Настольные игры продолжают набирать популярность по всему миру. Проведение международных выставок, чемпионатов и фестивалей. Появление на мировой арене новых дизайнеров и авторов. Бесчисленное множество новинок и попытки перенести картонные творения на цифровую платформу. В России индустрия также не стоит на месте. С каждым днём появляется всё больше и больше анонсов о новых локализациях всемирно известных шедевров, открытие типографий и увеличение количества отечественных издательств. Но с чего всё это начиналось?
История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. Наверное, это один из самых древних способов проведения досуга. Древнеегипетский Сенет, Королевская игра Ур, Нарды... Английский исследователь и автор "Оксфордской истории настольных игр" Дэвид Парлетт, считает, что все, современные игры имеют древние прототипы, а, следовательно, общие корни. А что было раньше? Естbuhественно основное внимание уделялось именно игровой механике. Поэтому большую часть настольных игр, используя современную классификацию, можно назвать абстрактными. Да, да... Всё начиналось именно с них. Поэтому не стоит удивляться, что некоторые авторы до сих пор предпочитают разрабатывать тонко настроенные механизмы, а не создавать атмосферу с полным погружением.
И сегодня мы поговорим про новинку 2017 года, поразившую не только своей красотой, но и изумительным алгоритмом, который моментально позволил занять игре первое место по версии рейтингов крупнейшего игрового портала BGG не только среди абстрактных, но и среди семейных настольных игр всего мира. Знакомьтесь - Azul (Азул)...

Визуальная составляющая - основная причина успеха. С этим не поспоришь...
Многие утверждают, что настольные игры от компании PlanB отличаются простым и интуитивно понятным игровым процессом. Более того, пару месяцев назад издательство открыло новую игровую студию - Next Move. Студия будет работать исключительно в направлении развития абстрактных настольных игр. 5 минут на освоение, 15 минут на партию. Что ж, давайте разбираться с перой игрой из будущей линейки - Азул.
Чтобы абстракт не показался слишком приторным, сюжетная линия следующая: игроки соревнуются в роли ремесленников, украшающих стены Королевского дворца Эворы. Тщательно продумывая правильное количество и стиль плиток, самые сообразительные смогут спланировать все свои действия заранее, чтобы достичь совершенства в этой изящной работе.
Итак основы игровых правил...
В первую фазу игрокам доступно 2 типа действий:

Стартовая раскладка для двух игроков. По моему мнению - лучший вариант игры именно дуэль!
После того, как игроки разберут все плитки и выложат их на свои планшеты, начинается вторая фаза - облицовка стены. В эту фазу все игроки могут производить действия одновременно. Но рекомендуется соблюдать очередность, чтобы проверить правильность начисления победных очков всех и каждого.

Игровой процесс в самом разгаре...
На этом незамысловатый игровой процесс заканчивается. Разобрали все плитки, размещая их на своём планшете, посчитали победные очки во время фазы облицовки стены, очистили свой планшет от лишнего и всё по новой. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не завершит на стене одну горизонтальную линию узора. После этого начинается финальный подсчёт очков (каждая завершённая горизонтальная линия узора приносит 2 ПО, каждая завершённая вертикальная линий узора приносит 7 ПО, если на стене представлены все 5 плиток одного цвета - 10 ПО).
Оформление и исполнение. О качестве игровых компонентов стоит говорить с особой осторожностью. Никогда нельзя быть полностью уверенным в том, какую цель преследовал издатель. Банальное - "получить прибыль", не всегда справедливо. Поверьте мне, поскольку находился по обе стороны баррикад.

Ещё одно подтверждение того, что главная причина успеха - оформление...
В целом игра реализована на очень достойном уровне. Изумительные глянцевые плитки, крайне напоминающие бакелит, наличие органайзера, плотный картон и нейтральный, но при этом невероятно приятный арт. Казалось бы, что можно ещё желать? Но если вы задумаетесь или проведёте несколько игровых партий, у вас определённо появится желание что-то улучшить. Игровые планшеты можно заменить неопреновыми ковриками, в результате трение станет больше и компоненты перестанут разъезжаться. Маркеры подсчёта очков в виде чёрных кубиков можно заменить на прозрачные жетоны или пуговки с эффектом увеличения. Размер игровой коробки имеет смысл уменьшить (что позволяет количество игровых компонентов) для возможности брать игру с собой как можно чаще. Да и органайзер как бы... пустоват... Но это всё придирки, которые опять же никогда не заметит рядовой покупатель. А игра рассчитана именно на него... Семейный сегмент менее требователен.
Тематика и атмосфера. Что может предложить абстрактная игра? Вы можете играть со своим воображением сколько вашей душе угодно. Абстракт всё равно останется абстрактом. Но в данном случае авторы старались изо всех сил передать атмосферу и придать игре некий шарм. Что-то получилось, что-то не очень. Вспоминайте... "игроки в роли ремесленников украшают королевский дворец в мавританском стиле"... а на самом деле вы просто перекладываете красивые плитки из одного места в другое и пытаетесь заработать максимальное количество победных очков. Вы не услышите португальский язык во время партии и вряд ли ощутите атмосферу 15-16 века... Было бы странно, если окажется наоборот. Вы просто действуете согласно определённого алгоритма. Точка!

Эти прекрасные плитки с лёгкостью можно спутать со сладкими леденцами...
Возможно я слишком скептически отношусь к данному вопросу, поскольку на западе встречаются отзывы игроков, где находящиеся под впечатлением европейцы задумывались о ремонте в ванной комнате... да-да. В мавританском стиле. Каждому своё, что ещё сказать...
Подготовка к игре. Краткость - сестра таланта. И это во всём. Setup или подготовка к игровому процессу занимает не больше одной минуты. Это не может не подкупать, особенно тех, кто терпеть не может раскладывать игровые компоненты в течении получаса. Игроки получают свой собственный планшет, выкладывают в центр стола несколько тайлов-фабрик и заполняют их разноцветными плитками из мешочка. Всё! Игра началась...

В игре прекрасно всё! Оформление продумано до мелочей, не считая скользких планшетов и маркеров для подсчёта победных очков...
Цена. Знаете, очень хочется процитировать писателя Леонида Семёновича Сухорукова: "И деньги можно бросать на ветер, если он встречный". Стоимость игры на отечественном рынке составляет 2900 рублей. После объявлении о локализации в сети появились обсуждения ценовой политики российского издательства. Далее было множество ссылок на иностранные дискаунтеры, инструкции по заказам игр с запада, рассуждения на тему "Это всего лишь бездушный абстракт" или "Локализация - это адаптация цены под отечественный рынок". Лозунгов было много. И можно понять потенциальных покупателей, которые считают свои деньги. Вот только ни в одной дискуссии я не встретил объективной оценки инвестиций в эту игру. А теперь давайте задумаемся. Время партии - 10-15 минут, количество игроков - от 2 до 4, подготовка к игре не более 60 секунд, игра имеет шикарное оформление, игровые компоненты высокого качества, низкий порог вхождения, простые правила и ориентирована она сразу на широкий сегмент игроков - от привередливых гиков до любителей скоротать вечер за парой приятных партий. Перед вами универсальная игра, которая будет востребована в любой ситуации. А теперь вспомните свою последнюю коробку с настольной игрой из премиум сегмента. Сколько раз вы раскладывали её за последний месяц? У Азула нет подобных проблем. К этой игре вы определённо будете возвращаться снова, и снова, и снова... а значит, считая, что приобретение этой игры - деньги на ветер, помните - ветер этот встречный! Она окупит себя не один раз! Информация проверена!

Если кто-то рядом чихнёт, придётся вспоминать своё творчество...
В конце партии планшет будет выглядеть примерно вот так.
Правила. Знаете как поговаривал Альберт Эйнштейн? "Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще". В моём понимании, пока авторы не перестанут самостоятельно формулировать правила проблема взаимопонимания останется вечной. Я серьёзно. Автор изначально считает всё логичным и предельно понятным. Но этого мало. Нужно чтобы понимание приходило к игрокам с первого прочтения правил. Количество игровых нюансов не настолько велико, но запутаться вы всегда успеете. Азул ничем не удивил. Множество иллюстраций с примерами игрового хода, десятки абзацев, нумерация, сноски... Всё это не уберегло нас от того, что пару раз мы сыграли всё-таки неправильно. Я бы понял, если бы лично оказался таким недалёким. Вот только проблема встречается во многих отзывах об игре. Но не будем ругать из-за этого Азул. Он не становится хуже или лучше. А правила... знание тонкостей механики - дело наживное.
Механика. Об уникальности игрового процесса говорить не приходится. Вы набираете из общего пула цветные плитки, расставляете их на своём игровом планшете и всё повторяется вновь и вновь, пока не приходит время для подсчёта победных очков. Но гениальность игры именно в этой простоте.
Влияние элемента случайности. Как правило в абстрактных играх всё можно просчитать, предугадать и есть возможность думать на несколько шагов вперёд. Азул не является исключением. Даже случайная раскладка плиток при подготовке к первой фазе игры не является чем-то из ряда вон... Всю случайность можно максимально нивелировать грамотными действиями. Игроки просто подстраиваются под текущую ситуацию. Не больше, не меньше...

Основной источник безбожного рандома (с - сарказм)...
Уровень взаимодействия между игроками. А вот это самая интересная для меня глава сего эпоса... Вопрос крайне спорный и ответ на него я смог получить только после того как провёл пару десятков партий. Первое впечатление, сложившееся в моей голове - авторы попытались схитрить. Создали прекрасную дуэль, но чтобы расширить целевую аудиторию добавили режимы для 3 и 4 игроков. И я был уверен в этом на все 100 %. Партии максимальным составом как правило проходили по одному и тому же сценарию: каждый игрок набирает то, что ему интересно в данный момент, в зависимости от игровой ситуации, и радуется результату. Никакого взаимодействия и конфликта. Сидишь в своей песочнице и лепишь куличики в виде узора на игровом планшете. Но как же я ошибался...
Да, игра позволяет полностью исключить конфликтное взаимодействие. Это большой плюс для семейного сегмента. Сиди и думай о своём, сопровождая процесс задушевными беседами за чашечкой чая с вареньем. Но по мере получения опыта ты понимаешь - Азул не об этом. Совсем не об этом!

Просто наслаждайтесь...
Дуэльный вариант позволяет прочувствовать это кончиками пальцев. Ты думаешь не о том, как получить максимальное количество победных очков, ты думаешь о том, чтобы не позволить это сделать сопернику. И игра полностью просчитывается при желании. Вы всегда знаете сколько плиток в мешке, какого цвета, что сейчас требуется сопернику, и вы видите то, что лежит перед вами. Вся информация открытая, а её объёмы сведены к минимуму. Заставляйте оппонента собирать плитки "на полу", пусть получает штрафы и не имеет возможности полностью заполнять ряды на своём складе. Забирайте то, что ему нужно прямо из под носа... И всегда думайте о своей дальнейшей стратегии. Отвлечётесь на минуту и будете очень сильно наказаны...
Максимальным составом сложнее следить за всей ситуацией, но также реально. Главное, чтобы все игроки понимали - цель не собрать самому (игра всё равно как правило заканчивается после пятого раунда). Цель - помешать сопернику. Усложнить жизнь настолько насколько это возможно. И не забывайте про достаточно сложную всё-таки систему подсчёта очков в конце игры. Нужно учитывать множество нюансов во время своего хода. Какой делаем вывод? Вывод один! Степень конфликтности и взаимодействия будет напрямую зависеть от выбранной вами тактики. И это я считаю - идеально!
Реиграбельность. Меня давно уже не удивляет негативное отношение некоторых игроков к низкой реиграбельности игрового процесса в целом. Многие сетуют на отсутствие разнообразия от партии к партии. Кого-то не устраивает количество доступных действий, ну, или сценарий игры постоянно повторяется. Народ требует зрелищ. Неважно, что игра будет разложена всего несколько раз, главное - уникальность каждой партии. Что же предлагает Азул, да и нужно ли что-то предлагать игре подобного плана? Учитывая невероятную динамику и при этом наличие возможности сделать игровой процесс размеренным и глубоким, любое нововведение может показаться лишним... Но тем не менее, в игре есть пара дополнительных режимов.
Первый - это оборотная сторона планшета с бесцветными линиями узора на стене. Теперь вам придётся хорошенько подумать перед тем как начнёте выставлять плитки на склад. Интуитивно понятный интерфейс игрового поля исчезает. А основное правило - отсутствие плиток одинакового типа как по горизонтали, так и по вертикали остаётся... Уверяю вас, в погоне за победными очками, вы однажды потеряете голову и ошибётесь.
Второй - промо-дополнение Джокеры... Вы заменяете по две плитки каждого цвета универсальными, которые могут отыгрываться так, как требуется вам в конкретной ситуации. С одной стороны очень удобно. С другой, игровой процесс может усложниться. Обсуждений на эту тему не так много. Люди лишь разделились на два лагеря. Кому-то пришлось по нраву, кому-то нет... Поэтому не стоит усложнять. Игра идеальна и в том виде, в котором она представлена...
Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Азул подкупает многим. Высокой реиграбельностью игрового процесса, простотой механик, внешним оформлением... и конечно нельзя не добавить в этот список - динамику. В свой ход вы ограничены лишь одним действием (если точнее - двумя). Взяли плитку (плитки) и выставили их на свой планшет. Время же ожидания собственного хода минимально (не более 30 секунд). Даже если вы предпочитаете просчитывать игру, объём открытой информации не настолько велик, чтобы зависнуть в тяжёлых раздумьях. А общее игровое время ограничивается пятью раундами. Бывает и больше, но вероятность этого крайне мала. Большинство старается заполнять первый ряд склада, с одной единственной ячейкой, в каждом раунде, несмотря ни на что... 10-15 минут и партия... Это ли не здорово?
Информативная загруженность компонентов. Ничего лишнего. Всё по делу. Да и какая информация может быть на игровых компонентах абстракта? Несколько подсказок на личном планшете по подсчёту очков и всё.

Минимализм в действии...
Игровое пространство. К счастью, и здесь нельзя сказать о существенных недостатках. Конечно же это не походный вариант, который можно взять с собой, чтобы разложить у костра. Наличие игровых планшетов и низкое сцепление плиток заставляет использовать исключительно ровные поверхности. Желательно играть в безветренную погоду или не допускать сквозняков. А так... Журнального столика вполне хватит для того, чтобы сыграть вдвоём незабываемую дуэль. Если журнальных столиков два - можно собраться и полным составом.
Я никогда не скрывал того, что в первую очередь оцениваю визуальную составляющую игры и только после этого разбираюсь с механиками. Практика показала, что красивые игры подразумевают наличие изюминки в коробке. Редко случается обратное.
Плюсы или положительные стороны:
Недостатки или отрицательные стороны:
Игра универсальна. Но чтобы не кривить душой - основной успех всё-таки связан с изящным оформлением. Ничего инновационного в плане игровых механик вы здесь не найдёте. Да и нужно ли искать? Азул цепляет с первого взгляда. Мимо пройти невозможно. А когда ты погружаешься в игровой процесс, сомнения и вовсе исчезают. Вот только истинное погружение произойдёт не после одной партии. Игра раскроется не сразу. Потерпите и вы не пожалеете.
Я с удовольствием буду рекомендовать данную игру не только любителям абстрактов, но и всем, кто попадает под определение семейного сегмента игроков. Любители серьёзных игр также найдут для себя что-то интересное. Соглашусь, спектр доступных действий не настолько широк, но это не мешает каждой партии оставаться неповторимой и уникальной. Поэтому попробовать настоятельно рекомендую. Ведь это Азул... и этим всё сказано...
Первое знакомство с игрой, откровенно говоря, затянулось. На выставке в Эссене выстраивались внушительные очереди, уж слишком здорово игра смотрелась со стороны. А если к этому прибавить искусственно созданный ажиотаж... В-общем стоять пару часов ради пёстрых плиток уж совсем не хотелось. Пришлось перенести свою первую партию на потом. И я совершенно не пожалел об этом. Знакомство с игрой началось осознанно и размеренно. Никто не мешал насладиться процессом с эстетической точки зрения, а когда выяснилось, что игра ещё и хороша собой изнутри...

Единственное, что смущает в органайзере - подозрительное углубление в верхней части. Плюс... ну, слишком уж он просторный для такого количества игровых компонентов.
Да, мы сыграли несколько партий совершенно неправильно. С одной стороны усложнили игровой процесс, удаляя после первой фазы все плитки со склада, с другой стороны сделали немного проще, ведь дефицит игрового пространства отсутствовал. Кстати, рекомендую попробовать сыграть и по этим правилам. Поверьте, вам понравится... Затем прошли многочисленные тесты максимальным составом игроков. Вывод один - с новичками играть будет не так интересно как хотелось бы (наверное, это касается большей части абстрактов). Минимум конкуренции. Постарайтесь научить своих оппонентов думать наперёд. С опытными игроками всё гораздо сложнее...
Подводя итоги... Если совсем упрощать, то перед вами головоломка. Головоломка в которой вы конкурируете с оппонентами. Игра допускает как умеренный конфликт так и жёсткое противостояние. Всё будет зависеть исключительно от вашей стратегии. Но имейте в виду, если кто-то из игроков начинает агрессивную игру, вы просто обязаны настроится на ту же волну, иначе поражения не избежать. Проверенно десятки раз за игровым столом.

Высоцких Сергей (ведущий, участник проекта Board Game Community):
"На моей практике игра понравилась всем. В Azul удивительно хорош баланс просчёта и удовольствия. Хочешь - считай, хочешь - нет, а удовольствие от игры все равно получишь. Если хочешь сделать игру конфликтной, заставить противника "уронить запад" на пол, то игра тебе это даст. Хочешь просто наслаждаться тем, что желтенький примыкает к синенькому, то и такое тут есть. Поэтому игра всем и нравится: она будет тем идеальным абстрактом, который нужен именно вам."
Загродская Александра (участник проекта Board Game Community):
"AZUL оставил самые приятные впечатления . Это одна из самых красивых игр, что я видела. Отдельное удовольствие просто трогать эти пластиковые плиточки похожие на ириски. Несмотря на то, что это не масштабная стратегия на 4-5 часов, игра заствляет вас поломать голову. Каждый раз, выбирая какие плиточки взять, вы стараетесь "убить двух зайцев": выложить выгодные для вас и забрать нужные соседям. С реиграбельностью тоже все в порядке, невозможно вытащить одинаковые комбинации плиточек. Единственное "но", если говорить об идеале, не хватает углублений в планшетах игроков под плитки и под маркер подсчета ПО. Но это уж я придираюсь) Вердикт: игра прекрасная! Надо брать! Жду не дождусь свою копию)."
(С более подробным отчётом по традиции вы можете ознакомиться по ссылке)
Также, приглашаю вас в нашу группу ВК. Узнавайте об эксклюзивных новинках первыми...

8.5
Очень красивая игра. Очень. Зацепила с первого взгляда. Сыграли на двоих... и не прониклись.
А тут Саграда подоспела. По летсплеям выглядит интереснее. Возможно, несколько целей, в том числе и скрытых, тому причина. Да, и конфликтность в ней меньше, что для нас тоже плюс.
"А теперь вспомните свою последнюю коробку с настольной игрой из премиум сегмента. Сколько раз вы раскладывали её за последний месяц?"
Что для вас "премиум сегмент"? Считать по партиям или по игровым встречам, сколько раз раскладывал?
"У Азула нет подобных проблем. К этой игре вы определённо будете возвращаться снова, и снова, и снова... а значит, считая, что приобретение этой игры - деньги на ветер, помните - ветер этот встречный! Она окупит себя не один раз!"
Скромно предположу, что вы имели в виду "попутный" ветер, а не "встречный", так как в последнем нет того положительного смысла, который есть в ваших словах.
Возможно не совсем корректно выразил свою мысль. Но посыл в том, что вложенные инвестиции полностью себя оправдывают и возвращаются в виде положительных эмоций и большого количества проведённых игровых сессий.
По премиум сегментом имеется в виду коробка стоимость от 3000 рублей.
Таки встречный. Кинул деньгу - она встречным ветром тебе обратно в руки прилетела. При попутном такой номер не пройдёт.
именно! =)
Это как "не писай против ветра"?
Только наоборот =)
>Единственное, что смущает в органайзере - подозрительное углубление в верхней части.
Оно вроде бы для промо-тайлов джокеров.
Какой-то желтый заголовок у этой статьи...
Начал читать, обнаружилось столько воды, что невольно вспомнился процесс написания моей дипломной работы на четвёртом курсе.
"А теперь вспомните свою последнюю коробку с настольной игрой из премиум сегмента. Сколько раз вы раскладывали её за последний месяц? У Азула нет подобных проблем." Демагогия. И вообще вся статья не про ветер, а про воду, которая льется на мельницу звезды, которая посылает клиентов в Ж.
Аргументировано.
Собственно, по причине посыла в ж заказал в Единороге.
а что со Звездой?
А в интервью на тесере (хорошем, кстати) послали своих клиентов в ж.. потом текст подтёрли ;). Ну и ещё в ВК, когда все были в шоках от ЗимнейВишни, они спокойно и с танцами проводили конкурсы, по плану, а потом стёрли комментарии (что, мол, подождали бы хоть) со словами типа "это всё никак не связано". Несвязано то не связано, но риск-то вот он, есть ;). У Звезды какой-то проблем с маркетингом.
Ну во втором случае они были совершенно правы
Совершенно - о, какое слово. Они правы делать в своём ВК что хотят, а право пользователей составлять мнение об этих "что хотят". Так что смотря в чём НЕ правы.. ;) Могли бы пару дней подождать - и "проблем нет". А сейчас "А, Звезда? Эта которая клиентов в ж посылает и танцы во время печалей устраивает? Да-да, знаю.." Реклама 88 lvl.
Ну я ради интереса даже ещё раз пролистал ленту новостей Звезды, в день траура (28) никаких новостей не было. Что им ещё надо было? Закрыться на месяц и каждый день постить фотки со скорбными ангелочками, лишь бы угодить профессиональным сетевым горевальщикам?
:) "Что им ещё было делать" Вопрос, по которому можно слишком долго топтаться :). Но не буду. Факт в том, что неудачные у Звезды пиарщики. А к обзорам стали относиться более внимательно, это да (к вопросу первых комментарием про "проплаченные").
возможно, сударь, вы срач
в комментах хотите начать?)
Они в первом тоже совершенно правы - хотят - посылают, а зордоки потом идут в Единорог за азулом - и тоже совершенно правы ;).
Послали в ж,потом подтерли,да что тут творится такое то)?
Так-то демагогия - это ваш комментарий!
Почитайте внимательно определение этого термина
А причём здесь Звезда? Обзор посвящён игре, а не конкретному издательству...
Это такой приём подленького вброса. Вычленяешь строчку из огромного текста. Типа придрался к тексту. Дописываешь как бы ненароком об издателе, все свои накопленные обиды)
Сколько раз на Тесере это проходили - обзор игры от МХ часто переходит в то, какие они бракоделы... Чем-то напомнило :)
Ну так они и правда бракоделы. =3
О! А я все ждал, когда в теме Азула мы будем говорить о браке от МХ или наклейках на Петрикоре?..