-AdRiver-
1. wizardleo 9.5
2. staila 9
3. Fishka55 9
4. pa6_uucyca 8.75
5. nutkinssss 8.5

Путешествие к центру Земли

Journey to the Center of the Earth, Die Reise zum Mittelpunkt der Erde, 2008 

  • 2 - 4
  • 2 - 4
  • от 10 лет
  • 7 мин
  • 50 - 70 мин
  • память, мастерство
Путешествие к центру Земли  

Поcтавка

вес: 1000 г.
размер: 33.5 x 29.5 x 6 см.
комплектация:

- 1 игровое поле
- 3 фигурки героев
- 1 пластмассовый плот
- 100 карточек ископаемых
- 120 карточек ходов
- 1 правила игры

Рейтинг BoardGameGeek Средняя оценка Рейтинг «Тесеры»
- 6.6568 -

геймплей

6.97

глубина

6.01

оригинальность

6.81

реализация

6.82

Описание игры

редактировать

Игра создана по мотивам знаменитого романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли». Игрокам предстоит выступить в роли трех отважных исследователей: профессора минералогии Отто Лиденброка, его племянника Акселя и проводника в горах Ганса. Путешествие начнется в кратере исландского вулкана Снаффельсёкуль – героям предстоит долгий и трудный спуск к самому центру Земли, где их ждут самые невероятные открытия: они попадут в лес из гигантских грибов и найдут огромный подземный океан, в котором до сих пор обитают древние ящеры. А завершится путешествие подъемом на поверхность на потоке лавы вулкана , за тысячи километров от Исландии – на итальянском острове Стромболи. Героям предстоит сделать много необычных и очень важных для науки открытий, которые принесут им заслуженное признание среди коллег-ученых. Тот, кто сможет во время путешествия набрать больше всех очков славы, и станет победителем. Скорее в путь – самое увлекательное и необычное путешествие ждет своих героев! Игрокам предстоит выступить в роли трех отважных исследователей глубин Земли: профессора минерологии Отто Лиденброка, его племянника Акселя и исландского проводника в горах Ганса, который путешествует вместе со своим гусем Гертрудом. Используя различное оборудование, например, лампу индукции немецкого изобретателя Румкорффа, они должны сделать важные открытия, которые принесут им широкое признание в кругу специалистов. Победителем становится тот, кто сможет набрать наибольшее количество очков славы в конце игры.

Статьи

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Fishka55 написала 2 месяца назад: #

Игра отличная, нашей семье понравилась, правила не совсем понятны, поэтому разбирались читая комментарии на сайтах и смотрели видео в интернете. Когда все нюансы игрового процесса изучены, можно смело отправляться в путешествие, оно вам понравится. :-) рекомендую.

andr10 написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Сыграли с ребенком, очень понравилось, прочитали книгу. Но вот гусь Гертруд, разрушенный город. Нет такого в романе. Это какое-то нововведение или роман попался сокращенный?

Wulkuw написал 5 месяцев назад: #

Тоже не вспомнил этого у Жюля Верна. Оказывается, и правда нововведения. Взяты они из фильма 1959 г. Город, кстати, там – Атлантида, а гусь – утка Гертруда :)

Впечатления от самой игры тоже очень приятные, ламповые. Вторая игра после «Михаила Строгова» по Ж.Верну в моей коллекции. И обе вместе с «Хоббитом» в топе у ребенка.

ytujlztd написал полгода назад: # скрыть ответы
вопросы по правилам

Подскажите,чтобы пройти ущелье, сколько карточек исследователя надо скинуть, 1 или 2? По логике 1. Но перемещаемся ведь на 2 клетки.

MakGrou написал полгода назад: # скрыть ответы

1 карточку исследователя (см. русские правила на стр. 4 "Канат").

ytujlztd написал полгода назад: # скрыть ответы

Спасибо! Меня сбило, то что,на той же странице в "ПЕРВЫЙ ПРИМЕР" красная фигура героя: перемещается вниз через ущелье,это раз, и в низ по диагонали, это два. Но сказано что игрок должен потратить три красные карточки "Исследователь" ну и Канат и Компас. А шага то два!
И вопрос по Скалы. Игрок делая шаг на скалы (с двумя допустим камнями) должен потратить: карточки "Исследователь" одну за шаг и две за два камня? А пересекая плюс ещё одну карточку за один шаг?

MakGrou написал полгода назад: # скрыть ответы

Нет, всё правильно на рисунке - 3 хода, включая ущелье. Вам надо было сразу про "первый пример" написать, чтобы внести ясность. В объяснении каната имеется в виду ход с ущелья, а не через него, т.е. шагнул на ущелье за 1 карту и тут же шагнул с него снова, без остановки - потратил на само пересечение ущелья ещё 1 карту. В итоге 2 карты.

По скалам - да, 3 карты на ячейку с 2 камнями и 1 карта чтобы пройти дальше на клетку без камней.

catch_22 написал полгода назад: # скрыть ответы

Как-то путано у вас получилось. Попробую переформулировать.

1) Базовая стоимость перемещения с одной клетки на другую - одна карта исследователя.

2) Веревка, компас и кирка - карты-модификаторы, которые изменяют правила прохождения клеток.

2.1) Веревка разрешает пересечь ущелье. За клетку ущелья выкладываем 1 карту исследователя и добавляем 1 карту веревки.
2.2) Компас - позволяет передвинутся по диагонали. За диагональную клетку выкладываем 1 карту исследователя и добавляем 1 карту компаса.
2.3) Кирка - позволяет пройти клетку с камнями, выкладывая 1 карту исследователя за клетку с камнями и добавляя 1 карту кирки. Без кирки проход клетки с камнями стоит ровно столько карт исследователя, сколько нарисовано камней.
2.4) Сухари - добавляет две виртуальные карты исследователя.

3) На клетке ущелья останавливаться нельзя. Поэтому:
- выкладываем 1 карту исследователя + 1 веревку за клетку с ущельем,
- выкладываем количество карт за клетку, куда фишка перешла после ущелья.

*4) Про клетку с камнями не сказано в правилах от Звезды, можно ли, завершив движение (остановившись) на ней, выложить только 1 карту исследователя. Дыра в правилах. Чтобы избежать споров и подсчетов, какой игрок сколько должен выложить карт, мы ввели хоумрул:
- чтобы остановиться на клетке с камнями, игрок должен "оплатить" клетку полностью. То есть, останавливаясь на клетке с 3 камнями, игрок выкладывает за нее или 3 карты исследователя, или 1 кирку + 1 карту исследователя.
Можно также запретить останавливаться на камнях.

MakGrou написал полгода назад: # скрыть ответы

У вас ещё более путано и излишне получилось:)

Короче: перемещение на 1 клетку (включая ущелье) - 1 карта исследователя. Но поскольку останавливаться на ущелье нельзя, скидываем ещё 1 исследователя + канат, чтобы перейти через него.

По камням не вижу повода для хоумрула ни в русских правилах, ни в зарубежных (тут просто логика): чтобы остановиться на камнях, надо скинуть столько карт, сколько камней на клетке + 1 исследователя за движение на эту клетку. А пересекая клетку плюс ещё одну карточку за один шаг на клетку без камней или несколько карт на клетку с камнями. На картинке "первый пример" это как раз наглядно показано - исследователь уходит с клетки с камнями и за оставшиеся камни дополнительно ничего не скидывает.

ytujlztd написал полгода назад: #

Огромное спасибо! Теперь ВСЁ ясно, вроде).

catch_22 написал полгода назад: # скрыть ответы

>> чтобы остановиться на камнях, надо скинуть столько карт, сколько камней на клетке + 1 исследователя за движение на эту клетку.

То есть, вы предлагаете считать, что, пересекая клетку с 2 камнями, вы платите за нее 3 карты? Тогда пример 2 из правил Звезды не сойдется. Там надо пройти 5 клеток, из них 2 - с 2 камнями, имея 1 карту исслндователя, 2 карты сухарей и 1 карту кирки. По вашей трактовке, не хватит 1 карты исследователя.

MakGrou написал полгода назад: # скрыть ответы

Почему не сойдётся? У игрока есть 1 исследователь, 1 кирка и 2 карточки сухарей. Соответственно, 1 исследователь это 1 шаг, затем 2 карты сухарей дают 4 шага и кирка позволяет проходить сквозь камни как сквозь масло. Итого 5 шагов.

catch_22 написал полгода назад: # скрыть ответы

Почитал ваши комментарии ниже. Вы считаете, что кирка действует для всех камней, проходимых за перемещение. Я отталкивался от того, что все предметы одноразовые (на одну клетку). В правилах Звезды явно не указано, оригинал на немецком не асилил, поэтому тут можно трактовать, как нравится.

Кстати, в правилах Звезды:и
грок должен использовать карточки (!) «Оборудование: кирка», когда
он пересекает клетку со скалами, и
карточку «Оборудование: компас»...
То есть, карточек "Кирка" было несколько.

MakGrou написал полгода назад: # скрыть ответы

Насчёт карточек "кирка" (второй пример) читайте дальше: ...когда он пересекает клеткУ со скалами. Выходит, на одну клетку со скалами игрок использует несколько карточек с киркой. Это явно ошибка, тут имелось в виду общее количество карточек оборудования. К тому же в правилах ясно указано, что карточка "кирка" действует в течение всего хода игрока.

catch_22 написал полгода назад: # скрыть ответы

Тот редкий момент, когда спор на Т конструктивен дает новые знания) Остается только поблагодарить за настойчивость) Внезапно, все предметы "одноразовые', кроме кирки. Много партий сыграно неправильно, хотя совсем не уверен, что это как-то отразилось на балансе.

Теперь осталось выяснить, почему вы считаете, что за клетку с 2 камнями надо отдать 3 карты исследователя? В правилах Звезды для пересечения клетки с камнями упоминается только сброс карт за каждый камень. Без базовой стоимости, как в описании ущелья.

PS. Игра отличная, хотя в последнее время чаще гоняли в " Вокруг света..". Сегодня вечером "переучимся" и сыграем.

MakGrou написал полгода назад: # скрыть ответы

Потому как ранее, на 3 стр. правил было указано: "Для того, чтобы передвинуть героя на соседнюю клетку, игрок должен использовать 1 карточку соответствующего цвета (1 клетка - 1 карточка)".
Если же на клетке камни, то "игрок должен отдать по 1 карточке "Исследователь" соответствующего цвета за каждый изображённый на клетке камень". Всё логично.
По вашему же получается, что первый камень всегда бесплатно:)

catch_22 написал полгода назад: # скрыть ответы

Так в том и дело, что в пункте про ущелье карта исследователя "за клетку" дополнительно упоминается, а в пункте про камни - нет.

Поэтому, если трактовать плату в 1 карточку за "передвинуть", то, получается, чтобы передвинуть с обычной клетки на камни, достаточно 1 карты исследователя, а платить по-полной нужно только тогда, когда клетку именно пересекают, а не останавливаются на ней.

Вообще, для уменьшения исключений в правилах, стоило бы считать все предметы одноразовыми, а клетки рассчитывать по вашей трактовке - базовая стоимость + что нарисовано.

MakGrou написал полгода назад: # скрыть ответы

На ущелье нельзя останавливаться, поэтому карта исследователя и упоминается, а на камнях остановиться можно - потому там карта исследователя и не упоминается, не вижу тут никаких противоречий или противоречивых исключений в правилах.

catch_22 написал полгода назад: # скрыть ответы

https://boardgamegeek.com/article/3007913#3007913

Пишут, что без дополнительной стоимости. Надо попробовать автору написать, может, ответит.

MakGrou написал полгода назад: #

Уже пишут, что с дополнительной стоимостью. Хотя за давностью срока сомневаюсь, что кто-то ещё грамотно ответит, я однажды задал вопрос по хлебцам и ответа не дождался - ни от автора, ни от кого-либо другого. Но попробую связаться с тем итальянцем, что пишет про отсутствие дополнительных затрат - спрошу, на чём он основывался.

catch_22 написал полгода назад: # скрыть ответы

Достал-таки я г-на Дорна)
Итак, ответ разработчика касательно упоминаемого треда на бгг:
"Marco Lippolis is right.. What
Jake Mak-Grou writes is wrong"

То есть:
- в клетке с камнями платим _только_ за камни. Клетка с 2 камнями стоит 2 карты исследователя и т.д.
- карточка кирки действительно действует весь ход, превращая все пересекаемые клетки с камнями в "обычные" (1 карта за клетку).

Вообще, на мой взгляд, изменение в +/- пару карточек ничего принципиально не меняет, решения в игре тактические. Но автор задумывал именно так.

MakGrou написал полгода назад: # скрыть ответы

Не вижу никакой логики в ответе и самого ответа на BGG. А логика в том, что есть движение на пустую клетку плюс каждый камень увеличивает сопротивление, добавляя одно движение. Почему влияние должно начинаться со второго камня, совершенно непонятно. Тут либо косяк, либо должно быть какое-то пояснение.

dimsoul написал полгода назад: # скрыть ответы

Нам интерпретировать этот нюанс помогла не столько "логика", сколько контекст и намек на баланс, созданный на карте. Это в самом деле не очень очевидный момент, но присмотритесь к самой карте. Почему на всей карте нет ни одной клетки с одним камнем? Это, так сказать, улика. Автор формировал поле с учетом того, что камни это не дополнительные "+2/+3" карт исследователя к базовой стоимости клетки, а именно более дорогие (2 и 3 карты исследователя соответственно) клетки. В противном случае будет существовать небольшой перекос в сторону кирки, платить картами исследователя за камни становится слишком нерационально. Если же скалы у нас это именно только 2/3 карты, то создается более интересное пространство для решений, где игрок может решится на стремительное преодоление ключевой для этого хода клетки со скалами лишь с помощью карт исследователя. Особенно если игроки стараются запоминать то, какие инструменты другие берут на руку. "Хм, у него нет кирки, но чтобы дойти до той сочной клетки желтым исследователем, он, возможно, сможет сбросить карты и за скалы...". Если же клетки со скалами добавляют сверху +2/+3, то такая ситуация будет редко происходить, так как достаточно просто знать, что у другого игрока нет кирки, чтобы в своих планах исключить его из вероятной борьбы за ту или иную клетку с находками. +2/+3 к стоимости клетки со скалами слишком резкий скачок в стоимости, особенно без присутствия на карте скал с одной скалой, это немного меняет динамику самого геймплея, как мне кажется.

MakGrou написал полгода назад: # скрыть ответы

А какой смысл умножать сущности сверх необходимого и добавлять лишние камни, пудря всем мозги вычитанием за это 1 хода? Логичнее тогда нарисовать 1 и 2 камня вместо 2 и 3 и будет вам такое же интересное пространство для решений - передвигаемся на соседнюю клетку за карту и сбрасываем карты за каждый камень на этой клетке.

dimsoul написал полгода назад: # скрыть ответы

По всей видимости, автор и подумал, что лишним будет как раз эта дополнительная арифметика с прибавлением скал к "базовой" трате карты исследователя, поэтому сделал клетки со скалами отдельными, самостоятельными значениями-ценами за передвижение. То есть при планировании своего хода игрок может бросить взгляд на поле и тут же "ухватить" нужную информацию по конкретной клетке ("обычная клетка - 1, обычная клетка - 1, две скалы - 2, обычная клетка - 1, ...") чтобы быстро суммировать значение всего пути.

MakGrou написал полгода назад: # скрыть ответы

Мы не знаем, что там подумал автор. Есть правила, где указана плата за перемещение и плата за каждый камень на клетке. Всё остальное - первый камень бесплатно или если на клетке камни, то плата за перемещение отменяется, это уже выдумки или как тут написали - "режиссёрская версия".

dimsoul написал полгода назад: #

Без проблем. Каждый игрок или игровая компания могут играть так, как им удобней или как им кажется это более правильным. Не вижу тут чего-то, о чем можно долго спорить, нравится вам понимать этот момент так и вы чувствуете, что именно так геймплей полноценен - играйте. А если эта информация станет доступна самому автору - ещё лучше, есть повод при каком-нибудь переиздании уточнить этот момент, сделать его ясным для всех игроков, то есть сделать работу над ошибками в структуре правил.

catch_22 написал полгода назад: # скрыть ответы

>>Не вижу никакой логики в ответе и самого ответа на BGG.

Я несколько раз писал автору в лс, вчера он-таки ответил, тоже в лс.

Не хотите видеть? Ну ок.

MakGrou написал полгода назад: #

>> Не хотите видеть? Ну ок.

Я вам верю. Но вместо предложения "Какие Джейк Мак-Гроу пишет неправильно" хотелось бы увидеть наличие логики в ответе.

Exxento написал полгода назад: #

Знаете есть в кино такая "режиссерская версия", но она как правило аутсайдер. Так же, вероятней всего и здесь, а конечный продукт - это автор + издатель. Трактовка МакГру мне лично видится наиболее гармоничной. Базовая длина пути - это безусловно оплаченные карты исследователей вместе с сухарями + изображенное на клетке. Пересечь клетку значит также и войти в неё, что не обязательно значит двигаться дальше, за исключением ущелья. В правилах ясно сказано также и то, что за каждый камень нужно оплатить доп. исследователя, а их там минимум два. Скалы - это минимум две карты дополнительно, если нет кирки. Скалы ж, кирка нужна! :)

catch_22 написал полгода назад: # скрыть ответы

>>хотелось бы увидеть наличие логики в ответе.

Вопрос был о соответстии утверждений в треде задумке автора. На получение даже такого простого ответа потребовалось полмесяца. Если хотите обсудить с г-ном Дорном логику его геймдизайна, попробуйте завязать с ним переписку, вдруг вам больше повезет)) Я поделился инфой о мнении автора по конкретному моменту, ваше право - перепроверить или вообще заставить его эррату выпустить))

MakGrou написал полгода назад: #

Если автор появится на BGG, я естественно приведу логические аргументы из правил, которые он сам писал и которым этот странный "простой" ответ противоречит. А пока буду придерживаться правил. Но если уж вам так повезло с перепиской, я бы советовал не бросать это дело и довести до конца.

catch_22 написал полгода назад: # скрыть ответы

>> Если автор появится на BGG <...> если уж вам так повезло с перепиской

Улыбнуло) Прям представил:
Dear mr. Dorn!
And do you know, someone named Jake Mak-Grou desperately wants to argue with you in favour of absence of logic in your answers and rules? Please dispatch all business, hurry up and respond him in that thread!

MakGrou написал полгода назад: #

>>Dear mr. Dorn! And do you know...Please dispatch all business, hurry up and respond...

Улыбнуло, прям представил, каким слогом вы его полмесяца доставали)

ytujlztd написал полгода назад: # скрыть ответы

По камням огромное спасибо, а вот с ущельем только запутался :-) В правилах- Ущелье: эту клетку можно только ПРОЙТИ!, использовав карточку "Оборудование: канат". На этой клетке герой не может остановиться. Значит! На него нельзя шагнуть и с него нельзя. По моей логике одна карточка "Исследователь" + "Канат" и мы проходим две клетки. Или всё таки надо две карточки "Исследователь" чтобы пройти, остановиться на нём нельзя?

catch_22 написал полгода назад: #

В примере 1, если исследователь остановится на клетке со звездочкой, он потратит 2 карты исследователя и 1 "Канат".

MakGrou написал полгода назад: #

Шагнуть на клетку ущелья можно, и уйти тоже. Просто делается это за 1 ход игрока, вот и получается, что вы не можете закончить движение на этой клетке (иначе кирдык) и должны покинуть её сразу же - как бы перебраться через ущелье по канату, дополнительно потратив на это 1 исследователя и канат.

dimsoul написал полгода назад: #

Эта игра из разрядах тех, что в партиях с разными составами дает тебе довольно разные ощущения и возможности, в равной степени ценные и занимательные.

Более конкретно ситуация напоминает опыт с игрой Hansa, так как обе обладают одной и той же ключевой механикой - у всех игроков общий "триггер действий" (корабль в Ганзе и три исследователя в Путешествии; игроки не представлены на поле персонифицировано и не "владеют" на постоянной основе какой-либо фишкой на поле), поэтому для планирования своих действий тебе требуется рассчитывать на то, где окажется триггер после ходов других игроков. Соответственно, чем больше последних, тем сильней твои возможности детерминированы чужими ходами и тем, что у тебя оказалось в доступной зоне активации исходя из возможностей твоей руки (количества денег или фишек лавок в Ганзе). А это значит, что чем меньше игроков, тем больше возможностей планировать и делать стратегические ходы исходя из предполагаемых действий/бездействия других. Поэтому на двоих игра становится довольно "серьёзной" и интересной, несмотря на очевидное влияние случайного прихода некоторых карт. На 3-х и 4-х это уже в большей степени игра "без задней мысли" с тактической реакцией на ситуацию, в которую тебя ставят предыдущие игроки, тут больше "фана" из-за рандома и непредсказуемых ходов.

EdrenLimon написал 2 года назад: # скрыть ответы

Возник с женой спор про сухари. Можно ли скинув сухари пройти по горам(2)? То есть равняются ли они двум карточкам исследователя?

MakGrou написал 2 года назад: # скрыть ответы

Не равняются, потому как сухари - это оборудование, а не исследователь. Для продвижения по скалам придётся взять кирку.

EdrenLimon написал 2 года назад: #

спасибо)

Exxento написал год назад: # скрыть ответы

Если изучить английские, а не русские правила, то 1 сухари заменяют 1-2 карты исследователя, но не действуют отдельно от них, то есть получается что да, если скала-(2), то равняются.

MakGrou написал год назад: # скрыть ответы

Далее там же поясняется, как действуют сухари: "с помощью них можно пройти более 5 клеток". Если бы можно было проходить скалы, то логично добавить "или преодолевать скалы", но такого пояснения нет. Этого пояснения нет и в примере на рисунке (стр. 5 русских и стр. 4 французских правил), где сказано, что с помощью 1 исследователя и 2 сухарей игрок может передвинуться на 5 клеток (обычных - фр. cases normales), а вот чтобы преодолеть скалы, ему дополнительно понадобится кирка.

Exxento написал год назад: # скрыть ответы

Логично, но не достоверно, а только лишь гадательно. Правила о взаимодействии сухарей и скал до конца не ясны.
То, что сухари заменяют две карты исследователей сказано без каких либо дополнительных условий; не сказано, что они действуют только при передвижении, но именно "считаются двумя картами исследователей выбранного цвета". Допустимо также, что скалы не создают никаких дополнительных препятствий при передвижении, кроме усложнения (удлинения) пути и соответственно увеличения его цены (cost) и также относятся к обычному передвижению, только более длинному. То, что с помощью сухарей можно пройти более, чем на 5 клеток не исключает движение через скалы. Эта версия (т.к., подумав, я тоже не знаю достоверно, но пока больше склоняюсь к этому варианту) косвенно подтверждается также тем, что 1 кирка действует на всём протяжении хода, независимо от количества камней (даже более 3-х), а сухари нет, что делает их отличие значительным. Я думаю, что без достоверности нужно поиграть в оба варианта и выбрать для себя приемлемый.

MakGrou написал год назад: # скрыть ответы

То, что кирка действует на всём протяжении хода никак не подтверждает возможность использования сухарей при движении через скалы. Не вижу никакой связи.
Более того, в зарубежных и русских правилах говорится только про использование кирки - как исключение при движении через скалы.

Просто в русских правилах это описано более подробно:
"Скалы: если герою предстоит пересечь такую клетку, то игрок должен отдать по 1 карточке "Исследователь" соответствующего цвета за каждый изображённый на клетке камень. Игрок также может воспользоваться карточкой "Оборудование: кирка" для того, чтобы легче преодолеть этот участок маршрута".

Про возможность использования карточки "Оборудование: сухари" для преодоления скал не упоминается ни в одних правилах, что по моему мнению, доказывает невозможность использования сухарей для преодоления скал.

Exxento написал год назад: # скрыть ответы

Однако в правилах оригинала нет прямых запретов и противоречий чтобы использовать сухари в качестве дополнительных карт на скалах. Сказано, что кирка - альтернатива цены в картах, а сухари считаются двумя доп. картами. Не сказано в каких именно случаях считаются, то есть безусловно. Не сказано также, что кирка - единственная альтернатива, или как Вы говорите - исключение (нет слова only pickaxe). Где запрет или противоречие? В русских правилах и в домыслах. И компетентного уточнения по этому вопросу тоже нет. Если будет - дело другое, а так этот вопрос не имеет однозначного ответа и оба варианта - не хоумрул, но предпочтение среди пока что равнозначных вариантов. И я Ваше предпочтение и веру в "Звезду" уважаю, но пока что предпочитаю то, во что мне уже понравилось играть. Если понравится Ваш вариант обязательно сообщу! Спасибо, MakGrou! :)

MakGrou написал год назад: #

Про альтернативу говорится в неофициальном английском переводе.
Французский перевод сделан на основе германской официальной версии и там сказано про исключение:
Exception: carte de matériel "pioche".