С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
Уникальная соло-игра о первых десяти веках христианства.
В ноябре этого года были опубликованы результаты премии Charles S. Roberts Awards, присуждаемой среди настольных варгеймов. Именно в этом списке мне и бросилось в глаза название одного из номинантов — The Mission: Early Christianity from the Crucifixion to the Crusades. Невероятная тема! Я не мог пройти мимо.
Итак, сегодня у меня на столе игра The Mission от White Dog Games. Это соло-игра: игрок сам для себя создаёт трудности на карте, обрабатывая игровые последовательности и распределяя случайные события, такие как появление ересей или расколов. Сразу скажу, что такой формат игр мне кажется большим минусом. Из игры изымается элемент человеческого общения, который (на мой взгляд) в любой настольной игре составляет главное. С другой стороны, если бы эта игра была сделана как противостояние церквей или общин (условные католики против православных), то, скорее всего, игра приобрела бы саркастический оттенок. В этом плане мне кажется уместным играть даже в соло-игры вместе с кем-то, советуясь и обсуждая игровые ситуации.
Здесь это тем более уместно, что игра даёт хороший повод для экскурса в историю христианства и даже показывает некоторое авторское отношение к процессам внутри церкви (подробнее об этом ниже).
По словам автора, игра представляет собой Tower Defence. В центре карты находится Иерусалим, к нему ведут шесть путей, состоящих из квадратов городов или областей. Мы отправляем апостолов (а позже — епископов), чтобы проповедовать в этих областях и создавать новые общины. Обращение язычников решается броском кубика, каждая община имеет свою «сложность» обращения.
Помимо этого, каждая область находится под одним из политических контролей. Сперва это Римская империя, потом Византия, которую начинают терзать варвары, а затем — мусульманские войска. Эта политическая обстановка накладывает свою сложность: нам труднее устранять ереси и обращать общины вне политического влияния, но можно попытаться обратить некоторых варваров или послать в эти регионы проповедника, либо перевести Библию на местный язык. В целом у игрока есть несколько рычагов воздействия на общины. Чем больше и сплочённее ваша церковь, тем больше ресурсов вы сможете собирать, чтобы ещё больше её расширять и решать текущие проблемы.
Такова структура хода в игре:
В игре очень чистый вординг, написанный, с одной стороны, сжато, а с другой — с вниманием к деталям. Очень понравилось, что автор оговаривает даже нюансы оформления фишек, если они, например, действуют одинаково, но оформлены немного по-разному ввиду соответствия истории (как, например, общины язычников с солнышком и дохристианских евреев с менорой).
Другое приятное решение — это плавное введение новых элементов в игру. Вы начинаете первые два хода с того, что управляете апостолами (звучит!) и имеете всего пару действующих правил. Затем добавляются епископы и патриархи, появляется возможность строить монастыри и переводить Библию. Потом появляются кочевники, происходит падение Римской империи…
В игре всего два режиме: полная кампания и сценарий по Джихаду, который эквивалентен финальной части игры, максимально насыщенной. Думаю, что реиграбельности хватит на 2–4 партии, особенно если играть всё же с кем-то. На то, чтобы сыграть ознакомительную партию, у меня ушло два вечера, и я остановился на 16 ходу (из 27).
У игры присутствует своеобразный нарратив на стыке оформления и правил. Лаконичная справка поясняет за две строчки, кто такие манихеи или чем знаменит Афанасий Великий. Есть даже примеры основных языков древнего мира.
В механиках игры, как мне показалось, можно усмотреть протестантский акцент. Отцы Церкви, проповедники и богословы здесь поданы как великие подвижники, которые служат своего рода «супер-оружием» против ересей и язычества, но они же при провале могут поднять счётчик «тёмных веков». Автор поясняет, что такие люди часто поднимали темы, о которых иерархия хотела бы умолчать, а это в свою очередь приводило к раздорам в церкви. Аналогичный подход к церковным соборам: по правилам каждый из них разделяет единую изначально церковь, буквально усложняя игроку жизнь (хотя в православии есть даже дни памяти таких соборов, как событий безусловно благих).
Плюсы:
Минусы:
Если вы сможете найти товарища-религиоведа или увлечённого темой, либо вам весело с самим собой, то на вечер-другой эта игра станет увлекательным погружением в древний мир веры и борьбы. Особенно приятно, что игру можно официально купить в цифровом виде для дальнейшей самостоятельной печати PnP.
Спасибо за прочтение!