-AdRiver-
Ifikl написал 20 минут назад к игре Поселенцы: # Они во многом другом крайне слабы.
Greensign написал полтора часа назад к игре Война Кольца (Второе издание): # Если они играют без ошибок — всё ещё могут проиграть по кольцу. Вот ле...
MountainFOX написал полтора часа назад к игре Azul: # Тоже играли с женой на игроконе - абсолютно те же (ну просто слово в с...
Priceless написал полтора часа назад к игре The Mind: # Без шуток одна из самых классных игр, что я пробовал за последнее врем...
Exxento написал полтора часа назад к статье Вперёд, миплы! Часть 2: # Ценная информация, благодарю! :)
С миру по нитке [21.09.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Компания «ПРОСТОР...
Портал в мир приключений [20.09.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
«Игрокон»: три компании — одно пространство
Чем порадуют компании «Студия «Пандора Бокс», «Правильные игры» и GameBoxAdvance...
Голосуем кошельком [19.09.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [18.09.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games перен...

Waller

Dungeon Petz: Сказка бабушки Чо

Статья опубликована в рамках конкурса «Рыцари круглого стола 2014», 14 апреля 2014

Информация

добавить
игры Dungeon Petz
Дата: 14 апреля 2014
Оценка пользователей
8.4758
-

Предисловие

 

В прошлом году, забросив монетку в «Колодец Желаний», я получил от коллектива «Тесеры» замечательный подарок — прекрасную игру Dungeon Petz, ставшую одной из моих любимых настолок (так что в очередной раз скажу спасибо!). Я всё никак не мог собраться написать обзор: смаковал детали, продумывал стиль. И вот теперь судьбе (и kutli) стало угодно, чтобы я наконец написал, оформил и выложил своё произведение...

 

Итак, в чёртовом царстве, в подземном государстве жила-была семья бесенят...

 

Сказка бабушки Чо


Бабушка поставила на стол большую миску пирожков со стеговядиной и вытерла лапы о фартук. Челюсти внучат дружно заработали, с аппетитом пережёвывая угощение.

 

— Бабуфка, бабуфка, а расскафы нам пока сказку про то, как вы с дедуфкой лафку открыфали! — проговорила Малышка Чи с набитым ртом. Старушка отругала её, но всё же присела на кресло и, прикрыв глаза, с удовольствием стала вспоминать давние события.

 

— Это случилось в ужасный год, когда отряд приключенцев, пробравшись жуткими подземными ходами, одолел нашего Самого Зловредного И Тёмного Властелина. Другой Чуть Менее Зловредный Лорд уже прибрал к своим загребущим лапам наш рудник, и мы, черти, собрались в своей пещере и решали, как быть дальше. Ваш дедушка Че уже тогда был изрядным выдумщиком. Он-то и вспомнил про любимого Птицца нашего бывшего Властелина. Че предложил заняться своим делом, выращивая адских зверюшек для правителей подземелий, и многие с радостью поддержали эту идею.

 

Все внимательно слушали рассказ бабушки, хотя она повторяла историю уже не в первый раз. Навострил свои ушки младшенький бес по имени Тири, самый мелкий и неказистый. Он отвлёкся от книжки, которую читал прямо за столом (и как это Чо проглядела такое безобразие?!) и во все глазищи смотрел на старушку.

 

Игровой процесс

Игровой процесс

 

— Наша семья перебралась тогда в новую нору, выходы из которой вели прямо в Большую Рыночную Пещеру. Ох, как же там было красиво! Рассматривать её уголки можно очень долго, любуясь на наших ушастых сородичей, красивые лавки, помост для шумной продажи монстриков, загоны... Огромная, красочная, яркая пещера была оформлена замечательными художниками и настраивала на весёлый лад всякого, кто там оказывался.

 

Игровое поле

Иллюстрации и оформление всех элементов игры — просто загляденье!

Все поля, карточки выставок и лордов выполнены из качественного плотного картона.

 

Коробка

Коробка забита компонентами


А вот коробка мягкая, легко мнётся и даже ломается. Ещё один существенный недостаток: в ней отсутствует органайзер, необходимый при таком обилии различных компонентов.

 

Жетоны выдавливаются не очень хорошо, надо быть аккуратней.

 

— Глаза разбегались от разных чудесных мест, куда можно было пойти в той пещере, — продолжала рассказывать бабушка. — Но дедушка Че перво-наперво решил разобраться, что нам предстоит делать и как нужно выращивать питомцев.

 

Подземные монстрики, как оказалось, бывают самые разные. Кто-то из них агрессивный и всё время норовит сбежать, кто-то шалит с магией, кому-то чаще хочется поиграть, а другие всё едят и едят, так что скоро становятся толстыми и некрасивыми...

 

Малышка Чи погладила животик, вздохнула и отложила последний пирожок.

 

— Так вот, едва оказавшись на Рынке, мы получили 4 карты потребностей (по 1 каждого цвета). Когда вы купите монстрика и придёт время о нём позаботиться, вы возьмёте ещё несколько карт нужного цвета. Чем старше питомец, тем больше у него потребностей — а значит, и заботиться о нём сложнее. После этого вы из тех карт, что у вас есть, выбираете, какие именно желания вашего питомца будете на этот раз удовлетворять.

 

Карты потребностей

Карты потребностей

 

— А как выбрать? — спросил деловой Тири, не в меру серьёзный для своего возраста.

 

— Ну, во-первых, надо смотреть, что вы можете сделать в этот момент, а что — нет. Чтобы покормить монстрика, нужно заготовить еду (причём кто-то ест всё, как Малышка Чи, кто-то — только овощи или, наоборот, мясо). Злые чудики пытаются вырваться, и если у вас недостаточно прочная клетка, их придётся ловить — а значит, кого-то из семьи могут покусать, придётся отправлять их в госпиталь. Если питомец начинает колдовать, клетка, в которой он сидит, должна быть хорошо защищена от магии — иначе бедняга мутирует, а потом и вовсе перенесётся в пала... Рала...

 

— Параллельный мир, — подсказал Тири, и бабушка благодарно кивнула.

 

— Ага, ага. Некоторые зверушки любят поиграть — а значит, кто-то из чертят должен быть дома, чтобы они не заскучали. Причём каждый из нас может играть сразу с двумя, если их клетки стоят напротив (но не по диагонали!).

 

Клетки с питомцами

Клетки, играющий с питомцами чертёнок и кубик навоза в правой нижней клетке

 

— Те, кто много ест, часто оставляют коричневые кубики навоза. Монстрики не очень любят грязные клетки, поэтому время от времени приходится их пересаживать, клетки чистить и только потом снова сажать туда жильцов. Помните: чем больше навоза в клетке, тем хуже будет вашему питомцу, если он заболеет!

 

— А что будет, если мы не справимся и монстрик будет недоволен? — спросила Чи.

 

— О-о-о, это очень обидно. Когда кто-то сильно болеет, скучает без игр или остаётся голодным, он страдает. Если питомец будет много страдать, он может погибнуть, а каждый погибший, сбежавший или пропавший зверёныш — это плохо для семьи, на вас все будут смотреть косо, и выиграть в борьбе с другими чертятами за звание лучшего магазина станет сложнее.

 

— Ты сказала «во-первых», — вдруг припомнил Тири, поглаживая свернувшегося у него на коленях Змеекотэ.

 

— Ну да, ну да. Когда вы заканчиваете возиться с вашим питомцем, его можно отправить на выставку, а после этого — продать. В зависимости от того, какие потребности испытывал зверёк в этот раз, он получит больше или меньше баллов на соревновании и его захочет или не захочет покупать зашедший в лавку лорд подземелий.

 

Выставки и покупатели

Дополнительное поле


На этом поле отмечается номер хода, здесь «тусуются» бедные родственники, пока их не забрали (см. ниже), а также расположена информация о выставках и покупателях.

 

Сыгранные типы карт потребностей и лежащие на питомцах жетоны позволяют подсчитать, сколько очков вы получите на выставке и насколько сильно покупатель хочет взять себе продаваемого зверька. Именно выставки и продажа питомцев приносят заветные победные очки. Чем больше монстрик нравится покупателю, тем больше победных очков вы получите. Вкусы у судий на выставке и лордов-покупателей самые разные, порой извращённые, но НИКТО не любит жетоны страдания на питомцах.

 

— Как играть с монстриками и удерживать их в клетке — понятно, — сказал бес Тири. — А где брать еду, новые клетки и зверей?

 

— Всё это можно купить на рынке. Каждое утро все члены семьи выстраиваются напротив выходов из своей домашней пещеры. Выходов всего шесть, а группы чертят могут быть какие угодно, но чем левее расположена «дверь», тем больше должна быть группа. Самая большая группа из всех четырёх семей побежит за покупками первой, за ней — группа поменьше, и так далее. Кроме того, можно брать с собой золото, и бесёнок с монеткой делает покупки так же шустро, как два бесёнка. Впрочем, золото обычно не так уж нужно: мы настолько хорошие и симпатичные покупатели, что можем взять почти любой товар бесплатно, только новых питомцев без денег никто не отдаст. Нет, Тири, монетка без бесёнка на рынок пойти не может, потому что у неё нет своих ножек.

 

Планшет игрока

Планшет игрока


В верхней части персонального планшета игрока находятся памятки: порядок хода, типы карт, виды потребностей. Ниже — выходы для чертят, квартиры (куда помещаются оставшиеся дома бесы), сокровищница, кладовые для овощей и мяса, хранилище артефактов.

 

Бабушка Че продолжала рассказывать внукам основы чертячьего бизнеса:

 

— На рынке можно занять место у разных магазинов, в которых продают самые разные товары.

 

1) Питомцы. За 1 игровой день можно занять очередь для покупки 2 маленьких зверей и 1 — постарше. Если маленьких никто не купит, они потом подрастут, а вот большие, хм... Их отправляют жить на фермы, а в магазинах появляется новое мясо. Нет-нет, Малышка Чи, это ну совсем никак не связано. Кушай, кушай последний пирожок со стеговядиной.

 

Всё многообразие питомцев

Всё многообразие питомцев

 

2) Клетки. У любой из 4 семей чертей сначала есть одна пустая клетка. Плохонькая и с навозом. Но на рынке можно затариться крепкими, антимагическими, антинавозными, самокормящими и самоиграющими клетками. Только не забудьте, что клетки ух какие тяжёлые, и утащить её может группа как минимум из 2 бесенят.

 

3) Улучшения для клеток — это навозоубиратели, магоусилители, защитные прутья, встроенные игрульки и еда двух видов.

 

4) Продукты для питомцев: с одного прилавка продают только овощи, с другого — только мясо, а с третьего — и то, и другое.

 

Лавки артефактов и продуктов

Лавки артефактов и продуктов

 

5) Артефакты. О, это очень полезная в хозяйстве вещь. Здесь есть и лопата-с-длинной-ручкой (чтобы убирать навоз, не переселяя питомца из клетки), и защитные костюмы (спасают двух членов семьи от зубов убегающих питомцев и позволяют удержать волшебство чересчур чудных монстриков), и награда «работник месяца» (получивший её бес начинает вкалывать за двоих), и шар предсказаний, и волшебная-коробка-в-которой-не-портится-еда, и...

 

— Книги! — радостно перебил бабусю Тири. — Купив, например, красно-фиолетовую, можно взять дополнительную карту или красного, или фиолетового цвета, чтобы был больше выбор при распределении потребностей!

 

— Точно, — закивала бабушка. — А ещё на рынке можно — только тс-с-с! — подкупить судью перед выставкой, занять помост (тот, кто продаёт питомца с помоста, получит больше известности — победных очков), забрать раненых бесенят из госпиталя (прихватив заодно карту зелья, позволяющего сыграть на питомца на 1 потребность меньше), а также помочь бедным родственникам заполнить таможенную декларацию, так что на следующий день у вас будет уже больше чертят. Глупые родственники, не захотели все сразу ехать с дедушкой Че и остальными! В общем, выбор большой, и если вы не успели сразу купить питомца, не расстраивайтесь: приготовьте для него хорошую клетку, возьмите артефакты получше — всё это пригодится!

 

Госпиталь, чёртова таможня и помост для продажи монстриков

Госпиталь, чёртова таможня и помост для продажи монстриков

 

— Здорово, — сказал Тири. — Значит, нам нужно обхаживать зверюшек, побеждать на выставках, продавать их подходящим лордам подземелий, и тот, кто справится с этим лучше остальных, наберёт больше всех победных очков и станет самым известным бесом!

 

— Именно так, внучок. А теперь пора в постельку, а то уже поздно, а рано с утра надо будет вставать и кормить наших Троллю и Лютозайку. Скоро выставка, и мы обязательно должны её выиграть!

 

Несколько слов о правилах


Правила написаны понятно, доходчиво, с большим количеством подробных примеров. В них прекрасно выдержан юмористический стиль и красочное оформление игры.

 

Сначала кажется, что правила не очень-то простые, а памятка со своими многочисленными значками-рисунками может даже испугать новичка, но всё настолько интуитивно понятно и чётко, что даже совсем не знакомые с еврогеймами игроки в течение 1-2 ходов во всём разберутся.

 

В ходе первой партии периодически возникают вопросы, но ответ можно легко и быстро найти в тексте правил. Правда, для этого нужно знать английский или немецкий язык... До сих пор не понимаю, почему Dungeon Petz не локализовали!

 

Оценки


Компоненты: 8/10 (минус 2 балла за мнущуюся коробку и отсутствие органайзера, не говоря ещё о нехватке зип-пакетов в комплекте).

Арт: 10/10 (лучший из лучших).

Правила: 10/10.

Игровой процесс: 9/10 (мне всё-таки не хватает конфликтности, но это дело вкуса).

Общие впечатления: 10/10.

 

Резюме


Это очень хорошее, живое, весёлое и наглядное евро (забудьте про сухие абстрактные игры!) с великолепными иллюстрациями, качественными компонентами (исключения названы выше) и увлекательным игровым процессом.

 

Игра добрая, простая для освоения (люди, игравшие прежде только в «Манчкин» и Jungle Speed, втягиваются в процесс почти с самого начала партии и получают не меньше удовольствия, чем опытные питомцеводы). В ней нет явной агрессии, так что Dungeon Petz — почти идеальная семейная настолка.

 

Для любителей глубокого, вдумчивого евро «Питомцы» — это неплохая возможность тщательно планировать и рассчитывать свои действия, разбавляемая случайно приходящими картами потребностей. Усложнённый вариант даёт довольно широкий дополнительный простор для действий, хотя, надо признаться, мало что меняет в общей картине.

 

При партии на 2-3 человека баланс сохраняется за счёт введения «нейтральных» чертят, которые бегают по полю, занимая каждый ход новые, но заранее известные места. Но при этом пропадает изрядная доля азарта: заранее знаешь, какие «слоты» на рынке будут недоступны, тогда как вчетвером действия всех оппонентов просчитать сложнее. Хотя «Питомцы» всё равно вполне играбельны и втроём, и даже вдвоём.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Kuroi написал 4 года назад: # скрыть ответы

Ogro, r4d17,Tikoshka +1 Спасибо, что сократили мой комментарий, выразив многое сами.

Не люблю, когда правила написаны в антураже игры. Безусловно, кому-то это может нравится, но я в этом отношении предпочитаю простор для фантазии, даруемый самой игрой. В целом, это "не баг, а фича".

Написание обзоров в антураже игры - дело другое. То есть не раздражает столь сильно. В обзоре больше ищешь не ТТХ игры, а следы эмоций, оставленных игровым процессом. Если автору удаётся увязать игровые понятия (метод вынесения в серых таблицах - очень даже) с художественным текстом, то клавиатуру ему под пальцы. Если же игровые термины проскакивают (увы, встречается) в речевых оборотах явно, то это нехорошо, как по мне.

Самое интересное, что и после третьего прочтения обзор оставляет ощущение того, что игра - скучна или даже уныла. Прямо говорится обратное, но что-то в словах персонажей игры настраивает на такой лад.

Спасибо за участие и обзор. Больше, скорее всего, не буду смотреть в сторону данной игры.

scafandr написал 4 года назад: # скрыть ответы

Я бы не относился к этой статье как к полноценному обзору. Может быть для фанатов игры этот фанфикшн и приятен. Я же полностью с вами согласен, что читать такое об игре, о которой ничего не знаешь, не очень интересно, и даже, как в вашем случае, отпугивает.
Автор хотел подойти с нестаднартной для себя стороны к обзору. Но в первую очередь такие статьи все-таки интересны узкой группе людей. К которым я, с ожалению, наверное, не отношусь.
В любом случае, автор старался

Kuroi написал 4 года назад: # скрыть ответы

Я относился к данной статье, как к участнице конкурса обзоров. Ко всем обзорам, которые меня тем или иным образом заинтересовали, я постарался оставить комментарий для авторов.

А почему Вы не участвовали в конкурсе? Постоянно читаю Ваш блог и знаю, что в обзорах у Вас рука набита.

scafandr написал 4 года назад: # скрыть ответы

Спасибо, что читаете. Я и так регулярно пишу обзоры, безо всяких конкурсов и призов=) На большее не хватает=)

Kuroi написал 4 года назад: # скрыть ответы

Существенная причина. Тут ведь ещё помимо написания надо дать оценку всем адекватную. Лучше написать ещё обзор для себя или сыграть несколько партий. Спасибо, что пишите.

Tikoshka написала 4 года назад: #

По Dungeon Petz я бы советовала прочитать этот обзор
http://meeple.com.ua/blog/dungeon-petz/
Там довольно большой кусок посвящен разбору правил. Можно его пропустить, а прочитать впечатления в конце. Они довольно развернутые и обстоятельные.

И этот
http://boardgameslv.wordpress.com/2012/01/07/dungeon-petz-review/
Тут вообще правила идеально вплетены в обзор, нет ощущения, будто брошюрку с правилами листаешь. Идет не пересказ правил, а скорее, описание механики.

Waller написал 4 года назад: #

Спасибо за комментарий.)

Ogro написал 4 года назад: # скрыть ответы

Общее впечатление от обзора положительное, однако на мой взгляд есть несколько недоработок.
Обзор по большей части освещает художественную часть игры. Сюжетные обоснования действий и т.д, тогда как непосредственно игровой процесс остался в тени. То есть, не совсем понятно, что именно делает игрок, как проходит игра, какие реальные действия стоят за всеми этими литературными выращиваниями, выставками, навозами и т.п., и это упущение, потому что как раз игровой процесс по большей части формирует отношение к игре - нравится в неё играть или нет. Сюжетно же захватывающе описать при желании можно любую скучнейшую кинь-двинь.

По поводу выбранного способа повествовательного изложения информации - в целом понравилось, но с таким способом надо бы поосторожнее, дабы не перегнуть палку от "литературного обзора игры" в сторону "самодеятельность по мотивам игры", где первое это всё же информативный обзор продукта, а второе - вольный всплеск эмоций в рассказе.

Путают скачки от "чертенят" на "бесенят", что, на сколько я понял - одно и то же, да и само слово "бесенят", по моему корявенькое. Правильнее, или точнее - более благозвучно сказать "два бесёнка", а не "двое бесенят".

Оформление хорошее, не выдающееся, но общее представление о том как игра выглядит - даёт. Над качеством снимков можно было бы ещё поработать, но это уже из разряда "нет предела совершенству".

Итого - в целом обзор положителен, чувствуется как игра автору нравится, что привносит позитивчика, но обратная сторона медали (как же без неё то) - нехватает объективного взгляда на игровой процесс.
Спасибо за обзор.

Waller написал 4 года назад: #

Спасибо за отзыв. Пожалуй, действительно не хватает рассмотрения игрового процесса. Тем более уже не первый челвоек про это пишет.
После конкурса надо будет вынести отдельным текстом перед Резюме)

r4d17 написал 4 года назад: # скрыть ответы

Вообще мне очень понравилась статья, особенно понравилось, что мы с товарищем Waller думаем в одном направлении, по крайней мере в отношении этой игры. Критиковать не хотелось, да особо и не за что, но раз уж сам автор просил)

>>— На рынке можно занять место у разных магазинов, в которых продают самые разные товары.
1) Питомцы.

Если уж художественный обзор, то такой вот список с нумерацией неуместен. Можно заменить чем-то в духе "во-первых", "во-вторых" и т.д.

>>из 2 бесят

бесенят все же) И, кстати, по ходу статьи они вдруг мутируют в чертят, например тут:
>>в борьбе с другими чертятами за звание лучшего магазина станет сложнее.

>>Чо предложил заняться своим делом, выращивая адских зверюшек для правителей подземелий, и многие с радостью поддержали эту идею.

Дедульку вроде звали Че?)

Ну и в общем-то немного странно, что персонажи игры оперируют внеигровыми понятиями вроде "победных очков" или "карт потребностей". Это уже надигровые понятия, недоступные персонажу игры. Все равно, как если в какой-то ролевой игре персонаж начнет оперировать понятием "левелапа", например. Но это только мое мнение)

Waller написал 4 года назад: # скрыть ответы

Про дедульку косячище, сейчас исправлю. Что ж поделать,е сли у них у всех такие имена)))

А чертей я действительно называю то так, то сяк, чтобы было меньше повторов. Разве что слово "имп" мне не ИМПонирует. Я воспринимаю импов как кидающихся фаерболлами злобных созданий, а не таких милых ушастиков, как в игре)

r4d17 написал 4 года назад: # скрыть ответы

Так и до дьяволят можно дойти)

Waller написал 4 года назад: #

Тысяча чертей! Почему бы и нет?)

Blade написала 4 года назад: # скрыть ответы

Waller, мне понравилось твое описание. Необычный подход. Как правило мы описываем просто факты, что хорошо, что нам не понравилось. Твой обзор я прочитала на одном дыхании, не было перегруза. Креативненько:) Даже небольшие недоработки игры воспринимаются позитивно. Со своей стороны могу добавить, что игра действительно классная: яркая, динамичная и с элементами стратегии.Из трех сыгранных партий с друзьями, результаты получались абсолютно разными. Может из-за того, что мы просто наслаждались процессом. В игре, на мой взгляд, есть детали, которые не перестают удивлять. Она не надоедает! Единственное пожелание к создателям, сделать побольше пушистеньких монстриков-лапушек.Но это также зависит от играющей команды.

r4d17 написал 4 года назад: #

Так есть уже и большое дополнение к игре, и несколько мини допов с монстриками как раз

Waller написал 4 года назад: #

Благодарю.
К словам своего коллеги монстроразводителя r4d17 добавлю, что лично меня допмонстрики как-то не прикололи, а вот доп "Темные Аллеи" (казалось бы, причем тут Бунин?) выглядит приятной някой.

Toolmano написал 4 года назад: # скрыть ответы

Вольный пересказ правил.

Waller написал 4 года назад: # скрыть ответы

Что такое обзор?
В моем понимании это разбор компонентов игры + вольный пересказ правил сокращениями + впечатления игрока + рекомендации для тех, кто не играл.
Да, большая часть текста у меня получилась именно про правила, но и все остальнео в наличии.

Tikoshka написала 4 года назад: # скрыть ответы

На мой взгляд, обзор почти идеальный, но не хватает пары слов о том, в чем соль игрового процесса. Как мне кажется, помимо яркой тематичности игры, соль ее в определении порядка хода. Игроки втемную делят чертят и монеты на группы, и первым будет ходить игрок с самой большой группой, следующим - игрок с самой большой группой из оставшихся. Соответственно, в каждом раунде у игрока есть выбор - послать много чертят и занять самую выгодную для себя позицию на рынке, но при у игрока почти не останется чертят на другие действия, или распределить чертят по небольшим группам, что обеспечит много действий, но большой шанс, что лучшие действия уже будут заняты оппонентами. Без этой информации непонятно, в чем азарт игры. Этот механизм несколько выделяет игру среди прочих "копаний в своих огородах".

Waller написал 4 года назад: #

Спасибо за добавление и отзыв.