-AdRiver-
Ktm написал 5 минут назад к игре Война Кольца (Второе издание): # У кого-нибудь есть перевод карт и правил дополнения Воины Средиземья?...
Mae написал 8 минут назад к новости «Тесера»: что нового?: # Сайт как был не удобен, так и остался. В каждом блоке куча неудобносте...
Kirilloid написал 9 минут назад к игре Гранд-отель «Австрия»: # 1. Можно ли добавить виртуальный кубик к ячейке, где кубиков нет? Мо...
amberLord написал 9 минут назад к игре Новые игры. Полное фиаско.: # Определение баланса цитировать не буду) Но улучшение/изменение аспект...
mrdona написал 17 минут назад к игре Берсерк. Владыки Небес: # возвращение классики приятно удивило из плюсов: 1. у каждой колоды ес...
С миру по нитке [19.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games выпуст...
На экранах [19.06.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
«Тесера»: что нового?
Мы работаем над улучшением движка и интерфейса сайта.
С миру по нитке [18.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «ПРОСТОРОБОТ» раб...
Обзорная башня [18.06.2018]
В этом выпуске: обзор игры Last Night on Earth, предыстория игрового мира игры «...

UFO

Goa: абстрактная экспедиция

22 августа 2015

Информация

добавить
игры Goa
Дата: 22 августа 2015
Оценка пользователей
8.7232
-

Доброго времени суток!

 

Эта статья посвящена настольной игре Рюдигера Дорна, широко известной на BGG и обделённой вниманием на «Тесере».

 

В общем, время для русскоязычного обзора пришло! Хоть и с опозданием на десяток лет.

 

Итак, Goa — самое настоящее евро: абстрактное и слабо конфликтное. Тем не менее, присутствует необычная аукционная механика, а также связь с реальными историческими событиями.

 

В 1498 году легендарная экспедиция Васко да Гамы открыла морской путь в Индию. Так началась португальская колонизация. В 1510 году армия Афонсу д’Албукерки (губернатора Португальской Индии) захватила стратегически важный город. Он стал резиденцией губернатора и опорным пунктом для дальнейших завоеваний на Востоке. Этот город назывался Гоа.

 

Участники игры — мирные португальские торговцы, но борьба за плантации под солнцем предстоит не шуточная. На кону заморские специи, а значит — огромные деньги!

 

У меня вот такая немецкая коробка с удобным органайзером. Заявленное время партии — 90 минут, 2–4 участника.

 

В игре 5 видов симпатично-деревянных специй. Желающие могут снабдить их наклейками.

 

Ресурсов в виде карт гораздо больше. Даже деньги — это карты с изображениями дукатов.

 

Для безумных фанатов протекторов (таких как я) сообщаю: 120 штук, 44x68 мм. В свои ячейки в органайзере они уже не влезают, но место для размещения найти можно.

 

ПРАВИЛА

 

Я счастивый обладатель 2-го издания Goa: A New Expedition (2012 года рождения). По сравнению с версией 2004 года несколько изменён баланс и добавлены новые тайлы. Правила тоже изменились и обросли дополнительными вариантами.

 

Далее пойдёт описание правил 2-го издания (с некоторыми сокращениями и упущениями).

 

Итак, в центре стола располагается игровое поле. Оно предназначено для проведения аукциона и культурного хранения компонентов. Каждый игрок получает личное поле, поле развития (о них я расскажу позже) и небольшую сумму в дукатах.

 

 

Игра состоит из 2 фаз, а каждая фаза — из 4 раундов.

 

Перед началом фазы «A» в центральную часть игрового поля выкладываются 25 случайных тайлов с красной рубашкой, образуя квадрат 5x5. Они будут разыграны в четырёх раундах. Перед началом фазы «B» поле очищается, а затем заполняется тайлами с синей рубашкой (по тем же правилам). Эти тайлы будут разыграны в последних четырёх раундах.

 

Все раунды проходят одинаково: стартуют с аукциона и завершаются тремя (или более) действиями участников.

 

АУКЦИОН

 

Аукцион открывает стартовый игрок, владеющий тайлом флага. Он располагает его снаружи или внутри квадрата 5x5.
  1. Флаг размещается на свободном участке игрового поля.
  2. Флаг должен прилегать хотя бы к одному тайлу, как в «Каркассоне».

На выложенный флаг игрок помещает жетон своего цвета с цифрой «1». Затем ход переходит по часовой стрелке. Следующий игрок выбирает один тайл, смежный с флагом в любом направлении (можно и по диагонали). На этот тайл он укладывает жетон своего цвета с цифрой «2». Далее оставшиеся игроки по очереди выбирают тайлы и размещают жетоны. Последним ходит стартовый игрок. Он также выбирает тайл и размещает последний жетон.

 

На фото представлен пример игры на четверых. Стартовый игрок выложил жетоны с номерами 1 и 5.

 

Как вы уже догадались, на аукционе будут разыграны все отмеченные тайлы (сначала флаг, затем остальные в порядке очерёдности). Игрок, выложивший на тайл жетон своего цвета, считается аукционистом при розыгрыше этого тайла.

 

Рассмотрим как проходит розыгрыш:

 

Единственная валюта на аукционе — карты дукатов. Аукционист никуда не торопится и отдыхает. Остальные игроки по очереди могут сделать одну (и только одну) ставку или сказать «пас».

 

Наконец ход доходит до аукциониста. Тут возможны варианты:

  1. Все сказали «пас». Аукционист получает тайл безвозмездно, т.е. даром.
  2. Максимальная ставка составила, например, 5 дукатов. Аукционист говорит «пас» и получает эти самые 5 дукатов от соответствующего игрока.
  3. Максимальная ставка составила, например, 5 дукатов. Аукционист решает сам купить тайл. Он платит сумму в банк, но со скидкой в 1 дукат. В данном примере он платит 4 дуката. 

Победитель аукциона получает в своё распоряжение один из следующих тайлов:

  1. Флаг. Обозначает стартового игрока и приносит ему 1 карту действия. К ней мы вернёмся в конце раунда.
  2. Тайл плантации. Размещается на личном поле игрока и заполняется подходящими специями. Некоторые тайлы плантации приносят в конце игры 1 ПО (что на них и обозначено).
  3. Синий тайл. Тут же приносит ресурсы и уходит в сброс.
  4. Фиолетовый тайл. Остаётся лежать перед игроком, в конце игры принесёт (может принести) победные очки.
  5. Красный тайл. Остаётся лежать перед игроком, приносит ресурсы один раз за раунд (но не во время аукциона).
  6. Голубой тайл. Остаётся лежать перед игроком, применяется один раз за партию (но не во время аукциона). Он позволяет совершить что-то действительно необычное. Например, разжиться нужным тайлом в обход аукциона.

Вариант правил Bonanza вводит в игру зелёные тайлы. В начале каждой фазы они подкладываются под угловые тайлы квадрата 5x5. Таким образом, победитель аукциона может получить комплект из 2 тайлов. Зелёный тут же приносит ресурсы и уходит в сброс.

 

ДЕЙСТВИЯ

 

Итак, аукцион окончен, трофеи разобраны.

 

Теперь участники по очереди (начиная со стартового игрока с флагом) совершают по одному действию. Потом ещё по одному и ещё по одному. Итого 3 основных действия.

 

Далее игроки по очереди сбрасывают с руки 1 карту действия и совершают одно дополнительное действие. Если игрок не хочет / не может сбросить карту, он говорит «пас» и выбывает из раунда. Остальные продолжают по очереди сбрасывать карты действий. Как только все игроки пасуют, раунд завершается.

 

Количество действий за раунд не ограничено.

 

При желании 1 карту действия можно сохранить для использования в последующих раундах.

 

Каждый раз игрок выбирает, какое действие ему совершить:

  1. продвинуть маркер развития;
  2. построить корабли;
  3. собрать урожай;
  4. собрать налоги;
  5. организовать экспедицию;
  6. основать колонию.

До, после или во время действия он может применить эффекты тайлов, полученных на аукционе.

 

Похожая история и с картами экспедиции, но за одно действие можно сыграть с руки только одну карту.

 

 

Эффект от использования карты экспедиции отображается в верхней её части. Если там присутствует символ «А», значит, карта срабатывает только в комбинации с определённым действием.

 

Справа внизу виднеется остров (к которому отправилась экспедиция) и один из шести символов. Это тоже элемент механики... Механики сбора сетов! Каждая карта экспедиции, оставшаяся на руках у игрока, приносит в конце партии победные очки. Три карты с разными символами — это 3 ПО, а три карты с одним символом (например, со слоном) — это уже 6 ПО!

 

В заключение разберём все 6 возможных действий.

 

1) Продвинуть маркер развития

 

У каждого игрока есть своё поле развития. Оно состоит из 5 столбцов (соответствующих действиям со второго по шестое). В каждом столбце кубик-маркер обозначает текущий уровень развития. С помощью действия «продвинуть маркер развития» можно переместить один кубик на одно деление вниз. Нужно лишь заплатить указанное под кубиком количество специй и столько же карт кораблей. Специи снимаются с личного поля игрока, а карты сбрасываются с руки.

 

На фото поле развития красного игрока. Под маркерами — стоимость перемещения, справа — получаемый эффект.

На левом и правом краях обозначены бонусы:

  • За продвижение всех пяти маркеров на 1 деление игрок получает карту действия. И так за каждое продвижение.
  • Игрок, который первым продвинул маркер на четвёртое или пятое деление, получает карту экспедиции. И так по каждому столбцу.

Наконец, при финальном подсчёте каждый маркер принесёт от 0 до 10 победных очков в зависимости от своего положения.

 

2) Построить корабли

 

Игрок получает столько карт кораблей, сколько указано справа от маркера развития.

 

3) Собрать урожай

 

Справа от  маркера развития указано количество специй (любых), которые игрок может взять из запаса и разместить на личном поле. Специи размещаются на тайлах плантаций и колоний, если есть свободное место.

 

На фото личное поле красного игрока.

В нижней части хранятся жетоны аукциона.

В верхней части расположены 3 тайла плантации, приобретённые на аукционе.

В средней части основана колония (Quilon). Здесь может произрастать один из двух видов специй (по выбору игрока).

 

4) Собрать налоги

 

Игрок получает столько дукатов, сколько указано справа от маркера развития.

 

Деньги пригодятся на протяжении всей партии и даже при финальном подсчёте: самый богатый торговец заработает 3 ПО.

 

5) Отправить экспедицию

 

Справа от маркера развития указаны 2 цифры: меньшая — сколько карт экспедиции игрок может получить, большая — лимит карт экспедиции на руках. 

 

В процессе игры можно собирать неограниченное количество карт экспедиции. Соблюдение лимита проверяется только при получении карт от данного действия!

 

6) Основать колонию

 

За время игры каждый участник может основать до 4 колоний. По сути это те же плантации, но расположенные в других регионах. Щедрое вознаграждение (до 10 ПО) гарантировано.

 

Сначала игрок сообщает, какую из 4 колоний хочет основать. Теперь он должен завербовать столько колонистов, сколько указано на личном поле.

  1. Учитывается число колонистов справа от маркера развития.
  2. Из колоды открываются две карты экспедиции. Суммируется число колонистов в левой нижней части карт. Сами карты уходят в сброс.
  3. В завершение можно сыграть с руки карты колонистов.

Если в сумме заданная численность не набирается, игрок не может основать колонию. В утешение он получает 1 карту колониста.

 

В случае успеха игрок выбирает особый тайл с названием колонии. Он размещает его в соответствующем слоте личного поля и заполняет специями.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ ПАРТИИ

 

После окончания 8 раунда участники награждаются победными очками:

  • за продвижение маркеров на поле развития;
  • за количество основанных колоний;
  • за сбор сетов карт экспедиции;
  • за самый большой капитал в дукатах;
  • за некоторые тайлы плантации;
  • за фиолетовые тайлы.

Особо прославленный торговец объявляется победителем.

 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

Судя по голосованию на BGG, игра здорово идёт на четверых, но при этом хорошо масштабируется на троих и даже на двоих.

 

Это вполне объяснимо. Большую часть партии игроки копаются в своих колониальных песочницах. Интереснее другое, аукционная механика хорошо показывает себя даже в дуэльном варианте!

 

Мы отыграли 5 партий как раз на двоих.

 

Качество компонентов высокое, разве что поля игроков тонковаты. Есть оригинальный счётчик раундов и действий, состоящий из тайлов и жетонов. А вот средств для финального подсчёта очков почему-то не предусмотрено: ручка и блокнот спасают отца мировой колонизации.

 

Без знания языка можно обойтись. Надписи на тайлах легко запоминаются, географические названия тоже не представляют угрозы. Все эффекты карт экспедиции и тайлов обозначены наглядными символами.

 

По взаимодействию между игроками Goa мне напомнила «Замки безумного короля Людвига». Если же вспоминать про аукцион, на ум приходит Biblios. Этот филлер неплохо идёт на двоих, но требует удержания на руках множества карт.

 

Игроку на фото ещё повезло — в дуэльном варианте Biblios карт могло быть 15 или даже 20!

 

К счастью, в Goa  карты меньше по размеру, и многие из них двухсторонние, т.е. не скрываются от оппонента.

 

Новичков можно постепенно обучать по ходу ознакомительной партии. Правила, которые я так долго здесь описывал, хорошо воспринимаются на практике. И вообще, есть ощущение элегантности игровой механики: аукцион, менеджмент ресурсов и сбор сетов отлично уживаются в одной коробке!

 

Борьба за флаг на аукционе — один из залогов успеха. Во-первых, игрок с флагом сможет совершить дополнительное действие. Во-вторых, он окажет решающее влияние на выбор тайлов следующего аукциона.

 

Не менее важны карты экспедиции. Можно здорово развиться на применении их эффектов, а можно приберечь карты и собрать дорогой сет. В обоих случаях велика доля везения, но результат того стоит.

 

Всё вышеописанное — просто сильные тактики, не ограничивающие простора для экспериментов!

 

Есть, правда, одна особенность, оттолкнувшая многих от игры на двоих. Аукцион проходит в закрытую: игрок видит карты дукатов соперника, но не знает их номинала. При этом все финансовые операции в игре открыты для зорких и радостных глаз. Т.е. особо предприимчивый торговец может вести учёт и своих, и чужих денег.

 

Ситуация исправляется народными правилами. Самое простое: играть аукцион с открытыми деньгами. Тут есть и ещё один плюс: в конце партии обостряется борьба за итоговое превосходство в дукатах.

 

Игра проходит динамично: в свой ход участники совершают по одному несложному действию. Конечно, можно задуматься над комбинацией тайлов и карт или зависнуть на аукционе. Тем не менее, час с хвостиком на двоих пролетает незаметно.

 

А вот атмосферу путешествия в Индию придётся поискать (днём и с огоньком).  Да, мы основываем колонии в исторических центрах и отправляем экспедиции к реально существующим островам. Но всё-таки Goa — игра про накопление ресурсов и движение маркеров... Увлекательное накопление и азартное движение, скажу я вам!

 

Кстати, если хотите больше узнать о том самом городе, ищите Old Goa. Теперь это знаменитое туристическое место.


БОНУС

 

1) Редизайном карт никого уже не удивишь. Предлагаю удивиться чудесному редизайну коробки :)

 

2) Ну и маленькая викторина напоследок. В обзоре я промолчал, какие 5 видов специй присутствуют в игре. Попробуйте догадаться! Подсказка: то, что обычно красное и чёрное, здесь другого цвета!

 

 

P.S. Спасибо DJem'у за раритетную настолку!

 

P.P.S. Многие фотографии позаимствованы с BGG за просто так, не за деньги, не за флаг :)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
nifer написал 2 года назад: #

Замечательный обзор, приятно читать.

DJem написал 2 года назад: #

Спасибо, тоже хотел узнать про нее, так как являюсь фанатом игр автора Goa.

DmitriyP написал 2 года назад: # скрыть ответы

Спасибо, статья как по заказу, давно хотел почитать про Гоа. Давно к ней присматриваюсь, а найти ее сейчас непросто.

UFO написал 2 года назад: #

Пожалуйста! :)

Странно, что ее пока не планируют переиздавать: еще один тираж точно бы разошелся.

ZoRDoK написал 2 года назад: # скрыть ответы

Хочется сыграть в неё ещё? Пару партий за раз? Играть раз в неделю/две?

UFO написал 2 года назад: #

Пока очень нравится. Раз-два в неделю - самое то.
Игра завершается как раз вовремя, чтобы не наскучить. Но 2 партии подряд - многовато будет)