Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
Вавилонов М.
Обзор настольной игры «Племена»
Больше четырех не собираться!
Тематика быта первобытных людей глубоко засела в мире настольных игр. Она проста и отлично объясняет вкрапления случайности, ведь орудия труда далеки от совершенства, а результат зависит от огромного количества факторов. Данной концепции соответствуют небезызвестный «Каменный век» или недавний «Палео», обе евро, но с кубиками. Это не мешает упомянутым играм быть максимально непохожими друг на друга, где из общего только жанр, кубики и тематика. Похоже, дуэт превращается в трио, ведь на обзоре вновь еврогейм про первобытных людей с кубиками — «Племена»!
Стартовая раскладка.
«Племена» — семейное евро на контроль территорий с простыми правилами (на коробке гордо красуется надпись о том, что они объясняются за 15 минут: не врут, но можно и быстрее) и низким порогом вхождения. Игроки выступают в роли вождей первобытных племен, вынужденных осваивать неизведанные земли. Для реиграбельности и тесноты поле выкладывается из случайных гексов, а его размер зависит от количества участников. К победе нас ведут два основных способа получения ПО: постройка и удержание деревень, а также выполнение условий карт достижений, причём меряться количеством очков в конце партии игроки не будут, — побеждает первый участник, набравший 15 ПО.
Игра предлагает возглавить одно из восьми племён, каждое со своими способностями!
Ход разделён на несколько шагов и начинается с получения ПО за контролируемые деревни, затем игрок бросает два кубика, которые позволяют ему совершить два действия.
Инструментарий игроков достаточно прост, всего 4 действия на выбор:
Вроде бы всё просто до примитивности, если бы не система эффективности. Дело в том, что над каждым из действий, изображённых на отдельном планшете, расположены три кубика. Кубы в игре кастомные и имеют три значения: луна, солнце и пустышка. Для выполнения действия игрок убирает крайний правый кубик над строкой выбранного действия, сдвигает оставшиеся и на освободившееся место кладёт один из брошенных в начале хода кубов. Эффективность действия зависит от получившейся комбинации: дубли «солнц» и «лун» увеличивают или уменьшают выгодность соответственно. Дубли пустышек и разные значения граней на эффективность действия не влияют.
Пример эффективного действия (идти) и стандартного (собирать).
Например, стандартное действие «расти» позволяет добавить трёх жителей на поле, однако в солнечную погоду (дубль солнц) их количество вырастает до четырёх, а при низкой эффективности снижается до двух. Благодаря кубикам результативность действий меняется от 33% до 50% , что может внести серьёзные коррективы в запланированный ход.
После выполнения действий наступает этап разрешения конфликтов, а местные жители — народ буйный, только дай повод подраться! Как только на одном гексе оказываются 5 и более миплов, начинается суровая евро-схватка: игроки по очереди, начиная с того, чей сейчас ход, убирают своих бойцов в запас, пока на территории не останутся жители только одного цвета. Если в ходе конфликта удаётся одолеть всех миплов игрока с деревней, то деревня тоже уничтожается. И да, конфликт наступает даже в том случае, если на гексе больше пяти жителей одного цвета, так что внимательно следите за личным пространством своих подопечных!
Сейчас будет драка!
На завершающем этапе хода игроки строят деревни и выполняют условия карт достижений или разработок. Создание деревни требует сброса пяти ресурсов в сочетании, указанном на планшете племени, а также наличия миплов на гексе, где планируется постройка. На этом же этапе выполняются достижения (необходимость соблюдения определённых условий, например удержание указанных территорий) и разработки, требующие сброса ресурсов. Важный нюанс заключается в том, что деревни принесут победные очки только в начале следующего хода, так что их ещё нужно удержать; а вот достижения приносят ПО сразу, но всего один раз, да к тому же информация об условиях их получения открыта соперникам.
Вот и все основные правила. Игра достаточно простая, но невероятно конфликтная. Как жанр, так и все элементы способствуют постоянной возне между игроками, лишь усиливающейся к концу партии. Мне очень нравится решение, что победу одерживает игрок, первым набравший определённое число ПО, а не их большее количество по результатам нескольких раундов. Огромное количество открытой информации позволяет видеть и сдерживать лидера. В наших партиях игроки не раз объединялись против очевидного фаворита, всеми силами тормозя его на пути к победе: в «Племенах» это легко проследить и просчитать, но не всегда просто воплотить.
Кроме того, игра сама постоянно путает планы: то байтит совершить не запланированное, но эффективное действие, которое вроде бы и не требуется здесь и сейчас, но в будущем может принести очень много выгоды; то наступает событие (появляются в игре, когда игрок выбрасывает дубль), способное как добавить новый способ получения ПО (охота на саблезубого тигра или мамонта), так и внезапно лишить вас жителей или ресурсов. Плюсом к разнообразию служат «дополнительные правила», с которыми, по правде говоря, стоит играть сразу, если вы не совсем новичок в настольных играх. Они добавляют ассиметричные способности племенам, а также особые гексы.
«Племена» — достаточно простая игра с большим потенциалом взаимодействия между игроками: отличные качества для семейного евро. Партии проходят быстро, как правило занимают не больше часа, если не даунтаймить. В ситуациях, когда игроки объединялись для сдерживания лидера, мне игра напомнила «Манчкина», только с возможностью почти всё просчитать и спланировать; единственное, что ставило палки в колёса — это эффективность действий, но, к счастью, без розыгрыша внезапных или нечестных карт из руки. Совершенно новых, уникальных ощущений «Племена» вам, скорее всего, не подарят, так что если вы ищете комплексную сложную вещь с необычными механиками, то вам, скорее всего, не сюда. Но со своей задачей простого семейного евро про контроль территорий игра справляется очень хорошо, а разнообразие событий, асимметричность сторон и случайное составление поля отлично работают на реиграбельность.
Всем удачных партий и успехов на кубах!
Вавилонов М. (название кликабельно)