-AdRiver-
igelkott написал 11 минут назад к статье Настольные соседи. Выпуск №80: # Спасибо! Исправил:)
Rishat написал 13 минут назад к игре Нечто из глубокой бездны: # Игра очень хорошо заходит при игре вчетвером, так как нет даунтайма.
Rishat написал 16 минут назад к игре Нечто из глубокой бездны: # Во второй редакции есть поправкам к правилам, где говорится что в тако...
snowbody написал 22 минуты назад к новости Seasons. Предзаказ на CG: # Великий смысл в том, чтобы его продать. :)
snowbody написал 23 минуты назад к новости Seasons. Предзаказ на CG: # И простых покупателей, которым не очень хочется заплатить деньги и зан...
Seasons. Предзаказ на CG
Уникальное издание на русском языке!  
С миру по нитке [20.04.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.
Портал в мир приключений [19.04.2018]
Что сейчас происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем...
Голосуем кошельком [18.04.2018]
О том, что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках.
GaGa Games локализует Bunny Kingdom
Издательство планирует выпустить игру Ричарда Гарфилда уже в этом году.

vladdrak

Игра, которая выдержит конкуренцию с преферансом...

Игры-История-Культура. Выпуск №14, 27 января 2012

Информация

добавить
игры Scrabble
проекты Игры-История-Культура
Дата: 27 января 2012

Рейтинг 9.54

оценка «Тесеры» оценка пользователей
- 9.5424
-

В последнем, предновогоднем номере газеты «Неделя» за 1962 год, на 21 первой странице, была опубликована статья с подзаголовком (заголовок я пока утаю) «Игра, которая выдержит конкуренцию с преферансом и может посрамить его». И это правда. В статье писалось:

 

«... Мы предлагаем новую игру — игру для стариков и молодых, академиков и студентов, взрослых и детей, командировочных и курортников! Игра эта требует свежей головы, полнейшей сосредоточенности и тишины, абсолютной тишины.

 

Нет, нет, мы рассчитываем не на 31 декабря — мы думаем о первом вечере нового года, уютном, тихом вечере 1 января.

 

... Приготовление займет минут сорок, от силы час...»

 

За это время читателю предлагалось изготовить 125 фишек размером 2х2 см. Из картона или, в случае постоянной игры, из дерева. И написать на них по букве и числу. Вот теперь пора раскрыть название статьи: «Словомёт». После инструкции, каких букв сколько и по какой цене, было нарисовано поле «Скрэббла». Т.к. газета чёрно-белая, то давались и инструкции, какие призовые поля в какой цвет надо раскрашивать. А потом шли правила игры (подчеркивания мои):

 

«Финиш — 101 очко.

 

Берите каждый по 7 фишек. Из них надо составить слово, да такое, которое было бы подороже. Тактика игры: «всунуть» в слово побольше дорогих фишек и постараться попасть на цветные квадраты. Да, конечно, для этого нужно быстро соображать и точно видеть. Тугодумам за игру садиться без тренировки не советуем. На ход даётся одна минута.

 

Слова читаются слева направо, сверху вниз. В любой момент игры на доске должны стоять по этим направлениям только полные законченные слова — существительные в именительном падеже и единственном числе. Имена собственные — нельзя! Бранные слова — исключаются! Увеличительные, уменьшительные и даже ласкательные суффиксы — запрещены!

 

Если минуты на то, чтобы найти слово, не хватило, вы теряете право на ход, но зато приобретаете другое право — сменить любое количество фишек, хоть все семь.

 

Повторять слова нельзя. Цветная клетка используется только один раз «первооткрывателем».»

 

Вот такие суровые правила. Автора статьи нет. И могу только предположить, каким путём появились эти правила. Газета «Неделя» хоть и была фактически независимым изданием, формально являлась приложением к газете «Известия», у которой был сильный штат журналистов-международников. И через третьи руки неполная информация о «Скрэббле» попала в редакцию «Недели», а журналисты сами додумали недостающие правила.

 

Спустя несколько лет, летом 1968 года, произошла «амнистия» — вышел июльский номер журнала «Наука и жизнь» с вот такой задней обложкой:

 

 

И со статьей «Крестословица», в которой многие правила «Словомёта» изменены на противоположные. Хотя начало похоже:

 

«Из тонкой фанеры или толстого картона вырежьте 130 фишек размером 2х2 см, если вы надумаете делать также и доску для игры, и 0,9х0,9 см, если вы будете использовать как игровое поле 4ю стр. обложки этого номера журнала.

 

Новые слова должны включать в себя букву (буквы) уже написанного слова. Выкладывать новое слово на пустом месте нельзя, слова должны «цепляться» друг за друга. Отсюда, между прочим, пошло английское название игры — «скреббл», что можно перевести как «карабкаться», «цепляться».

 

Слова читаются, как в кроссворде: слева направо или сверху вниз. Выложив слово, игрок берёт из общей кучи столько фишек, сколько он выставил: к следующему ходу у него должно быть снова 7 фишек.

 

Пишут слова по очереди.

 

Какие слова можно писать? Те же, что встречаются в кроссвордах. Имена существительные в именительном падеже единственного числа. Географические названия, названия пьес, кинофильмов, опер и т.д. Фамилии знаменитых людей... Имена и клички не принимаются (если они не попадают под предыдущее правило, например, «Каштанка»).


Слова с уменьшительными суффиксами не пишут.

 

Очки за «удвоение» и «утроение» и буквы и слова получает не только первооткрыватель поля, но и тот, кто сумел продолжить слово, и тот, кому удалось составить слово, проходящее в перпендикулярном направлении.

 

За один ход вы можете использовать любое количество фишек из имеющихся у вас на руках. За один ход можно составить одно, два, а, если сумеете, то и больше слов.

 

Если вы не смогли придумать слово, вы пропускаете ход и, сказав «меняю», можете поменять любое количество фишек.

 

Играют до условленного количества очков, например, 200. Но игра продолжается до того момента, когда все сделают одинаковое количество ходов. И кто-то может набрать даже больше очков, чем игрок, первым набравший условленное количество очков.

 

Играют и до полного исчерпания «кассы». В этом случае сумма очков фишек, оставшихся на руках, вычитается из суммы набранных очков.»

 

А теперь маленькое отступление. Я с детства верил, что стоимость и количество букв для «Эрудита» специально рассчитали учёные. Вам доводилось такое слышать? Так вот, теперь я точно знаю, что это правда. Но... как говорится, во многих знаниях — многие печали.

 

Журнал «Наука и жизнь» был ориентирован на просветительскую деятельность. Статья «Крестословица» предваряла следующую, бо'льшую статью «Крестословица и математика», посвящённую тому, зачем при изучении современного русского языка нужны математические (скорее статистические) подсчёты. Статья интересная и познавательная, но оставим только то, что относится к теме игры.

 

И начинается статья абзацем:

 

«Таблица, которая содержит сведения о «наборной кассе» «крестословицы» — числе фишек с той или иной буквой и её ценой, составлена по просьбе журнала научными сотрудниками Института русского языка АН СССР Л.К. Граудиной и В.А. Ицковичем. (лёгкий поиск в сети выдает нам, что люди это безусловно опытные в своей области, если их книги до сих пор переиздаются) Слово им:

 

Казалось бы, решить поставленную перед нами задачу довольно просто. Для этого надо обратиться к частотному анализу русских текстов... Московские учёные Г.Г. Белоногов и Г.Д. Фролов провели подсчёты на материале деловых текстов объёмом 200 тысяч букв...


На 1000 букв:

 

А — 80 Р — 58

Б — 17 С — 47

В — 57 Т — 62

Г — 11 У — 20

Д — 39 Ф — 2

Е — 84 Х — 13

Ж — 10 Ц — 3

З — 17 Ч — 18

И — 70 Ш — 5

Й — 16 Щ — 3

К — 26 Ъ — 0,3

Л — 25 Ы — 18

М — 34 Ь — 17

Н — 72 Э — 2

О — 105 Ю — 6

П — 37 Я — 25

 

Но воспользоваться всеми этими данными так просто мы не можем. Нужны коррективы. И вот почему.

 

Говоря о частоте букв, надо учитывать их позицию в слове: одни чаще встречаются в начале слов, другие никогда не начинают слова, но достаточно часты в конце... По данным Белоногова и Фролова 154 слова из 1000 начинаются с буквы П, в 17 случаях она стоит в середине слова, и лишь в 1 из 1000 в конце.

 

Ещё одно очень существенное обстоятельство, осложняющее нашу задачу. Оно связано с тем, что по правилам игры можно использовать только имена существительные в единственном числе, именительном падеже. В них распределение букв может отличаться. Например, основную массу слов с Й на конце составляют прилагательные и причастия...

 

Вот и получается, что для «наборной кассы» алфавита «крестословицы» надо было бы провести анализ только по допустимым словам. Специально такую работу пока никто не проводил, и поэтому оставалось воспользоваться наиболее подходящими данными, внеся в него некоторые коррективы. И если наши скорректированные результаты всё же грешат неточностями, то остаётся только утешиться тем, что это всё-таки игра, и только игра.

 

... Источник «вынужденного произвола» связан с очень большим разбросом в частоте отдельных букв. Так, например, буква Ъ встречается в текстах в 10 раз реже буквы Щ... Вот и получается, что для точного отражения частот пришлось бы делать кассу в 3 тысячи букв.

 

Что же касается цены каждой буквы, то она назначена как обратная величина частоты с округлением.»

 

Ну а теперь я дам волю своему ворчанию. Стоимость букв в «Эрудите» полностью совпадает с «Крестословицей». И, зная, как определялись значения, у меня серьёзные претензии как минимум по двум буквам. Тем самым, о которых говорили авторы.

 

Известно, что Баттс, закончив частотный анализ для своей игры, принудительно уменьшил число S в наборе, т.к. слова должны были быть в единственном числе.

 

Посмотрите на вышеприведённую таблицу частот, на буквы в диапазоне от 10 до 20. Я даже не буду придираться к тому, что произвольно одни стоят 3 очка, другие 5. Но единственная буква из этого диапазона, стоящая 2 очка — это Й, про которую сказано, что она будет встречаться реже, чем говорит статистика. В «Словомёте», где стоимость определяли на глаз, 2 буквы Й стоимостью в 4 очка, в «Крестословице» наоборот — 4 стоимостью 2. И это явная ошибка.

 

Вторая ошибка не столь явная. Тут прошу поверить моему опыту. «Эрудит» для меня — самая играемая игра прошлого года. И за несколько сотен партий ни разу никому не удавалось выложить слово с Ъ, в результате у нас самое мягкое название этой фишки — «эта кривая». И это вполне объяснимо, если для других букв стоимостью в 10 очков можно придумать несколько 2-х- и 3-хбуквенных слов, то для Ъ самое короткое слово, которое я придумал, состоит из 4 букв. И оно одно, остальные длиннее. А раз сами авторы говорят, что для того, чтобы положить в набор одну такую букву, надо бы кассу в 3000 фишек, то логичней было бы дать цену букве, а в набор не класть, вполне можно обойтись и «звездочками».

 

 

«Словомёт»

«Крестословица»

(Эрудит»)

«Скрэббл», рус.

Кол.

Ст.

Кол.

Ст.

Кол.

Ст.

Всего

125

 

130(131)

 

104

 

А

10

1

10

1

8

1

Б

3

3

3

3

2

3

В

5

1

5

2

4

1

Г

3

2

3

3

2

3

Д

4

2

5

2

4

2

Е

10

1

9

1

8+1Ё

1, Ё 3

Ж

2

5

2

5

1

5

З

2

5

2

5

2

5

И

10

1

8

1

5

1

Й

2

4

4

2

1

4

К

4

2

6

2

4

2

Л

4

2

4

2

4

2

М

4

2

5

2

3

2

Н

6

1

8

1

5

1

О

12

1

10

1

10

1

П

4

2

6

2

4

2

Р

6

1

6

2

5

1

С

5

1

6

2

5

1

Т

6

1

5

2

5

1

У

4

2

3

3

4

2

Ф

1

10

1

10

1

10

Х

1

5

2

5

1

5

Ц

1

5

1

10

1

5

Ч

1

5

2

5

1

5

Ш

1

8

1

10

1

8

Щ

1

10

1

10

1

10

Ъ

1

10

1

10

1

10

Ы

2

4

2

5

2

4

Ь

2

3

2

5

2

3

Э

1

8

1

10

1

8

Ю

1

8

1

10

1

8

Я

4

3

3

3

2

3

*

2

 

2(3)

 

2

 

 

Полная сравнительная таблица стоимости и количества букв в разных вариантах игры. Если вам не понравится следующий абзац, сравните в таблице данные по 1 и 3 играм.

 

Часто говорят, что «Эрудит» — это пиратская копия «Скрэббла».

 

 

Мне не удалось найти, кто и когда первым начал его промышленно производить. Указанный на BGG 1988 год выглядит ошибочным. Но, после всего вышеизложенного, очевидно, что он потомок обеих игр — и «Словомёта», и «Крестословицы». Из второй он взял «наборную кассу» и разрешение выкладывать несколько слов за ход, от первого унаследовал строгость правил. А от дедушки-Скрэббла позаимствовал призовые очки за избавление от всех букв. Все эти три игры хоть и используют для игры одинаковое поле, значительно отличаются между собой по правилам. А «Эрудит» к тому же играется на несколько другом поле, сравните фотографии. Ровно столько же призовых полей потерял и сам «Скрэббл» по сравнению с «Лексико» Баттса. Вдобавок, мы теперь знаем, что механика игры не защищается авторским правом. Бруно получил патенты лишь на торговое имя «Скрэббл» и на зубчики на полях-умножителях, которые позволяют им выделяться на фоне остальных, даже когда на них лежат фишки. Такого дизайнерского изыска «Эрудит» никогда не имел.

 

В общем, хоть авторское право — чуть ли не самая мутная область нынешних человеческих взаимоотношений, но рискну заявить, что «Эрудит» — вполне законнорожденная игра, состоящая со «Скрэбблом» в родственных отношениях.

 

А закончить хочется словами: «Набоков — пошляк». В одном из его романов упоминается вымышленная игра «Флавита, скорее, правда, «Анаграммы», чем «Эрудит». И героиня говорит: «Я была маленькой девочкой, не знала анатомии, поэтому никак не могла придумать слово с пришедшими мне буквами ЛИКРОТ, в результате выложила РОТИК...». Думаю, что для многих игроков в словесные игры не составит труда понять, на какое слово намекал Владимир Владимирович.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
punktum написал 4 года назад: #
Вопрос, который мучает меня много лет.

Так можно ли как у вас на последнем фото писать слова рядом? Точнее, по каким правилам можно?

OS написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Обнаружил что ГОСТ и ОСТ датированы 1975-ым годом. Так что скорее всего это и есть год начала выпуска игры.

vladdrak написал 6 лет назад: #

Да, наверное ты прав.

OS написал 6 лет назад: #

Играл в Эрудит в 1982-ом, и помню что это не было новинкой.

Jenny написала 6 лет назад: #

Прочитала с большим удовольствием. Сам "Эрудит" лежит на даче до сих пор, правда, часть букв потеряна, хранится больше как память.

Valenox написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Если я завтра издам игру, в которой либо перекрашу поле, либо изменю его конфигурацию, либо помимо обычных скрэббловских тайлов там будут фигурировать тайлы с плюсиками, минусами, звездочками, которые будут позволять по особым правилам добирать тайлы из мешочка, тырить тайлы у соседа, умножать буквенную сумму на большее число, - т.е. чуть изменят геймплей, то это тоже будет законнорожденная родственница Cкрэббла?

Наверное, нет. Хотя формально не подкопаешься.

Я бы похвалил журналистов из советских изданий. Они скрасили многим серые будни, при этом не извлекали выгоды из воровства идеи (если не считать привлечение подписчиков, хотя тогда размер тиражей диктовался со Старой площади). А вот с Эрудитом не все так чисто.

vladdrak написал 6 лет назад: # скрыть ответы

У меня два контраргумента.
Я честно пытался разобраться в вопросах авторского права. Чем и вызвана неодобрительная реплика в его адрес. Судя по всему, всё упирается в то, как трактовать фразу "Не является нарушением авторского права создание нового произведения на базе существующего". И вот два примера:
1. Как минимум этого самого создания, описанного мной, у Эрудита куда как больше, чем у таких словесных игр, как Игросказ или Бум.
2. И если мы посмотрим на родину Скрэббла, то увидим и там такую же историю. (Если у меня будет нехватка материала, я перепечатаю из своего ЖЖ статью про Лоу) Игра Лоу Ад-Либ отличается от Скрэббла наличием чисел и на игровом поле. При выкладывании слова числа на поле и буквах суммируются. И это да, именно "законнорожденная родственница Скрэббла". По американским законам.
Хотя, конечно, с точки зрения морали можно все эти игры обсуждать и осуждать.

ЗЫ: И да, обсуждаем мы только Эрудит, т.к. со Словометом и Крестословицей всё однозначно ОК. По тем же законам не является нарушением авторства:
- публикация в СМИ с просветительской или информационной целью
- создание копии произведения для личных нужд
Сами статьи - первый пункт, а "вырежьте из картона" - второй.

Valenox написал 6 лет назад: #

Мне понравился ваш ответ.

Но, право, я уже написал "формально не подкопаешься", поэтому "обсуждать и осуждать" можно, действительно, только с позиций морали и личного взгляда на заимствование идей в той или иной степени.

Лично у меня позиция сейчас примерно такова: да, можно изменять/"улучшать" предшественницу, не используя название и другие охраняемые офиц. вещи, но в качестве реверанса и хорошего тона следует делать ссылку в "credits" на труд предшественников.

Более того, я бы предложил законодателям закрепить это документально. Тогда, покупатель мог бы оценить степень "патентной чистоты" того, что он покупает, при случае сравнить продукт с аналогами, сделать выводы для себя на будущее ("эта фирма славится косметическими изменениями, а эта - значительно улучшает чужие игры, эти же - просто лепят свое лого на чужие разработки и т.д.").

Как следствие, это положение больше стимулировало бы авторов/издателей создавать что-то реально новое, а не перепевы старого.