| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
На сайте Kickstarter появился (и скоро завершается завершается) проект выпуска игры Napoleon: The Waterloo Campaign, 1815. Эта игра будет издана уже в 4-й раз, что, по-моему, очень красноречивый показатель. Я решил поддержать издание, но не один, а совместно c пятью другими желающими её приобрести, поскольку при заказе 6 игр стоимость каждой выйдет 1700 рублей (вместе c доставкой!). Трое человек уже нашлось, осталось ещё два места, присоединяйтесь!
![]() |
| Коробка первого издания игры, 1974 год |
Пересказывать правила игры не хочется, они есть в интернете. Для тех, кто не знаком c играми от Columbia Games, скажу, что это игры c деревянными блоками в качестве фишек, что позволяет воспроизвести «туман войны» — вы видите, сколько у противника войск, но не знаете, какие именно где.
Игры достаточно быстрые, увлекательные, за вечер можно c лёгкостью сыграть в них дважды.
Для тех, кто знаком c играми этой фирмы, скажу, что Napoleon в принципе похож на остальные, но есть и особенность — отдельное поле для тактических сражений. Я считаю это плюсом, поскольку, в отличие от других игр, здесь появляется возможность поманеврировать войсками, так что весь бой не сводится только к бросанию кубиков.
В качестве дополнительной информации я решил частично перевести интересный сравнительный обзор нескольких изданий игры от Сета Оуэна (Seth Owen), американского варгеймера c 44-летним стажем. Итак, вот что он пишет:
Napoleon от Columbia Games скоро отметит свой 40-летний юбилей, поскольку впервые он был издан в 1974 году, хотя наибольшую популярность получил при втором издании в 1977-м. Дизайн игры намного опередил своё время, поскольку наибольшую популярность блочные варгеймы приобрели в последнее десятилетие, поскольку короткое время игры, приятные тактильные ощущения (от деревянных блоков) и красивый внешний вид больше соответствуют вкусам современных варгеймеров. Всё это можно было найти во втором издании от фирмы Avalon Hill.
![]() |
| Второе издание игры, 1977 год |
В 1993 году, когда готовилось третье издание, автор игры решил её сильно переработать. Самое главное — изменился масштаб, а c ним и количество блоков. Если раньше один блок равнялся примерно половине армейского корпуса, то теперь каждый блок строго соответствовал конкретной дивизии. Количество блоков увеличилось почти в два раза, кроме того, изменилось соотношение родов войск: пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, резко изменилось соотношение сил, то есть не количество блоков, а суммарное число их боевой мощи (каждый блок имеет свою боевую силу, например, резервисты 1, а гвардия — 4): если во втором издании суммарная сила англичан равнялась силе пруссаков (по 39), то в третьем пруссаки стали гораздо мощнее (72 против 57).
В третьем издании игры появились сами главные действующие лица — Наполеон, Блюхер и Веллингтон, — зато исчез такой род войск, как конная артиллерия, и значительно увеличилось время игры.
![]() |
| Третье издание игры, 1993 год |
По моему мнению, большинство изменений оказались не в лучшую сторону. В первую очередь, всё это отразилось на динамике маневрирования, которое составляло основу воинского искусства Наполеона. Судите сами, наполеоновская армия выросла с 18 до 38 блоков, почти в два раза, а проходимость дорог всего лишь на четверть — с 8 до 10 блоков. Если раньше Наполеон за две активации мог переместить всю армию, то теперь — всего лишь половину. Но это ещё не всё. Если во втором издании у каждой из сторон было по две активации (две у Наполеона и по одной у англичан и пруссаков), то в третьем каждой национальности добавили по одной активации. Мобильность французов возросла в полтора раза, а союзников — в два! Получилось, что французская армия, всегда отличавшаяся быстротой и мобильностью, стала медленней и неповоротливее армий союзников.
По всему этому можно понять, как я обрадовался, когда узнал, что новое, четвёртое издание игры будет гораздо ближе ко второму изданию, чем к третьему. У французов теперь будет 23 блока (кстати, вернётся конная артиллерия), у англичан 17 (во втором издании было 16, а в третьем 25), а у пруссаков 13 (во втором было 14, а в третьем 19). Теперь блоки снова представляют примерно половину корпуса, но более точно воспроизводят реальное расписание войск в той кампании. Лидеры из третьего издания перешли в четвёртое, они дают войскам определённые бонусы. Теперь у блоков кроме силы есть рейтинг атаки: если раньше все войска наносили противнику «хит», выбросив шестёрку на кубике, то теперь, например, гвардия наносит «хит» на 4-6, то есть c 50% вероятностью.
Проходимость дорог вернулась к старому варианту (8 блоков), равно как и число приказов (по одному на нацию), а вот сила войск значительно возросла.
Изменились и победные условия. Раньше французы проигрывали, если не разбивали обе армии до окончания определённого числа ходов, и это приводило к тому, что ближе к концу игры англичане и пруссаки просто отступали, уклоняясь от битв. Теперь же французы могут выиграть, захватив три победные области, поэтому бесконечно отступать у союзников не получится.
В заключение приведу перечень блоков c их силой (CV) и рейтингом атаки (F). Сила показывает, сколько кубиков бросается в бою за блок, и сколько «хитов» он может выдержать, а рейтинг атаки показывает, при каких результатах блок наносит «хит» противнику: F1 — при выпадении 6, F2 — при выпадении 5-6, F3 —при выпадении 4-6.
Французы
Наполеон CV1 F1
Гвардия, пехота CV4 F3
Гвардейская кавалерия CV3 F3
Гвардейская артиллерия CV3 F3 & CV2 F3
I корпус, пехота CV3 F2 (2 блока)
I корпус, артиллерия CV2 F2
II корпус, пехота CV4 F2 & CV3 F2
II корпус, артиллерия CV2 F2
III корпус, пехота CV3 F2 & CV2 F2
III корпус, артиллерия CV2 F2
IV корпус, пехота CV4 F2
VI корпус, пехота CV3 F2
VI корпус, артиллерия CV2 F1
Кавалерийские корпуса CV3 F3 (два блока), CV4 F2 & CV3 F2
Корпус конной артиллерии CV2 F2
Англичане
Веллингтон CV1 F1
Резервный корпус, пехота CV3 F3 & CV3 F1
Резервный корпус, артиллерия CV2 F2
I корпус, пехота CV4 F2 & CV4 F1
I корпус, артиллерия CV 2 F2
II корпус, пехота CV4 F2 & CV3 F1
II корпус, артиллерия CV2 F2
Кавалерийские корпуса CV4 F2, CV2 F3 & CV2 F1
Пруссаки
Блюхер CV1 F2
I корпус, пехота CV4 F2 (два блока)
I корпус, кавалерия CV2 F1
I корпус, артиллерия CV4 F2
II корпус, пехота CV4 F2 & CV4 F1
II корпус, кавалерия CV3 F2
II корпус, артиллерия CV3 F2
III корпус, пехота CV3 F2 & CV3 F1
III корпус, кавалерия CV2 F2
III корпус, артиллерия CV2 F2
IV корпус, пехота CV4 F1 (два блока)
IV корпус, кавалерия CV2 F2
IV корпус, артиллерия CV 4 F2
И снова от себя.
Благодаря тому, что проект на «Кикстартере» собрал гораздо больше финансов, чем изначально намечалось, в игре появятся дополнительные бонусы:
![]() |
| Карты игры Eagles: Waterloo помогают вжиться в роль полководца |
Большая часть этих бонусов не будут присутствовать в обычном издании игры (хотя, возможно, что-то можно будет купить отдельно), поэтому ещё раз повторю, если игра вас заинтересовала, не упустите шанс приобрести её сейчас. Пишите мне до 12 апреля здесь в комментариях или в личную почту.
upd: шесть участников заказа набрано, остальным рекомендую либо заказывать игру самостоятельно, либо ждать её появления в магазинах настольных игр.