С миру по нитке [07.09.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе «... | |
Предзаказ на «Красное знамя над Парижем» | |
Варгейм про конфликт между Парижской Коммуной и французским правительством в 187... | |
Турнир по Танчикам 21 сентября 2024 г. В Санкт-Петербурге | |
21 сентября в Санкт-Петербурге в компьютерном клубе «Кибер Кот» совместно с изда... | |
Предзаказ на игру «Палитра»! | |
«Палитра» – это абстрактная игра для 2–4 игроков, в которой вы выступите в роли ... | |
Завершение предзаказа на «Третий крестовый поход»! | |
«Третий крестовый поход» – это оригинальный контроль территорий на механике скры... |
8.4531 |
- |
«Вечная зима» приятно удивила меня необычным и очень гармоничный сочетанием множества игровых механик, красивым оформлением и тематичностью. При таком подходе было любопытно: что же таят в себе множество дополнений к этой игре и как сильно они её могут изменить?
Для начала хочу упомянуть об особенностях, про которые стоить помнить. «Зима близко...» Начну с того, что при игре большим составом присоединяется нехилый такой даунтайм (ожидание своего хода). Планирование всех тонкостей своего хода может занять время и лучше тратить на это чужой ход. Обратной стороной монеты станет отсутствие полного контроля за действиями другого игрока в этот момент. С жуликами в «Зиму» садиться не стоит или можно застрять часов на 5–6, отслеживая ходы. То же самое касается новичков, которых придётся водить за ручку, трактовать инфографику и следить за полным отыгрыванием и сбором всех причитающихся бонусов. Правил очень много, полный и подробный рассказ может занять от 40 минут. Подготовка игры (особенно с допами) может растянуться на 30+ минут. Вдобавок игра сжирает место на игровом столе на уровне какого-нибудь «Эклипса». Отсюда вывод: наиболее предпочтительный состав — 2 близких человека в домашнем кругу, и, несмотря на очень понятно написанные и простые правила, «Зима» может быть недружелюбна к новичкам.
При игре втроём присоединяется стандартная проблема контролей территории на большой карте: 2-е дерутся, третий выигрывает. Данная проблема усугубляется дополнением «Реки и лодки», где двое на одном берегу толкаются локтями, а третий комфортно собирает сливки на противоположной стороне. При игре в базу: общий старт из центра сглаживает эту проблему. Второй минус: нечётного состава — 4 типа действия с бонусом для первого занявшего. Нетрудно понять, что 1-й игрок сможет получить 2 таких бонуса, а другие — по одному. Лечится допом с рисовалокой и встроенным в базу модулем бонусов ледников и бонусов отдыхающему. Так каждый сможет собрать по 2 бонуса. В игре на четверых опять возникает перекос и, наоборот, приходится резать доп с рисовалкой и бонусные жетоны отдыхающему. Короче, вы поняли: баланс и сетап (подготовка к партии) в этой игре — очень сложная штука. Да, игроков должно это стимулировать к борьбе за лидерство в фазе затмения, но изначальный случайный порядок хода и стандартное в таких случаях «потому что» никто не отменял. Далее поговорим подробно о дополнениях.
«Верные друзья» (мини-дополнение): набор с карточками собак, которые можно получить во время выполнения действия «отдых». Карточки разделены по специализации и помогут в соответствующих локация при действиях: +0,5 ОТ (очки труда, они же ладошки) по-умолчанию и ещё +0,5 ОТ и 1 орудие при розыгрыше «в масть». Во время фазы затмения дают 0,5 ОТ и 1 ПО (победное очко). Итог: негусто. Авторы пытались увеличить привлекательность и силу действия «отдых», но потенциально выполнить нормальное, полное действие — более заманчиво. Вдобавок альтернативой собаке служит добор 1 карты из своей колоды, где и карты мощнее, и проверенные... Делать первым же действием отдых, чтобы взять карту собаки — авантюра, т. к. следующим же ходом противник может занять сектор, для которого вы готовили пёсика, и перехватить бонус первого занявшего. Получается необходимость долгосрочного планирования, что делает этот модуль трудным в применении. На поздних этапа наём питомцев вообще не имеет смысла, когда колоды у игроков прокачены. 1 ПО и половинка ладошки в фазу затмения тоже не выглядит сильным бонусом. Такое ощущение, что боялись сломать баланс и недокрутили гайки. Возможно, стоит изменить правила и добавить карту собачки-помощника бонусом к добору карты из колоды и/или увеличить ценность самой карты, добавив 1 ПО за обладание такой в конце игры.
Вывод: спорное дополнение «на троечку» (3 из 5) . Требует перебалансировки.
«Священные земли» (мини-дополнение): включает в себя набор из 5 карточек целей. Название не передаёт суть дополнения абсолютно. Завязка на земле и контроле территории есть только на одной. На игру берётся набор в количестве, совпадающем с количеством игроков, + одна. Применяются для дополнительного заработка ПО в конце одной из фаз затмения. Особенность: после взятия одной из таких карт игрок закрывает для себя возможность хоронить (убирать) карты из своей колоды. Задумка интересная: дать игрокам ориентир в развитии и возможность заработать дополнительные ПО, но и необходимость чётко подгадать момент — чтобы и противник не увёл выгодную тебе карту, и не закрыть раньше времени для себя возможность чистить колоду... На практике всё не столь радужно. Игроки просто в конце игры выбирают в порядке инициативы по одной такой карте, просто посчитав наибольшую для себя выгоду. А задания там из разряда: по 1 ПО за каждую единицу еды и орудий (max — 15), по 2 ПО за каждый выставленный мегалит (max — 16), по 5 ПО за каждый священный камень на планшете (max — 15), по 1 ПО за каждую стоянку и по 3 ПО за каждую общину на поле (max — 14 ПО), по 3 ПО за каждое уникальное использованное животное (максимум базы — 7 животных, с двумя допами — 9: max — 21–27 ПО). Рай для живодёров получается, зато минус по сбору сетов... И никакого подрезания оппонента и мук выбора нет! Фаза затмения завершает игру в 4-м раунде и кладбище уже никто тревожить не будет. Просто все сухо подсчитали ПО бонусом и разошлись! Зато не нагружают геймплей.
Вывод: самый скучный и банальный доп. 1 из 5.
«Северное сияние» (мини-дополнение): включает 4 карточки северного сияния в оформлении символов кланов. Карточки разные и у каждой своё уникальное свойство, сильно влияющее на игру. По своей сути самое интересное дополнение из мелких. Новые карты замешиваются в колоду и работают там вместе с остальными по обычным правилам. Изюминку добавляют их свойства. У племени Медведя закрывает доступ к кладбищу и вместо него карты возвращаются в руку из сброса; в фазе затмения наоборот — массовое захоронение сразу 3-х карт. У клана Волка заточенность на контроль территории: в фазу действий — или перемещение 2-х стоянок по одному разу, или перемещение одной стоянки дважды; в фазу затмения — выставление и перемещение стоянки. У клана Льва — охота: в фазе действий — открытие 2-х карт животных из колоды и возможность выследить одно с запретом их убийств на ход; а в фазу затмения — возможность взять случайное животное из колоды и одно распотрошить. У клана Бизона: в фазу действий — сбрось карточку культуры и дважды продвинься по треку идола; в фазе затмения — возьми карту культуры в руку. Очень мощные эффекты, заставляющие подстраивать под них стиль игры и дающие сильные бонусы.
Вывод: как говорится, «мастхев». 5 из 5, несмотря на маленький размер.
Перейдём к большим дополнениям и начнём с «Наскальных рисунков». Оно привносит в игру целую ветку развития с механикой настольного рисования. Добавляется новое действие в качестве дополнительной пристройки к полю, новый рисовач-тайл для поля с мегалитами и колода соплеменниц-художниц. В качестве дополнительных бонусов также добавляются 5 карт культуры I эпохи, 5 карт животных, специальный тотемный камень с заданием на рисование, тайл местности и по одному жетону бонусов ледника и отдыхающего. Все эти компоненты обязательны к добавлению при игре с «Наскальными рисунками» и немного растягивают подготовку к партии. Игрокам предстоит закрашивать точки на планшете и соединять их линиями, обводя и собирая изображённые бонусы. В конце игры можно получить дополнительные ПО за каждую соединённую точку непрерывной линией по наружному контуру фигуры (max — 25 ПО для фракционок и 24 ПО — для мамонта). Трудность и особенность игрового процесса заключается в наличии 3-х типов точек: синие, красные и серые — и необходимости платить за закрашивание ресурсами. На помощь приходят бонусы с факелами, позволяющие снизить стоимость или продвинуться по треку идола, если бонус получен, а рисования в планах нет. Очень демократичное дополнение: не тянет на себя одеяло. Хочешь — рисуй, хочешь — занимайся чем-то другим.
Планшеты рисунков выбираются произвольно: есть стандартная сторона с мамонтом, есть и асимметричные — с тотемными животными племени. Различия минимальны: в расположении и типе некоторых бонусов. Количество, тип и расположение точек всегда одинаковы. Сам процесс рисования очень простой и думать приходится только над приоритетом получения бонусов. Ещё одной особенностью является опосредованное получение ПО при финальном подсчёте, т. е. ты стараешься, рисуешь, а результат в виде движения маркера по треку ПО увидишь только в конце игры. Это может создавать дизмораль с мнимым отставанием игрока-художника, а ловкое комбинирование и сбор бонусов с закрашенных участков поможет приуспеть в других направлениях развития.
Лично я оцениваю данное дополнение на «ниже среднего». В сравнении с другими настольными рисовалками «Наскальные рисунки» не блещут разнообразием и азартом от процесса. Полностью закрасить весь планшет к концу игры можно не напрягаясь, а эффектимость получаемых бонусов может быть ситуативна. Однотипное расположение точек убивает всё разнообразие. Как часть большой игры — пойдёт, но любителям roll & write будет скучновато. Ещё я не понимаю требования правил исключить из игры колоды соплеменников типа «Шаман» и «Целитель» при игре с художницами. Возможно, это создаст перекос в сторону комбинации этих карт, приносящих по 3 ОТ в фазе действий, но я бы игнорировал данное правило ради большего разнообразия.
Вывод: дополнение скорее для разнообразия и пробы чего-то нового. Усложняет подготовку, но правит баланс в сборе бонусов при игре разным составом (см. вступление). Оценка: 3 из 5.
«Зов предков» — очень интересный доп по своему смыслу, нежели содержанию. Все компоненты из дополнения призваны заменить аналогичные из базовой игры, что усложняет подготовку к партии. Но получаемые эффекты стоят того. Во-первых: новые 5 карт вождей с 10 интересными свойствами, не привязанными к стандартным действиям на поле, а с конвертацией ресурсов в бонусы за 1 еду и 1 орудие или за сброс 2-х карт из руки. Новые вожди намного интереснее базовых. Из недостатка: балансный запрет на смешивания вождей из базы и допа в одной партии.
Во-вторых: дополнение добавляет по 5 карт культуры в каждую эпоху, некоторые из которых с особенностью розыгрыша, когда другие игроки тоже получают с неё маленький бонус или полностью копируют эффект, но заплатив за это ресурсы или ПО.
В-третьих: альтернативная колода животных с новыми свойствами, срабатывающими в период затмения и приносящими бонусы и ПО в зависимости от размера сета по ходу партии, а не один раз, но много — в конце. При этом можно заменить как всю базовую колоду целиком, так и отдельные виды (цвета) животных по отдельности. В сочетании со случайностям и от выхода заданий на тотемных камнях игра и действие охоты могут сильно поменяться.
И наконец: 5 новых колод соплеменника, позволяющих при действии «в масть» платить ОТ за дополнительные тематичные бонусы. Например: первопроходец за 1 ОТ может поставить и 1 раз переместить новую стоянку. В фазе затмения все карты новых соплеменников приносят бонус и 1 ПО, а целительница получила новую комбо-способность: копировать эффект другой карты, сыгранной в фазе затмения, и усиливать её эффект. Так же как и для животных, новые карты можно комбинировать с базовыми в любых соотношениях. По правилам это запрещено, но хочется попробовать просто смешать колоды соплеменников по типу, чтоб игроки могли получать разные карты. Тематично: не всем суждено быть шаманами, кто-то из соплеменников стал целителем и т. д. Или выкладывать обе колоды и давать игрокам выбор: какую карту брать. Думаю, что баланс от этого сильно не пострадает, а вариантов сочетаний и микро-комбо — прибавится.
Вывод: твёрдая 5 из 5. Единственный минус — карты дополнения не влезают в базовую коробку, особенно в протекторах.
Следующее крупное дополнение — «Реки и лодки», компоненты которого так или иначе связаны с основной картой местности. Значительно удлиняет подготовку игрового поля, в центре которого будет протекать река, тайлы с которой идут в дополнении. Стартовые участки, откуда будут развиваться игроки, будут расположены по краям игрового поля, в отличие от базовой версии, где все развивались из центра, что было более балансно (см. вступление). Сама концепция реки плохо продумана под разное количество игроков: из звёздчатых тройных тайлов получается всегда стандартный скелет. При этом, к сожалению, только к этому скелету подвязана интересная механика с ориентирами: на берегах реки можно ставить по одной из 5 деревянных фигур природных памятников. Ориентиров в партии может быть до 3-х из 5-и. При этом те же граби: на одном берегу — 2, на противоположном — 1, или карта получится кривой. Даже в буклете правил на примере 2 ориентира, и оба — на одном берегу. Доминирование на гексе с таким ориентиром приносит победных очки, но, в отличие от базовых тайлов, требует дополнительных усилий для выполнения особого задания ориентира. Проще просто собирать бонусы с поля в фазу затмения и разумно вкладывать их в фазе действий, чем возиться с большинством ориентиров.
Новая игровая механика с лодками, передвигающимися по реке, являющимися мобильной стоянкой и дополнительной точкой строительства новых стоянок, — интересна и тематически правильно реализована. Но опять остаётся привязка к изначально кривом скелету реки. Азартно соревноваться лодками по дальности заплыва ради дополнительных ПО в фазе затмения. Сама река приносит оригинальную механику со случайными бонусами с жетонов рыб для лидера на каждом её участке. Жаль, что для этих жетонов не предусмотрен мешочек в комплекте. 5 новых карточек морской коровы с двойным бонусом жетона рыб здорово разнообразит местный зоопарк.
Ещё в комплекте с дополнением идёт колода карт соплеменников-воителей, заменяющая следопытов или первопроходцев. В фазу действий воители дают одно орудие при выполнении «Исследования». Уникален бонус карты в фазе затмения, позволяющий по одному разу переместить по одной стоянке своей и ДРУГОГО ИГРОКА! Но тут же куча условностей и сложных приписок, не отражённых на самой карте. Нельзя двигать чужую лодку, хотя это стоянка по всем прочим правилам. Зато можно двигать мамонта (см. далее), используя два движения с этой карты. Интересные ребята для любителей более тесного взаимодействия.
Вывод: самый неоднозначный доп, сочетающий интересные и оригинальные идеи (бонусы рыбы, дополнительные активности на карте в виде ориентиров, лодки как мобильные стоянки с возможностью строительства) наряду с плохой реализацией базовой концепции реки. Оценка: 3 из 5. Надо править домашними правилами.
Напоследок немного обсудим и помечтаем о неизданном в России. Локализация получилась богатая, почти все материалы по игре можно было приобрести при предзаказе. В розничной версии пропал небольшой налёт кикстартерности в виде принта на деревяшках палаток, двухслойности планшетов для поля мегалитов. Был встроенный органайзер под карты дополнения «Зов предков» и коробка была чуть-чуть больше, дабы всё умещалось в ней одной. Из игрового контента пропал кусочек поля для мегалитов со смешением механик рисования и базовых (промежуточный вариант между базовым и планшетиком из «Наскальных рисунков», полностью под них заточенный). Целая россыпь промокарточек не попала в широкий тираж. Среди них карточка животного Йети: «В фазе затмения получи по 1 ПО за каждый священный камень». Неплохое свойство и не ломает игру. На этапе прототипа осталась карточка снежного человека с вариантами «построй мегалит» и «возьми карточку культуры» в фазе затмения. Свойства снежного человека слишком сильны. Неудивительно, что такое завернули на этапе прототипа. Приятно, что карточки этих антропоморфных и разумных друзей не имеют эффекта поворота — и «убирать» их не придётся.
Ещё одна очень крутая парочка-пасхалочка промо-животных: саблезубая белка и её орех. Прямая отсылка к м/ф «Ледниковый период». Забавная механика одержимого поиска белкой своего ореха передана в способности прокручивать колоду животных и всячески пытаться обьединить эту парочку. Получается целая игра в игре! Идея очень необычная для игры и очень авантюрная для игрока. Колода животных ОЧЕНЬ большая. За игру в среднем просматривается 1/6 – 1/5 её части, и найти эту парочку — та ещё задача! Усложняет её ещё и ограниченность поля для охоты всего шестью слотами под карты. Сама по себе белка выглядит сильной: крутит колоду, помогает набирать карточки животных. Но вот орех с высокой вероятностью потерять 5 ПО в конце игры — сомнительный вариант.
Ещё есть промокарточка культуры II ЭПОХИ — люди и мегалиты с изображением огромного каменного мипла и свойством: «Потрать 2 орудия, возьми в руку карту соплеменника и построй мегалит» (+1 ПО в конце игры). Выглядит вполне балансно и свойство, помогающее активно строить мегалиты.
Напоследок поговорим о пустом месте под фигурку в органайзере игры, оставляющем пустоту в сердцах коллекционера от ощущения незавершённости. Это место предназначено для мини-дополнения «Мамонт», состоящего из буклета правил и фигурки. Спасибо пользователю «Тесеры» с ником morozilnik, выложившему перевод буклета в файлах. Ну, а саму фигурку можно распечатать на 3D-принтере. Вот неплохой вариант-пасхалка с мамонтом из «Ледникового периода». Во время игры фигурка мамонта перемещается по полю игроками и занимает стыки, подобно фигуре стоянки, и имеет силу в соответствии с номером раунда и соревнуется за лидерство. Мини-дополнение с возможностью подгадить оппоненту в борьбе за территории. Любителям тесного взаимодействия понравится.
Развитие настольного рынка всё дальше уходит по пути усложнения и смешения разных игровых механик. Подобные гибриды при удачном воплощении способны прочно занять своё место на рынке и в сердцах игроков. Здорово, что отечественные локализаторы не боялись брать подобные большие, дорогие и красивые проекты. Я очень интересовался «Зимой» ещё на этапе прототипа в 2021 году и был амбасадором по включению её в статью самых ожидаемых игр по версии блога «Час хобби». Здорово, что «ГаГа» обратила внимание и привезла эту игру спустя год в Россию. Как говорится: мы в ответе за тех, кого приручили. «Вечная зима» превзошла мои ожидания и по красоте оформления, и по глубине процесса. Поэтому я поспешил поделиться другими возможностями по ней, но, начав писать впечатления от дополнений в комментариях, настолько увлёкся, что объём привысил все разумные пределы и воплотился в данную статью. Думаю, что подобных игр будет с каждым годом становиться всё больше. Перед глазами уже есть положительные примеры популярных проектов «Руины острова Арнак» и «Дюна: Империи». «Зима», кстати, ни на одну из них не похожа. Надеюсь, что когда-нибудь отечественный рынок увидит и другие интересные игры, вроде нетленной классики Lords of Waterdeep, невероятно красивой и самобытной Dwellings of Eldervale, а игроки смогут погрузиться в огромный мир Mysthea и Icaion.