| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
| игры |
Миры Ктулху
|
| проекты |
Настольные игры ON-LINE
Цифровой формат |
| Дата: | 17 ноября 2016 |
![]() |
| 7.8222 |
![]() |
- |
Хотя родоначальнику декбилдингов «Доминиону» через пару лет исполняется почётная десятка, декбилдинги всех мастей и игры с элементами этой механики продолжают выходить регулярно и столь же регулярно попадать на наши «голубые экраны».
Однако недавно на горизонте нарисовалась серия, у которой есть шансы стать декбилдинговым «Манчкином» современности. Это «Какие-нибудь Realms». Первой в линейке стала игра «Star Realms», на цифровую версию которой обзор можно прочитать тут, а на реальное подарочное издание, включающее в себя все актуальные допы, обзор скоро выйдет. Теперь у нас есть «Королевства Ктулху». Механика родительского декбилдинга (скорее, даже, начиная с прародителя «Ascension»), с одной стороны, столь абстрактна, а с другой — столь пластична, что натянуть её можно на любой сеттинг. Главное, чтобы сеттинг предполагал одновременный антагонизм участников и равные возможности найма ими сторонников n игровых фракций. Так что «Dune Realms» или «Marvel Realms» могут плодиться как «Манчкины»… с незначительными модификациями базовых механик. Даже не знаю, ждать этого с нетерпением или страхом.

(по рецепту Дарвина Кастла и Роберта Догерти в исполнении шеф-повара Г. Лавкрафта)
По сюжету игры, вы являетесь поклонником Великих Древних и ваша метафизическая цель — довести оппонента до сумасшествия, для чего применяются визиты страхолюдин, артефакты и прочие похищения людей Ми-Го с целью вживления в хромосомы инопланетной DNA к пущей радости постаревшего и обрюзгшего агента Фокса.
Механика игры проста как три копейки (ну, вдруг кто-то не знает, что такое декбилдинг?):
Получаете на руку 5 карт из стартовой колоды. Все входящие в неё карты позволяют немножко покупать, немножко бить соперника, а два посвящённых (Initiate) — и то, и другое, и можно без хлеба, да ещё и могут самозачиститься из колоды, но перед тем как станут героями и примут ислам, они ещё и пожертвуют неплохой бонус в закрома ктулшьей прародины. Архиполезные ребята, в общем. Эту колоду по ходу игры вам придётся модифицировать: по возможности избавиться от стартового шлака, набрать комбящие друг друга карты подороже. Как это происходит?

Перед вами выложенные в ряд 5 карт + бесконечная стопка посвящённых, которые можно покупать обоим игрокам (в свой ход, разумеется). Получили поболее зелёного ресурса и вперёд — загребать крутые карты обеими руками. Правда, они идут в дискард — и воспользоваться ими сразу обычно не получится. Придётся ждать, когда в стартовой колоде кончатся карты, после чего дискард тасуется и из новосформированной колоды выдаются 5 карт. Чтобы хорошие карты выходили чаще, необходимо избавляться от стартовых карт, иначе теорвер может изрядно огорчить уверовавших в то, что на решающем ходу из 30 крутых карт ну никак не могут выйти именно 5 бесполезных начальных карт.
Некоторые карты (локации) не уходят в сброс после окончания хода, а остаются лежать перед игроком до тех пор пока их не выбьет из игры противник. Примечательно, что для разрушения дурдома и сведения с ума оппонента используется один и тот же ресурс. «Ложки просто нет, Нео...» Одни локации защищают вас от нападок визави (пока они в игре, прикоснуться к вашему драгоценному серому веществу никто не может), другие имеют игровые эффекты. Но самое главное, все локации используются как «триггеры» для срабатывания фракционного эффекта, который присутствует на многих картах и требует присутствия в игре карты того же цвета.
В принципе, это всё, что касается данного семейства декбилдингов. («Star Realms» и «Ascension» с его многочисленными допами. Наверняка что-то ещё, но я просто не знаю, ибо коллекционировать игры, в которых надо 50 раз за партию перетасовывать колоду — не моё заглавное увлечение.)
Итак, давайте заново, занудно и назойливо выразим главную мысль. «Cthulhu Realms» — практически полный клон «Star Realms». И это надо держать в уме, если вы собираетесь совершить покупку. Отличия наблюдаются, но говорить о преимуществе некоторых из них сложновато. Поэтому давайте распишем их в виде цепочки «плюсов» и «минусов».
![]() |
![]() |
Внутриигровой магазин покупок какбе намекает на близкое родство двух игр
+ Вместо текста, описывающего игровые эффекты, на картах безъязыкие иконки.
- Качество инфографики, если честно, сомнительное. Начиная с уровня художественного исполнения, заканчивая ясностью и возможностью «понимания» без подсказки. В приложении-то эту проблему решили легко и изящно, а вот «в натуре» будет хуже.
+ Вместо безликих или шаблонных космических бандур — простые и приятные лица, здания и артефакты.
- Насчёт «простых и приятных» я переборщил. Мне лично такой стиль отрисовки не нравится от слова «совсем». Однако очевидно, он кому-то по душе. Вангую over 1 редизайн с мрачным артом. В общем, лучше ещё раз внимательно посмотреть на арт и решить, а не отвратит ли он от игры ваших партнёров?
+Оригинальная тема.
- Кого сейчас вообще можно удивить этим вашим Лавкрафтом? Что здесь оригинального? Скоро к этой теме присобачат механику мемори, и тогда даже 5-летние дети будут знать весь пантеон Великих Древних и доводить бабушку до инфаркта приветствием: «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн!»
+ Проще стало чистить собственную колоду. Зелёные карты, которые здесь отвечают за это действие, так и лезут в торговый ряд (по крайней мере в iOS-версии). Да и вообще ощущение, что баланс карт пересмотрели в пользу большего дружелюбия по параметрам «простота очистки колоды» и «как бы из последних сил» (многие карты дают эффекты за окончательное и бесповоротное решение вопроса об их дальнейшем присутствии в игре или при удалении из игры иных карт в течение раунда).
- А вот после поигранок на планшете сложилось столь же упорное ощущение, что с возможностями прокрутки колоды что-то недокрутили. Фракций, кстати, всего 3: зелёные, фиолетовые и жёлтые. Может, это только в бесплатной версии?
+ Стартовые колоды стали более полезными. Кроме карт, которые дают деньги и силу, есть ещё пара карт, которая даёт опционально оба варианта, да ещё и может быть удалена из игры, принеся неплохой для старта бонус на покупку.
- Честно говоря, давно напрашивается решение, чтобы таких карт, которые потом доступны в любой момент игры и не зависят от торгового ряда, стало два-три вида, а не унылый один. Считать ли нереализованную хотелку обзорщика минусом? Разве что оооочень субъективным.
+ Добавились весьма специфические и редко используемые, зато интересные возможности, например, повторно купить только что удалённую из игры карту.
- Увы, но общая ориентированность фракций на определённые типы действий как будто уж совсем клонирована из «отчего дома». Вот эта фракция специализируется на покупке и промотке колоды, вот эта — на лечении, вот эта — на атаке и бане собственных карт. Знакомо, не правда ли?
+ Карту, которая выйдет из колоды после покупки очередной карты торгового ряда, теперь видно сразу. Мелочь, а приятно.
- Поэтому оба противника подчас страдают «черепашьей болезнью» — кому охота брать что-то не очень полезное, чтобы в игру вошло что-то совсем бесполезное, а противнику открылось что-то более полезное?
![]() |
![]() |
Подсказки по возможностям карт доступны как в режиме покупки, так и в режиме хода. Приятно, что через объектив такого макроскопа можно пролистать сразу все карты, не возвращаясь каждый раз на главный экран.
Поскольку у меня куплена вся линейка «Star Realms», доступная на Android OS, и есть теперь ещё и подарочное издание в своём физическом воплощении (шикарная вещь, между прочим!), то я схалтурил как обозреватель и покупать платную версию «Ктулхов» за 379 рублей в appStore или за 381,51 (WTF?!) рублей в гуглплей совершенно не захотел. Ну его!
«Star Realms» в своей цифровой инкарнации была хороша в первую очередь не игрой с ботом (ха-ха!), а кампанией, которая выдвигала нестандартные условия, нестандартные задачи и заставляла принимать нестандартные решения. Ну и сетевая игра, безусловно. Даже Hard AI мог противостоять игроку разве что в случае тотального невезения с торговым рядом, а уж про Easy-бота и говорить нечего.
Что можно извлечь из игры в демо-версию «Cthulhu Realms»? Ну, понятно, что easy AI может выступить только в качестве мальчика для бритья, но не в этом суть. Как и у старшего брата, цифровая версия должна подкупать кампанией. И то ли я переел «Звёздных империй», то ли в первой главе кампании по настоящему оригинальных миссий… эээм, дайте-ка подумать… ни одной? Ну там 7 карт вместо 5 при раздаче, ну добор карты при вводе в игру здания, но всё это как-то… Совсем вторично и не вдохновляет в общем и целом на идею покупки ещё одной игры из серии «Realms».

Аватарка Easy AI очень хорошо отображает чудо, с которым вам предстоит столкнуться. Периодически возникает ощущение, что принцип Скарлетт О’Хары «I’ll think about it tommorow» искусственный интеллект применяет всякий раз, когда получает по щщам от игрока.
А теперь можно и переходить к приложению.
Игровая заставка и меню оформлены как 3D-панорама таинственной и загадошной комнаты. Глобус и черепа прилагаются. Качество анимации и самих объектов удручает. Текстуры мутные. В общем-то повода для недовольства нет — хуже было бы, если бы в угоду графическим изыскам была принесена возможность запуска приложения на устаревших технических платформах. Увы, проверить, как ведёт себя «Cthulhu Realms» на разных Android-устройствах, возможности не было. Asus Nexus и Lenovo S820 справлялись без проблем.
![]() |
![]() |
Малополигональный глобус живо напомнил мне о черепной коробке морпеха из Doom III. Хорошо, что ресурсов «Ктулху Реалмс» потребляет меньше.
Игра снабжена обучающим режимом (хорошо), который в свою очередь изобилует местами глуповатым, а местами очень даже и ничего юмором. «Попытайтесь не думать об этом слишком много… Просто подчиняйтесь без вопросов». Тем, кто играл в «Звёздные империи», тьюториал будет полезен разве что подробным разъяснением иконографики, но с учётом наличия присутствия подсказок по ним в самом игровом процессе его прохождение становится не таким уж и обязательным.
![]() |
![]() |
Игровой процесс умещается на 1 экране + всплывающие окна. Введение иконографики вместо текстового описания эффектов карт потребовало от разработчиков некоторой изворотливости, но реализованы подсказки по эффектам просто и интересно. Игровой интерфейс опять же копирует по большей части таковой в «Звёздных империях», и лично мне последний показался более удобным.
Причин этого немного, но главная — необходимость специального тапа на аватарке оппонента, чтобы нанести удар по его синапсам и подкорке. Забыть об этом элементарно и, хотя игра услужливо напомнит о неизрасходованном фрейдистском ресурсе провокации неврозов у противника, это раздражает. Как капающая в ванной вода. Как когда кто-то кроме вас барабанит пальцами по столу. Как когда за окном мелькают двухголовые тени… Аааааааа! Что со мной?
Есть и другие раздражающие моменты, например, связанные с удалением карт из игры — их не всегда удобно просматривать, а уж разрушение вражеской локации вообще протекает «вслепую» на экране iPad Mini: увеличить локации противника после выбора действия уничтожения одной из них по опции своей карты попросту нельзя. Помните об этом, друзья! Необходимость выполнения действий, не предполагающих логической последовательности, в этой самой строгой последовательности безмерно раздражает невнимательных людей. Приложение предполагает возможность сетевой игры, и, пожалуй, это гораздо интереснее, чем игра с ботами, и столь же интересно как игровая кампания (пока она ещё не пройдена).

Однажды в дневниках я описывал лютое занудство с целью набрать 1000 HP, пока оппонент балансирует на грани жизни-смерти вашей милостью. «Cthulhu Realms» позволяет провернуть эдакий трюк гораздо проще. Главное, не стесняться чистить колоду даже после того, как оттуда уже ушли стартовые карты.
А вот теперь неожиданное заключение. В целом и общем, и игра, и приложение имеют ряд достоинств и недостатков. Критичных для активного неприятия я не нашёл (тема и стилистика оформления могут таковыми стать для особо столичных снобов), но они в общем-то есть. Лично я бумажную копию игру буду брать (если она выйдет на русском) [прим. ред. — теперь уже: когда выйдет]. Потому что хоть поклонников Лавкрафта у меня среди игровой компании не водится, зато нелюбители космоса — увы, наблюдаются, даже среди брата, жены и сына (догадайтесь с одной попытки, ктоооо среди них не любит космос?). Ну и опять же, карикатурный арт жена любит. Так что придётся раскошеливаться.

А вся эта возьня в конце концов ради незамысловато анимированного фейерверка… ну и чувства интеллектуального превосходства (если вы играли с живым оппонентом, разумеется;).