-AdRiver-
FullGrimm написал 11 минут назад к игре Блог новичка. Или нет? Часть 3.: # Не знаю наверняка, но на месте настольного старкрафта я бы на вас обид...
Seylorpeg написал час назад к игре Блог новичка. Или нет? Часть 3.: # Не холивара ради, но не могу не высказаться - root не варгейм. Мне воо...
Lee написал 3 часа назад к игре Napoleon in Europe: # Ходы по карте похожи, а бой другой. Еще существует официальная диплома...
igrrrable написал 4 часа назад к игре Zombicide: Invader: # начали доставлять в китай и австралию. в европе пока глухо (тоже жду ч...
vetde67 написал 5 часов назад к игре Особняки безумия: # Насколько интересно играть в 2? И возможно ли?
Долгожданный анонс игры «Тайная власть»
Мировые заговоры, секретные агенты, рискованные спецоперации и, конечно же, борь...
Игра «Атлантида» уже в продаже
Магазин настольных игр FunMill.ru и издательство «Нескучные игры» начали розничн...
Crowd Games поделились планами
Компания Crowd Games рассказала про свои планы на ближайшие пару месяцев
Ludonaute трудятся над Yggdrasil Chronicles
Обновленная версия игры Yggdrasil 2011 года планируется к выпуску в 2019
«Речное братство» уже на сайте Crowd Games!
Первое дополнение к настольной игре Root («Корни») на русском языке!

oranged

«МИПЛ-2011». Доклад: «Разработка и производство настольных игр в России»

Докладчик: Иван Туловский, директор проекта «Правильные игры», 20 декабря 2011

Информация

добавить
персоны Иван Туловский
события Мипл
Дата: 20 декабря 2011
Оценка пользователей
9.7311
-

Перед вами текстовый пересказ доклада Ивана Туловского, директора проекта «Правильные игры», по теме «Разработка и производство настольных игр в России». Доклад был сделан в рамках второй ежегодной выставки-ярмарки «МИПЛ», в Красноярске. Текстовое переложение предназначено для тех, у кого нет получаса на то, чтобы ознакомиться с оригиналом, кому легче воспринимать текст, нежели аудио, кто хочет освежить материал в памяти...

 

Что мы знали о настольных играх двадцать лет назад?

 

В СССР мы знали шашки, шахматы, домино... Играли с нашими родителями в рисованную от руки «Монополию» или один из её советских клонов: «НЭП», «Кооператив», «Менеджер»... а на даче с бабушкой — в лото.

 

Прим. ред. В советские времена был доступ и к более замечательным играм, например, «Пиратам» или «Захвату колоний» Владимира Голицына (благодаря журналу «Пионер»). В журнале «Весёлые картинки» часто печатали простые игры из разряда «брось кубик, передвинь фишку на выпавшее число клеток, дошёл до финиша первым — победил». И, конечно же, все играли в разнообразные игры, для которых нужна только колода игральных карт. Позже, уже в России, встречались и другие клоны «Монополии», например, «Бизнес» и «Бизнесмен». Был свой клон «Стратего» («Сражение»), а также несколько замечательных игр компании «Летра-Релакс» («Чудовище Джио-Джанги» и «Геополитика» Леонида Кутырёва-Трапезникова, и т.д.), «Полководец», «Белая ворона»... всего и не упомнишь. Но, конечно же, культуры настольных игр, кроме шахмат и шашек, не было. Недаром на Западе до сих пор говорят, что у нас, наверно, только в шахматы и играют.

 

Какие бывают настольные игры?

 

Единой классификации настольных игр не существует, поскольку игрокам удобнее анализировать их по одним признакам, продавцам и издателям — по другим, исследователям — по третьим. Классификация, приведённая ниже, подходит для знакомства с этим по-настоящему большим миром.

 

  • Детские игры или т.н. Children's Games — игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часто носят обучающий характер.
  • Семейные или т.н. Family Games — игры для родителей и их детей, обычно подходят для всех возрастов и служат для связи между поколениями и совместного досуга их представителей. Отличаются дружелюбностью и отсутствием прямых игровых конфликтов.
  • Игры для компаний или т.н. Party Games — игры для вечеринок, дружеских посиделок и т.д. Отличаются простыми правилами и весёлым характером, направленностью на развлечение.
  • Стратегические игры или т.н. Strategy Games — игры, в которых важную роль играет планирование своих действий наперёд.
  • Варгеймы или т.н. Wargames — игры военной тематики с прямым противостоянием. Перекликаются со стратегическими играми и выделяются, как правило, серьёзным историческим фоном, вплоть до игровой реконструкции важнейших битв или войн истории человечества.
  • Игры с миниатюрами или т.н. Miniatures Games — это, как правило, тактические игры с пластиковыми или металлическими миниатюрами, отображающими воинов. Данный класс игр пересекается с варгеймами, но чаще использует в качестве основной темы фантастику или фэнтези. Могут быть коллекционными.
  • Коллекционные карточные игры или т.н. Trading Card Games — игры, сочетающие в себе два вида хобби: коллекционирование карт и игру с ними. Важная составляющая таких игр — турниры, в т.ч. профессиональные (с денежными призами). Считаются дорогим удовольствием.

 

Прим. ред. Данная классификация напоминает принятую на BGG. Вот только в таком случае надо добавить абстрактные игры (Abstract  Games — шашки, шахматы, го и подобные им игры, в которых главенствует логика и умение мыслить стратегически) и тематические игры (Thematic Games — игры, в которых важную роль играет атмосфера и тема, как правило, заимствованная из популярных книг, фильмов и т.д.).

 

Что мы имеем сегодня?

 

20 лет спустя у нас выпускаются не только локализации зарубежных игр, но и разработки местных авторов. В этом году на выставке Spiel (Эссен, Германия) были представлены уже четыре российские компании! В России сегодня более 16 издателей настольных игр и более 40 издаваемых российских авторов, специализированные магазины в 42 городах, игротеки в разных городах и «МИПЛ-2011», первая российская выставка, посвящённая исключительно настольным играм.

 

Прим. ред. Более того, начали появляться многочисленные прототипы российских и украинских разработчиков, знакомых с современными настольными играми не понаслышке, и потихоньку выстраивается взаимодействие между авторами и издателями.

 

Издаваемые игры (в т.ч. в России) делятся на два класса: локализации и собственные разработки.

 

Локализации

 

Локализации — это перевод и адаптация к нашим реалиям уже существующих на Западе настольных игр (и степерь локализации может быть разной).

 

Прим. ред. Например, самый простой способ «локализации» применяется интернет-магазинами, которые привозят игры, компоненты которых не содержат текста, и сопровождают их распечатками переводов правил. В данном случае не требуется лицензия, но и список игр ограничен. Издательства же приобретают права на издание определённых игр в России и берутся в числе прочих и за игры, на компонентах которых встречается текст. Кроме того, в таких случаях игры получают официальные русские названия.

 

Особенность российского рынка настольных игр такова, что мы снимаем сливки западной настольной индустрии. Та же «Монополия» издана на Западе в 1933 году. Т.е. у них настольные игры появились в докомпьютерную эру, а у нас — в «посткомпьютерную» (назовём её так). Считается, что в «Монополию» сыграли полмиллиарда человек, т.е. каждый 14-ый на планете. В таких странах, как Германия, в настольные игры играет каждый 2-ой или 3-ий. Конечно, есть страны, в которых дела обстоят далеко не так радужно.

 

В Европе, особенно в Европе, настольные игры развивались и развиваются. Количество изданных наименований уже исчисляется десятками тысяч и перевалило за 50000. На Западе поиграть в семейную игру — давно норма жизни. Даже после прихода компьютера настольные игры остались важной составляющей жизни, поскольку там это вросло в культуру.

 

У нас же всё было с точностью да наоборот. Грубо говоря, у нас была «Монополия» (шашки и шахматы), а затем пришли компьютерные игры. В 1995-2000 гг. они почти полностью забрали аудиторию настольных игр. После 2000 г. наши компании потихоньку возвращают людей к настолкам, возрождают культуру (позволяют познать заново). И в Россию сейчас приходит опыт, накопленный Западом за пятьдесят лет. Локализуются игры, которые в России считаются новинками, а там — уже проверенными временем хитами. С другой стороны, у нас нет того разнообразия. На выставке Spiel в этом году было целых 12 павильонов, заставленных настолками!

 

Локализованных игр пока будет больше, чем местных, поскольку они уже проверены на игроках и готовы к производству. Это отлично, поскольку помогает за достаточно короткое время познакомиться с настольными играми и наверстать упущенное, а также сформировать базу для создания и издания качественных российских игр.

 

Российские издатели и настольные игры местных авторов

 

В России есть компании, которые выпускают свои собственные настольные игры. Часть из них признана и за рубежом. 

 

Большую часть каталога «Звезды» составляют собственные разработки, а их новая военная игра с миниатюрами — «Великая Отечественная. Лето 1941» — успешно продаётся и за рубежом; в 2012 году в России и на Западе выйдет «Гегемония», игра Германа Тихомирова.

 

В каталоге «Мира Хобби» встречаются русские игры (например, «Коронация», «Берсерк», который уже обзавёлся англоязычной версией, и «Метро 2033», вторая редакция которого выйдет в следующем году на Западе). В этом году в Эссене были продемонстрированы англоязычные версии игр «Игрологии» (например, «Свинтуса»).

 

«Правильные игры» выпустили англоязычные издания «Зельеварения», «Эволюции», «Ордонанса» и «Загадки Леонардо» (оставаясь в числе немногих компаний, которые не выпустили ни одной локализации, а сосредотачиваются на играх местных авторов).

 

Локализации и игры российских авторов выпускает «Мосигра» (и «Магеллан»).

 

В прошлом году была основана компания Status Belli, которая продвигает на территории России варгеймы (как своих авторов, так и зарубежных).

 

В сегменте детских игр успешно работает компания «Простые правила». «Технолог» выпускает детские игры со сборными пластиковыми миниатюрами. «Стиль жизни» («Игровед») — локализации семейных игр.

 

Играми местных авторов успели отметиться и другие новички рынка: Zany Family («Спаси праздник!») и «Сквирл» (12 «Стульев»). Отметился настольной игрой «Московский комбинат игрушек» («Братство девяти. Гексостратегия»).

 

В своё время на базе магазина «Триоминос» возникло издательство «Взрослые дети», на счету которого уже 6 локализаций: «Пандемия», «Экспансия», «Киклады», «Соло», «Частная коллекция» и «Продано!».

 

Особо стоит отметить локализацию «Карманных сражений. Орки против эльфов» (ведь в данном случае официальное русское издание выпущено мультиблогом oflex.ru). Игорь Краснодымов пошёл ещё дальше, миновал российский рынок и сразу представил свою игру The Hunting Village в Эссене. Подобный подвиг, только годом ранее, совершили Денис Лоншаков и Александр Тараненко, представив на выставке Spiel стратегическую игру «Рутения». 

 

В прошлом была выпущена коллекционная карточная игра «Небожители» (компанией «Студия электронных развлечений; ей же издана карточная игра «Большой куш»). Студией «13 Рентген» была разработана и выпущена коллекционная тактическая игра «Диктатор-контроль». Практически первопроходцем был Леонид Кутырёв-Трапезников.

 

Прим. ред. Наверняка, мы что-то упустили. Кроме того, в разработке множество игр российских и украинских авторов (активных участников сообщества). В Украине особенно активны братья Дембицкие (Eastern Forge Games), а также свою игру готовит monkey. Разрабатывает свою игру Александр Беляков. Карточная игра Константина Горбунова («Сказки») доберётся до магазинов в следующем году. Работают над новыми проектами Максим Трофименко и Эльман Гасими...

 

Как издать свою игру?

 

Издать игру можно либо своими силами, либо через издателя. Поскольку для первого способа нужны немаленькие капиталовложения, сосредоточемся на втором.

 

Издателям знакомы тысячи игр, и они уже на первый взгляд могут сказать, заинтересованы ли в развитии той или иной идеи вплоть до издания. А решение зависит от изюминки идеи и комплектации (понятное дело, чем меньше и проще нужно компонентов для игры, тем выше шансы на издание).

 

К сожалению, большая часть авторов пока не опираются на западный опыт, и их идеи напоминают знаменитый интернет-мем про «корованы»:

 

— Здравствуйте, у меня есть обалденная игра с картами и про эльфов. Хочу издать.

 

Например, из 10 игр, присылаемых в месяц «Звезде» на рассмотрение, лишь одна достойна хоть какого-нибудь внимания. К сожалению, пока что не сформировалась культура общения между разработчиками настольных игр и издателями, но лёд тронулся.

 

Прим. ред. Советую прочитать следующие статьи: 

 

Как донести идею до издателя?

 

Чтобы идея понравилась издателю, её сначала надо довести до кондиции.

 

1. Самое важное в игре — сочетание механики и тематики, и когда автор чётко представляет связь между ними, поскольку интерес представляет спайка интересной механики с хорошо предложенной тематикой. Если автор понимает, что он хочет сделать, это хорошо.

 

Механика игры — это голые механизмы взаимодействия игроков и игровых компонентов. Например, вот вам простейший пример. В игру играют два игрока, каждому из них выдаётся свой комплект из всех карт одной масти обычной колоды игральных карт. Каждый раунд игроки одновременно выкладывают по карте с руки на стол, рубашкой вверх, а затем переворачивают их. У кого карта достоинством выше, тот забирает обе карты себе в качестве взятки. Как только карты у игроков закончатся, победителем объявляется игрок, набравший больше взяток.

 

Тематика (или сеттинг) — тема игры, её антураж. Например, приведённая выше игра может оказаться дуэлью между эльфом и орком или противостоянием двух античных государств.

 

2. Тестирование, тестирование и ещё раз тестирование. Для издателя важно, чтобы автор поиграл в своё творение хотя бы с друзьями раз 20. Чем больше, тем лучше (ещё лучше, если в разных компаниях, как по полу, так и по возрасту, в т.ч. смешанных, и т.д.). Пока же авторы в лучшем случае до подачи идеи издателю играют в свои игры раза 2-4. 

 

По последним требованиям немецких издателей, для которых важно качество, тестирование занимает от года и более. Только тестирование! Т.е. уже есть идея, готовятся иллюстрации, игра ездит по выставкам и прочим мероприятиям и проверяется разными аудиториями на практике, но до полной готовности игры пройдёт ещё больше года. При этом могут смениться не только правила игры и механические нюансы, но и тематика.

 

3. Правила. Очень большая текущая проблема — авторы приносят или присылают игры без правил. Обычно игра создаётся как-то так: пришла идея, сыграл с друзьями, закрепил, добавил ещё что-то, сыграл с друзьями и т.д. В итоге базовые правила, закреплённые на бумаге, остались в прошлом, а полная схема происходящего на столе хранится только у автора в голове.

 

На выставке в Эссене издатели не слушают, каковы рейтинги продаж игры, её восприятие у аудиторий... Они сразу просят выслать им правила игры на английском языке. 

 

Издателю нужны полные правила игры, по которым можно научиться играть в игру, не прибегая к помощи автора.

 

4. Маркетологам важны итоги партии: время, чем кончилась игра, каков фидбек (обратная связь, т.е. отзывы). Если автор составит «плейлист» (отчёт, в котором всё это будет), у проекта перед издателем больше плюсов. Чем меньше работы для издателя — тем быстрее игра появится в продаже. Этот пункт не является обязательным, но желательным, это точно.

 

5. Презентация. Для того, чтобы дать издателю представление об игре, хватает листа А4 (одной страницы в MS Word). Больше уже излишне, ведь издателей мало, а авторов — много. В презентации достаточно описать, в чём суть игры (буквально в двух словах), её концепцию. Т.е. то, что заставит издателя прочитать приложенные к презентации правила. Также можно прислать картинки (но не обязательно). 

 

На что может рассчитывать автор?

 

Работа с авторами приходит к стандарту, и автор может рассчитывать на один из следующих видов гонорара:

 

  1. Выкуп авторских прав. В данном случае автор придумывает игру и продаёт все права на неё издателю, получая взамен фиксированную сумму.
  2. Выплата фиксированной суммы с каждой коробки (т.н. royalty). Автору выплачивается причитающаяся сумма по факту печати тиража его игры или по факту продаж (через оговорённые в договоре промежутки времени).
  3. Прибыль. В случае, если автор всё же решил взять издание игры на себя. В т.ч. все связанные с этим риски, ведь прибыли может и не быть.

 

Куда обращаться со своими идеями?

 

Сегодня со своими идеями можно обращаться к следующим издателям (сортировка по алфавиту):

 

  • «Звезда»;
  • «Игрология»;
  • «Мир Хобби»;
  • «Мосигра» (и «Магеллан»);
  • «Правильные игры»;
  • «Стиль жизни» («Игровед»);
  • Zany Family.

 

Есть один человек, который уже несколько лет с достойной уважения настойчивостью охотится за издателями. (: По этой причине есть просьба ко всем авторам: очень хочется, чтобы вы подавали свои идеи в виде, описанном выше. Чем проще издателям рассматривать проекты, тем быстрее и больше проектов они смогут рассмотреть. Надо работать над собой и авторам, и издателям.

 

Например, в этом году «Мосигрой» была организована игротека для разработчиков. Очень интересное мероприятие, в котором участвовали несколько издателей и 41 автор! Первый отбор прошли 58 проектов, а на презентацию одной игры выделялось всего 5 минут. Заинтересованность со стороны издателей в играх местных авторов наблюдается. Например, «Правильные игры» уже заключили договор с автором и выпустят игру в первой половине 2012 года. Итог игротеки: наши авторы будут издаваться! Кстати, в следующем году также планируется подобная игротека, диалог между разработчиками и издателями, мост между идеей и изданной игрой.

Gregor написал 7 лет назад: #

Большое спасибо за проделанную работу, благородный труд. Это помогло сохранить моё время.
Докладчику так же большая благодарность.

ptaha_boo написала 7 лет назад: #

большое спасибо за текстовые варианты и Ваш труд по расшифровке!

vladdrak написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за проделанную работу. А остальные видео с МИПЛа будут переводиться в текстовый вид? Чтоб выбрать - смотреть еще не посмотренные или подождать и прочитать.

oranged написал 7 лет назад: #

Я пока думаю. Просто на перевод в текст данного доклада ушло чуть более 5 часов без учёта перерывов на чай и прочее. А ведь есть доклады пообъёмнее.

Пока интерес высказал лишь один человек. (:

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Начал работать над текстовой версией доклада Александра Пешкова «Настольные игры глазами Продавца».

Её я, получается, точно опубликую.

tehniks написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Благодарю за труд, очень удобно-можно распечатать, быстро найти нужную информацию, ещё раз спасибо.

jennefer написала 7 лет назад: #

Саша, спасибо тебе большое. У меня на работе интернет тормозной, а статью прочитать - одно удовольствие!