Оценка пользователей
8.7633
Оценить:
-

Войны Ктулху. Построй свой Р'льех из черных коробок

 

 

Войны Ктулху. Построй свой Р’льех из черных коробок, изображение №1
 

                                                                             

Для тех, кому нужно объяснять, кто такой Ктулху и, кто такой Лавкрафт, мы ничего здесь не приготовили. Пацаны с Юггота передают семак.

                                                                             

Есть такой дядька, Сэнди Питерсен. У него в жизни есть две страсти – создавать крутые игры и задерживать их рассылку на годы и годы. Его любят за первое, ненавидят за второе, но потом все равно любят, ведь игры у него, гад дэйм, классные. И самая яркая из них, вы, думаю, согласитесь со мной – это Cthulhu wars ака Войны Ктулху. Это визитная карточка, это Альфа и Омега Сэнди. Не думаю, что он создаст еще что-то такое, что затмит его большое и черное детище. Впрочем, о еще одной его игре мы здесь скажем.

                                                                                                                                                             

Я встретился с коробенью Войн Ктулху впервые года три назад, где-то так. И я был скорее озадачен. Здоровенные цветные миньки, планшетка и шесть плашек – казалось, что это реально коробка с игрушками и больше ничего. Почему я играю за зло? То есть, везде мы сражаемся против монстров, а тут мы и сами уроды, и бьемся против таких же уродов. Я совершенно не понял прикол игры в первой партии. То ли здесь нужно монстров вызывать и сражаться, то ли врата копить, то ли гримуары открывать... И казалось – ну открыл ты плашку, ну вызвал монстра, ну кинул кубики. И всё?

                                                                             

Тогда мне куда больше зашел старший товарищ «Хаос в старом мире». Там мы тоже руководим всякой нечестью, но там было куда больше атмосферы и событий. Долгое время я с удивлением читал отзывы о том, что Войны Ктулху – это такая прям крутая игра, такая она, понимаешь, асимметричная и вариативная. Где она, эта крутая игра?

                                                                             

Войны Ктулху. Построй свой Р’льех из черных коробок, изображение №2
 

                                                                             

Заметно позже я засел за Ктулху более осознанно, намереваясь понять его мрачный Дзен. И игра раскрылась в дуэльном варианте. Когда у меня было больше времени на то, чтобы разобраться, как и что работает. Процесс пошел! И тут я узрел, святые Говард и Филипс, какая это большая игра и как тут много всего классного.

                                                                             

По моим наблюдениям, Ктулху ворс действительно способен произвести не то начальное впечатление на игрока, если тот не готов вникнуть в процесс. И да, пожалуй, если вы предпочитаете комплексные евры – Ктулху не перестанет казаться чем-то не тем. Так вот, это игра, в которую нужно понастолить вдумчиво и несколько раз. Чтобы понять, что одна и та же фракция может играть по-разному, от партии к партии. И каждая другая фракция играет всегда по-своему.

                                                                             

Немного о принципах игры

                                                                             

У нас есть планшетка со свойствами войск и шестью заданиями, которые открывают нам шесть способностей и путь к победе. У фракции есть центральная уникальная способность и уникальное свойство Древнего. А когда ты видишь, насколько это всё разное у каждой фракции – наступает просветление и ты становишься преданным культистом. Хотя, вначале, наверное, может наступить еще и растерянность – мало того, что нужно понять, как быть самому, но ведь и свойства других нужно помнить. И если ты сел сразу играть вчетвером или впятером – может и голова лопнуть (и полезут оттуда щупальцы, щупальцы!). Здесь у бывалых будет заметное преимущество перед новичком. Потому что у каждой стороны есть свои нюансы и приколы, нужно понять, как они работают.

                                                                             

Оружие наше – кубики?

                                                                             

Здесь хитрость Сэнди. На первый взгляд, наша задача состоит в том, чтобы вызывать монстров и долбить друг друга кубами. Но на самом деле экономика наша – культисты и врата. Да, некоторым фракциям нужно бить других, но вообще это игра скорее про экосистему, где каждый занят чем-то своим и по-своему. Бить друг друга мы будем, но это только часть игры, что парадоксально и неожиданно. И сами кубы – они могут вообще не дать результат. Налетая на врага мощными тварями, ты можешь еще и сам ответить. То есть, кубы дают рандом, но они редко решают исход событий и исход игры. Потому что победные очки мы получаем за врата и за всякие свои свойства, а еще – можем тянуть их из специального мешочка.

                                                                             

Войны Ктулху. Построй свой Р’льех из черных коробок, изображение №3
 

                                                                             

Что в игре прекрасно:

                                                                             

  1. Из организационных моментов – максимально быстрая подготовка к игре и минимальное количество компонентов. Положили карту, дали каждому планшетку и гримуары с миньками, начали играть. Это, между прочим, прекрасно!                                                                              
  1. Правила, хоть не без нюансов, но рассказать можно быстро. Да, в первой партии, скорее всего, вы наделаете ошибок, но все равно вы сыграете и, очень может быть, получите удовольствие от самого процесса исследования своей фракции.                                                                              
  1. Глупо говорить о внешнем виде этой игры, да? Всё красиво, всего много, всё большое, всё шикарно. В дизайне игры живет часть чуда этого проекта – что здесь, что в Глоранте – уникальная атмосфера, уникальный художественный стиль.                                                                              
  1. Чем больше играешь, тем больше открываешь для себя. После каждой партии думаешь, а как можно было поступить еще, какие гримуары и в какой момент открыть. Хочется теперь поиграть за вот этих, а потом за тех, а потом опять за этих.                                                                              
  1. Асимметрия – это о Войнах Ктулху. Здесь она есть, о да. И асимметрия настолько лорная! Ктулху, всплывающий из глубин, Король в желтом, сеющий безумие по всему миру, Йог Сотот, сам являющийся вратами и ключом…                                                                              
  1. Если у вас есть деньги и вам их не жалко – Сэнди наклепал просто гору контента. Фракции, нейтральные войска, нейтральные боги. При этом, к чести мастера, все эти допы работают. Нет чего-то такого, что кажется просто отжимом денег из фанатов. И каждый допчик расширяет одну и ту же игру максимально изящно, без лишних гор карт и прочих мелочей.                                                                              
  1. Хорошо играется и в дуэльном режиме, с интересным нюансом – теперь победные очки мы получаем в том числе за убийство вражеских монстров. Впрочем, не каждая фракция вполне раскроется в дуэли.                                                                                                                                                          
  1. Играется быстро. Впятером можно сыграть, не спеша, часа за три. Но можно даже и быстрее. И партии не могут затягиваться, их не может механически затягивать другой участник, ибо все получают победные очки и двигаются только вперед, к победе. Перетягиваний каната здесь не будет.                                                                                                                                                          
  1. В игре есть над чем подумать, но крыша не горит. Этим мне нравятся и Глоранта, и Ктулху – они как-то мягко идут, вам не приходится сжигать всю оперативную память процессора.                                                                              
  1. Играть будет интересно и тем, кто любит посчитать, и тем, кто этого не любит. Конечно, победит тот, кто считал, если ему не пробьют сбоку, но шансы есть не только у них, ведь тут и кубы, и жетончики с рандомными (1-3 очка, тянем взакрытую) очками, и уникальные фокусы фракций. При этом рандом, я бы сказал, особенно с опытом, перестанет вас напрягать, и вам не будет казаться, что его слишком много.                                                                                                                                                          
Войны Ктулху. Построй свой Р’льех из черных коробок, изображение №4
 

                                                                             

Относительные минусы:

                                                                             

  1. Первый и самый очевидный минус, я бы даже сказал, что он единственный – стоимость. Вернее, стоимость всего. Если брать только базу, то нынче любая настолка с миньками стоит либо как база Ктулху, либо незначительно дешевле. Но вот если брать Ктулху с допчиками, а вам захочется допчиков… Вот тогда уже держись, тут тысяч 50 намотается очень быстр, и это совсем не предел. С другой стороны, что я вам рассказываю, это же кикстартерная игра. Только Ктулху – это еще и отличная кикстартерная игра, проверенная временем и постоянно обогащаемая автором. И это не та игра, которая надоедает после пяти партий.                                                                              
  1. Не всегда, особенно на первых порах, удается прогнозировать, когда закончится партия. Она нередко заканчивается внезапно для некоторых игроков. Это может обескуражить.                                                                              
  1. Задания некоторых фракций нужно выполнить в подходящий момент, иначе потом вы с ними намучаетесь. Например, Виндволкеру стоит засыпать и перехватывать жетон первого игрока в начале партии, пока другие еще не могут ему навредить. Это не жесткое правило, просто в дальнейшем у вас может не остаться времени для некоторых заданий. Ктулху имеет смысл, опять же, вызвать пораньше, как и Хастура. Можно играть и от других стратегий. Моя мысль в том, что некоторые особенности фракции вы просто не успеете выполнить, а это обидно. С другой стороны – уже на втором кругу вы, скорее всего, не станете повторять свою ошибку.                                                                              
  1. Коробки занимают много места в помещении. Но это, опять же, нормально для кикстартера. При желании можно даже базовую коробку переоборудовать так, чтобы туда помещалось куда больше добра. Транспортировать напряжно. Если вы вдруг пешком идете в клуб – много не утянете.                                                                                                                                                          
  1. Чисто субъективное – нет какой-то жизни на карте мира, каких-то NPC. Мы как бы сражаемся в пустоте. Как мы влияем на мир? Да, вроде бы, никак. Не хватаете наглых сыщиков и всяких там ребят, которые противостояли бы всему нашему злу. В «Хаосе в старом мире» и события, и всякие людишки на поле есть. Но, с другой стороны, случайные события больно бьют по балансу, а это любят не все. Да, есть альтернативные карты, где присутствуют npc-монстры, но это не совсем то. Хотелось бы увидеть типа независимую сторону добра. Или хотя бы, как мы реально разрушаем землю своим пробуждением. Этот момент можно частично взять из допчика с картой Шаггай.                                                                                                                                                          
  1. Было бы круто заполучить планшет с углублениями на шкале энергии, ибо пупырка под это дело так и норовит уехать на соседнюю цифру.                                                                                                                                                          
  1. Войны Ктулху – живая игра, комьюнити и автор постоянно что-то там обсуждают и допиливают. Это плюс для игры, но для компонентов – минус. Придется что-то допечатывать, клеить и так далее. Не очень часто, но это есть. Например, исправленная планшетка Черной Козы. Мы, купившие новый тираж у Фабрики, получили ее, а те, кто вписался в предыдущий предзаказ, вынуждены клеить стикеры. Кого-то сам факт изменений в игре может бесить.                                                                              
  1. Как уже говорил – первые партии таят много сюрпризов, особенно если вы играете с опытными. Ты не знал, а у меня вот такая есть способность, ты забыл, а я вот здесь могу так. То есть, вначале вы, скорее всего, будете внезапно получать леща. Или побежите кому-то раздавать, когда нужно было сидеть и копить.                                                                                                                                                          
Войны Ктулху. Построй свой Р’льех из черных коробок, изображение №5
 

                                                                             

Посравниваем

                                                                             

В сравнении с моим любимым Анхом у Ктулху есть шикарное преимущество – очень быстрый сэтап. В остальном этих монстров трудно сравнивать, очень уж они разные. В Ктулху каждая фракция имеет свой набор способностей, который не меняется, в то время как в Анхе у вас одна способность божества, а остальное вы покупаете по своему выбору. Впрочем, если взять нейтральные гримуары из дополнения с Азатотом, фракции Ктулху тоже становятся открытыми для модификаций. Плюс нейтральные монстры – в обеих играх вносят что-то новое. Обе игры – гибриды евро и ареа.                                                                              

А вот еще Глоранта (Glorantha) – младший брать (или сестра?) Ктулху. В сущности, Сэнди взял основу Ктулху и переработал ее. При этом получилась другая игра. Система похожа, но процесс другой. Глоранта мне нравится, но есть у нее ряд проблем:                                                                              

  1. Она не масштабируется. Играем втроем или вчетвером. Можно больше, если есть доп. фракции. В игре всегда должна присутствовать фракция Хаоса.                                                                              
  1. Незнакомый и очень специфический мир игры. В Ктулху мы всех уже давно знаем. А если не знаем – ну, это такие вот монстры из параллельных миров.                                                                              
  1. Все эти взлеты на небеса и спуски в ад одновременно и прикольные и, как кажется, лишние, нагружают правила.                                                                                                                                                          
  1. Механики… По ощущениям, в Глоранте фракции не так плотно скрежещут друг о друга в процессе игры, как в Ктулху. В Войнах все друг на друга влияют, каждая новая фракция восхищает тем, как переворачивает некоторые или все правила, как она задает жару другим. В Глоранте это есть, но как-то меньше.                                                                                                                                                          
  1. Главный минус – пойди и найди к Глоранте допчики, да еще по нормальной цене. К ней Сэнди наклепал немало всякого, что интересно попробовать, но в РФ никто Глорантой не занимается.                                                                              

Мой вердикт – Ктулху, все же, более брутален, в него Сэнди вложил больше души. Ну и, когда у вас есть шкаф с Войнами, не думаю, что вам сильно нужен еще один шкаф с похожей игрой. Впрочем, от партии в Глоранту я бы отказываться не стал никогда, она тоже очень хороша.                                                                              

Войны Ктулху. Построй свой Р’льех из черных коробок, изображение №6
 

                                                                             

Кровь и ярость, Кемет?

                                                                             

В Кемете вы собираете свойства своей фракции на рынке. Сами настраиваете свой движок. Но в сущности здесь есть две стратегии – наступательная и оборонительная. Кемет – это шикарная заруба. Да, тоже есть, что посчитать, но вообще это игра про сражения. Ктулху – не совсем, а для некоторых фракций – совсем не про это. И как бы вы не крутили свойства в Кемет, они все равно не достигают такой эпичности, такого разнообразия как свойства в Войнах. Вообще Кем я очень люблю.                                                                              

Кровь и ярость – здесь мы тоже собираем движок сами, но уже не с рынка, а из драфта. То есть, выбирать будем из того, что успели натащить и что будет адекватно раскладу сил на поле. Кровь и ярость, по замечаниям некоторых игроков – это секретное евро, прячущееся за боевками. Люблю эту игру. Но, пожалуй, с Ктулху здесь крайне мало общего, они почти не пересекаются.                                                                              

Восходящее солнце – меньше всего я играл в нее. Для меня она очень уж душная, в том смысле, что каждый игрок играет как бы за всех. С Ктулху общего крайне мало.                                                                              

Все вышеперечисленные игры по сути военные, без столкновений вы там мало что можете сделать. В Ктулху можно целую партию провести, сидя на краю карты, еще и выиграть.                                                                              

Хаос в старом мире – духовный отец Ктулхувоза, в этом не возникает никаких сомнений. На мой взгляд, Хаос и сегодня играется замечательно. Здесь каждая фракция вообще занимается своим дело и получает победные очки за своё. Чем же она может уступить Ктулху? Наверное, вариативностью и более линейным процессом. Впрочем, карты событий и эффектов этот процесс разнообразят. Главное – Ктулху развивается до сих пор, а Хаос давно уже заброшен Лэнгом. Войны кажутся более современными, более интерактивными и вариативными. Но Хаос, замечу, тоже хорош.                                                                              

Войны Ктулху. Построй свой Р’льех из черных коробок, изображение №7
 

                                                                             

Киклады – наверное, сравнить особо и нечего. Туда и Иниш.                                                                              

Root (Корни) – хитроумный Рут, замечу, обладает куда большим объемом рандома – кубы, карты. Да, если говорить об асимметрии, то Ктулху и Рут могут встретиться в этом сравнении. Да, издалека они чем-то похожи и могут нравиться одной и той же аудитории. Хотя, в Рут каждая фракция делает вообще что-то своё. В Ктулху – у нас есть отличия, но экономика более-менее одинаковая.                                                                              

Вначале я не собирался упоминать Серп, но потом подумал – а ведь что-то, издалека, наверное, есть. Серп тоже вначале кажется игрой про строительство роботов и отправку их в бой. А потом выясняется, что можно сидеть себе, плодить крестьян и за партию сразиться разок или два. В Ктулху это есть, и сами сражения дают вам очки только через индивидуальные задания фракции, но не сами по себе (если не брать правила дуэльного режима).                                                                                                                                                          

Сумерки империи – очень и очень разные, но есть один нюанс, который вспоминаю из Сумерек, играя в Ктулху. Как и в Сумерках, вам стоит окружать своих мега-монстров шайками монстров поменьше, чтобы никакой Люк Скайуокер и его сумеречный аналог не влетел вам в дымоход. Потому как всего одного куба со значением смерти достаточно, чтобы ваш Древний отлетел обратно в мир иной. А один куб может выкинуть кто угодно. Поэтому, таскаем с собой мелких, чтобы кидать урон на них. В остальном же сравнивать здесь нечего. Сумерки – гигантские по времени и по масштабам, Ктулху, хоть внешне больше – куда компактнее во всех направлениях.                                                                              

Если говорить о том, что вышеобозначенные игры – лучшие представители жанра, то Ктулху Ворс я бы просто поставил в тот же ряд. Они вес чемпионы. Мои фавориты – Анх и Ктулху, если кому интересно.                                                                              

Войны Ктулху. Построй свой Р’льех из черных коробок, изображение №8
 

                                                                             

Нужны дополнения?

                                                                             

В базе четыре фракции. За каждую можно играть и играть, открывая разные маневры. База самодостаточна и способна на многое. Но жадность и любопытство не позволят вам долго сидеть с ней наедине. И тогда вы нырнете в бездну дополнений, стараясь понять, чего ухватить в первую очередь.                                                                              

На сегодняшний день есть семь официальных дополнительных фракций в отдельных коробках, одна фракция-кроссовер с Planet Apocalypse (миньки брать из коробки Апокалипсиса) и какие-то фанатские придумки (которые, возможно, тоже стоят внимания). Кроме фракций можно купить наборы нейтральных монстров, нейтральных Древних, альтернативные карты мира и еще всякой приятной мелочи.                                                                                                                                                          

Как и другие докладчики, я бы рекомендовал для начала брать новые фракции. Где-то две коробочки для начала. Каждая из них – это новая часть экосистемы на поле, новое исследование, новые нюансы для всех остальных фракций. То есть теперь БАМ, и из ваших родных врат вылезают приспешники Йог-Сотота или БАМ, Виндволкер проваливается в сон, забрав на следующий раунд всю неизрасходованную энергию, БАМ, и с неба падают кошки или врата Демона Султана крушат ваши собственные.                                                                                                                                                          

Войны Ктулху. Построй свой Р’льех из черных коробок, изображение №9
 

                                                                                                                                                                                                                                     

Потом рекомендуют брать нейтральных монстров и богов. Монстров будем вызывать в фазе Судьбы, оплачивая победными очками. Да, они разнообразят игру, но по моим ощущениям, куда интереснее меняют ход дел альтернативные карты. Тогда как монстра кто-то купил, а кто-то нет – новая карта всех обязывает играть по-новому. Мной опробованы карты Шаггай, Библиотека Целано, Юггот. Говорят, что на новых картах страдает баланс, у некоторых фракций появляется преимущество. Возможно это и так, пока не замечал. Но карты определенно меняют игровой опыт, поэтому, на них стоит обратить внимание. Библиотека Целано, например, восхищает и новой атмосферой, и новыми возможностями. Из всех опробованных, она кажется самой безумной. Однако, Юггот дает сразу три новые механики, которые, опять же, можно взять в оборот. Размножение культистов в пробирках – это мощно. Шаггай – интересные связи локаций, взрывающиеся аля-Кровь и Ярость местности. Море веселья!                                                                                                                                                          

Нейтральные гримуары из Азатота – я ими пока не овладел, но они, опять же, переворачивают систему с ног на голову и позволяют вам сыграть по-новому уже полюбившимися фракциями.                                                                              

Да, еще все в один голос рекомендуют брать высших жрецов. И это верно, высшие добавляют очень коварные возможности. Вы и энергию ими гребете, и можете в любой момент вернуться в игру с двумя единицами энергии, что раньше было немыслимо. Еще можно скачать и напечатать уникальные способности высших жрецов, что еще раз освежит процесс.                                                                              

Но вначале поиграйте просто в базу. Насладитесь ее масштабом, он там очень даже заметный. И потом вводите жрецов и фракции, и снова наслаждайтесь. Быть может вам уже ничего и не нужно добавлять. А если нужно – то потихоньку нейтралов. Если замешивать всё и сразу, будет много хаоса и перегруза.                                                                                                                                                          

Войны Ктулху. Построй свой Р’льех из черных коробок, изображение №10
 

                                                                             

Мой топ дополнительных фракций:

                                                                             

(Я не математик и не гроссмейстер Ктулху Ворса, мой топ основан только на вкусе и ощущениях)                                                                              

  1. Меня очень интригуют Предтечи (забавно, но Древние – это как раз они, переводя буквально слово Ancients). Они другие. Они договариваются, строят соборы на чужих локациях, у них сразу есть сильные монстры, но нет и не будет исконного Древнего (можно нанять нейтрального!). И двигаются они любопытно, и знаки древних умеют собирать по-своему. Переносятся в любую точку карты. И просто сама эта загадочная раса дает свою супер-атмосферу. Говорят, что они слабы и неинтересны, но мое мнение иное.                                                                                                                                                          
  1. Султан Демонов – новая звезда на кровавом небосклоне. Начинает вне карты, с минимумом силы. Но вы можете появиться где угодно своими культистами! А если вас не будут трогать, вы поднимаете три штуки Древних. Очень интересно все это проворачивать, но нужно иметь в виду, что игра в Ктулху прерывается подчас внезапно, и вы рискуете слишком увлечься развитием и накоплением. С Султаном легко заиграться в ферму. Еще у вас и уникальные врата будут, на которых можно кататься, и гримуары будут закрываться, а потом снова открываться. В общем, Султан вначале пугает своей головоломностью и непонятностью, но один раз откатав за него – хочется еще!                                                                                                                                                          
  1. Ключи и Врата (Открывающий путь) – интересные ребята, умеющие выходить из чужих врат, улучшать монстров после боя. Йог и сам врата. Я бы его советовал брать одним из первых среди новых фракций, потому что он заметно и неожиданно меняет экосистему.                                                                              
  1. Оседлавший ветер (Ветроход?)) – сильная военная организация, буквально сразу виден большой потенциал по всем направлениям. Он у многих в топах, и я понимаю, почему.                                                                              

Бубастис видел один раз на поле. Она реально взрывает старт игры. Обычно как – разбегаемся культистами, ставим врата. Теперь так не получится, ведь коты сыпаться прямо с неба и могут жрать наших работников, еще не защищенных монстрами. У этой фракции нет врат, нет культистов, победные очки и энергию она получает по-своему. Сам я за нее пока не играл, поэтому трудно высказать однозначное мнение. Интересно. Как всегда – интересно!                                                                                                                                                                                                                                      

Чо-Чо – могут просто сидеть где-то и накачивать себя энергией и знаками. Как кажется, если эту фракцию не бить – она превращается и в нехилую военную организацию, становится вообще какой-то непобедимой. После партии я подумал, что Чо не моё, но потом, придя домой, стал придумывать, а чего бы еще ими сделать, и понял, что мы с Уббо еще поработаем.                                                                                                                                                                                                                                       

Из классики – пока, пожалуй, распробовал Козу и Желтого.                                                                                                                                                                                                                                       

Вообще я готов играть за любую фракцию, нет в этой настолке таких, с которыми будет скучно. И под каждый стиль игры подберется своя. Кроме того, за каждую фракцию вы, можете играть по-разному, разве что, например, Желтому знаку странно не пользоваться распространением скверны, а Чо-Чо прокруткой высших жрецов и так далее. Экосистема живая, поэтому каждый раз вам придется сталкиваться с новыми коллизиями и решать, как вам быть. Можно играть и вообще мимо логики собственной фракции, тут гарантий меньше, но шансы все равно есть.                                                                              

Войны Ктулху. Построй свой Р’льех из черных коробок, изображение №11
 

                                                                             

Резюмирую

                                                                             

Войны Ктулху – игра просто шикарная и для меня явно стоит в ряду лучших представителей своего жанра. Она не нагружает, не перегревает мозги, она всегда дает возможность посидеть и с интересом покрутить какие-то свои гипотезы. Она сравнительно быстрая или даже весьма быстрая, особенно если все сыграли по разу-два. За нее можно усадить самый широкий круг игроков: контрольщиков, еврунов, молодых и юных, гиков и будущих гиков. После партии хочется еще партию – иногда за тех же, иногда за других, а потом уже вернуться к тем, за которых хочется сыграть точно так же или по-новому. Это и детский восторг от больших игрушек, и погружение в мир Лавкрафта, и умная, разнообразная игровая система. Обязательно попробуйте сыграть! И да пребудет с вами благодать Каркозы.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
krug написал полтора года назад: # скрыть ответы

Игра про апокалипсис и уничтоженное человечество. И этот нарратив ни как не обыгрывается. Где геноцид, и ядерная зима, тонущие континенты... Конец света просто покупается за энергию, это что такое? Сенди Питерсон с его неуёмной фантазией похоже просто не участвовал в разработке этой игры. Всё следы Сенди, что я смог обнаружить оказались на задней стороне планшетов.

marom написал полтора года назад: # скрыть ответы

я так понял, игра не про конец света, а про схватку за право устроить "правильный" конец света по мнению фракции-победителя, который непосредственно наступит после партии. При этом каждая фракция невольно и тематично подходит к этому по-своему, что напрямую заложено в ее ачивках, которые обязательны для победы. Например, желтый повелитель мертвецов вряд ли выиграет до того, как превратит весь мир в большой могильник. Или бог йотунов - если не пройдется зимним штормом от полюса до полюса. Или Ктулху - не заполонив большинство океанов своими глубоководными.
Нарратив прописан самими механиками.

krug написал полтора года назад: #

В этом и мой вопрос, что это ни где не прописано. Теперь то прочитав ваш комментарий на Тесере я могу плодить глубокововодных и осквернять континенты понимая, что я делаю, а не просто механически передвигать жетоны и фигурки.

Chmonya написал полтора года назад: #

Всё там обыгрывается, просто из игры не стали городить огород, а сделали отлично работающую систему, которая уже разменяла первй десяток и по сей день здравствует

GeniusGray написал полтора года назад: # скрыть ответы
Второй тираж

Интересно, а косяки первого тиража Фабрика исправила в новом тираже? Кто-нибудь проверял?
Козу вон отредактировали, но это эррата от автора. А вот именно ошибки Хастура и Ктулху?

maximka написал полтора года назад: #

Здравствуйте. В последнем тираже исправили.

Chmonya написал полтора года назад: # скрыть ответы
+

Многие думают, что это какой-то разорви-пасть амери с горой кубов и тупым игровым процессом, однако на самом деле ВК весьма тонкая и умная игра, дизайн которой опередил время, если так призадуматься.

seal написал полтора года назад: # скрыть ответы

Все так и есть, очень точно о ней - "разорви-пасть амери с горой кубов итд". Свою коробку разложил пару раз и продал. А вот насчет дизайна соглашусь, он ГРАНДИОЗНЫЙ. Все стараются делать красивый дизайн, а здесь сделали упор на дизайн который удивит. В грандиозно большой и грандиозно черной коробке лежит грандиозно толстый картон(ни в одной игре не видел жетоны из такого толстого картона) и грандиозно большие миньки, все вместе это создает особое и очень правильное настроение. Ни одно фото, ни одно видео не передаст того как игра выглядит на столе - это правда. С точки зрения игры, это просто хорошая игра. Представте себе... если убрать этот дизайн, миньки превратить в картонные стендики, картон сделать 1мм, как обычно, игра потеряет все свое обаяние и волшебство.

Chmonya написал полтора года назад: # скрыть ответы

>>>Все так и есть, очень точно о ней - "разорви-пасть амери с горой кубов итд".

Боюсь нет, мой друг, игра как минимум гибрид - очень многие вещи в ней детермнированы и считаемы, а боёв может быть не так и много за партию.
И говорил я в первую очередь о геймдизайне)

seal написал полтора года назад: # скрыть ответы

На гебрид она не тянет. Именно почти полное отсутствие евро в этой игре и опечалило меня. Для меня даже, мною не любимый Кемет более предпочтителен тк в нем больше евро

Chmonya написал полтора года назад: #

Тянет, да ещё как - детерминированность действий, сильная ресурсная зависимость движка, драться как правило неприятно/не всегда выгодно (в целом), ну и есть в принципе расы, которые играют в чистый менеджмент энергии.

marom написал полтора года назад: #

поиграйте за желтых или розовых. очень евровые фракции. вообще там фракции кто во что горазд - не зашла одна, может зайти другая.

Chmonya написал полтора года назад: # скрыть ответы

Ну и про то, что бубет, если игру сделать меньше, то в механиках мало что поменяется, а они отличные.

Я бы даже провел сравнение с Дюной (евро) и сказал бы, что игра большей суммы её составляющих получилась.

seal написал полтора года назад: #

У меня так-же есть Войны Ктулху Дуэль, по механике это те же яйца только в профиль отсутствие волшебного дизайна к сожалению сильно ощущается. А ее популярность в обществе сильно ниже, что подтверждает мои слова