-AdRiver-
hickname написал 23 минуты назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # Согласен, CR стоит поучиться ведению бизнеса.
eatoreded написал полчаса назад к игре Агентство «ВРЕМЯ»: # Добавлю, что предыстории в базе нет(она в книге правил), обучающего ку...
pa6_uucyca написал полчаса назад к игре Brass. Бирмингем: # Чёрт! Готов поклясться, что ещё вчера не было буквы F!)) Да и колоду ...
Ilych написал полтора часа назад к игре Gloomhaven: # "знакомишься" - самое страшное слово для интроверта.
Ostkaka написал 2 часа назад к игре Феод: # Так как впечатления-то от игры?)
С миру по нитке [16.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» озвучила...
С миру по нитке [15.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
Голосуем кошельком [15.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Мой маленький серп». Предзаказ
На сайте CG открыт предзаказ на семейную игру по мотивам «Серпа». 
С миру по нитке [14.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...

JPall

Не на все времена

Обзор игры Stronghold, Статья опубликована в рамках конкурса «Рыцари круглого стола 2», 24 марта 2013

Информация

добавить
игры Stronghold
Дата: 24 марта 2013
Оценка пользователей
8.2344
-

Пара сотен существ нечеловеческой внешности неспешно подтягиваются к каменной крепости. За стенами их ждёт (и вскоре дождётся) небольшой отряд людей. Пройдёт ещё немного времени и обе стороны разовьют бурную активность. В ход пойдут все подручные средства: осадные машины, оружие, тренировка новобранцев в полевых условиях, саботаж, подкопы, чёрная магия и призыв на помощь божественной силы. К сожалению для людей, силы явно не равны, и рано или поздно крепость будет взята. Но ключевой вопрос именно в этом: рано или поздно?

 

Сцена


Уже при первом знакомстве любителей тщательно выписанных историй может постигнуть сильное разочарование. Внятного сюжета в игре нет. Играя за злодеев, вы не получите вместе со стартовыми картами и жетонами ни чёткой мотивации, ни ярких персонажей. Только орудия убийства: деревянные, стальные и живые... На любой вкус.

 

Добру похвастаться тоже нечем. В комплекте у него идут 2 безликих героя, Офицер и Воин, солдаты различной квалификации, да несколько зданий. А гуманно-практическая цель — прикрыть отступление слабых и беспомощных — растворяется уже в стартовом курсиве правил, и к штудированию заключительных страниц остаётся только общее представление: наша цель — борьба за абстрактные жетоны Легенд.

 

Рисунок 1. В первоначальном варианте игры некоторые  здания тоже были героями, но потом осели, остепенились...

 

Впрочем, назвать игру логическим сухарём язык не поворачивается. Недостаток проработанности мира и характеров компенсируется драматизмом ситуации, а хитросплетения осадного процесса полностью поглотят ваше внимание, не давая отвлекаться на всякие эфемерности.

 

Важный момент для подстёгивания интереса — асимметрия игрового процесса. Обе стороны играют по своим правилам: своя структура хода, свои действия и оружие, а главное — свой собственный способ набора победных очков. Так что игра подойдёт и любителям прямых конфликтов, и, как ни странно,  любителям покопаться в своём огороде. Они тоже найдут для себя интерес в игровом процессе, ведь первые 3 хода —это, прежде всего, кропотливое планирование и строительство.

 

Погружению в игру также способствует и её оформление. Речь идёт, конечно же, не о разноцветных кубиках, главное действующее лицо — это само игровое поле, удачно балансирующее на грани между удобством и красотой. Насыщенные цвета, множество непрактичных деталей и рисунков, неповторяющиеся элементы — казалось бы, всё это должно было бы затруднить игровой процесс. Но нет, чтобы ни случилось в бою, вы всегда будете способны получить полную картину происходящего. Браво, Мариуш Ганцель! 

 

Рисунок  2. Знакомьтесь, настоящий герой. Вон тот, который  красный, круглый и прячется за чужими спинами.


Тонкости осадоводства


Брать крепости — дело мудрёное, а в настольном варианте оно имеет и дополнительную специфику.

 

Во-первых,  время. На всё про всё отпущено 10 ходов. Хотя это, конечно, до известной степени, лукавство. Реально же у Захватчика их будет 7. После этого изощрённая система начисления очков сделает положение атакующего очень незавидным. Кстати, 7 ходов — это не абстракция. Дело в том, что оборона полуострова Вестерплатте в начале Второй Мировой войны, которая и вдохновила мистера Тшевичека на создание игры, длилась ровно 7 дней. Совпадение?

 

Во-вторых, предопределённость. Каждый ход будет для Захватчика проходить как День Сурка: Получение ресурсов — строительство осадных машин — снаряжение — тренировка — магические ритуалы — выдвижение — штурм. И затем всё по новой. И снова. И снова... Поменять последовательность не получится. Хотите сделать что-либо быстрее? Извольте пропустить «лишние» фазы.

 

В-третьих, муки выбора. Средств изничтожения презренных хомосапиенсов много. Очень много. Но уже в начале игры атакующему игроку придётся отказаться от большинства (и здесь драфт!). А оставшиеся действия придётся выполнять в весьма ограниченном количестве. Главный враг — не люди на стенах, а время. Ведь каждое действие будет стоить атакующему игроку определённого числа песочных часов. Эти песочные часы игрок передаёт своему врагу, чтобы тот мог в свою очередь потратить их на своё усмотрение. На его полное усмотрение — Защитник ведь не ограничен какой-либо структурой  и может использовать любое из своих действий, если только у него хватит этих самых песочных часов. В общем, затянули подготовку — готовьтесь получить жаркий приём на стенах.

 

Рисунок 3. Внимание! Новое открытие в ботанике — Lethale primula.


Быть злодеем непросто. Но в награду Захватчику, сумевшему разработать и претворить в жизнь ПЛАН, будет смятение противника, преимущество в живой силе на стенах и, наконец, долгожданный (и своевременный) прорыв обороны, знаменующий конец игры.

 

Правда, успех придёт не скоро. Нащупать нужный ритм в атаке — дело мудрёное. Понимание, когда строить, когда перемещать бойцов, когда начинать штурм, приходит не сразу, но, странным образом, вместо раздражения только повышает привлекательность игры. Стремление разгадать загадку будет подстёгивать ваш интерес, а после окончания игры вы будете мысленно выстраивать стратегию следующей с учётом допущенных ошибок.

 

Рисунок 4. Таран — отличный выбор для начинающих, но уж больно прямолинейная стратегия. Скучно.


А Защитник? Что с ним?

 

Увы, с его стороны процесс сводится к мерчендайзингу своего пушечного мяса по стенам замка, а также к грамотному использованию различных действий, да и то, правду сказать, при всём богатстве выбора, на различных стадиях игры приоритеты довольно очевидны. Ведение обороны, конечно, потребует от игрока сосредоточенности и трезвости ума. Но не более того. Разобраться со всем нехитрым хозяйством внутри замка сможет практически любой.

 

Впечатлительным людям с богатым воображением выступать на стороне добра будет веселее: ограниченные ресурсы, толпы злодейских существ со всех сторон и тревожное ожидание штурма волей неволей спровоцируют выплески адреналина.

 

Рисунок 5. Удачный хоумрул: градус героичности зашкаливает, а время на игру значительно уменьшается.


К сожалению, игру за Защитника, несмотря на свободу действий и их существенное разнообразие, следует признать довольно ограниченной. Прежде всего, потому, что главная её цель — правильно среагировать на планы Захватчика. Когда ты играешь вторым номером, полёта фантазии и изысканных комбинаций ждать не приходится.

 

Девушка, девушка, можно я возьму ваш замок?


Столь вопиющее неравноправие приводит и к возникновению социального неравенства в игровой паре. Двум вдумчивым юношам / зрелым отцам семейств / мудрым старцам / бессмертным горцам (нужное подчеркнуть), мозг и амбиции которых требуют сложных задач, не ужиться долгое время за одним столом. Споры о выборе ролей неизбежны. Ведь настоящий вызов существует только для атакующей  стороны.

 

Самое время обратить внимание на бродящих поодаль существ, пользы от которых в чисто логических и конфликтных развлечениях обычно немного: старших детей, жён,  новичков с обширным игровым опытом «монополия-колонизаторы». Сторона Защитника, не требующая глубокого знания игры и безошибочного просчёта ситуации в концовке, прекрасно подходит для игрока любой квалификации (запасайте верёвки и наручники — после первых минут объяснения правил жертва попытается сбежать).

 

Если вам повезло несказанно и ваш партнёр обладает в придачу хорошим интеллектом, то готовьтесь получать удовольствие особого рода: такие люди в первых партиях не оставят вам шансов, грамотно блокируя все злодейские потуги обеспечить себе преимущество на стенах и регулярно устраивая тотальный геноцид вашей зелёно-красно-белой фауне.

 

Не повезло? Таких нет? Проходите мимо.

 

"When will I Be Loved"


Как и любая большая и сложная игра, «Стронгхолд» — это во многом история преодоления различных неудобств на пути к получению от неё удовольствия. Поиск нужного партнёра, зашкаливающая длительность последних ходов, слабо написанные правила, недостаточная глубина игры за одну из сторон противостоят в борьбе за сердце игрока оригинальной теме, интересному игровому процессу  и отличному балансу (знатоки обещают, что к сотой партии соотношение побед Защитника и Захватчика выровняется до недостижимых поначалу 50 на 50). 

 

И борьба эта идёт за все исходы: от потрёпанной коробки и компонентов, не сходящих со стола, до «Продаётся интересная игра про осаду замка, все компоненты в наличии, состояние хорошее, цена 1800 , 1700, 1600 рублей».

 

Что поделаешь, «Стронгхолд» — не идеальная игра.

 

Но идеал — он на то и идеал, чтобы его было сложно достигнуть. А тут ещё эта... как её...

 

Асимметрия.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
DIWolf написал полтора года назад: #

Спасибо за хороший обзор

reeboohin написал 5 лет назад: # скрыть ответы

спасибо!
и с победой!

JPall написал 5 лет назад: #

Спасибо.

terjul написала 5 лет назад: # скрыть ответы

И от меня поздравления!

Waller написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Присоединяюсь. Не помню сейчас, сколько ставил этому обзору, но он мне понравился)

JPall написал 5 лет назад: #

Спасибо за поздравление, только, наверное все-таки, не с победой. Мой же приз вроде определился жребием. Так что повезло. И то хорошо.

Scorpius написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Обзор неплохой. По факту самой игры, за атакующих играть ой как тяжело...Играл давненько я, но там по моему даже не 7 ходов у них на всё про всё, а меньше (если они какое нибудь из заданий приносящих очки провалят)....На 7 все надо выполнить....
Хотя могу путать конечно. Играл несколько лет назад.

JPall написал 5 лет назад: #

Спасибо за позитивную оценку обзора. Что касается начисления очков и оптимального количества ходов, то, если быть совсем точным, дело обстоит следующим образом. При отсутствии тарана и при вменяемом защитнике, который не разбазарил 4 изначально данных ему ПО, а также не сдвинул с места почетный караул, Захватчиков побеждает, если:
1) Совершает прорыв на ходе 5 или раньше.
2) Совершает прорыв на ходе 6 + добывает 2 бонусных ПО (есть 6 возможных способов и это не сложно)
3) Совершает прорыв на ходе 7 + добывает 5 бонусных ПО, что сложно, но возможно.
После этого победа теоретически возможна, но маловероятна, т.к. зависит уже от наличия ошибок у Защитника.
Вот собственно это я и имел в виду, когда писал про незавидное положение

terjul написала 5 лет назад: # скрыть ответы

Мне обзор понравился, спасибо!

JPall написал 5 лет назад: #

Пожалуйста!