![]() |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Фьефы Англии» |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Фьефы Англии» | |
![]() |
Юникон-2025 |
2 марта 2025, нас ждёт очередная встреча на Фестивале настольных игр «Юникон» | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Pirate Republic: Africa Gambit |
Колодостроительное пиратское приключение/головоломка в духе Рыцаря-мага. | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Ancient Blood - The Order of Vampire Hunters |
Борьба охотников с вампирами в нарративной ветвящейся кампании. | |
![]() |
Женский топ — 2025 / Голосование |
Начинаем принимать голоса! |
![]() |
9.6260 |
![]() |
- |
Многие игроки, познакомившись с базовой версией игры «Властелин колец», решают расширять свои колоды новыми картами и отправляться в новые путешествия по Средиземью. Но при покупке дополнений игрока может охватить паника. Дело в том, что на сегодняшний момент к игре выпущено 52 (!) дополнения. А потому у игроков всё чаще возникает вопрос «Что купить?». Надеюсь, что эта серия материалов поможет найти ответ на него. Но прежде, чем мы начнём, сразу озвучу мнение многих опытных игроков: покупайте дополнения в том порядке, в котором они появлялись. Такая последовательность поможет вам в собирании колоды, позволяя постепенно вводить новые карты и тактики, не образовывая логические дыры (например, построение колоды гномов без наличия половины карт, без которых эту колоду немыслимо представить). Также покупка дополнений в порядке их выхода поможет не терять нить повествования игры и воспринимать каждый новый сценарий, как главу в одной большой истории. Игра станет для вас по сути сериалом, где каждое успешное приключение будет заканчиваться многозначительными титрами «Продолжение следует».
Однако очень часто игроки не имеют возможности купить дополнения в рекомендуемой последовательности. Это может быть связано не только с ограниченным бюджетом, но и с отсутствием всех дополнений в магазине (проблема очень знакома, думаю, многим). В этой ситуации и возникает желание «выгодно вложить потраченные деньги» — купить дополнение с интересным сценарием, с сильными картами и пр. Представленная вам серия материалов, в основе которых лежит перевод материала из блога Tales from the Cards, будет хорошим подспорьем в этом стремлении. Ниже мы рассмотрим дополнения с точки зрения силы карт, увлекательности сценария и развития той или иной темы для вашей колоды. Эти обзоры помогут вам быстро и легко сориентироваться в огромном мире дополнений к «Властелину колец» и за несколько покупок собрать сильную колоду гномов или, например, эльфов.
Чтобы не утомлять читателей сразу большим объёмом информации, я решил разбить материал на три отдельных обзора. В каждом обзоре будет рассматриваться отдельный тематический раздел дополнений игры.
Важное замечание: из указанных мною выше 52 дополнений 17 — это дополнения с повышенным уровнем сложности (Nightmare). Они в данном цикле статей рассматриваться не будут.
Какие бывают дополнения
Игра «Властелин колец» выходит циклами. Цикл состоит из делюкс-дополнения, большая коробка в 150–170 карт, и шести наборов приключений (adventure pack), каждый из которых — это небольшая коробочка с 60 картами. В делюкс-дополнение входит два героя и три новых квеста, а в наборе приключения — один герой и один квест. Обратите внимание, что для игры в наборы приключений вам необходимо иметь делюкс-дополнение, объединяющее эти приключения. Исключением считается самый первый цикл — «Тени Лихолесья» (Shadows of Mirkwood). Для него нет делюкс-дополнения, и для игры в квесты этого набора приключений достаточно иметь базовый набор. При этом для игры в какой-либо набор путешествий, вам достаточно иметь только делюкс-дополнение, связанное с данным приключением, а иметь другие наборы приключений совсем не обязательно. Все выпускаемые дополнения состоят как из карт для колоды игрока, так и для колоды столкновения. События, которым посвящены игровые циклы, описывают 17 лет, прошедшие между празднованием дня рождения Бильбо и уходом Фродо из Шира.
Для игры в наборы «Тени Лихолесья» (Shadows of Mirkwood) вам необходим базовый набор карт.
Для игры в наборы «Копи гномов» (Dwarrowdelf) вам необходим базовый набор карт и делюкс-дополнение «Казад-Дум» (Khazad-Dûm).
Для игры в наборы «Против тьмы» (Against the Shadow) вам необходим базовый набор карт и делюкс-дополнение «Наследники Нуменора» (Heirs of Númenor).
Для игры в наборы «Создатель кольца» (Ring-maker) вам необходим базовый набор карт и делюкс-дополнение «Глас Айзенгарда» (Voice of Isengard).
Отдельно от этих циклов в состав дополнений входят Саги, которые посвящены событиям, непосредственно описанным в книгах Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит» и «Властелин колец». Каждое сага-дополнение — это большая коробка, сопоставимая с делюкс-дополнением, в состав которой входят три новых квеста, около 100 карт как для колоды игрока, так и для колоды столкновений, от одного до четырёх героев и, как правило, особый герой, играть за которого можно только при прохождении квестов данной Саги. Для игры в эти дополнения достаточно только базового набора карт. Плюс, сага-дополнение «Властелин колец» включает в себя режим кампании, в ходе которой игроки могут заработать особые карты преимуществ или недостатков. Эти карты переходят от одного сценария кампании к другому (однако такой режим не обязателен, и можно играть сценарии в привычном формате). Оба дополнения-саги «Хоббит» содержат уникальные карты «Сокровище», которые можно переносить из сценариев одного дополнения-саги в другое.
И ещё пару слов, прежде чем мы начнём детально рассматривать дополнения. В мире карточного «Властелина колец» есть дополнения на заказ (Print on Demand scenarios). Это уникальные сценарии, которые разрабатываются FFG ежегодно в августе специально для Gen Con (крупный фестиваль игр в США). Обычно такие дополнения появляются в продаже через месяц-два после фестиваля. Они содержат только карты для построения колоды столкновения.
Ну вот и разобрались с дополнениями. А теперь давайте посмотрим, что же скрывается в этих заветных коробочках. В первой части обзора речь пойдёт о шести наборах приключений, составляющих самый первый цикл игры — «Тени Лихолесья» (Shadows of Mirkwood). Другие дополнения будут рассмотрены в следующих статьях.
«Охота на Голлума» (Hunt for Gollum)
Игровые карты: ●●○○○
Независимость от других карт цикла: ●●●○○
Сложность: ●●○○○
Соответствие теме: ●●○○○
Время прохождения: ●●●○○
Удовольствие от сценария: ●●○○○
Герой: Bilbo Baggins
Значимые карты: Rivendell Minstrel, Winged Guardian, Dúnedain Mark, Song of Kings
Поддержка колод: Орлы, Рохан, Хоббиты, Нолдор
Набор стоит покупать в первую очередь, если вы решили проходить квесты в хронологическом порядке или в порядке, в котором дополнения появлялись на свет. Если вы любите Бильбо Бэггинса — это дополнение для вас. Ищете хорошего и дешёвого защитника в колоду — получайте Winged Guardian.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Приключение этого дополнения отлично описано aelephante на «Тесере». Основное внимание в квесте уделено прохождению локаций, а также поиску следов Голлума, специальных Clue-карт, замешанных в колоду столкновений. Самым запоминающимся моментом при разыгрывании сценария обычно становится встреча с Hunters from Mordor (охотники из Мордора), сила которых связана с упомянутыми Clue-картами, находящимися на столе. Однако, если вы подберёте стратегию, которая решит проблемы с охотниками и позволит быстро зачищать локации, то с лёгкостью пройдёте этот квест. К сожалению, порой поиски Голлума могут превратиться в унылое блуждание ваших отрядов среди локаций в поисках Clue-карт. Не самое увлекательное занятие, но зато как передаёт атмосферу!
«Столкновение у Каррока» (Conflict at the Carrock)
Игровые карты: ●●●○○
Независимость от других карт цикла: ●●●●○
Сложность: ●●●○○ (для одного игрока ●●●●○)
Соответствие теме: ●●●●○
Время прохождения: ●●○○○
Удовольствие от сценария: ●●●●○
Герой: Frodo Baggins
Значимые карты: Dúnedain Warning, Longbeard Map-Maker, A Burning Brand, Song of Wisdom
Поддержка колод: Рохан, Хоббиты, Гномы, Беорнинги (полноценную колоду собрать пока нельзя)
Набор стоит покупать в первую очередь, если вы обожаете сценарии, основой которых является схватка с сильным боссом (здесь их целых четыре, и все они — тролли). Любителям Фродо Бэггинса тоже не обойти стороной это дополнение. Также к коробочке стоит приглядеться любителям Lore-карт.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В наборе встречается несколько карт для колоды игрока, которые выглядят бессмысленными сами по себе и раскрываются только с покупкой других дополнений цикла (например, Nor am I Stranger или Beorning Beekeeper). С другой стороны, здесь есть важные карты, которые могут прочно осесть в вашей колоде. Одного наличия A Burning Brand в этом дополнении достаточно, чтобы обратить внимание на Conflict at the Carrock. Предлагаемый игрокам сценарий будет не самым простым испытанием, особенно для новичков со скромным набором карт и любителей одиночной игры. Битва с троллями, которой посвящён сценарий, сделана очень тематично. Радость от победы, поверьте, будет неподдельная, хотя зачастую победа и будет зависеть от удачи. По мнению авторов блога Tales from the Cards, это лучший сценарий в игре. Есть и другое мнение, которым на «Тесере» делится непревзойдённый aelephante.
«Путешествие в Росгобел» (A Journey to Rhosgobel)
Игровые карты: ●●○○○
Независимость от других карт цикла: ●●●○○
Сложность: ●●●○○
Соответствие теме: ●●●●●
Время прохождения: ●●●○○
Удовольствие от сценария: ●●●○○
Герой: Prince Imrahil
Значимые карты: Ancient Mathom, Haldir of Lórien, Radagast, Landroval
Поддержка колод: Гондор, Орлы, Рохан, Лесные эльфы
Набор стоит покупать в первую очередь, если вы предпочитаете держать в колоде уникальных, сильных, но дорогих персонажей, таких, как Haldir, Radagast или Landroval. Если вы любите квесты-сопровождения, то также не упустите это дополнение. Любителям Spirit-карт стоит приглядеться к набору.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Это один из самых необычных квестов в игре, где вам необходимо сопровождать раненого орла, оберегая его от смерти. Сценарий сам по себе очень тематичен: вы находитесь в постоянном поиске целебного Ацеласа (Athelas), и время работает против вас. Однако отношение к этому квесту у игроков диаметрально противоположное. Кто-то обожает его за уникальность, а кто-то, наоборот, ненавидит за необходимость построения очень странной и специфичной колоды для победы. Набор карт игрока в A Journey to Rhosgobel очень неоднороден. Для собирающих колоду Гондора здесь есть Prince Imrahil, который значительно усилит вашу колоду. Если вы любите сильных и дорогих союзников, то обратите внимание на Haldir и Radagast. Однако, если вы хотите как можно быстрее и дешевле построить сильные колоды, то это дополнение лучше обойти стороной.
«Холмы Эмин Муила» (The Hills of Emyn Muil)
Игровые карты: ●●○○○
Независимость от других карт цикла: ●●●○○
Сложность: ●○○○○
Соответствие теме: ●●●○○
Время прохождения: ●●●●○
Удовольствие от сценария: ●○○○○
Герой: Brand son of Brian
Значимые карты: Descendant of Thorondor, Gildor Inglorion, Gildor’s Counsel, The Riddermark’s Finest
Поддержка колод: Орлы, Рохан, Дейл (полноценную колоду собрать пока нельзя), Хоббиты, Нолдор
Набор стоит покупать в первую очередь, если вы любитель исследовать локации. Если вам нужны в колоду карты для нанесения прямого урона, то покупайте ради Descendant of Thorondor. Фанатам Gildor Inglorion тоже не пройти стороной.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Этот квест считается худшим из выходивших для игры. Могу только с этим согласиться. Он состоит из сплошного исследования локаций. И только если вам этот процесс нравится, вы будете получать удовольствие от игры. Символично, что в состав дополнения входит и один из самых слабых героев в игре — Brand son of Brian. На некоторых форумах он уже начинает становиться «мемом» (хотя обвинения против Brand не всегда оправданы). Карты игрока в целом тоже не производят сильного впечатления. Тем не менее, включённый в этот набор Descendant of Thorondor — одна из любимых карт многих игроков. То же можно сказать и про любимого многими Gildor Inglorion. Не бесполезен и Gildor’s Counsel, событие для Lore-колоды. Если говорить про сильные стороны этого набора, то это, пожалуй, совершенно фантастическая работа художника над картами локаций.
«Мёртвые топи» (The Dead Marshes)
Игровые карты: ●●●○○
Независимость от других карт цикла: ●●●●○
Сложность: ●○○○○
Соответствие теме: ●●●○○
Время прохождения: ●●○○○
Удовольствие от сценария: ●●○○○
Герой: Boromir
Значимые карты: Vassal of the Windlord, Elfhelm, Fast Hitch, Dúnedain Watcher
Поддержка колод: Гондор, Орлы, Рохан, Лесные эльфы, Дунэдайн
Набор стоит покупать в первую очередь, если вы живёте, дышите и молитесь на Боромира. Если же вы фанат Голлума, то дополнение станет приятным пополнением коллекции. Если вы ищете себе в отряд дешёвого, но сильного атакующего персонажа, то не пропустите Vassal of the Windlord. Особую ценность этот орёл приобретает в сценариях из дополнения Heirs of Númenor и связанных с ним наборов Against the Shadow, которым будет посвящена третья статья обзора.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Очень запоминающий квест, в котором вам предстоит иметь дело с Голлумом. В цикле Shadows of Mirkwood это не единственный сценарий, где вам предстоит повстречать этого персонажа из мира Средиземья, есть ещё Return to Mirkwood, который многими игроками ценится выше. Дело в том, что при определённом стечении обстоятельств можно пройти The Dead Marshes буквально за пару ходов, не встретив на своём пути действительно сложных препятствий. Или же наоборот, Голлум может «сбежать» от вас в колоду столкновения, и тогда весь сценарий превратится в ожидание его повторного появления в игре. Механика квеста, при которой вы должны оставлять своих героев стеречь Голлума от побега, заставляет игроков побиться над прохождением.
«Возвращение в Лихолесье» (Return to Mirkwood)
Игровые карты: ●●●●○
Независимость от других карт цикла: ●○○○○
Сложность: ●●●○○ (для одного игрока ●●●●●)
Соответствие теме: ●●●○○
Время прохождения: ●●●○○
Удовольствие от сценария: ●●●○○
Герой: Dain Ironfoot
Значимые карты: Eagles of the Misty Mountains, Support of the Eagles, Rumour from the Earth, West Road Traveller
Поддержка колод: Гномы, Орлы, Рохан, Лесные эльфы
Набор стоит покупать в первую очередь, если вы собираетесь собирать колоду гномов, Рохан или орлов. Если вы хотите быстро и выгодно пополнить свои колоды мощными картами, то не проходите мимо.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Если вам интересно или думаете, что вам будет интересно, собрать колоду гномов, то вам просто необходим этот набор. И всё ради одного героя Dain Ironfoot, который является краеугольным камнем синергии гномов. Поэтому, если вы хотите как можно быстрее собрать колоду гномов, которая поможет противостоять даже самым сильным сценариям «Властелина колец», то покупайте Return to Mirkwood и делюкс-дополнение Khazad-Dûm — это будет первым шагом. Помимо гномов, в наборе развивается колода орлов, представленные здесь две карты орлов — незаменимы при построении колоды. Квест в этом дополнении довольно сложный и напичкан мерзкими проклятиями, которые помогают Голлуму улизнуть у вас из-под носа. Для одного игрока заметно ощущается дисбаланс в игре, а потому обычно этот квест проходят вдвоём или в одиночку, но с двумя колодами.
Если подводить итог, то цикл Shadows of Mirkwood направлен на развитие колод орлов и Рохана. Более половины карт роханской колоды выходили именно в этом цикле, а колода орлов практически полностью опирается на карты из наборов приключений Shadows of Mirkwood. Примечательно, что в этом цикле находится самая важная карта для построения колоды гномов — герой Dain Ironfoot, а также сильные карты для колоды хоббитов и лесных эльфов. Если называть фаворитов цикла, то самое лучшее с точки зрения карт игрока дополнение здесь — это Return to Mirkwood. Лучший сценарий — мясорубка с четырьмя троллями Conflict at the Carrock. А аутсайдер — скучная бродилка The Hills of Emyn Muil с красивыми картинками.
До следующей встречи. Следующий цикл, который мы рассмотрим с вами, «Копи гномов». А пока предлагаю всем нам подключаться к обсуждению цикла Shadows of Mirkwood. Высказывайте свои мнения, потому что у каждого свой «Властелин колец» — свои любимые карты и любимые квесты!