| Предзаказ на «Пучину безумия» с дополнениями | |
| Погрузитесь в мрачный мир заброшенной подводной станции, где даже самый рационал... | |
| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| игры |
Unbroken
|
| компании |
Golden Bell Games
|
| Дата: | 22 сентября 2023 |
| Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
| 7.9029 |
![]() |
- |
Перевод обзора с BGG. Фото с BGG

Твою группу приключенцев перебили. Тебя тоже пытались убить, но тебе удалось сбежать — израненному и душевно травмированному. Тобой движит желание отомстить за друзей и снова увидеть дневной свет. Это подземелье изо всех сил старается прикончить тебя, но останешься ли ты несломленным?
Название: Unbroken
Автор: Артём Сафаров
Издатель: Altema Games
Механики: менеджмент ресурсов, «испытай удачу» (push-your-luck)
Сумеете ли вы пройти четыре уровня подземелья, грамотно распоряжаясь наличными ресурсами и подготавливаясь к предстоящим боям? В Unbroken вам предстоит принимать решения, собирать ресурсы, оттачивать навыки и крафтить оружие получше, ведь вы должны будете одолеть четырёх боссов по нарастающей сложности, параллельно не забывая про усталость (следя за треком усилий (effort)) и голод (следя за треком еды).

Вы выбираете одного из четырёх персонажей — у каждого свои способности, которые можно активировать Х раз, где Х — текущий уровень подземелья. Способности тематичные, в духе персонажа.
Вас ждёт куча треков; на двухслойном планшете вы отслеживаете количество доступных ресурсов, а на отдельном — время и HP монстра. Вы стартуете с голыми руками в качестве базового оружия.
К счастью, геймплей на удивление прост. Каждый ход вы тянете две карточки встреч и выбираете одну из них. Чаще всего вам предлагают просто поменять какие-то ресурсы на другие. Это также стоит Х единиц времени. Ресурсы нужны, чтобы подготовиться к схватке с монстром (вы не знаете заранее, кто вас ждёт впереди, хотя можно разведать; с опытом вы поймёте, чего от какого монстра ждать и как к нему готовиться), поесть в промежутках между уровнями после прохождения босса и попытаться улучшить своё оружие. Фишка в том, что всё это надо успеть сделать, прежде чем истечёт отведённое время — в противном случае босс текущего уровня подземелья атакует вас из засады. Да, многих монстров можно обхитрить и избежать боя с ними, но в таком случае вы не получите награды и потеряете темп. Учитывая, что боёв всего четыре, такая роскошь, как пропустить бой, непозволительна. Особенно если учесть, что получаемые после прохождения босса карточки навыков порой критически важны для успеха.

С помощью улучшенного оружия вы сможете атаковать более эффективно: наносить больше урона, тратя меньше усилий. Усилия — ваш второй главный ресурс (помимо времени). Чем дальше вы продвинетесь, тем сложнее будет обходиться голыми руками (а позднее и базовым оружием).

Бои разрешаются кубиками. Погодите возмущаться — всё не так страшно, как кажется. Вы выбираете способ атаки (зависит от наличного оружия) и тратите усилия на нанесение урона, однако после вашего хода вы бросаете D6, который определяет поведение врага. И так продолжается до тех пор, пока либо у вас не закончатся усилия, либо у монстра не закончится здоровье. При победе вы переходите на следующий уровень. Если победить босса 4 уровня, вы успешно сбегаете из подземелья!
Тема игры — типичный поход в подземелье, закончившийся не так, как ожидалось. На вашу группу устроили засаду, вы единственный выживший. Мне нравится, что игра посвящена не поискам лута и убийству главгада, а выживанию (правда, в процессе выживания вам придётся убить четырёх главгадов). В сеттинге ничего примечательного нет, но мне понравилась оригинальная тема.
Что касается нарратива, можно попробовать рассказать историю своего выживания, ориентируясь на кусочки художественного текста на карточках, однако лично я настолько погрузился в головоломку «как подготовиться к следующему боссу и улучшить оружие», что смотрел только, сколько ресурсов я получу с карточки и какой ценой. Если же вы можете от этого абстрагироваться, то в игре может сложиться отличный нарратив. Я определённо чувствовал себя еле выжившим приключенцем, который идёт вперёд чисто на усилиях воли. В этом плане всё здорово.

Артём Сафаров не раз говорил, что одна из его любимых игр — Friday. В Unbroken местами заметны небольшие сходства с одной из величайших соло-игр. Очевидное сходство — в механике выбора одной из двух карточек каждый ход, но есть и другие, в особенности необходимость принимать решения на долгосрочную перспективу в зависимости от того, что у вас есть / в чём вы нуждаетесь.
При создании усложнённой версии такой вылизанной и элегантной игры как Friday есть риск переборщить с деталями, которые загромоздят собой базовые механики. На мой взгляд, Unbroken избежала этой ловушки; она играется практически так же быстро, как и её идейный вдохновитель. Освоившись, вы сможете пройти уровень подземелья, включая босса, за считанные минуты. При этом нет ощущения, что Unbroken — это калька с Friday, скорее дальний родственник. Не брат-близнец, а скорее кузен, однако их родство заметно невооружённым взглядом.
В Unbroken многие типичные для данжен-кроулера элементы (ресурсы, лут, экипировка) упакованы в необычную для данжен-кроулера обёртку. Партии гораздо быстрее, чем в данжен-кроулере; одна партия займёт примерно столько же времени, сколько раскладка игры вроде «Мрачной гавани». Для своих миниатюрных габаритов Unbroken очень хороша.
Что примечательно, Unbroken предлагает игроку медленно расширяющееся древо решений, которое не становится ни чересчур раскидистым, ни однообразным и предсказуемым. Тут есть место и для тактики, и для стратегии, а также напряжённая атмосфера, когда вы знаете, что идёте на риск, и малейшая оплошность может привести к печальному финалу. Но когда риск окупается, вы чувствуете себя почти непобедимым и чуть ли не жалеете следующих врагов, которые встанут у вас на пути.
Игра напоминает рогалик, однако рандом — это не только плюсы, но и минусы. Порой кажется, что рандом в вытягивании карточек встреч слишком влияет на успех, но, на мой взгляд, он нивелируется со временем. К тому же всегда есть запасной вариант — не выбирать ни одну из карточек и отдохнуть. Наиболее рандомными мне показались карточки навыков, которые вы получаете в конце уровня. Они выдаются по тому же принципу «вытянул две, выбери одну». При этом могут попасться очень специфичные навыки, которые вам не пригодятся или пригодились бы, но раньше. Ещё вам могут попасться бронированные монстры, броню которых у вас не получится пробить, — их придётся обхитрить, ну или сдасться. За это рандом тоже можно поругать, но, с другой стороны, вы ведь могли разведать и узнать, кто вас поджидает. Не ваша ли вина, что вы не прокачали своё оружие в нужном направлении?

— Быстрый и компактный (практически карманный) данжен-кроулер наподобие Friday, но заметно отличающийся и по-своему уникальный.
— Вам придётся принимать достаточно много интересных решений.
— Глубокая игра для таких габаритов.
— Тематичные карточки.
— Необходимость разведывать, что вас ждёт впереди, — в противном случае (или если вам просто не повезёт) вы можете быстро проиграть.
— Слишком много рандома с навыками — они слишком ситуационные.
Unbroken никогда не отмоется от фиаско с Golden Bell Studios. Эта компания занималась производством и доставкой игры, которые вылились в сущий кошмар. Четыре года спустя далеко не все вкладчики получили свои коробки, а тем, кто получил (включая меня), пришлось доплатить 10$ за доставку.
Я далеко не сразу осознал, что Артём не обманщик, а ещё одна жертва Golden Bell Studios. После этого я перестал относиться к игре с предубеждением, чему я очень рад, поскольку моя коллекция пополнилась замечательной настолок. Надеюсь, Артём переживёт этот удар, и Unbroken останется... несломленной.

Unbroken — одна из лучших настолок в небольшой коробке за последние годы, со своей своей уникальной атмосферой. Тут есть место и стратегии, и тактике. Вы тщательно продумываете свой поход по подземелью, готовясь к предстоящим битвам. В дизайне игры столько продуманных элементов... так жаль, что репутация автора запятнана. Не стоит винить его и с предубеждением относиться к этой замечательной игре из-за сложившейся прискорбной ситуации. Опробуйте Unbroken — она стоит того.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()