С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
игры |
Space Hulk (third edition)
|
компании |
Games Workshop Ltd.
|
Дата: | 15 декабря 2010 |
9.4030 |
- |
Компания Games Workshop никакого отношения к данной статье не имеет. Все использованные иллюстрации являются собственностью Games Workshop. Торговые марки Games Workshop, Space Hulk, Warhammer Fantasy Battles и Warhammer 40000 являются собственностью компании Games Workshop Ltd. © 2000–2010.
Обложка третьего издания игры Space Hulk
И игра, и сеттинг имеют общую богатую историю, о которой необходимо упомянуть, прежде чем поведать непосредственно об игровом процессе.
Мир Warhammer'а создан компанией Games Workshop, в настоящее время специализирующейся на выпуске пластиковых миниатюр для коллекционных настольных игр. Где слово «настольных» употребляется в прямом смысле слова — бои проводят прямо на поверхности стола (но можно даже на полу, в случае очень больших армий), а для антуража можно усложнить ландшафт, расставив дома, деревья и изгороди. Коллекционными же они называются потому, что сражаются в них фирменные миниатюрки компании, коих выпускают постоянно в бесчисленном количестве вариаций, и побеждает часто тот, кто сможет выставить на поле боя наиболее подходящее войско. Для того чтобы заставить игроков покупать всё это разнообразие, нужно было придумать богатый событиями мир с большим числом конфликтов, что и было сделано.
В 1983 году свет увидел сеттинг Warhammer Fantasy Battles. Крайне мрачное и жестокое фэнтези, где множество различных и непримиримых рас и народов ведут ожесточённую борьбу за собственное выживание. Но ведь не все любят фэнтези, правда? Поэтому в 1987 году публике был представлен Warhammer 40000. Крайне мрачное и жестокое будущее, в котором... да-да, множество рас и народов ведут борьбу за выживание. Но только в 41 веке нашей эры и в космосе. Далёкие потомки землян, разбросанные по всей галактике и ведомые божественным бессмертным Императором из последних сил сдерживают натиск чуждых враждебных сил, и только Вера помогает стоять до конца перед лицом безраздельного ужаса из тёмных глубин Вселенной.
Эти два родственных мира (поговаривают, что действие Fantasy Battles происходит на одной из планет мира 40000) получились настолько впечатляющими, что помимо игр с миниатюрами получили жизнь в виде многочисленных книг, комиксов, компьютерных игр и так далее (думается, когда-нибудь мы ещё увидим полноценные художественные фильмы по мотивам). Разумеется, были и классические настольные игры — в одной коробке и с игровым полем. Первая версия Space Hulk появилась в 1989, два года спустя после рождения сеттинга 40000.
Третье издание игры в разложенном виде
Игра повествует об ордене Кровавых Ангелов — космических десантников из девятого легиона имперских сил, одетых в броню класса «терминатор», посвятивших свои жизни защите человечества. Космические десантники не просто люди, это генетически модифицированные суперсолдаты, готовые сражаться с самыми страшными врагами человечества. Кровавые Ангелы — один из лучших орденов, они известны своим безудержным боевым гневом и кроваво-красным цветом доспехов.
Одна из бесчисленных задач, возложенных на плечи десантников, состоит в своевременном обнаружении и зачистке гигантских древних космических кораблей, периодически появляющихся в ближнем космосе. Эти гиганты (в переводе название игры звучит примерно как «Космическая Громадина») когда-то предназначались для перевозки миллионов колонистов, отправляющихся в далёкие новые миры, и некоторые из таких кораблей пропали без вести много веков назад. Теперь они несут в своих недрах не только чрезвычайно ценные и давно забытые древние технологии, но и зачастую смертоносных генокрадов — новую космическую чуму, четвероруких чудовищ, заражающих собой галактику. Так что проникновение на такие корабли сопряжено со смертельным риском даже для космических десантников.
Шесть веков назад Кровавые Ангелы произвели неудачную высадку на такой корабль и потеряли почти весь личный состав. С тех пор орден жаждет получить шанс искупить свою вину перед погибшими братьями и Императором. И, похоже, такой шанс у них скоро будет — на горизонте появился поистине гигантский корабль, а сканеры показывают, что он доверху инфицирован генокрадами.
Братья готовы выполнить свой священный долг, а вот готовы ли вы взять на себя ответственность командовать операцией? Если да, тогда второму игроку предоставляется незабываемый шанс повести генокрадов в атаку на своих новых жертв...
Первая версия игры была очень тепло принята публикой. Достаточно простая, но тактически богатая, наполненная густой атмосферой (вызывающей, кстати, в памяти фильм «Чужой»), она стала достаточно популярной для того, чтобы получить несколько дополнений и переиздание в 1996 году.
И вот двадцать лет спустя после выхода первой версии выходит третья редакция игры. Чрезвычайно богатая комплектация и... высокая цена и ограниченный тираж. Дополнений не будет, как и допечатки тиража. К счастью, в России всё ещё есть возможность заказать Space Hulk. Зачем это стоит сделать (и стоит ли вообще), рассказано ниже.
К бою!
Качество игры действительно поражает — здесь одни сплошные плюсы. Миниатюры десантников и генокрадов (общим числом 34) сделала компания Citadel, которая известна качеством своих миниатюр на весь мир. Секции модульного поля, жетоны, двери на подставках сделаны из, пожалуй, самого толстого картона, который я когда-либо видел в играх. Стилистически всё выдержано великолепно (хотя и мрачновато) — что и неудивительно для игры, основанной на вселенной с такой глубокой проработкой. Даже игровые кубики смотрятся солидней и весомей, чем обычно. Немного разочаровывают пластиковые песочные часы для контроля времени хода десантников. Но только потому, что после всего остального ожидаешь увидеть некую стилизацию, может быть, пластиковую инкрустацию черепами, но нет — обычные песочные часы простого строгого дизайна.
Пара слов о миниатюрках. Перед игрой их сначала нужно вырезать из литников, затем приклеить части. Не пугайтесь, частей немного. Рост десантников достигает 4 сантиметров, генокрадов — варьируется в зависимости от позы. В идеале фигурки надо красить, тогда атмосфера будет стопроцентная. На сайте Games Workshop есть схемы и рекомендации по покраске. В принципе, можно просто сориентироваться по изображениям на боках коробки. Богатство поз, к слову, также внушает. Помимо обычных десантников у Кровавых Ангелов есть могучий библиарий, а на стороне генокрадов в нескольких миссиях появляется патриарх — особенно сильный и умный монстр. Несколько деталей антуража также выполнены пластиковыми миниатюрами, например, мёртвый десантник на троне и маленький гусеничный робот.
В игре есть две книги: правила и миссии. В российской поставке обе книги продублированы на русском языке, сами же компоненты полностью языконезависимы. То есть, фактически, вы получаете игру сразу на двух языках. Книга правил состоит из 22 страниц. Правила относительно несложные — игра менее комплексна, чем, к примеру, настольный Doom. Могли бы быть чуть короче и чётче, но вопросов после прочтения не оставляют.
Раскрыв книгу миссий, понимаешь, что игра является мостиком в отдельную вселенную. Можно найти краткую историю мира Warhammer 40000, историю ордена Кровавых Ангелов — даже биографии десантников. Сами приключения Кровавых Ангелов на Громадине состоят из 12 миссий. С сайта Games Workshop можно скачать и распечатать образец составления своей собственной миссии, но имеющихся вполне хватает.
Космодесант в действии
Бои ведутся на модульной карте, для каждого сценария из набора частей составляется отдельный сектор Громадины. Мда... фильм «Чужой» определённо оказал влияние на игру — ассоциации при виде монстров в узких коридорах звездолёта рисуются довольно чёткие. Коридоры действительно очень узкие, как правило, всего в одну клетку шириной, так что стоять и в самом деле придётся насмерть. Но Громадина — это ещё и красиво оформленные залы, каждый со своим уникальным рисунком.
Миссии играются примерно чуть менее часа каждая и довольно разнообразны. Где-то надо отбить атаку генокрадов, где-то провести десантников в определённую точку на карте, где-то забрать и доставить к своим ценный древний артефакт. Если число десантников определено сценарием, то генокрады периодически получают подкрепление из разных выходов на карте в виде меток Эха с разным количеством очков на оборотной стороне. Эти метки символизируют собой сигналы на сканерах десантников, но пока метка не попадёт в поле зрения десантника, невозможно сказать, сколько генокрадов засёк сканер (игрок-генокрад, разумеется, знает числовое значение). В сценариях с Патриархом игрок-генокрад вправе заменить 3-очковую метку Эха самим Патриархом.
Десантники обладают разнообразным вооружением, но оно закреплено за каждым по-умолчанию, и возни с инвентарём в игре нет. Некоторые виды оружия обладают конечным боезапасом, например, огнемёт. Генокрады же полагаются на свою скорость (6 оков действия за ход, в отличие от 4 для десантников) и острые когти, способные рассекать «терминаторскую» броню. Игра учитывает положение взгляда персонажа. В целом геймплей сводится к выстраиванию десантниками работающей системы обороны и грамотному продвижению вперёд, держа все примыкающие коридоры под своим огнём и не оставляя слепых мест в защите. С моей точки зрения, игра за десантников сложнее, но более богата тактическими решениями — в конце концов чаще всего именно десантникам надо выполнить определённую задачу сценария, а генокрады в основном полагаются на своё количество и натиск.
Вся кампания воспринимается как один долгий фантастический военный кино-триллер (или как минисериал). Мне кажется, оптимально пройти игру по порядку миссий, одну за другой, за несколько вечеров, а в конце сравнить количество выигранных миссий игроком-генокрадом и игроком-десантником. Хотя вариант играть каждую миссию дважды, меняясь сторонами, тоже имеет право на жизнь. Как и в любом хорошем триллере, у людей меньше шансов победить, что должно учитываться при выборе стороны.
Что мы имеем в итоге? По факту, одну из лучших тактических игр на рынке, изданную в отличном качестве. Двадцатилетний возраст игры виден разве что в пониженной по сравнению со многими современными тактическими играми комплексности правил. Но здесь как раз тот случай, когда всё на своём месте, и усложнения повредили бы игре. Быстрый и яростный, Space Hulk имеет свой особенный индивидуальный облик.
Недостатки? Они вытекают из её достоинств — мрачность и кровавость может не понравиться любителям семейных игр, кто-то пожалуется на необходимость долгой подготовки к первой игре (вырезание миниатюр из литников), а кто-то решит, что баланс слишком сильно смещён в сторону монстров. И, конечно же, соответствующая цена...
Но вот вспомните, а много ли игр заслужили право быть переизданным в делюкс-версиях спустя 20 лет после своего появления на свет? А многие ли получили настоящую полноценную компьютерную игру по мотивам? Электронный Space Hulk 1993 года (лучше всех удалась версия на приставке 3DO) до сих многие считают одним из лучших воплощений на мониторах ужасной в своём мрачном величии вселенной Warhammer 40000.
Мёртвый снаружи, живой — внутри
Выйдя ночью на крыльцо своего дома, вы любуетесь далёкими созвездиями и замечаете плывущую по небу маленькую алую звёздочку. Её сияние переменно, оно то усиливается, то угасает — она красива. Вы останавливаетесь на пять минут и молча дивитесь красоте и безмолвию ночного неба. Полюбовавшись, вы выключаете плазменные фонари, даёте роботам-помощникам задания на часы, оставшиеся до восхода первого из двух солнц и идёте спокойно спать.
А в это время, за много парсеков отсюда, в чреве гигантского мёртвого корабля, чья поверхность ежесекундно озаряется красными отсветами от залпов крейсера поддержки, терминатор ордена Кровавых Ангелов брат Дейно, спешно перезаряжая штурмовой болтер, вдруг кинет взгляд сквозь покореженный иллюминатор на еле заметную систему с двойным солнцем. На ближайший мир, который падёт очередной жертвой чумы генокрадов, если он на минуту позабудет свой долг. На мир, где живёте вы.
Статья написана Максимом Симоновым (ColdFire) специально для «Тесеры».