Обзорная башня [23.04.2024] | |
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г. | |
С миру по нитке [23.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а... | |
С миру по нитке [22.04.2024] | |
О том, что происходит с сайтом и на рынке. | |
С миру по нитке [18.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе: «Д... | |
С миру по нитке [17.04.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: RollinGames изда... |
8.9122 |
- |
Для меня настольные игры — прежде всего интересный формат общения с друзьями. Поэтому я не очень люблю играть по сети в компьютерные версии настолок. iPad по сути — все тот же портативный компьютер, тем не менее, изо всех электронных устройств именно он оказался наиболее удачным средством для цифровой адаптации традиционных настольных игр.
Электронные книги никогда полностью не заменят бумажные, но очень заметно потеснят их уже в ближайшее десятилетие. То же самое, скорее всего, произойдет с настольными играми, которые в значительной мере переберутся на iPad-подобные устройства. Мне — заядлому любителю настольных игр — уже сейчас не приходит в голову играть в Small World из коробки: я могу сделать это гораздо быстрее и удобнее на iPad.
Выбор настольных игр, адаптированных для iPad, пока невелик. Игр, призанных любителями настолок, да еще и качественно переведенных в цифровой формат, — буквально единицы: Small World, Blokus, Uno, Scrabble.
Отдельно хотелось бы отметить игру, которая, насколько мне известно, никогда не выходила в традиционном виде — Honey, That's Mine!. Ее смысл — борьба за пространство и капли меда между 1—4 игроками. В распоряжании каждого три пчелы с разными свойствами. Основа стратегии — отрезать пчел противника от медовых запасов. Интересный игровой процесс, идеально подходящий для iPad, оригинальная механика, безупречная реализация. Единственный недостаток — AI слабоват, но с реальными соперниками вам скучать не придется.
Игр с посредственной реализацией больше. Тут можно назвать пару настолок самого плодовитого разработчика Райнера Книции — Money и Celtis Oracle. Присутствует и джентльменский набор классических игр: шахматы, шашки, го, людо, маджонг, нарды и т. п.
Впрочем, проблема ассортимента временная: сейчас релизы начинают сыпаться с все большей скоростью. Канадский разработчик Codito Development, Inc. объявил о скором выпуске целой плеяды настольных хитов, как-то: Le Havre, Tigris & Euphrates, Ra, Medici, El Grande, Tikal, Age of Industry, Brief History of the World. Все это богатство должно просыпаться на счастливых владельцев iPad уже до середины 2011 год. Жаль только, что текущее портфолио Codito Development заставляет усомниться том, что анонсированные игры будут достойно реализованы, — а ведь многие из них я бы с удовольствием приобрел и в цифровом формате.
Помимо этого громкого заявления, ждем выхода цифровых «Колонизаторов» и «Каркассона» — эти настолки, любимые во всем мире и хорошо известные в нашей стране, вот-вот должны прописаться на iPad.
Следует также заметить, что на iPad запускаются все игры для iPhone — хотя никаких особых преимуществ по сравнению с игрой на телефоне это не дает. Приложение будет либо запущено в центр экрана (и размер останется таким же, как на iPhone), либо растянуто на весь экран — но в этом случае картинка «поплывет» и потеряет всю красоту. Тем не менее, есть основания полагать, что наиболее достойные iPhone-настолки будут портированны и для iPad. Интересно, что частенько издатели добавляют в название таких адаптаций буквы HD (high definition — по аналогии с новым стандартом видео высокого разрешения). С нетерпением жду появления HD-версий уже давно вышедших на iPhone Zooloretto, Hive, Ingenious и ряда других прекрасно реализованных в «телефонном» формате игр.
Цифровые версии настольных игр появились задолго до «яблочного» планшета, и их сильные стороны хорошо известны любителям настолок. Разумеется, все эти преимущества сохранились и в iPad-адаптациях, а в некоторых случаях — прежде всего тех, что касаются портативности, — новому устройству даже удалось развить успех предшественников. Прежде всего — программа берет на себя все рутинные действия, оставляя игрокам только собственно игру. Теперь не надо сортировать фишки, тасовать и раздавать карты, фиксировать текущий счет, а в конце партии собирать все детали обратно в коробку. Все математические подсчеты — а они могут быть весьма нетривиальными — тоже делаются автоматически. Беспристрастная программа не позволяет случайно сделать ход не по правилам или намеренно сжульничать. Традиционную настолку почти невозможно «сохранить» — в iPad-версии для этого достаточно нажать на кнопку в меню, а потом можно вернуться к отложенной партии хоть через год. Виртуальные игровые компоненты не изнашиваются и не теряются, а наглядный обучающий режим и контекстная помощь делают освоение правил простым и быстрым.
Пусть я и не любитель игр в настолки по Сети, наличие такой возможности — безусловный плюс. Никогда еще не было так просто играть во что ты хочешь и когда ты хочешь. Помимо самой игры, выход в глобальную сеть дает множество приятных мелочей — от участия во всемирном рейтинге (возможно, даже с призовым фондом) до наблюдения за игрой асов (а наиболее примечательные партии можно пересматривать в записи!). Ну и никто не мешает разработчикам предусмотреть возможность общения между играющими не только текстом, но и голосом и видео.
Наконец, настоящий козырь iPad — это его размеры. Планшет значительно компактнее большинства настольных игр и позволяет взять с собой на вечеринку или в отпуск всю коллекцию цифровых настолок. Более того — теперь вам не понадобится искать свободное пространство, чтобы разложить все детали настолки. С iPad можете играть в дороге и даже в темноте. Хотя — и это не в пользу планшета — при ярком дневном освещении экран бликует, и разглядеть на нем что-либо становится проблематично.
Стоимость большинства настольных игр для iPad — 1-3 доллара, самая дорогой на текущий момент — Scrabble (10 долларов). Это в разы и на порядки дешевле обычных игр, цены на которые начинаются с 10 долларов и могут достигать нескольких сотен. А если вам не претит пиратство, то игры можно получать и бесплатно — с помощью специальной прошивки Jailbreak iPad . Не нужно платить за доставку и ждать, пока почта привезет вожделенные коробки. Это особенно актуально для нас в России, где игры продаются далеко не все, а те, что издаются у нас, не всегда достаточно качественные.
На другой чаше весов лежит стоимость самого устройства, без которого в iPad-настолки, разумеется, не сыграешь. В Америке iPad в настощее время стоит от 499 до 829 долларов. В России планшеты, ввезенные «в серую» и без гарантии — значительно больше: младшая модель от 26000 рублей. Тем не менее не следует рассмтривать эти расходы как инвестиции исключительно в игровое хобби. iPad — это еще и электронные книги, устройство для просмотра видео и персональный компьютер. Если вы можете себе его позволить — вряд ли станете жалеть о покупке. Автор данного материала купил iPad именно для игр, но гораздо более активно использует его и для всего остального, перечисленного выше.
При всех своих плюсах, iPad накладывает определенные ограничения на настольные игры, которые можно адаптировать под это устройство. В то время как один настолки идеально «ложатся» на планшетный формат, другие ставят перед разработчиками непростые задачи по оптимизации.
Играя на одном общем iPad, почти невозможно сохранить в тайне от других участников карты или жетоны, которые в обычной настолке вы держите в руке или за специальной ширмой. Изящный вариант решения нашли разработчики виртуального Scrabble (у нас эта игра одно время выходила под названием «Эрудит»): костяшки с буквами в «руке» игрока отображаются на его личном iPhone, для чего существует бесплатное приложение SCRABBLE Tile Rack. Конечно, без iPhone у каждого участника в такой Scrabble не поиграешь, и в этом главный минус схемы.
Другой вариант решения проблемы — попросту передавать iPad из рук в руки. Например, в адаптации игры Werewolf (аналог нашей «Мафии») игроки по очереди изучают предназначенную только для их глаз информацию, а для пущей безопасности предусмотрена большая кнопка перехода хода.
Другое ограничение число физическое — 9,7 дюйма, которые представляет собой диагональ экрана iPad. Не секрет, что в некоторых настолках игровое поле занимает целый стол — и понятно, что с переносом таких игр на планшет могут быть проблемы. Тут тоже возможны компромиссы, такие, как масштабирование поля или скроллинг — в конце концов, Google Earth вмещает целую планету — но, к сожалению это не заменит полезной возможности охватить взором сразу всю карту, разным игрокам одновременно смотреть на ее разные части и т. п.
Хорошо изданная настолка способна доставить и эстетическое наслаждение — оно начинается от ее распаковки, продолжается во время игры (перемещать увесистые фигурки, перебирать в руках жетоны, передвигать фишку на линейке победных очков) и заканчивается после партии, когда игровые элементы заботливо раскладываются по местам до следующего раза (хотя и не всем последнее нравится). Управление тач-скрином iPad гораздо ближе к традиционным настолкам, чем «мышь» или клавиатура — но до полновесной имитации все еще далеко. С другой стороны, другие органы чувств — зрение и слух — именно на iPad могут получить гораздо больше. В распоряжении разработчиков видео и анимация (правила, инструкции, развитие сюжетной линии), а также звук (любая информация, звуковая схема взаимодействия с игровым миром, атмосферная музыка).
iPad становится местом, где встречаются традиционные настолки и цифровые развлечения, — и эта встреча вполне может привести к появлению принципиально новых игр, которые, сохраняя генетическую связь с настолками, по тем или иным причинам невозможно реализовать в картоне и дереве. Такие развлечения наверняка будут интересны и настольщикам, и любителям видеоигр.
Как уже говорилось, компьютер берет на себя все рутинные операции, в том числе и утомительные вычисления (скажем, я бросил коллекционную карточную игру EVE: The Second Genesis именно из за того, что мне довольно быстро наскучили ежеминутные и затянутые подсчеты результатов звездных перестрелок). А это значит, что для iPad можно выпустить игру с каким угодно сложным математическим аппаратом. Например, основанную на математическом симуляторе «Жизнь»: игроки задают начальные условия, а потом завороженно наблюдают за происходящим на игровом столе, время от времени вмешиваясь в процесс.
Несложно предсказать и появление игр с динамикой реального времени. Например, одну из лучших видеоигр жанра «осада крепости» — Plants vs. Zombies — можно переделать в тактическую многопользовательскую: одни игроки подбирают и высаживают разного типа растения для защиты, другие — запускают волны зомби. Такая гремучая смесь понравится как любителям настольных стратегий, так и фанатам компьютерных аркад.
Одна из тенденций 2010 года — появление настолок-конструкторов. Например, перед партией в «Монополию» игроки сами решают, из каких клеток будет состоять поле на этот раз. Насколько же проще эта идея реализуется на iPad! Индивидуальности можно добавить и другим элементам игры: выбирать цвет фишек неиз пяти вложенных в коробку, а изо всех известных природе, загрузить собственное фото на карточку своего персонажа и т. п. Со временем творческие возможности игроков станут неограниченными: они смогут придумывать сценарии, делать неофициальные дополнения, менять дизайн и многое другое. Не за горами редакторы, которые позволят создавать с нуля собственные цифровые настолки — уже сейчас такие программы существуют для коллекционных карточных и ролевых игр.
* * *
iPad считается революционным устройством во многих областях — британский актер Стивен Фрай даже назвал его первым настоящим персональным компьютером, — и то, что он сделал для цифровых настолок, не исключение. На сегодня это лучшее цифровое устройство для адаптации настольных игр, замечательно подходящее для большинства игровых механик и типов настолок. В ближайшем будущем нас ждет не только бум iPad-версий настольных игр, но и появление настольно-цифровых развлечений принципиально нового типа — огромного поля для творчества и открытий.