| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| С миру по предзаказу (23.11-05.12) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
| Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan | |
| Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan и готовит ... | |
| Идут сборы на The Hunters A. D. 1492 2nd Edition | |
| Переиздание темнофэнтезийной кампании охотников на монстров. | |
Геймдизайнер игр Jeffrey CCH (такое вот фамилиё указано) прислал моей жене прямиком из Гонконга прототип своей игры Age of Civilization — мини-цивилизации на полчаса.
Прототип представляет из себя маленькую серую коробочку с миплами четырёх цветов, колодой маленьких карт, деревянными монетками и кубиками и несколькими картонными планшетами для подсчёта очков, для дерева технологий на каждого игрока и для трёх общедоступных действий. В картах же собраны остальные возможные действия (восемь штук), цивилизации (34 штуки!) и чудеса света (10 штук). Да, ещё сильно уменьшенная копия правил.
Ставим по миплу на нулевое деление трека победных очков. Выбираем пять случайных карт чудес света, остальные не понадобятся.

Трек очков и чудеса света
Из колоды цивилизаций раскрываем пять штук.

Карты цивилизаций
И в случайном порядке раскладываем восемь карт действий, поместив над первыми тремя планшетик с тремя постоянно доступными действиями.

Карты действий. Сейчас доступны действия с планшетика и те три, что прямо под ним.
Выдаём каждому игроку по планшету технологий. Выдаём всем по три монетки, а первому игроку — ещё одну (да-да, почему так, сейчас станет ясно).

Планшет технологий и казна

Общий вид игры в начале. Виднеется даже жетон первого игрока в отдалении.
Игроки ходят по очереди, причём в свой ход активный игрок выполняет сразу все три перечисленные ниже фазы. Следующему игроку будут доступны все те же действия, что и первому. Таким образом, взаимодействие в игре ограничено и сводится к конкуренции за народы и чудеса света и — временами — к сравнению военной мощи, которая есть просто количество щитов на технологиях и цивилизациях.
Активный игрок выбирает любую из открытых карт цивилизаций, кладёт её перед собой и берёт нарисованное на ней количество миплов своего цвета. В начале игры этот шаг обязателен (без подданных — никуда), в последующих раундах его можно пропускать.
На карте народа, помимо народонаселения, указаны два свойства. Верхнее активно, пока активна выбранная цивилизация. Нижнее будет работать всю игру.

Белый игрок выбрал инков, получих двух рабочих и бесплатно построил чудо света по свойству карты цивилизации
Если у игрока уже есть цивилизация и он решает взять новую, то у него есть два пути.
Первый способ: обновить цивилизацию. Новая карта кладётся поверх старой, оставляя на виду лишь нижнее свойство предшественницы. Игрок оставляет ровно столько миплов, сколько указано на новой карте. Почти как в «Маленьком мире».
Второй способ: завоевать новую цивилизацию своим активным народом. Новая карта подкладывается под активную, так чтобы только нижнее свойство покорённых было доступно. В таком случае игрок получает одного мипла в дополнение к своим.
На все оставшиеся четыре карты народов игроки кладут по одной монете. Накопившиеся деньги с карты достанутся тому, кто выберет её впоследствии. Из колоды открывается новая цивилизация.
Свойства народов разнообразны. Они улучшают стандартные действия, экономят деньги, добавляют ячейки действий, увеличивают военную мощь. В их комбинировании — одно из достоинств игры.
Стоит помнить, что максимум у игрока может быть четыре мипла и сыграть можно максимум три цивилизации. А раундов в игре шесть, и рабочие могут легко погибнуть — см. далее. Поэтому выбирать новый народ надо осмотрительно.
Теперь активный игрок может отправить своих рабочих на доступные ячейки действий в классическом стиле размещения рабочих. Разве что в конце своего хода игрок заберёт миплов с ячеек и блокирует от повторного использования действия он только себя.
Всегда доступны для активации действия с планшетика над рядом карт действий, также доступны действия с трёх карт под планшетом. Некоторые действия требуют отправки сразу двух рабочих, многие — дополнительной оплаты монетами. С некоторых ячеек (красного цвета) работники к игроку не вернутся.
Изучать технологии можно только с помощью всегда доступного действия Исследования за четыре монеты. Изученные технологии отмечаются кубиками на планшете технологий. Всего их девять, доступны вначале нижние три, затем откроются следующие по стрелочкам. Почти как у больших собратьев-игр, только, конечно, это скорее куцый куст, а не дерево технологий.

Стратегия чёрного игрока понятна: оставить Вавилон активным на всю игру и получать каждый раунд бесплатно технологию, да ещё со скидкой на действие Исследования стремительно развиваться
Можно уплатить семь монет и отправить мипла на красную ячейку Чуда света, чтобы выбрать любую из открытых карт чудес света. Они дадут разовый бонус или дополнительные очки в конце игры.
Миплов мало, пополнять их можно только обновлением цивилизации, а цивилизаций, как мы помним, можно разыграть только три, так что выбор предстоит сделать непростой. Нужны деньги, ведь без них многие действия недоступны, но в конце игры монеты бесполезны. Отправлю ли я своего мипла за двумя монетами безвозвратно на действие Порабощения в расчёте на то, что в начале следующего раунда схвачу карту китайцев сразу с четырьми миплами? Но способность китайцев уж больно слаба.
Доступно обычно действий шесть-семь, миплов максимум четыре, так что фаза действий пролетает быстро.

Белый игрок накрыл свою предыдущую цивилизацию с разовым основным свойством многонаселённой Индонезии и теперь имеет два улучшения для действия Рыбалки (плюс монета и плюс очко). Рыбалка станет ещё выгоднее, если освоить технологию Паруса. Коме того, у игрока есть личное действие Постройки, да ещё со скидкой в две монеты, то есть бесплатное — только двух миплов отправляй.
Наконец игрок забирает своих работников с ячеек действий. С белых ячеек миплы возвращаются к хозяину, с красных — уходят в сброс. Теперь эти три фазы проводит следующий игрок.
Когда все сходили, жетон первого игрока передаётся против часовой стрелки. Планшетик со всегда доступными действиями смещается вдоль ряда карт действий направо. Вышедшая слева из-под плашета карта выходит из игры, зато вступает новая справа. Если это карта Мора, то все игроки теряют по миплу. Если же в углу новой карты изображён меч, то игроки сравнивают свою военную мощь, т. е. просто количество щитов у себя в технологиях и на картах народов. Слабейший в военном отношении игрок теряет рабочего, если таких несколько — страдают все слабаки.
Шестой раунд, в котором двигать планшетик дальше некуда, — последний. Считаем очки и определяем победителя!

Пользуясь свойством Вавилона, чёрный игрок раскачал всё дерево технологий и схватил чудеса света и одну циву, дающие очки за количество технологий и за количество щитов, которых много благодаря тем же технологиям. Хорошая заявка на победу!
Мы играли только в прототип, который выглядит серенько. Карты мелковаты, иллюстраций минимум. Но вся информация хорошо видна, инфографика понятная, игра очень компактная.
Age of Civilization не сравнится и не ставит себе целью сравниться с известными играми на строительство цивилизаций. Имея в ресурсах только монеты и рабочих, игроку надо в шесть раундов выжать из подданных главное — победные очки. Измотали текущую цивилизацию, хватаем новую. Жаль, можно заполучить только три, приходится сдерживаться и планировать. И в этом прелесть игры — в короткое время и в комбинацию простейших действий уложено немалое количество интересных игровых решений, влияющих на весь ход борьбы. Подбирать «комбо» из свойств народов и технологий увлекательно, выбирать между картой с обилием рабочих и картой с хорошим свойством трудно и потому интересно. Да, иногда может выйти сильная комбинация цивилизаций и кто-то может легко победить благодаря ей, но краткость партии не даёт стать этому проблемой.
В достоинства стоит записать также постоянное разнообразие игры. Как разнобразие от партии к партии благодаря большому числу карт народов и случайной последовательности действий, так и разнообразие внутри партии — каждый раунд одно действие уходит и новое добавляется.
Жаль, славян в прототип не завезли. Автор игры пообещал не забыть про них в финальной версии.