-AdRiver-
Vas написал 14 минут назад к новости «Тесера»: что нового?: # Вот с чем проблема так это с функцией продажа.В настольщике просто жаж...
kassir написал 15 минут назад к новости С миру по нитке [19.06.2018]: # Бензин или дизель?
mrdona написал 17 минут назад к игре Берсерк: # это точная информация или предположение?
oranged написал 17 минут назад к новости «Тесера»: что нового?: # Двойной Enter.
eatoreded написал 23 минуты назад к новости С миру по нитке [19.06.2018]: # Ждём легендарную коробку, ракладывающуюся в стол-карту, а также легенд...
С миру по нитке [19.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games выпуст...
На экранах [19.06.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
«Тесера»: что нового?
Мы работаем над улучшением движка и интерфейса сайта.
С миру по нитке [18.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «ПРОСТОРОБОТ» раб...
Обзорная башня [18.06.2018]
В этом выпуске: обзор игры Last Night on Earth, предыстория игрового мира игры «...

oranged

«МИПЛ-2011». Доклад: «Разработка и производство настольных игр в России»

Докладчик: Иван Туловский, директор проекта «Правильные игры», 20 декабря 2011

Информация

добавить
персоны Иван Туловский
события Мипл
Дата: 20 декабря 2011
Оценка пользователей
9.7311
-

Перед вами текстовый пересказ доклада Ивана Туловского, директора проекта «Правильные игры», по теме «Разработка и производство настольных игр в России». Доклад был сделан в рамках второй ежегодной выставки-ярмарки «МИПЛ», в Красноярске. Текстовое переложение предназначено для тех, у кого нет получаса на то, чтобы ознакомиться с оригиналом, кому легче воспринимать текст, нежели аудио, кто хочет освежить материал в памяти...

 

Что мы знали о настольных играх двадцать лет назад?

 

В СССР мы знали шашки, шахматы, домино... Играли с нашими родителями в рисованную от руки «Монополию» или один из её советских клонов: «НЭП», «Кооператив», «Менеджер»... а на даче с бабушкой — в лото.

 

Прим. ред. В советские времена был доступ и к более замечательным играм, например, «Пиратам» или «Захвату колоний» Владимира Голицына (благодаря журналу «Пионер»). В журнале «Весёлые картинки» часто печатали простые игры из разряда «брось кубик, передвинь фишку на выпавшее число клеток, дошёл до финиша первым — победил». И, конечно же, все играли в разнообразные игры, для которых нужна только колода игральных карт. Позже, уже в России, встречались и другие клоны «Монополии», например, «Бизнес» и «Бизнесмен». Был свой клон «Стратего» («Сражение»), а также несколько замечательных игр компании «Летра-Релакс» («Чудовище Джио-Джанги» и «Геополитика» Леонида Кутырёва-Трапезникова, и т.д.), «Полководец», «Белая ворона»... всего и не упомнишь. Но, конечно же, культуры настольных игр, кроме шахмат и шашек, не было. Недаром на Западе до сих пор говорят, что у нас, наверно, только в шахматы и играют.

 

Какие бывают настольные игры?

 

Единой классификации настольных игр не существует, поскольку игрокам удобнее анализировать их по одним признакам, продавцам и издателям — по другим, исследователям — по третьим. Классификация, приведённая ниже, подходит для знакомства с этим по-настоящему большим миром.

 

  • Детские игры или т.н. Children's Games — игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часто носят обучающий характер.
  • Семейные или т.н. Family Games — игры для родителей и их детей, обычно подходят для всех возрастов и служат для связи между поколениями и совместного досуга их представителей. Отличаются дружелюбностью и отсутствием прямых игровых конфликтов.
  • Игры для компаний или т.н. Party Games — игры для вечеринок, дружеских посиделок и т.д. Отличаются простыми правилами и весёлым характером, направленностью на развлечение.
  • Стратегические игры или т.н. Strategy Games — игры, в которых важную роль играет планирование своих действий наперёд.
  • Варгеймы или т.н. Wargames — игры военной тематики с прямым противостоянием. Перекликаются со стратегическими играми и выделяются, как правило, серьёзным историческим фоном, вплоть до игровой реконструкции важнейших битв или войн истории человечества.
  • Игры с миниатюрами или т.н. Miniatures Games — это, как правило, тактические игры с пластиковыми или металлическими миниатюрами, отображающими воинов. Данный класс игр пересекается с варгеймами, но чаще использует в качестве основной темы фантастику или фэнтези. Могут быть коллекционными.
  • Коллекционные карточные игры или т.н. Trading Card Games — игры, сочетающие в себе два вида хобби: коллекционирование карт и игру с ними. Важная составляющая таких игр — турниры, в т.ч. профессиональные (с денежными призами). Считаются дорогим удовольствием.

 

Прим. ред. Данная классификация напоминает принятую на BGG. Вот только в таком случае надо добавить абстрактные игры (Abstract  Games — шашки, шахматы, го и подобные им игры, в которых главенствует логика и умение мыслить стратегически) и тематические игры (Thematic Games — игры, в которых важную роль играет атмосфера и тема, как правило, заимствованная из популярных книг, фильмов и т.д.).

 

Что мы имеем сегодня?

 

20 лет спустя у нас выпускаются не только локализации зарубежных игр, но и разработки местных авторов. В этом году на выставке Spiel (Эссен, Германия) были представлены уже четыре российские компании! В России сегодня более 16 издателей настольных игр и более 40 издаваемых российских авторов, специализированные магазины в 42 городах, игротеки в разных городах и «МИПЛ-2011», первая российская выставка, посвящённая исключительно настольным играм.

 

Прим. ред. Более того, начали появляться многочисленные прототипы российских и украинских разработчиков, знакомых с современными настольными играми не понаслышке, и потихоньку выстраивается взаимодействие между авторами и издателями.

 

Издаваемые игры (в т.ч. в России) делятся на два класса: локализации и собственные разработки.

 

Локализации

 

Локализации — это перевод и адаптация к нашим реалиям уже существующих на Западе настольных игр (и степерь локализации может быть разной).

 

Прим. ред. Например, самый простой способ «локализации» применяется интернет-магазинами, которые привозят игры, компоненты которых не содержат текста, и сопровождают их распечатками переводов правил. В данном случае не требуется лицензия, но и список игр ограничен. Издательства же приобретают права на издание определённых игр в России и берутся в числе прочих и за игры, на компонентах которых встречается текст. Кроме того, в таких случаях игры получают официальные русские названия.

 

Особенность российского рынка настольных игр такова, что мы снимаем сливки западной настольной индустрии. Та же «Монополия» издана на Западе в 1933 году. Т.е. у них настольные игры появились в докомпьютерную эру, а у нас — в «посткомпьютерную» (назовём её так). Считается, что в «Монополию» сыграли полмиллиарда человек, т.е. каждый 14-ый на планете. В таких странах, как Германия, в настольные игры играет каждый 2-ой или 3-ий. Конечно, есть страны, в которых дела обстоят далеко не так радужно.

 

В Европе, особенно в Европе, настольные игры развивались и развиваются. Количество изданных наименований уже исчисляется десятками тысяч и перевалило за 50000. На Западе поиграть в семейную игру — давно норма жизни. Даже после прихода компьютера настольные игры остались важной составляющей жизни, поскольку там это вросло в культуру.

 

У нас же всё было с точностью да наоборот. Грубо говоря, у нас была «Монополия» (шашки и шахматы), а затем пришли компьютерные игры. В 1995-2000 гг. они почти полностью забрали аудиторию настольных игр. После 2000 г. наши компании потихоньку возвращают людей к настолкам, возрождают культуру (позволяют познать заново). И в Россию сейчас приходит опыт, накопленный Западом за пятьдесят лет. Локализуются игры, которые в России считаются новинками, а там — уже проверенными временем хитами. С другой стороны, у нас нет того разнообразия. На выставке Spiel в этом году было целых 12 павильонов, заставленных настолками!

 

Локализованных игр пока будет больше, чем местных, поскольку они уже проверены на игроках и готовы к производству. Это отлично, поскольку помогает за достаточно короткое время познакомиться с настольными играми и наверстать упущенное, а также сформировать базу для создания и издания качественных российских игр.

 

Российские издатели и настольные игры местных авторов

 

В России есть компании, которые выпускают свои собственные настольные игры. Часть из них признана и за рубежом. 

 

Большую часть каталога «Звезды» составляют собственные разработки, а их новая военная игра с миниатюрами — «Великая Отечественная. Лето 1941» — успешно продаётся и за рубежом; в 2012 году в России и на Западе выйдет «Гегемония», игра Германа Тихомирова.

 

В каталоге «Мира Хобби» встречаются русские игры (например, «Коронация», «Берсерк», который уже обзавёлся англоязычной версией, и «Метро 2033», вторая редакция которого выйдет в следующем году на Западе). В этом году в Эссене были продемонстрированы англоязычные версии игр «Игрологии» (например, «Свинтуса»).

 

«Правильные игры» выпустили англоязычные издания «Зельеварения», «Эволюции», «Ордонанса» и «Загадки Леонардо» (оставаясь в числе немногих компаний, которые не выпустили ни одной локализации, а сосредотачиваются на играх местных авторов).

 

Локализации и игры российских авторов выпускает «Мосигра» (и «Магеллан»).

 

В прошлом году была основана компания Status Belli, которая продвигает на территории России варгеймы (как своих авторов, так и зарубежных).

 

В сегменте детских игр успешно работает компания «Простые правила». «Технолог» выпускает детские игры со сборными пластиковыми миниатюрами. «Стиль жизни» («Игровед») — локализации семейных игр.

 

Играми местных авторов успели отметиться и другие новички рынка: Zany Family («Спаси праздник!») и «Сквирл» (12 «Стульев»). Отметился настольной игрой «Московский комбинат игрушек» («Братство девяти. Гексостратегия»).

 

В своё время на базе магазина «Триоминос» возникло издательство «Взрослые дети», на счету которого уже 6 локализаций: «Пандемия», «Экспансия», «Киклады», «Соло», «Частная коллекция» и «Продано!».

 

Особо стоит отметить локализацию «Карманных сражений. Орки против эльфов» (ведь в данном случае официальное русское издание выпущено мультиблогом oflex.ru). Игорь Краснодымов пошёл ещё дальше, миновал российский рынок и сразу представил свою игру The Hunting Village в Эссене. Подобный подвиг, только годом ранее, совершили Денис Лоншаков и Александр Тараненко, представив на выставке Spiel стратегическую игру «Рутения». 

 

В прошлом была выпущена коллекционная карточная игра «Небожители» (компанией «Студия электронных развлечений; ей же издана карточная игра «Большой куш»). Студией «13 Рентген» была разработана и выпущена коллекционная тактическая игра «Диктатор-контроль». Практически первопроходцем был Леонид Кутырёв-Трапезников.

 

Прим. ред. Наверняка, мы что-то упустили. Кроме того, в разработке множество игр российских и украинских авторов (активных участников сообщества). В Украине особенно активны братья Дембицкие (Eastern Forge Games), а также свою игру готовит monkey. Разрабатывает свою игру Александр Беляков. Карточная игра Константина Горбунова («Сказки») доберётся до магазинов в следующем году. Работают над новыми проектами Максим Трофименко и Эльман Гасими...

 

Как издать свою игру?

 

Издать игру можно либо своими силами, либо через издателя. Поскольку для первого способа нужны немаленькие капиталовложения, сосредоточемся на втором.

 

Издателям знакомы тысячи игр, и они уже на первый взгляд могут сказать, заинтересованы ли в развитии той или иной идеи вплоть до издания. А решение зависит от изюминки идеи и комплектации (понятное дело, чем меньше и проще нужно компонентов для игры, тем выше шансы на издание).

 

К сожалению, большая часть авторов пока не опираются на западный опыт, и их идеи напоминают знаменитый интернет-мем про «корованы»:

 

— Здравствуйте, у меня есть обалденная игра с картами и про эльфов. Хочу издать.

 

Например, из 10 игр, присылаемых в месяц «Звезде» на рассмотрение, лишь одна достойна хоть какого-нибудь внимания. К сожалению, пока что не сформировалась культура общения между разработчиками настольных игр и издателями, но лёд тронулся.

 

Прим. ред. Советую прочитать следующие статьи: 

 

Как донести идею до издателя?

 

Чтобы идея понравилась издателю, её сначала надо довести до кондиции.

 

1. Самое важное в игре — сочетание механики и тематики, и когда автор чётко представляет связь между ними, поскольку интерес представляет спайка интересной механики с хорошо предложенной тематикой. Если автор понимает, что он хочет сделать, это хорошо.

 

Механика игры — это голые механизмы взаимодействия игроков и игровых компонентов. Например, вот вам простейший пример. В игру играют два игрока, каждому из них выдаётся свой комплект из всех карт одной масти обычной колоды игральных карт. Каждый раунд игроки одновременно выкладывают по карте с руки на стол, рубашкой вверх, а затем переворачивают их. У кого карта достоинством выше, тот забирает обе карты себе в качестве взятки. Как только карты у игроков закончатся, победителем объявляется игрок, набравший больше взяток.

 

Тематика (или сеттинг) — тема игры, её антураж. Например, приведённая выше игра может оказаться дуэлью между эльфом и орком или противостоянием двух античных государств.

 

2. Тестирование, тестирование и ещё раз тестирование. Для издателя важно, чтобы автор поиграл в своё творение хотя бы с друзьями раз 20. Чем больше, тем лучше (ещё лучше, если в разных компаниях, как по полу, так и по возрасту, в т.ч. смешанных, и т.д.). Пока же авторы в лучшем случае до подачи идеи издателю играют в свои игры раза 2-4. 

 

По последним требованиям немецких издателей, для которых важно качество, тестирование занимает от года и более. Только тестирование! Т.е. уже есть идея, готовятся иллюстрации, игра ездит по выставкам и прочим мероприятиям и проверяется разными аудиториями на практике, но до полной готовности игры пройдёт ещё больше года. При этом могут смениться не только правила игры и механические нюансы, но и тематика.

 

3. Правила. Очень большая текущая проблема — авторы приносят или присылают игры без правил. Обычно игра создаётся как-то так: пришла идея, сыграл с друзьями, закрепил, добавил ещё что-то, сыграл с друзьями и т.д. В итоге базовые правила, закреплённые на бумаге, остались в прошлом, а полная схема происходящего на столе хранится только у автора в голове.

 

На выставке в Эссене издатели не слушают, каковы рейтинги продаж игры, её восприятие у аудиторий... Они сразу просят выслать им правила игры на английском языке. 

 

Издателю нужны полные правила игры, по которым можно научиться играть в игру, не прибегая к помощи автора.

 

4. Маркетологам важны итоги партии: время, чем кончилась игра, каков фидбек (обратная связь, т.е. отзывы). Если автор составит «плейлист» (отчёт, в котором всё это будет), у проекта перед издателем больше плюсов. Чем меньше работы для издателя — тем быстрее игра появится в продаже. Этот пункт не является обязательным, но желательным, это точно.

 

5. Презентация. Для того, чтобы дать издателю представление об игре, хватает листа А4 (одной страницы в MS Word). Больше уже излишне, ведь издателей мало, а авторов — много. В презентации достаточно описать, в чём суть игры (буквально в двух словах), её концепцию. Т.е. то, что заставит издателя прочитать приложенные к презентации правила. Также можно прислать картинки (но не обязательно). 

 

На что может рассчитывать автор?

 

Работа с авторами приходит к стандарту, и автор может рассчитывать на один из следующих видов гонорара:

 

  1. Выкуп авторских прав. В данном случае автор придумывает игру и продаёт все права на неё издателю, получая взамен фиксированную сумму.
  2. Выплата фиксированной суммы с каждой коробки (т.н. royalty). Автору выплачивается причитающаяся сумма по факту печати тиража его игры или по факту продаж (через оговорённые в договоре промежутки времени).
  3. Прибыль. В случае, если автор всё же решил взять издание игры на себя. В т.ч. все связанные с этим риски, ведь прибыли может и не быть.

 

Куда обращаться со своими идеями?

 

Сегодня со своими идеями можно обращаться к следующим издателям (сортировка по алфавиту):

 

  • «Звезда»;
  • «Игрология»;
  • «Мир Хобби»;
  • «Мосигра» (и «Магеллан»);
  • «Правильные игры»;
  • «Стиль жизни» («Игровед»);
  • Zany Family.

 

Есть один человек, который уже несколько лет с достойной уважения настойчивостью охотится за издателями. (: По этой причине есть просьба ко всем авторам: очень хочется, чтобы вы подавали свои идеи в виде, описанном выше. Чем проще издателям рассматривать проекты, тем быстрее и больше проектов они смогут рассмотреть. Надо работать над собой и авторам, и издателям.

 

Например, в этом году «Мосигрой» была организована игротека для разработчиков. Очень интересное мероприятие, в котором участвовали несколько издателей и 41 автор! Первый отбор прошли 58 проектов, а на презентацию одной игры выделялось всего 5 минут. Заинтересованность со стороны издателей в играх местных авторов наблюдается. Например, «Правильные игры» уже заключили договор с автором и выпустят игру в первой половине 2012 года. Итог игротеки: наши авторы будут издаваться! Кстати, в следующем году также планируется подобная игротека, диалог между разработчиками и издателями, мост между идеей и изданной игрой.

свернуть все темы
Gregor написал 6 лет назад: #

Большое спасибо за проделанную работу, благородный труд. Это помогло сохранить моё время.
Докладчику так же большая благодарность.

ptaha_boo написала 6 лет назад: #

большое спасибо за текстовые варианты и Ваш труд по расшифровке!

vladdrak написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за проделанную работу. А остальные видео с МИПЛа будут переводиться в текстовый вид? Чтоб выбрать - смотреть еще не посмотренные или подождать и прочитать.

oranged написал 6 лет назад: #

Я пока думаю. Просто на перевод в текст данного доклада ушло чуть более 5 часов без учёта перерывов на чай и прочее. А ведь есть доклады пообъёмнее.

Пока интерес высказал лишь один человек. (:

oranged написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Начал работать над текстовой версией доклада Александра Пешкова «Настольные игры глазами Продавца».

Её я, получается, точно опубликую.

tehniks написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Благодарю за труд, очень удобно-можно распечатать, быстро найти нужную информацию, ещё раз спасибо.

jennefer написала 6 лет назад: #

Саша, спасибо тебе большое. У меня на работе интернет тормозной, а статью прочитать - одно удовольствие!