С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
В прошлом году, забросив монетку в «Колодец Желаний», я получил от коллектива «Тесеры» замечательный подарок — прекрасную игру Dungeon Petz, ставшую одной из моих любимых настолок (так что в очередной раз скажу спасибо!). Я всё никак не мог собраться написать обзор: смаковал детали, продумывал стиль. И вот теперь судьбе (и kutli) стало угодно, чтобы я наконец написал, оформил и выложил своё произведение...
Итак, в чёртовом царстве, в подземном государстве жила-была семья бесенят...
Бабушка поставила на стол большую миску пирожков со стеговядиной и вытерла лапы о фартук. Челюсти внучат дружно заработали, с аппетитом пережёвывая угощение.
— Бабуфка, бабуфка, а расскафы нам пока сказку про то, как вы с дедуфкой лафку открыфали! — проговорила Малышка Чи с набитым ртом. Старушка отругала её, но всё же присела на кресло и, прикрыв глаза, с удовольствием стала вспоминать давние события.
— Это случилось в ужасный год, когда отряд приключенцев, пробравшись жуткими подземными ходами, одолел нашего Самого Зловредного И Тёмного Властелина. Другой Чуть Менее Зловредный Лорд уже прибрал к своим загребущим лапам наш рудник, и мы, черти, собрались в своей пещере и решали, как быть дальше. Ваш дедушка Че уже тогда был изрядным выдумщиком. Он-то и вспомнил про любимого Птицца нашего бывшего Властелина. Че предложил заняться своим делом, выращивая адских зверюшек для правителей подземелий, и многие с радостью поддержали эту идею.
Все внимательно слушали рассказ бабушки, хотя она повторяла историю уже не в первый раз. Навострил свои ушки младшенький бес по имени Тири, самый мелкий и неказистый. Он отвлёкся от книжки, которую читал прямо за столом (и как это Чо проглядела такое безобразие?!) и во все глазищи смотрел на старушку.
Игровой процесс
— Наша семья перебралась тогда в новую нору, выходы из которой вели прямо в Большую Рыночную Пещеру. Ох, как же там было красиво! Рассматривать её уголки можно очень долго, любуясь на наших ушастых сородичей, красивые лавки, помост для шумной продажи монстриков, загоны... Огромная, красочная, яркая пещера была оформлена замечательными художниками и настраивала на весёлый лад всякого, кто там оказывался.
Иллюстрации и оформление всех элементов игры — просто загляденье!
Все поля, карточки выставок и лордов выполнены из качественного плотного картона.
Коробка забита компонентами
А вот коробка мягкая, легко мнётся и даже ломается. Ещё один существенный недостаток: в ней отсутствует органайзер, необходимый при таком обилии различных компонентов.
Жетоны выдавливаются не очень хорошо, надо быть аккуратней.
— Глаза разбегались от разных чудесных мест, куда можно было пойти в той пещере, — продолжала рассказывать бабушка. — Но дедушка Че перво-наперво решил разобраться, что нам предстоит делать и как нужно выращивать питомцев.
Подземные монстрики, как оказалось, бывают самые разные. Кто-то из них агрессивный и всё время норовит сбежать, кто-то шалит с магией, кому-то чаще хочется поиграть, а другие всё едят и едят, так что скоро становятся толстыми и некрасивыми...
Малышка Чи погладила животик, вздохнула и отложила последний пирожок.
— Так вот, едва оказавшись на Рынке, мы получили 4 карты потребностей (по 1 каждого цвета). Когда вы купите монстрика и придёт время о нём позаботиться, вы возьмёте ещё несколько карт нужного цвета. Чем старше питомец, тем больше у него потребностей — а значит, и заботиться о нём сложнее. После этого вы из тех карт, что у вас есть, выбираете, какие именно желания вашего питомца будете на этот раз удовлетворять.
Карты потребностей
— А как выбрать? — спросил деловой Тири, не в меру серьёзный для своего возраста.
— Ну, во-первых, надо смотреть, что вы можете сделать в этот момент, а что — нет. Чтобы покормить монстрика, нужно заготовить еду (причём кто-то ест всё, как Малышка Чи, кто-то — только овощи или, наоборот, мясо). Злые чудики пытаются вырваться, и если у вас недостаточно прочная клетка, их придётся ловить — а значит, кого-то из семьи могут покусать, придётся отправлять их в госпиталь. Если питомец начинает колдовать, клетка, в которой он сидит, должна быть хорошо защищена от магии — иначе бедняга мутирует, а потом и вовсе перенесётся в пала... Рала...
— Параллельный мир, — подсказал Тири, и бабушка благодарно кивнула.
— Ага, ага. Некоторые зверушки любят поиграть — а значит, кто-то из чертят должен быть дома, чтобы они не заскучали. Причём каждый из нас может играть сразу с двумя, если их клетки стоят напротив (но не по диагонали!).
Клетки, играющий с питомцами чертёнок и кубик навоза в правой нижней клетке
— Те, кто много ест, часто оставляют коричневые кубики навоза. Монстрики не очень любят грязные клетки, поэтому время от времени приходится их пересаживать, клетки чистить и только потом снова сажать туда жильцов. Помните: чем больше навоза в клетке, тем хуже будет вашему питомцу, если он заболеет!
— А что будет, если мы не справимся и монстрик будет недоволен? — спросила Чи.
— О-о-о, это очень обидно. Когда кто-то сильно болеет, скучает без игр или остаётся голодным, он страдает. Если питомец будет много страдать, он может погибнуть, а каждый погибший, сбежавший или пропавший зверёныш — это плохо для семьи, на вас все будут смотреть косо, и выиграть в борьбе с другими чертятами за звание лучшего магазина станет сложнее.
— Ты сказала «во-первых», — вдруг припомнил Тири, поглаживая свернувшегося у него на коленях Змеекотэ.
— Ну да, ну да. Когда вы заканчиваете возиться с вашим питомцем, его можно отправить на выставку, а после этого — продать. В зависимости от того, какие потребности испытывал зверёк в этот раз, он получит больше или меньше баллов на соревновании и его захочет или не захочет покупать зашедший в лавку лорд подземелий.
Дополнительное поле
На этом поле отмечается номер хода, здесь «тусуются» бедные родственники, пока их не забрали (см. ниже), а также расположена информация о выставках и покупателях.
Сыгранные типы карт потребностей и лежащие на питомцах жетоны позволяют подсчитать, сколько очков вы получите на выставке и насколько сильно покупатель хочет взять себе продаваемого зверька. Именно выставки и продажа питомцев приносят заветные победные очки. Чем больше монстрик нравится покупателю, тем больше победных очков вы получите. Вкусы у судий на выставке и лордов-покупателей самые разные, порой извращённые, но НИКТО не любит жетоны страдания на питомцах.
— Как играть с монстриками и удерживать их в клетке — понятно, — сказал бес Тири. — А где брать еду, новые клетки и зверей?
— Всё это можно купить на рынке. Каждое утро все члены семьи выстраиваются напротив выходов из своей домашней пещеры. Выходов всего шесть, а группы чертят могут быть какие угодно, но чем левее расположена «дверь», тем больше должна быть группа. Самая большая группа из всех четырёх семей побежит за покупками первой, за ней — группа поменьше, и так далее. Кроме того, можно брать с собой золото, и бесёнок с монеткой делает покупки так же шустро, как два бесёнка. Впрочем, золото обычно не так уж нужно: мы настолько хорошие и симпатичные покупатели, что можем взять почти любой товар бесплатно, только новых питомцев без денег никто не отдаст. Нет, Тири, монетка без бесёнка на рынок пойти не может, потому что у неё нет своих ножек.
Планшет игрока
Бабушка Че продолжала рассказывать внукам основы чертячьего бизнеса:
— На рынке можно занять место у разных магазинов, в которых продают самые разные товары.
1) Питомцы. За 1 игровой день можно занять очередь для покупки 2 маленьких зверей и 1 — постарше. Если маленьких никто не купит, они потом подрастут, а вот большие, хм... Их отправляют жить на фермы, а в магазинах появляется новое мясо. Нет-нет, Малышка Чи, это ну совсем никак не связано. Кушай, кушай последний пирожок со стеговядиной.
Всё многообразие питомцев
2) Клетки. У любой из 4 семей чертей сначала есть одна пустая клетка. Плохонькая и с навозом. Но на рынке можно затариться крепкими, антимагическими, антинавозными, самокормящими и самоиграющими клетками. Только не забудьте, что клетки ух какие тяжёлые, и утащить её может группа как минимум из 2 бесенят.
3) Улучшения для клеток — это навозоубиратели, магоусилители, защитные прутья, встроенные игрульки и еда двух видов.
4) Продукты для питомцев: с одного прилавка продают только овощи, с другого — только мясо, а с третьего — и то, и другое.
Лавки артефактов и продуктов
5) Артефакты. О, это очень полезная в хозяйстве вещь. Здесь есть и лопата-с-длинной-ручкой (чтобы убирать навоз, не переселяя питомца из клетки), и защитные костюмы (спасают двух членов семьи от зубов убегающих питомцев и позволяют удержать волшебство чересчур чудных монстриков), и награда «работник месяца» (получивший её бес начинает вкалывать за двоих), и шар предсказаний, и волшебная-коробка-в-которой-не-портится-еда, и...
— Книги! — радостно перебил бабусю Тири. — Купив, например, красно-фиолетовую, можно взять дополнительную карту или красного, или фиолетового цвета, чтобы был больше выбор при распределении потребностей!
— Точно, — закивала бабушка. — А ещё на рынке можно — только тс-с-с! — подкупить судью перед выставкой, занять помост (тот, кто продаёт питомца с помоста, получит больше известности — победных очков), забрать раненых бесенят из госпиталя (прихватив заодно карту зелья, позволяющего сыграть на питомца на 1 потребность меньше), а также помочь бедным родственникам заполнить таможенную декларацию, так что на следующий день у вас будет уже больше чертят. Глупые родственники, не захотели все сразу ехать с дедушкой Че и остальными! В общем, выбор большой, и если вы не успели сразу купить питомца, не расстраивайтесь: приготовьте для него хорошую клетку, возьмите артефакты получше — всё это пригодится!
Госпиталь, чёртова таможня и помост для продажи монстриков
— Здорово, — сказал Тири. — Значит, нам нужно обхаживать зверюшек, побеждать на выставках, продавать их подходящим лордам подземелий, и тот, кто справится с этим лучше остальных, наберёт больше всех победных очков и станет самым известным бесом!
— Именно так, внучок. А теперь пора в постельку, а то уже поздно, а рано с утра надо будет вставать и кормить наших Троллю и Лютозайку. Скоро выставка, и мы обязательно должны её выиграть!
Правила написаны понятно, доходчиво, с большим количеством подробных примеров. В них прекрасно выдержан юмористический стиль и красочное оформление игры.
Сначала кажется, что правила не очень-то простые, а памятка со своими многочисленными значками-рисунками может даже испугать новичка, но всё настолько интуитивно понятно и чётко, что даже совсем не знакомые с еврогеймами игроки в течение 1-2 ходов во всём разберутся.
В ходе первой партии периодически возникают вопросы, но ответ можно легко и быстро найти в тексте правил. Правда, для этого нужно знать английский или немецкий язык... До сих пор не понимаю, почему Dungeon Petz не локализовали!
Компоненты: 8/10 (минус 2 балла за мнущуюся коробку и отсутствие органайзера, не говоря ещё о нехватке зип-пакетов в комплекте).
Арт: 10/10 (лучший из лучших).
Правила: 10/10.
Игровой процесс: 9/10 (мне всё-таки не хватает конфликтности, но это дело вкуса).
Общие впечатления: 10/10.
Это очень хорошее, живое, весёлое и наглядное евро (забудьте про сухие абстрактные игры!) с великолепными иллюстрациями, качественными компонентами (исключения названы выше) и увлекательным игровым процессом.
Игра добрая, простая для освоения (люди, игравшие прежде только в «Манчкин» и Jungle Speed, втягиваются в процесс почти с самого начала партии и получают не меньше удовольствия, чем опытные питомцеводы). В ней нет явной агрессии, так что Dungeon Petz — почти идеальная семейная настолка.
Для любителей глубокого, вдумчивого евро «Питомцы» — это неплохая возможность тщательно планировать и рассчитывать свои действия, разбавляемая случайно приходящими картами потребностей. Усложнённый вариант даёт довольно широкий дополнительный простор для действий, хотя, надо признаться, мало что меняет в общей картине.
При партии на 2-3 человека баланс сохраняется за счёт введения «нейтральных» чертят, которые бегают по полю, занимая каждый ход новые, но заранее известные места. Но при этом пропадает изрядная доля азарта: заранее знаешь, какие «слоты» на рынке будут недоступны, тогда как вчетвером действия всех оппонентов просчитать сложнее. Хотя «Питомцы» всё равно вполне играбельны и втроём, и даже вдвоём.