Как вы относитесь к истории? А что вы можете сказать об искажении исторических фактов, попытках переписать прошлое или взвалить вину всех бед и проблем своего народа на другое государство? А может и вовсе на режим одного человека, взявшего под свой единоличный контроль множество человеческих душ. Сколько вам известно подобных фактов? И не пытайтесь найти ответ. Вся информация по своей сути должна отвечать таким критериям как: объективность, своевременность и достоверность. Вряд ли можно совместить эти составляющие воедино. Поэтому давайте сразу же договоримся, что любые попытки превратить игру в политические дрязги между двумя или более государствами будем обсуждать совершенно в другом месте. А уж поверьте, плодородная почва для этих вещей подготовлена основательно. Но правда у каждого своя. И доказывать, что-то с пеной у рта сейчас бесполезно. В наших головах совершенно отличное друг от друга мировоззрение. А пытаться кого-то убедить в том, о чём по сути мы не знаем и 50 процентов, достаточно глупо и безрассудно. Так о чём это я? Сегодня мне хочется поговорить только об игровой механике и ностальгии, в которую я погрузился как только взял в руки эту картонную коробку… «Очередь»… Для детей из 80-х… Возраст 35+ рекомендуется!
Отличная коробка, офомленная под бандероль в мятой жёлтой бумаге... Сгущёнка прям на губах чувствуется...
Вся игровая партия делится на игровые дни (туры), каждый из которых на шесть определённых фаз (действий).
Давненько я не встречал такого удобства за такие деньги...
Вот и всё. Не будем вникать в нюансы игровых дней недели и особенности колод игроков. Просто занимайте очереди, грамотно используйте карточки действий, собирайте необходимые комбинации. А нюансы придут немного погодя, спустя одну партию, максимум. Просто и со вкусом. Хороший баланс…
Оформление и исполнение. Я редко бываю доволен качеством игровых компонентов. Ведь к сожалению, так или иначе, но производитель пытается получить хорошую прибыль, максимально сэкономив на материалах, а потребитель хочет приобрести за небольшие деньги продукт класса Люкс. Обычные рыночные взаимоотношения, обычные человеческие желания. Странно, но с этой игрой у меня у меня не было практически никаких конфликтов. Отличная дизайнерская задумка, приятное оформление и высокое качество игровых компонентов. И это не говоря о богатой комплектации, в которой даже место под органайзер нашлось… Конечно не обошлось без недостатков! Глянцевые карточки (это скорее для снижения себестоимости), неудачный размер игровых фишек, которые постоянно падают (хотя может у меня всё-таки руки кривые), сомнительные иллюстрации на картах (дело вкуса конечно), раскладное поле (при этом высокого качества). Но выглядит это скорее надуманными проблемами. В целом твёрдая 4!
Подготовка! И пиво из жёлтых бочек с широкими продавщицами!
Тематика. Отлично реализованная задумка, начиная от самой идеи и заканчивая готовым продуктом. Думаю, что механика создавалась под конкретно поставленную задачу. И с ней автор справился просто великолепно. Ведь не зря игра получила признание Института Национальной Памяти Польши (The Institute of National Remembrance) и стала практически народным достоянием страны. Но давайте попытаемся отбросить всю политическую составляющую, не будем углубляться в историческую справку и не станем забивать себе голову «лишней» информацией. Лично у меня не повернётся язык назвать игру образовательной. Вложив в цветную коробку учебник по математике, мы не сможем обучить ребёнка устному счёту, к тому же, если он не умеет читать… Да, игра хороша, да, я в восторге от этой атмосферы, да, я помню эти времена… Думаю, что на этом стоит закончить.
Да, мы любим аккуратно перекусить за игровым столом. Но это не наших бокалов дело! Оригинальное офрмление не перестаёт радовать!
Подготовка к игре. Разверните два модуля игрового поля, перемешайте игровые карточки и положите их на соответствующие места, расставьте согласно игровых правил деревянные фишки… Минут 10 у вас определённо уйдёт на подготовку к игре. Но всё это время можно посвятить воспоминаниям о былых временах, которые отпечатались в памяти навсегда… Хотя это ещё не раз вас коснётся на протяжении всей игры.
Вот мы и отправились за покупками...
Цена. В Польше стоимость игры составляет в среднем 100 злотых. По курсу на март 2016 года это 1800 рублей. Учитывая, богатую комплектацию и высокое качество игровых компонентов — цена просто отличная. В Америке и Канаде стоимость игры составляет около 30 долларов США. Немного дороже, но не стоит забывать про логистику. Говоря же о России… Мне в голову сразу приходит изречение одного из американских президентов, увековеченных на сто долларовой купюре (Бенджамин Франклин): «И прежде чем посоветоваться с прихотью, посоветуйтесь со своим кошельком.» Нет, я не к тому, что игра не стоит своих 1900 рублей — а это средняя цена в отечественном магазине. Как мне расценивать свои материальные возможности, если в одном магазине игра 2500, а в другом 1700? Недобросовестная конкуренция? Алчность некоторых предпринимателей? А сколько покупателей в результате пройдёт мимо, несмотря на то, что они будут являться целевой аудиторией? Поэтому следующее, что приходит на ум — «Живём один раз…» Выбирайте наиболее удобный для вас магазин, которому вы доверяете и вперёд… Лично я о потраченных деньгах совершенно не пожалел!
Господа, не толпитесь. Расходимся, господа. Завоз будет только завтра!
Правила. Порог вхождения в игру достаточно низкий. И это несмотря на то, что буклет правил состоит из 40 страниц. Большая его часть посвящена исторической справке. Остальное — а это несколько страниц — часто задаваемые вопросы и сами правила. Написано всё очень доступным языком, прилагаются иллюстрации со схемами. Вполне достаточно для понимания игрового процесса.
Механика. Перед вами игра, в которой с первого взгляда, вам нужно банально собрать набор из нескольких карточек, предусмотренных заданием. Но на деле всё оказывается не так просто. Десяток карточек действий, которыми распоряжаются игроки, вносят в игру дух соперничества и определённый уровень конфликтности. Да, да. Своими действиями вы сможете прямо влиять не только на достижение собственной цели, но на мешать оппоненту занять лидирующие позиции.
Электротовары нынче не в моде... Очередь на "чёрный" рынок растёт!
Влияние элемента случайности. В любой настольной игре, где присутствует карточная колода, будь то колодостроительный Доминион или банальный «Дурак» всегда речь будет идти о случае. Другое дело как игровые правила и дополнительные механизмы нивелируют этот процесс.
Уровень взаимодействия между игроками. Несмотря на то, что игра сводится к банальному набору комбинаций из игровых карточек, она не лишена серьёзного противостояния. Можно даже сказать, что она своего рода конфликтна. Разыгранные игроками карточки действия порой агрессивно влияют на игровую ситуацию. В зависимости от того как вы к этому относитесь, с юмором или со вселенской ненавистью к сопернику и будет зависеть ваша настроение. Любителям соперничества — рекомендуется.
Баланс. Наличие элемента случайности, в части розыгрыша карточек завоза, компенсируется наличием фишки спекулянта. Именно она позволяет игроку торговать в дальнейшем на рынке и «добирать» необходимые для него товары. Очень интересное решение, не позволяющее выключаться из игры, даже на время… Я уж не говорю о картах действий, которые переворачивают порой игру с ног на голову. Главное — правильное распоряжение имеющимися ресурсами.
Реиграбельность. Конечно вы вряд ли получите идентичный набор эндорфинов как после первой партии, но радость, игра определённо будет доставлять ещё долгое время. К сожалению, набор стартовых заданий ограничен максимальным количеством игроков. Поэтому разнообразия ожидать не стоит. Товар… По сути у вас в распоряжении будет только 60 карточек. Тоже не много, но всё же достаточно. В целом придётся продумывать свою тактику, основываясь только на карточках действий, которые выпадают в руку случайным образом (но при этом вы всегда знаете, что у вас остаётся в колоде на будущее).
Атмосфера. Возвращаясь к этому абзацу, хотелось бы напомнить, что атмосфера в каждой игре определяется отношением участника ко всему игровому процессу в целом. Если вы негативно настроены против игры, то вряд ли удастся вас убедить, что перед вами космический корабль, который вы пытаетесь захватить. Здесь никаких исключений. Не зная всех прелестей того времени, вы сможете оценить только игровую механику и не более того. Если же вам от 30 лет… И вы были одним из жителей советского пространства… Сто процентов вспомните кильку в томате и чай в металлической банке…
И да, возможна ситуация, когда грузовики закончат завозить товары. Вначале это пугает, но потом мы вспоминаем о санкциях. Всё в норме. Теперь вообще ничего нет!
Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Игра достаточно динамична. Напомню, что игровая партия длится не более 60 минут при игре максимальным составом. Механика интуитивно понятна и совершенно не перегружена лишними действиями. Поэтому ожидание собственного хода будет утомительным лишь для самых нетерпеливых, которые хотят поскорее исполнить задуманное… Вот правда и перевернуться может всё крайне стремительно…
Оптимальный игровой состав. Очевидно, что при игре вдвоём игра полностью потеряет свой шарм и очарование. Возможно интерес сохранится в течении первых трёх ходов, когда на игровом поле будут появляться новые карточки: сгущёнка, торшер, мешок картошки и так далее. Но как только ностальгия пройдёт, станет очевидно, что противоборство в нескольких очередях между двумя игроками выглядит надуманным и глупым. Другое дело, когда в игру вступает максимальное количество игроков.
Пока все увлеклись отметками в своих списках покупок, кто-то уже победил. Собираемся...
Информативная загруженность компонентов. Ничего лишнего! И этим всё сказано. Уж простите за краткость… Но больше всего конечно же радуется юмор… «Бритва — для него и для неё», «Туалетная бумага — ждёшь гостей — вешай рулон, убирай газетку» и так далее. Слава Богу, сейчас это вызывает улыбку. Раньше, это были реалии и настоящая гуманитарная катастрофа.
Игровое пространство. По сути игровое пространство будет полностью определяться размерами игрового поля. Ну, и прибавьте по пару сантиметров с каждой стороны, чтобы игроки могли выкладывать свои покупки. Ах, да, для бокала вина не забудьте местечко оставить. Каждый переживает по-своему…
Начнём с банальностей, а именно, что же в игре хорошего, а, что не очень… Мнение конечно же субъективное, но я постарался выделить общие нюансы, не зависящие от моих личных предпочтений.
Плюсы или положительные стороны:
Недостатки или отрицательные стороны:
Резюме: думаю, что это идеальная игра, которая поможет вовлечь в мир настольных игр всех, кому больше 35 и кто помнит эти времена. Хорошая атмосфера, качественные игровые компоненты, приемлемая цена. Здесь вы найдёте всё, что вам необходимо. В игре есть место и случайности и управлению ею. Вы не поверите, но даже блефу найдётся применение. Одинаковый набор карточек действий позволяет вводить в заблуждение соперников и реализовывать долгоиграющие планы. Лично мне это пришлось по вкусу… Отличная игра, если не заострять своё внимание на политической составляющей разработчиков… Никуда от этого не деться.
Конечно самая первая партия вызвала просто бурю эмоций и воспоминаний. Карточки действий «Критика властей», «Связи в обкоме партии», «Товар из под прилавка» и прочее. Шикарные товары типа «Банка сгущёнки», «Стенка для гостиной», «Торшер»… Раньше всё это было в каждом доме… и не было шведской ИКЕА или супермаркетов. Но какой смысл сравнивать? Так и последующие партии, глупо проводить аналогии с первым впечатлением. Главное процесс, а не его разнообразие. Ведь никто не мешает создать другие дополнения… хотя разнообразия в ассортименте всё-таки не хватает.
Всем детям возрастом 32+ игра крайне понравилась. Ностальгия однако… Ребёнку 12 лет механика пришлась по душе. Интересное взаимодействие, возможность напакостить сопернику. Но вот ощущений того времени он естественно не получил. А это крайне важная составляющая в этой игре. Но что самое главное — никто, повторюсь ещё раз — НИКТО — не говорил о политике. Да, было трудно, было страшно и времена были голодными. Но главное — это то, что мы выросли, мы выжили и всё в наших руках, чтобы не допустить повторения подобной ситуации. Игра на твёрдую пятёрку. Пробуйте и наслаждайтесь игровым процессом…
(С более подробным отчётом по традиции вы можете ознакомиться по ссылке)
> Как вы относитесь к истории? А что вы можете сказать об искажении исторических фактов, попытках переписать прошлое или взвалить вину всех бед и проблем своего народа на другое государство?
Сколько инсинуаций... Может прокатить для тех кто не читал исходную предысторию из правил.
А в предыстории вполне себе нормальный взгляд на советские реалии без прикрас. Разве что с небольшой скидкой на то, что действительно особой любви поляки к русским не испытывают. После акта Молотова-Рибентропа с чего бы это, да?
К слову сказать нелюбовь эта взялось не с Советов, а чуть раньше...на несколько веков
Сусанина простить не могут :)
С учетом того, что поляков в войске было 1/4. Остальные литвино-беларусы.
Без обид, но современная "патриотическая" беларуская историческая литература с тезисами об Ольгерде как великом беларуском полководце лично меня очень...смущают)))
да не, Паш, учебник по истории Беларуси. Простой обычный школьный учебник
Печалька в том, что большую часть учебников по истории можно смело спускать в унитаз. Я потерял всякое доверие к изложенному в них.
"Массовая история" - это давно уже не наука, а инструмент формирования необходимых взглядов, эксплуатирующий чувство личной и коллективной гордости.
Остается дождаться, когда изобретут машину времени=) Тогда и узнаем правду-матку
Нам и тогда скажут, что это не та правда, которой достойны потомки.
PS Очень удобно неблагополучных странах раздувать ксенофобию (война это мир и так далее)
Скажут, что это неправильная машина времени-фальшивка, сфабрикованная в Польше?=) Может быть.
Но события 2000-годичной давности я бы все-таки проверил;)
Можно подумать, вы их читали :)
А, ну, раз в учебнике написано, то это ж 100 % правда.
расскажи мне еще, как вы с поляками воевали=) обожаю эти истории
Мы? Могу вспомнить Тухачевского)))
Мне кажется, во всех постсоветских республиках, в поисках некой идентичности, идёт мифологизация истории. Это в равной степени относится и к РФ, и к Беларуси, и к Украине.
Если вспомнить, что границы Литовского княжества заканчивались у Можайска (или вроде того), а Тула была ордынской территорией, то о каких нациях мы говорим на тот момент?
Альянс и Ордп, не?
Естественно, что каждая сторона тянет одеяло на себя (у нас сейчас модно перефразировать российский лозунг в иной - Вiльнянаша). Не без этого. Но если не самоидентифицироваться, то я вообще боюсь за будущее. И хоть я и не жил 200, 300, 600 лет назад, но ориентируюсь все же по своим книгам
Я в этой связи всегда вспоминаю Швейцарию с тремя языками.
Цитата из правил:
"С сожалением сообщаем,
что у впечатлительных игроков игра
ввиду затронутой в ней темы может
вызывать негативные эмоции.
В редких случаях были отмечены
слезы бессилия, зубовный скрежет
и приступы бескорыстной вредности.
Авторы не несут ответственности
за ненадлежащее использование
игры."
Браво!
А мы вот тут, играя в Five Tribes - красных миплов комиссарами называем.
Политческую близорукость нам пришить? Или подрыв веры в славное прошлое?
P.S.
Учитывая то, что в детстве/юношестве комиссары были любимыми кино/книго-героями. Что сделаешь — стаж.
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой...
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
* аккомпанирует на гитаре *
я и подпеть могу тихонько, слова помню... да и фильм
А что врут учёные мракобесы и не воевали мы с поляками?
#дидываивали
Витиевато как! А что это значит?
Это все сурковская пропаганда
Поляков понять можно- с запада на восток идут- им пинка, с востока на запад- опять им попадает....
Это вы о каком историческом этапе??
За всю их историю :)
вы, наверно, плохо знаете историю Польши
честно? вообще не знаю, да и не интересна она мне. :)
двойка по истории, проходите мимо
Легко! :)
Да вот прям с начала XVIII века.
Учитывая, что то этого РП была одним из крупнейших государств, а в том самом 18в. прекратила своё существование, то вряд ли можно говорить, что поляки всю историю огребали ото всех (Россия-Московия тоже не всегда ходила в победителях)
Ну, вот можно сейчас мне что-то напомнить, но по-моему с момента объединения Речи она не сказать, что вела крупные войны. Татары, московиты, ну да и всё.
Опять-таки словосочетание "прекратило своё существование" как бы символизирует ::)
Матчасть бы подтянули, прежде чем "актом Молотова-Риббентропа" козырять.
Да ладно вам.. Молотов-Риббентроп - это неполживо и пафосно. А если матчасть подтягивать - то можно узнать про раздел Чехословакии, Морскую и колониальную лигу и еще много чего, что Институт национальной памяти вряд ли одобрит. Народу не нужны нездоровые сенсации
Недавно наш посол в Варшаве напомнил о том, как поляки поучаствовали с немцами в разделе Чехии. Удивительно, сами поляки отреагировали на слова совсем не так, как учать реагировать нас. «С сожалением сообщаем, что у впечатлительных игроков игра ввиду затронутой в ней темы может вызывать негативные эмоции. В редких случаях были отмечены слезы бессилия, зубовный скрежет и приступы бескорыстной вредности», так сказать…
http://www.imageup.ru/img93/2384970/140a8b7cd00d29e8663bdc334e2dfa61.jpg.html
«…действительно особой любви поляки к русским не испытывают. После акта Молотова-Рибентропа с чего бы это, да?»??? Ни одного километра польской земли русским не отошло. Часть польских земель забрали себе украинцы, закрепив это Волынью, часть забрали белорусы. Кто же виноват? Конечно, русские. Может выдвигаются территориальные претензии к Украине или Белоруссии? Нет. То есть закрыт вопрос. Отдали – забыли. Так к нам-то тогда какие претензии? Или крест снимите, или трусы оденьте. Или ясно скажите украинцам и белорусам, что это всё ваше, или заканчивайте шарманку с молотовымриббентропом.
О, расскажите, какие земли отошли к Беларуси от Польши. Заодно интересно узнать, кто отдал Белосток и забрал Смоленск
Фуфуфу, с детства насмотрелся. Как можно делать игру, которая способна вызывать в игроках возрастом 30+ негативные воспоминания... Вообще странно.
Акт Молотова-Риббентропа? Какой пьесы?
Мне вот интересно, а как по поводу бумаг подписных фон Нейратом и поляками. Как они там Чехословакию делили, какие у них были притязания на "версальские" территории, на северную территорию Литвы..... Я вот как-то думаю о своем доме и если мы границу соприкосновения с потенциальным врагом отодвинули в его сторону ..... Короче как всегда глупости, Орго разъяснит...
Разъясняю:
Казалось бы, безобидное название: "актовый зал"...
Ах вы еще и на баяне...
Отвлекаясь от реальности и погружаясь в грёзы, я предпочитаю строить города и покорять галактики, на худой конец сражаться с драконами в подземельях, а не стоять в очередях за колбасой.
+
Часто стоять за колбасой получается куда веселее, чем строить города..
Безусловно.
Но всё же я предпочту весело строить город или валить дракона, нежели весело стоять в очереди.
Зато супер-реализм и симуляция, не то, что всякие драконы!
Я в реализм играю всё остальное время.
А я не играю, я в нём живу. Поэтому иногда интересно и поиграть в него, что бы реализовать неосуществлённые стратегии.
Жуть. Сочувствую.
Пугающее заявление, с учётом того, что ты варгеймер! ::)
Звучит, как приговор.
Варгеймеры. Создали диванные войска ещё до изобретения интернета!
Это лучше, чем воевать.
Что пугающего? Я живу в реальности. Быть одновременно врачом, учёным, строителем, торговцем я не могу. Я реализую эти стратегии в играх. С варгеймами то же самое: я не могу попасть на поле сражения при Ватерлоо, хотя оно было в реальности, а варгеймы дают мне такую возможность.
+100500!
Если задуматься, то большая часть ресурсного евро - это "стоять за колбасой".
А так игрушка конечно скорее не на поиграть, а на поностальгировать + задуматься о прошлом.
На всю преамбулу на тему "правда у каждого своя" хочется сыграть карту под названием "Жест Козакевича" из другой игры ИНП - "ЗнайЗнак". Это я исключительно про настольные игры, а не про логику, историю, ностальгию и т.п.