| Идут сборы на The Hunters A. D. 1492 2nd Edition | |
| Переиздание темнофэнтезийной кампании охотников на монстров. | |
| Идут сборы на Radiance | |
| Компактный соло колодострой: светочи против тьмы. | |
| Кооперативная кампания с необычным сочетанием механик | |
| У нас в самом разгаре предзаказ на «Ями»! | |
| «Столпы стихий» | |
| Предзаказ на настольную игру нашего автора Семёна Петровского «Столпы стихий»! | |
| Идут сборы на Witcher: Legacy | |
| Эпическая легаси кампания в мире Ведьмака. | |
| игры |
Город Великой машины
|
| персоны |
Герман Тихомиров
|
| компании |
Crowd Games
|
| Дата: | 11 декабря 2023 |
| Источник: | Город архивов |
![]() |
| 8.1828 |
![]() |
- |
Раньше его называли городом Разума. Со временем прежнее название стёрлось из памяти. Теперь все зовут его городом Великой машины.
Однако находятся те немногие, кто видит самую суть вещей. Несколько человек осознают, какая судьба уготована городу и его жителям. Они восстают против режима Великой машины. В будущем их назовут героями… или же заклеймят как преступников, если им не участятся преуспеть. Они — последний шанс переломить ситуацию… пока ещё не стало слишком поздно.
«Город Великой машины» — полукооперативная игра в режиме «один против всех» с механикой скрытых перемещений. Мы попадаем в антиутопию стимпанковского «лоска», где один игрок выступает в роли своеобразного Большого брата — контролирующего всё искусственного интеллекта, — Великой машины. Остальные же возьмут на себя роль мятежников, пытающихся свергнуть устоявшийся режим. Причём, как и в других играх подобного жанра, количество героев всегда одинаковое, независимо от количества игроков — всегда 3.

Компонентов в игре много, так что начнём, как обычно, с них. Буклет правил, а также приложения (своего рода справочник с ответами на возможные вопросы и пояснениями по правилам):

Планшет развития:

Игровое поле представляет собой систему отдельных модулей — районов. Обычные районы отмечены символом на коричневом фоне (торговый, элитарный, театральный и т. д.), особые же районы имеют зелёный фон символа и серебряную окантовку:

Жетоны влиятельных жителей:

1 — артисты, 2 — учёные, 3 — коммерсанты, 4 — промышленники, 5 — аристократы, без номера — предатели
Игровая валюта, представляющая собой трасты (от англ. Trust — «доверие») для мятежников и бонды (от англ. Bond — «связь», «узы», «оковы») для Машины:

Жетоны облав, жетоны слуг и соответствующие им миниатюры:

Жетоны мятежей, карты героев и соответствующие им миниатюры:

Карты доступа к районам — одинаковый набор для каждого:

Памятки для мятежников и Великой машины:

Карты городских событий, а также директив (законов):

Фишки стражей, кубик атаки, кубик побега:

Для начальной схемы города мы можем выбрать готовую раскладку или же придумать свою, соблюдая правила: каждый район соединён не менее чем с двумя другими, а также нельзя ставить район так, чтобы, убрав его, мы тем самыми делили город на 2 несвязанные части. После раскладки мы размещаем в закрытую влиятельных граждан по местам, помеченным синим кругом, снизу каждого района. Три оставшихся считаются арестованными Великой машиной до игры. Причём геометрически важно, как они повёрнуты, изначально открываться должен левый верхний символ (фигура многоугольника). Также в каждый район ставится по 2 стража.

Планшет развития кладётся с начальным положением стрелки в зависимости от количества игроков. Великая машина (в процессе партии игрока за ИИ нельзя называть никак по-другому, кроме как Великая машина; такое правило) размещает 3 своих слуг в главной цитадели, а также берёт все необходимые компоненты.


Мятежники выбирают себе 3 персонажей (сколько бы ни было игроков за столом) и берут их компоненты, размещая героев в их начальных локациях (отмечено символами на картах персонажей). Карты доступа изначально перемешиваются, и каждый герой сбрасывает по 1 случайной — это изъятые Машиной карты (в процессе игры могут добавляться другие). Герои могут их смотреть, Машина — нет.


Колода городских событий формируется сверху вниз: 10 карт 1 уровня, 10 карт 2 уровня и карта «Финальный отчёт». Также рядом с полем выкладываются дополнительные компоненты (кубики, валюта и т. д.).

Целью Великой машины является достижение Великого плана — счётчик на планшете развития достиг 12, целью же мятежников — организовать 3 успешных мятежа (или довести счётчик недовольства до максимума и организовать 2 успешных мятежа).
Каждый раунд игры делится на 5 фаз.
Начальная фаза: открывается верхняя карта городского события, на которой есть условие на раунд (или на конец раунда), а также условие продвижения Великого плана. Если оно будет выполнено, то Машина продвигает план на 1 в конце этого раунда.

После события игроки получают доход. Великая машина — в зависимости от уровня недовольства. Пара слов про него. На планшете развития есть 2 шкалы: известный нам счётчик Великого плана, а также шкала недовольства, которая обозначает, какие слои населения готовы присоединиться к мятежу (будет далее). Чем выше недовольство, тем больше бондов получает Великая машина для подавления мятежа.

Мятежники же получают столько трастов, сколько жителей находятся в его текущем районе. Например, в первом раунде выбранные нами герои получат по 4, так как в районах, где они начинают, по 4 жителя. В случае нескольких героев в одном районе они распределяют трасты между собой.

Вторая фаза — фаза доступа. В её ходе каждый герой выбирает карту доступа из доступных и выкладывает в закрытую рядом с собой. Игроки за мятежников могут переговариваться, обсуждать, но всё, что они говорят или показывают (кроме собственно карт доступа), должна видеть Великая машина. Здесь работает элемент блефа, просчёта и так называемых «игр разума». Здесь понятно, что помимо собственно общения у Машины есть возможность понимать в зависимости от изъятых в процессе игры карт допуска, куда могут или не могут пойти конкретные персонажи.

Следующая фаза — фаза Великой машины, когда игроки уже сформировали план, теперь Машина будет пытаться его предотвратить. Машине подчиняются стражи (деревянные миплы в районах), а также слуги (миниатюры). Стражей можно только передвигать между районами, слуги же выполняют действия после передвижения. За передвижение стража необходимо заплатить по 1 бонду за каждый район, который страж покидает.

Перемещение стражника из Торгового района...

... в Театральный (сверху) будет стоить 2 бонда, т. к. он вышел из 2-х районов.
Слуга же тратит по 2 бонда за каждый покинутый им район. Я думаю, не надо лишний раз говорить, что передвигаться можно только по связанным районам. После передвижения (которого может и не быть) слуга выполняет 1 действие. Они, по сути, делятся на стандартные, которые можно выполнить в любом районе, и особые, которые выполняются в зависимости от района. Я не буду подробно расписывать. Из стандартных действий мы можем чинить стражей, устраивать облавы и арестовывать активных жителей. В особых районах мы можем брать и публиковать директивы, передвигать районы города (город всё-таки летающий), получать бонды. За каждое действие нужно будет платить.

Перемещение из Главной цитадели в Башню закона слуги будет стоить...

... 4 бонда, т. к. он вышел из 2-х районов. После он может действовать.
Наконец наступает фаза героев. Сперва вскрываются карты доступа, куда запланировали переместиться персонажи. За каждый район, который герой покидает, он платит по количеству рабочих стражей в районе. Например, чтобы переместиться в Главную цитадель из Торгового района, Каллум должен заплатить в сумме 4 траста (ему нужно выйти из 2-х районов, в каждом стоит по 2 исправных стража).


Если у героя не хватает денег, он сбрасывает оставшиеся и начинает за каждый район до места назначения бросать кубик побега (зелёный). Если выпал человек — персонажу удалось проскочить, если наручники — он арестован. При аресте персонаж в любом случае достигает точки назначения, но вот дальнейшую судьбу его определяет Великая машина. Первый вариант: герою блокируется выполнение действия в этом раунде и он должен (по выбору Машины) отдать ей все трасты (превращающиеся в бонды), либо изъять карту доступа в этот район. Второй же вариант: Машина продвигает Великий план на 1, но герой может выполнить действие.

У Вейги нет денег для перехода, она кидает кубик.

Перемещение удалось.

Герой арестован.

Или Машина продвигает Великий план, тогда герой ходит как обычно...

Или герой не выполняет действие, а Машина забирает либо трасты, превращая в бонды, либо карту доступа в этот район.
После перемещения в целевой район (герой не может отказаться от него) можно выполнить действие, каждое из которых имеет стоимость в трастах. Они включают в себя также особые действия районов и стандартные действия: поломка стражей (именно стражей, слуги неуязвимы), идентифицировать и передвинуть влиятельных жителей. Настало время сказать пару слов о жителях, представленных перевёрнутыми жетонами в каждом районе. Изначально ни Машина, ни мятежники не знают, в каком районе какие жители находятся. Также на старте никто не готов поддержать мятеж, но, увеличивая недовольство, герои могут рассчитывать на присоединение более высокого класса (сперва это артисты, а в конце аристократы).

Изначально неизвестно, какие граждане в находятся в районах.
У жетонов граждан может быть 3 состояния, которые символизируются его расположением в ячейке: неизвестный, известный, открытый (ещё арестованные, но в районах их нет, они откладываются отдельно). И также есть разделение активный и неактивный, но это зависит от шкалы недовольства.

Слева — неизвестный, по центру — известный, справа — открытый.
И вот своим действием герои могут смотреть любое количество жителей в районе (заплатив соответственно за каждого), чтобы в дальнейшем более предметно планировать мятеж, стягивая активных в нужные районы. Великая машина никогда не может подсматривать на лицевую сторону горожан, а мятежники, один раз проверив, могут смотреть эти же жетоны в любое время.
И вот одно из основных действий героев — попытка мятежа в районе нахождения. Цена — 1 траст за каждого исправного стража на каждого неизвестного жителя.

2 активных стража на 2 неизвестных жителя — платим 4 траста.
После этого все жители в районе открываются, и если количество активных жителей (тех, которые поддерживают мятеж) превысило (не сравнялось, а именно превысило) суммарное количество исправных стражей и предателей (фиолетовые жители, они всегда на стороне Великой машины), то мятеж считается успешным — в район кладётся жетон мятежа (в нём нельзя повторно поднять мятеж), все стражи в районе ломаются и герои становятся на шаг ближе к победе.

3 за мятеж (2 артиста и 1 коммерсант) и 2 против (предатель и 1 исправный страж) — мятеж удался.

В этом районе мятеж устроить уже не получится.
Если же мятеж не удался, то Великий план продвигается на 1, и Великая машина может бесплатно арестовать любое количество активных жителей в этом районе.

1 за мятеж (1 артист) и 3 против (предатель и 2 исправных стража), аристократы пока не готовы (не дают ни минуса, ни плюса) — мятеж провалился.

Машина продвигает план и арестовывает активыных жителей района — здесь 1 артист.
И вот так идёт игра в кошки-мышки, с перестройкой города, перемещением стражи и другими действиями, которые вместе формируют очень интересную игру разума. Нельзя не сказать про потрясающий кооперативный режим (он же режим с автомой, потому что, напомню, в игре всегда 3 героя, независимо, сколько игроков ими управляют). К компонентам добавляется специальный набор директив, карты действий слуг и небольшой набор жетонов.

Полные правила я расскажу, когда мы будем играть в него. Сейчас же упомяну, что в режиме автомы героям недоступны жетоны мятежа, они выдаются за выполнение миссий. Также сложность можно регулировать, увеличив изначальное значение Великого плана, добавив определённые карты в действия слуг и т. д. Есть в правилах соответствующая табличка. И Машина отлично может реагировать на героев, алгоритмично выстраивая целые, казалось бы, схемы по поимке героев.
В базовую коробку также включено дополнение «Конфронтация», которое добавляет новый район — дирижабль «Оракул», позволяющий быстрее перемещаться по городу, а также особые события «На грани».

Также к игре вышло 2 отдельных дополнения. «Последователи» добавляет в игру новых героев, каждый из которых является своеобразным наследником одного из базовых и может как просто начать игру вместо него, так и внедриться после ареста своего патрона, продолжив таким образом его дело в процессе партии. Но у меня в наличии его нет, поэтому про сам процесс рассказать не могу.

Второе же дополнение добавило больше. Оно называется «Эскалация» и состоит из нескольких модулей. В «Да начнётся восстание!» появилось 3 новых уникальных героя, которые не могут участвовать в партии одновременно (даже имеют 1 набор карт доступа). У каждого из них своя уникальная механика. Например, изобретатель в процессе игры может конструировать изобретения, которые помогают в партии, а контрабандистка имеет отдельный личный район, в который может переместиться только она.

Модуль «Слуги Великой машины»: собственно слуги начинают отличаться друг от друга и имеют возможность улучшения, развивая свои способности. Также добавляется четвёртый слуга, которого можно внедрить вместо любого другого — в игре всегда участвует 3 слуги.

Компоненты плиток (под миниатюрой) относятся к «Дирижаблю наблюдения» (ниже).
Модуль «Дирижабль наблюдения» позволяет взаимодействовать с дирижаблем, курсирующим по городу, как Великой машине, так и мятежникам для получения преимуществ.

Пришло время озвучить своё итоговое мнение об игре. Мало того, что она стала одним из главных открытий в 2023 году, так ещё и заняла первое место в моём личном топе жанра полукооперативных игр — «один против всех». В этом жанре не столь много игр, из самых известных это «Ярость Дракулы», «Зверь», Mind MGMT, «Чужая планета» — и «Город» отодвинул их все на второй план. В нём настолько хорошо переплетаются механики, динамика и взаимодействие между сторонами, что играть в остальные мне совершенно не хочется. Та же «Ярость» уже морально устарела — слишком долгие ходы, в которые ничего не происходит, здесь же на каждом ходу у Машины есть шанс поймать всех, либо не поймать никого. MIND мне совершенно не нравится тематически и визуально, «Машина» же имеет прекрасное раскрытие мира, где всё понятно и вопросов не остаётся, а также отличный стиль артов и компонентов. Хорошо детализированные миниатюры добавляют красоты (особенно когда я их покрашу). «Чужая планета» — очень маленькая игра, почти филерная, а «Город», разложенный на столе, сразу настраивает на нужный лад, что будет небыстрая, но очень эпическая (в своих рамках) игра. В этом же году я познакомился со «Зверем», и он мне понравился, местная механика выбора действий показалась очень интересной, но всё-таки «Город Великой машины» со всем своим набором механик отодвинул и его.
Про эту игру можно говорить долго. Игроку за Машину постоянно приходится слушать, что говорят мятежники, пытаться расшифровать их знаки и шифры, чтобы в нужный момент арестовать их, ломая им планы раунд за раундом. Героям же необходимо выдумывать очень хитрые ходы, несмотря на ограниченное количество действий, чтобы ускользать из-под носа слуг, ломать стражу и в нужный момент поднимать восстания. Игра же на двоих превращается в настоящую битву умов, где Машина не может слушать, но и игроку за мятежников приходится продумывать всё одному, можно что-то упустить.
Кооперативная игра тоже не даёт расслабиться. Алгоритм хорошо работает, соответствуя выбранной сложности, перекрывая самые нужные участки города. Добавляется несколько новых возможностей у Машины, как стражи подкрепления к основным, добавляющиеся в районы на время, новые директивы, сбалансированные под искусственный интеллект.
Внешний вид игры тоже вызывает восторг. Множество разнообразных компонентов отлично смотрятся на столе. Всё уложено в неплохой органайзер, что даже сейчас не всегда встречается у издательств-гигантов индустрии. Дополнения также вносят разнообразие, добавляя и Машине, и мятежникам интереснейших героев со своими уникальными особенностями. Цены на коробки очень приятные, обычно при таком обилии компонентов цена может быть в 1,5–2 раза выше.
Из минусов я бы отметил только долгую раскладку, а также неидеальную эргономику с влиятельными жителями и их состояниями. Частенько приходится подсматривать, кто где находится, боясь столкнуть остальные компоненты с поля. Но это настольно мелкие придирки, что лично для меня их как будто и нет.
Раньше периодически звучала фраза: «Сделано отлично для нашей игры», — и вот здесь я не буду говорит это. Для меня это игра мирового уровня, лучше многих проверенных временем игр гениальных авторов. А то, что её сделал и разработал мой соотечественник, просто даёт мне чувство гордости, что наши авторы растут, делая по-настоящему отличные комплексные настольные игры. Всем и каждому, кто в хобби играет не только в вечериночные игры, я крайне рекомендую попробовать эту игру, и надеюсь, что вы проникнитесь её миром и игровым процессом. Ну а для тех, кто понял, как мыслит искусственный интеллект, в коробку положили секретный конверт. Я лично разгадал шифр и уже открыл его.
Реалии же современности таковы: люди беспокоятся, что компьютеры станут слишком умными и захватят мир, но настоящая проблема в том, что они слишком глупы и уже захватили мир.

