Всем привет! Давненько у нас не было Магии на просторах Тесеры? Ходили опасения, что картонный Magic изживёт себя за время карантина, а игроки переберутся в онлайн. Но нет, пока держимся! Уж слишком много сил и средств вложено в эти цветные календарики. А раз бумажная магия живее всех живых, я подготовил для вас рассказ об одном из самых важных и противоречивых факторов её долголетия: Reserved List.
Наша история начинается в далеком 1995 году. Magic набирает обороты, и многие игроки "открывают" для себя коллекционную составляющую. Обмениваться картами и следить за ценами на вторичном рынке оказывается прикольнее, чем собственно играть. Дела идут в гору, пока в июле 95 на головы любителей картонной магии не сваливается издание Chronicles.
К тому моменту Magic мог похвастаться условно четырьмя (Alpha + Beta Limited Edition, Unlimited 2nd Edition, Revised 3rd Edition, 4th Edition) базовыми изданиями и пятью (Arabian Nights, Antiquities, Legends, The Dark, Fallen Empires) тематическими расширениями. Тиражи были не слишком большими, поэтому крутые карты были в дефиците. Сейчас в это сложно поверить, но в те времена Wizards of the Coast решили пойти навстречу игрокам и просто допечатать хороших карт. Так родилась идея Chronicles - этакого сборника "Greatest Hits 94", в который вошли бы добротные и дефицитные карты того времени. Так получилось, что более половины Chronicles - это переиздания карт из Legends, прекрасного сета, который к середине 95 года был полностью раскуплен. Вторую половину Chronicles составили карты из Arabian Nights, Antiquities и The Dark, в то время как карты Fallen Empires и 4th Edition были доступны на рынке и не требовали переиздания.
И что же вы думаете? Игроки оценили проявленную о них заботу? Написали "спасибо" в Twitter, или что там им заменяло Twitter в 95 году? Может быть кто-то приехал лично пожать руку Биллу Роузу, вице-президенту отдела разработки? Как бы ни так! На Визардов обрушился шквал критики от игроков, чьи коллекции карт в одночасье подешевели в несколько раз. Боже, критика - это ещё мягко сказано. Редкие карты, гревшие душу спекулянтам, вдруг стали доступны всем желающим. Более того, тираж Chronicles был настолько большим, что с перебором покрывал спрос на карточки. Счастье привалило всем, почти даром, и кое-кто ушёл очень обиженным.
Визарды, конечно, всё понимали. Во-первых, они специально оставили за бортом Chronicles самые-самые крутые карты. Во-вторых, карты Chronicles были изданы в белой рамке, в то время как карты-оригиналы издавались в чёрной. Эти меры должны были защитить коллекционную стоимость оригиналов. Впрочем, довольно быстро выяснилось, что игрокам плевать на цвет рамки. Если "белая" версия карты в два раза дешевле "чёрной", простые игроки купят белую, а черные будут никому не нужны. Люди, вложившие хорошие деньги в оригинальные издания, почувствовали себя в таком раскладе слегка обманутыми.
Слева - оригинальная карта из Antiquities (6$). Справа - карта из Chronicles (1$). Голосуйте, так сказать, рублём ...
Казалось бы, да и фиг с ними? Увы, нет. Законы природы таковы, что негатив всегда громче и заметнее позитива. Простые игроки радовались тихо, в то время как коллекционеры расстраивались очень громко, на каждом углу и двадцать четыре часа в сутки. И нет ничего удивительного в том, что Визарды услышали именно последних. "Окей", сказали они. "Мы понимаем вашу боль и не хотим, чтобы ваши коллекции превращались в тыкву. Давайте так: мы набросаем список карт, которые никогда больше не будут переизданы. Вы сможете вбухать в них свои сбережения и чахнуть над ними, как Кощей над златом. И будете уверены - никакие Chronicles II не обрушат их цену ниже плинтуса". Как вы уже догадались, этот список неприкасаемых карт получил название "Reserved List" (также используется сокращение "RL").
Идея, прямо скажем, противоречивая. С одной стороны, RL - это прогиб под интересы крикливого меньшинства. В 2020 этим уже никого не удивишь, но для 1995 это было новаторство. С другой стороны, люди стали охотнее тратиться на Магию - ведь карточки, как хорошее вино, дорожают со временем. Именно вторичный рынок позволяет Magic оставаться на плаву, в то время как модные LCG закрываются после пары-тройки дополнений ...
Вернёмся, впрочем, к истории. Изначально Reserved List выглядел так:
По задумке Reserved List должен был постоянно пополняться картами новых изданий. При выпуске нового сета около 75% редких карт вносилось в этот список, вынуждая игроков раскупать карты, пока они есть в наличии. Цены на старые выпуски, само собой, улетали в открытый космос.
В начале нулевых стало очевидно, что катастрофа неизбежна. Политика добавления карт в Reserved List стала вызывать негодование со стороны обычных игроков. Люди, знаете ли, хотели играть в Magic, а не заниматься инвестициями. Опасаясь массового ухода, Визарды оперативно переобулись и обновили правила добавления карт в список. Сошлись на следующем:
За этими изменениями (принятыми кстати в 2002 году) последовало 8 лет относительного спокойствия. В 2010 Визарды анонсировали набор Phyrexia vs Coalition, в котором бдительные коллекционеры разглядели карту из Reserved List. Как же так?
Тот самый набор. "Гидралиск" слева - это на самом деле "Phyrexian Negator", печально известный репринт из Reserved List. Справа - могучий маг Урза, центральный персонаж лора Magic.
Дело вот в чём. Изначальная формулировка правил Reserved List гласила, что эти карты не будут переизданы в обычном исполнении. Однако, Визарды оставляют за собой право переиздавать эти карты в премиум исполнении. Что имеется ввиду под "премиум" исполнением, никто особо не уточнял. Карты из RL периодически издавались в виде судейских промо: фойловые и с изменённой иллюстрацией, что в принципе сходило за "премиум". Но набор Phyrexia vs Coalition на "премиум" явно не тянул - он был доступен всем желающим за вполне демократичную цену. Более того, Визарды не ограничились одним набором. Следующий анонс (набор From the Vault: Relics) также содержал карты из Reserved List. Инвесторы ощутили неприятное жжение в районе поясницы и потребовали объяснений: что же всё-таки считать премиум, а что нет?
Набор From the Vault: Relics. Целых четыре (!) карты из Reserved List, разумеется премиум.
Визарды поспешили объясниться: идея насчёт "премиум" была с самого начала мутной, давайте от неё откажемся. Вам будет спокойнее, а мы как-нибудь переживём. Соответствующий апдейт правил Reserved List был опубликован 18 марта 2010 года. Продукты, анонсированные к этому моменту, будут продаваться без изменений, но в будущем карт из RL мы больше не увидим. Ни "премиум", ни "элитных", ни "бизнес-класса". Reserved List станет reserved окончательно и бесповоротно.
В таком виде он и существует по сей день. В список успело попасть 572 карты разной степени паршивости. Сразу хочу оговориться: Reserved List - это не только раритеты категории А+ (Black Lotus, Timetwister, Ancestral Recall, оцениваются в несколько тысяч долларов в зависимости от состояния). Это ещё и знаменитые "двойные" земли, лежащие в каждой Legacy колоде (Tropical Island, Taiga, Tundra, можно сторговаться баксов за триста). А ещё в Reserved List входит куча барахла, которое вы смело найдете за пару-тройку долларов, просто потому, что эти карты никому не нужны. Так что, девушки, если ваш парень говорит, что коллекционирует карты из RL ... Лучше уточнить, какие именно. Возможно он вовсе не миллионер.
Карты из Reserved List. Слева направо: 5000$, 500$ и 5$.
Поскольку RL содержит карты по 99 год включительно, проблема стоимости касается игроков "Legacy", "Vintage" и "Commander". Про "Винтаж" можно смело сказать, что он существует только в теории, а вот "Легаси" и "Командир" довольно популярны. Спрос на RL постоянно растёт, а предложение - нет. Значит, растёт цена. Приятно видеть, что школьная теория работает в жизни. Неприятно только, что она бьёт по твоему кошельку.
"Но постойте!", обязательно вскрикнет кто-нибудь из читателей. "Есть идея! Давайте всех обманем. Издадим карты, которые будет делать то же самое, а называться по-другому! Не Tropical Island, а Subtropical Island. Это же не противоречит политике Reserved List?" Противоречит. Визарды чётко указали, что не будут издавать как сами карты, так и их функциональные аналоги. Фактически, политика защищает игровой дизайн карты, а не конкретное название.
"Ладно", не унимается читатель. "Другой финт. Изменим карты функционально, но чуть-чуть, чтобы это не сказалось на игре. Скажем, такие же двойные земли, но со свойством Fading. Что мешает Визардам издать такие земли?" Такие умники, уверяю вас, всплывают в любой дискуссии про RL. Они не понимают главного: что мешает Визардам просто переиздать карты из RL? Список - это не закон, не заповедь, не что-то вырубленное в граните. Просто обещание, которое к тому же неоднократно пересматривалось. Риски от нарушения политики RL сугубо репутационные. То же самое и с этими вашими идеями. Издать-то можно, но пацаны на районе не поймут.
Fork (Reserved List) и Reverberate (хлам за полтора бакса). Можно ли говорить, что это функционально разные карты?
"Но прецеденты уже были! Вот Fork, а вот переизданный Reverberate. Это одна и та же карта! Где эти ваши пацаны на районе? Где эти ваши репутационные потери?". Минутку, друзья, не стоит путать Fork с Tropical Island. Репринт Fork не обрушил цену на него, а знаете почему? То, что мертво, умереть не может! (кто-нибудь ещё вспоминает Игру Престолов сейчас?) Люди не инвестируют в Fork реальные деньги и не выстраиваются за ним в очередь "на поиграть". С Tropical Island такой трюк не прокатит.
Периодически всплывает ещё один вариант: давайте забаним RL в полном составе. Понятное дело, речь идёт не о "Legacy" и "Vintage" (которые строятся на картах из RL), а о "Commander". В "Командире" это имеет смысл - формат останется жизнеспособным и, возможно, привлечёт ещё больше игроков. Но есть нюанс: многие карты из RL нужны именно в "командире". Бан резко сократит спрос, а стало быть и стоимость этих карт. В каком-то смысле это равносильно переизданию: в обоих случаях владельцы карт окажутся в пролёте ...
На этом, пожалуй, можно и закончить. Вопрос о роли Reserved List в экономике Magic довольно сложный, но я надеюсь, было интересно. Играйте в Магию, инвестируйте в нужные карты или просто обходите ККИ стороной :) Решать вам. Спасибо за внимание и до новых встреч!
Забавно, через неделю после моей, на mtggoldfish вышла аналогичная статья с разбором истории Reserved List. Не знаю, читает ли Сет Вотерман Тесеру, но совпадение довольно необычное =)
https://www.mtggoldfish.com/articles/the-reserved-list-its-history-its-future-and-the-foil-loophole
Слушайте, а вот эти "особо ценные" карты (не из списка, а просто ценные для составления колод).
Их Визарды специально делают в меньшем количестве изначально подогревая всю эту "экономику"?
Или просто они всем нужны, поэтому ценные?
Ну блестящие и особо редкие карты - понятно.
Редкость карт так работает, да: мифики редко попадаются, и нужны не все из них. Но которые нужны - нужны всем.
Имеет место комбинация этих двух проблем. На самые ценные карты большой спрос и маленькое предложение.
Можно привести примеры карт, которые всем нужны, но их навалом (например, базовые земли). Можно найти карты, которые редкие, но никому не нужны (например, хлам 15-летней давности). В обоих случаях цена будет невысокой.
То есть, LCG менее популярны, потому что людям дали то, чего они хотели? Иронично. Желание играть + желание трейдить = высокие продажи/популярность? Как-то пока что для меня неочевидно. Я бы сказал, что турнирная поддержка решает прежде всего, разве есть у кого-то ещё такая же, как у Magic-а, не в ней ли дело?
Турнирная поддержка - это важный фактор формирования спроса на карточки. Ваш клуб проводит турнирчик по пятницам -> вы хотите туда придти -> вам нужна колода -> вы идёте покупать карты. И тут-то начинается вторая игра. Вы мониторите предложения от продавцов, ищете скидки, стараетесь купить перспективные карты "на опережение", пока не взлетела цена. Так что, в Magic вы получаете две игры по цене одной: одну фентезийную и одну экономическую.
Теперь немного о LCG. С выходом новых карт растут затраты, как на LCG, так и на CCG. Но стоимость вашей коллекции растёт только в случае с CCG. Все мои Android: Netrunner, Doomtown: Reloaded и Warhammer: Conquest на данный момент не стоят особо ничего. Их можно продать на барахолке по цене Б\У игры, но смысла в этом особо нет. Чего не скажешь о моей Magic-коллекции ... Поэтому я не мог сказать с уверенностью, что "LCG дали людям то, чего они хотели"
По поводу нетраннера, я бы не торопился с выводами: там даже делюксы стали стоить х2) Хотя, это, конечно, не идет ни в какое сравнение с Mox Diamond в FTV:Relics.
А вот делюксов у меня как раз и нету. Два корсета и пригоршня дата-паков только =)
игры должны быть играми, а не инвестициями.
Почему? Разве не прикольно, когда у твоих инвестиций есть ещё и комбы, мана-стоимость, метагейм?
я покупаю игры, чтобы играть, а не чтобы потом продать.
Так никто же не заставляет продавать =) Большинство игроков просто играют, а про экономику узнают тогда, когда вскрывают в подарочном бустере карту, которая стоит вдвое больше всей их коллекции ...
Проблема только в том, что когда они узнают про экономику, то сталкиваются с тем самым меньшинством, которое отравляет (в некотором роде) им игру.
А "вскрывают в подарочном бустере карту, которая стоит вдвое больше всей их коллекции" – это для меня звучит как развод для подростков, как казино. Я на раннем этапе увлечение MtG тоже впечатлялся этой возможностью, но...
С другой стороны, как не странно, я совершенно нормально отношусь к людям которые серьёзно увлечены MtG, пусть даже для них в приоритете трейд. Даже с некоторой завистью, что они умеют выделять жизненные ресурсы на своё большое увлечение. У меня вот не получается.
Но я абсолютно уверен, что несмотря на то, что MtG уже не один десяток лет приносит радость огромному числу людей и огромные доходы издателю – это уже не та "душевная" магия, которой она могла бы стать, как "Колонизаторы" или "Каркассон". Мне бы было о-о-очень интересно посмотреть на мир, в котором развитие получила не победившая модель распространения (ККИ), а именно LCG (или нечто подобное). Но это фантастика.
Да, это уже не 97-98 год, когда можно было выменять Лотос на карту с красивой картинкой...
Экономика - это бонус Magic, а не обязательная составляющая. Я, например, не имею к продаже карт никакого отношения, хотя периодически мониторю аукционы и приобретаю карты, на которые по моему мнению выгодная цена.
Нет ничего предосудительного в том, чтобы купить преконы "коммандер 2020" и кайфовать с друзьями в "душевном" режиме.
Но вы же покупаете карту не для игры, а именно что инвестируете в эту картонную валюту. В этом нет ничего плохого ровно до тех пор, пока этот аспект MtG не пересекается с самой игрой, механика которой завязана на составлении колод, для которых необходимы определённые карточки, которые приходится покупать "из под полы", "играя" ещё и во "вторую версию" мэджика - собери их всех. А многие этого не хотят. Но понятно, что это их проблемы - не хотите, ищите другую игру. Как, собственно, многие и делают. А другие остаются. И все счастливы. =)
Неоднократно слышал мнение, что "хочешь играть в Magic - изволь тратиться на топовые карты", и в корне с ним не согласен. Это верно, только если вы целитесь на турниры уровня Гран При. Если вы играете казуально, изредка выбираясь в клуб (таких, кстати, большинство), то вам нет смысла вылизывать колоду. Всегда можно найти колоду подешевле, либо заменить дорогие карты на бюджетные аналоги.
Я, кстати, совершенно не инвестор и покупаю карты исключительно для игры =)
Мне просто интересно.
Неужели по вашему мнению львиная доля популярности МТГ заключается вот в этой экономической игре?)
Я-то думал, что как раз наоборот, вот эта экономическая игра является следствием того, что МТГ популярен.
Более точно, я считаю что живучесть Magic определяется экономической составляющей. А популярность - это следствие того, что Визарды неплохо зарабатывают и могут вкладываться в маркетинг, поддержку, девелопмент и всё прочее.
Кстати, интересный мысленный эксперимент: а что случится, если MtG внезапно перейдёт в режим LCG, и не будет (не появится) того, кто займёт её старую нишу? То есть, вот внезапно решит мир так перевернуться с ног на голову - что тогда случится с MtG, останется ли она столь же популярна, если по-вашему её живучесть зиждется на экономической составляющей? Что выйдет на первый план в турнирных карточных играх, что определит их популярность в новом мире?
Перейдёт в режим LCG в том смысле, что начнёт выпускаться только в виде "датапаков" с фиксированным набором карт?
Ну, из очевидных последствий, мы потеряем пререлизы (на которых играется силед) и драфты. Многие игроки принципиально играют только драфты, они отвалятся первыми.
Далее отвалятся трейдеры, поскольку трейдить будет нечего. Датапаки будут продаваться в обычных настольных магазинах.
Далее отвалятся сайты, специализирующиеся на торговле отдельными картами. Зачем нам starcity, если всё продаётся на coolstuff?
Исчезнут адепты "budget magic", которые принципиально собирают деки из говна и палок. Само понятие budget будет неприменимо, раз уж все карты стоят одинаково. Из-за доступности карт будет легче заниматься нетдекингом, всё-таки сейчас стоимость карт останавливает многих казуалов.
Оставшаяся часть комьюнити будет поддерживать игру на плаву какое-то время, пока доходы Визардов не сократятся окончательно.
Гадание на кофейной гуще, конечно :)
Да, в виде "датапаков". Да, представим такую ситуацию, что экономически визарды не пострадают – условно издателям не нужно будет бороться на экономическом поприще, а нужно лишь выпускать хорошую игру (вот такой вот радужный мир).
1. Что будет мешать делать драфты как, например, в Ashes, с ограниченным (рандомным) пулом карт?
2. Ну, туда им и дорога, пусть отваливаются эти трейдеры и трейдят чем-нибудь другим, более прибыльным.
3. Туда же. Мы про игру, а не про торговлю.
4. Куда же исчезнут эти адепты, если можно вводить миллионы новых форматов, основываясь на имеющейся базе карт? Почему не играть таким же мусором из датапаков?
Идея и вопрос в чём: что мешает издателю издавать MtG (или любую другую подобную игру) в идеальном для игроков формате, если не экономическая составляющая? Визарды прикармливают трейдеров только потому, что они являются огромной частью организма популярности игры?
Вот появились LCG - почему они умирают через какое-то время? Приток финансов иссякает по какой-то причине? Игроков больше интересует модель ККИ, так как там есть трейд?
Понятное дело, говорю как ярый приверженец "культа игра, а не трейда" и очень абстрактно. Мне просто интересно какой бы была "идеальная игра" в идеальном мире.
Эта дискуссия разрослась настолько, что её впору оформить в виде отдельной статьи :) предлагаю вам выступить на стороне сил добра (в защиту LCG), а я буду соответственно за империю (напишу часть в поддержку CCG).
Огромные прибыли от экономической модели Магии позволяют игре иметь сильную турнирную поддержку. А это значит регулярные выпуски, призы, метагейм, медиаконтент и т.д. Почти в каждом городе можно найти хоть и маленькое, но сообщество по Магии. Если это не поддерживать регулярными вливаниями денег, то поток новых игроков иссякнет, старые постепенно уйдут, и игра будет медленно чахнуть.
Сейчас мой любимый формат в Магии — куб драфт. Это как раз собранный дома ограниченный набор карт с бесконечной реиграбельностью. Благо у друзей есть и куб и компания. Либо бустер драфт, если деньги водятся :)
Сколь бы я не любил Нетраннер, игроков найти было все сложнее, а сейчас и вовсе нереально. И бешеная скорость выпуска датапаков все равно свелась к тому, что за актуальными картами было не угнаться, и порог входа только рос. А вдвоем с одним и тем же человеком играть в итоге приелось. Таким играм нужен пул игроков, и вся эта движуха с турнирами и промо-картами чтобы поддерживать разнообразие. Магия может себе это позволить. Игры поменьше нет.
И Магия и Нетраннер для меня игры 10/10, но в обоих случаях текущая ситуация меня по-разному печалит. Из-за этого постепенно перешел с коллекционок на традиционные коробочные игры. Ну и потому что ненавижу спекулянтов и искусственный дефицит.
Тогда это просто разный подход. Мне вот в голову не приходит, как обесценится мой нетраннер и пять колец, я беру их и играю, потому что они интересные. Именно поэтому когда-то забил на магию, так как хотел играть, а не выискивать и перекупать у спекулянтов (можно назвать их "теми, кому интересна вторая составляющая ККИ - трнйдерами) нужные мне карточки.
Если же сразу подходить к игре (любой настольной) как к инвестиции... ну, не знаю что тут сказать. Это уже не игра, а валюта какая-то. Зачем это делать в игре, когда можно заняться какими-то более серьёзным инвестициям.
Понятно, что даже покупая условный Доминионом, человек осознаёт, что он всегда сможете его продать. Пусть не за 2.000 руб., а, например, за 1.000 руб., но уж точно у него в голове не возникает хитрая схема, как играя на рынке он сможет впарить эту кооочень за условные 15.000.
В общем, посыл прост - игры для игр, а инвестиции, практически напрямую вплетаемые в игровой процесс, это мягко говоря лишнее.
Тут все связано очень сильно между собой. Я вот не соглашусь с SadSido и мне как раз кажется, что LCG дали людям то чего они хотели. Просто это не означает, что в таком виде эти игры интересны издателям и магазинам на длинной дистанции. Если людям дают то, что они хотят - они быстро останавливаются. На казуальном уровне большинство игроков могли купить корсет и все. Это на подсознательном уровне другой опыт по сравнению с ККИ: потому что корсет - "полноценный" продукт, а стартер - нет. На соревновательном уровне, LCG выходили неудобными, но все же дешевле и практичней большинства ККИ игр. Все-таки на средней дистанции за условные 300 баксов ты получал все колоды для турнира на выбор, а не одну-две. Но главная беда не в деньгах, а в том, что не все готовы тратить свое время на игру с турнирной поддержкой в США/европе, но которая, возможно, закроется через пару лет - и я думаю, что время и усилия на вникание в тонкости игры на соревновательном уровне гораздо важнее денег, ведь LCG можно продать и после закрытия потеряв в худшем случае половину стоимости, а в лучшем выйти в небольшой плюс даже в РФ.
Но для издателя никаких проблем закрывать игры не оправдывающие ожиданий или выпускать новые редакции не было. Магазинам без разницы что продавать, но с LCG всегда были проблемы со слишком большим количеством наименований, которые не раскупались со скоростью бустеров, я не знаю как локал гейм сторы с этим справлялись - подозреваю, что всех спасал онлайн ритейл, ведь подобная система распространения (без рарок) в 90-е почти похоронила компанию Five Rings Publishing со всеми ее тайтлами (типа колец и думтаунда). У ККИ бывают неудачные выпуски, но время их жизни на полках ограничено (и их все равно покупают ради инвестиций).
А что касается желания покупать/трейдить, тут помимо RL можно погуглить Secret Lair Drop Series, Double Masters Premium Booster, да и даже простецкие Ultimate Masters, которые стоят ОЧЕНЬ дорого, а продаются довольно быстро - это легкие деньги на переизданиях старых карт в эксклюзивных версиях, которые в LCG не пытались реализовывать, скорее всего, потому что публике это было просто не нужно. Сторонние продукты в LCG это драфт паки, карты в которых можно было разве что на рукоделие всякое пускать. Если у издателя нет никакой ответственности перед игроками за будующее игры, как можно покупать премиальные продукты?)
Ну и ФФГ долгое время никак не эволюционировали в плане своей модели распространения. По сути качественный скачек это как раз выход карточного УА, но это уже не соревновательная игра. Да и выход Star Wars Destiny в виде ККИ довольно показателен как по мне.
Несмотря на то, что комментарий начинается со слов "не соглашусь с SadSido", я в принципе со всем согласен =)
Мой поинт в том, что LCG - это не эволюция CCG, а параллельная ветвь развития. Не лучше и не хуже, просто другая. Сейчас ещё Keyforge впрягся, ещё одна модель распространения. Но вовлечённость людей в CCG больше за счёт экономической составляющей, и это их конкурентное преимущество. Отсюда уже и высокая стоимость, и турнирная поддержка, и спекуляции на всяких Secret Lair и Collectors' Boosters.
А, я криво прочитал фразу: "Поэтому я не мог сказать с уверенностью, что "LCG дали людям то, чего они хотели""+)
Я бы сказал, что LCG это форк от ККИ, который действительно пошел развиваться независимо. Кое-где у них пересечения бывают, но сейчас это именно разные ветви. Ну и кмк LCG играм сильно не везло с издателями.
У LCG издатель был один - FFG.
ну а кто издавал LCG кроме них еще?
Это же они этот термин и придумали.
Ну с названием Living Card Game, конечно, могли издавать только FFG, они ж зарегистрировали его. А если фактически, то были еще прецеденты: AEG/Pinebox с Doomtown, Plaid Hat с Ashes, Upperdeck c Vs. System 2.0.
А что такого качественного нового было в модели выпуска карточного УА?
Она просто становится намного более понятной, если применяется к сюжетным играм. В худшем случае для КУА ты покупаешь 2 базы и у тебя уже полноценная игра на 3 сценария, а все остальное докупается по мере прохождения просто по порядку. Для соревновательных игр, если играть не на кухне, закуп начинается с базы х3 и каких-то паков (для каждой фракции своих). Покупка паков по 12 долларов ради 3х карт из каждого инклюдед.
Ровно это было и в карточном Властелине колец. Эксперименты с новой жки моделью они начали с пяти колец, а в кооперативном поле с марвела. Возможно и карточный УА поменяется вслед за ним.
А что такого экспериментального было в кольцах?
Вроде всё то же, что и раньше
Первое, это Premium Expansions - некие коробки не связанные циклами.
Второе, попытки запустить мету иначе чем она стартовала в других жки, чуть ли не в первую неделю вывалили сразу весь первый цикл.
Я не играл в Lotr LCG, но насколько помню, там колоды можно составлять из любых имеющихся в наличии карт, поэтому игра больше про декбилдинг. Ну и кампания не так связана сюжетно как в КУА. Поэтому я обычно КУА привожу в пример, а не властелина - оно как будто допилено.
Если под экспериментами ты подразумеваешь полную базу в марвеле и клан паки в кольцах, то это такие себе эксперименты, если честно.
Какие бы ни были, это уже лучше, чем просто клепать из год в год делюкс+чпаки, и через 4-5 лет закрывать игру или делать новую редакцию.
Ну будет дальше цикл + премиум экспанш каждый год - не вижу особой разницы, если честно.
А про BLM-запрещённые карты будет текст? :)
Да, планирую =) Хотя тема уже практически сошла на нет в мтг-комьюити ...
Ну и хорошо, тем меньше нездорового хайпа ::)
вот читаю, и старый пират во мне, не купивший ни одной лицензионной игры для пк за всю жизнь, прям орет, какие же чмошники люди, вкладывающие огромные деньги в простые картонки, которые можно так легко напечатать на принтере...
а потом я вспоминаю, сколько бабла потратил на настолки с миньками...
Всё понимаю, но почему "чмошники"? Во-первых, это не простые картонки, на них есть спрос. Во-вторых, эти люди небезосновательно верят, что со временем картонки будут стоить ещё дороже.
Ну, как бы есть коллекционирование и коллекционирование, есть люди, которые покупают, например, фигурки супергероев и играют с ними, ставят в разные позы, фоткают их, ставят на полочку и т.п., а есть люди, которые покупают эти фигурки и не вынимают из упаковки дабы они не потеряли в цене. И вот не знаю почему, но таких коллекционеров-инвесторов я презираю.
Вот есть условный очень богатый человек, скупающий произведения искусства в качестве инвестиций и хранящий их в сейфах. При этом ему плевать на художественную ценность или полное отсутствие оной у этих произведений. Просто вложения. Этакий Доктор Зло. Это уже карикатурный персонаж в каком-то смысле.
И есть условный совсем не богатый задрот, инвестирующий в карточки МТГ и тоже хранящий их в сейфе. Это уже Мини Ми. Гротескная карликовая пародия на Доктора Зло.
Честно говоря, не вижу никакого зла в том, что люди что-то покупают и распоряжаются этим по своему усмотрению. Плохо, когда редкий коллекционный тираж сразу оседает в руках спекулянтов, минуя свободный рынок, но в Magic такого вроде бы не наблюдается. За action-фигурки не поручусь ...