-AdRiver-
enigma45 написал 21 минуту назад к игре Vampire Hunters: # Добавил перевод From Blood to Dust
Ponastolim написал полчаса назад к игре Micropolis: # Ура, ура! Приятных партий в кругу приятных людей ;) Рады стараться!
un2one написал полчаса назад к игре World of warcraft Battlegrounds: # Правила и Print&play выложу в открытый доступ через год-полтора, если ...
un2one написал полчаса назад к игре World of warcraft Battlegrounds: # Согласен. Но я уповаю на запуск классик-серверов. Под эту лавочку прид...
un2one написал полчаса назад к игре World of warcraft Battlegrounds: # Хорошо, подумаю над этим
Голосуем кошельком [17.10.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [16.10.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» пер...
«Эволюция. Климат» на CrowdRepublic
На площадке народного финансирования CrowdRepublic началась кампания-предзаказ п...
На экранах [16.10.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [15.10.2018]
В этом выпуске: рецензия на игры «Каркассон», «Каменный век» и «Агрикола», а так...

vking

Колониальные товары из Нового Света

Статья опубликована в рамках конкурса «Рыцари круглого стола 2014», 10 апреля 2014

Информация

добавить
игры Пуэрто-Рико
Дата: 10 апреля 2014
Оценка пользователей
8.4344
-

В 2002 году престижную премию “Spiel des Jahres получила «Вилла Палетти», занимающая сейчас в рейтинге BoardGameGeek 906-е место.

 

К чему это я? Просто в финале «Вилла» обошла игру, которая сейчас в том же рейтинге — потеряв за последние пару лет три позиции — занимает четвертое место.

 

Это — «Пуэрто-Рико».

 

 

Но если игра завоевала мировое признание (при всей условности любых рейтингов), то почему она осталась лишь номинантом? На мой взгляд, дело в оформлении.

 

Действительно, арт игры (я говорю о базовом, а не о последующих изданиях) выдержан едва ли не в жанре минимализма. Чего стоят одни карточки зданий, на которых нет даже примитивных пиктограмм! Как следствие, игровое поле получилось скучнее, чем даже в старых советских играх. Отчасти радуют глаз только индивидуальные планшеты игроков...

 

Игровое поле и планшет игрока: почувствуйте разницу

 

Обратите внимание — надписи на карточках зданий сделаны на иностранном языке, а запомнить назначение каждого здания в деталях не получится и после десятка партий. Поэтому игра не может считаться языконезависимой, и это её второй недостаток.

 

 

Но давайте лучше поговорим о самой игре, тем более что, на мой вкус, этими двумя недостатками дело и ограничивается. Ну разве что ещё к ним можно отнести достаточное долгое время подготовки.

 

Так победим!

 

В экономической стратегии «Пуэрто-Рико» вам необходимо заработать... Нет, не денег, а победных очков больше, чем ваши соперники. И сделать это можно двумя способами: насытив европейский рынок колониальными товарами или обустроив свой город. Впрочем, слово «или» не совсем верно — вы получаете очки и за то, и за другое. Вот выбор соотношения этих способов остаётся за вами.

 

Товары в Европу доставляются морским путём, причём логика игры предельно понятна: надо засеять плантацию, построить обрабатывающую фабрику, нанять работников на плантации и фабрики, произвести товар и загрузить на корабль. Как загрузил — получи одно очко за каждый товар, независимо от того, что загрузил: видимо, в Европе индиго, сахар и табак в одной цене.

 

Кроме того, товар можно не грузить, а продать на месте, получить деньги и на них построить фабрики и другие здания. Любое построенное здание в конце игры принесёт очки.

 

Но на внутреннем рынке товары имеют разную цену: так, кофе может быть продан дороже всего (да, именно «продан» — в год выхода игры слово «кофе» ещё было мужского рода), но зато денег на кофеперерабатывающую фабрику в начале игры ни у кого нет. А кукуруза вообще не требует переработки, выросла — и можно грузить, но зато она и стоит гроши.

 

И самое главное: при определении победителя ни оставшиеся у вас неотгруженные товары, ни даже деньги (кстати, в игре они называются дублонами) никакой ценности не имеют.

Товары, дублоны и победные очки

 

По ролям

 

Игра состоит из раундов, все они проходят по идентичным правилам. Игрок, начинающий раунд (он называется Губернатором), выбирает одну из возможных ролей (берёт соответствующую карточку), и все участники по кругу, начиная с него, выполняют действия, определяемые этой ролью. Потом следующий за Губернатором игрок выбирает роль из оставшихся, первым выполняет предписанные действия, затем остальные по кругу (теперь Губернатор будет последним) — и так далее, пока каждый из игроков не выберет роль. На этом раунд заканчивается, все выбранные карточки возвращаются на место, а жетон Губернатора передаётся следующему игроку.

 

Всего основных ролей шесть, и внимательный читатель, вспомнив логику игры, без труда их назовёт: Поселенец позволит засеять плантацию, Строитель — построить фабрику или специальное здание (о них ниже), Мэр — нанять колонистов (кстати, колонисты прибывают на корабле, и после каждого хода мэра из Европы отправляется следующий корабль), Промышленник (он же Ремесленник, он же Надсмотрщик —погрешности перевода) — произвести товар, Торговец — продать его, Капитан — погрузить товар на корабли.

 

Всё готово, можно начинать игру

 

Но если выбранную роль выполняют все участники, то получается, что у выбравшего её только то преимущество, что он выполняет это действие первым? Не совсем так.

 

Во-первых, и это немало. Все ресурсы в «Пуэрто-Рико» ограничены — и доступные для посева семена (мне, будучи предпоследним, приходилось выбирать из сахара, сахара и сахара), и число построек каждого вида... Даже производимые товары ограничены числом соответствующих фишек, и самое мощное производство не может произвести больше, чем есть фишек в запасе.

 

Во-вторых, каждая роль имеет дополнительную возможность, доступную только тому, кто выбрал роль. Кто-то за счёт этого может продать подороже, кто-то — купить подешевле; кому-то достанется специальный ресурс, кому-то — лишние победные очки.

 

... А конец игры наступает всегда неожиданно. Когда после очередного хода выясняется, что в Европе кончились колонисты, или победные очки за погрузку, или хотя бы у одного участника место для строительства, раунд, в котором это произошло, объявляется последним.

 

Мы строили, строили...

 

Теперь о специальных зданиях. Каждое из них приносит победные очки, но гораздо важнее, что они приносят своему владельцу бонус прямо с того момента, как туда направлен колонист.

Всё познается в сравнении: мипл из «Каркассона» в окружении колонистов

 

Возможности специальных зданий разнообразны — но и цена пропорциональна возможностям. Можно получать лишние деньги за проданный товар, а можно построить свою верфь и не зависеть от наличия мест на кораблях. Можно получать участки и здания сразу с колонистом, а можно сберечь непогруженный товар от уничтожения. Правильно распорядиться специальными зданиями — едва ли не главная задача игрока в «Пуэрто-Рико».

 

Всё тот же внимательный читатель заметит, что деньги, необходимые для постройки зданий, можно получить только через Торговца. А поскольку Торговец имеет дело с очень маленькой компанией, то игра может затянуться на несколько часов.

 

К счастью, этого не происходит из-за существования ещё двух источников заветных дублонов.

 

В конце раунда Губернатор, перед тем, как передать бразды правления своему преемнику, кладёт на каждую неиспользованную карточку роли по дублону. Теперь игрок, выбравший эту роль, получит впридачу и монетку. А если и в следующем раунде роль опять никого не заинтересует, то на неё будет положен ещё дублон, и так далее. Чем дольше не использовалась роль, тем больше денег получит тот, кто её, наконец, разыграет.

 

Второй способ связан с тем, что до сих пор я вас обманывал: на самом деле ролей не шесть, а семь. Только седьмая роль очень хитрая: когда выбран Старатель, все участники не делают ничего. А зачем же нужно его брать? Да ради дополнительной возможности (которая, понятное дело, есть только у того, кто выбрал роль) — получить один дублон наличными.

 

 

Советы постороннего

 

Так получилось, что «Пуэрто-Рико» появилась в моей коллекции совсем недавно, но сходу ворвалась в личный топ. И хотя анализировать удовольствие от игры — дело неблагодарное, я попробую.

 

Во-первых, игра, на мой взгялд, сбалансирована. В любом случае вы будете испытывать нехватку всего, что есть в игре (денег, зданий, товаров, свободного места), но дефицит — это нормальное состояние игрока в «Пуэрто-Рико», главное — умело из него выбраться. Честно говоря, у меня получается не всегда, что порождает желание сыграть ещё и ещё раз.

 

Во-вторых, в игре не существует одной на все случаи жизни победной стратегии. Можно разрабатывать все культуры, а можно сконцентрироваться на одной и гнать её в Европу через собственную верфь. Можно уделять внимание дешёвым продуктам, постоянно испытывая недостаток средств, а можно поднакопить, вложиться в дорогое производство, а потом грести деньги лопатой и ни в чём себе не отказывать. Можно... Да много чего ещё можно! И главное — не опоздать, потому что игра кончается вдруг, в самый неподходящий момент, когда вам не хватает ровно одного хода, чтобы всех победить…

 

В-третьих, игра прекрасно играется при разном количестве игроков. При этом в зависимости от их числа это получается немного другая игра. Достигается это не только разумным ограничением числа ресурсов и их сокращением в зависимости от числа участников, но и распределением ролей: при трёх игроках Старателя вообще нет (так что на самом деле я вас не обманывал, а рассказывал правила игры на троих), а при пяти игроках карточек этой роли две. «Пуэрто-Рико» играется и вдвоём, но в этом случае у правил есть особенности, выходящие за рамки и так уже затянувшегося обзора.

 

Я не буду говорить «если вы никогда не играли в «Пуэрто-Рико», сыграйте — и вам обязательно понравится», потому что есть множество людей, которые не любят стратегии или еврогеймы. Но если этот жанр вам по душе — сыграйте, и вы увидите, что «Пуэрто-Рико» — это хорошее евро. Очень хорошее евро. Замечательное евро.

 

А если у вас нет этой игры, то либо закажите с «Амазона» издание 2014 года (с расширениями!), либо купите версию для iPad. Хорошая графика, достойные соперники разного уровня, туториал и мануал — всё вместе гарантирует вам немало приятных минут. 

 

Так выглядит «Пуэрто-Рико» на iPad

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Leks написал 4 года назад: # скрыть ответы

Обзор хорош,но маловат, ведь про неё ещё столько можно написать!

vking написал 4 года назад: #

Это вторая версия статьи, сокращенная :)

По условиям конкурса рекомендуемая длина обзора 4000-7000 знаков. Я знаю, что многие это игнорируют... но сам честно постарался максимально выполнить условия

Waller написал 4 года назад: #

Хороший обзор компонентов, правил, собственные впечатления и выводы. Зачет автору!)

EPMAK написал 4 года назад: #

Шоколадный цвет "колонистов", вкалывающих на плантациях, как бы намекает, что их завозят кораблями отнюдь не из Европы :)
Европейская политкорректность, конечно, не позволяет называть вещи своими именами, но мы то с вами все понимаем..

Игра замечательная, статья тоже.

ArMikael написал 4 года назад: # скрыть ответы

Puerto Rico - топ моего топа, любимица жены и вообще нашей играющей ячейки. Замечательная игра, которую никогда не соглашусь продать. Разве что только для того, чтобы купить юбилейное издание. :)

Njuse4ka написала 4 года назад: #

Что я и сделала :) Юбилейную коробку не хочется выпускать из рук!

Kirilloid написал 4 года назад: # скрыть ответы

Очень хороший обзор. Спасибо.
Насчёт баланса ещё вопрос. Как бороться со следующей стратегией: максимально быстрая постройка кофейной плантации, продажа кофе на внутренний рынок, покупка верфи, отгрузка, отгрузка, отгрузка, покупка гавани, отгрузка, отгрузка, отгрузка...?

vking написал 4 года назад: #

С этой тактикой действительно непросто бороться, если а) кофейная плантация есть в начальной раскладке, б) она единственная, в) именно вам удается ее захватить. В первом случае, если вы будете думать про кофе, то сразу отстанете, во втором - нужно как минимум успеть купить офис, иначе быстро верфь и гавань вы не построите, в третьем - с этой тактикой придется бороться уже вам. :)

Да и монокультура, позволяющая выиграть, это скорее кукуруза, которую можно грузить по 5-6 штук. С кофе этот номер не пройдет, две кофейные фабрики себя точно не окупают.

Njuse4ka написала 4 года назад: #

Например, когда играешь втроём, сразу вкладываться в кофе очень рискованно. Развитие простых производств идёт быстро. И пока ты валандаешься со своим кофе, игра резво перескочит экватор, а ты только раскачаешься. К тому же соперники могут тормозить твоё кофейное развитие, специально подставляя тебя, выбирая отправку, когда ты хотел бы продать. Ну да в ПР много вариантов помешать :). До чего же я её лю...