Spykeoo написал 19 минут назад к игре Worms: The Board Game: # Тоже не понял это опциональное правило. Нужно сформированную таким обр...
a7v написал 21 минуту назад к игре Тайное послание - 2025: # лучше искать старую версию пока есть
ZXCVB1234 написал 26 минут назад к игре N38: Bloodstones: # А что в целом вторая редакция меняет по ощущениям? База показалась кус...
ZXCVB1234 написал полчаса назад к статье Да пребудет с вами… Восстание: # Дали бы ремейкнуть Ересь Хоруса
Exhumanfact написал полчаса назад к статье Primal the Awakening: Фанбойские впечатления после прохождения основной кампании.: # Так для меня в КДМ она и есть интересная) Мои комменты всегда субъект...
С миру по нитке [14.09.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Анонсы локализ...
Идут сборы на Conquest of Paradise
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава...
Geek Media Awards 2025
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025.
С миру по нитке [09.09.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Интересные ано...
С миру по нитке [05.09.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Несколько анонсов...

Racerx

Крестоносцы. Что будем брать, ребята?

30 июля 2025

Информация

добавить
игры Крестоносцы
Дата: 30 июля 2025
Оценка пользователей
8.5636
-

 

Крестоносцы. Что будем брать, ребята?

 

 

 

Когда кандидат исторических наук берется за создание настольной игры про крестоносцев – для любителей настолок и истории, средневековья, крестоносцев, просто рыцарей и всего такого, наступает время томительного ожидания и смутных надежд. Я, к примеру, знаком с прошлой работой Михаила Александрова «Волки Одина». Коробка у меня есть, и я начертал некоторый ее обзор. Игра добротная, картинки классные, викинги, но в моей коллекции она как-то затерялась. Сыграть не откажусь, в перерыве между более толстыми и суровыми нордсманами. Однако, автор обратил на себя внимание, и было очень любопытно, что же он выдаст далее.

 

Пропустим игру про «Грядки», это не мой формат!

 

Пока пололись семейные грядки, где-то на горизонте стучали молотки и шипела сталь, кто-то торжественно хихикал, создавалась игра «Крестоносцы». Волков, насколько я понимаю, Михаил поднимал полностью сам. Для крестоносного же похода он посадил за свой круглый рабочий стол ребят, о которых я ранее ничего не слышал – Izbushka Games, в лице Станислава Краснова и Ольги Ильченко. Сидели они там у себя тихонько в замке, делали, тестировали. А потом анонс от Хобби, что игра уже вот-вот будет. Показали загадочную коробку с крестом. И вот, предзаказ!

 

Я лично, честно сказать, сомневался, надо ли оно мне. Тема интересна, спору нет, но выглядело это всё так:

 

  1. либо будет евруха, и я просто не захочу в это играть;
  2. либо будет что-то грузное, на что людей не соберешь.

 

Я вот люблю, к примеру, Пакс Ренессанс, но с кем в него поиграешь? Да почти ни с кем. Даже знакомые любители в него собираются не так, чтобы часто. А это грустно. Из этих же соображений я не стал вписываться в Фиеф Англия. Очень манила меня эта Англия, но мы между прочим, даже на Фиеф Франсэ тупо не собрались ни разу за ГОДЫ, хотя у товарища Сергея она есть с допами. Такое же с Pendragon, Here I stand и так далее.

 

Короче, подумал я, что Крестоносцы, будь они даже супер-клёвыми, имеют страшные шансы просто запылиться на полке. Решил – пропущу, потом послушаю, что говорят, а потом может когда-то кто и покажет. Потом, всё потом. Но ближе к финалу предзаказа я подумал – а давай, давай отправимся в Левант первыми.

 

Все же, когда кандидат исторических наук берется за создание исторической настолки, задаешься вопросом – когда еще такое будет. Ведь не про эльфов косоухих игра, не про Ктулху, которого уже и так везде по три. Нет, про крестоносцев! Это само по себе ведь удивительно. Видео-обзоры, конечно, поспособствовали (особливо где Михаил, Ольга и Станислав, в разных составах, играют в прямом эфире и рассказывают, чего да как придумывалось) решению не откладывать. Ведь процесс игровой явно что-то обещал.

 

 

 
 

Встречаем рыцаря по одёжке

 

Вписался, дождался, получил коробушку. На ядовитой Тесере ребят упрекали и продолжают упрекать в том, что игровое поле типа «эпилептический припадок, всё рябит, всё мутит». Такое впечатление может сложиться, когда вы смотрите на фотку целого поля, открыв его на трети своей мобилы. Ну и с высоты полета среднестатистического критика с тесеры любое поле не то, что надо. Но когда оно вот, на вашем столе, материальное – всё просто прекрасно. Бывали в моей жизни игры, где глаза плакали, стараясь опознать пространство. Например, из последнего – Проклятие Канделябрии – очень красивая игра, но там настоящая боль, лично у меня, с тем, чтобы разглядеть нужное. Буквально каждый раз, закрывая и открывая глаза, приходится всё заново искать.

 

 

 
 
 

На поле Крестоносцев всё хозяйственно и упорядоченно – вот тебе крест… приказов, вот рынки карт, вот карта местности. Никогда не заблудишься и не перепутаешь. Ну и в целом – это же произведение искусства, все эти гравюры. Стильно сделано. Понимаю, что вкусы разные, кому-то оформление может вот просто не понравиться, но что касается функциональности – там всё работает, считывается.

 

Книга правил, книга сценариев, четыре больших конверта со сценарным контентом, деревянные фишки войск, карты – в коробке много контента, и он исполнен замечательно. За те деньги, которые просили на предзаказе, это просто какой-то дворянский праздник. Вспомним тот же Фиеф Англия, где нет вообще ничего, кроме поля и небольшого количества карт с картонными фишками. Там стоимость иная... А если добрать улучшалик, так и вообще… Но это к слову, ибо стоимость настолок – вопрос вечный и дискуссионный. На мой взгляд, в плане исполнения, Крестоносцев упрекнуть буквально не в чем. Правила написаны читаемо, пока с ними проблем не всплывало.

 

Разве что органайзер... Вернее, его стащили сарацины, его нет. А тут много всего, и оно просто будет барахтаться в коробке. Придется организовывать самостоятельно. Но если ты аж до Иерусалима дошел, то с этим уж справишься, ведь так?

 

 

 
 

Мы в Леванте

 

На своем канале я вешал небольшие отчеты о каждой из трех партий, которые успел сыграть. Играли каждый раз вчетвером, но разными составами. После третьей катки отважились выйти на кампанию, распечатали первый конверт… об этом позже.

 

Возглавляем, каждый свое, небольшое крестоносное государство. Иерусалим, если что, уже взят. Вокруг сарацины обступают, времена неспокойные – строй, молись, молись. Что нужно делать для победы? Играем на победные очки:

 

  • от наместников, которых получаем случайно на старте, а потом берем с рынка (каждый из них фармит на чем-то своём);
  • от секретного задания на партию (там два варианта, а на старте получаем две карты на выбор);
  • от земель, где у нас перевес по религии (мажорити по епископам);
  • по некоторым событиям;
  • если в финале у нас больше всех городов (и не менее четырех) и/или больше всех святых земель, но не менее пяти.
  • каждые четыре монеты – одно ПО!

 

 
 
 

Мы частично выбираем, от чего будем плясать, а частично игра сама дает нам цели. В каждом нашем городе сидит наместник, который в конце каждого раунда будет приносить ПО, если мы делаем то, что ему нужно. Например, стартовые наместники для первых партий – ПО за ресурс, который мы производим. Будем производить больше – будет больше и ПО.

 

Если святых земель у тебя пять, то это последний раунд, и ты получишь 8 ПО. Если ты захватил как минимум четыре города – тоже завершим игру, получишь 8 ПО. Иначе играть будет максимум 6 раундов. Завершить игру досрочно – не значит победить. Кстати, если кого полностью вынесут, то есть, какой-либо игрок потеряет последний город – тоже игре конец, считаемся в финале раунда.

 

 

 
 

Действуй, рыцарь

 

Всё делаем богоугодно, через крест – строительство/экономика, религия, сбор войск и военные походы. Четыре действия на выбор. По очереди мы выложим по приказу и еще по одному приказу на крест. Один из двух приказов может быть усиленным. Он разыграется только в следующем раунде, но с сочными восточными лукумами. Например, на экономической ветке (Строительство) вы только усиленным приказом и можете забрать особенно крутые технологии, которые круто меняют игру. Эти строения, грубо говоря, позволяют вам, сделав какое-то одно действие, прицепом сделать еще одно, совсем другое. Например, собрав армию в четыре подразделения, тут же отправиться в поход. Тут можно собирать цепочки действий, которые дают вам небывалые преимущества. А усиленный приказ на ту или иную часть креста может положить только один игрок... Остальным придется ждать следующего раунда. И молиться.

 

Молитвы дают нам епископов и возможность их двигать в дебри вражеских земель. Им все равно, кто где правит, их дела далеки от мирских (ну да, ну да). А еще, пробегая по треку молитвы, мы получаем рескрипты – различные одноразовые действия. Некоторые из них, особенно рескрипты второго уровня, реально полезные, а некоторые ни о чем или крайне ситуативны. Но ими всегда можно расплатиться как ресурсом. Еще действие молитвы меняет порядок хода.

 

 

 
 

Военные технологии или Сбор войск – здесь наращиваем количество войск и покупаем карты для боя. Опять же, усиленный приказ дает доступ к картам четвертого уровня, а обычный – к остальным, более слабым. Каждый раз покупая карту, мы должны увести из руки одну базовую в личный запас. Надо сказать, что у каждого крестоносного государя стартовая рука немного отличается, что богоугодно. В дальнейшем, если вы теряете усиленные карты, вы просто возвращаете из запаса базовые. У вас всегда будет не более пяти карт в руке (что-то подсказывает мне, что кампания может изменить это правило).

 

Действие похода – вы за один раунд можете навестить только одну вражескую территорию. И она будет соседней по отношению к вашим. Можно стянуть туда столько войск, сколько позволяет приказ (плюс ресурсы).

 

 

 

 

И далее начинается бой. В бою участвуют либо игрок-игрок, либо игрок-сарацин. Всегда два, не более. За сарацин будет принимать муки ближайший к месту событий игрок. Каждая боевая карта имеет два этажа. На каждом этаже свои эффекты. Например, на верхнем у меня плюс три силы к моему войску, а на нижнем – два отступления врагу. Первым выкладывает карту защищающийся. Атакующий выбирает, какой из двух этажей карты будет закрывать/отменять. Далее, соперник тянет из его руки одну из карт и закрывает выбранный эффект. Незакрытый эффект вступает в силу. Потом атакующий выкладывает карту, а защитник закрывает эффект.

 

Бой продолжается четыре раунда или может закончиться раньше, если у одной из сторон не осталось войск. Побеждает тот, кто перевесил в разнице по силам. При ничьей – атакующий. Завоевав город – берем его крутилку, назначаем наместника и боимся соседей.

 

В локации, помимо войск, есть уровень крепости и ресурс. Стены крепости всегда рушатся на один, даже после сельской драки.

 

 

 
 

Вот как бы и всё. Четыре действия, которые по сути можно в то или иной форме встретить во многих других играх с полем и войнушками. Они как бы интуитивны и логичны – водим войска, укрепляем войска, боремся за какие-то карточки с рынках. Движок от приказов. Настольщикам, игравшим во что-то такое, будет очень просто разобраться. Есть болезненное НО, о котором далее.

 

Кстати, начинается раунд не с нас, а с сарацин. Открывается событие, которое что-то может слегка поменять или дать какую-то задачу на раунд. После зачитывания текста, смотрим, куда идут сарацины. Вернее, их планы нам известны еще с прошлого раунда, сюрпризов тут не будет. Они просто набегают на территории определенного цвета (или появляются там, если это территории сарацин) и наносят урон. Чем хуже мы защищены, тем больнее может прилететь даже от небольшого войска зеленого неприятеля. Вплоть до того, что мы теряем город. Но это нужно ухитриться.

 

События, потом раскидываем по два приказа, потом их выполняем. Подсчёт в конце раунда. Новый раунд.

 

 

 

 
 

Что будем делать в игре – собирать войска и отправлять на осады крепостей. Изи, мистер Танкред. Действия несложные, но каждое может дать, оттолкнувшись от наших карт рескриптов, еще какие-то действия, еще что-то прикольное.

 

А, у нас ведь еще и шпионы! Получаем их от усиленных приказов. На каждого врага можем поставить по одному шпиону (при игре вчетвером). И работают они так – когда враг, за которым мы шпионим, делает что-то, мы от этого что-то получаем.

 

Поговорим о боли

 

Я сказал, что действия простые, можно объяснить их любому пажу минут за десять. И это прекрасно, ведь моим опасением было то, что игра окажется тяжеловесной, для рыцарей, которые являются в клуб раз в три месяца и не всегда в настроении. Но вот незадача…

 

ИКОНОГРАФИКА

 

Засушенные в своих коконах евро-игроки, конечно, давно привыкли, что с новой толстой еврой приходит и ее анти-интуитивная языконезависимая система. Но для молодцеватых и жизнерадостных америстов это в новинку. В Крестоносцах иконографика очень не сразу заходит в подшлемную область головного мозга. Здесь тебе и какой-то пальчик вверх, и стрелочка вперед, и стрелочка вниз, и такой замок, и замок с циферкой, и какой-то другой замок, и еще флажок, и еще меч, а тут он поломанный, а тут через две стрелки и цвета какие-то…

 

Первую партию, скажу так, играйте обязательно на свежую голову, сытыми и счастливыми. Иначе забрала начнут сильно потеть и щёлкать, мораль войска станет падать… При этом не так уж важно, есть ли среди вас такой сэр или такая леди, что знает толкование иконок на зубок. Пока вы сами не научитесь читать иконки, играть вы с удовольствием не сможете. По возможности – изучите дома, перед игрой, две страницы с ними. Две страницы… Звучит жутко, правда? Будто бы рыцарь должен уметь читать…

 

 

 
 

Первая партия – это плата за вход. Если вы дадите себе это время – все будет хорошо. Потому что авторы заложили в эту иконографику воистину много. И сделали это очень мудро, без лишних сущностей. Нужно только попривыкнуть. К середине первой партии – получше. Скажу, что вторая партия была уже норм, а некоторые карточки, которые раньше не видел, было весело разгадывать – чего это там значит. Но на старте это может подгрузить и отпугнуть. Будьте же храбры!

 

Вторая проблема, такая же, по сути, неминуемая – ожидание своего хода. Например, вы поставили свои приказы на усиленный сбор войск и на поход. А другие на строительство, молитвы, сбор и поход. В этом случае вам остается только ждать. За действиями других наблюдать забавно, можно потратить время на продумывание дальнейшей тактики. Плюс другие еще могут получить дополнительные действия… Плюс они еще будут сражаться… В общем, иногда свой ход ждешь долго. Если кто-то решил задуматься над очередным своим действием только в момент, когда настал его черед (да смилостивится над ним ангельское войско) – еще дольше. Но в тех же Кикладах вы, выставляясь на Аполлона, вообще не играете целый раунд, и что? Или, скажем, вызывая древнего в Войнах Ктулху. Или играя за Спящего. Короче говоря, в Крестоносцах есть такая тема, особенно когда игроки еще только вникают. Но терпимо. Если игра нравится в целом – эта проблема критической не становится. Возможно, она и вовсе незаметна при игре втроем. Всегда и всем помогает продумывание своего хода в момент чужого хода, запомни, оруженосец.

 

 

 
 

Третья вещь в себе – рандомчик. Во время сражения у вас из руки тянут карты вслепую. Вы можете лишиться тех самых карт, которые вам были нужны, ради которых вы шли в военные технологии, на которые надеялись. А у вас их просто вытянули до конца боя. Ну или у сарацин оказались крайне сильные карты. Рескрипты – кому попался супер, а кому такое… Шпионы – та же история. События иногда поджимают, иногда сарацины два раза за игру нападают на одни и те же земли. Ну и вы периодически тянете карты сверху колоды – там тоже полный туман войны. Мое мнение – в рамках данной игры весь этот рандомчик не дает Крестоносцам усохнуть до еврухи и чего-то механического. Он делает игру не просто стратегией, но приключением, когда ты не знаешь на все сто, как всё повернется. В бою это особенно волнительно и азартно.



С другой стороны, ты знаешь немало. Такого нет, что вы вообще всю игру чисто на удаче летите или наоборот пролетаете мимо. Нет, ко всему можно и нужно подготовиться, но случаются нежданчики. Если тебя такое раздражает, можно и отречься от крестового воинства, обратиться против веры и играть в свою Ласерду с Агриколой.

 

Раз у нас крест – четыре приказа, четыре ресурса, четыре государства, тогда выделим и четвертый минус… Немодульность поля. Оно всегда одинаковое. Еще скажем так – поля хватит на длительное время, даже без модулей, а там, если ветер будет без камней, можно и новое выдумать.

 

 

 
 

Свобода действий и раиграбельность

 

Повоюет каждый ну как минимум раза три, а лучше больше. Строений можно иметь не более четырех, ими обмазаться не получится. Военных карт тоже пять в руке и рескриптов не более трех. То есть, заниматься мы будем все приблизительно одним и тем же, но маленькие детали игры сделают так, что каждый раз это будет с какими-то новыми нотками и исходами.

 

На старте асимметрия по ресурсам, по военным картам и расположению города. В дальнейшем, когда начнем кампанию, это дело, скажу по секрету, будет меняться к большему различию. Но это явно не Рут, где каждая фракция делает вообще что-то своё. Да, кто-то больше в войну, кто-то попробует выехать на строениях, наместниках, на тайных целях и религии. Плюс различные события. Ну и можно в любой момент добавить/убрать свойства территорий. Далее, когда освоимся, кампания даст еще несколько объемных модулей. Уверен, что спешить тут не следует.

 

 

 
 

Суммируя, я бы сказал, что в Крестоносцах всегда есть, чем заняться, даже имея в виду всего четыре направления действий. Их вот как раз, они создают нужную синергию и напряжение. Каждый раз можно попробовать что-то другое. И игра создаст для вас новые вызовы. Захочется ли играть в базу без всего того, что дадут модули? Не сильно ли меняют модули изначальный баланс – посмотрим, будет видно.

 

Крестоносные аналоги

 

Расскажу кратко о некоторых стратегиях про крестоносцев и рыцарей, которые удалось опробовать ранее. У меня были, например, и о них я написал вам статейки, Dark Ages, Crusader kings.

 

Dark ages, говоря грубо, просто про средневековье, от раннего до высокого, границы размыты. Там, в одной из коробок, есть модуль с крестовыми походами. Модуль, кстати, бестолковенький. Мы просто отправляем куда-то некоторое количество войск, а потом делим прибыль, если выгорело. Прикол в том, что, если этим не занимаются все игроки, тогда одному или двум просто не имеет смысла вкладываться. А так в Дарк мы тоже отстраиваем свою столицу, налетаем на мобов по соседству, настраиваем экономику и даже можем добежать до других игроков и их вздуть. Наиболее прямой для нее аналог, пожалуй, «Столкновение цивилизаций». Dark ages игра замечательная, с интересной системой карт-технологий, с мультифазным кубовым боем, с экономикой. Наверное, основной проблемой было то, что коробка на английском, а читать там надо немало. Это притормаживает даже нас, тех, кто читает и переводит. Плюс, если более строго, в Дарке как раз фармить очки можно вообще сидя у себя на районе. Если ты идешь бить других игроков – ты, скорее всего, тратишь время зря. А это как-то странно. Игра, кстати, от великого и ужасного Адама Квапински. Вещь очень достойная, но, пожалуй, ее свобода действий играет с ней злую шутку.

 

Crusader kings – игра по мотивам компьютерной. Она больше об интригах и строительстве своего семейного древа. Крестовый поход там – это просто действие, но ничего больше. Такое же надувательство, как набег на Англию в «Во славу Одина». Игра с уймой хороших идей, фантастически балансирующая на грани патигейма и варгейма аля-Virgin Queen. С рядом туманных моментов в правилах и в целом странным затяжным процессом. После одного раза к ней вернутся только избранные. Я бы сыграл еще, но, в конце концов, признаю, что она сыровата.

 

Игра престолов – тоже ведь средневековое. Но если кому и показалось, что Крестоносцы на нее похожи, то зря. Крестоносцы быстрее и компактнее, это раз. А второе – карты, совсем другое сражение. Сами же Престолы достойны всяческих похвал, но они такие долгие и жестокие, что я предпочитаю просто уважать их, сидя за соседним столом, играя во что-то другое.

 

Еще есть игра такая Medieval, старая карточная настолка, предтеча Паксов. Монголы постепенно обступают Европу, а мы влияем на различные государства, копим деньги и, помимо прочего, ходим в крестовые походы. Там есть и просто крестоносцы, со своими государствами. Это вообще вещь в себе, сыграть в нее я до сих пор полноценно так и не сыграл, хотя план есть. Здесь правила розыгрыша одной карты – это целый параграф, а другой – три слова. Представитель старой школы, для избранных рыцарей.

 

Упомяну «Рюрика». Не совсем про то, но тоже, грубо говоря, рыцари, захват земель и немного экономики. В этой настолке, на мой вкус, есть только механика приказов, весьма прикольная, а вокруг нее всё неубедительно и скучно.

 

Можно вспомнить Time of legends: Joan of Arc, но это уж совсем далеко в плане игрового процесса, это тактические сражения. Сюда же и великолепный Сундук войны.

 

Также существуют всякие варгеймы про крестоносцев, о которых рядовой настольщик никогда и не слышал. Kingdom of heaven, например. Они чаще дуэльные. Наверно, хорошие, но я вряд ли буду проверять это когда-нибудь. Только для варгеймеров в дальних, забытых всеми комнатах клубов.

 

В Пакс Ренессанс можно ходить в крестовые походы, там это даже меняет ситуацию на поле. Но вообще игра совсем о другом.

 

Я действительно искал стратегию про крестоносцев да рыцарей средневековых, пробовал разные. В лице Крестоносцев, пожалуй, нашел ту, где крестоносцы реально есть. Хоть к моменту начала партии мы уже взяли Иерусалим, я попадаю именно в ту самую историю, которую и хотел увидеть. При этом Крестоносцы явно отличаются от любой приведенной выше игры.  

 

 

 
 

Что мне нравится в этом походе

 

Атмосферная стратегия-приключение про крестоносцев с компактно собранными механиками. Есть и игра-враг, в лице сарацин, и другие игроки. Постоянно что-то происходит, постоянно приходится выбирать и планировать.

 

Хоть тайные цели вовсе не новинка, но тут они как-то особенно актуально работают на ощущение своего, как бы сказать, персонажа. То тебе нужно захватить столицу другого игрока, и ты завоеватель, то тебе нужно остаться при определенных технологиях, и ты уже экономист. Играешь по-разному, смотришь на разные показатели. Такая мелочь, а как заметно меняет жизнь из партии в партию.

 

 

 
 

Нравится, что у нас и военные действия, и отдельно – разбег по карте епископов. Не хочешь много воевать – иди распространяй веру. Восемь очков – это, все же, нормальная сумма в этой вселенной.

 

Чувствуется прокачка – городская (строения + улучшение города), военная. С каждым ходом, если всё складывается, ты становишься сильнее и опаснее. И тебе интересно испытать новые возможности в деле. А действий не так много, раундов всего шесть. Всего не испробуешь. Выбирай мудро, о рыцарь.

 

Названия карт. Ну вот некоторые этим пренебрегают, а нельзя. Рад, что здесь есть. Просто напиши на карте с монеткой за молитву, что это «Собор», и сразу карточка оживает. Всякие «Месть Танкреда», «Натиск», имена и иконки на картах наместников. Это очень хорошо. И чувствуется, что не просто сидели с неба снимали имена и слова, а с матчастью работали.

 

 

 
 

Есть тебе и историческая справка, и краткий рассказ о ключевых персонажах. И художественный текст на картах событий! Всё это и просвещает немножко, и на погружение работает.

 

Наместники, дающие ПО вообще за что-то своё. Опять же, они слегка или сильно меняют курс действий. Их у тебя не миллион, а столько, сколько городов. Победных очков в игре вообще не очень много, вертолеты из сотен ПО тут не покрутишь. Займешь новый город – будет тебе и ресурс с монетами, и наместник с выходом на новые ПО, и новая точка сбора войск.

 

 

 
 

Нет сильного кризиса, по крайней мере на старте. Никто не придет и не вынесет тебя с карты. Ты всегда получаешь и пополнение, и возможность двигаться. Всегда можешь что-то сделать. Да, в игре предусмотрен случай, когда один из игроков теряет всё. Но в наших партиях пока никто не был и близок к подобному провалу. Посмотрим, что будет дальше.

 

Модули из кампании. Там их некоторое количество, и их можно использовать в одиночных забегах. Первые партии четыре, думаю, можно и без них, а потом – осваивать. То, что в базе есть хороший запас дополнений – это огонь.

 

Чего ждем в допах

 

В голову приходят полководцы. Чтобы армии не смотрелись безлико. Также вот эти не очень удобные жетончики ПО в виде витражей… Что если ими выкладывать на планшетке какой-то витраж реально. Типа украшаем собор или нечто такое. Да, это будет перегруз, наверное, но это оправдает наличие таких жетонов и сделает еще какую-то евро-мини-игру внутри.

 

Теоретически, как я сказал выше, можно и новую карту изобразить. Чтобы накладывалась на оригинальную. И там вообще, к примеру, отразить реалии другого похода.

 

Но вообще в коробке вагон всего и здесь точно нет ощущения, что авторы (или отдел маркетинга) что-то отпилили, чтобы потом тебе продать отдельно. Наоборот – насыпали с горкой, изволь еще освоить.

 

 

 
 

Масштабируемость

 

Не знаю, как Крестоносцы идут в дуэли. Движухи меньше, зато бои никто не пропускает, ведь сосед у вас только один, и вы по очереди будете играть за сарацин.

 

Втроем, думаю, разницы сильной не будет. Это не та игра, где ты вваливаешься в столицу другого игрока на втором ходу. Дойти можно, но это трудно. То есть, замесов будет не так много, а значит не будет истории с «два закусились, а доел их третий». Впрочем, кто знает. Думаю, что лучше и богаче всего будет вчетвером, а чуть побыстрее – втроем. Допускаю, что кому-то вдвоем будет тактичнее и даже интереснее, но сомневаюсь, что мне лично нужно пробовать этот вариант. Хотя, один из сценариев предложит кое-что, что, возможно, будет очень круто работать и в двоих.

 

 

 
 

Для какого рыцаря этот конь

 

Для любителей неспешных войнушек в первую очередь. Это не экономическая стратегия. Евро здесь присутствует, но немало и амери. Гибрид самобытный, и я даже не могу пальцем ткнуть в игру, на которую ориентировались авторы. Отдельные механики, особенно те, без которых подобные игры и немыслимы – движение, сбор войск – понятно, стары как Левант. Хотя, есть нюанс – всего один бой, одна земля за раунд (при условии, что у вас нет специальных строений). Не можем мы побежать через всю карту, как в Кемет. Боевая система весьма свежа и азартна. Но конь под твоим горящим задом может и сгореть.

 

Многоуровневые карты технологий и действия внутри действий – не сказать, что ново, но дано здраво, мне нравится. Накапливаемся, постепенно двигаемся в новые земли. Смотрим, чего получается. При желании можно вообще не воевать друг с другом. Крестоносцы – не про вынос игроков. Они про набрать побольше ПО доступными, изменяющимися/изменяемыми средствами.

 

Почитать

 

Научных монографий и переведенных документов на русском немало, но посоветую вам книгу, которая меня особенно впечатлила. Фульхерий Шартрский «Иерусалимская история». Фульхерий родился где-то в 1058 году и прошел вместе с будущими королями-крестоносцами из Европы до самого Константинополя и далее, остался на Востоке после. Он своими глазами видел, что творилось и очень просто и интересно рассказывает о событиях Первого крестового похода. Да, это события чуть отстоящие от периода в игре, но вы, прочитав, получите несравненное погружение в мир крестовых походов, мир людей того времени, их мышление. И поймете, что романтики в крестовом походе было чуть менее, чем нисколько. Хорошо, что она есть в игре! Также, конечно, читать «Алексиаду» Анны Комниной, но это уже дальше.

 
 

Заключение

 

На этой неделе, если все пойдет по плану, мы играем второй сценарий, с многообещающим модулем. Меня игра сильно порадовала и темой, и механиками, и тем, что она по сути своей не взрывает тебе мозги какими-то комплексными просчётами и изощренными правилами. Как, например, Arcs (Простор). Осваиваем язык игры, ее иконки, и играем без напрягов. Как играть, куда смотреть, как набирать ПО – всё и всегда видно, ясно. Показывать игру можно широкому кругу настольщиков, сыграть партию абсолютно реально за вечер. Две партии подряд, наверное, много, но одну, например, в неделю-две – весьма.

 

 

 
 

Крестоносцами доволен, мне игра нравится очень. Считаю ее по-настоящему ярким событием в нашем настольном деле, и в мире настольных стратегий в целом, особенно исторических. Желание продолжать, как кампанией, так и просто отдельными забегами – крепко как сталь стальная.

Будем играть и следить за судьбой проекта.

 

Желаю авторам не останавливаться на достигнутом и продолжать творить. Вы трое сделали по-настоящему крутую вещь!

 

Издательству, разумеется, тоже респект за то, что поверили, красиво издали. Когда кандидат исторических наук объединяется с талантливыми и трудолюбивыми ребятами из Izbushka, а они с ним, может произойти вот такое чудо. Рекомендую опробовать, рыцари и рыцарки, пажи и оруженосцы! Deus vult!

 
 
 
 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Proti написал месяц назад: # скрыть ответы

По крестоносцам ещё Crusaders: Thy Will Be Done (https://tesera.ru/game/crusaders-thy-will-be-done) есть. Это несколько другое, проще, суше, сами крестоносцы больше по Европе тусят, но в целом тема тоже ощущается. С допом веселее, можно бодаться друг с другом, и ещё пара занятных нюансов. 14 орденов завезли, хотя изучать историю крестовых походов по своей игре автор честно не советует. Ну хоть названия не везде перекрутили.)
Статья очень интересная. Спасибо! Надо обязательно попробовать, верблюда бы найти только.)

Racerx написал месяц назад: #

И еще будет про третий Крестовый поход. Вроде, обещали на русском, но теперь неясно. Но я своих крестоносцев уже нашел))

a7v написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

А к чему весь этот шум про "кандидата исторических наук", если в игре государства крестоносцев бодро воюют друг с другом. Этого не было в истории. Обычная евруха с натянутой темой, исторической симуляции примерно ноль.

m69 написал месяц назад: # скрыть ответы

А вы какую историю читали? Крестоносцы между собой ещё как воевали, только войны и битвы современного человека не четко отражают, что было битвой и войной там в Средневековье.

a7v написал месяц назад: #

Ну явно не какую-то альтернативную))

Racerx написал месяц назад: #

Большую часть игры мы сражаемся с сарацинами и направляем их на других игроков. Ну а столкновения и конфликты могли быть, почему нет? Интриги, борьба за власть. Всё было. Вы, при желании, вообще можете не воевать с другими игроками. Хотя, ближе к финалу, это может привести к победе кого-то более агрессивного. То есть, игра скорее о назревающем конфликте и о столкновениях при попытках расширения территории.

NRGetic написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Сколько реальное время партии?

Racerx написал месяц назад: #

Вчера втроем играли около четырех часов, уже с модулями некоторыми. Тут всё на игроках. Мы не спешили, много разговаривали и так далее. Я думаю, что в пределах двух с половиной-трех часов можно отыграть, если все знают как и не слишком зависают.

Kopleman написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Случайно сел играть в нее. Был жесткий скепсис и недоверие. Единственно что мне нравилось это красивая коробка) По факту игра оказалось очень и очень годной, да же не смотря на тот факт что сейчас я охладел к евро. Единственный момент который прям выбесил это манипуляции с картами в бою. Когда с ботом то еще ладно. А вот когда игроки дерутся, то после боя лишняя головная боль про сортировку карт.

Racerx написал полтора месяца назад: #

Ну, с картами, мне кажется, не так всё страшно) С сарацинами понятно, какие карты их. А с игроками - вы ведь помните, какие ваши)) Но согласен, может чуток неудобно. Можно класть на свою карту, когда ваша карта закрывающая, щит своего государства. Это я просто сейчас придумал. Не самое изящное решение, но можно попробовать)

m69 написал месяц назад: #

так там же на планшете боя видно кто обороняется, а то атакует. Если вы атакуете то заберите карты, которые лежат на обороне. А потом те, что лежат в открытую в соседнем столбе - и всё. ну или щиток положите, как вам Racerx предложил

LittleBigPlanet написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Спасибо! Было очень интересно почитать. На сборах проект слабо себя показал, насколько помню =(

wepek написал полтора месяца назад: #

Так сборы условные были, это же хоббики.
Cверхцели были очень далекие, которых по итогу не достигли, поэтому эксклюзивов не было.
А на день рождения хоббиков игру можно было приобрести дешевле предзаказа

Racerx написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Почти нулевой маркетинг, когда в последние дни, буквально, предзаказа, начались первые видео с тем, как вообще это работает. Плюс тема не самая популярная. Что вообще могу показать сам проект? Он лежит себе на сайте и ждет, когда его покажет реклама. А ее нет) Ну и многие, думаю, решили взять потом, с рук или по скидке. И не зря ведь, ибо Хоббики дали норм такую сикидку в свой праздник...

LittleBigPlanet написал полтора месяца назад: #

Вот я про это. Странно не поддерживать проект внутренней студии. Тем более это не очередная карточная игра 10 минут для массового рынка.