Откуда появилась Dungeon and Dragons? Настолка, покорившая мир⁠⁠

09 сентября 2025

danceandfight написал полдня назад: # скрыть ответы
Непопулярное мнение

Хорошая статья, спасибо! Поскольку автор любит историю, вот еще хороший видос про Braunstein:
https://en.wikipedia.org/wiki/Braunstein_(game)
https://www.youtube.com/watch?v=P-zzrWAQcWQ&ab_channel=QuestingBeast

Официальная D&D одновременно является и причиной популярности НРИ и вредит хобби максимально сильно. В сравнении с Магией (один издатель) это намного менее удачная фабрика по выкачиванию денег, в которую новые игроки пытаются вкатываться просто по инерции, ведь для многих самое известное == лучшее. Этому способствуют и всякие оч странные дела, и профессиональные живые сессии на ютубе от каналов типа Critical Role, которые создают иллюзию того каким должа быть игра, хотя очевидно, что домашние игры будут отличаться от профессиональных и все не так легко и гладко, ведь главная проблема -- на мастера сбрасывается вообще вся работа, зачем выбирать такую систему если ты новичок вообще хз. А если самая главная игра так недружелюбна к новым мастерам, то это бросает тень на все хобби. Мэтт Колвилл, один из самых известных ютуберов, освящающих D&D, очень часто советовал играть в песочницу, что полностью противоречит современному D&D с кучей книжек эпических приключений (в которых уже расписаны и герои, и сюжет), а является старомодным подходом к D&D!

А вот неофициальное D&D, будь то ретроклоны ранних редакций (Old School Essentials и куча других) или игры близкие к ним (Into the Odd / Knave) или хаки пятой редакции (Nimble) отличные. Вообще, всех этих мастодонтов, вроде пятерки или условных ктулхов, невозможно читать после современных книжек, в которых нет или мало воды и авторы думают о том, как предоставлять вам информацию, чтобы вы могли играть, а не просто читать. В этом смысле одна из самых важных книжек прошлого десятилетия -- Apocalypse World, которая показала, что правил может быть мало, а истории куда больше.

Но учитывая какое днищенское руководство сейчас у Хасбро/WotC мы можем только держать кулачки за то, чтобы переосмысление пятой редакции, вышедшее в этом году показало плохие продажи и великий Крис Кокс решил положить D&D на полку до лучших времен и не мешал индустрии развиваться -- такое количество отличных игр на рынке, грешно выбирать D&D в 2025 году)

IlyaLizard написал полдня назад: # скрыть ответы

> на мастера сбрасывается вообще вся работа, зачем выбирать такую систему если ты новичок вообще хз.

Так в этом и смысл. Кого легче собрать за одним столом - одного человека, который знает правила и 3-4-5 тех, кому просто интересно, или трёх-четырех, читавших тома правил и умеющих всё посчитать?
Это, собственно и было одной из причин победы TRPG над варгеймами и почему ролевые игры набрали такую большую аудиторию.

Важна не простота правил в вакууме, а насколько просто найти людей, которые всё покажут и обьяснят.

danceandfight написал полдня назад: #

Так никто и не говорит, что кто-то кроме мастера должен знать правила или что правила должны умещаться на страницу) Но мастер может потратить на игру не 130 евро, а раза в 2 меньше, например) И не читать воду в книжках с кампанией за еще ~50, которую туда налил автор, потому что ему платят за объем, а не за удобство пользователя)

Angvat написал полдня назад: # скрыть ответы

Да держите не держите, с Волками Фрипорта и их чудо-магазином делать то что?) Как по мне дорогой и неудобный магазин вредит хобби не меньше, чем архаичные игры, а шевелиться активно Волки явно не будут, зачем это монополисту...
ДнД думаю все равно еще всех нас переживет, у мелких конторок просто возможности не те, а у крупных вроде Парадоксов в головах еще больший хлебушек, ставим на электронную кору цену в почти 40 долларов, а потом дружно удивляемся, чо ж она плохо продается...
И да, на личном примере могу сказать - садить нынче новых людей в хобби за ДнД (Ктулху, МТ, Ваху) - это велика вероятность сразу же отбить желание в это самое хобби вкатываться, раз и навсегда, патамушта сложна и грамоздка.
Сейчас полно простеньких игр, с которыми в хобби вкатиться в сто раз легче, от Волшебных котят до Чужиков и Клинков. Те же Чужики как по мне весьма удобны, если у людей совсем уж нет отторжения темы. Сеттинг особо разжевывать не надо, основные правила объясняются за 10 минут, персонаж создается за 5, да игра в принципе заточена под небольшие ван-шоты, просто попробовать, что РПГ вообще из себя представляет, не погружаясь во все эти расы, классы и килограммы кубов.

danceandfight написал полдня назад: # скрыть ответы

Ну вот почитал человек корник D&D, заплакал, а мы ему такие: слушай, ну есть же системы получше и как раз распродажа "фиолетовая среда", купи пдфку задешево онлайн. Он приходит в DTR и начинает плакать еще сильнее!:D

А насчет успешности D&D тут не стоит недооценивать Криса Кокса, фамилия у него говорящая) Он видит, что wotc могу на Магии генерируют вагоны денег, все больше и больше, казалось бы из воздуха, так почему не выдоить D&D по максимуму, тут ведь можно и людей поувольнять и не удерживать разрабов) Players handbook 2025 самая быстро-продаваемая книжка? Ну так теперь ожидания высокие! Есть OGL, которая нравится всем, ведь она помогает зарабатывать на D&D третьим сторонам, создавая экосистему игры? Давайте заставим их всех плотить! Это слон в посудной лавке)

Ну и у них в руководстве была женщина, которая гуглила в прямом эфире, что такое Magic: the Gathering! До этого сижками занималась, одно и тоже ведь)

Angvat написал 6 часов назад: # скрыть ответы

>>> Ну вот почитал человек корник D&D, заплакал, а мы ему такие: слушай, ну есть же системы получше и как раз распродажа "фиолетовая среда", купи пдфку задешево онлайн. Он приходит в DTR и начинает плакать еще сильнее!:D
А ты ему такой: ну не плачь, да игра так себе, магазин такое себе, но смотри сколько еще всего у нас есть!
А, что там в популярном? Правда хочешь знать? Так, это не трогай, это просто младший братик ДнД с примерно теми же болячками.
Это? Да, Ваха, только не та. Фэнтезиии... Монстров рубить? Как бы тебе сказать... Тут ты рядовой житель гримдарк Германии примерно 17 века, и короч страдаешь, калечишься, сходишь с ума и умираешь с осознанием собственной никчемности...
Так, ладно. Вот, смотри, популярный брэнд, по которому еще куча настолок, тут ты в общем оккультный детектив, который страдает, сходит с ума, и умирает с осознанием...
Хорошо-хорошо, не плачь. Вот. Вторая по популярности РПГ эвер. Тут ты вампир. Можешь быть крутым, гнобить людишек, слать дедов лесом, быть весь на пафосе. А, чего? Что там обычно по итогу? Ну ты страдаешь, сходишь с ума и умираешь с осознанием, какая же ты мразота...
Лаааадно, не вомпэрами едиными. Смотри, оборотни есть. Там ты... Хотя знаешь, давай про них не будем. О, маги. Ты можешь буквально гнуть реальность и творить что хочешь. С оговорочкой. С миллионом оговорочек. А, что? Как в это нормально играть? Видишь ли, я толком не знаю. И сами авторы к слову тоже не знают. И НИКТО НЕ ЗНАЕТ...
Ну хорош-хорош, ну куды ты. Вот смотри, у меня еще 5 колец есть, Ниппон, сакура, гейши, картинки красивые. Страдать можно, но не обязательно. И играть можно вообще с минимумом механик. Только вот тебе 150 страниц лора. Для начала. Его нужно выучить. Не наизусть, но близко к тексту.
Ладно, ну тебя, пошли таки в Волшебных Котят играть, ну их, эти тренды, тудой ее, эту популярность. (Ньюфаги...)

danceandfight написал 4 часа назад: #

Да не, я просто скажу: ты живешь в Бастионе (или Даскволе), у вас есть электричество (возможно из крови левиафанов, но это мы опустим), но ты должен очень много деняк! Прочитай свой лист персонажа и го фармить баблишко)

А уже потом можно и в Рокуган свозить на экскурсию)

BrutalBaron написал 6 часов назад: #

Ну, статья-то хорошая, но вот по факту перехайп ДнД. Да, есть свои заслуги, но вот эти пассажи в стиле "ДнД вдохновило Ромеро на создание Дума" - не неправда же. Они партию играли против демонов, его не система ДнД вдохновила-то, а демоны в партии. И вдохновила на сеттинг, плюс после той партии он перестал играть в ДнД.

Да, система старая, популярная и всё такое, но в статье прям сквозит, что куда ни плюнь - на всё повлияла ДнД, это ни фига не так. Просто ДнД набрала в себя штампы, а люди не зная всех первоисточников теперь считают, это авторы ДнД такие молодцы.

Лично мне ни разу не зашло, слишком много трёпа. ДнД преподносят как возможность отыграть что и как угодно, но например бой арбалетчиком или лучником это нечто суперунылое и тупое. Тебе нельзя стрелять, условно, по ногам или в глаза противнику - есть только хит поинты, ты не можешь стрелой его ослепить. Либо мастер мне попался плохой, но вот бой в игре ужасный, игра чисто для магов, а ролевая часть сильно зависит от партии, но честно говоря тоже уныленько.

Так что откуда ДнД взялась и как к ней относились очень интересно было почитать, спасибо, но вот выводы что всё вокруг пронизано ДнД в гиговской среде - очень уж далекоидущие, это не икона уж точно.

rookier написал 9 часов назад: # скрыть ответы

Как раз смотрю Очень странные дела.
Там в начале 4-го сезона (в 1986) пара героев безуспешно вербует новобранцев в ДнД. Им один задрот-химик отказал со словами "по телевизору говорят, это игра сатанистов и живодеров!" ))

Представляю анти-рекламу на плакате: "ДнДшник! А ты уже забил соседского пёселя? Во славу Сатаны конечно же!"

Angvat написал 8 часов назад: #

Да вот вам практически этот плакат (если что, картинка уже из конца 90-х и чисто пародия):
https://whitewolf.fandom.com/wiki/Black_Dog_Game_Factory_(Pentex)?file=17759747_10207384967137161_8182717694949322043_n.jpg

Bleizilla написал день назад: # скрыть ответы

ДнД и сейчас лучшая НРИ. 5-я редакция весьма удачная, коммьюнити многомиллионное.

Angvat написал полдня назад: # скрыть ответы

Отнюдь. Разве что самая популярная и узнаваемая, так как за ней стоит гигантская контора по продаже игрушек. А так это довольно старая и громоздкая игра с массой архаичных игромеханических решений, вроде кучи разных кубов или системы классов. И социалка тут прямо скажем скверная, игра все же больше про рубку монстров. Современные игры, которые к добру или к худу все больше идут по пути упрощения и удобства механик, ее принципами уже практически не пользуются.

Siar написал полдня назад: # скрыть ответы

В РПГ же играют в основном гики, а не любители монополий и тп. И у них Днд до сих пор так популярно лишь потому что контора игрушек много продаёт, серьёзно?

А современные не пользующиеся принципами это какие? Вторая по популярности РПГ, Pathfinder, весьма похожа на ДнД.

danceandfight написал полдня назад: #

Тут все как у Вархаммера (который часто описывают как покрась оч красивую армию, а потом просто кидай ведра кубов), тоже популярный мир и громкое имя, только еще D&Dшный ютуб очень мощный + открытая лицензия позволяет выпускать свои продукты по любой из систем кому угодно. Это очень умная бизнес-модель, Том Сойер одобряет, но ожидание существующей фанбазы + размер компании накладывают большие ограничения и делать радикальные шаги сложно. Поэтому нет никаких противоречий между популярностью и продажами и качеством.

Первая редакция Pathfinder был основан на D&D 3.5, но вторая редакция сделана с нуля.

Angvat написал полдня назад: #

Таки ж был у нас уже разговор на эту тему:
https://tesera.ru/article/Genesys
Да почти никто не использует, все давно пошло по пути упрощения и бесклассовых систем.
У конторы игрушек есть денюжка на рекламу и затыкания дыр в бюджете в случае чего. Как ни крути, а ДнД наверное единственная РПГ, которая до сих пор имеет широкий выход на разные медиа, помимо странных дел и критикал рола (Мерсер, верни 5 долларов за Канделу) можно припомнить еще БГ 3 и Честь среди воров (которая финансово правда повалилась, жаль, вполне себе одноразовая киношка). Да, многие идут просто потому что это первое, что попадается на глаза, а потом могут также быстро ретироваться, потому что в ядре своем это все еще древняя и громоздкая игра.
А времена Пасфайндера давно прошли. Сейчас в принципе тяжко с ходу что-то оценивать, а Пайзо вообще в своем котелке варится даже в плане электронного магазина. Тот же Ролл 20 статистики уже давно не собирает, но в 2021 расклад был примерно такой - 50 процентов гоняют в ДнД, 10 в Ктулуху и иже с ним, все остальные во что-то другое, и доля Пасфайндеоа в этом всем остальном была процента 3.

IlyaLizard написал полдня назад: #

Но ведь популярность и узнаваемость связаны с качеством. Если бы она была плохой в своей нише - тактических TRPG, напрямую наследующих варгемам - её бы давно вытеснили конкуренты.
"Лучшесть" это ведь не что-то холическое, существующее само по себе. Да, возможно, есть "хидден гемы" которые лучше ДнД в некоем сферическом вакууме - но в них мало кто играет, нет материалов, практически невозможно приобрести опыт игры, если что-то не понятно - нужно писать прямо авторам и т.д. И оказывается, что ДнД - всё еще лучший выбор с точки зрения сочетания простоты, возможностей, доступности компонентов и материалов, внешней привлекательности, обучения.

danceandfight написал полдня назад: #

Сейчас на ютубе новый тренд -- говорят, что дескать, спустя столько лет 4 редакция, оказывается, не такая и плохая по сравнению с 3 и 5:D Уж несколько видосов попадалось на эту тему) Любители D&D делают все, лишь бы не играть во что-то нормальное!

Exhumanfact написал полдня назад: #

Весьма сомнительно, что лучшая.
Но это веха в человеческой истории, как первый самолёт-этажерка)

Ksedih написал полдня назад: #

Прекрасно. Только как и всё прекрасное закончилось очень быстро. Требуем ещё подобного или же продолжения материала — такое погружение в историю одобряем-с.