| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| игры |
Valor & Villainy: Minions of Mordak
|
| компании |
Skybound Games
|
| Дата: | 19 июля 2024 |
| Источник: | MaxiPavel |
![]() |
| 7.3315 |
![]() |
- |

Valor & Villainy: Minions of Mordak - не очень известная игра, к которой уже вышли две коробки и одно дополнение.
В узких кругах путь данного тайтла в наши края начался с известного всем Завена, когда Simple Kick ещё не было. Эта настолка была первой в его портфолио больших заказов. Это уже потом стало обычным делом, а тогда объем впечатлял.

Почему-то эту игру пытаются сравнить с Descent 2. Искренне не понимаю, так как Дед (а называем мы V&V именно так) совсем не данжн краулер. Но да, идентичные момент есть. И там, и там есть злобное зло, которое хочет сжечь/убить/поработить королевство (нужное подчеркнуть).
У Деда у нас несколько другой формат. Герои находятся не внутри, а снаружи земельных слоев. То есть тьма и влажные стены подземелий не принуждают героев страдать от приступов клаустрофобии.

Окружение по форме раскладки всегда одинаковое и меняется лишь за счёт рандома тайлов местностей при сетапе. При этом Герои могут их раскрыть все буквально за пару ходов. Такая непозволительная роскошь в данжиках обычно недопустима, так как по-классике мы двигаемся из точки "А" в точку "Б" открывая по очереди каждую следующую комнату. Это уже первая и, на мой взгляд основная причина, почему V&V не данжн краулер. Он не ощущается им от слова "совсем".

Спустя девять партий у меня сложилось впечатление, что это босс-баттлер, но с игроком-злодеем в главной роли. На тот момент, когда игра вышла в релиз, босс-баттлеры только ещё зарождались и были не нахайпе и кажется, что V&V просто опередил время.

Игра про то, как Мордак (да, у Деда есть имя), кошмарит людишек на протяжении шести раундов засылая своих миньонов, после чего вылезает сам, чтобы получить наконец-то леща. Или выдать его, тут уже вопрос как для игроков сложится течение партии.
По механикам все весьма просто и не замороченно. Есть несколько базовых действий, которые игрок может выполнить. Атака, перемещение, добор карт магии. Сперва два раза можно что-то сделать, потом более, если прокачается в этом направлении.

Улучшение характеристик персонажей (и Деда тоже) происходит в конце раунда, который подразумевает, что Герои и Злодей идут в бар для расслабона после тяжёлого превозмогания. За каждого убитого миньона (или героя, в случае злодея) начисляются монетки, которые можно обменивать на опыт. Плюс ещё по пути можно получить всякие разные ништяк типа оружия/броники/аксессуаров, которые можно одеть или поменять на эти же монетки.
Помимо повышения количества действий, персонажи ещё могут улучшать себе силу кубика. В игре их три вида. Белый самый слабый, жёлтый уже получше и красный, у которого всегда 100% вероятность попадания.

У некоторых героев изначально больше упор сделан на магию, у других на мощный удар в табло, а у третьих в роду были робингуды. Изначально показатели не очень хорошие, но с прокачкой, когда игрок покупает себе белый куб (начальный), потом его или другой апгрейдит на уровень выше, мощность броска заметно повышается. В идеале довести весь доступный пул кубов до красного состояния, чтобы и бросать много и урон наносить стабильный.

Но просто кидать кубы было бы туповато. Игра позволяет модифицировать итог броска. У персонажей есть карточки магии, снаряжений. Каждый герой обладает способностью, которую он может усилить, если найти специальный тайл.
Бывают ситуации, когда бросок никак не изменить. Поэтому и появляются риски в игре, которые влекут за собой ор выше гор от того, как игрок выкинул все единицы на пяти кубах, тогда как расчет был, чтоб хотя бы одна двойка там будет.

Отмечу ещё момент. Нанесение повреждений тут асимметрично. В Героев прилетает числовой факт броска кубов. В тоже время, когда атакуют герои, то смотрится минимальное значение которым можно убить, либо ранить монстра. То есть надо выкинуть пять, а выкинул четыре и кто-то шипит -"в руки тебе сегодня наср@ли..".
Игра точно не 10 из 10. У нее есть один очень плохой минус. Время партии на 1 злодея + 4 героя без правил может затянуться на часа четыре. В оправдание могу сказать, что они пролетают быстро и сидящие за столом не скучают. Но тем не менее...
Основное время занимает ход Деда, так как игроку надо отыграть не за одного персонажа, а за целый выводок миньонов, которыми заполняется королевство. У каждого есть свойство, каждый должен максимально эффективно отработать. И это ещё ДО того, как сам Мордок выскочит на поле и уже надо будет и за него отыгрывать.

Для меня это игра-противоречие. Лежит давно, играется не часто. Все показатели, чтобы продать. Но вот недавно окрасил, сыграл и подумал о том, что зря пропустил второй кистартер с новой коробкой и дополнением с антагонистами (а то все один и тот же вражина - Дед).