С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
игры |
Прага: Сердце империи
|
компании |
Hobby World
Delicious Games |
Дата: | 14 июня 2022 |
8.0246 |
- |
Вавилонов М.
Обзор настольной игры «Прага: Сердце империи»
Мост из яиц
С путешествиями сейчас не всё так гладко, как хотелось бы. Возможность увидеть собственными глазами памятники европейской архитектуры, прогуляться по улицам, где ступали короли со свитой, а теперь толпятся галдящие экскурсионные группы во главе с гидом, доступна не всем. К счастью, на помощь приходит новый проект Владимира Сухи «Прага: Сердце империи», в котором многочисленные механики евро-геймов переплетаются с историческими реалиями возведения чешской столицы. Отправляемся в путешествие, визы и билеты не нужны!
Разбираемся в правилах.
Жанр игры — Еврогейм, причём с большой буквы. Громоздкая, тяжеленная коробка, огромное поле с кучей элементов, к которому ещё и крепится вращающийся диск, личные планшеты игроков, а также море всевозможных гексов, жетонов и ресурсов. Среди последних, неожиданно, деревянные яйца, исторически обоснованные, между прочим. Игроки выступают в роли зажиточных горожан середины XIV века, которым предстоит поучаствовать в строительстве средневековой Праги.
Мост ещё предстоит построить.
В свой ход игрок совершает одно из шесть действий, способ их получения крайне любопытен. Дело в том, что действия попарно изображены на плашках-жетонах, вращающихся в колесе, прикреплённом к верхней части поля. Игрок может выбрать любой из жетонов, чтобы получить одно из двух указанных на нём действий, но от расположения жетона зависит его стоимость и мгновенный бонус. Со вторым всё просто: получаем различные ресурсы, указанные в окошке напротив выбранного жетона. Стоимость зависит от цвета зоны, где находится жетон: красная требует заплатить 1 или 2 монеты, в зелёной платить ничего не нужно, а в синей ещё и ПО отсыпят. После выполнения действия колесо поворачивается на одно деление по часовой стрелке, а использованный жетон кладётся в начальное положение красной зоны: чем дольше плашка крутится в колесе, тем выгоднее становится. Итак, вы добыли жетон с действием, получили пару ресурсов в качестве бонуса, теперь рассмотрим, что же могут сделать игроки.
Колесо действий, неокрашенный кубик отсчитывает ходы.
Во-первых, два идентичных действия на управление шахтами (золото) или карьерами (камень). Тут игрок может либо улучшить текущее производство, получив только единицу ресурса, либо запустить его и получить ресурсы в количестве, равном его уровню, а также ворох всевозможных бонусов.
Личный планшет игрока; крутилки сверху показывают текущее количество ресурса, трек снизу — производство.
Во-вторых, три действия, связанные с соответствующими гексами: «улучшение», «постройка стены» и «постройка зданий». Общей особенностью всех гексов является изображение на гранях и углах бонусов, которые можно получить при совмещении, а отличие — в месте, куда они выкладываются. «Улучшение» соответствует своему названию и при розыгрыше усиливает действие, указанное на гексе, которое начинает приносить дополнительные ресурсы, ПО или движение по трекам при выборе. Гексы улучшений располагаются на планшете действий игрока, перекрывая соответствующее изображение, а вот «постройка стены» выкладывается так, чтобы с этим планшетом соприкасаться, оно приносит мгновенный бонус в виде ПО, ресурсов и движения по трекам. Гекс от действия «постройка здания» выкладывается на поле и, как и стены, приносит мгновенную выгоду, а ещё позволяет побороться за бонус площадей, срабатывающий, когда рядом не остаётся свободных мест.
Планшет действий с одним гексом улучшений и стеной.
Последнее из доступных действий — «постройка Королевского пути». Применить его можно всего пять раз за партию, а эффект зависит от того, потратит ли игрок особый ресурс «яйца»: в этом случае выгода в разы выше. Королевский путь заканчивается знаменитым Карловым мостом, для строительства которого, по легенде, использовались яйца, отсюда и столь необычный выбор ресурсов.
Игрокам предстоит буквально построить мост, правда не из яиц, а из картона!
Конец партии определяется игрой автоматически, с помощью вышеупомянутого колеса действий. Дело в том, что в колесе есть небольшой вырез для кубика, который после полного оборота проваливается в желобок на поле — и в таком случае необходимо сдвинуть маркер окончания игры на ячейку влево. Когда трекер пройден, остаётся дождаться полного оборота — и вы готовы считать победные очки!
Рынок гексов.
Естественно, как в любом большом еврогейме, в «Праге» множество треков, два из них: «Голодная стена» и «Собор Святого Вита» не только имеют 3D-воплощения, но и позволяют перемещаться как по вертикали, так и по горизонтали. Имеются и два личных, но подробно останавливаться на всех подробностях игры я не вижу смысла. Скажу только, что различных аспектов и возможностей много, способов набрать победные очки тоже: хотите налегайте на что-то одно, хотите попробуйте успеть везде — «Прага» даёт такую возможность.
Объёмные версии треков впечатляют.
В первую очередь в глаза бросается потрясное оформление игры. Да, тема Средневековья в настольных игр заезжена и избита, но перед нами не стандартные пастельные пейзажи, коих пруд пруди, а стилизация под гравюры и маргиналии. Поле в игре, помимо классических треков и мест для хранения, оснащено многофункциональным колесом действий, а также тремя объёмными моделями, заменяющими скучные счётчики. Постарались даже с оформлением книги правил: вместо стандартного буклета с картинками-примерами — дизайн, навевающий ассоциации со «Страдающим Средневековьем», стилизованные шрифты, а также краткая историческая справка о встречающихся в игре местах. Крутилки и прорези на личных планшетах игроков, деревянные фишки яиц, полуавтоматический счётчик ходов — всё это не только привлекает внимание, но и здорово упрощает жизнь игрокам. Единственное, красивые 3D-модели игрокам предлагается склеить, и это может оказаться той ещё морокой.
Борьба за городские площади.
Мне очень понравилась задумка с гексами, одной из центральных механик игры, особенно возможность взаимодействия между «улучшениями» и «стенами» в процессе сопоставления бонусов. Идея с выбором действия тоже крайне удачная, игра не создаёт искусственных ограничений: пожалуйста, все плашки доступны каждый ход, но за некоторые придётся заплатить, а другие сулят выгодные и нужные здесь и сейчас бонусы. Получается, что выбор игрока не ограничивается запретами, банальным «не успел, заняли соперники», а усложняется введением большого количеством переменных.
Планшет действий ближе к концу партии.
«Прага» достаточно тяжело стартует: поначалу связать воедино гексы, два личных планшета, какие-то треки и улучшения в единое целое сложно, даже в компании плюс-минус опытных игроков более-менее рабочая стратегия при ознакомлении появилась в последней трети партии. Вряд ли эту игру можно посоветовать новичкам: слишком много всего и слишком много неординарных ходов.
«Прага: Сердце империи» — большое комплексное евро, выделяющееся среди собратьев по цеху шикарным дизайном, как графическим, так и нарративным. Игра не пытается выставлять перед игроками искусственные барьеры, предлагая комплексный выбор с неочевидной ценностью действия.
Всем удачных партий и успехов на кубах!
Вавилонов М. (название кликабельно)