![]() |
Киберпанк, который мы заслужили |
Кампания по игре Human Punishment Social Deduction 2.0 с дополнением на Kickstar... | |
![]() |
Обзорная башня [19.02.2019] |
В этом выпуске: интервью с Колби Дауком, обзор нескольких сценариев игры «Агентс... | |
![]() |
«Седьмое поколение» (Gen7). Предзаказ |
Crowd Games предлагает всем желающим оказаться космонавтами в 7-м поколении. | |
![]() |
Обзорная башня [13.02.2019] |
В этом выпуске: два превью игры Dark Rituals, обзор игры «Место преступления», в... | |
![]() |
«Современное искусство» теперь и в России |
«Лавка игр» предлагает познакомиться с современными художниками! |
Несмотря на обилие настольных игр, охватывающих практически любые тематики, IT-сфера представлена в них крайне скудно. Возможно, какие-то игры на эту тему и существуют, но, кроме «Стартапа», я больше ничего не встречал и относился к этой игре с некоторым предубеждением.
Во-первых, играть в то, чем профессионально занимаешься каждый день из года в год, я считал напрасной тратой свободного времени, которого и так постоянно не хватает.
Во-вторых, начитавшись отрицательных отзывов, где люди жаловались на слабый баланс и беспощадный рандом, я решил, что это что-то вроде пати-гейма для айтишников, в который можно сыграть разве что под пиво на день системного администратора.
На деле же «Стартап» оказался неплохой экономической игрой, в которой многое решают способности игрока вести переговоры и планировать развитие бизнеса. Пусть даже и условно-настольного.
Вот так выглядит коробка
Игра продаётся в коробке в виде куба. Внутри лежат шесть карточек «Я» (это что-то вроде планшета игрока), толстая колода карт, пакет с пластмассовыми жетонами и два маркера, которыми игроки делают пометки прямо на картах.
Правила игры я читал в электронном виде ещё до вскрытия коробки, и необходимость отмечать что-то маркером на картах мне показалась дикой. Я даже приготовил для игры кубики маны из «Бастиона», чтобы ими отмечать ход игры. Но оказалось, что карты изготовлены из плотного глянцевого картона, с которого маркер прекрасно оттирается. Мы легко чистили карты обычными ватными палочками.
Для стартапа многого не нужно
Цель игры — первым заработать двадцать семь монет или иметь на руках больше всех денег, когда закончится колода проектов.
Разработка проектов — основной вид заработка. В основном это интернет-ресурсы, которые могут приносить как разовый, так и постоянный доход. К ним можно прикручивать дополнительные способы монетизации, чтобы увеличить прибыль. В общем, всё как в реальном интернет-бизнесе.
Так всё выглядит в начале
Теоретически проекты можно создавать своими силами. Тем более, что игрок по-умолчанию и швец, и жнец, и на дуде игрец. Он может разрабатывать дизайн, заниматься разработкой, наполнять сайт контентом и раскручивать его, но обычно сроки на реализацию проекта сжаты, и приходится нанимать команду сотрудников, которые будут работать за зарплату и сразу же уйдут, если им не заплатить. Но можно договариваться с другими игроками, чтобы те одолжили на недельку своих специалистов и помогли вытянуть проект в срок.
Менеджера нанял, а контент по привычке пишу сам
Управление персоналом здесь очень жёсткое. Поскольку действие Трудового кодекса на «Стартап» не распространяется, а работа выполняется без предоплаты, то тактика «Выкинь Васю на мороз» используется часто и с удовольствием. Например, можно в начале недели взять сотрудника, нагрузить его работой или сдать напрокат другому игроку, а затем просто выставить без выходного пособия. Я бы на месте разработчика внёс в правила ограничения на подобные действия. Например, штрафы после двух-трёх увольнений или необходимость увеличить зарплату новым нанимаемым сотрудникам.
Периодически случаются различные неприятные происшествия, которые отражаются на всех участниках. Кроме того, игроки могут строить каверзы друг другу.
Упс! Неприятность...
Рандом в игре действительно силён и непредсказуем. Например, вашим противникам достались проекты, которые можно запустить за две-три недели (хода) при дедлайне в четыре-пять недель, а у вас, как назло, все доступные проекты подразумевают большой объём работы при сжатых сроках.
Но это не баг, а фича. Здесь начинается дипломатия. Игроки могут меняться чем угодно, кроме карт, и принимать любые соглашения. Поэтому можно заключить с кем-то союз и сделать проект совместно, оговорив долю прибыли каждого участника. Или же, если бюджет трещит по швам и команда вот-вот разбежится, взять денег в долг под проценты.
Жена клепает проекты один за одним, но прибыль преимущественно разовая
В «Стартап» можно играть компанией от двух до шести человек. На мой взгляд, лучше всего играть вчетвером.
При игре вдвоём рандом становится неконтролируемым. Если в большой компании любые проблемы можно решить переговорами, то при прямом противостоянии двух игроков более везучий попросту задавит оппонента. Зачем ему о чём-то с ним договариваться?
Играть втроём тоже не особо интересно. Два лидера будут бороться между собой, пытаясь перетянуть отстающего игрока на свою сторону или хотя бы настроить его против оппонента.
Бэкапы — наше всё
Впятером и вшестером играть, конечно, интересно, но партия становится неоправданно затянутой. Поэтому четыре игрока — самое то.
Резюме: «Стартап» — неплохая экономическая настолка, которая понравится любителям игр, предполагающих активные переговоры между игроками. В связи с этим рандом делает игру интересной и насыщенной при достаточном количестве игроков, но скучной при игре вдвоём-втроём.
Самое трудное позади, и капитал стабильно растёт
В целом я рад, что мне удалось поиграть в «Стартап» и что моё представление о нём оказалось ошибочным. Не думаю, что когда-нибудь стану инициатором новой партии, но если мне предложат присоединиться, то, пожалуй, не откажусь.