Новость DrNick о скидках на сайте multiman publishing натолкнули на мысль купить себе A Most Dangerous Time: Japan in Chaos, 1570-1584 и Kingdom of Heaven: The Crusader States 1097-1291, но как выяснилось, в обычном интернет магазине первая продаётся всего на 5 долларов дороже, чем игра со скидкой от издателя. Плюс на Kingdom of Heaven никаких скидок не полагалось.
Чтобы сэкономить на доставке, было принято волевое решение добавить ещё несколько варгеймов и оформить заказ в интернете. Наполеоника и войны на территории США не привлекают тематически, по WW2 уже купил тактик, поэтому тоже не рассматривал. Может быть что-то другого масштаба, но не знаю даже, из чего выбрать. Читал много лестных отзывов по Red Winter, но именно этот конфликт не привлекает. Что-то по восточному фронту может быть. По вьетнаму кроме как hearts & minds - ничего не слышал.
Т.к. решение немного спонтанное, то не по всем играм удалось посмотреть всю информацию, а по некоторым только читал давно обзоры, поэтому любые отзывы, исправления и рекомендации будут с интересом выслушаны.
PS. Рассматривал только игры которые на текущий момент есть в наличии.
Итак:
1. Кingdom of Heaven: The Crusader States 1097-1291
Плюсы:
Тема, оформление, много положительных отзывов.
Минусы:
пока не вижу
2. A Most Dangerous Time: Japan in Chaos, 1570-1584
Плюсы:
Тема, оформление
Минусы:
Время игры, немного вызывает сомнения система.
3. Infidel
Плюсы:
Хочется попробовать именно тактику. Невысокая цена.
Минусы:
немного вызывает сомнения система. Малое количество сценариев.
---------------------
4. Julius Caesar
Плюсы:
Хочется что-то на тему древнего рима, хорошие оценки
Минусы:
Самая дорогая игра из всех. Для CDG как-то не очень много карт в комплекте.
5. No Peace Without Spain - The War of the Spanish Succession, 1702-1713
Плюсы:
Тема отличная от других игр, высокая оценка на БГГ
Минусы:
Пока особо не читал обзоры.
6. Reds!
Плюсы:
На тему революции неплохо бы иметь одну игру
Минусы:
Не очень высокая оценка на БГГ, время игры
7. Andean Abyss
Плюсы:
Новая механика, возможность играть разным количеством игроков.
Минусы:
не совсем варгейм в моём понимании. Пока не понятно насколько хороша эта новая механика.
8. Sword of Rome
Плюсы:
Тема римской республики, цена со скидкой практически в 3 раза дешевле, чем Julius Cesar
Минусы:
Игра рекомендована для 4х человек.
9. Caesar XL
Плюсы:
Тема римской республики, дешёво и сердито
Минусы:
Невысокие оценки.
10. Virgin Queen
Плюсы:
Давно хочется, оформление и оценки отличные
Минусы:
Не уверен, что когда-нибудь наберётся необходимое количество игроков.
Ух, прямо подборка лучших настольных игр современности :) Я играл в
Кingdom of Heaven: The Crusader States 1097-1291,
Julius Caesar,
Reds!,
Sword of Rome,
Virgin Queen
каждую из них советую опробовать (если есть компания - это обычно основная проблема).
Интересно, а Paths of Glory (или World War II: Barbarossa to Berlin) почему не в этом списке, не нравится 1-я Мировая?
Paths of Glory - да, как-то первая мировая не особо привлекала, плюс читал, что карты событий как-то порой не вписываются, и её пока нет в наличии. Вот к World War II: Barbarossa to Berlin - присмотрюсь, спасибо за наводку.
Если интересна 2-я Мировая на стратегическом уровне, взгляните еще No Retreat делюкс издание от GMT. В прошлом году в нее обыгрался.
1. Кingdom of Heaven. Лучшая во всех отношениях игра из данной подборки, берите не раздумывая.
2. A Most Dangerous Time. Интересная игра. Брать не стал только из-за переизбытка поинт ту поинт CDG в коллекции, но при случае с удовольствием бы сыграл.
3. Infidel: The Supremacy of Cavalry in the Crusader Era / Men of Iron: The Rebirth of Infantry. Более разнообразной тактики по средневековью не встречал. При этом правила совсем не сложные, игровой процесс очень бодрый и некоторые сценарии относительно быстрые. Как раз скоро выйдет третий том серии про сражения Войны Алой и Белой розы. Проблему с рандомом по активации как обычно решает большое количество бросков за игру и выбор когда и кого менее рискованно из лидеров активировать, везет то одним, то другим, а в итоге то на то и выходит, при этом ключевыми в игре становятся совсем другие моменты.
4. Julius Caesar. На мой вкус, Julius Caesar как и остальным играм от Коламбии не хватает деталей, разнообразия и «глубины», но за то у нее элементарные правила – значит найти оппонента не составит труда. Ну и это конечно в первую очередь блочный варгейм, и СDG ее можно назвать только с очень большой натяжкой (за очки и кубик можно кидать). Присоединюсь к ранее высказавшимся, более предпочтительным за счет родной темы выглядит Pax Baltica, ну а Strike of Eagle это вообще лучший выбор по многим параметрам (тема, скрытые приказы, разнообразие в использовании карточек, оформление, цена)
5. No Peace Without Spain. Неизбитая и интереснейшая тема, небольшое количество фишек и точек на карте, разделение карточек на две колоды. Почитайте отчет по игре Максима (MakVlad), там сведений по игре достаточно, чтобы сделать выбор, брать или не брать. К тому же Максим взялся за перевод правил.
6. Reds! Одна из нескольких игр, которая меня в прошлом году больше всего «зацепила». Просто диву даешься, как удалось Теду Рейсеру отразить в игре все основные моменты Гражданской войны, и при этом не использовать карточки… Историзм и точное отражение темы конечно главный конек игры. Про минусы уже все написали. В общем, за счет темы я бы посоветовал взять игру.
7. Andean Abyss. Уже как минимум от трех человек слышал негативные отзывы, а один из них даже после партии сразу продал игру. От Никиты вообще слышал, какие то жуткие истории о «роботе» :), заменяющем отсутствующих игроков (т.е. для игры без «робота» нужен полный состав).
8. Sword of Rome. Игра действительно несколько пресновата и своеобразна, но за то это тот мультиплеер сыграть в который можно и без «предварительной моральной подготовки».
9. Caesar XL. VPG…. Если игра из новой партии, то сразу несите ее в химчистку….. :)
10. Virgin Queen. Лучший мультиплеерный варгейм, в который я играл. Если нет 4 потенциальных игроков, то брать не стоит.
Еще могу посоветовать:
1) Варгейм стратегического уровня No Retreat: The Russian Front. Очень хорошая и адекватная по времени игра (6 сценариев и кампания, небольшое количество фишек, при этом множество разнообразных частей со своими спец.правилами, отлично вписанный в игру историзм, небольшое время игры, карточки)
2) Если интересна тема сражений парусного флота, то отлично подойдет серия тактик Flying Colors (вот в ней сценариев точно целая куча, да еще и мультиплеерный скримиш на спец карте присутствует.
3) Серию Мушкет и Пика по интереснейшим в тактическом плане сражениям 17 века (Тридцатилетняя война, Гражданская война в Англии, Сконская война). Это вообще тактика мечта для интересующихся данной эпохой, естественно если найдется человек, который готов составить вам компанию и вникнуть в довольно непростые правила.
4) Серию тактических варгеймов World at War с оригинальной темой гипотетической Третьей мировой Войны.
Извините, Musket & Pike не 1973 года ли имеется в виду? Если да, то возможно ли где-нибудь достать эти правила? Не нашел в сети пока...
Эта серия изданная GMT http://www.gmtgames.com/c-5-musket-pike-series.aspx, и ее автору Бену Халлу в 1973 было всего 7 лет.... :)
7) Робот - это хорошо, а не наоборот. Игра спорная, но негативные отзывы мне кажутся сомнительными.
Не для холивара, а из интереса, нельзя ли поподробнее про Sword of Rome? Мне кажется "пресновата" и "своеобразна" это практически антонимы. Ну и про возможность игры без подготовки не могу согласиться. Здесь, как и в HIS у каждой стороны свои задачи и возможности, игры в стиле "делай как я" не получится. В SoR это даже более выражено, поскольку колода Событий у каждого своя, а в HIS общая.
Все-таки Меч сильно проще, в нем только боевой аспект участвует. Нет сложной дипломатии, есть всякие перемирия, которые достаточно очевидно работают. Нет религиозной борьбы, исследований, браков, путешествий, кораблей как таковых. Да и стороны в общем-то все работают практически одинаково: галлы всех мочат, правда немного хитро получают очки, этрусски стараются не погибнуть и могут откупаться, римляне строят города, самниты не имеют столицы и воюют со всеми, греки имеют много войск и много земель, но платят за генералов лояльностью, карфагеняне могут плавать, где хотят. Боевка для всех одинаковая, очки получаются у всех одинаково, кроме галлов. Да и события достаточно очевидно влияют на какие-то боевые показатели твои или соседа. В общем, мне показалось, что игра сильно проще.
Хм, странно. По-моему, дипломатия - одна из ног, на которых стоит SoR. Вовремя замириться с одним соседом, чтобы напасть на другого, это практически необходимое условие победы. Да, того, что ты перечислил нет, но есть постройка городов, набеги, серебряные рудники, лояльность и многое другое. Ты говоришь, что работают все одинаково, а сам описываешь совершенно различающиеся фракции. Боёвка одинаковая, но она одинаковая и в HIS. Да, SoR проще освоить, но не проще играть и выиграть. И именно по этому показателю она выигрывает в моих глазах у HIS. Ну и, конечно, по числу игроков и времени игры. Хотя ещё раз повторю, религиозная борьба мне в HIS очень нравится.
Но дипломатия сильно проще, а фракции практически не отличаются, кроме мелких нюансов, которые я перечислил. В ХиС даже англичане и французы отличаются своими возможностями и стилем игры, здесь же просто война всех против всех.
Проще процедура, но сделать правильный выбор и уговорить соседа на союз легче не стало. Если считать возможность передвижения по морю или постройки городов мелкими нюансами, то в HIS фракции тоже ничем друг от друга не отличаются. Те же англичане и французы - один в один, не считая мелких нюансов типа постройки замков, рождения наследников и прочего. Любая игра - война всех против всех, если правилами не предусматривается командная победа.
Дипломатия в итоге проще таки.
Англичане и французы отличаются, как небо и земля. Первые сидят на своем острове, немного воюют с французами в Шотландии и Кале, рождают наследников и помогают протестантам. Вторые пытаются не огрести ото всех подряд, находясь на пересечении всех дорог. Испанцы вообще участвуют во всех возможных конфликтах начиная с религиозных и заканчивая войной со всеми подряд. Турки только воюют, как и все стороны конфликта в Мече Рима. У религиозных ребят вообще свои персональны заморочки, которые почти никого не волнуют.
Процедура дипломатии проще, я этого и не отрицаю.
А вот чем занимаются фракции: англичане - воюют с французами, плюс нюансы. Французы воюют со всеми, кто влезет на их территорию плюс воюют за Италию. Габсбурги воюют с кем захотят, турки воюют с Габсбургами. Религия - игра в игре.
Я ни в коем случае не ругаю HIS, я просто хочу показать, что нельзя особенности игры и конкретных фракций считать ничего не значащими нюансами.
Речь о том, что фракции в Мече более одинаковые, я бы даже сказал, практически идентичные, с незначительными нюансами.
С запозданием отвечаю.
"своеобразна", т.е. отличная от других - у SoW это: механика боев и осад с низким уровнем управления рандомом и как следствие с зашкаливающим рандомом (причем так как бросков кубиков во время боев за всю партию не так много результаты не успевают усредниться, как скажем они усредняются в конце концов в Редс) (о рандоме автор сразу предупреждает в правилах); система начисления победных очков с кумулятивным эффектом, всяческие искусственные и из-за этого несуразные ограничения (о чем опять же автор пишет в правилах) и т.д.
"пресновата" - ну это Никита уже расписал. В SoW маловато деталей и разнообразия. В том же способе набора победных очков только у галлов какое то разнообразие (разграбить какую то круглую территорию и получить добычу, разграбить город и получить аж 5 единиц добычи, сыграть карту и получить ПО). Тут как раз все познается в сравнении, те же мультиплеерные стратегии вроде HIS, Crown of Roses, Virgin Queen, Blackbeard, Space Empires, Римская Республика, Twilight Imperium, Runewars в этом превосходят сабж и выглядят более колоритно. А скажем более простая Мария играется весело и непринужденно.
"Ну и про возможность игры без подготовки не могу согласиться."
Я имел в виду не просто знания правил, а «предварительную моральную подготовку», которая нужна, чтобы собрать людей сыграть в "монстров" типа HiS, VQ, Римскую республику, TI и SE. :)
Хотя большой плюс в SoW в том, что там можно играть и без знания правил, так как эти основные правила вполне реально рассказать минут за 30, а потом в течении 1 хода разобраться в нюансах. Если брать разные колоды, то к примеру Грекам надо знать только о трех своих картах, помогающих заняться окончательным решением Карфагенского вопроса....
В нашей партии на 4 человек, только 2 человека до этого играли и знали правила, я прочитал правила по быстрому перед игрой, а Никита вообще правила не читал. В итоге я вел по очкам половину игры, но не смог выиграть из-за того, что по ошибке "уволил" Агафокла (т.е. больше не мог решить проблему Карфагена), а потом на меня напали совместно сразу три игрока. В итоге в партии выиграл Никита.
З.Ы. В целом конечно SoW очень годная игра.
Спасибо за советы.
Про No Retreat помню, тоже хочу варгейм стратегического уровня в коллекцию.
Про World at War читал, но тема не привлекает совершенно.
1) Отличная игра во всех смыслах.
2) Сам хотел попробовать.
3) Хорошая тактика, но рандом с инициативой какой-то прям рандом-рандом.
4) Стратегии от Коламбии не впечатлили (в лице Hammer of Scots): как-то простенько и офрмление ниочём, при этом цена будь здоров.
5) Не играл.
6) Долгие партии и немного однообразна.
7) Смешанные чуйства, как-то не понял до конца.
8) Хорошая игра, играется в реальные сроки.
9) Не играл.
10) Лучшая стратегия, но долгая и нужно 4 человека минимум.
Я бы ещё добавил к рассмотрению
Strike of Eagle
понятные правила, 2-4 игрока
Sekigahara
красивая, оригинальная, из минусов отсутствие сценариев
Angola
хитрая боёвка с авиацией, ПВО, артиллерией, танками, противотанковыми пушками и пехотой, туманом войны, планированием хода, но внешне колхоз немного
Основная проблема Секигахары - она распродана, новое издание если будет, то не раньше следующего года.
А у Валеры она и так есть в коллекции :)
Этим летом вроде в планах.
Strike of Eagle - почитал парочку обзоров - как-то не заинтересовало. Секигахара - уже есть. Ангола - уже давно в вишлисте была, ещё до того как репринт объявили, но желательно 4 человека, плюс время игры, так что пока пасс.
Ангола, вроде как, вообще только на 4, без вариантов. Время игры, часа 4-5.
На БГГ стоит 2-4, но я читал, что играть надо на 4х, так что я писал в том смысле, что пока не подходит.
Мне кажется, тебе нужно определиться, что же именно ты хочешь. Я бы себе все указанные приобрёл (кроме Caesar XL и Andean Abyss).
Julius Caesar: я считаю, что в коллекции должна быть одна игра от Columbia Games, простая, красочная, c популярной темой. Я хотел купить себе Julius Caesar, но тут CG объявили о перевыпуске Napoleon.
No Peace Without Spain - купил и не жалею. Другой игры на эту тему нет. Достаточно простая, но во многом отражающая специфику именно той интереснейшей эпохи.
Reds! - мне кажется, она просто должна быть у каждого варгеймера, проживающего на территории бывшего СССР.
Sword of Rome - считаю её лучшим мультиплеером.
Virgin Queen - не играл. Мне кажется, Here I stand лучше. Но это моё субъективное мнение - мне очень нравилась "религиозная возня", которая других, наоборот, раздражала.
Что могу ещё предложить:
Maria - очень необычный варгейм на троих.
Pax Baltica - c блоками, как и Цезарь, но про Россию.
Red Winter - присоединяюсь к fenrir, игра замечательная, и c точки зрения оригинальности механик, и c точки зрения проработки материала автором. Посмотрите кино, прочитайте пару книг и играйте.
Как счастливый владелец Pax Baltica, присоединюсь - игра очень атмосферная, не особо сложная и кампания захватывающая!
Да, если играть втроем - Maria самое оно! Отличная необычная игра!
Максим а какое кино и какие книги почитать/посмотреть?
Я читал больше про войну в целом, а не про конкретные бои: "Советско-финская война" Элоизы Энгл и Лаури Паананена, воспоминания министра иностранных дел Финляндии Вяйне Таннера. Сейчас хочу прочитать совместный финско-российский труд "Зимняя война, 1939-1940: политическая история". Финский фильм "Зимняя война (Talvisota)".
Спасибо. А я вот еще хочу мемуары Маннергейма прочитать.
Хочется больше варгеймов хороших и разных :)
Ну и просто советов, что вот вместо игры А лучше взять Б, т.к. в ней при схожей механике лучше реализация, или взять игру В, в ней этот же самый конфликт раскрыт гораздо лучше.
Спасибо за советы. Добавил Maria и Red Winter в вишлист, почитаю подробнее
По времени игры:
На двоих 10-ходовый сценарий играется за 4-5 часов. Полная кампания (30 ходов) играется часов за 14-15 (лучше всего разбивать на 2 дня). С тремя игроками время игры практически не меняется.
Вчетвером, увы, ни разу не играл. Игра меняется кардинально. Фактически события игры начинаются с 31 хода. Поэтому время предсказать сложно(
Несмотря на временные затраты игра потрясающая! Напряжение держится всю игру (да и после игры трясет неслабо))). Всячески рекомендую.
По поводу других игр - Strike of the Eagle. Играется от 2-х до 4-х игроков, несколько сценариев. Потрясающая игровая механика. Все-таки нечасто встречаются варгеймы без кубика =)
Strike of the Eagle почему-то совершенно не привлекает.