В этом обзоре для меня все игры, кроме Пандемии новые, на одну из них в рунете пока вообще нет отзывов, так что обзор на нее должен быть интересен всем любителям кооперативок на тему Второй мировой войны.
7 Days of Westerplatte
Игра посвящена началу второй мировой войны. Из школьных учебников мы знаем, что Вторая мировая началось 1 сентября 1939 года с нападения Гитлера на Польшу, далее несколько страниц про падение других стран и так до 22 июня 1941г., когда и началась Великая Отечественная война, о которой написано достаточно подробно (я по крайней мере так запомнил). Конечно это правильно, так как мы внесли наибольший вклад в победу над фашистской германией, да и война на территории нашей страны была самой длительной и кровопролитной. Учебники тоже наши, поэтому и объем подаваемой информации по ВОВ было больше.
А что Польша? Все началось ранним сентябрьским утром на небольшом полуострове Вестерплатте, с залпа линкора «Шлезвиг-Гольштейн» по транзитным военным складам города Гданьска. В результате городок продержался 7 дней под натиском германских войск, потом благополучно капитулировал. В самой Польше это событие считается достоянием и гордостью страны (видимо про Брестскую крепость они не знают…) и выпуск настольной игры это только подтверждает. Почитав немного литературы на эту тему, немного удивлен цифрами и фактами. По последним данным погибших со стороны немцев - 50 чел., у Поляков 15… (хотя история штука такая, некоторые говорят о 1000 погибших).
Обзоров игры на просторах интернета практические нет, даже на БГГ достаточно мало людей ее оценили, но все-таки, по наводке хорошего друга, я решил ее приобрести, дабы кооперативки люблю, да и тема интересна. Качество издания отличное, множество деревянных компонентов радуют глаз, карты под лен. Правила приложены на нескольких языках и что интересно, на польских – самая большая историческая справка в начале, видимо расписывают подвиги бравых польских солдат. На игровом поле изображен полуостров Вестерплатте, сверху игроки в произвольном порядке выкладывают склады снабжения, которые активирую можно получать разные «плюшки»:
- Повысить мораль;
- Отодвинуть наступление;
- Получить боеприпасы;
- Произвести минометный залп;
- Восстановить стену;
- Установить мину.
Также имеются 5 постов, с которых можно производить выстрелы на надвигающиеся немецкие отряды. Изначально наши позиции укреплены стенами (представлены в игре красными брусочками), защищены склады снабжения, а также стены самой военной части. По ходу наступления немецких войск, стены буду уничтожаться, когда игроки полностью теряют 2 защитные стены складов снабжения, партия заканчивается поражением. Для того чтобы выиграть, нужно продержаться 7 дней. День заканчивается, когда отбиты (уничтожены 8 карт). Каждый ход открывается карта немецких войск, на карте нанесены обозначения, на какую линию из 5 (A-E) будет выставлена армия (отряд), на карте также имеются обозначения выносливости, урона, который может нанести отряд, а также скорость передвижения. Также может быть открыта карта воздушной атаки (она не выкладывается на поле, а понижается мораль и уничтожается один кирпич). В свой ход игрок может сделать 2 движения и выполнить одно действие, также имеются события, положительные и отрицательные (зависит от уровня сложности), которые открываются в начале дня. Повышение или понижение морали влияет на получение/изъятие бонусных жетонов, это может быть дополнительное движение, действие (при отрицательной морали придется расстаться с боеприпасами, можно получить жетон -1 действия). Если фигурка игрока стоит на посту, можно произвести выстрел в тот отряд, который находится на этой линии, если сопротивляемость отряда равна 1, он уничтожается и карта кладется в сброс текущего дня, когда в стопке сброса 8 карт, день заканчивается и все заново, и так 7 дней.
Пока сыграли 2 партии, на 2х и 3х. Первую ознакомительную выиграли (играли не совсем правильно), а вот вторую, уже идеально зная правила, мы продули в самом конце, осталось уничтожить несколько отрядов, но наши бойцы были измотаны, мораль ниже плинтуса, а патронов и вовсе не было. Из отрицательных событий 2 были связаны с перекрытием путей (нужно выставить жетоны огня на дорожки, таким образом перекрывая их). Мораль находилась почти всегда ниже нейтрального значения, так как действия повышения морали делали достаточно редко, а воздушные налеты были частыми. Также -1мораль игроки получают, когда нужно выставить отряд, а на поле нет места, карта убирается под низ колоды, а мораль опускается -1.
В ближайшем будущем попробуем сыграть максимальным составом игроков и тогда я смогу сказать про оптимальное число игроков, пока же на 2х игра показалась более простой чем на 3х. Выкладывание нового немецкого отряда происходит после каждого хода игрока, из-за чего достаточно сложно скоординировать свои действия, на 2х проще распределить обязанности... Игра нравится, даже немного жалко, что поляки смогли сделать неплохую игру по событиям, которые при нормальном анализе фактов не могут быть какими-то особенными и героическими, а в России выпускается одно фэнтези и патигеймы, да еще последняя «игра» Уралвагонзавода.
7 days это крепкий середняк кооперативных игр, к тому же по вполне реальным событиям, с удовольствием будем играть еще. 7 баллов
Agricola: All Creatures Big and Small
Еще одна дуэлька в коллекции (после Patchwork), и опять от Уве Розенберга. У каждого игрока есть индивидуальное поле, а также одно общее, на котором игроки выполняют действия. У каждого имеются по 3 фишки помощников, с помощью которых решают, какие конкретно действия будут выполнять игроки. Партия длится 8 раундов, по завершению подсчитываются количество животных в загонах + другие достижения. Животных можно заселять в загон строго одного типа, при этом загон должен быть огражден забором, на одном поле (квадрате) может быть 2 животных (если поставить кормушку то в два раза больше). В игре имеются 4 разных типа строений и 3 вида ресурсов. Все очень просто и понятно. За каждую нехватку животных, как всегда у Уве, начисляются штрафные баллы. Правда в отличие от Агриколы, тут вообще нет ничего кризисного и в конце партии отрицательных баллов не получится в принципе.
Как только показал ее жене, она сразу влюбилась в эту игру, еще бы, простейшие, но не глупые правила, отличное оформление, время партии до часа. В каждой партии есть где подумать, как выстроить свою стратегию. В итоге жена практически всегда обыгрывает меня практически в одну калитку, я пытаюсь экспериментировать и строить разные стратегии, а она достаточно все хладнокровно просчитывает и под конец партии у нее уже полно животных). После нескольких партий игра уже поднадоела, но уже припасены 2 допа, которые добавят вариативности, но пока и база хороша. 8 баллов
Tides of time
Дуэльная игра на драфт, состоящая всего из 18 карт. Купил в основном из-за арта, жена как впервые увидела игру, сразу отметила именно отличные картинки). Кроме карт, в комплектацию маленькой коробочки входят по сути ненужные жетоны, блокнот и карандаш. Игра состоит из 3х раундов, в начале каждого раунда у каждого игрока должно быть по 5 карт, как и в любом типе драфта, мы вибираем карту и отдаем оставшиеся карты сопернику и так до последней карты. Потом происходит подсчет очков, одну свою карту убираем до конца игры, одну оставляем, добираем 2 карты и следующий раунд. Вся соль в самих картах, 15 карт имеют масть (5 мастей x 3 карты) и свойство при выполнении которого игрок получит победные очки (ПО), также имеются 3 карты без масти, на которых есть только свойство.
Первую партию как обычно проиграл жене, так как в основном следил за правильное выполнение правил, а уж потом за своими и чужими картами. В итоге жена взяла карту Королевское гнездо, которая сама по себе ничего не дает, но при проверке выполнения другой карты, связанной со сравнением количества мастей с другим игроком, и при ничьей отдает победу владельцу этой карты. Так как и я и жена брали карты именно со свойством «у кого больше…» то при ничьих, а обычно были ничьи, жена взяла львиную долю очков, в итоге ее победа.
Во второй партии я играл уже более вдумчиво, постоянно смотрел в ее карты и не давал ей по сути ничего собрать, карта Королевское гнезда особенно никому не помогла, и уже после 2 раунда была выведена из игры. В результате по итогам партии моя победа). Игра понравилась, но без особого восторга, 10уе она конечно не стоит, карандаш можно и из икеи взять). Но красивый арт и 15 минут свободного вечернего времени ей можно уделить. Маленькую коробочку можно взять с собой в дорогу. Жена не любит игры на драфт, поэтому следующие партии буду играть в своей игровой компании). 6 баллов
Находка для шпиона
По результатам нескольких партий могу сказать, что игра определенно не для всех. Я вообще терпеть не могу всякие мафиаподобные игры, в которых кому-то достается секретная роль и ты должен каждый раз кому-то доказывать, что ты не олень, я по профессии инженер и мне нужна цель, а не разглагольствование за жизнь, поэтому Находку я сразу отнес не к мафиаподобному виду. Здесь есть определенная локация, и если ты знаешь в какой локации ты находишься. Вопросы придумывать достаточно интересно. Конечно нужна определенная компания и настрой, после какого-нибудь сложного евро игра вряд ли зайдет. Мне Находка понравилась, а вот остальным в компании нет, придумывать каверзные вопросы явно не для них. Локации и как все это реализовано заслуживают самой высокой оценки. Правда как и в случае с Концептом мы просто брали локации и пытались вычислить шпиона, очки никто друг другу не начислял и победу не присваивал).
Для себя сделал вывод, буду брать находку на какие-нибудь дни рождения и на «пьянки» с друзьями, а вот на обычных игротеках, где предпочтение отдается более сложным играм, она вряд ли будет востребована. От меня 7 баллов
Colt express
После одной партии складывается впечатление, что игра сплошной хаос. Играли максимальным составом и в «поезде» творилось что-то невообразимое, все куда-то прыгали, в кого-то стреляли/били и тд. Игра проходила несколько раундов, но я так и не понял что и куда надо делать, в итоге занял пятое место и вычеркнул игры из своего вишлиста. Хотя надо отдать должное авторам, поезд в 3д действительно интересная находка, да и идея сама неплоха, но просто то ли вечером после работы в такие драйвовые игры нельзя играть, то ли просто не мой жанр, игра мне не понравилась. Да к тому же тема дикого запада слегка приелась… Надо мне обязательно попробовать еще сыграть, на свежую голову и окончательно для себя решить, за что же так любят это Colt, ведь премию Spiel просто так не дают…
Timeline: Music & Cinema
Серия Патигеймов, в которой нужно угадывать год различных событий, выкладывая карты с руки в цепочку уже выложенных карт, соблюдая хронологический порядок. Тот, кто избавится от всех карт – победил. Партия занимает минут 10, поэтому за раз играем партии 3. Жене игра не очень нравится, просто угадывать даты ей не интересно.
Уже есть Тайм Лайн Изобретения и я решил этот еще приобрести, так как с женой любим фильмы и надеялись, что в этот выпуск «зайдет» лучше чем предыдущий. Собственно так и оказалось, фильмы все там известные и приблизительно десятилетие мы угадывали, а вот с точным годом были проблемы, по ходу игры открывались фильмы одного года и было очень сложно точно угадать год. По музыкальной же части мы вообще «плавали» в датах и ничего практически не угадывали. В изобретениях такого практически нет, все события разбросаны на несколько тысячелетий и партии проходят однозначно интереснее. По музыкальной же части мы вообще «плавали» в датах и ничего практически не угадывали.
Резюмируя, могу сказать что Изобретения нравятся больше, чем Music & Cinema и последняя скорее всего, после пары партий отправится искать нового хозяина. 6 баллов
Пандемия
До сих пор играем в оригинальную пандемию, как-то не надоела. Партия на 4-х, средний уровень сложности. Начали хорошо, не допускали вспышек инфекции и достаточно быстро нашли лекарства от двух болезней, а вот дальше начали играть совсем не правильно. Зачем-то пытались лечить уже вылеченные болезни, и совсем не могли собрать одинаковые карты у одного человека. С горем пополам изобрели третью болезнь, а вот на 4-ую не хватило карт в колоде, в итоге обидное поражение. Вроде уже много партий сыграли, а все равно не хватило немного концентрации. Причем персонажи подобрались отличные – диспетчер, медик, строитель и исследователь. На 4-х играть намного сложнее, чем например на двоих. В партиях на двоих всем как-то проще распределяться по карте и собирать сеты, практически не проигрываем.
Пора уже вводить допы, которых набралось уже 3 части, но база нравится и играется с таким же удовольствием что и первые партии, а тут еще и Legacy русская вышла, будем в новогодние праздники в нее надеюсь играть.
Отличный обзор!
Мне кажется, что вся прелесть Кольт Экспресса именно в этом хаосе. К нему и относиться нужно как к весёлому пати-гейму, а не как к глубокой стратегической игре.
7 days нам явно надо на четверых разложить. У меня наоборот есть ощущения, что 4 человека заборят немчуру намного проще и быстрее, чем три или два, потому что в партии на троих мне четвёртого человека очень не хватало.
Tides of Time хочу попробовать. Там карты с точки зрения драфта простейшие. До 7 Wonders, и уж тем более до MtG там как пешком до луны. Просто мне кажется, что из этой коробочки может получиться идеальный ... обучающий набор для тех, кто впервые знакомиться с этой механикой. Я вообще считаю драфт одной из самых сложных механик в настольных играх, так что сведение этого процесса к 18 картам могу только приветствовать.
Да, Кольт это филлер, но какой-то он все равно тяжеловесный, я не могу его воспринимать как легкое развлечение на час.)
7Days на четверых проще будет, мы очень редко поднимали мораль, из-за этого недополучили многие плюшки, которые нам бы в конце очень помогли.
Ну, мы на кэмпе сыграли пару партий - вполне ожидаемое и прогнозируемое действо происходило - оч.сильно эта игра зависит компании.
Я вот почти все свои действия выполнял как задумано - даже действия в тёмную редко влияли.
О да, подпишусь. В правильной компании игра просто летит
Все возможно. Удел филлеров - правильная компания. Это их минус).
Хотите меньше хаоса и больше осмысленности - играйте по экспертным правилам
Отличный отчёт.
Как фанат Агриколы давно засматриваюсь на её дуэльную версию с животными, но всё опасаюсь, что после полной версии будет как-то куцо смотреться. Зато в Патчворк играем регулярно.
Без допов дуэлька действительно простенькая. Поэтому каждый год выпускаются новые допы. Ну и если времени мало, это неплохой вариант.
Мне всегда казалось, что точка отсчета начинается с захвата радиовышки в Гливице (там где обитает пан Игнаций и откуда родом Левандовски). Не прав?
Кстати, неочевидно - некоторые историки обозначают начало ВМВ ещё раньше - на аннексию Судетов, раздел Чехословакии, а то и начало агрессии Японии в Китае
Можно ещё отсчитывать с 1918)))
вряд ли - всё-таки там был период мирного времени всех со всеми =) самое раннее - с 1931
Это терминологические дебри. Насколько я помню, официальная версия - 1 сентября 1939 года выстрелом с линкора, так как это было первое масштабное сражение, а всё остальное - альтернативные варианты.