как-то очень к сеттингу подходит.

jet800 написал 5 лет назад: #

Да, читал про обновленные стартеры, собственно одна из причин, почему еще не взял.
(а разве на тесере не было когда-то функции редактировать коммент?)

knaff написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Новые стартеры вышли:
https://www.miniaturemarket.com/cat35020.html
https://www.miniaturemarket.com/cat3500d.html

Но каким-то ограниченным тиражом так как разобрали их еще на предзаказах.

jet800 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Я на самом деле не понял лучше ли они Anniversary Box например или нет. Какие-то противоречивые мненияна форумах.

Pirx написал 5 лет назад: #

Стартеры, по-моему, все плюс-минус одинаковые. Базовые правила, пачка мах-шитов и карта - из абсолютно. Миньки там до качества, которое было у пластиковых моделей в коробке CityTech не дотягивают.

Ficuss написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Миньки берите, Total Warfare или Battlemech manual хотя бы, и вперед.
Новый стартер отличный, поля можно (и нужно) самому напечатать.
Можно заказать с необходимой разметкой и радоваться.
Насчет террейна - в классическом БТ он не нужен, там все на карте, но если хочется красоты - на thingverse вагон интересных вариантов для 3д-принтера, было бы желание.
Мы вот играем на обычных картах и не заморачиваемся.
Еще для начала хорошо бы с периодом определиться - Succession Wars (до вторжения кланов, классика), вторжение кланов (лично мой фаворит), пост-вторжение (там где блейкисты всех нагибают, триподы, 200-тонные мехи и тыды) и Новая эпоха.
Про Темные Века говорить не буду - это тихий ужас от Визкидз.

Pirx написал 5 лет назад: # скрыть ответы

От визкидза остались прекрасные миньки пехоты и элементалей, которые в оригинальные гексы встают идеально. Я цельную коробку как-то с рук купил для этих целей.

Ficuss написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Зато миньки мехов - хоть свет туши.
Мне их Атлас в страшных снах до сих пор снится)
Хотя были нелпохие, но сама система, как и часть сеттинга просто ужасна.
Хороша, что она сдохла и вернулись к классике.
Хотя мои любимые таймлайны это войны наследия и вторжение кланов, дальше уже не так интересно.

Pirx написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ну, я тогда ещё купил коробку мехов и танков, и отдал детям. Они с удовольствием это убили ::)
На самом деле идея была хорошая механически, но перетрах всей вселенной получился дебильным.
Знаю массу людей, для которых таймлайн заканчивается сразу после окончания федкомовской гражданской войны.
Хотя первый сурс по Джихаду - один из лучших ВТ-сурсбуков евер. Ну, по крайней мере на мой вкус - я эмоционально привязан к Волчьим драгунам.

Ficuss написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Я в ЭТО визкидовское нечто честно попытался играть)
А поскольку классической БТ тогда было не сыскать, то ушел в Ваху.
Да и сейчас-то классики нет - Каталисты, конечно, молодцы, но вместо альфа-страйка они бы лучше структурировали и модернизировали классику.
Не надо делать казуальщину формата АоС, но тот же Вармаш, в моем понимании, отлично преподносит сражения гигантских роботов - там тебе и дамаг в разные части тела, и последствия оного, и спецправила общие/частные, которыми можно жонглировать.

Pirx написал 5 лет назад: #

В вармашину я не играл (там же дюймы, да?), но, строго говоря, не уверен, что классику надо перепиливать. Базовый набор правил в том же стартере вполне улавливает (ну, при помощи взрослого) семилетний ребёнок, будь у него такое желание ::) Ну правда, там либо получится альфа-страйк, либо надо оставлять как есть.
Я бы и правила partial cover, которые изменились в Тотал Варфаре, не трогал. Было очень атмосферно.

Cocteau_Twins написал 5 лет назад: # скрыть ответы
Мгм...

Сравним два утверждения...
"Если продаю, то стараюсь продать максимально дорого исходя из рыночной ситуации"
vs
"желание сверхприбылей у некоторых издателей поражает"

=Quod licet bovi, non licet Iovi

bearwolf написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Разные же вещи, ну — работа на поток и продажа редкости или собранной коллекции. Я так поняла, что мол "Если и прощаться с чем-то из коллекции (или - тратить время на это), то по хорошему поводу, а не барыжничеством заниматься. Уж лучше филантропия."
Имхо — звучит достойно.

Journeyman написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Понимать можно по разному, но слишком часто в последнее время у людей прослеживаются двойные стандарты: как они видят других и как себя в одной и той же ситуации.

bearwolf написал 5 лет назад: #

Разве только в последнее?:) С БСГ и всякими Анк-Морпорками плохие примеры. Думаю, типа такого — сидит дедушка, делает себе глиняные кувшины. Обычные такие, но на цене спекулирует, явно завышая, т.к. на рынке он давно и все равно купят, поскольку его кувшины с удобной ручкой, уникальные, отличаются от других. А потом вдруг р-раз — дедушки не становится и выясняется, что глина его была редчайшая на земле, и уже исчерпалась, и больше ее никогда не будет, и крутость ее невозможна. Вопрос - упрекали ли вы бы этого дедушку ДО последних событий и продали бы свой кувшин ПО старой цене, жаждущим туристам? Нормальная реакция - да, осуждать спекуляцию. И - да, продать по другой цене, соответствующей новым ценностям. Я не берусь судить ситуацию с производителями или типа того. В целом, просто ничего плохого в позиции сабжа не вижу.

jet800 написал 5 лет назад: #

Не имею ничего против двойных стандартов когда сам их использую :D

jet800 написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Не вижу противоречия. Я в любом случае продаю настолки ниже рыночной цены.
А цена в 2.5 раза выше цены самостоятельно привезти у некоторых издателей поражает, хотя казалось бы массовость как раз должна рождать более низкую цену

hickname написал 5 лет назад: #

В мою студенческую пору я зарабатывал тем, что покупал на Dealextreme фигню за 300 рублей, продавал здесь за 1000 и на эти два процента жил. Попутно интересовался у людей "Неужели так сложно самому оформить заказ"?
Ответы были самые разные: "Я в этом не разбираюсь", "Мне лень идти на почту", "А вдруг обманут" и прочее. Вот эти люди как раз и покупают "в 2.5 раза выше цены самостоятельно привезти"

Valenox написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Могу предложить привязку к числу 800 в нике.
800 - префикс номеров телефонов для бесплатных звонков. А дальше все фантазируют.

jet800 написал 5 лет назад: #

В институтские годы можно сказать и был таким номером :D Но те годы в прошлом, давно :)