-AdRiver-
Desert_witch написал 3 минуты назад к мысли на тему Lords of Hellas. Первые впечатления: # *Шепотом, перед этим оглядевшись по сторонам* Я понятия не имею. :| Во...
Desert_witch написал 6 минут назад к мысли на тему Обзор Unlock!, Exit: the Game, Deckscape и переводы Пафа.: # Уоп. Если успеете - подредактируйте цитату, я очень не хочу чтобы по в...
slflycat написал 10 минут назад к мысли на тему Lords of Hellas. Первые впечатления: # Что-то я не очень понял - а зачем цветные миниатюры сначала закрашиват...
Skivbard написал 11 минут назад к мысли на тему Обзор Unlock!, Exit: the Game, Deckscape и переводы Пафа.: # >>И, если честно, второй подход мне нравится гораздо больше. Сюжет - э...
catch_22 написал полчаса назад к новости Может ли смерть умереть?: # Судя по фотке, это самка ктулхи.
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...
Предзаказ на дополнения к «Кромешной тьме»
Ещё 4 дополнения для поклонников игры «Кромешная тьма». 
С миру по нитке [13.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпус...

vladdrak

Ты играйся, черный ворон...

Игры-История-Культура. Выпуск № 20, 03 апреля 2012

Информация

добавить
проекты Игры-История-Культура
Дата: 03 апреля 2012
Оценка пользователей
9.9020
-

Девятый номер моего выпуска был, скорее, дискуссионным, чем историческим. Напомню, что там я высказывал мысль, что древнеславянская игра тавлеи относится к играм шашечно-шахматного типа. В принципе, это одна из трёх существующих сейчас гипотез. Ещё есть варианты, что это игра, похожая на го (без всяких обоснований), и что это игра, относящаяся к семейству тафл-игр (Tafl). Ну, тут на первый взгляд есть ударный аргумент. Просто на слух сравните: тавлеи, тафл... Похоже. Правда, я склонен поверить тому, что сходство вызвано тем, что оба названия происходят от латинского tabula, т.е. — игры, имеющие игровое поле. Во всяком случае у скандинавов Skaktafl — шахматы, а Kvatrutafl — нарды. И из-за этого обилия тафлов разные историки по-разному относят игры к вышеуказанному семейству. Для одних это только игры, подобные Hnefatafl'у, другие добавляют и игры типа Halatafl, с примечанием, что это более поздние варианты игры. Во всяком случае, я планирую рассказать про оба типа игр. Первый — про воинов, второй — про хищников.

 

Итак, первая игра. Серьёзная игра для серьёзных людей. Во всяком случае, экземпляр игры обнаружен в могиле конунга.

 

 

Существует много вариантов игры, много регионов, где в неё играли, много разрозненных археологических находок и определённое число упоминаний правил в исторических памятниках. Однако всё это вместе собрать в одну игру не так просто. Во многом реконструкторам игры приходилось гадать.

 

Археологические находки элементов игры датируются, начиная с 400 г.н.э. Пик приходится на 10 век. Но долгое время историки не догадывались, что разные предметы из разных раскопок связаны между собой. Хотя находки бывали достаточно полными. Вот 25 предметов из могильника в Швеции, датированных ориентировочно 750 годом:

 

 

И эти 25 предметов плавно переадресовывают нас к игре «Таблут» (Tablut), правила которой наиболее известны и послужили прообразами реконструированных правил остальных подобных игр.

 

В 30-х годах 18 века известный ученый Карл Линней совершил научную поездку в Лапландию, где наблюдал, как саамы играют на расчерченной оленьей шкуре в свою национальную игру под названием «Московиты и шведы». Правила ему никто не объяснял, но он записал то, что понял из них, наблюдая за игрой. И эти правила верны для всех игр семейства.

 

  1. Цель атакующих — съесть короля, цель защищающихся — вывести короля с доски.
  2. Все фишки ходят, как ладьи в шахматах.
  3. Центральное поле именуется «троном» (konokis в «Таблуте») и у него особые правила.
  4. Чтобы съесть фишку соперника (кроме короля), надо поставить с двух противоположных сторон фигуры свои фишки — сделать захват. Король в захвате не участвует. Если король на троне, то его надо окружить с 4-х сторон. Если ушёл — то с двух.
  5. Король не может возвращаться на трон, московиты не могут возвращаться на свои стартовые поля.
  6. В разных описаниях разные правила вывода короля. Где — только с угловой клетки, где — с любой периферийной, кроме стартовых полей московитов. Где надо только придти в эту клетку, а где — простоять ход, и если за ход противника не пленили — то победа.

 

Но чем дальше, тем больше находилось различных вариантов этой игры. Вторая по документированности —игра из Уэльса Tawlbwrdd (даже не буду пытаться пробовать написать это по-русски). В Валлийской национальной библиотеке хранится рукопись 1587 года, в которой описаны правила игры. Однако она не полностью читаема. В версии 1587 года в эту игру играют 24 фишки атакующих и 12 + король защищающихся на доске 11 x 11. Однако та же самая игра упоминается в законах короля Hywel Dda, правившего в начале 10 века. Вот эти законы должны понравиться любителям варгеймов. У этого короля не указывалось число фишек, а писалось, что каждый игрок набирает армию на 60 пенсов, при этом король стоит 30 пенсов, а воин — 3 пенса и 3 фартинга. Т.е. при пересчёте получаем как раз 16 и 8 воинов с каждой стороны, как в «Таблуте».

 

Ирландская игра Brandub, что в переводе означает «Чёрный ворон», игралась на поле 7 х 7 и, как говорится в одном из ирландских стихотворений 13 века:

 

Ты лети, мой славный чёрный ворон, выше гор.

У меня пять человек белого серебра и восемь — красного золота.

 

Т.е. атакующих было 8, а защитников вместе с королём пятеро.

 

Поэтичность, как названия, так и описания игры, натолкнула меня на мысль именно эту игру вынести в заголовок.

 

Пора уже сформировать общие правила игр семейства, кроме общих правил игры. Для игры используется квадратное поле с нечётным числом клеток. Расстановка симметрична. Соотношение фишек 2х:1х+король.

 

Теперь можно кратко упомянуть другие исторические игры этого семейства:

 

Ard Ri — шотландская игра на поле 7 х 7, но с количеством фишек 16:9.

 

Hnefatafl — собственно, та самая скандинавская игра, которая считается прародительницей всего семейства. Игралась на полях либо 11 х 11, либо 13 х 13, с фишками 24:13. Что делает её весьма похожей (за исключением предполагаемой начальной расстановки) на Tawlbwrdd версии 1587 года.

 

Ну и наконец, самый большой по размеру представитель семейства — «Игра Евангелистов» (Alea Evangelii). На BGG она ошибочно датируется 800 годом, на самом деле — 10 век. Т.к., согласно летописи, епископ Бангора (город в Уэльсе) Dubinsi придумал и привёз эту игру в подарок епископу Рэмсбури Aethelstan. А тот занимал свой пост в 909-927 годах. Изобретатель как-то увязал количество фишек с количеством евангелистов. И это единственная игра, которая играется на поле с чётным числом клеток — 18 х 18. Потому как из всё тех же религиозных соображений фишки ходят не по клеткам, а по пересечениям линий — крестам. Т.е. реально поле 19 х 19.

 

 

Как ни странно, эта переусложнённая версия игры тоже долго была в ходу. В 16 веке в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле упоминается именно эта религиозная версия игры.

 

В 1970 году Милтон Брэдли выпустила игру «Мечи и щиты» (Swords and Shields), которая представляет собой коммерческую версию игры «Таблут».

 

 

Ну а потом разные коммерческие издания пошли достаточно плотным потоком. И у многих, в отличие от издания MB, даже геймдизайнеры в авторах прописаны :)

 

Я же могу посоветовать тем, кто захочет попробовать игру, взять либо поле от шашек-шахмат и играть, как у MB или «Игры Евангелистов» на пересечениях, либо воспользоваться полем достаточно известной игры «Коридор» от «Гигамика», где на поле как раз 9 х 9 клеток. Только не забудьте прочитать более подробные правила, т.к. выше я их изложил очень кратко.

 

Про «Халатафл» нельзя точно сказать, произошёл ли он от «Хнефатафла» или независимая игра. (И это, если не обращать внимание на тех, кто говорит, что «Халатафл» — это совсем другая игра и перенос названия не оправдан.) Но игра более молодая — первые упоминания о ней датируются 12 веком.

 

Опять выделим общие черты:

 

  • Играют, как правило, на крестообразном поле.
  • У игроков разное число фишек.
  • Большинство игр этого семейства имеют название в стиле «Дикое животное и домашние животные».
  • В отличие от старшего брата в этих играх фишки разных игроков ходят по-разному.
  • И имеют разную цель. Один игрок имеет право уничтожать фишки противника и побеждает, если сведёт количество вражеских фишек до определённого числа. Другой же этого права лишён и имеет целью поставить сопернику пат — лишить его возможности делать ходы.

 

Наиболее часто встречающееся название «Лиса и гуси», но также это может быть «Волк и овцы», «Лисица и куры», «Медведь и собаки» и т.д.

 

 

Все вариации правил крутятся вокруг необходимости настроить баланс игры. Меняется число фишек, слегка изменяются правила. Где-то хищник может ходить только по определённым, нарисованным на доске, диагоналям, где-то по любым. Где-то обязан есть, где-то нет. Где-то гуси имеют право отступать, где-то перемещаются только вперёд. Все эти моменты направлены исключительно на то, чтобы выравнять шансы обеих сторон.

 

Ещё в этом классе игры можно разбить на два подкласса — более известные, где у одного из игроков только одна фишка, и другие — где фишек больше одной. А точнее, две. Это игры «Асальто», «Игра в осаду», «Медведь и собаки». При сходстве правил у них есть одно отличие — конечная цель. Нападающие должны не запереть защитников, а занять определённые позиции на поле своими фишками.

 

А вот на запирание есть ещё две игры. Непальская игра «Шаги тигра», где два тигра противостоят стаду коров. И индийская игра, где всё гораздо хардкорнее — «Тигры и люди». Эти две игры достойны отдельного упоминания, т.к. неизвестно, завезли ли прообразы этих игр европейцы или всё-таки возможно такое, что разным геймдизайнерам могут в голову приходить одинаковые мысли.

 

Ну а игр, рождённых от «Лисы и гусей» очень много. Я хочу упомянуть игру «Перекоп» 30-х годов, где три красных фишки должны запереть белую фишку барона Врангеля.

 

 

Врангель начинает в заштрихованном поле, красные — на полях со звездой. Первый ход за Врангелем. Он побеждает, если его фишка занимает Москву, красные — если запрут Врангеля в Севастополе. Ничьей быть не может, если ситуация выглядит таковой (Врангель заперт в другом городе или игроки повторяют одни и те же ходы), то игрок за красных должен сделать ход, ведущий к продолжению игры.

 

Ну и о ещё одном варианте игры необходимо рассказать. По легенде, её придумал в 18 веке некий французский граф, брошенный в одиночную камеру тюрьмы. Поле «Лис и гусей» заставляется фишками за исключением центрального поля, фишки ходят только перепрыгиванием через другие фишки. Цель игры —чтобы осталась одна фишка и при этом она бы стояла в центральном поле. Эта головоломка получила название «Солитер».

 

В 70-80-е годы в СССР были очень популярны и выпускались большими тиражами различные головоломки. И, сменив название на более благозвучное «Йога», появился и «Солитер». При этом, обратите внимание, как умно была сделана игра: кроме головоломки, её можно было использовать и для игры в «Лис и гусей» по разным вариантам правил. По моим субъективным ощущениям тогда такая коробочка была у любого людомана. И, если бы вручали титулы «Игра года», вполне бы могла побороться за это звание. Например, в категории «Локализация года» :)

 

А в завершение хочу сказать, что предки были людьми экономными. Им бы поплохело, если бы они увидели, насколько пусты современные коробки настольных игр. Они же подходили к вопросу совсем с других позиций. И на обратной стороне поля для «Хнефатафла» обычно рисовали поле для другой игры. Но это уже другая история.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
ptaha_boo написала 6 лет назад: #

ой. у меня такая была. и как же она мне в детстве нравилась! так вот как она называлась - йога.
спасибо за статью!

OS написал 6 лет назад: #

Класс. А йога у меня сохранилась.

Valenox написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Восторг!

Прочитал, отрываясь от первого тайма Барселона-Милан.

Единственная поправка такая (добавки по вариантам тафлов-таблутов не в счет). В СССР "Йога" появилась задолго до кубика Рубика. Речь не о 80-х. Я лично в нее играл уже году в 72-73-м.

vladdrak написал 6 лет назад: #

ОК, изменил предложение, убрав привязку к кубику Рубика.

Mazz_O написал 6 лет назад: #

Отличная статья. Влад! По-моему пора уже кандидатскую степень по этому виду деятельности защищать...