29 сентября 1932 года, 69-й этаж Рокфеллер-центра, Нью-Йорк. Обеденный перерыв
(незадолго до окончания строительства)
На днях мне в руки попала игра New York 1901. Помнится, когда она только мелькнула в новостях я оценил эту новость достаточно низко: мол, ну вот очередная градостроительная игра. Прямо бум какой-то. Может уже хватит? Тем более, что игровой процесс в новости был описан как довольно примитивный абстракт:
"Из хода в ход игроки набирают тайлы небоскрёбов разной формы из общего запаса и выкладывают их на поле (на манер «Пентамино», только с дополнительными ограничениями). Застройка начинается со зданий «бронзового уровня», затем в дело вступают здания «серебряного уровня», а затем «золотого»."
Как оказалось - это не совсем так. Или даже совсем не так. У достаточно спорного сравнения "эта игра лучше Монополии и похожа на Билет на поезд" кабы не больше шансов оказаться более верным, чем у данного описания. Судите сами. Несмотря на то, что сравнивая Монополию с Нью-Йорком мы сравниваем вилку с бутылкой, утверждать что Нью-Йорк хуже - сложно. Теперь о похожести на TTR:
Похожи ли в результате эти игры по игровому процессу и ощущениям от игры? Да не очень.
На Пентамино же (равно как на Патчворк или Тетрис) игра похожа еще меньше. Разве что формой фигур. Здесь нет общего пула фигур, мы не стремимся к максимальной плотности застройки, и мы можем убирать фигуры с поля. Это если вкратце.
Пара слов о том как же в нее играть на самом деле.
У каждого игрока есть свой набор из 18 небоскребов и 4 рабочих. Небоскребы у всех игроков одинаковые и делятся на бронзовую, золотую и серебряную эпоху. Строительство каждого небоскреба приносит определенное количество очков. При этом пока не наберешь 6 очков ты можешь строить только бронзовые небоскребы, а пока не наберешь 18 не можешь строить золотые. Плюс в игре все-таки есть 4 общих небоскреба - это Легендарные небоскребы. За всю партию игрок может построить только один Легендарный небоскреб, и чем раньше у него появится возможность его построить, тем больше у него будет выбор.
Рядом с полем находится открытый рынок карт участков, длиной в 4 карты. Участки отличаются цветом и количеством клеток: 2 или 3 (участки с 3 клетками раскрашены в цветочек). Каждая карта участка дает право выставить своего рабочего на любую область Нью-Йорка, совпадающую по цвету и размеру. Небоскребы чаще всего занимают больше одного земельного участка.
В свой ход игрок выбирает одно из двух действий:
Игра заканчивается когда на рынке остается всего 3 карты земель (земли не уходят в сброс, а хранятся перед игроками) или у кого-то из игроков остается 4 непостроенных небоскреба. Поскольку небоскребы разных форм и размеров, есть место на подумать, какие и в какой последовательности строить.
Еще в игре есть 5 Бонусных карт улиц, из которых в каждой партии принимают участие только 3. Игрок, построивший большее число небоскребов вдоль такой улицы, чем другие игроки, получает в конце партии дополнительные 5 очков. Также в партии принимает участие 1 из 5 карт соревнования, так или иначе меняющая условия строительства: в одной партии дополнительные очки может приносить строительство золотых небоскребов рядом с небоскребами прошлых эпох конкурентов, а в другой - присутствие не менее 2х золотых небоскребов игрока в каждом из округов, на которые поделена карта Нью-Йорка цветом.
Таким образом перед игроком в партии стоят следующие цели:
***
Оформлена и исполнена игра замечательно. В коробке есть удобный органайзер, со стилизацией под заклепки (аналогия с ТТR продолжается, т.к. фишки для подсчета очков тут также вынесены в отдельные ячейки).
Фишки для подсчета очков и рабочие - не примитивные диски, и безликие миплы, похожие друг на друга как семья китайцев в безлунную ночь, а действительно рабочие, с обрезком двутавровой балки в руках. (Тоже явно близкие родственники, только разноцветные)
Поле толстое, плотное, ровное и имеет не только игровое поле на одной стороне, но и красочные иллюстрации на другой.
Лицевая сторона
Обратная сторона поля
Планшеты игроков также выполнены из плотного картона и имеют фактуру льна. Выглядят дюже симпатично. Любопытная деталь: три из пяти планшетов несут на себе гербы игры престолов - Старки, Тирелы и Баратеоны.
Все карты в игре под лен. Карты участков скорее всего размера USA-mini, а вот бонусные карты похоже нестандартных размеров. Никогда таких не встречал. Впрочем, они тасуются только 1 раз перед партией и лежат возле поля как недвижимость.
Карты участков и карты действий игрока
Бонусные карты соревнования и улиц
Тайлы небоскребов плотные, средней толщины.
Легендарные небоскребы и небоскребы желтого игрока
К недостаткам можно отнести разве что странное цветовое решение. Например, фишки болотно-травянистого цвета или цвета осеннего Гудзона. Плюс игровые поля немного отличаются по цветам (имел возможность сравнить свое и открытого экземпляра в магазине). Разница невелика, почти незаметна. Нето полтона, нето четверть... Но одно поле оставляет ощущение яркости и жизнерадостности, а второе мрачности (осенний Манхэттен в догонку Гудзону). Но это все уже придирки. Для тех кто разглядывает новые игры с микрометром и мелкоскопом. А вот дальтоникам здесь, увы, ловить нечего: в игре слишком многое завязано на цвет, а какой либо другой маркировки компоненты не несут (за исключением карт участков - там на заднем плане недострои разные).
***
Ну и наконец то, ради чего вы всё это читали. Апофигей... эээ... апофеоз статьи. Игровые впечатления.
На данный момент сыграно всего 2.5 партии, по одной на 2х, 3х и 4х игроков. Недоигранная партия на четверых игралась по упрощенным правилам в попытке втиснуть партию в 15 минут до закрытия. Не удалось (:
И во всех трех партиях возникло ощущение стремительности хода. Даунтайма в игре практически нет. Думаю после десятка партий игра будет умещаться в 25-30 минут. Хотя время партии я не засекал, возможно это всего лишь ощущение. А вот понимание, что стоит планировать что и во что ты собираешься перестраивать, учитывая странные формы небоскребов, пришло только к середине первой партии. На любое количество игроков игра воспринимается одинаково динамично и интересно. Возможно, что при стиле игры "я копаюсь в своей песочнице, а ты иди в свой угол," на двоих она и будет скучновата, но по-моему бонусные карты улиц и соревнования предотвращают подобный исход.
Я бы сказал, что игра - хорошая семейка. Но семейка с небольшими оговорками: для семей, где не обижаются на проигрыш, и игровое вредительство. В отличие от TTR, здесь вся информация открыта, и можно целенаправлено подрезать игрока, идущего, например, к постройке Легендарного небоскреба. Так что игра достаточно конфликтна и с прямым взаимодействием. Здесь уже не получится сказать "ой, я не знал, что и тебе туда надо".
Для гиков же игра станет отличным умным филлером. Несмотря на то, что карта Нью-Йорка статична, предстартовая рандомизация бонусных карт улиц и соревнования, стартовых имений и карт участков, обеспечат достаточно высокую реиграбельность, несмотря на простоту процесса. Игра заставит пошевелить извилинами, отвечающими за пространственное воображение, а также оперативно менять свои великие планы.
Мне в этой игре не хватило разве что возможности играть в 5-6, а то и всемером. Стремительность ходов это вполне позволила бы. Вот только на поле скорее всего творился бы фарш... Хотя, с другой стороны, из-за постоянной перестройки небоскребов даже вчетвером в Нью-Йорке достаточно свободно. Так что надеюсь у игры появится расширение.
А в целом я игрой очень доволен, и оцениваю ее чуть ниже, чем TTR: Europe. Чтобы догнать, ей все же не хватает глубины, имхо. Ну и не забывайте глядя на мой обзор, что я гик, но гик специфический - мой любимый сегмент игр как раз семейки, а вовсе не хардкор.
Отличный обзор, спасибо.
Стоял там, где в неё играли. Как-то не впечатлился.. Видимо нужно будет таки самому сыграть.
А я как-раз играла там, где ты стоял. Сыграли две партии - не впечатлило!
Прям чтобы совсем? Ок, приму к сведению.. но если представится случай, все же на 1 партию соглашусь.
Но все равно смущают меня небоскребы в виде тетриса-пантамино.
Как раз там где вы стояли и играли, в неё играл я. И тоже скажу что не впечатлён совсем.
)))
Присоединюсь что ли к этому мнению, раз уж я там тоже играл. Хотелось эпичного строительства.
Зато хорошо сидели и стояли:)
ну это явно не игра для эпичного строительства - это хороший филлер на прострнанственное мышление.
Уже в магазинах продавцы говорят, что Нью-Йорк - это "убийца" Билета на поезд по Европе. Недели две назад в БанзГеймс мне так продавец сказал.
Так, что "клеймо" уже поставлено и его не отмыть....
Очень жаль
Билет на поезд лежит у меня дома на полке. Посмотрим, как Нью-Йорк сможет до него добраться :)
А у меня аж коллекция карт Билетов :) Нью-Йорк покупать не буду...
Наверное посмотрели обзор rahdo)
ну-ну. До убийцы он явно не дорос.
Сравнение с TTR более чем "жестокое" - теперь все будут сравнивать эти абсолютно разные игры и это "клеймо" похожести от "Нью-Йорка" уже будет не отмыть. Аналогичная ситуация была с Airlines и TTR. Кто-то "умный" первым "сравнил" эти две абсолютно разные игры и до сих пор многие считают, что они отличаются лишь оформлением, отсылая к "авторитетным" мнениям... И бесполезно доказывать обратное.
Была такая игра Skyline 3000 - вот с ней можно как-то сравнить. Но на полном серьёзе сравнивать с "билетом"... Жаль, клеймо "похожести" поставили абсолютно незаслуженно... И никто ведь не будет читать дальнейшие выводы и вдумываться в текст - если специалисты сравнивают, значит - похожи. :) Увы, это так. Ещё увидите, что напишут "вагончики и небоскрёбы - одно и тоже, только оформлением отличаются"...
Ты сильно преувеличиваешь значение чьей-то писанины в формировании у людей мнения о игре. "Все будут сравнивать.." - кто это все? Пара человек может вспомнит, что где-то когда-то видел, остальные сами будут сравнивать.
Сдаётся мне, это была ирония.
PS но если что, то опять SSS виноват:)
Почему же клеймо? Скорее знак качества :)
Мне вот после партии такое же сравнение в голову пришло - действительно по ощущением игра напоминает Билет на поезд. И здаётся автор намерено к этому шел - кто же не хочет выпустит хит?
Потому что Билет это унылое ...времяпровождение
Каждому свое. Для меня например всеми обласканный Доминион - унылейшее... А кому-то Каркассон круче Twilight Imperium'a
Кто эти люди????
Например те, кто играл в Каркассон, но никогда не видел Twilight Imperium ;)
Флуд с моей стороны, конечно...
Но тут прямо имелось в виду, что кто-то сравнивает эти две игры и говорит:"Не, Каркассон круче" Можно сказать, что он проще, удобнее и т.д., но чтобы круче... Покажите мне эти ники!!!!11
Смотри комментарий ниже ;)
Ты в субботу будешь? Эра?;)
Должен быть. В какое время ты можешь, ты же должен авторские проекты смотреть?
Не должен))))
Часам к 12 буду
В таком случае там встретимся и решим когда играем.
А чем ТИ лучше? Именно что лучше? Ответ "всем" не принимается;)
Среднестатистический настольщик не может найти ответа на вопрос "чем лучше или хуже". Он руководствуется "просто мне нравится/не нравится"
Ну хотя бы тем, что в нём больше возможностей для игрока и инструментов. Я то сравниваю не субъективное отношение, а просто по пунктам, начиная с глубины геймплея, заканчивая количеством стратегий. Если субъективно, то ясно дело :)
Субьектив чистой воды. Там и минусов можно найти выше крыши;)
Насчёт Доминиона и Каркассона согласен)))))
Забавно, что вы сравнили Нью-Йорк тоже с игрой Алана Муна. Правда кроме тематики строительства небоскребов я в них ничего общего не увидел. Скайлайн кажется мрачной и переусложненной. Так что еще непонятно, что лучше: сравнивать с хитом или с достаточно спорной игрой.
Забавная игрушка. После партии желания купить у меня не возникло, но с удовольствием в неё сыграю ещё при случае.
Кстати, мне сравнение с Тикетом привели прямо перед началом партии, но это всё-таки несколько другая игра, просто с похожей механикой открытия карт.
Прочел обзор но так и не понял откуда взялось притянутое за ушы сравнение с TTR которое автор упоминает через строчку. Совершенно разные, абсолютно разные игры. Ничего похожего.
"И там, и там мы что-то строим. В TTR маршруты, в NY небоскребы".
Ну офигеть теперь. Почему летает самолет? По воздуху!
"Даю справку"©
Зайдите в карточку игры и прочтите мой коммент о консультантах Игроведа.
С Пентамино не сравнивают - уже хорошо.
Вероятно, не зацепись я еще до первой партии за коммент SSS взглядом, такого бы сравнения и не было. А так она и в процессе игры невольно с TTR сравнивалась.
Сравнение это мелькало еще аж в августе и на boargamer.ru
http://www.boardgamer.ru/radar-essena-new-york-1901
Наверное, сейчас уже и не вычислить, кто первым обозвал Нью-Йорк Билетом на поезд.
Необходимо тщательнейшее расследование.
Формируте комиссию, а буду куратором.
Ну там-то сразу стрелки за океан перевели: мол, какие-то таинственные критики с GenCon'a... А сам я не. Что вы?! =D