-AdRiver-
Vulture написал 10 минут назад к новости С миру по нитке [25.06.2018]: # Нормально так, Heaven & Ale обошёл на предвариловке даже Азул, в финал...
Herbert_West написал 14 минут назад к игре Middara: # Другими словами, игра представляет собой немного допиленный и обновлён...
AK_ написал 15 минут назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # значок цели: смысл: говорит о том, что заклинание или способность треб...
onlyan написал 15 минут назад к игре Большая игротека 23 июня: # спасибо Путину за это!
bibr написал 15 минут назад к игре Clans of Caledonia: # Кто-нибудь в курсе, последовательность получения бонуса строительства ...
С миру по нитке [25.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинка издательс...
Обзорная башня [25.06.2018]
В этом выпуске: статья про то, что собой представляет механика из Consulting Det...
С миру по нитке [22.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Магеллан» выпуст...
Портал в мир приключений [21.06.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
С миру по нитке [20.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» даст ...

vking

Грустная история

о жизни и смерти компании ЮНСИ, 16 сентября 2011

Информация

добавить
компании ЮНСИ
Дата: 16 сентября 2011
Оценка пользователей
9.3237
-

Наверное, каждый настольщик хоть раз в жизни придумал свою игру. Наверное, каждый настольщик хотел бы видеть свою игру изданной. А кто не мечтал сделать настольные игры смыслом жизни и источником существования? 

 

К чему это я? Есть такая компания — ЮНСИ…

 

Почему мне пришло в голову взяться за эту тему? Так получилось, что в своё время я внимательно следил за играми ЮНСИ. На выставках «Игры и игрушки» обязательно находил их стенд и расспрашивал о планах; покупал все их игры и на своей шкуре опробовал больше десятка из них. Так что мне есть что и с чем сравнивать. 

 

Правда, должен предупредить: я никогда в жизни не вёл дневник, поэтому спустя полтора десятка лет могу быть немного неточен в датах или последовательности событий… но по сути это вряд ли что-то меняет.

 

ЮНСИ — это аббревиатура: Юрий Николаевич Сомов Игры.

 

Я познакомился с Юрием Николаевичем в середине 1990-х. Странное это было время: даже на Западе бум настольных игр только начинался. Да, уже появились «Колонизаторы», но не было ещё ни «Каркассона», ни «Бонанзы»; до появления «Билета на поезд» или «Ужаса Аркхэма» оставалось 10 лет, до «Маленького мира» — почти 15. Что уж говорить о России! Здесь балом правила «Монополия», которую не издавал только ленивый. При этом вопрос авторских прав решался просто — многочисленные «Кооперативы» и «Менеджеры» переносили действие на российскую почву, меняя названия фирм, но полностью сохраняя и «монопольные» цены на них, и все остальные правила.

 

В этих условиях игра «Рынок» была глотком свежего воздуха. Нет, не то, чтобы её механика сильно отличалась от «Монополии» — всё тот же бросок двух кубиков, всё те же действия в зависимости от того, на какую клетку попал… но почти половину игровых полей составляла «Сделка», на которой можно было купить акции ЛЮБОЙ финансовой компании, а также всё необходимое для производства (кроме земли). Плюс возможность зарабатывать деньги не только выпуском продукции (некоторый аналог домов в «Монополии»), но и финансовыми инструментами. В общем, достоинства «Рынка» превышали его недостатки и экономические несуразицы.

 

 

«Рынок» был игрой многокомпонентной — помимо поля, в комплект входили разного рода карты и карточки. И были деньги. Совершенно очаровательные купюры с изображением городов Саратовской области — родины ЮНСИ. Если бы они ещё были напечатаны не на папиросной (хотя и глянцевой) бумаге…

 

 

Только поймите меня правильно. Сейчас, в 2011-м, я весьма далёк от восторженных отзывов о «Рынке». Но тогда… Тогда я раскрыв рот слушал Юрия Николаевича, который с гордостью говорил об успехе своей игры. О проводимых городских (или областных?) соревнованиях школьников по «Рынку». И о грифе «рекомендовано», присвоенном игре Министерством образования.

 

Следом за «Рынком» появились «Биржевые игры». Карточная экономическая игра. Вы представьте — отечественный карточный филлер в России в конце 1990-х! Да о таком можно было только мечтать… 

 

 

Эх, если бы в тот момент Юрий Николаевич уловил правильный вектор развития, то — кто знает? — не стал ли бы он нашим Райнером Кницией или Михаэлем Шахтом. Но именно в этот момент, на мой взгляд, ЮНСИ допустила решающую ошибку. И не одну, а несколько. Они решили, что настольная игра должна быть а) обязательно экономической, б) очень экономичной, в) рассчитанной преимущественно на детскую аудиторию. И стали проводить этот курс в жизнь.Так появились две следующих игры — «Миллионер» и «Олигарх». Сверхэкономичные, они, помимо поля, включали только кубик, фишки и карточки «Собственность», которые были напечатаны ещё для «Рынка» и теперь использовались на все случаи жизни. 

 

 

Это были игры «кинь-двинь» в самом худшем варианте. Помнится, в середине 1970-х в пионерлагере мы — мальчишки, никогда не видевшие «Монополии», но слышавшие о ней от людей, которые тоже её никогда не видели, но слышали… и так далее — рисовали на листе бумаги «экономическую игру» и играли в неё, помечая купленные секторы кусочками пластилина. Самым главным в этих играх было то, что любая фирма без всяких дополнительных вложений окупалась за одно попадание на неё фишки соперника: штраф равнялся цене фирмы. Вот это и есть «Миллионер», только на смену пластилину пришли карточки «Собственность».

 

Зато Юрий Николаевич изобрёл и запатентовал «устройство, отражающее движение денежных средств». На игровое поле наклеивалась картонка с прорезями, по которым передвигались картонные же указатели. Это было настолько замечательное и удобное устройство, что даже ЮНСИ использовала его всего в трёх играх, а потом отказалась. Видимо, всё поняли сами…

 

 

Своё удивление «Миллионером» и «Олигархом» я, помнится, высказал Юрию Николаевичу на одной из выставок. В ответ он пообещал скорый выход игры, которая перевернёт игровой мир. И я стал ждать появления «Суперпотребителя».

 

«Революция», заложенная в этой игре, заключалась в том, что в ней не было кубика! Совсем! То есть игрок сам решал, в каком именно секторе получать услуги — как финансовые, приносящие деньги, так и потребительские. Рандомность в игру вносили карточки ситуаций, вытягиваемые в конце каждого хода: если ты заранее подготовился к случайному событию, всё было хорошо; если нет — плохо. Потому нужно было не забыть посетить библиотеку, чтобы знать Закон о правах потребителя, приобрести дисконтную карту, чтобы получать скидки, и заключить договор с транспортной компанией, чтобы не пострадать от частного перевозчика.

 

Девиз ЮНСИ: «Играя — познавай!». Мне, увидевшему игру почти сорокалетним, трудно оценить познавательную сторону «Суперпотребителя». Но с игровой точки зрения она оказалась откровенно скучной…

 

Потом были очередной «кинь-двинь» под названием «Оптовичок» и «игра без кубика», называвшаяся «Коммерсант». Она действительно не требовала броска кубика: каждый ход участник втёмную брал из колоды следующую карточку. Ага, никакой рандомности…

 

«Найди доллар» и «Найди евро» придумывались под явным влиянием Memory — с изображениями соответствующих купюр и монет на игровых карточках. Но нельзя обвинить Юрия Николаевича в создании клона: победителем в игре объявлялся не тот, кто забрал себе больше пар карточек, а тот, у кого больше денег! То есть запоминать местоположение монеты в один цент смысла нет; главное — угадать, где лежат крупные купюры. А уж заложенный в правилах вариант совмещения этих двух игр с определением победителя путём перевода суммы в рубли по курсу ЦБ — безусловно, типичная игра для детей от 7 лет.

 

Кстати, о правилах. В ЮНСИ ими занимались серьёзные люди, знающие, что использование уменьшительной формы слова в регламентирующих документах — моветон. Поэтому вышедшие карточки кладутся «под низ соответствующей СТОПЫ». В самом деле, не стопки же!

 

Окончательно добило меня второе издание «Биржевых игр» — в коробке и с полем, абсолютно не нужным. На вопрос «Зачем?» Юрий Николаевич ответил, что карточные игры не пользуются спросом. И как об этом не догадались авторы «Коровы 006» и «Зельеварения»?

 

После этого я в значительной степени потерял интерес к творчеству ЮНСИ, хотя и опробовал ещё «Фермера» и «Путь к успеху», в которых ЮНСИ так и не смогла отказаться от шестигранного друга, и «Весёлого бизнесмена». Последняя, несмотря на абсолютно детское название, наиболее близка к современных играм: по механике она чем-то напоминает «Каркассон», хотя одновременно более примитивная и более сложная.

 

Ещё хочется отметить, что «Путь к успеху» вновь, как и «Рынок», стал игрой многокомпонентной, то есть довольно дорогой. Опять появились на свет «саратовские» деньги, правда, называются они теперь не «чеки», а «юнсы». Вот только возвращение к истокам состоялось слишком поздно: за эти без малого десять лет мир настольных игр ушёл слишком далеко…

 

А ЮНСИ осталась на месте. И когда на «Nастольном Blogе» я читаю посты пользователя Unsi про «самые лучшие игры», про «гриф Министерства образования» и т.п. — я слышу голос Юрия Николаевича, который рассказывал мне всё это в середине 1990-х. Теми же словами. А в Интернете по адресу unsi.ru можно найти обещание «скоро вы увидите наш новый сайт», и это «скоро» тянется уже года три-четыре (может, и больше…). Зато в перечне продукции, выпускаемой ЮНСИ, появились — и это вполне логично — игры с грифом «от 3-х лет».

 

Компания ЮНСИ продолжает существовать. Но история её закончилась. История людей, которые были одними из первых, но безнадёжно отстали. История авторов игры «Рынок», не сумевших найти своего места на этом самом рынке. История любителей настольных игр, так и не ставших профессионалами. Грустная история.

 

Но я бы не хотел заканчивать статью на столь минорной ноте. Поэтому позволю всё-таки рассказать об одной из игр ЮНСИ — единственной, поиграть в которую у меня ещё осталось желание. Несмотря на полиграфию.

 

«Маклер» — одна из «Биржевых игр». В комплект входят 36 карт, представляющих собой пакеты акций 6 разных компаний (одна карта — один пакет, 30, 40… 80 акций). Нетрудно посчитать, что всего акций в колоде 1980. А ещё в игре есть деньги — всего 1980 долларов (во второй редакции – евро).

 

 

Каждый ход заключается в том, что очередная карта открывается и выставляется на торги. Победитель торгов забирает эту карту себе, после чего открывается следующая карта. В конце игры подсчитывается стоимость пакетов: карты ценятся по номиналу, однако если у вас «контрольный пакет», то есть 170 и более акций одного вида, то их стоимость умножается на 1,5. А полный комплект из 6 карт одной компании стоит не 330 и даже не 495, а 660 долларов. Оставшиеся на руках деньги тоже прибавляются к общему счёту. Выигрывает, понятно, тот, у кого состояние больше.

 

Я ничего не сказал о торгах. Всего существует три способа торгов (минимум один из которых точно является хоумрулом). Первый, самый простой, — это обычный аукцион: торг ведётся до того момента, пока все, кроме одного, не скажут «пас». Второй — это аукцион однокруговой, где игрок может назвать ставку лишь однажды, а следующий может либо спасовать, либо перебить эту ставку. При этом варианте право (и обязанность) назвать ставку первым обязательно переходит по кругу. Очерёдность важна и при третьем варианте, когда игроки делают ставки «втёмную»: побеждает давший наибольшую цену, а при равенстве — первый по кругу. 

 

Вся прелесть игры — в том, чтобы правильно определить реальную стоимость карты  — для себя и для соперника. Потому что акций столько же, сколько денег, и если покупать все подряд по цене выше номинала, то скоро останешься нищим, а противники скупят остаток акций за бесценок. А ещё нужно внимательно следить за покупками противника, чтобы, быть может, переплатить, но не дать ему нужную карту.

 

Внимательный читатель спросит: а зачем же здесь может понадобиться игровое поле? Ну что вы… Разве не понятно, что колода должна лежать не на столе, а в специально отведённом месте с надписью «Депозитарий»? И что деньги, уплачиваемые в банк, нужно складывать не как придётся, а покупюрно, тоже в специально отведённые места? Понятно? Всё равно нет? Вот и мне тоже…

 

 

Как многие, наверное, успели заметить, я люблю филлеры. «Маклер» — не исключение. То ли игра действительно неплоха, то ли это просто ностальгия по тем временам, когда я гордился знакомством с главным человеком компании ЮНСИ и покупал все его игры…

 

Кстати, при покупке игр всегда проверяйте их комплектность.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
DrackerHolsow написал 4 года назад: #

Друг на день рождения подарил «Биржевые игры»(((( Прочитаю ему эту статью...

CrazyFizik написал 6 лет назад: #
Ностальгия

Да-да помню эту игру, купил её где-то в 12-13 лет, у друзей были всяки там "Бизнесмены", "Менеджеры" и прочие монопольные клоны - завидно было - вот и накопил тогда на рынок, про который даже не помню откуда по-началу узнал (прочитал что ли где-то), до сих лежит в шкафу. Правила и игра все-таки более вдумчивые чем у монополии, да и с точки зрения экономического симулятора моделирует не только купи-продай в стиле монополии. Хотя один фиг - слово "консалтинг" в ней ассоциировались с бесполезными тратами, и кубик, такой кубик))))
Еще был "Маклер", "Быки и медведи"...ну а потом интерес к ним спал, настало сначала время "Технолога", ну а потом уж и ваха, но дорого млин оказалось, пришлось перебраться на менее монструозные и более дешевые варгеймы
Дас отличная в свое время была игра, а нынче где? Я даже не знаю продают ли её сейчас и вообще существует ли фирма ЮНСИ, хотя сам с Саратова.

на мой взгляд это вопрос ниши и целевой аудитории, с одной стороны ЮНСИ смогла занять её (и ничего зазорного нет в том что только экономические игры), другое дело то что она быстро начала и быстро перестала развиваться. А так, кто знает, может возраст тот уже прошел (глядишь для 10 лет она самое то), может в неё до сих пор та самая возрастная группа и играет (хотя не очень уверен, нынче проще какой-нить тайкун скачать, куда не посмотришь взрослые в настолки играют куда больше чем дети)...А может и время её ушло (а руководитель не понял этого и не принял мер).
Вон, другой пример - "Технолог" с него я и начал знакомство с варгеймами, если так сказть можно и в свое время когда никто не слышал про ваху это была офигеть какая игра, еще и дешевая, а итог? До сих пор жалею что в свое время не накопил денег на битву роботов (нынче уже не достать) в военторге у нас продавался. А болезни все те же - фирменный стиль - игры только для детей, вездесущий кубик, да еще фирменный стиль - стрелять из пушки...хех, а ведь могли выйти в лидеры еще до того как в Россию хлынули забугорные игры.
Только разве что Звезда барахтается...
В общем налицо типичные болезни нашего бизнеса: пока нет конкурентов - делают бизнес, получают сверхприбыли и непонятно куда девают их, потом как на рынок начинаю стучаться буржуи - начинается жесткая конкуренция в которой они увы, проигрывают, сверхприбыли как водится были направленны не туда и тягаться с капиталистами уже не можем, хереем и скатываемся в гавно...
Не забывайте, что пик отчественного игростроя (в том числе компьютерного) пришелся сразу после дефолта, когда, ВНЕЗАНО, оказалось, что иностранные товары мало кто может позволить.
Сейчас ситуация выправилась, плюс правительство играет мускулами искусственно удерживает курс рубля и инфляции, вот и набежали на наши рынки снова халявные западные продукты, а наши бизнесмены этого и не ожидали...
И так и будет продолжаться, пока либо рубль не девальвируют, либо не появится ВНЕЗАПНО много талантливых руководителей, либо если, не дай Бог, случится дефолт.

GluCk написал 6 лет назад: # скрыть ответы
"Маклер"

Судя по описанию игра упрощенный вариант Modern Art, попробуйте вам должно понравиться.

Metaller написал 6 лет назад: #

На For Sale! (Продано) тоже очень похоже, но посложнее за счет контрольного пакета.

CerbeRUS написал 6 лет назад: #

Не в Modern Art, не в For Sale не играл, но мне по описанию Маклер чем-то Kuhhandel напомнил.

Vladislav написал 6 лет назад: #

Поделом.

vladimirs написал 6 лет назад: #

Очень позновательно, спасибо за статью.