Конец года - время подводить итоги.
В прошлом году планировал начать вести игровой дневник на ежемесячной основе, более подробно рассказывая об играх и своих впечатлениях, но, как видите, что-то не срослось. Также заметил, что на Тесере игроками практически не освещались такие замечательные фестивали настольных игр как Games Day и Gaga Day. В этом году посетил все 3 фестиваля Games Day и все 2 Gaga Day, и уже неоднократно себя корил, что своевременно не рассказывал об этих замечательных мероприятиях. Надеюсь, в новом году наконец-таки соберу воедино все три компонента для производства контента: время, силы и желание.
Как и в прошлом году хочу поделиться с вами краткими впечатлениями о впервые опробованных мною играх в 2024 году. Очень люблю читать мнения игроков о настолках. Все они субъективные, и в этом их прелесть. Ценность этих мнений для меня в том, что они помогают обратить внимание на некоторые игры, мимо которых я случайно или осознанно прошёл. Надеюсь, мои мысли сподвигнут кого-то попробовать какую-либо игру, а фанаты конкретной игры не сильно расстроятся, что мне не особо зашла их любимица.
В этом году познакомился с 66ью новыми играми. Оцениваю я их на Тесере по совокупности эмоций, впечатлений, нового/интересного настольного опыта и желания его повторить. Приятного чтения!
66 место - Суперкот. Карточная версия "камень-ножницы-бумага" со свистелками. Сыграл за компанию, хоть и понимал, что не понравится. Собственно, так и получилось, но детям может зайти.
65 место - Белки Нью-Йорка. Карточная игра на набор победных очков, которая ничем не выделяется и не запоминается, ещё и оформление отталкивает. В свой ход выбираешь с руки и играешь карту, выполняешь её эффект, передаёшь ход дальше. Предложили сыграть, неохотно согласился и по итогу пожалел о потраченном времени. В игре практически не над чем думать, очень скучно.
64 место - Косточки. Филлер на броски кубиков. Сыграл несколько партий, и не понимаю, что в таком игровом процессе может быть интересного. Кубиковое лото без изюминки - скучно.
63 место - Каирн. Дуэльный абстракт. Механически ничем не цепляет, кроме компонентов, погружаться в такое не возникло желания после первой партии. Отмечу, что необходим наигрыш, чтобы видеть эффективные ходы и оценивать их перспективу. Без этого партия новичков будет напоминать шахматы, в которые впервые в жизни посадили двух детей, объяснив так-то несложные правила. Играть то можно, но зачем?
62 место - Кто же тут?. Патигейм, в котором игроки намекают ведущему на одно из восьми выложенных существительных с помощью карточек прилагательных. Часто бывают ситуации, когда практически каждому игроку приходит хотя бы одна карта прилагательного (а бывает и больше), идеально подходящая под существительное, поэтому никакого вызова в игре нет для команды.
61 место - Большая Бродилка: На Пути к Трону Желаний. Кинь-двинь со свистелками. Сыграл за компанию, хотя игра явно расчитана на детей или не особо искушённых в настолках игроков. Местами было весело и забавно, поэтому для игры с детьми более чем годится, но не более того.
60 место - Эксперимент. Домашние лисы. Проходная семейка на мой взгляд. Тема у игры замечательная, что и побудило на февральском Games Day её попробовать, но игровой процесс оставляет желать лучшего. Механика выведения породы интересная, но на этом всё. А если учесть, что твою выведеную породу могут легко увести с рынка, то никакой стратегичности в игре и близко нет. Прокачка планшета по факту линейная, т.к. есть более оптимальные связки. А решения, принимаемые при броске кубов, как правило, всегда очевидные. Скучно. Многие возмущались ценником, но я при любой цене не брал бы себе в коллекцию.
59 место - Captain Flip. Семейка на выкладывание тайлов. Вытягиваешь тайл и решаешь, будешь ли его переворачивать в надежде получить более полезный эффект, или довольствуешься тем, что есть. Затем выкладываешь тайл на свой планшет и применяешь его эффект, если есть. Вот и вся игра. Выкладывание тайла практически всегда очевидное, вот и получается, что единственное интересное решение только в выборе - переворачивать тайл или нет. Ну, такое себе, слишком простенькая.
58 место - Звёздные капитаны. Евро на выставление рабочих. Приятное оформление, отличные компоненты и любопытная идея с разными цветами рабочих, отвечающих за разные действия и которых можно перекрашивать в процессе партии, меняя им тем самым специализацию. Но игровой процесс разочаровал. В свой ход необходимо летать с планеты на планету и выполнять миссии. Звучит интригующе, но, посмотрев на доступных тебе рабочих в этот раунд и окинув поле взглядом, уже становится понятно, какой маршрут наиболее эффективен, всё же игра на ПО. Если соперники опередели, то также легко находишь следующий по эффективности вариант. Интересных решений практически нет. А жаль, основная фишка игры с рабочими мне понравилась.
57 место - Селёдка: Северные моря. Отечественная карточная игра. Забавная механика с пищевой цепочкой: пожираешь более слабые виды, формируя общую экосистему, и получаешь тем самым ПО. За баланс отвечает маркер разрушений. Играется быстро и динамично, но без вау эффекта. В коллекцию такое брать не хочется, для меня есть более азартные и захватывающие филлеры.
56 место - Битва колод. Дуэльная карточная игра. После нескольких партий показалась вторичной, не покидало ощущение, что играю в Hearthstone на минималках. В целом, игровой процесс интересный, но слишком многое решает драфт, можно проиграть партию уже на этом этапе, не доходя до боя. С другой стороны любителям подобных игр будет интересно искать синергии, создавать свою мету.
55 место - Бессознательное. Хардкорное евро, хайп вокруг которого совершенно не разделяю. Кроме оформления и компонентов я не вижу сильных сторон у этой игры. Тематичности практически нет, разве что только лечение пациентов с натяжкой (вы тоже не знали, что конфетами можно лечить?) и публикация монографий. Остальное абстракт на абстракте и абстрактом погоняет. На планшете выкладываем жетоны, прокачивая его, и двигаем по часовой стрелке чернильницу, по часовой стрелке бегает Фрейд с профессорами, на планшет действий кладём жетоны идей, а в качестве ресурсов - озарения. Играешь в несколько абстрактных мини-игр, стараясь оптимизировать ресурсы и набрать как можно больше победных очков. На мой взгляд, чересчур мудрённо и никакой тематичности. Чем-то напомнило Вечную зиму. Вроде бы мини-игры и есть, а желания в них играть нет. Ожидал гораздо большего.
54 место - Дракула против Ван Хельсинга. Асимметричная дуэльная игра на взятки с area majority. Один игрок играет за Дракулу, другой за Ван Хельсинга. После первой партии что-то не зацепило. Наверное, просто не моё, потому что не могу сформулировать, почему именно не тянет в неё поиграть ещё. Любопытно, что игра не карточная - вместо карт тайлы. И насколько комфортно их перемешивать, долго ли они прослужат, не будут ли расслаиваться или крошиться - интересный вопрос, ответ на который лично мне искать не придётся.
53 место - Ведьмы. Соло игра от авторов Сундука войны и Дома Павлова. Упомянул эти две игры, потому что именно они закрепились в коллекции. На этапе предзаказа Ведьмы не привлекли внимание своим игровым процессом. Но шанс игре хотелось дать из-за авторского дуэта. Хоть я и не жалую соло-игры, но на полке всё же как-то оказался Дом Павлова - вдруг и сейчас у авторов получится? Сыграл, и, на мой взгляд, не получилось. Самое интересное в этой игре - формировать свой ковен ведьм на старте игры и ловить момент, когда стоит раскрывать их ради более мощного эффекта. Выполнение же заданий и устранение бедствий, как правило, сводится к очевидным решениям. Ну и многовато рандома на мой вкус: может выпасть уйма неприятных бедствий, а может и куча простых; судей можно легко убедить, а может и практически нереально. Да, есть ведьмы, которые помогают этим рандомом управлять, но впечатление от игры всё равно смазанное. Сюжетная кампания слабая, основной режим игры самый челенджевый, на мой взгляд. В общем, ожидал более интересной головоломки.
52 место - Порталы. Отечественный пространственный абстракт. Понравились приятные на ощупь камни и возможность их размещать на двух планшетах, конкурируя с соседями. Игра работает, но игровой процесс почему-то не зацепил даже с дополнительными модулями.
51 место - Дрюква. Карточный филлер, "камень-ножницы-бумага" на стероидах. Попробовал на Games Day, т.к. на этапе анонса занитересовала, и планировал брать в коллекцию. Игровой процесс забавный, но в коллекцию брать передумал. Не скажу, что игра плохая, но мне не хватило какого-либо усложнения: ещё одной игровой сущности что ли или дополнительной механики. Ну слишком незамысловатая получилась, даже для филлера. Может быть дополнения поправят ситуацию.
50 место - Морской патруль. Кооператив на выкладывание тайлов. Впечатления неоднозначные. Игровой процесс понравился, но игра совершенно не бросает вызова. Чтобы достигнуть макисмального результата, необходимо больше везение, чем понимание игры, как ни странно. В первой партии обкатали механики, а во второй уже с пониманием возможных тайлов закончили с результатом в несколько очков меньше, чем порог наилучшего прохождения. Тем не менее попробовать однозначно рекомендую.
49 место - Monumental Duel: Espionage. Колодострой в цивилизационном сеттинге. Движок у игры любопытный, но игровой процесс слишком муторный и затянутый для меня. Для плотных партий нужен наигрыш, в противном случае снежный ком неоптимальных решений по развитию на старте будет накапливаться, и очень тяжело перевернуть ход партии в свою пользу. По ощущениям чем-то напомнила Сквозь века - потенциал игры виден невооруженным взглядом, опыт в игре решает, и её определённо нужно изучать для улучшения своего уровня игры. К сожалению, в последнее время подобные игры навевают скорее тоску, чем желание в них погружаться. К тому же нужно ещё и оппонента найти с горящими глазами, а в моём окружении таковых сейчас нет.
48 место - Таверны Тифенталя. Семейное евро. Взаимодействия минимум, каждый возится со своей колодой и планшетом. Очень понравилась прокачка планшета, путём переворачивания его частей. Но это единственное, что в игре зацепило. В остальном простейший колодострой и очевиднейший драфт кубов. Играли со всеми модулями сразу, но и это не спасает. Интересных решений практически не принимаешь, а бывают ходы, когда и вовсе ничего толкового сделать не можешь. В одной партии удалось провернуть мощнейшую комбинацию, которую планомерно готовил несколько раундов, но и без везения не обошлось. И на этом всё. Выброс эндорфинов, конечно же, случился, но хотелось бы почаще получать хотя бы небольшую порцию эндорфинов от каждого своего хода. Такое комбо скорее исключение, чем данность для этой игры. Большая часть ходов примитивна, очевидна и не доставляет удовольствия от принимаемых решений. Для меня эту игру идеально замещает Гранд-отель Австрия, хотя она на порядок сложнее и совсем не семейка.
47 место - Роскошь. Дуэль. Карточная игра на сбор сетов. Прародительница не зашла, поэтому на дуэльную, пусть и переработанную версию, поглядывал с недоверием. На пробу взял только из-за очень выгодной цены на распродаже и проскакивающих отзывах тех, кто остался доволен игрой в отличие от предшественницы. Да, игровой процесс существенно изменился, но основная механика всё та же. Понимаю, чем эта игра цепляет многих, но снова не меня. Не могу чётко сформулировать, что меня в ней отталкивает. Наверное, мне просто скучно. Все решения на поверхности, оптимальные ходы, как правило, видны невооружённым взглядом, и всё, что остаётся, покупать карты и увеличивать скидки, пока не выполнишь какое-либо победное условие.
46 место - Защитники Диких Земель. Кооператив, в котором игроки за зверей пытаются спасти свои территории от захвата Машинами. Понравилось оформление, небольшой размер коробки, в которой уйма компонентов, ощущение командной работы на поле и асимметрия персонажей. Но в коллекцию решил не брать по нескольким причинам. Во-первых, ИИ у Машин действует предсказуемо и однообразно из-за небольшой колоды действий. Во-вторых, для победы помимо того, что нужно остановить захват Машинами, необходимо ещё и свои здания построить на карте, и сделать это нужно примерно в то же время или чуть позже, чем будет озелена последняя фабрика. И вот это условие приводит к тому, что вы обязаны действовать в определённом ритме всю партию. Если вы не поняли, в каком ритме нужно тормозить Машины и строить свои здания, то вы проиграете, а если поняли, то останется лишь оптимизировать свои действия под него. Когда приходит это понимание, то выясняется, что каждый ход необходимо действовать определённым образом, т.е. разнообразие вариантов действий в ход игрока иллюзорно. И это разочаровывает.
45 место - Чудеса света. Полиминошный абстракт. Ещё на этапе предзаказа не видел, чем она хороша, кроме деревянных фигурок чудес света. Попробовал на Games Day и остался при своём мнении. Неплохое полимино, но не более того. Фигурки чудес света привлекают внимание, но игромеханически дают не так много, как хотелось бы. Можно побеждать и вовсе без них, концентрируясь на оптимальной застройке планшета.
44 место - Вдали за Горизонтом. Игра-цивилизация. В прародительницу Вдали от Солнца не играл, но впечатления от этой игры удручающие. Претензия ровно одна, и она для меня определяющая. Игра, по описанию от издателя, постоянно расширяет ваши возможности, заставляя снова и снова искать самые эффективные действия. И это правда, но есть нюанс. А он в том, что все 100500 возможных действий приводят вас ровно к двум итоговым действиям: строительство городов/поселений и изучение технологий. Вся эта возня на карте, прокачка планшета, любые микро-действия в конце цепочки приводят вас именно к этим двум основным действиям. И это для меня ломает идею игр-цивилизаций - ощущение прогресса и развития с течением партии. Т.е. в начале партии я через более слабые действия готовлюсь к двум основным действиям, а через час уже через более сильные, но всё также к тем же действиям. И для меня это удручающее развитие.
43 место - Вечная зима: Палеоиндейцы. Евро на размещение рабочих. Предзаказ осознанно пропустил, но покоя не давали периодически всплывающие отзывы в духе "Вечная зима - убийца Арнака". И это было весомым аргументом попробовать, речь всё же о любимой игре, вдруг я и правда что-то упускаю? На Gaga Day предоставился шанс. Понравилось оформление и качество компонентов, а также какой-никакой декбилдинг, и на этом всё. В игре куча абстрактных несвязанных мини-игр, в которых ты можешь одинаково эффективно грести очки лопатой. В процессе партии ты лишь выбираешь, в какие из них хочешь больше всего поиграть и затачиваешь под это свою колоду. Скучно, с любимым Арнаком и рядом не стоит. Детально сравнивать их сейчас не буду в рамках этого топа, но может быть в будущем распишу свои мысли поподробнее.
42 место - Покорение Марса. Экспедиция «Арес». Карточная игра на построение движка. Покорение Марса мне нравится, но к этой версии относился скептически, и поиграв, лишь убедился в своих подозрениях. Всё же основной фишкой прародительницы, на мой взгляд, является взаимодействие и конкуренция на поле с постепенным его развитием. Убрав поле, игра стала обычной карточной игрой на построение движка, которых немало. Да, появилась мини-игра с картами выбора фаз, но для меня это отношение к игре не меняет. Встаю на сторону тех, кто считает Экспедицию Арес выдаиванием денег на фоне популярности и любви игроков к Покорению Марса.
41 место - Вампиры у ворот. Карточный филлер, который зацепил своей идеей, но после десятка партий разочаровал и покинул коллекцию. Игроки через драфт карт застраивают свою деревню, а затем пытаются защитить её от нашествия монстров, которых подкидывают соседи. Я неравнодушен к tower defense играм, да и тема у неё ощущается и притягивает, поэтому игра поначалу покорила. Но с каждой последующей партией всё сильнее подкреплялось ощущение, что результат во многом зависит от рандома. Не целиком, в игре всё же есть свои хитрости. Однако, какую бы ставку ты ни сделал: защищаться от каких-то конкретных типов монстров или равномерно от всех, исход противостояния решит приход карт тех самых монстров. С другой стороны партии быстрые, так что не так обидно проигрывать, и хочется поскорее взять реванш. Но по итогу в коллекции этот филлер не закрепился.
40 место - Зелёный дом. Карточный абстракт, чем-то напомнил Котиков и Каскадию, но с бóльшим количеством ограничений и условий получения ПО. Тема не особо ощущается, но зато она не стандартная и имеет образовательный элемент. Тут как и в Котиках мне не нравится, что чем ближе конец игры, тем выше зависимость от выходящих карт и жетонов на рынке, что при равной игре участников может обеспечить кому-то из них победу. Но если относиться к игре как к семейному пасьянсу, а не соревнованию, то с этой задачей она великолепно справляется.
39 место - Мицелий. Контроль территорий в необычном сеттинге грибов. Интересная механика с распространением спор, а также взращиванием и разложением гриба для получения его способности. Играется абстрактно, тема не ощущается. Распространение спор зависит от кубика и не один раз за партию заставит погореть каждого игрока. Характер партии целиком зависит от игроков - можно разойтись по углам и распространяться там, а можно действовать максимально агрессивно, отжимая споры и вкусные тайлы у соседей. По первой партии показалось, что некоторые карты грибов не сбалансированы. Также не понравилось, что игра может значительно затянуться, поскольку все имеют возможность целенаправленно тормозить лидера. И вроде бы это хорошо в процессе партии, но ближе к концу становится чересчур душно и долго, начинается перетягивание каната. Не покидает ощущение, что игра немного не доведена до ума, местами сыровата, но за идею и тему однозначно лайк.
38 место - Бразилия. Евро игра с закосом под 4X. Понравилось яркое оформление, компоненты, исследование карты. Не понравился снежный ком, когда на старте наошибался из-за незнания дебютов, а затем плетёшься в хвосте за всеми всю партию. А также незначительность конфликтов между игроками, армии скорее для сдерживания потенциальной агрессии соперников, чем для активных боевых действий. По ощущениям оптимальный состав 4 игрока. Неплохая игра, но ничем не зацепила - крепкий такой середняк в своей нише.
37 место - Путь лепестка. Дуэльный карточный филлер из 21 карты. Очень элегантный игровой процесс, в котором много игр разума. Играется быстро, но при этом есть над чем подумать. Тем не менее после десятка партий с одним и тем же оппонентом немного приелась, но понимаю, что несправедливо требовать сумасшедшую реиграбельность от 21 карты. Для такого формата игра замечательная, рад был познакомиться с ней. Однако, не готов оставить в коллекции.
36 место - Квест-коллекция. Три настольных квеста в одной коробке. В целом интересный получили опыт с друзьями, но некоторые загадки значительно стопорили прохождение. Без подсказок не обошлось, и когда с их помощью приходили к ответу, то не всегда испытывали стандартные эмоции "Эх, ну как же мы могли не догадаться до этого?!". На часть загадок реакция была "И как, чёрт возьми, мы должны были допереть до этого, а?!". Впервые играли в подобный тип игр, возможно в этом и дело. Но общее впечатление от игры всё равно смазанное. В целом, хорошо провели время за игрой, но с оговорками.
35 место - Ост-Индская Компания. Евро на выставление рабочих. Изюминкой является балансирование между спросом и предложением товаров на двух рынках. Игроки стараются купить побольше товаров и подешевле, чтобы продать их потом подороже, опередив при этом конкурентов. Понравилось формировать торговый флот, балансируя между параметрами скорости и грузоподъёмности кораблей. Сам же выбор действий примитивный, но тем не менее приводит к разному развитию игроков. В целом, хорошее несложное евро, но возвращаться к нему не тянет.
34 место - Великие высоты. Евро с нетривиальной механикой добычи ресурсов путём бросания миплов. На предзаказе осознанно пропустил, т.к. хоть механика и необычна, но показалась чересчур рандомной. Однако, на Games Day решил попробовать и, в целом, игра понравилась. Периодически от рандома подгорает, конечно, но не всё так сильно от него зависит, как мне показалось изначально. Понравилась гонка на поле за выгодные территории и вкусные контракты, ну и нельзя не отметить постепенно застраивающийся город из разноцветных материалов - созидать всегда приятно.
33 место - Evergreen. Зелёный мир. Абстракт, где нужно не только на своём планшете преуспевать, но и следить, чтобы нужные тебе биомы росли в цене. Головоломка занимательная, но на мой вкус однообразная. Делаешь одно и то же каждую партию, смещая лишь акцент на те или иные биомы в зависимости от выхода карт и их выбора игроками. То есть навык оптимальной засадки планшета деревьями приходит уже после первой партии. И при равном опыте игроков вся игра сводится к открытому драфту карт. Думаю, этой игре очень подошли бы личные или общие цели на партию для разнообразия принятия решений при засадке планшета. Этого, на мой взгляд, игре и не хватает.
32 место - Остров духов. Кооперативная головоломка про избавление острова от исследователей-людишек, в которой игроки выступают за духов острова. Необычная тема, которая, как ни странно, ощущалась в течение партии. К сожалению, в игровой ячейке энтузиазма игра не вызвала, поэтому разложил в соло. В целом понимаю, за что многие эту игру любят, но после нескольких партий не готов продолжать дальше её изучать, меняя уровни сложности и духов. Наверняка в кооперативе играется позадорнее, но в соло-игре партии сводились к раскачке духа, последующему нахождению оптимальной комбинации действий за него на выбранном уровне сложности и дальнейшей прокрутки этой комбинации с небольшими коррективами до конца партии. Уверен, что игра с глубоким потенциалом, но большого удовольствия от игрового процесса я не испытал. Да, иногда было очень интересно противостоять захватчикам, находить те самые эффективные цепочки действий, но эмоций от этого получал не так много, как хотелось бы. Хорошая игра, но в сердечко не попала.
31 место - Лихолетье. Евро на построение движка. Попробовал на Gaga Day, но не зацепило. Планирование интересное, регирабельность высокая, есть небольшая асимметрия, оформление на любителя. Как и в любом движкострое стартовая рука задаёт направление для стратегии, которая в дальнейшем может корректироваться в зависимости от прихода тех или иных карт в последующх раундах. Показалось, что очень критична стартовая раздача - я бы добавил драфт в начале игры, дабы нивелировать рандом, когда приходит много дорогих/ситуативных/несинергирующих карт. В целом игра хорошая, но отклика во мне не нашла почему-то.
30 место - Шалаш. Полиминошный абстракт с тайными целями. Играется быстро и плотно, есть немного пространства для блефа. Из минусов неудобный органайзер и не так много возможностей похитрить, т.к. оптимальное расположение тайлов здесь возведено в абсолют. И заигравшись с блефом, можно создать себе некомфортные условия для борьбы за победу.
29 место - Форт. Колодострой, фишка которого в том, что карты из колод игроков можно забирать другим игрокам в определённые моменты игры. Оформление не понравилось, но тема строительства форта детьми, как ни странно, ощущается. Интересно формировать свою колоду в зависимости от ситуации в игре и личных целей. Этой механикой игра ярко выделяется на фоне других колодостроев. Игра простенькая, но со своей фишкой. От покупки оттолкнуло только оформление, которое никому не зашло в игровой ячейке.
28 место - Комета. Яркая семейная игра про спасение живности от летящей на Землю кометы. Оформление и компоненты сразу подкупают. В целом, добротная семейка, в которой есть место и тактике, и стратегии, с перекосом в пользу первой. В процессе игры успеваешь построить небольшой движок, помогающий эффективнее спасать животных. На старте игры есть небольшая асимметрия. По ощущениям лучше играть в неё полным составом для высокой плотности и конкуренции на поле. Однако, не понравилось, что победа во многом зависит от того, насколько часто удастся перемещать свои фишки, перепрыгивая через фишки соперников. Создать такую ситуацию самому себе непросто, и в основном ты зависишь от соперников. И довольно-таки частая история, когда соперники попрыгали друг через друга, довели свои фишки до спасительной зоны, а затем наступает твой ход, а прыгать уже и не через кого.
27 место - Цезарь!. Дуэльный абстракт, идейное продолжение Натиска. На мой взгляд, получился добротным и на порядок реиграбельнее предшественника за счёт рандомной раскладки бонусов. Тема не ощущается, хотя временами ловил на себя на мысли, что при захвате провинций вспоминаю о компьютерной игре Rome: Total War. В отличие от Натиска здесь выше плотность принятия важных, поворотных решений на единицу времени, практически каждый ход, а также есть небольшое пространство для блефа.
26 место - Скоростные каракули. Патигейм на объяснение слов через рисование на скорость. Играется динамично, весело и азартно, но минимум от четырёх игроков, и чем больше участников, тем веселее. Пара незначительных минусов: у хорошо рисующих игроков может быть небольшое преимущество; если коробку заигрывать в одной компании, то какие-то слова начнут повторяться, и под них уже всплывают в памяти эффективные каракули.
25 место - Побег из Вистара. Евро на выставление рабочих. Красивое оформление, качественные компоненты, множество уникальных карт со свойствами - всё это подкупает. С удовольствием оставил бы в коллекции, если бы не перекос баланса в пользу действий розыгрыша карт. Также, на мой вкус, кризисность выше комфортного уровня при выборе действий - перед твоим носом могут увести не просто вкусное действие, а единственное подходящее. Люблю конкуренцию за всё и вся, но здесь она чересчур жёсткая: ты либо сделаешь эффективный ход, либо нет.
24 место - Крутое пике. Кооператив на двоих про посадку самолёта. Игра уже в топ-100 BGG, любопытная идея, разнообразные миссии и усложнения. Всё замечательно, но победа на более высоких уровнях сложности целиком зависит от кубов, кто бы что ни говорил и как бы эффективно не играл. Мне понравилось напряжение, которое создаёт игра, т.к. общаться запрещено во время действий, и радость, когда напарник догадался, что ты хотел ему сказать, выставив кубик с каким-то значением на конкретное место. За такой оригинальный игровой процесс однозначно лайк.
23 место - Квест-коллекция. Настольные приключения. Три настольных квеста в одной коробке. Впечатления аналогичные, как и от первой коробки. Изюминка этой в том, что все дела в сеттинге трёх настолок: Билет на поезд, Мистериум и Пандемия. Это безусловно подкупает, и уже хотя бы поэтому можно советовать попробовать сыграть всем, кто имеет о них представление. Самое интересное дело с Пандемией. Поражает, конечно, как авторы подобных игр умудряются в каждом деле придумывать оригинальные загадки!
22 место - Наследие Юя. Соло игра на выставление рабочих и оптимизацию ресурсов. Пока что сыграл только две партии из сюжетной кампании, поэтому выводы делать рано. Тем не менее понравилось оформление, компоненты и органайзер, удобный и максимально упрощающий раскладку. Игровой процесс затягивает, планировать ходы интересно. В течение каждой партии появляется новый контент, что освежает головоломку. Продукт однозначно хороший! Из минусов отметил бы однообразие головоломки. Каждую партию примерно тоже самое предстоит делать, вопрос лишь в том, какие ресурсы/карты будут в тот или иной момент времени. Также показалось, что уже со второй партии удалось "раскусить" игру, понять, что и в какой момент необходимо сделать, чтобы победить. Но, повторюсь, нужно отыграть всю кампанию, или хотя бы половину, чтобы делать окончательные выводы.
21 место - Охота за кольцом. Игра на скрытые перемещения в сеттинге Властелина колец. Целенаправленно её не искал, но подвернулось очень хорошее предложение на барахолке, и любимый сеттинг Властелина колец сделал своё дело. Игра примечательна тем, что делится на две части, сильно отличающиеся по игровому процессу. В первой один игрок тайно перемещается хоббитами во главе с Фродо, а игроки за назгулов пытаются их ловить, повышая тем самым влияние кольца. Во второй части игрок за Свет тайно перемещает Гендальфа, старающегося помогать хоббитам, а они в свою очередь идут тем маршрутом, который игрок вытягивает из колоды карт. У назгулов остаётся та же самая задача. Игра далеко не лучший представитель жанра, играется долго, чувствуется, что старенькая. Но тем не менее ей удаётся генерировать интересные ситуации на поле. Если бы не сеттинг, я бы вряд ли на неё обратил внимание. Многие в отзывах отмечают проблемы с балансом - перекосом в сторону Света. По трём сыгранным партиям не готов судить, нужно наиграть ещё.
20 место - Племена ветра. Евро-гонка за ПО с необычной механикой усиления действий в зависимости от рубашек на картах соседей. Вокруг этой фишки и строится вся игра. Сразу хочется отметить, что очень свежо ощущается планирование действий - постоянно переобуваешься и подстраиваешься под ходы оппонентов. Но при этом нет ощущения, что ты не контролируешь ситуацию. Не понравилось три момента. Во-первых, тот, кто первым триггерит конец игры получает 5 ПО, что очень много и практически гарантирует победу при равной игре оппонентов. Во-вторых, условия получения бонусов у некоторых вождей значительно проще выполнить, чем у других. В-третьих, в игре не так много действий, поэтому ощущается однообразие партий, хотя оно и разбавляется незначительной асимметрией вождей и рандомом выхода карт/тайлов/целей. Тем не менее игра понравилась, надеюсь увидеть подобную фишку в каких-либо играх в будущем.
19 место - Каменный век. На заре человечества. Евро в первобытном сеттинге. Одна из самых неосвещённых блогерами локализаций. Очень понравилось взаимодействие игроков с полем - охота на животных и добыча ресурсов с последующим постепенным истощением территории очень тематичны, как и вся игра в целом. Тематично реализована миграция животных и их изображение на скалах. К минусам отнёс бы длительность партии, она на мой взгляд затянута, наличие определённых дебютов по развитию на старте партии, а также высокую цену ошибок в планировании - эффект снежного кома отсутствует, но в развитии такой игрок точно отстанет. Тем не менее игра оставила положительные впечатления, любителям евро советую присмотреться.
18 место - Pagan: Fate of Roanoke. Карточная асимметричная дуэльная игра. Один игрок становится охотником, второй - ведьмой. Задача первого вычислить ведьму и казнить её, а ведьме осуществить ритуал или дождаться, когда охотник казнит трёх невиновных жителей. Понравилась асимметрия, она здесь во всём: от карт до действий. Игровой процесс интересный, каждый ход пытаешься придумать эффективную комбинацию действий, и она почти всегда не на поверхности лежит, да и в голову опонента залезать приходится регулярно. После партии чувствуешь себя выжатым, но довольным сложившейся за игровым столом историей. Также есть режим, когда перед партией игроки формируют свою колоду сами, а не играют уже готовыми вариантами - любители подобного оценят. О балансе не могу судить, но очевидно, что в этой игре опыт решает, для ярких партий необходим наигрыш, и желательно знать и помнить не только свои карты, но и оппонента. В последнее время для меня это скорее минус в играх, нежели плюс, поэтому в коллекцию брать не планирую, т.к. не с кем играть в подобное, но игрушка добротная.
17 место - Городской убийца. Отечественная дедуктивная игра, в которой один игрок становится убийцей, а остальные следователями. Следователи должны установить личность убийцы и его мотив за отведённое количество раундов. Убийца же побеждает, если следователи ошиблись в чём-то. Вижу эту игру исключительно дуэльной. В этом случае она проходит в тишине, зато получается напряжённое противостояние умов. Каждая из сторон расставляет свои сети, блефует, идёт на хитрости и риск. По ощущениям даже в дуэльном режиме убийцу очень непросто раскрыть, если он действует грамотно. Задача убийцы своими действиями отсекать как можно меньше вариантов для следователей. А вот следователям надо всячески изощряться, чтобы отсекать как можно больше подозреваемых и мотивов в свой ход с помощью собираемой информации. Изюминка в том, что среди всех жителей помимо убийцы есть фигурант дела и одна соцгруппа, поддерживающая его. И если следователи будут именно их допрашивать, то убийца вправе неверно отвечать на вопросы. И это ещё больше может запутать следователей. Оформление у игры на любителя, но вот к игровому процессу претензий нет. Напряжённо, азартно, реиграбельность запредельная. Хочется ещё поиграть, чтобы сформировать собственное мнение о балансе сторон. Отличная получилась игра!
16 место - Ключевые слова. Кооперативный патигейм на объяснение слов с таймером. Из плюсов - очень адреналиново и азартно играется. После каждой партии всегда есть, что обсудить и над чем посмеяться, а может быть и во время партии накроет, и такое бывает. Из минусов выделил бы порой очень нетривиальные пары слов, для которых придумать подсказку крайне тяжело, и игроку приходится больше отгадывать ассоциации сопартийцев, чем загадывать. Ну и ближе к концу игры становится не так интересно отгадывать, потому что отгадки весьма очевидными становятся, т.к. вариантов всё меньше и меньше. Всё же весь кайф игрового процесса на начало и середину партии приходится.
15 место - Нордгард: Новые земли. Контроль территорий, на который засматривался с момента анонса, но в коллекцию не брал только потому, что в игровой ячейке этот жанр не пользуется популярностью. Также смущали отзывы, что игра может протекать как агрессивно, так и по-фермерски, в разных частях карты с фармом ПО. Попробовал на Games Day, и с этим мнением соглашусь, но считаю, что всё зависит от игроков, и это не игра "сломана", а игроки не амбициозные. В игре интересно планировать свои действия, формировать колоду с ними, анализировать возможности игроков на карте и расклад сил. Боёвка на кубах скорее понравилась, т.к. затяжные бои негативно сказались бы на динамичности. Модуль с существами неоднозначный, может задушить какого-либо игрока(ов) на старте, но с другой стороны добавляет разнообразия и азарта. Также есть небольшая асимметрия у кланов, что тоже приятно. По итогу добротный вышел представитель жанра.
14 место - Города. Очень приятный абстракт. После обзора и прочтения правил показался слишком простым. Однако, на Gaga Day появилась возможность попробовать, и ву а ля - игра теперь в коллекции. Игра про приоритеты. Что важно взять прямо сейчас? А что возьмут соперники? А может быть этот тайл/цель/здания/объекты им не нужны, и можно круг подождать с выбором? В любом случае выбрать что-то придётся, а затем ждать своего хода в надежде, что ты смог прочитать выборы соперников. И это добавляет волнения не только во время выбора, но и до твоего следующего хода. Если играть в Города, как в пасьянс, не следя за соперниками, то шансы на победу невысоки. Партии проходят быстро, высокая реиграбельность и как минимум в половине ходов интересные муки выбора. Почему только в половине? Потому что в последний ход в каждом раунде все просто разбирают, что осталось. А в предпоследний ход выбор из двух вариантов, и он, как правило, очевиден. Весь изюм в первых двух ходах каждого раунда, но этого более чем достаточно для интересных партий.
13 место - Дальние дали. Карточный филлер с необычным подсчётом победных очков. Быстрый, азартный, неглупый, есть над чем подумать, как на этапе выбора карты для розыгрыша и последующего открытого драфта новых карт, так и во время своего хода: какую карту региона и какую карту святилища взять, на что сделать ставку? Претензия только одна - цена: РРЦ 2000 рублей за 113 карт. Да, доллар, да, логистика, да, роялти завысили, да, игры покупаем не по весу, да, есть маркетплейсы и скидки, но это уже перебор. Взял игру на маркетплейсе, но только потому, что на БГА в неё наиграл приличное количество партий, имею полное представление о ней и хочу познакомить свою игровую ячейку с этим маленьким шедевром по меркам филлера. Не практикую цену приписывать к недостаткам игры, но в этом конкретном случае глаз она сильно уж резанула, непросто было пройти мимо.
12 место - Castle Combo. Карточный филлер на набор ПО путём заполнения картами матрицы 3 на 3. Изюминка в том, что для покупки доступны карты с двух рынков, но выбираешь карты с того рынка, на котором стоит фишка посланника. В игре два ресурса: золото и ключи. На золото приобретаются карты, а с помощью ключей можно обновлять карты на рынке, либо перемещать фишку посланника с одного рынка на другой. Правила простые, но при этом интересно и азартно максимально эффективно собирать матрицу 3 на 3. Все карты уникальные с различными эффектами и условиями набора ПО. Нравятся постоянные дилеммы в этой игре. Взять карту ради способности или ради ПО? Обновить рынок, потратив ключ, или не рисковать и взять то, что есть? Подрезать противника (особенно в дуэли актуально), забрав идеально вписывающуюся в его матрицу карту или обновив рынок, или всё же сконцентрироваться на поиске синергий для себя любимого? Очень занимательный филлер! Можно попробовать на BGA, пока ждём локализацию.
11 место - Доминирующие виды: Мировой океан. Один из самых кризисных контролей территорий, в который я когда-либо играл. Подрезать, уничтожать, ну и про себя не забывать - я бы так описал эту игру. Правил много, но они понятные и несложные. Понравился механизм выбора действий - выбрав что-либо в столбце действий, ты теряешь доступ к действиям выше, и конечно же самые вкусные находятся внизу. Количество мест в каждом действии также ограничено, но с помощью особых маркеров можно "вытолкнуть" оппонента. Я бы даже сказал, что ты играешь в две игры: на планшете выбора действий и непосредственно на самом поле. И чтобы преуспевать, нужно держать баланс. Несмотря на невзрачные кубики, тема, как ни странно, ощущается за счёт жетонов различной еды на поле, без которой вид погибает. Разнообразие в основном достигается за счёт карт эволюции. Партии, конечно, долгие, но очень насыщенные на события, и потому время пролетает незаметно.
10 место - Загадочные Существа. Евро на выставление рабочих. Игра очень напомнила Эверделл: рабочих выставил, ресурсы получил, карту разыграл, цель выполнил, передал ход дальше. Но на мой вкус в каждой части игрового процесса Загадочные существа поинтереснее играются. Выставление рабочих происходит на острове, и каждый рабочий занимает два тайла, а все тайлы вокруг это получаемые ресурсы - уже стоит хорошенько подумать, куда эффективнее всего поставить своего рабочего. Сами же ресурсы можно как забирать себе, так и тратить их вместо этого на покупку карт существ с рынка, причём покупать можно только ту карту, на которой изображён собранный ресурс. Карты все уникальные и с какой-то способностью. Мини-движки, которые позволяет игра построить, мне понравились в ней больше, чем в Эверделле. Целей много, на партию выходят разные наборы. Также есть небольшая асимметрия у игроков. Оформление у Эверделла мне нравится гораздо больше, но и в Загадочных существах оно приятно глазу. На Gaga Day поиграл в прототип с нефинальными правилами и полем, и, даже несмотря на этот нюанс, остался под очень приятным впечатлением. Вписался в предзаказ, но только в базовую игру - ценность дополнений для меня ничтожно мала по сравнению с ценой на них. А из делюкс-компонентов заслуживают внимания только яйца, но они шли в комплекте с кучей ненужных украшательств, потому тоже пропустил.
9 место - Город Великой машины. Отечественная игра на скрытые перемещения в сеттинге стимпанка. Играл только 1 на 1, поэтому впечатления нельзя считать полными. Отличное оформление, интересный игровой процесс, тема ощущается - яркий представитель жанра, и особенно радует, что разработка отечественная. По балансу никаких выводов не могу сделать, но точно скажу, что при игре на 3-4 игрока преимущество будет у Машины, если за неё играет опытный игрок. Сопротивлению важно синхронизировать свои действия, что не так просто, поскольку Машина всё слышит. Блефовать никто не мешает, но вместе с Машиной можно обмануть и товарищей повстанцев. В любом случае игра получилась добротной, с удовольствием бы поиграл ещё, но почему-то моего энтузиазма никто из игровой ячейки не разделил, поэтому пришлось продать. Причём конкретных претензий не могут сформулировать, просто нет желания и всё тут. Подозреваю, что дело в жанре, но это уже не проблема игры, как говорится.
8 место - The Lord of the Rings: Duel for Middle-Earth. Дуэльный абстракт, базирующийся на дуэльной 7 чудес. Прародительница мне в своё время очень понравилась. После десятков партий базовая игра приелась, стала просчитываемой. Ситуацию для меня поправили дополнения - с ними игра стала дольше и сложнее, но зато интереснее. А вот жене с дополнениями не особо понравилось, и поэтому пришлось продать. Тема Властелина колец одна из любимых, поэтому был рад услышать о готовящейся дуэльке. Сначала подумал, что это рескин, но, почитав правила, понял, что есть новые механики и игра не копирует целиком 7 чудес. После нескольких партий с удовольствием оставляю в коллекции! Многое понравилось. Основное отличие - здесь нет победных очков, кто первым достигает одного из трёх победных условий, тот и побеждает. Если до конца игры победитель не был выявлен, то победа по территориям. Вместо трека войны появился трек охоты за кольцом. И если первый был перетягиванием каната, то второй теперь гонка, и это мне больше импонирует, потому что нет вариантов отбросить противника по этому треку назад, тем самым отдалив его от победы. Наука заменена на союзы с народами средиземья, и тут суть та же, но понравилась заточенность каждого народа под какой-то аспект игры, что позволяет в процессе игры в зависимости от ситуации пытаться заключить союз с конкретным народом. И главное нововведение - мини-карта с контролем территорий. Как и в прародительнице, в этой игре непросто победить по союзам или кольцу, если противник не пускает ситуацию на самотёк. И в основном победы будут по территориям. Но если концентрироваться только на них, то это далеко не гарант победы. Мне понравилось, как эти три условия победы переплетены между собой и как влияют на принятие решений о покупке тех или иных карт. Понравилась механика с крепостями, а ещё поймал себя на мысли, что в этой абстрактной игре я чувствую тему... Исключение - карты навыков и монет. А вот остальные карты вызывают воспоминания о трилогии. Войска не просто в локацию с зелёным гербом ставлю, а отправляю орков на штурм Хельмовой пади. На треке кольца не просто двигаюсь вперёд, а скрытно иду Фродо и Сэмом к Роковой горе через Ривенделл и Мёртвые топи. Да и карты союзов не являются просто двумя зелёными картами с одинаковыми символами - это Гендальф явился на пятый день с первыми лучами солнца. Но даже если отбросить сеттинг, всё равно эта игра мне больше нравится, чем базовая 7 чудес. Ещё и оформление замечательное, красота!
7 место - Долина вечности. Карточная игра-гонка на построение движка. Вся игра держится на трёх ограничениях, создающих интересную головоломку на оптимизацию руки, ресурсов и движка, задача которого принести вам как можно скорее 60 и более очков за 10 или менее раундов, что послужит триггером конца партии. Первое ограничение - количество выложенных карт не должно превышать номер раунда (т.е. в третьем раунде может быть максимум 3 карты перед игроком). Второе - у игрока может быть максимум 4 камня (местная валюта с номиналами 1, 3 и 6). И третье - покупая карту за камни, игрок не получает сдачу (карта стоит 4, отдал камень номиналом 6, сдачи не получил). В колоде всего 70 карт, принадлежащих пяти семействам существ, и все уникальные. Очень интересно искать синергии и пытаться их собрать через открытый драфт карт. Можно каждый раунд понемногу набирать очки, а можно собрать мощное комбо и получить кучу очков за ход. Очень азартный и интересный игровой процесс! Поскольку игра карточная, то рандом никто не отменял, но опыт и знание колоды всё равно перевешивают. Основной же недостаток - абсолютно бесполезное поле рынка. Вокруг него выкладываются карты, и в зависимости от расположения игроков часть карт для них будет перевёрнута и тяжело считывать текст. А если и фигурку Вечного (самая дорогая карта в игре) поставить в центр поля, то часть карт и вовсе не видна. Каким местом думал автор и оригинальный издатель - вопрос открытый. Можно было просто добавить 4 карты памятки с перечислением какие стихии какие камни приносят и за счёт этого сделать цену на игру пониже. Тоже самое касается и маркера первого игрока. К маркерам выбора карт претензий нет, но с другой стороны, зачем их делать такого большого размера? Но это всё мелочи. Игровой процесс, повторюсь, влюбил в себя. И отрадно, что Эврикус привезёт в следующем году дополнение Артефакты! Надеюсь, наш издатель и дальше будет поддерживать эту замечательную игру на радость фанатам!
6 место - Королевские хроники. Полное издание. Карточная игра на построение движка. Хотя "движок" - это слишком громко сказано, т.к. раунда всего четыре и создать, и покрутить что-то грандиозное не получится. Но возможностей собирать здесь мини-комбо через драфт карт просто море. Основная фишка игры - механика старения. Карты в движке имеют свой срок жизни, который можно продлевать с помощью некоторых карт. ПО зарабатываются двумя путями: условиями на картах персонажей или зданий и победами в войнах с соседями. Причём негативного взаимодействия в войне нет, просто сравнивается сила, и у кого больше, тот и получает 3 ПО, при ничьей ПО получают оба игрока. Всю партию игроки стараются выжать максимум из тех карт, что они надрафтили. Играется быстро, но при этом интересно, а за счёт войны ещё и азартно. Подпортить настроение в игре может только рандом, но в карточных играх это база, а драфт помогает его нивелировать. Ну и возможно, игра слишком коротка и не помешало бы добавить 5ый раунд, по крайней мере такое впечатление сформировалось после 37 партий. Ничего от игры не ждал, а она так приятно удивила в этом году - люблю такие приятные настольные открытия.
5 место - Ascension Tactics. Колодострой с полем. Не играл в Ascension, но с момента анонса с любопытством поглядывал в сторону этой версии. Играется динамично, азартно и в меру стратегично. Точнее сказать, игра про тактические решения, но на этапе драфта персонажей можно заложить желаемую стратегию и видоизменять её в процессе партии в зависимости от рынка карт и решений игроков. Я такое очень люблю, и поэтому с большим сожалением не вписался в предзаказ, потому что банально не с кем в такое играть. Важно понимать, что игра скилозависима, особенно на этапе драфта персонажей, оформление не каждому зайдёт, есть эффект снежного кома, когда череда ошибок приводит к значительному отставанию по победным очкам, ну и привычный рандом в карточных играх. Вернуться при этом в игру реально, но очень непросто. Разнообразия в игре уйма - есть множество сценариев, хотя даже одного достаточно, т.к. всегда разные команды персонажей собираются и выход карт на рынке всегда уникальный. Для атмосферы можно докупить к игре миниатюры. И мне понравилось такое решение, когда миниатюры идут отдельной коробкой. С точки зрения хранения такое себе решение, но важнее, на мой взгляд, иметь выбор: взять подешевле без миниатюр или подороже и с ними.
4 место - Mission: Red Planet (Second Edition). Задорный контроль территорий. Ещё с Цитаделей полюбил тайный выбор ролей на раунд, и в этой игре он прекрасно работает. Чем больше игроков участвует, тем насыщеннее партия: много борьбы за территории, неожиданных ударов в спину и забавных ситуаций. Игра держит в постоянном напряжении, но лёгком и приятном. С волнением выбираешь роль на раунд, с ним же ждёшь выбора остальных игроков, с интересом наблюдаешь за ходом каждого игрока, ведь ситуация моментально меняется, а в свой ход стараешься максимально усилить свои позиции и выполнить тайные цели. И сколько удовольствия получаешь, когда задуманное удалось осуществить! Но есть и обратная сторона медали - задуманное могут и разрушить, причём целенаправленно, а не случайно. С обидчивыми в эту игру лучше не садиться играть. Но если собрать компанию игроков, где каждый будет работать на свою победу до самого конца, то партия получится незабываемой. С нетерпением жду локализацию, хоть и не в восторге от оформления нового издания, предыдущее мне гораздо ближе.
3 место - Это бомба. Очень необычный кооператив на дедукцию, в котором игроки будут разминировать бомбу, перерезая провода. Я не думал, что это будет так азартно! Во время хода напарников сидишь как на иголках, переживаешь за успешность их действий, а в свой ход включаешь интуицию и дедукцию на максимум. И последняя не всегда спасает, в игре рано или поздно придётся рисковать, и в этом помогают карты снаряжения. На Games Day только два сценария сыграл, но потенциал у игры уже виден, и раскрывается он в коробочках с секретным контентом, который команда будет постепенно открывать. В игре 66 миссий (с промо предзаказа 69), и уже не терпится узнать, в чём изюминка каждой. Побольше бы таких игр с нестандартным и захватывающим игровым процессом!
2 место - Гранд-отель «Австрия». Наконец-то добрался до этого классического евро. Когда-то давно внимание к игре перебивали более яркие новинки, затем тираж закончился и цены на барахолке взлетели в разы, а когда приехал новый тираж, то были жалобы на качество компонентов при далеко не маленькой цене. Как говорится, маркетплейсы и распродажи в помощь. Взял только базовую коробку для начала. С качеством компонентов повезло, и настал черёд оценивать геймплей. И он не подвёл! Базовая игра порадовала своей комбинаторикой, умеренной кризисностью, азартным драфтом кубов и важностью каждого действия. Смутило только долгое ожидание своего хода при игре на 3-4 игрока, а также ситуация, когда долго могут не выходить посетители нужного тебе цвета, особенно в конце игры, когда это особенно критично. Не долго думая, заказал дополнение, и с ним игра стала ещё лучше, избавившись от всех недостатков, ну и вариативность комбинаций заметно выросла, что не могло не сказаться на времени партии. Очень понравился соло-режим, хотя соло-игры не совсем моё. Забавный факт: при том, что очки измеряются сотнями, разрыв с ботом на сложном уровне составлял всего 1-4 очка в четырёх партиях из шести. Больше всего нравится играть дуэльно, но и на 3-4 игрока вполне комфортно. После партии всегда чувствуется лёгкая усталость от постоянных просчётов всего и вся, но практически каждый ход получаешь удовольствие от принимаемых решений. А уж если удастся мощное комбо провернуть... В общем, игра стала одной из любимых, но именно с дополнением.
1 место - Гармония. Кажется, я нашёл идеальный абстракт для себя. Милое оформление, быстрые партии, интересные решения каждый ход, сумасшедшая реиграбельность и разнообразие головоломок, которые сам игрок и формирует для себя в процессе партии. Хочется и оптимальный ландшафт на поле собрать и побольше животных разместить - и на этих двух стульях вполне себе возможно усидеть при грамотном планировании, предугадывании выборов соперников и капельке везения на рынке. В игровой ячейке играем с картами духов, но я за 50 партий так и не определился, как мне больше нравится. С одной стороны, дух даёт тебе легко выполнимое дополнительное условие подсчёта ПО, у игрока появляется ориентир на старте игры при выборе первых карт животных и фишек местности. С другой, дух задаёт вектор стратегии на всю партию, игнорировать который можно, но это не рационально в большинстве случаев, и получается, что он косвенно ограничивает выбор игрока на протяжении всей игры. Кто-то отмечает, что на двоих рынок карт животных медленно обновляется, и это действительно так, но я считаю это не минусом игры, а вызовом, новым режимом, если хотите. На 3-4 игрока рынок обновляется куда быстрее и есть шанс подождать и заполучить животных, идеально вписывающихся в твои планы. А ты попробуй заселить тех, кто доступен, слабо? Тем не менее минусы у игры есть, начну с компонентов. Во-первых, это ужасное качество мешка для фишек, пришлось заменить на не родной, т.к. даже присланная замена не прослужила и десяти партий. Во-вторых, на большинстве деревянных фишек местности трещины и сколы, которые наш издатель браком не считает, но с другой стороны явление массовое - брак с фишками и мешками не только в нашем тираже. В-третьих, опечатка на карте духа Аиста. Но в середине декабря наконец-то появился пост о готовящейся замене, что радует. Геймплейный минус с натяжкой только один - рандом в выходе карт животных и фишек местности. Вполне себе может быть ситуация, когда в ход соперника ему открывается карта животного, которое либо уже выполнено, либо идеально подходит для текущего ландшафта. Тоже самое и с жетонами местности. Но это не гарант победы, что уже проверено полусотней партий. Игра приятно удивила не только своей дружелюбностью к новичкам, но и тем, что даже при игре с ними опытным игрокам всё также интересно. На старте и в середине партии каждый собирает свой пасьянс, изредка лишь выговаривая противникам за уведённый из-под носа комплект жетонов или карту животного. Но ближе к концу игры начинают появляться целенаправленные подрезания, особенно в дуэли. Я в восторге от этой игры! Безусловно, это главное открытие года для меня, и, как я написал вначале, идеальный абстракт на данный момент!
Вот такой вот получился топ. Топ за 2023 год можно найти тут. Топы за 2022 и 2021 год можно найти тут. Пишите в комментариях ваши мысли, топы или ссылки, где можно их посмотреть. С удовольствием почитаю!
Всех с наступающим Новым годом!
> Я в восторге от этой игры! Безусловно, это главное открытие года для меня, и, как я написал вначале, идеальный абстракт на данный момент!
И для меня так же
Вообще не вижу смысл в это играть больше трёх раз. Банальный сбор сетов, коих десятки. Да, быстрая раскладка. Быстрее, чем у других. Но почему это во всех, даже не семейных топах - хз. На то, что дело тут не так просто, намекает второй тираж игры. При всех криках о том, что такую бомбу страждущие расхватают за пять секунд - она лежит себе в магазине краудов уже 10 дней, и никуда не девается оттуда. Это при том, что ее даже на маркетплейсы ещё не вывалили.
Топ-10 ровно таких же игр от Вас, м?
ну я лично играл в смешанный лес, в морских драконов, в поляну. Еще несколько летсплеи смотрел, потому что не фанат я игр на сбор сетов. Разницы особой с гармонией, помимо раскладки быстрой, я не вижу. В том, что любители сборов сетов назовут десяток игр на сбор сетов - я не сомневаюсь. А "ровно такого-же" вообще ничего не бывает - это вы уж из головы лупите)
Перечисленное Вами не шибко-то такое же.
У Вас опять обострение а-ля "Баба Яга против"?)
так это у вас обострение: вы сами написали фразу "такое же" - и сами у себя его оспариваете)
Да тьфу на Вас (с)
Раз уж запели про "банальный сбор сетов, коих десятки", то и игра по-Вашему серая, непримечательная, ТАКАЯ же как и куда подобных до.
Тьфу на Вас еще раз (с)
Да нормальная игра, нормальная - на все свои деньги. Но люди за десятку покупали ее, понимаете? Это как?
я её сам продал за 6 моментально
а теперь она лежит за 3800 перед новым годом. Казалось бы - такая жемчужина, лучшая настолка в подарок. И чего?
В общем сознаюсь - у меня подозрение, что кто-то специально скупил первый тираж и ее пиарил) вот так
А вы не думали, что разница во времени раскладки иногда определит играете вы в игру или нет?
думал. но не настолько же это принципиально, если разница 2 или 5-7 минут
Такие не принципиальные для кого-то разницы, но важные для других, и определяют выбор людей.
согласна полностью. Кроме красоты, обычный абстракт, да еще некачественный. Как любитель абстрактов, не жалею, что продала. Если приспичит(нет), поиграю на бга без фидлинга
Играл в Гармонию, но мне всё-таки больше понравилась её предшественница - Каскадия. Только из-за того, что в Каскадии игрок не ограничен планшетом и цели у всех одинаковые (меньше фарт из-за выхода карт и легче отслеживать лидера).
В магазине краудов она лежит за 3850.
За такие деньги я, например, не хочу ее брать. Но вот первый тираж прошляпил на Я.Маркете, когда лежала там за 2450 - вот это обидка.
И что? За пару недель до второго тиража их на авито по 5-10 тысяч продавали. И покупал кто-то! А появился тираж с ровными картами за 3850 - всем прям дорого-догоро стало резко)
Игорь, спасибо за интересные итоги года
Когда на 21 месте пишут "игра далеко не лучший представитель жанра" и "по первым партиям не готов о ней судить", а про 50-е "однозначно рекомендую попробовать!" - то это просто список сыгранных игр, а не "топ впервые сыгранного - 2024"
> Оцениваю я их на Тесере по совокупности эмоций, впечатлений, нового/интересного настольного опыта и желания его повторить.
Не вижу противоречий в вашем примере.
Игровой процесс в "Морском патруле" интересный и мне понравился, поэтому и рекомендую попробовать. Потому что минус с отсутствием вызова в игре субъективен, и для семейных посиделок или игр с детьми может быть не актуален, порой процесс важнее. Но такой уж я игрок - в подобных играх мне нужен челендж. А после двух партий было ощущение, что я прошёл игру, отсюда такая оценка.
Что касается Охоты за кольцом, то, возможно, я действительно не раскрыл, чем она меня так зацепила, и не понятно, почему она так высоко, раз "не лучший представитель жанра". Поясню поподробнее. За Тьму азартно искать Фродо с помощью карт и действий на кубиках в сочетании с перемещением назгулов. Грамотное позиционирование и розыгрыш какой-либо карты в нужный момент, как правило, приводят к резкому сокращению вариантов местоположения Фродо, и от этого получаешь удовольствие. Да и сами столкновения азартные за счёт доставания жетонов влияния из мешка.
За Свет же во время своего хода ты пытаешься придумать, как перехитрить оппонентов. И сделав ход, не сидишь и скучаешь в ожидании следующего хода, а с волнением наблюдаешь за действиями противников. Догадались они или нет? Смогут обнаружить меня или нет?
И обе стороны вынуждены рыться в головах друг друга, чтобы переиграть, и результат этого противостояния отражается на поле буквально каждый ход. Причём ситуация для обеих сторон регулярно меняется от "всё идёт по плану" до "шеф, всё пропало!".
И, видимо, этими эмоциональными качелями в любимом сеттинге меня игра и зацепила.
По тезису "по первым партиям не готов о ней судить" могу лишь улыбнуться. Не подловлили, потому что невнимательно читали и изменили смысл мною написанного. Речь шла только о проблеме с балансом, которая в некоторых отзывах мелькала. И я написал, что после трёх партий не готов занять какую-либо сторону в этом вопросе.
По Защитникам диких земель схожие впечатления от обзоров и летсплеев. Плюс на старте довольно скучно - мало чего происходит. Сильно недотягивает до Острова духов.