![]() |
С миру по предзаказу |
Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
![]() |
Детектив для тех, кто вырос, но не разучился удивляться |
Друзья, мы открываем предзаказ на кооперативное детективное приключение «Винни-П... | |
![]() |
Идут сборы на BattleForge: Berserker |
Кооперативные битвы с искаженными скандинавскими боссами и монстрами с помощью р... | |
![]() |
Идут сборы на Heroes of Might & Magic: The Card Game |
Тактическая карточная дуэль по "Героям меча и магии" | |
![]() |
Идёт предзаказ «Ла-Гранхи»! Пора вернуться на солнечную Майорку |
Предзаказ «Ла-Гранхи» открыт! Пора вернуться на солнечную Майорку crowdgames.ru/... |
![]() |
9.0030 |
![]() |
- |
Если вы читаете это руководство, то, я надеюсь, вы уже знакомы с базовыми правилами игры и сыграли несколько партий. Я буду разбирать игру для продвинутых игроков, то есть со стадией драфта и патентным бюро.
Руководство предназначено для базовой версии игры без дополнения «Проект “Легватер”».
«Плотина» — комплексная и многогранная игра, поэтому невозможно разобрать все игровые ситуации, которые могут в ней возникнуть. В этой статье я постараюсь сделать акцент на стратегии игрового процесса, выборе комбинации страна/управляющий, выборе жетонов патентного бюро и первых ходах.
Воспользовавшись статистикой с БГА, я посчитал, какой процент составляют различные источники ПО в игре. Давайте внимательнее посмотрим на эту таблицу и сделаем некоторые выводы.
Источник ПО | Процент от общего числа у победителей | Процент от общего числа у всех игроков |
---|---|---|
ПО шкалы энергии (бонусы раунда) | ~23% | ~23.5% |
ПО за бонусы построек | ~22,6% | ~21,8% |
ПО за контракты | ~15% | ~15,9% |
ПО шкалы энергии (1/2 место) | ~11,2% | ~10,1% |
ПО за жетон цели | ~9,7% | ~10% |
ПО за жетоны новаторских технологий | ~8,1% | ~7,2% |
ПО за оставшиеся ресурсы | ~4% | ~4,5% |
ПО за капли воды | ~3,4% | ~3,6% |
ПО за использование трубопроводов | ~2,4% | ~2,3% |
Основная масса ПО (почти 50%) сконцентрирована в двух первых источниках — бонусах раунда и бонусах за постройки. Эти два источника очень тесно связаны друг с другом. Всего в базовой игре 6 жетонов бонусов — в партии используются 5. Если жетон бонуса пятого раунда даёт награду за построенные основания, то стройте свою игру так, чтобы к пятому раунду вы построили максимум оснований и выработали максимум энергии, чтобы получить награду в 20 ПО. Чем дальше жетон бонуса находится на шкале энергии, тем больше ПО он потенциально может вам принести. Стоит отметить, что ПО за контракты и ПО за шкалу энергии тоже напрямую зависят от выработки энергии, тогда как, в свою очередь, полученные ПО за жетон цели — от количества ваших зданий. Таким образом, мы имеем взаимосвязанную систему начисления ПО, где один источник не будет эффективно приносить ПО без другого. Чем больше у вас зданий, тем больше вы вырабатывате энергии (попутно выполняя контракты и получая ПО) и тем больше вы получаете ПО от количества этих самых зданий на шкале энергии. Такой вот замкнутый круг.
Игра в «Плотину» начинается со стадии драфта. Уделите особое внимание выбору связки «компания/управляющий». Ниже я опишу способности компаний и управляющих и дам некоторые комментарии к ним.
Порядок хода в «Плотине» очень важен. На стадии драфта вы уже знаете очерёдность хода, поэтому делайте свой выбор, основываясь не только на паре «компания/управляющий», но и исходя из доступных жетонов в патентном бюро.
Компания | Заметка |
---|---|
|
Италия вырабатывает дополнительно три энергии при каждой выработке. Приятный бонус, но не более, позволяет добраться до желанных ПО за цели раунда. |
|
Франция имеет скидку в 3 энергии на контракт. Очень хорошее свойство, помогает при выполнении обычных и государственных контрактов. |
|
США получают энергию, если через их электростанции протекают капли. Наряду с Италией, считаю это свойство неплохим и приятным бонусом, но уповать на него не стану. |
|
Сильнейшее свойство среди базовых компаний, которое позволяет за одну выработку выполнить два контракта, однако далеко не всегда удаётся реализовать такую систему плотин. |
Не забывайте, что свойство компании начинает работать только при постройке третьей электростанции. Не во всех играх вы будете строить три электростанции (или будете делать это слишком поздно), поэтому намного более важным будем обратить внимание на доход планшета.
Управляющий | Заметка |
---|---|
|
Антон Крылов Отличный управляющий. Его способность позволяет вам в первом раунде открыть нужный доход даже без жетона новаторской технологии. Что уж тут говорить о том, что он может копировать свойства этих жетонов. |
|
Виктор Фислер Крутой парень, который позволит вам с лёгкостью выполнять зелёные контракты, а при правильном обращении с ним — ещё и жёлтые. |
|
Махири Секибо Судя по моим наблюдениям, это самый сильный управляющий среди опытных игроков. Помимо возможности копировать способности других управляющих, Секибо имеет 9 монет на старте, что делает её отличным вариантом для выбора. Однако не всё так просто: для использования способности Секибо нужно тратить инженера, поэтому при игре с ней нужно быть очень внимательным в планировании своих действий. |
|
Джилл Макдауэлл С ней вы сможете строить трубопроводы за бетономешалки. Хороша тем, что в ходе игры вам практически не придётся думать, какую технику взять. Почти всегда ваш выбор будет падать на бетономешалки. |
|
Вильгельм Адлер Не считаю этого управляющего хорошим выбором. Его сильная сторона — построиться в горах в первых раундах. Однако в горах стоят трубопроводы большой мощности, что не позволит рано начать вырабатывать энергию. Может быть неплох в связке с Италией, которая стремится как можно быстрее построить свои основания для набора ПО, или с Францией, которой необходимы два основания для получения дохода в виде техники. |
|
Грациано дель Монте Ещё один слабый управляющий, на мой взгляд. С ним вы сможете выполнять госконтракты, имея трубу мощностью 3 и плотину высотой 3. Хорошо сочетается с жетоном новаторской технологии, который при постройке насыпи позволяет добавить к плотине максимальное количество капель, которые она может выдержать. |
|
Соломон П. Джордан Мне не очень нравится этот управляющий, однако порой его способность может помочь в постройке здания. Хорошо сочетается с жетоном новаторской технологии, который даёт деньги при постройке трубопровода в зависимости от его мощности. |
Перед тем как переходить к дебютам, необходимо разобраться с жетонами из пантентного бюро, так как они являются важнейшей частью игры.
Жетон | Появление | Заметка |
---|---|---|
|
1/2 раунд | Слабый жетон, при постройке основания с его помощью вы добавляете по капле к своим плотинам. Проблема в том, что зачастую вы хотите остановить каплю и не дать её другому игроку. Этот жетон не позволяет сделать этого. |
|
1/2 раунд | Лучший жетон в базовой игре. Разработчик игры даже выпустил нерф для него. Это первый выбор опытных игроков. Он позволяет вам забыть о прокрутке колеса при помощи инженеров. |
|
1/2 раунд | Хороший жетон, который обеспечит вас деньгами во время игры. Неплохо сочетается с Соломоном П. Джорданом. |
|
1/2 раунд | Универсальный жетон. С его помощью вы экономите инженеров и можете сделать другие важные ходы. |
|
1/2 раунд | Универсальный жетон. С его помощью вы можете занять более выгодную позицию на карте. Не стоит забывать, что с помощью этого жетона можно строить любое здание, что также делает его отличным выбором. |
|
2/3/4 раунд | Слабейший жетон, на мой взгляд. Нуждается в фиксе. Крайне редко удаётся получить с него нормальный профит. Советую брать его только в том случае, если вы гарантируете, что сможете выполнить с ним хотя бы пару контрактов. |
|
2/3/4 раунд | Неплохой жетон, но слишком требователен к ситуации. Хорошо сочетается с Грациано дель Монте. |
|
2/3/4 раунд | Отличный жетон, если вы хотите пораньше забраться наверх и построить мощный трубопровод. |
|
2/3/4 раунд | Хороший жетон, который позволит сэкономить инженеров и сделать хорошую выработку энергии вне зависимости от положения дел в турбинном зале. |
|
2/3/4 раунд | Хороший жетон, который позволит построить здание, если не хватает нужного вида техники. |
|
4/5 раунд | Жетон для камбэка по застройке оснований. Будьте аккуратны с его выбором: иногда в игре возникают ситуации, когда вы не можете построить все свои основания по той причине, что все слоты заняты. |
|
4/5 раунд | Жетон, который, теоретически, может принести вам солидное количество ПО в конце игры. Многие игроки обходят его стороной, как по мне, незаслуженно. |
|
4/5 раунд | С помощью этого жетона можно выполнить контракт стоимостью до 10 энергии. Иногда неплохо заходит в конце игры. |
|
4/5 раунд | В большинстве случаев вы будете брать этот жетон, чтобы построить последнюю электростанцию и получить 12 ПО. Ещё один своебразный способ вернуться в игру и получить заветные ПО. |
|
4/5 раунд | Очень сильный жетон. Отлично сочетается с Антоном Крыловым и жетоном на прокрутку колеса при строительстве насыпи. |
Итак, ваша игра началась. Что делать дальше?
Вы начинаете игру с 6 монетами и очень важно распорядиться ими с умом. Конечно, в подавляющем большинстве случаев вы должны купить жетон новаторской технологии. Но бывают случаи, когда вас не устраивают жетоны или все жетоны уже купили до вашего хода. Что делать и куда потратить деньги?
Как я уже упоминал выше, всё зависит от компании, за которую вы играете. Разберём начало игры для компаний и некоторых управляющих.
Для начала рассмотрим дебюты, позволяющие получить доход в технике. Я считаю этот доход важнейшим в игре, так как он позволяет вам разогнаться и строить больше зданий. Помните, чтобы получить любой доход в первом раунде — вам нужен жетон новаторской технологии, Антон Крылов или Махири Секибо в игре с Крыловым.
2 трубопровода и электростанция.
Построив один из трубопроводов и электростанцию у нейтральной плотины, вы сможете выработать энергию в этом же раунде и выполнить какой нибудь дешёвый контракт. Второй построенный трубопровод принесёт вам доход в виде техники. У вас достаточно экскаваторов, чтобы построить одну трубу мощностью 1 и одну трубу мощностью 2, в случае, если кто-то занял другой дешёвый слот для трубопровода. Хорошим выбором жетона новаторской технологии будет жетон, дающий деньги за постройку трубы, либо жетон со знаком вопроса.
2 основания на равнине и электростанция/насыпь.
Здесь всё немного сложнее. В начале игры у вас есть всего 6 экскаваторов. Этого хватит, чтобы построить два основания на равнинах. Но другие игроки тоже будут строить основания внизу, а бесплатных мест всего два. Учитывая то, что вам для второго основания нужен жетон новаторской технологии, у вас останется всего 1 монета, которой не хватит на постройку в красном слоте. Решает вопрос жетон новаторской технологии, который позволяет бесплатно строить в красном слоте или Вильгельм Адлер — с ним вы сможете построить второе основание в любом месте карты. Третим зданием я бы всё же советовал строить станцию, чтобы иметь возможность выработать энергию во втором раунде.
2 насыпи и основание на равнине.
Такой дебют для США лишает вас возможности выработать энергию в первом раунде. Если вы решаете пойти таким путём, то позаботьтесь о том, чтобы на вашу высокую плотину в следующем раунде пришла вода. Вы можете разместить 2 капли над своей плотиной для этого. В идеальном варианте вы должны занять красный слот для основания, чтобы вода не досталась вашим соперникам.
Германия не имеет дохода в технике в первом ряде дохода на планшете. Это несколько омрачает ситуацию для немцев.
2 электростанции и трубопровод.
Вы можете попробовать сыграть через две электростанции. Для этого понадобится ещё одна бетономешалка. Рассмотрим ходы:
Германия стремится построить третью электростанцию как можно быстрее, чтобы иметь возможность вырабатывать энергию с двух станций и выполнять по 2 контракта за раз.
2 насыпи и основание на равнине.
Здесь всё аналогично стройке для США. Доход с насыпей позволяет получить деньги, что более полезно, чем прокрутка колеса или ПО из других возможных доходов Германии.
Разумеется, вышеописанные ходы не являются непреложным руководством к действию. Вы должны всегда оценивать ситуацию на карте и делать ходы, исходя из неё. Получение дохода в виде техники в первом раунде не является обязательным, но помните то, о чём я писал в начале статьи: чем больше построек, тем больше ПО.
С ним вы можете построить свои первые основания выше, чем обычно. Однако будьте аккуратны — от основания нет большого толку, если рядом с ним нет трубы. Если строите основание в горах или холмах, сразу думайте, как вы будете строить там трубу. Или постройте основание рядом с трубой соперника. Логично, что этому управляющему будет полезнее иметь жетон новаторской технологии, позволяющий строить основание.
Эта девушка может расплачиваться за трубопроводы бетономешалками. Таким образом, в игре вам придётся тратить экскаваторы только для оснований. В первом раунде вы можете построить трубопровод мощностью 2 возле нейтральной плотины и выработать энергию. Звучит неплохо, но опасайтесь игроков, которые могут украсть у вас воду.
Седобородый Грациано может удерживать до 4 капель воды на плотине. Это, как я упоминал выше, позволяет выполнять государственные контракты с трубопроводом 3 уровня. Неплохим стартом для него будет построить основание и две насыпи (вам нужен жетон новаторской технологии для постройки второй насыпи). Купив его и построив основание (3 инженера), тем самым застолбив своё место, займитесь другими делами, оставив 5 инженеров на постройку насыпей, — никто не помешает сделать вам это позже. А пока используйте свои 4 оставшихся инженеров для общих мест: полезным будем добавить 2 капли на тот исток реки, где стоит ваше основание, и взять контракты на будущую выработку энергии.
Виктор Фислер — очень сильный управляющий. С ним вы захотите вырабатывать энергию чаще. Один из распространённых дебютов — это постройка электростанции и трубопровода 1 уровня (трубопровод не обязательно должен быть вашим) возле нейтральной плотины в равнинах с дальнейшей выработкой энергии с бонусом +2. Это позволит вам выполнить контракт, требущий до 6 энергии, добраться до бонуса первого раунда и, возможно, даже построить здание, требующееся в этом раунде. Вряд ли вас кто-то перегонит на треке энергии, поэтому вы можете получить 10 (а иногда даже и 14) ПО в первом раунде.
С этим парнем вы можете не беспокоиться о жетоне новаторской технологии для открытия нужного вам дохода, хотя я всё же советую взять какой-нибудь и копировать его эффект.
Этот управляющий будет силён, если вы сможете обеспечить себя деньгами. Жетон новаторской технологии первого уровня, дающий монеты за постройку трубопровода, может в этом помочь. Также можно попробовать открыть доход в деньгах на планшете компании. У Италии — это два основания, у Германии — две насыпи, у Франции — два трубопровода. США не имеют дохода в деньгах в первой колонке, что делает их не очень хорошим выбором для Соломона.
Уникальный управляющий, который может сочетать в себе все вышеописанные стратегии. Дополнительно ко всему, Махири имеет 9 монет на старте, что, в теории, может позволить купить два жетона новаторской технологии или купить один и занять красный слот для строительства основания.
Достаточно трудно представить, как будет развиваться ваша партия, и если бы мы разбирали подробные игровые ситуации, то пришлось бы написать книгу, сродни учебнику по шахматам, поэтому в этом разделе я постараюсь дать некоторые универсальные советы касательно игрового процесса.
Спасибо, если вы осилили этот текст до конца. Буду рад обсудить с вами стратегии игры и услышать ваш взгляд на общеигровое видение. Хороших вам игр!