-AdRiver-
cyril2012 написал полминуты назад к новости Опрос «Настольные игры сегодня»: # Молодцы, ждем результаты.
eatoreded написал минуту назад к новости Опрос «Настольные игры сегодня»: # А нужна ли популяризация настольных игр? И нужно ли что-либо для нее с...
Azrail написал 3 минуты назад к игре Замес: # Если хочется именно что бы раскатать, то советую зомби роботов. Если п...
eatoreded написал 7 минут назад к новости Опрос «Настольные игры сегодня»: # Тоже недоумевал вчера) оказалось там имеется ввиду, что у каждого пунк...
jet800 написал 11 минут назад к новости Опрос «Настольные игры сегодня»: # Не хватает опции в последнем вопросе написать почему не понравился. Оч...
Опрос «Настольные игры сегодня»
Масштабное исследование индустрии настольных игр.
С миру по нитке [24.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» осенью 2...
Портал в мир приключений [24.05.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
С миру по нитке [23.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинка издательс...
Голосуем кошельком [23.05.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

vladdrak

Снип-Снап...

Игры-История-Культура №63, 10 октября 2013

 ... Я пишу тебе письмо,

Что больше не могу

Смотреть на дерьмо...

(с) В. Цой

 

Небольшое лирическое вступление. Несколько лет назад наш многоуважаемый главный редактор неоднократно критиковал меня «за  фидошный стиль общения». За прошедшее время я, надеюсь, сумел избавиться от этой привычки. Но фидошное прошлое никуда не делось. Поэтому поделюсь небольшой историей из этого прошлого. В подписи у меня в те времена стояло «СНиП-СНаП», и я радовался, как удачно спародировал популярное тогда «Wbr». Моя фраза расшифровывалась как «С нижайшим поклоном, с наилучшими пожеланиями». Но однажды я получил совершенно безумное письмо с требованием снипов, побольше и разных. Дальнейшая переписка выяснила, что человек хотел от меня строительные нормы и правила. Вот так я узнал, что такое «Снип». А теперь пришла очередь рассказать, что такое «Снап».

 

 

Но сперва расскажу про другую игру. Kilo de merde (надеюсь, что понятно без перевода), она же «Пробки», она же «Ложки», и ещё много-много других названий. Не знаю, когда игра придумана, но на момент появления «Снапа»  в середине 19 века уже существовала. Это традиционная карточная игра во Франции. Я даже добавлю образности в эту информацию: встретить во Франции человека, который не слышал про эту игру под каким-нибудь из названий — это то же самое, что встретить в России человека, который не знает про карточного дурака. Для игры используется колода в 52 карты. Отбираются сеты по 4 карты по количеству игроков (т.е. для 5-х — от десяток до тузов). Остальная колода выкладывается в центр стола. Отобранные карты раздаются между игроками. Сдававший игрок первым отдаёт одну из своих карт игроку слева. Тот из получившихся 5 карт одну тоже отдаёт соседу слева и т.д. Цель — иметь на руке 4 одинаковые карты. Ровно в тот момент, когда последний игрок передал карту первому, и у всех стало по 4 карты, можно хлопнуть рукой по отложенной колоде. При наличии собранного сета у любого из игроков игрок, чья рука самая верхняя, берёт верхнюю карту из колоды и выкладывает её перед собой в открытую — это по игровой легенде показывает, сколько килограмм дерьма он съел из-за своей нерасторопности. Но возможны и фальшстарты, тогда карту берёт тот, чья рука легла на колоду самой первой. Игра идёт до набора заранее условленного количества штрафных очков. Другие названия — это вариант игры, когда в центр стола выкладываются некие объекты, на один меньше, чем игроков, тогда раунд проигрывает тот, кому не достался объект. После розыгрыша раунда право сдавать переходит следующему игроку.

 

И можно предположить, что эта игра — дальний предок многих, упомянутых далее.

 

Переиздание оригинальной игры 1866 года. Фото с BGG.

 

Вообще и в «Снап» можно играть обычной колодой в 52 карты. Но в середине 19 века английское издательство «Жак» выпустило колоду для этой игры со специальными картами. С неё и начинается популярность этой игры. Правила очень просты. Колода делится приблизительно поровну между всеми игроками, поочерёдно игроки вскрывают верхнюю карту своей колоды. Если среди открытых карт есть две одинаковые, надо что-то сделать. В случае «Снапа» — крикнуть: «Снап». Ну и дальше есть варианты. Либо (как в «Снапе») победитель получает карты побеждённых, и цель — собрать у себя все карты. Либо наоборот — победитель отдаёт свои карты, а для победы надо первым избавиться от карт. Но эти вариации на сам игровой процесс не влияют.

 

Но игр на реакцию очень много, поэтому надо как-то определить правила, по которым будем или нет включать игру в статью. «Халли-Галли» хоть и имеет много общих черт, но авторским произволом из родственников выкидывается. Там не одинаковость карт фигурирует, а комбинация символов на всех открытых картах. Но напомню, что у автора «Халли-Галли» есть ещё игра  «Динго» (1985 год). От «Пробок-Ложек» она отличается 5 картами в сете и одновременной передачей по одной карте по кругу. Проигравший так же определяется по последней положенной в центр стола руке.

 

Ещё я исключу тоже достаточно известную игру «Скорость» (Speed). Два игрока делят колоду пополам, размер руки — три карты, и без соблюдения очерёдности игроки кидают карты в сброс, лишь бы они совпадали либо по масти, либо по значению с верхней картой. Выигрывает тот, кто первым сбросит все свои карты. Тут есть требование совпадений, но нет очерёдности ходов, поэтому подобные игры тоже не буду рассматривать. Но определённые отклонения от оригинального «Снапа» я допускаю. Поэтому, возможно, некоторые мои решения, считать или не считать игру родственной, могут показаться спорными.

 

 

Игра «Снап» выпускается и до сих пор. На всевозможные темы, даже перечислять все не буду. Но в некоторых играх появилось одно важное отличие от классической игры. Если в первоначальном варианте все картинки чётко отличаются друг от друга, то некоторое время спустя появились «смешанные» картинки. Не нашёл более ранние варианты, поэтому в качестве иллюстрации современная игра. Как видно, здесь есть разные формы фигур и разная заливка. Поэтому надо быть вдвойне внимательней при определении одинаковых карт. В старых играх использовались, например, 4 вида карет и 3 вида колёс у этих карет.

 

 

Следующие вариации на темы вышеописанных игр я обнаружил уже во второй половине 20 века. Надеюсь, что есть те, кто, читая вышенаписанное, вспомнил про отечественную народную карточную игру «Акулина» (в некоторых компаниях её ещё называют «Ведьмой»)), хоть в ней и нет проверки реакции. Итак, встречайте игру, которая похожа на «Акулину», как «Морской бой» на листке в клеточку похож на «Морской бой» от того же МБ. В комплект игры входит вот такой механический девайс. Как я понимаю, он блокирует отстрел карточки игрока, нажавшего последним клавишу. А также колода в 42 карты — 10 сетов по 4 и две непарные. Игроки передают друг другу по карте. Как только у кого-то две одинаковые карточки — надо наперегонки жать клавиши.

 

 

Очень популярной и использованной во многих играх стала идея, что совпадающая пара находится вне игры. Не знаю, есть ли в английском идиома, аналогичная нашей «считать ворон», но карточная игра «Ворона» (Crow, 1959) именно про это. Хоть я не водитель, но, будучи родителем, могу оценить всю гениальность замысла. Игра — это набор карт на дорожную тематику: знак «ограничение скорости», пожарная машина, переезд и т.п. И в принципе на них добавлены условные масти и ранги, чтобы можно было играть в обычные карточные игры. Но основные правила другие. В начале любой поездки каждому в машине, кроме водителя, сдаётся по 7 карт. Когда кто-то видит в пути что-то, что есть у него на карточке, то он радостно всем об этом сообщает и сбрасывает карту. Цель: до конца поездки сбросить все карты.

 

 

Другое решение — игра Combino (1973), чья идея потом многократно либо переоткрывалась, либо заимствовалась. В игре есть поле из 36 клеток и два кубика. Надо первым накрыть ту клетку, которую определили броски кубиков.

 

 

В 1992 году появилась игра Azuma. Она достаточно похожа на «Пробки-Ложки». Но во-первых, имеет свои правила сбора сетов. А во-вторых, для нас она интересна тем, что в ней вместо пробок появляются здоровые 20-сантиметровые тотемы. И, как видно на иллюстрации, разноцветные — какой цвет схватил, столько победных очков и заработал.

 

Услыхав про «здоровые тотемы», «читатель ждёт уж рифмы «розы». И правильно ждёт. Рассказ об играх на реакцию невозможен без упоминания игры «Дикие джунгли» (1997 год). Может, я невнимательно смотрел, но у меня ощущение, что в русской локализации из правил пропала легенда игры. Точно помню, что в оригинальной версии она была. Как минимум — несколько лет назад, когда я в неё играл. В предисловии к правилам игры создатели в какой-то степени отказывались от авторства. По памяти воспроизведу, что там писалось приблизительно следующее: некоторое время назад мы побывали на острове у дикарей и обнаружили, что они все поголовно играют в некую игру, адаптировав игру для цивилизованных людей, мы предлагаем её вашему вниманию. Запомнилось же это предисловие из-за скрытого в нём юмора. Авторы — французы, игра основана на правилах английской игры «Снап», Англия — остров. Тот самый остров дикарей?

 

Но перейдём к игровой механике. Конечно, она многим известна, но на всякий случай расскажу для остальных. Игроки манипулируют картами, как в «Снапе». Но в случае совпадения используется инверсия (вот она — авторская находка, не встречавшаяся до этого в других играх) правила «Пробок». Вместо проигрыша последнего, кому не достался тотем, здесь выигрывает первый схвативший (по аналогии с первым, крикнувшим «Снап»). Поэтому-то и тотем один вне зависимости от числа игроков.

 

И, как это заведено в мире настольных игр, механика, ставшая популярной в одной игре, сразу вызывает поток похожих игр. Число схожих игр можно считать десятками. Но я остановлюсь всего на двух.

 

 

Игра Snorta (2004) интересна в первую очередь тем, что стала обладателем призов в различных номинациях: «Лучшая детская игра», «Лучшая семейная игра» и «Лучший пати-гейм». У нас есть карты с животными и вот такие пластмассовые животные и домики для них. Игра идёт по правилам «Снапа», но при совпадении карт надо крикнуть голосом того животного, что спрятано в домике соперника. Отечественный клон без животных, а только с картами, был выпущен под названием Homo Sapiens.

 

И, хоть я и говорил, что про семейство игры «Скорость» не буду рассказывать, но одну игру надо упомянуть — «Бип-Бип» ("Beep! Beep!"). Автором коммерческой версии «Скорости» является Рейнхард Страупе. Он же автор и «Бип-Бипа» (2008). Это переделка игры для 2 игроков в игру для 2-6 игроков. В состав игры входят колода карт и резиновый автомобиль-пищалка. По игровой легенде мы наперегонки мчимся по лесной дороге, скидывая без соблюдения очерёдности хода карты из персональных колод в стопки сброса. Это —животные, которых мы видим в лесу, окружающем дорогу. Но! Если наверху стопок сброса окажется несколько одинаковых карт животных, то правила меняются — это животное, вышедшее на дорогу. В таком случае надо экстренно тормозить и жать на гудок. Т.е. выкладывать карты запрещено, надо хватать автомобильчик и пищать им. Кто схватит первым — подбрасывает свои карты соперникам.

 

И, завершая статью, я не могу отказаться от предсказуемой шутки: вот сколько разных игр может получиться из одного килограмма дерьма!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Maxim_AT написал 4 года назад: #

Да уж, СНиП - это штука посильнее Фауста Гёте.