Оценка пользователей
8.9330
Оценить:
-
-AdRiver-

Terra Mystica. Торговцы и Мореплаватели

время: 22 января 2010

Несколько лет назад, слово Терра Мистика вызывала у меня ассоциации "ужас как сложно и ужас как долго". Тем не менее, эта игра меня манила и интриговала своими землями, словно какая-то Атлантида, Нарния или королевство Амбера...Коробка пролежала почти год без особого движения, и первая партия была кисловатой (на двоих), но потом... Звуки горнов, барабанов, шипенье лавы, доносящиеся из пробуждали мой интерес и азарт познать стратегию развития расами этой карты. Сейчас, когда каждая новая евроигра выходит со средним чеком игры 2,5-4 часа, и сложностью правилам, не менее 3,2-3,5: Терра мистика неожидано выходит вперед из собрания моих игр и новинок, подтверждая свой титул как игры надолго и всерьез.

Речь пойдет о недавнем дополнении к ней: Terra Mystica. Merchants of the Seas. Поскольку русифицированные правила отсутствуют на данный момент, приглашаются в комментарии игроки, имеющие опыт игры и трактовки правил). Поможем друг другу.

UPD. Приношу извинения всем за сломанные изображения и благодарность людям, указавших на ошибки в комментариях)).

Терра Мистика. Полное собрание сочинений. 


О качестве

Настоящем, немецком. У меня все издания немецкие. Но...перфекционистов и людей, различающих спектр черного в 60 оттенках просим играть с завязанными глазами и ртом. Что-то отличается по цвету (планшеты), по качеству картона (более матовая поверхность а не к глянцевому), дерево...наверное топором вырубали некторые Верфи. Но я, как человек обрадованный приобретением допа до повышения доллара, расстраиваться не стал. 

 

О дополнении

Ниже приведу компоненты и их функции:

1. Каналы. Позволяют переплывать торговым кораблям участки суши. Дают доступ через тупиковые заливы к иным гексам.

2. Верфь. Новое здание аналогичное Святилищу или Крепости. Повзоляет нанимать Корабль в фазу дохода и продвинуться однократно по треку навигации. При постройке корабля игрок должен решить, куда он помещает Корабль: на тайл с Верфью или же Доком (Складом).

3. Док. Жетон, который игрок выкладывает после размещения своих стартовых домов. С этого гекса устанавливается возможность устанавливать торговые корабли (при покупке или получении бонуса, дохода).

4. Корабль. По сути передвижной юнит, позволяющий выполнить на в ход игрока одно из трех:

4.1. Торговать (передвинуть корабль на граничащий гекс другого игрока со зданием. Получить бонус, указанный на памятке за здание и убрать корабль снова в запас. Владелец здания получает силу в номинале здания) 

4.2. Строить. Уберите корабль в запас и бесплатно постройте дом на гексе вашей "родной земли"

4.3. Террафиромировать. Терраформируйте гексы, граничащие с кораблем за соответсвтующую стоимость. Корабль в запас не убирается. Вы можете это сделать, даже за пределами навигации.

Словом, все логично. Плывет этакая большая экспедиция с какой-то миссией. Торговой или переселенческой...выполняет ее и все.

Каждый Торговец желает знать, как получить доход.

5. Двусторонние планшеты. К планшетам. Установите слева от основного. Все, что вы можете сделать по сути, указано на них. Вверху в рамке - постоянный бонус. Например, аурены начинают уже имея один ключ (получаемый в стандартных условиях при строительстве города). Далее - два особых действия (одинаковы для всех по сути).

5.1- Передвинуть корабль по воде на значение навигации. вы можете отдать 1 силу из 3-й чаши за 1 дополнительное продвижение на 1 гекс (только одно)

5.2. Построить корабль за рабочих и золото.

5.3. Особые свойства Верфи (ничего нового)

5.4. Изображение расы. Чтобы было понятно вам, чем и за кого играете))).

6. Торговые маркеры. При выполнении действия 4.1. торговый маркер подкладывается под здание, с которым торговали. Теперь тут нам не рады будут, нужно будет торговать со зданиями и фракциями, где наших торговых маркеров нет.

7. Новые жетоны раундов. Использование базовых вам не нужно. Действуют те же правила при размещении их на поле. Жетоны с бонусными Лопатами на 5 и 6 раундах необходимо поменять.

8. Жетоны усилителей раунда. тут все просто. Можете тусовать с базовыми, заменив из колоды только жетон с получением 4 ПО за крепость, святилище на 4 ПО за крепость, святилище, верфь.

9. Торговцы. Пешеходный юнит. Только для факиров и гномов, так как первые летают на ковре, последние - роют туннели. Здесь для меня не все так просто. В комплекте имеются два жетона для этих рас (серый и желтый фон соответственно), на который устанавливаются два маркера. Верхний трек - это трек абилки расы рыть (летать). Нижний трек - расстояние, которое может протопать торговец. Торговцы нанимаются также как и Корабли (Жетон Дока переворачивается на обратную сторону. теперь это не Док, а Склад. Так как навигации у вас ни фига нет, возможность прокачать его будет с тайла города, жетона благословения или жетона раунда, где есть "+1 к навигации". Трек передвижения ограничен "4" и не может быть уже выше, даже если на руках есть еще временные бонусы "+ к навигации". Если вы должны получать Корабль - вместо него получаете Торговца.

Торговцы как Корабли. Те же верблюды, только вид сбоку.

10. Тайл финального подсчета очков. Он в дополнении один. Подсчет идет за большинство имеющихся на поле торговых маркеров. При выборе тайла, допускается использование в рандоме тайлов из дополнения "Лед и Пламя". Также, как и в "Лед и Пламя", дополнительный жетон финального подсчета очков кладется в стороне от поля и считается после обычного (за протяженность зданий). 

11. Стартовые ПО. Теперь можно не орать до хрипоты на аукционе или возмущаться, почему Речники, блюющие золотом на  одних условиях с Гномами, которые каждой копейке рады. На последней странице правил вы найдете расстановку на треке ПО ко всем картам игры! да здравствует справедливость! Разумеется, вы можете продолжать играть по правилам аукциона. 

12. Ньюансы. Они есть. Например: вы не можете получить бонус культа за жетон благословления с силой "1" два раза (например 1 культ земли "домик" и 1 культ земли "торговый марке"). Нужна внимательность факирам и гномам по начислению ПО за полеты и туннели. В остальном, вроде не заметил. Тайлы городов из минидополнения (+1 к навигации) не используются. Они уже есть, остальные - можете использовать.

Впечатления

Ох. Здесь уже эмоции. Игра стала другой. Базовая игра, несмотря на весь потенциал и глубину уже кажется неполной версией. Нужно переосмысление тактик, таких как блокировка соперника. Она по прежнему сводит на нет многие усилия но становится не такой негативной (благодаря каналам, кораблям и торговцам).

Залетные ведьмы. 3 силы русалок за мост ушли в благотворительный фонд.

По-прежнему очень больно ударяет расстановка домов, а карты Фьордов и Озер как мне показалось - подталкивают фракции к бОльшей конкуренции за земли. 

Суверенный метрополис Ведьм. В качестве задворок - грезивший о соседстве домик русалок. 

Поклонникам игры дополнение очень понравиться, хотя несколько собьет с панталыку. Лично я ставлю Терру теперь выше Гайи точно. Играть в Терру свежо, умно и разнообразно. Да, и уровень принятия решения в Терре находится как бы на поверхности, скорость анализа принятия решения тут повыше что ли. Дополнение привносит новизну не ломая игру и не неся кустарно прикрученных механик проволокой. Все естественно, все как нужно. Органичность игры сохранена и даже более, привнесена оригинальность.  Немного удручает тишина вокруг столь значимого дополнения, такой великолепной игры, которая собственно и сподвигла меня написать этот отчет. Надеюсь, что количество поклонников Терры Мистики будет увеличиваться, несмотря на Проект Гайю. 

Бороздящий просторы Большого театра...Через ход тут будет торговый пост, но корабль уже скинет свои товары и уйдет в запас...

Напоследок небольшой совет, мысли к которому родились во время моей партии. Не спешите скидывать Торговый маркер. Мой соперник например специально проводил последними ходами перестройку зданий))). 

Всем хорошей игры и играйте чаще в лучшее, пусть и не новое!

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
cyril2012 написал 7 дней назад: # скрыть ответы

После всплытия картинок возникли вопросы. Зачем русалкам мост?

Solarius написал 7 дней назад: # скрыть ответы

Уже незачем).Ведьмы десантировались в следующем раунде. Зачем это было нужно ведьмам? Разведу руками...Русалкам пришлось копать лишние земли (в районе двух каналов).

cyril2012 написал 7 дней назад: # скрыть ответы

А до высадки ведьм зачем нужно было строить русалкам мост?

Solarius написал 7 дней назад: # скрыть ответы

Тут я сплоховал. Ману использовал в одном раунде, понадеявшись на лопату в следующем...

cyril2012 написал 7 дней назад: # скрыть ответы

Сплоховал в другом
1. У русалок со старта 1 мореходство есть
2. Они город могут строить через 1 тайл реки, тайл города при этом кладется на гекс реки, соединяя дома на 2х берегах реки.
3. Терраформировать можно косвенно прилегающие территории, то есть с учётом мореходства.
4. Терраформировать нужно было эту зелёную территорию и сразу ставить на ней домик ДО строительства домика в глубине территории. Важные и недорогие с точки зрения терраформирования клетки нужно занимать быстро. Тем более когда в игре ведьмы. Тем более застройка этой территории также давала город.
5. Ману на мост тратить русалкам в принципе нужно в очень редкой ситуации, когда этим действием ты не даёшь построить мост другой расе, заблокировав действие, в ущерб себе. Я не помню в реальных партиях таких ситуаций, теоретически возможны. Или когда хочешь потянуть и взять очень нужный бонус раунда, который на руке игрока, который точно сейчас спасует, а ты на 100% его можешь успеть забрать.
6. Если сильно хотелось потратить ману, то лучше было сконвертировать в рабочего или в 1-3 монетки, в зависимости от дохода маны. Сохраняя при этом действие. То есть можно например, успеть еще что-то сделать, спасовать, взяв тайл с нужным бонусом...

Solarius написал 7 дней назад: # скрыть ответы

Спасибо за советы! Буду наигрывать!

cyril2012 написал 7 дней назад: # скрыть ответы

А по этому допу маленькое замечание: жетоны доков ставятся на берегу. Так логичнее и вроде даже в правилах прописано

Solarius написал 7 дней назад: # скрыть ответы

Если следовать четко букве закона - док ставиться сразу под прибрежное жилище, на берегу реки. Прибрежным жилище - жилище непосредственно примыкающее к речному пространству. Поскольку не нашел причин, как это может повлиять на результат, то оставил док на виду)

cyril2012 написал 6 дней назад: #

Согласен. Не прописано. Прорисовано)

Gelo написал 6 дней назад: #

Сразу видно старпёра ТМ)

ivan111 написал 8 дней назад: # скрыть ответы

На сколько минут/часов увеличилось время партии? (на двоих, троих, четверых, ...)
Паралич сознания из-за появления новых возможностей?

cyril2012 написал 8 дней назад: #

Все зависит от наигранности в базу.
Думаю, первые партии около 3 часов будут.
Далее ближе к двум.

Solarius написал 8 дней назад: #

Вы знаете, мысли в точку указываете. Есть паралич. Вместе с тем, связываю это пока с малонаигранностью в дополнение.

Diamond76 написал 7 дней назад: #

Мы за три часа на пятерых уложились. В целом, дополнение время партии увеличивает незначительно, но зато расширяет возможности по расселению игроков в разы. Играть становится еще интереснее!

Nelud написал 8 дней назад: # скрыть ответы

Только у меня картинки не отображаются?

Solarius написал 8 дней назад: # скрыть ответы

Если это так, то очень обидно (. У меня отображается все верно.

GeniusGray написал 8 дней назад: # скрыть ответы

При попытке отобразить картинку, запрашивается авторизация в гугл-аккаунте. Видимо вы выложили картинки из личного файлового хранилища без доступа, причем доступа для всех (если авторизоваться в гугле, белые рамки заменяются на знак кирпича - запрет доступа гугл.)

Solarius написал 8 дней назад: # скрыть ответы

Друзья, всем спасибо - вроде починил! приношу свои извинения!

cyril2012 написал 7 дней назад: #

Да, картинки, появились!

rocco66 написал 8 дней назад: #

У меня тоже. В консоли браузера я вижу 403 ошибки от lh3.googleusercontent.com . Это ошибка прав доступа, так что есть подозрение, что ни у кого кроме автора они не отображаются. Автору думаю надо либо перезалить картинки на ресурс с общим доступом, либо выставить на них корректный доступ.

zlobno написал 8 дней назад: # скрыть ответы

я таки не понял, автор не сыграл больше одной партии в базу? но уже дополнение обозревает?

Solarius написал 8 дней назад: #

В базу сыграно партий 15 точно), но я видимо пропустил закон Тесеры, говорящий о праве написания обзора, после количества партий. Расскажите мне о нем, чтобы в калошу не сесть в последующие разы.

Arhiserg написал 8 дней назад: #

пока текст не в разделе "Статьи", а в дневничках - то претензий быть не может :)

cyril2012 написал 9 дней назад: #

Спасибо. Отличный обзор. Игра стала совсем другой.
Это дополнение только тем, кто наигрался в базу. Делает игру более сложной. Видимо, поэтому тихо встречено, ведь только самые ярые поклонники Терры заинтересованы в усложнении.
Самое грамотное решение с благословением 1 уровня. Теперь в игре на 4-5 и сидящие на 4 и 5 местах могут себе их брать.