-AdRiver-
Lepsky написал 12 минут назад к игре Ужас Аркхэма: Карточная игра: # Да, это именно пасьянс. Как Lotr. В этом и прелесть этой игры. Я этот ...
Heretic написал полтора часа назад к игре Ужас Аркхэма: Карточная игра: # В идеале - выбирать, конечно. Если у вас одна коробка базы, то выбора ...
Vova1994 написал 2 часа назад к игре Ужас Аркхэма: Карточная игра: # А как вообще набирать карты в колоду? Случайным образом? Или выбирать?...
GeniusGray написал 3 часа назад к игре Ужас Аркхэма: Карточная игра: # Да, вы набрали карты больше 30. :) Кстати, личная карта и карты слабос...
GeniusGray написал 3 часа назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Если не понятно, почему я привожу сюда гражданство как причину, объясн...
С миру по нитке [22.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Магеллан» выпуст...
Портал в мир приключений [21.06.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
С миру по нитке [20.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» даст ...
Голосуем кошельком [20.06.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Фабрика игр» переводит Keyflower в предзаказ
«Фабрика игр» объявила о возможности всех бэкеров получить англозычную версию до...

Slim_Slam_Snaga

GCC-5. Я шёл с Ганнибалом

Обзор настольной игры Rome & Carthage, 11 июня 2015

Информация

добавить
игры Rome & Carthage
проекты Good Content Challenge
Дата: 11 июня 2015
Оценка пользователей
9.0256
-

Стенд

 

 

Понт шумит за чёрной изгородью пиний.

Чьё-то судно с ветром борется у мыса.

На рассохшейся скамейке — Старший Плиний.

Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.

И. Бродский

 

         В качестве вступления немного актуальных новостей. В Англии издан роман профессора и литератора Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» (весьма недурственное произведение, но публика вряд ли оценит), в Париже в скандальном издательстве «Олимпия Пресс» выходит в свет «Лолита» — роман русского Владимира Набокова на щекотливую тему любви взрослого мужчины и девушки-подростка. О политике. В СССР, после смерти Сталина, намечаются существенные сдвиги в политической и общественной жизни, прежде всего связанные с именами Г. Г. Маленкова и Н. С. Хрущёва. Стоит также отметить гибель линкора «Новороссийск», которая унесла жизни более 600 человек. Нельзя не сказать об уходе со своего поста У. Черчилля и начале премьерства Энтони Идена. На материке, во Франции, вовсю бушует политический кризис, усугублённый весьма нестабильной ситуацией в Алжире...

 

Жан-Рене Верне. Автор игры

 

         Удивлены? На самом деле всё просто — мы с вами перенеслись на шестьдесят лет назад, и на календаре 1955 год. В кино идёт «Максим Перепелица» и «Первый эшелон», музыку из которого уже в наши годы использовал Стэнли Кубрик в своём фильме «С широко закрытыми глазами». Время наших бабушек и дедушек...

 

Оригинальная игра

 

          В этом же 55-м французское издательство Miro Company выпускает настольную игру Rome & Carthage («Рим и Карфаген») за авторством Жана-Рене Верне. Эту фамилию вы, скорее всего, слышите впервые, а жаль — человек удивительной судьбы и дарований. Ровесник Первой Мировой войны, в годы Второй Мировой был узником концлагерей. По возвращению на родину Верне становится преподавателем в Саарском университете (в настоящее время Саар является территорией ФРГ, а после войны являлся французским протекторатом, участвовал в Олимпийских играх как независимое государство и объединился с Германией лишь в конце 50-х). Весьма значимая фигура в истории «бриджа» — именно им сформулирован закон тотальных взяток, а также издано несколько монографий по этой игре. Кроме того, библиография Жана-Рене включает в себя философские труды, посвящённые Картезию и Канту, работы по социологии, экономической теории и т.д. 

 

 

         Именно Жан-Рене помогал Альберу Ламорису (да, автору того самого «Красного шара») с его игрой La Conquete du Monde, которая буден издана Parker Brothers в 1959 году с незатейливым названием «Риск»... В том же 59-м выходит ещё одна настольная игра Верне — Le Festival de Cannes (http://boardgamegeek.com/image/909115/le-festival-de-cannes). Почитайте и обратите внимание на оформление — игра получилась весьма любопытной.

 

Канны

 

         Однако вернёмся к Rome & Carthage. После французского издания (кое-где указывается и 1954 год) последовало американское издание — снова Parker Brothers, и снова нейтральное название Mediterranean. Игра неоднократно переиздавалась на многих языках вплоть до конца 70-х, а затем была позабыта на долгие тридцать лет. В 2006 году Бруно Файдутти встречается с Верне как-то за обедом и обсуждает с ним вопрос о возможном переиздании Rome & Carthage. Для последнего стало настоящим шоком, что эту игру помнят и ценят в игровом сообществе. Осенью 2012 года игра была показана на выставке в Эссене, однако автор, к сожалению, не дожил до этого момента буквально месяц — в сентябре 2012 года в возрасте 98 лет Жан-Рене Верде умер...

 

Общий вид игры

 

         Так что же это за игра? Rome & Carthage предполагает стандартное количество игроков: 2–4. В состав игры входят: игровое поле (после долгих перипетий за художественную часть отвечает хорошо известный Венсан Дютрэ — и это несомненный плюс), жетоны армий (по 7 на игрока; вместо миниатюр теперь картонные фишки на подставках, и это мне нравится даже больше) и колода из 52 карт (в оригинале использовалась обычная колода карт с джокерами). Вот собственно и всё.

 

Компоненты

 

         Правила также достаточно просты. На выбор игроков представлены четыре нации средиземноморского региона — римляне (Рим), карфагеняне (Карфаген), египтяне (Александрия) и греки (Византий). Нации отличаются друг от друга только цветом. Как уже было выше отмечено, у каждой нации по 7 жетонов армий — 3 пехотинца, 2 галеры и по одной колеснице и слону (немногие знают, но Рим действительно использовал боевых слонов, например, в войне с Македонией). Так как разрешение боёв основано на карточном движке, то персональных характеристик у отрядов нет, но есть различные способности, о которых ниже.

 

Карфаген

 

         В игре вчетвером каждый игрок выбирает себе по нации, но играют командами два на два. Условия выигрыша предельно простые: либо занять обе столицы противника (-ов), либо уничтожить все вражеские войска. В игре втроём один игрок берёт на себя управление двумя нациями, а при дуэли каждый игрок управляет двумя государствами.

 

         Как уже я уже писал, колода карт ресурсов представляет собой видоизменённую классическую колоду (что неудивительно, учитывая любовь автора к бриджу), где тузы превратились в карты со значением «1», валет стал «пятнашкой», а королева и король трансформировались в «жалкие нули». Именно цифровые значения отвечают за результаты боя, но не только...

 

         Итак, в начале игры участники особым образом формируют общую колоду и свой личный запас ресурсов. Затем игроки поочерёдно расставляют свои войска в пределах территории своего государства — вначале четыре отряда, а затем оставшиеся три. Стоит отметить, что по морю могут передвигаться только галеры, соответственно сухопутный юнит на острове — это бесполезный юнит.

 

Слон

 

         Кроме того, каждая команда игроков получает две специальные карты — «Измена» (позволяет раз за игру передвинуть армию оппонента как свою) и «Народный бунт» (позволяет уничтожить армию оппонента в своей столице).

 

         Всё готово!

 

         В свой ход каждый игрок берёт одну карту из общей колоды и добавляет к личному запасу. Затем он может применить одну из двух специальных карт, если таковые у него ещё имеются. После этого игрок может переместить либо двух своих пехотинцев, либо одну из других имеющихся армий. При этом игрок может совершить обычное перемещение (любой сухопутный юнит перемещается из города в город, а галера — из порта в порт; исключение составляет лишь колесница — она может переместиться сразу на две «клетки») или форсированный марш — за сброс из руки одной или нескольких карт с общим значением «3»  игрок можно переместить сразу две армии или одну, но на две позиции. Однако ж есть нюансик: если происходит перемещение двух пеших отрядов, игрок получает право совершить форсированный марш третьим юнитом на одну «клетку».

 

Юниты

 

         Естественно, что в городах может находиться только один юнит, и перемещение вашего отряда в город с вражеским гарнизоном приводит к сражению.

 

         Схватки чем-то напомнили мне настольный «Старкрафт»: каждый игрок выбирает две карты из своего личного запаса и кладёт перед собой рубашкой вверх. После этого карты одновременно вскрываются, и выигрывает тот игрок, у которого сумма карт больше. Однако есть несколько интересных моментов:

  • участие в сражении боевого слона позволяет удвоить значение старшей карты в сражении с сухопутной армией (против галер слоны бесполезны);
  • участие в сражении колесницы позволяет удвоить значение младшей карты в сражении против любой армии;
  • если игрок использует комбинацию карт «1—1» или «2—0», то считается, что он использовал шпионов в данном сражении и может использовать до двух дополнительных карт в этой битве.

 

         А теперь возьмём небольшую паузу и вспомним, что это оригинальные правила игры, вышедшей в 1955 году, то есть за четыре года до издания «Риска»! Если честно, то просто невероятно!!! Мало того, что армии сами по себе дают широкие возможности по маневрированию и формированию выгодной ситуации на игровом поле, так ещё и система боя представляет широкие возможности для блефа и удачных разменов с соперником. Надо отметить и то обстоятельство, что правильная расстановка армии в начале игры, так же, как и в упомянутом выше «Старкрафте», определяет все ваши дальнейшие действия и может сразу же привести к весьма неутешительным итогам.

 

Старое поле

 

         Выпуская игру в 2006 году, Жан-Рене вместе с сотрудниками издательства Grosso Modo editions приготовили для современных игроков дополнительные правила, с которыми появилась возможность играть укороченные партии и наоборот — добавить ещё больше стратегичности в игру.

 

         Подведём итоги. Когда я читал правила (они, кстати, единственный существенный минус в данной игре — много неточностей и описок), то меня не покидало ощущение, что передо мной абсолютно новая игра, придуманная и выпущенная только что, а не шестьдесят лет назад. Rome & Carthage отвечает современным требованиям по времени партии, участники не выбывают в середине игры, а бьются до последнего, художественное оформление игры выше всяческих похвал. Хорошая семейная игра на классическую тему. Да, вряд ли прожжённые гики найдут в ней что-то новое, но в качестве семейной игры или даже гейтвея я бы её смело рекомендовал. Моя персональная оценка — 8 баллов из 10.

 

         P.S. С выбором следующей персоны для челенджа проблем не было. Кто пишет редко да метко? Кто истину глаголет, облекая её в белые одежды? Именно! Аганов! Ждём-с, милостивый государь. ;)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы
Вынужденная замена

Аганов хочет, но не может, а перчатка не может долго лежать без дела.
В итоге, по воле Великого Рандома, за Аганова пусть будет отдуваться Velve (он как раз, где-то рядом в комментах пробегал).

PS а с Агановым будем стреляться. Дуэль!

Velve написал 3 года назад: #

Принято :)))

igelkott написал 3 года назад: # скрыть ответы

А что там с продолжением банкета?

Journeyman написал 3 года назад: # скрыть ответы

Видимо Аганов не успевает на банкет ;)

igelkott написал 3 года назад: # скрыть ответы

Думаю, он о нем даже не знает или не хочет знать. По крайней мере последний его коммент месячной давности.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Болеет он. Чуть терпения;)

igelkott написал 3 года назад: #

Тогда приношу извинения, просто не было никакой реакции, типа "вызов принят".

GeniusGray написал 3 года назад: #

Вот о таком косяке и упоминалось в первых комментах к первой статье проекта.. Что стоит выбирать адресата вызова более тщательно.

Правила - есть правила. 4 дня. И если один старается вкладывает душу и силы чтобы вписаться в указанный срок, другой теперь легко скажет - что болеет/занят. Прецедент теперь уже есть..

з.ы. Это я так ворчу. Мне как отстрелявшемуся участнику немного обидно.
Аганову - конечно поправляться.

Ogro написал 3 года назад: # скрыть ответы

Прочитал. Наконец.
Интересно, но ощущение что не успел раскрыть основные темы в статье. Начало интригующе, а потом как то галопом по темам.

Цель игры то в чем? Завалить опонента? Как валить? Побитый отряд выбывает из игры? Какие цели вообще у игры? В чем смысл всех этих перемещений между городами и портами?

Я так понимаю, картонки в подставках односторонние, то есть оппонент не видит, кем ты подошел к нему? Была такая игр - "сражение", где ходили такими фишками с циферками односторонними.
По этому это лучше чем миниатюры?

Вобщем, интересно было бы попробовать, по нынешним меркам - что то вроде простого варгейма-филлера, такая специфическая ниша, даж не припомню других подобных игр. И элемент древности игры тоже притягивает.
Но инфы очень уж мало в статье, с удовольствием продолжил бы читать, фот бы побольше, как новой так и старой игр, мыслей и впечатлений бы еще.

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Я же написал - уничтожить все войска (оппонента или оппонентов; если играют двое, то уничтожение войск одного игрока не есть финиш) или занять обе вражеские столицы ;)

Армии двухсторонние, все перемещение осуществляется в открытую. Во время боя убитый юнит снимается с игрового поля, таким образом у вас ограниченное количество армий.
Более того, потеря двух пеших юнитов сразу снижает ваше маневрирование - нельзя юзать дополнительный форсированный марш.

Ogro написал 3 года назад: # скрыть ответы

Ну, то есть, я правильно понял - это чистая драка "армий" без каких либо дополнительных/параллельных целей, а карта - это просто поле с модификаторами, без каких либо сюжетных значений. Сражение, одним словом.

Попробовал бы.
А почему тогда картонки по твоему предпочтительней миниатюр?

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

На поле нанесены 4 столицы (все доступны для атаки и с суши, и с моря; сразу есть соблазн поставить туда слона, но он бесполезен против флота, а ставить колесницу не хочется из-за её мобильности). Предполагаются различные маршруты перемещения (путь Ганнибала из Испании в Италию, дорога вокруг Понта). Собственно игра на правильное маневрирование и ресурсы (ведь каждый ход добираем карту) с целью нанесения точного удара. При этом не стоит забывать про защиту столиц.

Картонные фишки визуально лучше смотрятся нежели одноцветные пластиковые фишки:)

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

Да, мне обещали 4 промки из Эссена (https://twitter.com/paul_mcbear/status/609082450472517632) - это одноразовые эффекты (Амок, "Черепаха", шторм и "Пересекая море"), которые позволяют перебрасывать пехоту через море или изменять значения карт ресурсов в битве.

futb_all написал 3 года назад: # скрыть ответы

Годная статья!

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

Спасибо:)

PS есть ощущение, что мои фанаты уже отметились и наставили 2-3 кола :D

fonfrost написал 3 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за статью, интересно было прочитать про игру механики из которой в том или ином виде встречаются в современных варгеймах. По сегодняшним меркам конечно игра точно годиться только для непритязательной публики....

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: # скрыть ответы

Если сравнивать с Риском, то она на две головы выше и не выглядит анахронизмом. Более того, за счёт оформления игра будет интересна широкой аудитории и сейчас.
А вот если мы представим, что наши отцы и дедушки могли играть в нее, то....Я бы в 80-е с ума бы сошел от счастья, если бы мне подарили такую игру, а тут 50-е годы прошлого века!

fonfrost написал 3 года назад: # скрыть ответы

Не, бесспорно тут заложенные механики очень сильно опережали время, но все таки с 80 ты дал маху, в это время уже была куча классных игр. Взять хотя бы адаптированную классику от FFG или и ныне здравствующие и популярные варгеймы родом из 80.
А так согласен, массовой аудитории игра вполне должна зайти, все таки ее дальние потомки Мария, Фридрих, Секигахара и т.д. хоть и круче, но явно сложнее.

P.S. А в это время наши кустари выпускают Molon Labe....

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

Просто в 80-е я играл в кинь-двинь и не знал ни о ADnD, ни о многочисленных классических варгеймах того времени и тд.
Пираты Голицына стали откровением...
Представляю свой шок, если бы соседскому мальчику привезли Дюну :D